Молодой учитель по гитаре

Творческий путь длиною в 25 лет. Вся правда о профессии преподавателя игры на гитаре от жительницы Смоленска

Настоящий преподаватель игры на гитаре — это музыкант, педагог и психолог в одном лице. Во-первых, он должен профессионально владеть инструментом. Во-вторых, должен уметь учить и объяснять так, чтобы ученикам все было понятно. В-третьих, среди учеников будут не только дети, но и взрослые, поэтому необходимо знать особенности возрастной психологии. Где этому учат, сколько времени потребуется для освоения профессией, а также её особенности — обо всём этом расскажет сегодня читателям журнала Reconomica преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем из Смоленска.

Профессиональный творческий путь

Добрый день! Меня зовут Вера Юрьевна, мне 45 лет. Живу и работаю в Смоленске. Я преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем. Хочу рассказать о своей любимой профессии и о том, как я пришла в нее.

Где этому учат

Для того чтобы стать профессиональным преподавателем-музыкантом с нуля, требуется окончить музыкальную школу (5-8 лет), затем музыкальное училище или колледж (как правило, 4 года), а после этого — ВУЗ (5-6 лет). Высшее образование музыкальные педагоги получают в консерваториях, институтах искусств или на музыкально-педагогических факультетах гуманитарных ВУЗов.

То есть, по минимуму потребуется 14 лет. Как ни странно, но на овладение этой профессией требуется больше времени, чем на то, чтобы стать дипломированным врачом.

В принципе, можно остановиться на среднем специальном образовании. Этого вполне достаточно, чтобы обучать детей или начинающих любителей. Для серьезного карьерного и профессионального роста высшее образование необходимо.

Читайте также:  Замена внешнего шруса аккорд 7

Как я пришла в профессию

Я, можно сказать, пришла в профессию не через дверь, а через окно. Гитарой начала заниматься довольно поздно, в 15 лет. В музыкальную школу меня по возрасту не взяли, тогда я пошла в платную любительскую студию при Дворце культуры, куда брали всех желающих. Там я окончательно определилась с выбором будущей профессии.

За два года освоила практически всю пятилетнюю программу музыкальной школы, т. к. решила готовиться к поступлению в музыкальное училище.

Упражняться приходилось по 5-6 часов ежедневно, а в выходные просиживала с гитарой в обнимку с утра до вечера. В итоге я поступила в училище, а со второго курса начала работать по специальности. Вначале работала в любительской студии типа той, где обучалась сама.

Я преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем.

Совмещать учебу и работу было нелегко, особенно в таком юном возрасте. Иногда приходилось по два-три раза в день курсировать между училищем и Домом культуры, чередуя работу и учебу, а ведь нужно было еще находить время на собственные ежедневные самостоятельные занятия. Кроме того, жизнь студента музыкального училища предполагает частые сценические выступления, участие в концертах, репетиции и т. п. Времени на отдых и развлечения совсем не оставалось, зато появилась существенная по моим тогдашним меркам прибавка к студенческой стипендии. К моменту окончания училища я работала уже в двух местах: досуговом центре и музыкальной школе.

Решила учиться дальше, но поняла, что на стационар идти нет смысла — все-таки в 22 года жить на одну стипендию и сидеть на шее у родителей уже как-то не солидно.

Поступила заочно в местный институт искусств на музыкальное отделение, продолжая работать в двух-трех местах. Через шесть лет окончила институт, получив квалификацию «Руководитель самодеятельного музыкального коллектива, преподаватель». Такой вот, вкратце, профессиональный творческий путь. Дальше хочу подробнее рассказать о самой профессии.

Специфика и особенности профессии

Профессиональное владение гитарой отличается от пресловутых «трех аккордов», как небо от земли. Чтобы хорошо играть самому, необходимо ежедневно, практически без выходных и праздников, заниматься по несколько часов в день.

Это и разучивание сложнейших классических произведений, этюдов, упражнений на разные виды техники игры, и игра в различных по составу ансамблях, и аккомпанемент певцам. Кроме того, придется изучить множество специальных дисциплин: теорию музыки, гармонию, сольфеджио, музыкальную литературу и другие. Но и это не всё. Настоящий специалист должен разбираться в возрастной психологии, знать методику преподавания игры на гитаре, изучить музыкальную педагогику.

Легко ли найти работу

И да, и нет. О людях «с улицы» говорить вообще нет смысла. Первое, что потребует любой работодатель при устройстве на работу — это диплом о профессиональном образовании. А для того чтобы набрать частных учеников, потребуются рекомендации хотя бы от тех, кто учился у вас и остался доволен результатом, а еще лучше – от коллег-профессионалов.

Если молодой специалист с самого начала, как говорится, «в обойме», то проблем с трудоустройством не будет. Многих молодых студентов рекомендуют и устраивают на работу их педагоги, как это было в моем случае.

Мой родной Смоленск – относительно небольшой областной центр, где люди одной профессии прекрасно знают друг друга если не лично, то в лицо и по имени. Я могу поименно перечислить всех педагогов семи музыкальных школ, досуговых центров, руководителей и участников коллективов от областной филармонии до более-менее раскрученных тарифицированных народных коллективов. Точно также знают и меня: сколько лет в профессии, у кого училась, чего добилась, что умею или не умею и т. д.

Трудовой процесс

С каждым учеником я занимаюсь индивидуально в течение академического часа (45 мин), т. к. у всех разные способности, степень восприятия и концентрация внимания. Во многом эти параметры зависят от возраста и индивидуальных особенностей человека.

Реадовка и гитарный концерт.

Два занятия в неделю с интервалом в 3-4 дня считаются оптимальной формой обучения. В день у меня бывает от пяти до двенадцати (!) таких уроков.

Работа, в основном, приходится на вечер и вторую половину дня, т. к. с утра все ученики находятся в школе или на работе. Периодически я организую и провожу концерты, чтобы мои ученики могли похвастаться своими достижениями. Такие мероприятия очень стимулируют и мотивируют людей на дальнейшие занятия. Почти всегда я и сама выступаю либо с сольными номерами, либо в ансамблях с учениками. Так сказать, играющий тренер. Это помогает поддерживать профессиональную форму и существенно повышает авторитет в глазах учеников и их родителей.

Любопытные случаи

В основном, все профессиональные курьезы у меня были связаны с «сумасшедшим» графиком работы или со странностями людей, пришедших ко мне обучаться.

Два года подряд, когда надо было выплачивать крупный кредит, я работала без выходных, на четырех работах одновременно. Одна из работ была в другом городе, в шестидесяти километрах от Смоленска. Мой рабочий день выглядел так. С 8-ми до 10:15 утра я проводила три урока в школе. Затем неслась на автовокзал, успевая запрыгнуть в рейсовый автобус. Через час с небольшим я уже учила играть на гитаре юных жителей райцентра. С 19:00 до 22:00 проводила занятия со взрослыми опять в Смоленске.

О людях, с которыми приходилось заниматься, можно рассказывать бесконечно. Кого только не приходилось учить за 25 лет! Приходили и старики с негнущимися пальцами, и юноша с ДЦП, и умственно отсталые, и просто не совсем адекватные личности. К каждому приходилось искать индивидуальный подход, исходя из его особенностей и возможностей.

Оплата труда преподавателя-гитариста

Зарплата преподавателя музыкальной школы складывается из ставки, нагрузки, а также различных надбавок и премий.

Ставка – это минимальная база, к которой добавляется все остальное. У выпускника муз. училища без опыта работы и стажа это примерно семь с половиной тысяч рублей.

Раз в пять лет преподаватель обязан проходить профессиональную аттестацию, по итогам которой ему присваивается высшая или первая категория, либо просто «соответствие занимаемой должности». Категория зависит от профессиональных достижений: наличия среди учеников лауреатов различных конкурсов, участия в творческих проектах различного уровня, собственных методических или творческих разработок. В итоге – чем выше категория, тем больше ставка.

В день у меня бывает от пяти до двенадцати (!) таких уроков.

На данный момент у меня высшая категория, нагрузка на полторы ставки (36 часов в неделю) плюс ежемесячные надбавки за достижения. Еще одну доплату я получаю за руководство структурным подразделением – у меня в подчинении все преподаватели-гитаристы нашей школы.

Всего получается около сорока тысяч, что для небольшого областного центра выглядит вполне достойно. Очень многие бюджетники нашего города получают зарплаты, не превышающие 15 тысяч.

Плюсы и минусы профессии

Основные практические плюсы моей профессии:

  • оплачиваемый отпуск 58 дней только в летнее время;
  • относительно свободный график работы;
  • возможность совместительства;
  • полный соцпакет.
  • длительное время освоения профессией;
  • необходимость работать в нескольких местах, чтобы нормально заработать;
  • часто меняются критерии прохождения аттестации.

В заключение, хотелось бы сказать, что эта работа подходит для творческих и увлеченных натур.

Если вы получаете удовольствие от самого процесса такой работы, любите музыку, общение с людьми, и вас не пугают длительные кропотливые занятия, требующие умственного и эмоционального напряжения — эта деятельность для вас.

Источник

Преподавание гитары как бизнес: насколько вы должны быть компетентны

Во всем мире так много замечательных гитаристов, что перспектива преподавания гитары может показаться для вас довольно пугающей. В конце концов, кто вы такой, чтобы наставлять других и давать какие-либо советы. Однако, реальность такова, что наиболее продвинутые (как в практическом, так и в теоретическом плане) музыканты далеко не всегда становятся лучшими учителями. В преподавании важнее не ваше личное мастерство исполнения, а способность научить других людей играть лучше.

Достаточно ли вы квалифицированы?

Проще говоря, чтобы преподавать гитару, вам не обязательно быть первоклассным исполнителем (в то же время ясно, что учитель, который ничего не знает и не умеет, вряд ли сможет чему-либо научить).

Прежде чем начать преподавательскую деятельность, необходимо трезво оценить свои личные качества, знания и умения. В первую очередь, забудьте о своем Эго. Подумайте, возможно, в каких-то вопросах и областях вы недостаточно компетентны и уверены в себе. В то же время отбросьте и лишнюю скромность. Все-таки не стоит недооценивать свои способности и потенциал.

Когда у вас сформируется адекватное представление о самом себе, вы можете приступать к определению наиболее подходящего для вас типа ученика.

Если вы хотите стать эффективным преподавателем гитары, вам нужно привлекать (и удерживать?) «правильных» учеников, то есть таких людей, которые хотят научиться именно тому, чему вы можете их научить. Так что все просто.

Кто является вашим клиентом?

Подбор подходящих клиентов продиктован необходимостью применения ваших навыков в правильном рыночном секторе. Старайтесь привлекать именно таких учеников, которым вы можете помочь, и которых вам было бы приятно обучать.

Если вы не играете джаз (а также не можете объяснить другим, как он играется и почему), просто не преподавайте его. С другой стороны, если джаз – это основное интересующее вас направление, и вы посвятили ему значительную часть своей жизни, возможно, вам стоит специализироваться именно в этой сфере?

Если вы сделаете упор на свои сильные стороны, сконцентрируетесь на тех аспектах, в которых вы особенно хороши, у вас будут все шансы построить успешную карьеру.

Большинство людей, заинтересованных в уроках игры на гитаре – это новички. Обычно они ничего или почти ничего не умеют, но очень хотят добиться успеха и ищут человека, который помог бы им в начале их пути.

Чтобы преподавать тот или иной музыкальный инструмент, недостаточно просто уметь с ним обращаться. Эффективный преподаватель гитары – это человек, способный создать такую ситуацию для своего ученика, в которой он сможет улучшить свои навыки.

Планирование бизнеса по преподаванию гитары

Среднего уровня гитарист с хорошим пониманием музыкальной теории может стать идеальным преподавателем для новичков (между прочим, эта категория учеников является самой первой по величине). Важным преимуществом такого преподавателя перед более продвинутыми музыкантами является то, что ему намного легче представить себя на месте самого ученика.

Итак, если у вас есть необходимые навыки и желание стать учителем, вам остаются две вещи: правильный подход и четкий план.

Что касается подхода к делу, то здесь мы вряд ли можем чем-то помочь. Так, например, если у вас есть трудности в общении, здесь уже будет неважно, насколько вы профессиональны как музыкант. В таком случае вам следует ответить себе на следующий вопрос: действительно ли преподавание – это то, что подходит именно вам?

С другой стороны, если общение дается вам легко, возможно, преподавание откроет новую страницу в вашей жизни.

Далее я хочу пояснить свою позицию по другому вопросу. Я работаю на веб-сайт www.teachwombat.com, посвященный преподаванию гитары. У нас есть много полезных для преподавателей материалов, доступных для скачивания (например, готовые информационные листовки для раздачи студентам). И я был бы рад заявить, что все эти материалы крайне необходимы в процессе преподавания, но не могу, поскольку это неправда.

Для того, чтобы быть хорошим (или больше, чем хорошим) учителем, вам все это не нужно. Десятилетиями преподаватели гитары прекрасно обходились без нашего сайта. Потому что то, что действительно имеет значение – это наличие плана. Вы должны убедиться в своей готовности к занятию. Каждый опытный преподаватель знает, что подготовка крайне необходима. Помните, что уроки могут стать источником большого стресса, если большую часть времени вы занимаетесь импровизацией.

Чтобы минимизировать стресс и увеличить эффективность вы должны позаботиться о том, чтобы на занятиях у вас всегда были под рукой:

  • Листовка с аккордами;
  • Распечатка с чаще всего используемыми позициями в звукоряде;
  • Пустой бланк для табулатур;
  • Схема гитарного грифа;
  • Набор дополнительных упражнений (в том случае, если ученику требуется больше времени для закрепления пройденного материала).

Чему учить на самых первых занятиях?

Этот вопрос очень волнует начинающих преподавателей. Однако если вы посмотрите на эту ситуацию с точки зрения ученика, вы поймете, что ответ достаточно прост.

Новички в большинстве своем хотят воспроизводить звуки, которые им нравятся и которые им понятны. Обычно они хотят исполнять знакомые песни (или фрагменты песен). И они очень радуются, если к следующему занятию у них получается хоть что-то сыграть.

Наша задача как преподавателей гитары заключается в том, чтобы помочь ученикам добиться определенных целей путем предоставления им тех заданий, которые они способны выполнить на том или ином этапе обучения.

В целом, обучение игре на гитаре можно разделить на три сферы:

  • Усвоение теоретических знаний.

Теория очень важна, но смысл она приобретает только с опорой на практические знания. Нет нужды изучать те теоретические аспекты, которые пока нельзя увидеть на деле. Поэтому в данной сфере лучше не спешить, особенно до появления определенных технических навыков.

  • Совершенствование технического мастерства.

Здесь имеется в виду развитие моторных навыков и отработка определенных движений при игре на инструменте.

Эта сфера также связана с развитием моторных навыков и отработкой движений.

Почему мы описываем эти две сферы одинаковым образом? Дело в том, что при объединении их в одну систему мы можем убить сразу двух зайцев.

Так, разбирая с учеником несложные песни (или фрагменты песен), мы можем не только разнообразить его репертуар, но и одновременно помочь ему в развитии определенных технических навыков.

Все, что вам остается сделать, это выбрать подходящие аккорды и поискать песни, в которых они встречаются.

Это будет отличным началом!

Система CAGED

Существует такой метод освоения гитары, как система CAGED, основанная на формах открытых аккордов С, A, G, E, D. Эта система может быть использована для изучения гитарного грифа в целом, однако ее основу составляют несколько отдельных аккордов C A Am G E Em D и Dm. Данные аккорды считаются наиболее простыми для изучения и, соответственно, как нельзя лучше подходят для изучения новичками. Интересно, что в рамках системы CAGED также выделяются те аккорды, освоение которых новичками крайне не рекомендуется, например аккорды F.

Вам всегда нужно помнить, что некоторые музыкальные аспекты, а также отдельные темы на занятиях с новичками лучше не затрагивать. К таким темам как раз и относится система аккордов F. К примеру, один из подобных аккордов подразумевает построение барре. При этом ясно, что любому неопытному гитаристу необходимость зажать несколько струн одним пальцем покажется невыносимо трудной задачей. И в результате, даже очень способный и хорошо мотивированный ученик может прийти к выводу о том, что он никогда не сможет играть на гитаре.

К сожалению, многие печатные материалы по изучению гитары начинаются с музыкальной теории. В частности, рассматривается соотношение клавиш пианино с определенными нотами. Так, например, рассказывается о тональности До мажор. У нее нет диезов и бемолей, поэтому она довольно легка для восприятия, однако некоторые построенные на ее основе аккорды (например, субдоминанта тональности аккорд F , то есть барре) чрезвычайно сложны для исполнения и требуют определенной подготовки. Поэтому от разбора подобных тем в начале обучения лучше воздержаться. В конце концов, никто не может гарантировать, что подобные знания не погасят интерес начинающего гитариста.

Если вы хотите вспомнить, что значит быть полным новичком, просто переверните свою гитару. Если вы правша, попробуйте зажимать аккорды правой рукой, а по струнам бить левой. Таким образом, попробуйте несколько минут поиграть какие-нибудь несложные мелодии. Это отличный способ выработать понимание того, на каком этапе обучения находится ваш клиент.

Если вам нужны бесплатные листовки с простейшими аккордами, просто зайдите на наш сайт www.teachwombat.com, где вы сможете скачать и распечатать PDF файл под названием First Guitar Chords (первые гитарные аккорды). В них вы найдете все аккорды, необходимые в самом начале обучения. Ничего из этого не нужно покупать. Используйте их в ходе преподавания с нашего благословения (или же используйте их для того, чтобы понять, действительно ли вы хотите преподавать).

Итак, в первые несколько месяцев обучения начинающего гитариста можно познакомить с 8 аккордами, составляющими основу системы CAGED. Эти аккорды дадут доступ к сотням тысяч (возможно даже миллионам — я не проводил точных подсчетов) песен или фрагментов песен и послужат прекрасной основой как в изучении технических, так и теоретических аспектов игры на гитаре.

Используйте предложенные выше материалы наряду со звукорядом и ритмическими рисунками, и, возможно, постепенно вы сможете взрастить хорошо образованного музыканта, а также дать начало успешному бизнесу.

2009. Роб Хилтон (Rob Hylton). Все права защищены.

Источник

Оцените статью