Монолог пимена еще одно последнее сказанье ноты

Борис Годунов

Ночь. Келья в Чудовом монастыре (1603 года)

Отец Пимен, Григорий спящий.

Пимен (пишет перед лампадой)

Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,


      Засветит он, как я, свою лампаду —
      И, пыль веков от хартий 1 отряхнув,
      Правдивые сказанья перепишет,
      Да ведают потомки православных
      Земли родной минувшую судьбу,
      Своих царей великих поминают
      За их труды, за славу, за добро —
      А за грехи, за темные деянья
      Спасителя смиренно умоляют.
      На старости я сызнова живу,
      Минувшее проходит предо мною —
      Давно ль оно неслось событий полно,
      Волнуяся, как море-окиян?
      Теперь оно безмолвно и спокойно,
      Немного лиц мне память сохранила,
      Немного слов доходят до меня,
      А прочее погибло невозвратно.
      Но близок день, лампада догорает —
      Еще одно, последнее сказанье. (Пишет.)

«Борис Годунов». Гравюра С.Галактионова

Григорий (пробуждается)

Все тот же сон! возможно ль? в третий раз!
Проклятый сон. А все перед лампадой
Старик сидит да пишет — и дремотой
Знать во всю ночь он не смыкал очей.
Как я люблю его спокойный вид,
Когда, душой в минувшем погруженный
Он летопись свою ведет; и часто
Я угадать хотел, о чем он пишет?
О темном ли владычестве татар?
О казнях ли свирепых Иоанна?
О бурном ли новогородском вече 2 ?
О славе ли отечества? напрасно.
Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум;
Все тот же вид смиренный, величавый.
Так точно дьяк 3 , в приказах 4 поседелый,
Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева.

Читайте также:  Дунаевский дети капитана гранта ноты скрипка

Пимен

Григорий

Благослови меня,
Честный отец.

Пимен

Благослови Господь
Тебя и днесь, и присно, и вовеки.

Григорий


    Ты все писал и сном не позабылся,
    А мой покой бесовское мечтанье
    Тревожило, и враг меня мутил.
    Мне снилося, что лестница крутая
    Меня вела на башню; с высоты
    Мне виделась Москва, что муравейник;
    Внизу народ на площади кипел
    И на меня указывал со смехом,
    И стыдно мне и страшно становилось —
    И, падая стремглав, я пробуждался.
    И три раза мне снился тот же сон.
    Не чудно ли?

Пимен

Младая кровь играет;
Смиряй себя молитвой и постом 5 ,
И сны твои видений легких будут
Исполнены. Доныне — если я,
Невольною дремотой обессилен,
Не сотворю молитвы долгой к ночи —
Мой старый сон не тих и не безгрешен,
Мне чудятся то шумные пиры,
То ратный стан, то схватки боевые,
Безумные потехи юных лет!

Григорий

Как весело провел свою ты младость!
Ты воевал под башнями Казани,
Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Счастлив! а я от отроческих лет
По келиям скитаюсь, бедный инок!
Зачем и мне не тешиться в боях,
Не пировать за царскою трапезой?
Успел бы я, как ты, на старость лет
От суеты, от мира отложиться,
Произнести монашества обет
И в тихую обитель затвориться.

Пимен

Не сетуй, брат, что рано грешный свет
Покинул ты, что мало искушений
Послал тебе Всевышний. Верь ты мне:
Нас издали пленяет слава, роскошь
И женская лукавая любовь.
Я долго жил и многим насладился;
Но с той поры лишь ведаю блаженство,
Как в монастырь Господь меня привел.
Подумай, сын, ты о царях великих.
Кто выше их? Единый Бог. Кто смеет
Противу их? Никто. А что же? Часто
Златый венец тяжел им становился:
Они его меняли на клобук.
Царь Иоанн искал успокоенья
В подобии монашеских трудов.
Его дворец, любимцев гордых полный,
Монастыря вид новый принимал:
Кромешники в тафьях и власяницах 6
Послушными являлись чернецами,
А грозный царь игуменом смиренным.
Я видел здесь — вот в этой самой келье
(В ней жил тогда Кирилл многострадальный,
Муж праведный. Тогда уж и меня
Сподобил Бог уразуметь ничтожность
Мирских сует), здесь видел я царя,
Усталого от гневных дум и казней.
Задумчив, тих сидел меж нами Грозный,
Мы перед ним недвижимо стояли,
И тихо он беседу с нами вел.
Он говорил игумену 7 и братьи:
«Отцы мои, желанный день придет,
Предстану здесь алкающий 8 спасенья.
Ты, Никодим, ты, Сергий, ты, Кирилл,
Вы все — обет 9 примите мой духовный:
Прииду к вам, преступник окаянный,
И схиму 10 здесь честную восприму,
К стопам твоим, святый отец, припадши».
Так говорил державный государь,
И сладко речь из уст его лилася,
И плакал он. А мы в слезах молились,
Да ниспошлет Господь любовь и мир
Его душе страдающей и бурной.
А сын его Феодор? На престоле
Он воздыхал о мирном житии
Молчальника. Он царские чертоги
Преобратил в молитвенную келью;
Там тяжкие, державные печали
Святой души его не возмущали.
Бог возлюбил смирение царя,
И Русь при нем во славе безмятежной
Утешилась — а в час его кончины
Сверши лося неслыханное чудо:
К его одру, царю едину зримый,
Явился муж необычайно светел,
И начал с ним беседовать Феодор
И называть великим патриархом.
И все кругом объяты были страхом,
Уразумев небесное виденье,
Зане 11 святый владыка пред царем
Во храмине тогда не находился.
Когда же он преставился, палаты
Исполнились святым благоуханьем,
И лик его как солнце просиял —
Уж не видать такого нам царя.
О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы Бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли.

Григорий

Давно, честный отец,
Хотелось мне тебя спросить о смерти
Димитрия царевича; в то время
Ты, говорят, был в Угличе.

Пимен

Ох, помню!
Привел меня Бог видеть злое дело,
Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич
На некое был послан послушанье;
Пришел я в ночь. Наутро в час обедни
Вдруг слышу звон, ударили в набат,
Крик, шум. Бегут на двор царицы.
Я Спешу туда ж — а там уже весь город.
Гляжу: лежит зарезанный царевич;
Царица-мать в беспамятстве над ним,
Кормилица в отчаянье рыдает,
А тут народ, остервенясь, волочит
Безбожную предательницу-мамку.
Вдруг между их, свиреп, от злости бледен
Является Иуда Битяговский.
«Вот, вот злодей!» — раздался общий вопль.
И вмиг его не стало. Тут народ
Вслед бросился бежавшим трем убийцам;
Укрывшихся злодеев захватили
И привели пред теплый труп младенца,
И чудо — вдруг мертвец затрепетал.
«Покайтеся!» — народ им завопил:
И в ужасе под топором злодеи
Покаялись — и назвали Бориса.

Григорий

Каких был лет царевич убиенный?

Пимен

Да лет семи; ему бы ныне было —
(Тому прошло уж десять лет. нет, больше:
Двенадцать лет) — он был бы твой ровесник
И царствовал; но Бог судил иное.
Сей повестью плачевной заключу
Я летопись мою; с тех пор я мало
Вникал в дела мирские. Брат Григорий,
Ты грамотой свой разум просветил,
Тебе свой труд передаю. В часы,
Свободные от подвигов духовных,
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса,
Пророчества и знаменья небесны —
А мне пора, пора уж отдохнуть
И погасить лампаду. Но звонят
К заутрене. благослови, Господь,
Своих рабов. подай костыль, Григорий.
(Уходит.)

Григорий

Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить
О жребии несчастного младенца, —
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от Божьего суда.

Вопросы и задания

  1. Пушкин подчеркивает: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, можно сказать набожное к власти царя, данной ему Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия — дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших. Мне казалось, что сей характер всё вместе — нов и знаком для русского сердца». Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене «Келья в Чудовом монастыре»?
  2. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?
  3. Сравните:

Начальный вариант текста

Как я люблю его смиренный лик,
И тихий взор и важное смиренье
(И важный взор и тихое смиренье,
И ясный взор и хладное терпенье).

Окончательный вариант текста

Как я люблю его спокойный вид,
Когда, душой в минувшем погруженный,
Он летопись свою ведет.

Подумайте, что хотел усилить, уточнить поэт в окончательной редакции.

Почему эпитетам «смиренный», «тихий», «ясный» автор предпочел слова «спокойный вид»?

Что изменилось, когда автор заменил фразу «Еще одно ужасное преданье. » на «последнее сказанье», начав и закончив этими словами монолог Пимена?

  • Почему Пушкин обращается к фольклору и к истории России?
  • Обогащайте свою речь

    1. Подготовьтесь к инсценированному чтению этого небольшого отрывка. Подумайте, какие интонации требуются для каждого из героев. Найдите в конце учебника рассказ о том, как читал Пушкин «Бориса Годунова».
    2. Составьте небольшой словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена, например: «воздыхал о мирном житие», «Бог возлюбил смирение», «обет» и пр.
    3. К драме «Борис Годунов» создано много иллюстраций. Среди авторов — известные русские художники В. И. Суриков, В. А. Фаворский, В. Г. Перов и др. Рассмотрите рисунки к прочитанной вами в классе сцене. Так ли вы представляли себе героев и келью?

    Сцена «В келье Пимена» особенно интересно представлена художником С. Галактионовым. Эта иллюстрация появилась в 1827 году, с первой публикацией «Бориса Годунова». По свидетельству искусствоведов, она передает величие духа летописца, значительность совершаемого им под сводами кельи. Согласны ли вы с этим суждением? Обоснуйте свой ответ.

    Подготовьте небольшой очерк в школьную газету «Произведения А. С. Пушкина и иллюстрации к ним в учебнике для 7 класса».

    1 Хартия — старинная рукопись, документ.
    2 Вёче — в Древней Руси собрание горожан.
    3 Дьяк — в Древней Руси должностное лицо, ведущее дела какого-нибудь учреждения.
    4 Приказ — в Московском государстве XVI—XVII веков учреждение.
    5 Пост — по церковному обычаю, предписанию, отказ от мясной и молочной пищи.
    6 Кромешники в тафьях и власяницах — опричники (по старинным понятиям грешники, чьи души после смерти будут помещены в ад) в ермолках (тюбетейках) и грубой шерстяной одежде, носимой на голом теле.
    7 Игумен — настоятель монастыря.
    8 Алкающий, алкать — сильно желать.
    9 Обет — торжественное обещание, обязательство.
    10 Схима — монашеский чин, налагающий самые строгие правила.
    11 Зане — потому что, так как.

    Источник

    Монолог пимена еще одно последнее сказанье ноты

    Войти

    Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

    Бас и Баритон — ноты. Free scores for bass and baritone voices.

    Д орогие басы и баритоны всех мастей!
    Здесь я выложу ноты для всех видов низких мужских голосов.
    Так как арии не были рассортированы по голосам, то я их разобрала.
    Вероятно, я допустила при этом какие-нибудь неточности.
    Для определения fach`а я пользовалась этим сайтом.
    Если вы не согласны с моим делением, то пишите.
    Я с удовольствием перенесу арии в предложенную вами категорию!
    Некоторые арии могут находиться в соседних типах
    (например Драматический баритон и Бас-баритон).
    Кроме того, есть несколько арий, о которых мне вообще ничего не известно,
    они приведены над основным списком.
    Наслаждайтесь,
    Марина.


    Boieldieu

    Jean de Paris


    Cimarosa

    Giannina e Bernardone

    Méhul

    Ariodant

    Mendelssohn
    Die Heimkehr aus der Fremde
    Ich bin ein vielgereister Mann

    Meyerbeer

    Thomas, Arthur

    Esmeralda

    Wagner

    Parsifal

    Bellini

    I Puritani

    Bizet

    Les Pècheurs des Perles

    Cherubini

    Deux Journées

    Guide mes pas

    L `Elisir d’Amore

    La Favorita

    Gluck

    Gounod

    Roméo et Juliette

    Korngold

    Die Tote Stadt


    Massenet

    Manon

    Épouse quelque brave fille


    Mozart

    Le Nozze di Figaro


    Rossini

    Il Barbiere di Siviglia

    Guillaume Tell

    Spohr

    Jessonda

    Sullivan

    HMS Pinafore

    The Mikado

    Thomas Ambroise

    Tchaikovsky — Чайковский

    Eugene Onégin — Евгений Онегин

    Verdi

    Falstaff

    È sogno? O realtà

    Don Carlo

    Per me giunto

    La Traviata

    Wagner

    Tannhäuser

    Weber

    Euryanthe

    Dramatic baritone

    Beethoven


    Mascagni

    Cavalleria Rusticana

    Il cavallo scalpita


    Massenet

    Puccini

    La Fanciulla del West

    Minne, dalla mia casa son partito

    Verdi

    Nabucco

    Ernani

    Rigoletto

    Wagner

    Lohengrin

    Die Walküre

    Der F liegede Holländer

    Handel

    Acis and Galatea

    O ruddier than the cherry

    Le Nozze di Figaro

    Patience

    Les Contes d’Hoffmann

    Scintille, diamant

    Verdi

    Un Ballo in Maschera

    Don Pasquale

    Ah, un foco insolito

    L`Elisir d’Amore


    Mussorgsky — Мусоргский


    Boris Godunov — Борис Годунов


    La Donna del Lago

    Pietra del Paragone

    Il Barbiere di Siviglia


    Lyric bass

    Bellini

    La Sonnambula

    Vi ravviso, o luoghi ameni


    Bizet


    La Jolie Fille de Perth

    Delibes

    Lakmé

    Agrippina


    Gluck

    Iphigénie en Aulide

    Mozart

    La Clemenza di Tito


    Meyerbeer


    Les Huguenots

    Piff, Paff


    Pergolesi

    Maestro di Musica


    Puccini

    La Bohème

    Vecchia zimarra



    Sullivan

    The Mikado

    The Pirates of Penzance


    Tchaikovsky — Чайковский

    Eugene Onégin — Евгений Онегин

    Thomas, Ambroise

    Mignon

    De son coeur j’ai calmé la fièvre


    Wagner

    Der Fliegede Holländer

    Die Meistersinger von Nürnberg

    Was duftet doch der Flieder


    Verdi

    I Vèspri Siciliani

    Il Trovator e

    Bass


    Beethoven

    Lucia di Lammermoor

    Martha


    Halévy


    Gounod

    Philémon et Baucis


    Mozart

    Die Entführung aus dem Serail

    Die Zauberflöte


    Smetana


    The Bartered Bride

    Ernani

    Wagner

    Tristan und Isolde

    Источник

    Оцените статью