Молодежь ссср с гитарой

Фотоподборка: какие музыкальные инструменты делали в СССР во времена юности моих родителей и какое у них было качество

До сих пор иногда жалею, что полное отсутствие музыкального слуха не позволило мне выучиться играть на каком-нибудь инструменте.

В этом вопросе со мной солидарна и мама, регулярно вспоминающая, что в детстве очень хотела освоить фортепиано. Ей помешало как отсутствие поблизости хорошей музыкальной школы, так и необходимость приобрести собственный инструмент.

И я заинтересовался: а как, собственно, было дело с производством музыкальных инструментов в СССР? Можно ли было купить хоть что-нибудь? И каким было качество?

Гитары

Первые отечественные гитары в СССР появились в середине 60-х. Производство было организовано в Ленинграде, на заводе имени Луначарского. Ассортимент был очень ограниченным – всего две серии («Аккорд» и «Тоника»).

Цена около 180 рублей – это больше месячной зарплаты среднестатистического советского гражданина.

Одна из первых электрогитар «Тоника».

Позднее там же освоили производство и других электро- и бас-гитар (серии «Мария» и «Бас»). Они выпускались еще в нескольких городах – Свердловске («Урал»), Ростове («Аэлита»), Орджоникидзе (сильно отличавшаяся от оригинала версия «Тоники»).

Гитара «Бас» с популярной окраской корпуса «sunburst».

Знаете, как «опознавали» производителей советских гитар? По характерному дизайну. В Свердловске на гриф наносили точки, в Ростове всегда делали кайму по краю накладки на деке, в Орджоникидзе – украшали изображением медведя.

Лучшие по качеству инструменты производили в Москве на Экспериментальной фабрике имени Советской армии. Но серийно выпускались только три модели:

  • стил-гитара с металлическими струнами тщательно просчитанной толщины;

  • «Элгава» («гибрид» электро- и стил-гитары).

Баяны

Пришлось немного покопаться в сети, но я выяснил, что большую часть советских баянов производили в Кирове (Фабрика музыкальных инструментов в Ганино).

Ассортимент ее продукции был достаточно широк – и баяны, и гармони, и аккордеоны, и электроаккордеоны. Также популярны у «пользователей» были тульские баяны.

Даже в лучшие годы продуктивность фабрики в Ганино была ограниченной – максимум 5000 баянов в месяц.

Это одна из наиболее популярных ее моделей – «Кировский-3».

Баянами «на любителя» (нашел и положительные, и отрицательные отзывы) были инструменты, производившиеся в Москве, Вологде и Ленинграде:

Пианино

Думаю, не ошибусь, если назову пианино одним из наиболее популярных инструментов в советских музыкальных школах. Детей обучали, естественно, на моделях отечественного производства:

  • «Заря». Сборка осуществлялась на фабрике с тем же названием с середины 50-х годов. Детали поставлялись из Ленинграда и с нескольких украинских заводов. Наибольшую популярность получила модернизированная модель, которая производилась в 70-х. Это пианино было существенно легче «оригинала» (почти на 100 кг) и меньше по габаритам (1,5 м в ширину и 1,2 м в высоту). При желании его можно было разместить даже в советской хрущевке.

  • «Лира». Первые модели на ленинградской фабрике с аналогичным наименованием стали выпускаться в 70-х. Качество деталей и сборки, по сравнению с прочими советскими музыкальными инструментами, было достаточно высоким. Это единственный из советских брендов, успешно «доживших» до наших дней.

  • «Красный октябрь». Модель производства фабрики «Беккер» (Москва), которая была основана еще до революции. Серийный выпуск пианино начался в 1950 году, в 1958 году оно было отмечено Гран-При брюссельской Всемирной промышленной выставки. Но вскоре качество инструментов и их звучания резко ухудшилось.

  • «Кузбасс». Инструменты под таким названием выпускались на фабриках «Беккер», «Лира», «Музремонт» (Кемерово). Производство началось с середины 50-х годов, окончательно наладилось с 60-х. Всего ежегодно выпускалось около 700 пианино под этой маркой.

Скрипки

А что насчет скрипок? Их массовое производство было налажено в СССР в 60-х годах прошлого века. Весь Союз обеспечивали две фабрики – в Москве (для этих целей было переоборудовано предприятие, выпускавшее раньше гитары) и Одессе.

Производство скрипок в Одессе.

Качество сборки в столице было существенно выше. То же «пользователи» говорили и о звучании московских скрипок. В принципе, это объяснимо. Для инструментов использовались особая «резонансная» ель из Костромской области и волнистый клен из Закарпатья.

Кстати, меня звучание скрипки до сих пор немного раздражает. Может, я слышал только инструменты из «неправильного» дерева? Напишите в комментариях, кто разбирается, действительно ли материал так важен?

Советские скрипки продавались примерно в такой комплектации.

Если верить статьям в советской прессе, каждую скрипку «прослушивали» специально приглашенные профессора Московской государственной консерватории. Когда звучание инструмента их не удовлетворяло, он отправлялся в брак.

Прошедшая проверку скрипка производства московской фабрики.

В целом качество советских музыкальных инструментов, если верить воспоминаниям тех, кому довелось на них играть, колебалось где-то между «средним» и «неплохим».

Но кое-что было и откровенно «ужасным». В принципе, это неудивительно. Производство было массовым, налаживать его пришлось методом проб и ошибок.

А вам приходилось играть на каком-нибудь музыкальном инструменте производства СССР?

Источник

Молодежь ссср с гитарой

Гитары в СССР

Желающим ознакомиться поподробней с этой необъятной темой рекомендую пройтись по ссылкам в конце статьи. А здесь будет лишь общий обзор с лирическими отступлениями.


Самая привычная картина, если заглянуть в дырку резонатора.

Как выглядит акустическая гитара («акустика», «классика», «дерево», «деревяшка», «фанера»), вы все прекрасно знаете. Нельзя сказать, что в СССР поголовно выпускались плохие акустики. Просто из всего того, что валялось на прилавках, мы помним лишь самые доступные 20-рублевые гитары конвейерной сборки. Да, это был настоящий кошмар, но не забывайте, что в Союзе была хорошая школа игры на классической гитаре. Качественная учебная «классика» тоже выпускалась на потоке, но стоила дороже, от 50 рублей. Чешская «Кремона» (Strunal) стоила в районе 70 рублей.

Надо сказать, что помимо классики есть куча разновидностей акустических гитар: джамбо, фламенко, дредноут, фолк, джазовый арктоп и т.д. Наша промышленность тоже их выпускала или пыталась выпускать, но на названиях это никак не отражалось, обычно всё скрывалось под сухим термином «артикул».

Еще в 60-х были попытки приделать к акустике звукосниматель. В детстве я думал, что это местные кулибины так стараются, но, как оказалось, в СССР выпускалось не менее трех разновидностей такого убожества:


Гитара «Самара», 1976-1986, 40 руб.

Но вернемся к самой популярной гитаре коммунистического мира того времени — 20-рублевой акустике. Ценовая линейка была в пределах 16-27 рублей, и нетрудно догадаться, что такие гитары становились первыми в жизни для большинства советских школьников.


Советская гитара, «уцененная» с 16 до 23 рублей.

Максимум, что на ней можно было сыграть без ущерба для психики, — это всенародный хит «Дембеля». Гитара не строила и часто «плыла», а постоянно проседающий гриф доводил до истерики. Ключей-бабочек для подтяжки грифа ни у кого не было, поэтому играли лишь на первых трех ладах, где не требовалось адских усилий, чтобы прижать струны, и где можно было компромиссным методом выдержать строй.

Если с акустикой дела обстояли более-менее, то есть при желании можно было достать неплохой инструмент, то с ЭМИ всё было не плохо, а очень плохо. Отечественная промышленность выпускала под сотню разновидностей электрогитар, но играть на них было невозможно.

К слову сказать, если вы сейчас возьмете в руки «Рикенбекер» Джона Леннона, вы тоже взвоете — как на таком хламе можно было играть! И тем не менее музыканты как-то умудрялись играть и на советском хламе. Уже за это им нужно поставить памятник!


Знаменитые свердловские «Уралы-650», созданные по мотивам YAMAHA SG 5.

Цена «Урала» — 185 руб.

Самой известной из всего советского гитаропрома была электрогитара «Урал». Она же была и самой распространенной, хотя это было скорее собирательным названием для всех советских электрогитар.

«Уралами» комплектовались советские школы, дома культуры и клубы. На грифах обычно ничего не писалось, поэтому многие даже не знали как выглядит настоящий «Урал» и называли его именем какую-нибудь «Аэлиту» или «Тонику». Правда, судя по звуку, оно того стоило.

Вот лишь несколько шуток про гитару «Урал», ходивших в то время:

  • Гитара «Урал» была разработана советскими инженерами для устрашения капиталистов.
  • Гитара «Урал» — единственный в мире физический объект, который будет охрененно тяжелым даже в условиях невесомости.
  • Изящный гриф, стройный, как балерина, и прямой, как винт моторной лодки.
  • Все говорят, что гитара «Урал» звучит хреново только потому, что жалкие стандартные восемь звукоснимателей не способны передать её истинный звук.

Ну и самая главная, жизненная шутка:

  • Ни один музыкант мира пока что полностью не разобрался в этих ручках!

О да, ручек и кнопок было до хера и больше, но самое досадное было в том, что при нажатии на эти кнопки ничего не происходило! Вернее, что-то всё-таки менялось, так как гитара начинала фонить, дребезжать и свистеть по-другому.

Находились умельцы, которые с помощью молотка и паяльника доводили эти «лопаты» до ума, но переделывать приходилось слишком много, не каждому такое под силу.



Гитары «Аэлита» разных моделей и заводов (вторая, белорусская — получше).

Вообще, изначальная установка на кнопочность была у всех советских гитар.

Поэтому и в мультфильмах их изображали с кучей модных в то время кнопок на шизофренических корпусах.

Если отталкиваться от того, что выпускалось, можно предположить, что Трубадур (единственный басист, кто нашел девушку) играл на гитаре «Тоника».



Гитары «Тоника». Цена 180-220 руб.

А бременский Кот играл на чём-то вроде этого тихого ужаса:


Гитара «Турист». 85 руб.


Гитара «Тоника», Ленинград. 130 руб.

Или даже этого (опять белорусская гитара из Борисова):


Гитара «Форманта». 230 руб.

В некоторых клубах оставались еще неразворованные полуакустические гитары из эпохи 70-х.


Гитара «Ритм», изначально львовская. 185 руб.

Ну, не воровали их потому, что было и так понятно, что они безнадежно устарели. А вот культработникам было трудно объяснить, зачем нужна новая техника, ведь на балансе ДК уже есть целых две гитары. Красные, большие, деревянные!

Ужасы советского дизайна

Пугать детишек надо было не «Уралом», а вот этими двумя монстрами:


Двугрифовый «Крунк» из Армянской ССР, г. Ереван.


Гавайская электрогитара арт. Б-6Р/420. 55 руб.

Раньше никому не пришло бы в голову засмеяться при слове «ФУТУРАМА». А вот в Белоруссии выпускались аж три электрогитары с таким названием: просто «Футурама», «Футурама-2» и бас-гитара «Футурама». Копии чехословацкой JOLANA Star V.


Гитара «Футурама» Борисовского завода. Цена 130 руб.

Электрогитары из братских стран

В 80-х основная масса музыкантов среднего эшелона играла на гитарах из стран соцлагеря. Работали и мастера, делавшие приличный самопал, но в то время не было газет типа «Из рук в руки», проще было добыть относительно недорогую и более продвинутую социалистическую технику. Даже в некоторых клубах валялись болгарские «Орфеи» и ГДРовские «Музимы».

Самым востребованным брендом из стран соцлагеря был «Лид Стар». На закате 80-х восточные немцы приблизились по качеству к тайваньским и китайским подделкам «Фендеров». Знаю, звучит смешно, но это был огромный прорыв по тем временам. Азиаты делали копии «Фендера» на порядок лучше социалистических европейцев.


MUSIMA Lead Star I из ГДР — почти копия FENDER Stratocaster.


MUSIMA Lead Star III — как бы FENDER без пикгарда (белой накладки на деке).


Просто MUSIMA, бессмысленная и беспощадная.


JOLANA Star, ЧССР


Болгарский «ОРФЕЙ» ORFEUS Bass по кличке «Матрас».

Источник

Читайте также:  Город золотой под пианино
Оцените статью