Молитва франсуа вийона аккордами

Очевидные странности шедевра Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона»

Самая любимая и «народная» # песня Окуджавы полна загадок, с первых до последних строк. Впечатление — великий Булат Шалвович нарочно ставит нас в недоумение своими парадоксами. Но зачем?

Вот её первый куплет:

По ка Земля еще вертится,
пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
чего у него нет:
мудрому дай голову,
трусливому дай коня,
дай счастливому денег.
И не забудь про меня .

Сам Окуджава — по признанию людей его круга — глубоко образованный интеллектуал. Его песни складывались в гимны городской интеллигенции, исполнителю десятка его городских романсов легко подпевали большой толпой, не путая ни слова в его длинных и глубоких текстах.

Потому загадочны уже первые две строки, вложенные Окуджавой в уста первого поэта французского средневековья, писавшего во второй половине 15 века — Франсуа Вийона. Эта песня — молитва, что следует из названия и самого текста песни. То есть — просьба Богу. Франсуа искренне просит Бога, казалось бы, о самом главном для человека, даже не для себя (про себя — только походя).

Но как просит!
Что значит «Пока земля еще вертится»?

Явно католик (Франция 15 века, духовное католическое образование) начинает просьбу к Богу с абсолютно кощунственного — с точки зрения христианства тех времен — заявления: земля вертится. Что за нелепость допускает мудрец Окуджава? Но это не только дикая ересь — Вийон и знать не мог, что земля «вертится»: Галилей заявит об этом почти через 200 лет, в 1633 году!

Читайте также:  Укулеле концерт или тенор что выбрать

А словосочетание «пока ещё», дважды употребленное в первых же двух (!) строчках? Это же вообще вызов Богу! «Пока земля еще вертится, пока еще ярок свет» недвусмысленно означает, что главные творения Бога — Земля и свет когда-то закончатся!

Франсуа Вийон сразу же заявляет — БОГУ! — что когда-то остановится земля и померкнет Богом данный свет! Так что успей, мой Боже, до этого! Это примерно как писать письмо к банкиру с просьбой о спонсорстве и сразу же в письме заявить — Ваш банк рухнет, Ваше имя будет растоптано, успейте мне помочь до того. Какая нелепость и наглость продолжить после этого: «Господи, дай же ты каждому. « . Говоря теперешним языком, Булат Шалвович кого-то явно троллит: то ли Вийона, то ли нас с вами.

Причем троллит, не переставая — Франсуа Вийон просит Господа сделать нечто чудовищное. Смотрите:

«Господи, дай же ты каждому, чего. у него нет»

Скажете — просьба великого альтруиста? Отнюдь! У человека очень часто — и слава Богу! — нет того, что человеку совсем не надо, вредно и противопоказано. У человека может не быть страшных болезней, оружия, плохих привычек, ненужных знаний и тд — ими Вийон тоже просит Бога одарить человеку? Или: у человека может не быть того, что он вожделеет, но что уже принадлежит кому-то: чужая жена, например, или чужая земля. Чужую жену тоже «дай каждому»? А врагу твоему, врагу твоего народа тоже дай то, чего у него нет? Ядерное оружие, к примеру, чтобы получить «по полной»?

Это не демагогия: просить за других вообще очень странная философская интенция , особенно когда ты этих других не знаешь.

Тут Окуджава как бы понимает, что его коллегу Вийона сильно «занесло» — и пытается исправить ситуацию. Но как! Булат Шалвович — какая великая утопия! — расшифровывает просьбу «дать каждому» и перечисляет, кому что дать. Внося полнейшую сумятицу в логику своего текста. Давайте вслед за Вийоном перечислим и мы.

«Мудрому дай голову» — что за фантазии? Имеется в виду, что мудрых всегда казнят? То есть Бог такой вот нелепый в своих решениях (смерть человека — это всегда решение Бога)? Да и мудростью во все времена обладали люди вполне себе встроившиеся в сложный мир, мудрость — это всегда почтенный возраст, и их предполагаемая Вийоном «безголовость» как-то нелогична даже для стихотворения.

«Трусливому дай коня» — вообще оксюморон! Конь нужен только тому, кто умеет на коне скакать. Но владеющий верховой ездой человек по определению не трусоват — вспомните свои попытки езды на лошади и сомнения перед этим. Но и это не все — а если трусливый (то есть еще и подлец, предатель и тд) спасется, это не принесет ли бед другим людям?

«Дай счастливому денег». А что, разве не бывает счастливых людей в хорошем достатке? Оставим это без комментариев, каждый век мог бы по этому поводу сильно поспорить.

«И не забудь про меня» — тут тоже не станем зубоскалить, хотя очень тянет отметить трижды (за молитву) повторенную к Богу просьбу о самом себе:)

Второй куплет:

Пока Земля еще вертится —
Господи, твоя власть!—
дай рвущемуся к власти
навластвоваться всласть,
дай передышку щедрому,
хоть до исхода дня.
Каину дай раскаяние.
И не забудь про м еня.

Идею мою читатель, Вы поняли. Теперь Вы сами, если захотите, сможете погадать странный # ребус Булата Шалвовича. Остановлюсь лишь на самых, на мой взгляд, «зияющих высотах» текста этой песни-молитвы.

«Каину дай раскаяние». Каина — даже ко времени самого Вийона — уже тысчи лет как нет. Его потомков («отродье», если угодно»), смыло Всемирным потопом. См Ветхий Завет . Оба — и Окуджава, и Вийон — об этом не могли не знать, и потому просьба какая-то совсем уж «заковыристая». Особенно учитывая личные счеты Бога и Каина.

Поэтическая высота последних двух куплетов несомненна — почитайте, стоит того. После них я дам еще пару комментариев.

3 и 4 куплет Молитвы Франсуа Вийона

Я знаю: ты все умеешь,
я верую в мудрость твою,
как верит солдат убитый,
что он проживает в раю,
как верит каждое ухо
тихим речам твоим,
как веруем и мы сами,
не ведая, что творим!

Господи мой Боже,
зеленоглазый мой!
Пока Земля еще вертится,
и это ей странно самой,
пока ей еще хватает
времени и огня,
дай же ты всем понемногу.
И не забудь про меня.

«Я знаю, ты все умеешь, я верую в мудрость твою» говорит лишь о том, что Окуджава писал этот текст в превосходном здравии и абсолютном понимании смысла Бога. Этой строчкой бард говорит:

  1. Бог всемогущ
  2. Его промысел абсолютно правилен и давно наперед определен

Что соответствует канонам христианской церкви (также и иудейской).

Но тут возникает главный вопрос к Окуджаве и Церкви.

Прося Бога о чем-то (молясь Богу), человек заявляет, что ему — человеку — видней, что надо делать. Что он — человек — лучше Бога (все давно решившего наперед, ибо в этом и есть промысел Божий) знает, что надо делать. То есть # молитва — это ни что иное, как высочайшая дерзость по отношению к Богу: неверие в правильность Его промысла, неверие в способность Господа принять верное решение, кому быть богатым, кому здоровым, кому остаться в живых.

Источник

МОЛИТВА ФРАНСУА ВИЙОНА (авт. Б.Окуджава)

МОЛИТВА ФРАНСУА ВИЙОНА
Пока Земля ещё вертится, пока ещё ярок свет,
Господи, дай же ты каждому чего у него нет.
Умному дай голову, трусливому дай коня,
Дай счастливому денег и не забудь про меня.

Пока Земля ещё вертится, Господи, твоя власть,
Дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть.
Дай передышку щедрому хоть до исхода дня,
Каину дай раскаянье и не забудь про меня.

Я знаю, ты всё умеешь, я верую в мудрость твою,
Как верит солдат убитый, что он проживает в раю.
Как верит каждое ухо тихим речам твоим,
Как веруем и мы сами, не ведая, что творим.

Господи, мой Боже, зеленоглазый мой,
Пока Земля ещё вертится и это ей странно самой.
Пока ещё хватает времени и огня,
Дай же ты всем понемногу и не забудь про меня.
Дай же ты всем понемногу и не забудь про меня.

Источник

Оцените статью