Герман Афанасьевич Корепанов
Г.А. Корепанов (1924 — 1985) — великий удмуртский композитор, основоположник национальной профессиональной музыки.
Он создал ряд произведений, которые стали истоком и основой развития удмуртской академической музыки.
Герман Афанасьевич был автором первой удмуртской оперы «Наталь» и первой удмуртской симфонии; основоположником удмуртской камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки; создателем первых удмуртских кантат и концертно-хоровых сочинений.
Данная брошюра знакомит с основными этапами жизненного и творческого пути композитора. Рекомендована для чтения учащимися ДШИ и ДМШ.
Творческий путь Г.А. Корепанова
Герман Афанасьевич Корепанов – один из самых ярких композиторов Удмуртии. Его жизненный путь охватил несколько этапов в формировании удмуртской национальной культуры. С его именем мы связываем первые классические образцы удмуртской профессиональной музыки. Это первый деятель музыкальной культуры, который воспринимается как личность, выводящая свою культуру в пространство «мировой цивилизации».
Каким был путь становления первого композитора-классика Удмуртии?
Герман, Зелида и Виталий. Дебесы,1937год
«Самые наши счастливые детские годы прошли на родине Варвары Матвеевны Корепановой, нашей мамы, в селе Дебесы на севере Удмуртии», — вспоминает сестра Г.А. Корепанова.
Родители Германа Корепанова в 20-е годы
Афанасий Федорович в 1921году приехал в Дебесы на партийную работу. Здесь он встретил Варвару Матвеевну, они поженились, и в 1924 году родился сын Герман. Отец неплохо играл на балалайке, а детям купил гитару и самоучитель игры на гитаре.
Огромная художественная одаренность Германа Афанасьевича проявилась уже в детские годы. Музыкой он занимался в Доме художественного воспитания детей, одновременно увлечённо сочинял стихи, рассказы, повести. Герман был автором, редактором и составителем литературного журнала «Аллигатор». Как-то «Пионерская правда» объявила конкурс на лучший журнал, выпущенный школьниками, и Герман послал один из номеров. Журнал занял на всесоюзном конкурсе первое место. Герману вручили премию — большой ящик с книгами в коленкоровых переплётах.
Увлечение литературой и литературным творчеством отличали Германа в период учебы в школе. «Здесь собраны все мои сочинения, начиная с шестого класса… Наряду с хорошими произведениями, здесь встречаются и посредственные, и плохие, и потому просим читателей не ругать автора, т.к. книга создана не для чтения других, а как память ему самому» 5 декабря 1939 года.
Г.А. Корепанов в 1940 году
Детское творчество не прошло незамеченным. В 1940 году два его рассказа «Под утро» и «Шпион» были опубликованы в журнале «Молот», а его стихи периодически печатались в центральной газете «Пионерская правда».
В школьные годы Герман начал заниматься музыкой. Интерес к ней появился у него ещё в детстве, когда он слушал игру отца на балалайке. Он освоил этот инструмент и по самоучителю Илюхина разучил несколько пьес, а когда в доме появилась гитара, он увлекся игрой на гитаре. «Однажды, — вспоминает Герман, — забрался я на печку, взял оба инструмента и сыграл всё, что знаю, пришедшему с работы отцу. Похвала отца мне запомнилась».
Позже пришло умение и желание импровизировать, сочинять музыку. «Что-то мне нужно для душевного спокойствия, а что — не знаю».
В Дом художественного воспитания детей Герман пришёл заниматься на фортепиано. Педагог Морозова почувствовала в нём большие способности и отнеслась к нему очень внимательно. Она порекомендовала ему начать сочинять мелодии.
Однажды летом, в мае 1941 года, Герман пришёл домой радостный, счастливый и сказал: «Я написал фортепианный концерт!» По просьбе мамы он исполнил основные темы на мандолине.
В 1942 году он окончил школу и начал работать диспетчером на Механическом заводе. Позднее, в том же 1942 году Г.Корепанов подал заявление и был зачислен в Ленинградское Краснознамённое артиллерийское училище, находившееся в те годы в Ижевске. После его окончания служил на Дальнем Востоке. В1945 году принимал участие в войне с Японией, был награждён медалью «За победу над Японией», а затем, до1947 года проходил службу в Северной Корее.
Во время службы в армии Герман вел литературный дневник, написал поэму ироничного склада о военной службе; играл в свободное время на мандолине, покупал ноты, импровизировал. Когда понадобился дирижёр духового оркестра воинского подразделения, где служил Герман, он получил приказ: «С завтрашнего дня принимай оркестр».
Оркестранты дали ему оркестровые партии, партитуры. «Мы будем репетировать, а ты учись махать руками». Наука оказалась не из лёгких. Стал читать литературу об оркестре, отдельных инструментах, о музыке. Но самое главное, научился на слух определять любую фальшивую ноту.
Авторитет Германа утвердился окончательно, когда он стал делать собственные аранжировки. Он переделал мелодию «Мурки» в вальс, а затем написал целый ряд оригинальных произведений. На смотре духовых оркестров дивизии его оркестр, очевидно, благодаря нестандартному репертуару, занял первое место. Он написал около десяти сочинений для духового оркестра.
Послевоенный творческий путь
В 1947 году Г.Корепанов был демобилизован, вернулся в Ижевск и поступил на литературный факультет Удмуртского педагогического института. Однако скоро он изменил свои планы и стал студентом Ижевского музыкального училища, одновременно начав работать хористом, а затем и хормейстером хора Удмуртского радио. Сразу же Герман начал работать над песнями. Готовые сочинения он приносил в коллектив. Через два года его песни прослушал ректор Казанской консерватории Н.Жиганов и в 1949году Г.Корепанов был принят на теоретико-композиторский факультет.
Для молодого композитора была понятна необходимость в новых песнях, в национальном репертуаре. Он стал работать над национальной массовой песней, опираясь на советскую массовую песню и народную удмуртскую песенную интонацию.
Талант Германа Корепанова сразу раскрылся в песенном творчестве. Все его песни имеют долгую сценическую жизнь. Так песня «Мон тодам ваисько» («Я тебя вспоминаю более шестидесяти лет в репертуаре хора Удмуртского радио и телевидения. Вот как вспоминает композитор историю создания этой песни: «Теорию музыки,
гармонию и прочие премудрости музыкальной науки знал я в то время еще очень слабо. Тем не менее, взял сборник народных удмуртских песен и решил написать музыку на первый же текст, который мне понравится. «Если песня получится,— рассуждал я,— тогда можно будет обратиться к любому поэту, и он напишет новые стихи».
Дома у меня была мандолина, по вечерам я любил играть на ней. Листая сборник, я пытался наиграть мелодию к некоторым стихам. Что-то получалось, но, в общем-то, звучало средненько и не радовало душу. Но вот я наткнулся на стихи «Мон тодам ваисько». Тогда я не знал еще, что это — стихи Ашальчи Оки, в сборнике они значились как народная песня. С Ашальчи Оки я познакомился позднее, а тогда стихи эти меня очень тронули, и мелодия, которая вдруг получилась, и меня самого заинтересовала.
С трудом я записал ее, проиграл на мандолине родным. Всем она понравилась, обрадованный, я начал ее шлифовать, отделывать, а позднее написал и второй голос. И все это с помощью мандолины. Хор радио занимался по вечерам, студия днем обычно была свободна. Там стояли два рояля, окна закрывались так плотно, что ни один звук с улицы не проникал в помещение. А двери надежно защищали от шумов из коридора. Сидел я там один-одинешенек и медленно подбирал к мелодии аккомпанемент, а потом показал песню дирижеру хора Анне Иосифовне Гордон — она была очень удивлена и обрадована.
Трудно передать радость и волнение, когда я услышал свою песню в исполнении хора; перехватило дыханье, сердце забилось часто-часто, кровь бросилась в лицо, а на глазах выступили слезы. Они пели мою песню! Они пели ее хорошо! Я буду композитором!»
Работа над произведениями песенного жанра сблизила Г.Корепанова с литераторами Удмуртии.
Творческое содружество с поэтом Гаем Сабитовым способствовало появлению гражданских песен, особенно песен о родном крае. «В 1947 году я познакомился с Германом Корепановым.
Он пришел в хор Удмуртского радио в качестве артиста партии басов. Герман обратился ко мне с вопросом: «Ты ведь пишешь стихи? Давай будем писать песни. Новые музыкальные произведения сейчас очень нужны. Так мы начали сотрудничать», — вспоминает Г.Сабитов.
Особо выделяет Г.Корепанов музыкальность поэзии С. Широбокова: «Одно время мы со Степаном Широбоковым много работали над созданием удмуртских песен. Удивляешься его музыкальности! Как на музыку без слов он находил такие поэтические образы?!» В их творческом дуэте рождались удивительные песни. Одна из них—«Родной Кам шурмы» («Родная Кама – река»), написанная в 1952году и сразу ставшая популярной, в 90-е годы, через 40 лет после создания, пережила своё второе рождение и зазвучала в обработке сына композитора, Александра Германовича, уже в качестве Государственного гимна Удмуртской Республики.
4 ноября 1993 года, в Театре оперы и балета состоялось первое исполнение Государственного Гимна Удмуртии. Песня, что легла в основу Гимна, «одна из жемчужин удмуртской музыки, лучший памятник великому удмуртскому композитору!»
В хоре Удмуртского радио произошло знакомство Г. Корепанова с певцом Николаем Зубковым. Постепенно оно переросло в большую творческую дружбу. «Николай Семенович был и исполнителем моих песен, и другом, и вдохновителем, и соавтором – помощником, и заказчиком», — вспоминал композитор. Н. Зубков был первым исполнителем романсов «На холмах Грузии», «Лысву» («Роса») и многих других.
Кроме песенного искусства, принёсшего Г.Корепанову большую известность, композитор в послевоенные годы успешно работал над театральной музыкой. Удмуртский театр был для композитора такой же интересной творческой средой, как хор Удмуртского радио, ансамбль песни и танца Удмуртии. Здесь уже были традиции национальных спектаклей. Пьесы В.Садовникова, И.Гаврилова несли в себе осмысление особенностей этноса, художественное воплощение народных характеров, людских судеб, поступков. Здесь новая для композитора образность, больше индивидуальности, психологизма.
Эта работа сблизила Г.Корепанова с замечательным театральным композитором, дирижёром Н.М.Греховодовым, автором нескольких музыкальных драм, музыкальной комедии «Сюан» («Свадьба»), руководителем музыкальной части театра.
Корепанов считал Николая Максимовича своим учителем, консультантом и в какой-то степени следовал его принципам подлинно музыкального спектакля с увертюрой, музыкальными финалами, ариозными, дуэтными сценами и подлинной музыкальной драматургией.
Создание первой удмуртской оперы.
В 1961 году Г.Корепанов был принят в Союз Композиторов СССР и с 1962 по1973 годы являлся членом Правления Союза Композиторов РСФСР. Он всегда был активен в выполнении многочисленных общественных дел, и их с годами становилось всё больше. Высокая ответственность, профессионализм, внимательность и порядочность в любом вопросе, суждении были характерны для этого человека!
Центральным событием творческой жизни Г.А.Корепанова этого периода было создание первой в истории национального искусства оперы. Опера «Наталь» — яркое, выдающееся произведение удмуртской музыкальной культуры.
К созданию оперы композитор подошел с большим опытом работы в области песенной и хоровой музыки, с хорошим знанием удмуртского музыкального фольклора. При выборе сюжета для композитора главным было: 1) возможность впервые в своем творчестве обратиться к истории удмуртского народа; 2) желание показать быт удмуртской деревни и создать коллективный образ народа; 3) выделить драматизм главного героя.
А. Симонов подготовил либретто по повести Ф.Кедрова «Катя». Главная тема оперы – драма народа в переломные моменты истории. Действие охватывает период с 1913 по 1917 годы. Первая мировая война, революционные события накладывают трагический отпечаток на судьбы героев оперы и ее главного персонажа – девушки-сироты Наталь. Опера «Наталь» вырастает из синтеза двух линий русской оперной классики, связанных как с народными драмами и историческими полотнами М.Мусоргского и А.Бородина, так и с лирико-психологическими операми П.Чайковского, с другой стороны музыкальный язык оперы вобрал в себя самую суть удмуртской народной песенности. Причем, обильное использование подлинных мелодий и их оборотов не приводит к ощущению цитатности – они в полном смысле слова становятся авторскими, получают гибкое развитие, а оригинальный композиторский материал настолько впитал органику народного музыкального мышления, что воспринимается как естественное продолжение фольклорных напевов.
Постановка оперы «Наталь» — это совместный труд коллективов театра, Удмуртского государственного ансамбля песни и танца, хора Удмуртского радио, артистов филармонии. Г.Н. Бехтерев — главный дирижёр театра: … «Наталь» — талантливое произведение. О подлинном симфонизме оперы убедительно говорят насыщенная драматизмом партия оркестра, хорошо развитые вокальные партии, богатство музыкального языка (разнообразие ритмов, обилие красок)».
Спектакль подготовили: режиссер-постановщик А.Асанин, дирижер Г.Бехтерев, хормейстер А.Мамонтов, художник Г.Векшин, балетмейстер В.Никитин. Среди главных исполнителей: Наталь – Е.Пахомова, Шестериков – Г.Титов, Максим – П.Романов, Оки – М.Галасеева, Санко – Г.Корепанов-Камский.
Премьера оперы состоялась 21января1961года, она получила отклики в местной прессе, московских журналах «Театральная жизнь», «Музыкальная жизнь». На одной из первых постановок оперы присутствовали именитые гости, композиторы А.Хачатурян и Т.Хренников. Они одобрительно отозвались о творческой работе коллективе театра, отметили «исключительную мелодичность оперы, композиторскую технику и национальный колорит». А.Хачатурян сказал: «Корепанов – талантливый, ясно и глубоко мыслящий композитор…автор не просто цитирует народные мелодии, а использует их для обогащения своей фантазии, для построения больших музыкальных сцен».
«Наталь» принесла композитору всеобщее признание, популярность, уверенность в творческих силах.
В 1964 году Г.Корепанов завершил свою Первую симфонию. Впервые симфония прозвучала в Ижевске 14 мая 1964 года в исполнении Московского симфонического оркестра под управлением В.Б.Дударовой. Лирико-драматический характер произведения обусловлен замыслом композитора показать сложный мир современника, пережившего Отечественную войну, и свои собственные переживания и испытания периода несправедливых гонений на интеллигенцию (отец композитора был репрессирован и погиб в ссылке). Как отмечает Е.Цветова, «три части произведения – три главы повести о поколении, история жизни которого совпала с историей страны». Драматургия Первой симфонии отличается сложностью, контрастными сопоставлениями, конкретной образностью. Ю.Л.Толкач пишет о симфонии: «Первая удмуртская симфония Корепанова сразу знаменовала своим появлением зрелость профессионального музыкального искусства, отличаясь глубиной замысла, изумительной красотой тематизма, напряженностью развития и глубоким своеобразием».
Личность композитора привлекла внимание художника А.Холмогорова: «Я хочу изобразить Г.Корепанова в момент его творческого раздумья». В апреле 1961 года портрет был представлен на выставке художников Удмуртии. Т.Лебедева пишет о портрете: «Художнику удалось передать сложный процесс творчества, состояние большой внутренней сосредоточенности своего героя».
В 70-е годы Г.А. вновь возвращается к хормейстерской работе, занимается с хором Удмуртского радио и телевидения; пишет произведения для хора, фортепиано, музыку для «Балетной сюиты». В эти же годы композитор продолжает работу над массовой песней, создает песни на стихи О.Поскребышева, Г.Ходырева. Изменяется образная система, характер подачи материала, музыкальный язык, но главное остается. Сам композитор отмечал: «Я никогда не изменял тому, с чего начал, по-прежнему считаю, что основа основ музыки – мелодия, по-прежнему привязан к народному мелосу».
Г.А.Корепанову принадлежат первые в удмуртской музыке образцы инструментальных миниатюр, он автор первой удмуртской фортепианной сонаты, родоначальник удмуртского романса; много внимания композитор уделял музыке для детей. Весом его вклад в хоровую музыку. Лучшие произведения, созданные в этом традиционном для удмуртской музыки жанре, отличаются развернутостью формы, богатством фактуры, внесением черт симфонического развития («Осенняя песня», «Слава тебе, солдат!»).
Большим событием в жизни композитора, в музыкальной культуре республики был творческий вечер 16 октября 1974 года, посвященный пятидесятилетнему юбилею Г.А.Корепанова. Вечер состоялся в Большом зале Дворца культуры машиностроителей и прошел в традиционной манере с теплыми поздравлениями творческих союзов и большим концертом, на котором были исполнены Первая симфония, песни, романсы, арии из оперы «Наталь».
У Германа Афанасьевича большая дружная семья, семья единомышленников и помощников. В семье трое детей. Все имеют музыкальное образование.
Их дом всегда открыт для коллег—писателей, журналистов, художников, музыковедов, актеров.
Обычно рабочий день Германа Афанасьевича начинался за фортепиано или за рабочим столом, где уже лежали рукописи или наброски его будущих сочинений. Писал композитор по многу часов подряд ежедневно, стараясь «занести на бумагу то, что рождалось в его голове».
В 80-е годы музыка композитора выходит за рамки республики. На фестивале музыки композиторов автономных республик Поволжья и Приуралья в Уфе в 1983 году прозвучала Вторая симфония Г.Корепанова. На концертах V1 пленума союза композиторов Удмуртии была исполнена «Праздничная увертюра» Германа и Александра Корепановых.
В 1980 году в Ижевске поставлена вторая опера композитора (в соавторстве с сыном Александром) — «Мятеж». Людмила Николаевна Корепанова — жена, помощник, первый слушатель и критик новых сочинений, написала либретто сама. Либретто, созданное Л.Корепановой с использованием поэтических строк О.Поскребышева, привлекает достоверностью, живым ощущением эпохи. Сюжет оперы связан с остродраматическими событиями Гражданской войны на территории Удмуртии. Эмоциональная сфера оперы «Мятеж» удивительно правдива. Она лишена эффектности, внешней зрелищности и в тоже время вызывает ощущение глубокого волнения. Премьера спектакля потрясла своей новизной, драматургия оперы сориентирована на современный спектакль, поражает своей многоаспектностью и полифоничностью.
Последнее крупное сочинение композитора Г.А.Корепанова — Вторая симфония. Музыка и здесь отличается редкой мелодической красотой, её основополагающая черта — глубокий проникновенный лиризм. Музыкальный язык композитора органично впитал особенности удмуртского фольклора. И не случайно многие мелодии, созданные им, воспринимаются как народные. Певец А.Ведерников так отозвался о симфонии: «Какое удивительно яркое и емкое произведение, насквозь пронизанное интонациями удмуртской песенности! При кажущейся простоте изложения в симфонии заложено богатое и глубокое содержание».
Активная жизненная позиция Германа Афанасьевича Корепанова способствовала тому, что он умел быть современным творцом в каждый отрезок времени. «Художник, который знает жизнь и выражает радость или боль души того клочка земли, на котором стоит, не может впасть в провинциализм, т.к. он не подражает столице», — Г.Свиридов.
Деятельная натура Германа Афанасьевича не замыкалась на композиторском творчестве. Он был председателем хорового общества Удмуртии, членом правления Союза композиторов России. Много внимания он уделял работе с самодеятельными композиторами. Ему принадлежат многочисленные статьи и рецензии, отличающиеся глубиной мысли и яркими литературными достоинствами. Германа Афанасьевича всегда отличало внимание к окружающим людям, заинтересованное отношение к событиям в жизни республики, страны.
Чуткость, деликатность, внимание к окружающим были характерными чертами облика замечательного композитора. Это отмечают все знавшие его.
Г.А. Корепанов был удостоен званий заслуженного деятеля искусств Удмуртии и России, одним из первых стал лауреатом Государственной премии Удмуртской Республики.
В 1985 закончился жизненный путь замечательного композитора. Но его музыка — навсегда в золотом фонде национальной культуры.
В операх, симфониях, романсах и песнях Г.А.Корепанова воплотился музыкальный образ Удмуртии, он передал нечто сокровенное, связанное и с особенностями национального характера, и с неброской красотой приуральского края. Будущее нашей национальной музыкальной культуры он видел в синтезе глубинных черт удмуртского фольклора с творческим осмыслением достижений русской и мировой классики, в освоении всего богатства музыкальных жанров.
- Голубкова А.Н., Корепанов А.Г. Творческий путь удмуртского композитора Германа Корепанова в контексте региональной культуры Удмуртии XXI века: Учебное пособие. Ижевск, 2008, 138с
- Голубкова А.Н., Чуракова Р.А. Музыкальная культура Удмуртии: Учебное пособие. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2004, 348 с.
- Золотой век удмуртской музыки. Антология. Союз композиторов Удмуртии, 2007 Составители Н.М.Гуляева и Л.В.Коробейникова ДШИ№1 г.Ижевск 2014г
Источник