Борис Годунов
Ночь. Келья в Чудовом монастыре (1603 года)
Отец Пимен, Григорий спящий.
Пимен (пишет перед лампадой)
Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду —
И, пыль веков от хартий 1 отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною —
Давно ль оно неслось событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Немного лиц мне память сохранила,
Немного слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно.
Но близок день, лампада догорает —
Еще одно, последнее сказанье. (Пишет.)
«Борис Годунов». Гравюра С.Галактионова
Григорий (пробуждается)
Все тот же сон! возможно ль? в третий раз!
Проклятый сон. А все перед лампадой
Старик сидит да пишет — и дремотой
Знать во всю ночь он не смыкал очей.
Как я люблю его спокойный вид,
Когда, душой в минувшем погруженный
Он летопись свою ведет; и часто
Я угадать хотел, о чем он пишет?
О темном ли владычестве татар?
О казнях ли свирепых Иоанна?
О бурном ли новогородском вече 2 ?
О славе ли отечества? напрасно.
Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум;
Все тот же вид смиренный, величавый.
Так точно дьяк 3 , в приказах 4 поседелый,
Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева.
Пимен
Григорий
Благослови меня,
Честный отец.
Пимен
Благослови Господь
Тебя и днесь, и присно, и вовеки.
Григорий
Ты все писал и сном не позабылся,
А мой покой бесовское мечтанье
Тревожило, и враг меня мутил.
Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне и страшно становилось —
И, падая стремглав, я пробуждался.
И три раза мне снился тот же сон.
Не чудно ли?
Пимен
Младая кровь играет;
Смиряй себя молитвой и постом 5 ,
И сны твои видений легких будут
Исполнены. Доныне — если я,
Невольною дремотой обессилен,
Не сотворю молитвы долгой к ночи —
Мой старый сон не тих и не безгрешен,
Мне чудятся то шумные пиры,
То ратный стан, то схватки боевые,
Безумные потехи юных лет!
Григорий
Как весело провел свою ты младость!
Ты воевал под башнями Казани,
Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Счастлив! а я от отроческих лет
По келиям скитаюсь, бедный инок!
Зачем и мне не тешиться в боях,
Не пировать за царскою трапезой?
Успел бы я, как ты, на старость лет
От суеты, от мира отложиться,
Произнести монашества обет
И в тихую обитель затвориться.
Пимен
Не сетуй, брат, что рано грешный свет
Покинул ты, что мало искушений
Послал тебе Всевышний. Верь ты мне:
Нас издали пленяет слава, роскошь
И женская лукавая любовь.
Я долго жил и многим насладился;
Но с той поры лишь ведаю блаженство,
Как в монастырь Господь меня привел.
Подумай, сын, ты о царях великих.
Кто выше их? Единый Бог. Кто смеет
Противу их? Никто. А что же? Часто
Златый венец тяжел им становился:
Они его меняли на клобук.
Царь Иоанн искал успокоенья
В подобии монашеских трудов.
Его дворец, любимцев гордых полный,
Монастыря вид новый принимал:
Кромешники в тафьях и власяницах 6
Послушными являлись чернецами,
А грозный царь игуменом смиренным.
Я видел здесь — вот в этой самой келье
(В ней жил тогда Кирилл многострадальный,
Муж праведный. Тогда уж и меня
Сподобил Бог уразуметь ничтожность
Мирских сует), здесь видел я царя,
Усталого от гневных дум и казней.
Задумчив, тих сидел меж нами Грозный,
Мы перед ним недвижимо стояли,
И тихо он беседу с нами вел.
Он говорил игумену 7 и братьи:
«Отцы мои, желанный день придет,
Предстану здесь алкающий 8 спасенья.
Ты, Никодим, ты, Сергий, ты, Кирилл,
Вы все — обет 9 примите мой духовный:
Прииду к вам, преступник окаянный,
И схиму 10 здесь честную восприму,
К стопам твоим, святый отец, припадши».
Так говорил державный государь,
И сладко речь из уст его лилася,
И плакал он. А мы в слезах молились,
Да ниспошлет Господь любовь и мир
Его душе страдающей и бурной.
А сын его Феодор? На престоле
Он воздыхал о мирном житии
Молчальника. Он царские чертоги
Преобратил в молитвенную келью;
Там тяжкие, державные печали
Святой души его не возмущали.
Бог возлюбил смирение царя,
И Русь при нем во славе безмятежной
Утешилась — а в час его кончины
Сверши лося неслыханное чудо:
К его одру, царю едину зримый,
Явился муж необычайно светел,
И начал с ним беседовать Феодор
И называть великим патриархом.
И все кругом объяты были страхом,
Уразумев небесное виденье,
Зане 11 святый владыка пред царем
Во храмине тогда не находился.
Когда же он преставился, палаты
Исполнились святым благоуханьем,
И лик его как солнце просиял —
Уж не видать такого нам царя.
О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы Бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли.
Григорий
Давно, честный отец,
Хотелось мне тебя спросить о смерти
Димитрия царевича; в то время
Ты, говорят, был в Угличе.
Пимен
Ох, помню!
Привел меня Бог видеть злое дело,
Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич
На некое был послан послушанье;
Пришел я в ночь. Наутро в час обедни
Вдруг слышу звон, ударили в набат,
Крик, шум. Бегут на двор царицы.
Я Спешу туда ж — а там уже весь город.
Гляжу: лежит зарезанный царевич;
Царица-мать в беспамятстве над ним,
Кормилица в отчаянье рыдает,
А тут народ, остервенясь, волочит
Безбожную предательницу-мамку.
Вдруг между их, свиреп, от злости бледен
Является Иуда Битяговский.
«Вот, вот злодей!» — раздался общий вопль.
И вмиг его не стало. Тут народ
Вслед бросился бежавшим трем убийцам;
Укрывшихся злодеев захватили
И привели пред теплый труп младенца,
И чудо — вдруг мертвец затрепетал.
«Покайтеся!» — народ им завопил:
И в ужасе под топором злодеи
Покаялись — и назвали Бориса.
Григорий
Каких был лет царевич убиенный?
Пимен
Да лет семи; ему бы ныне было —
(Тому прошло уж десять лет. нет, больше:
Двенадцать лет) — он был бы твой ровесник
И царствовал; но Бог судил иное.
Сей повестью плачевной заключу
Я летопись мою; с тех пор я мало
Вникал в дела мирские. Брат Григорий,
Ты грамотой свой разум просветил,
Тебе свой труд передаю. В часы,
Свободные от подвигов духовных,
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса,
Пророчества и знаменья небесны —
А мне пора, пора уж отдохнуть
И погасить лампаду. Но звонят
К заутрене. благослови, Господь,
Своих рабов. подай костыль, Григорий.
(Уходит.)
Григорий
Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить
О жребии несчастного младенца, —
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от Божьего суда.
Вопросы и задания
- Пушкин подчеркивает: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, можно сказать набожное к власти царя, данной ему Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия — дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших. Мне казалось, что сей характер всё вместе — нов и знаком для русского сердца». Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене «Келья в Чудовом монастыре»?
- Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?
- Сравните:
Начальный вариант текста
Как я люблю его смиренный лик,
И тихий взор и важное смиренье
(И важный взор и тихое смиренье,
И ясный взор и хладное терпенье).
Окончательный вариант текста
Как я люблю его спокойный вид,
Когда, душой в минувшем погруженный,
Он летопись свою ведет.
Подумайте, что хотел усилить, уточнить поэт в окончательной редакции.
Почему эпитетам «смиренный», «тихий», «ясный» автор предпочел слова «спокойный вид»?
Что изменилось, когда автор заменил фразу «Еще одно ужасное преданье. » на «последнее сказанье», начав и закончив этими словами монолог Пимена?
Обогащайте свою речь
- Подготовьтесь к инсценированному чтению этого небольшого отрывка. Подумайте, какие интонации требуются для каждого из героев. Найдите в конце учебника рассказ о том, как читал Пушкин «Бориса Годунова».
- Составьте небольшой словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена, например: «воздыхал о мирном житие», «Бог возлюбил смирение», «обет» и пр.
- К драме «Борис Годунов» создано много иллюстраций. Среди авторов — известные русские художники В. И. Суриков, В. А. Фаворский, В. Г. Перов и др. Рассмотрите рисунки к прочитанной вами в классе сцене. Так ли вы представляли себе героев и келью?
Сцена «В келье Пимена» особенно интересно представлена художником С. Галактионовым. Эта иллюстрация появилась в 1827 году, с первой публикацией «Бориса Годунова». По свидетельству искусствоведов, она передает величие духа летописца, значительность совершаемого им под сводами кельи. Согласны ли вы с этим суждением? Обоснуйте свой ответ.
Подготовьте небольшой очерк в школьную газету «Произведения А. С. Пушкина и иллюстрации к ним в учебнике для 7 класса».
1 Хартия — старинная рукопись, документ.
2 Вёче — в Древней Руси собрание горожан.
3 Дьяк — в Древней Руси должностное лицо, ведущее дела какого-нибудь учреждения.
4 Приказ — в Московском государстве XVI—XVII веков учреждение.
5 Пост — по церковному обычаю, предписанию, отказ от мясной и молочной пищи.
6 Кромешники в тафьях и власяницах — опричники (по старинным понятиям грешники, чьи души после смерти будут помещены в ад) в ермолках (тюбетейках) и грубой шерстяной одежде, носимой на голом теле.
7 Игумен — настоятель монастыря.
8 Алкающий, алкать — сильно желать.
9 Обет — торжественное обещание, обязательство.
10 Схима — монашеский чин, налагающий самые строгие правила.
11 Зане — потому что, так как.
Источник
Монолог пимена еще одно последнее сказанье ноты
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Бас и Баритон — ноты. Free scores for bass and baritone voices.
Д орогие басы и баритоны всех мастей!
Здесь я выложу ноты для всех видов низких мужских голосов.
Так как арии не были рассортированы по голосам, то я их разобрала.
Вероятно, я допустила при этом какие-нибудь неточности.
Для определения fach`а я пользовалась этим сайтом.
Если вы не согласны с моим делением, то пишите.
Я с удовольствием перенесу арии в предложенную вами категорию!
Некоторые арии могут находиться в соседних типах
(например Драматический баритон и Бас-баритон).
Кроме того, есть несколько арий, о которых мне вообще ничего не известно,
они приведены над основным списком.
Наслаждайтесь,
Марина.
Boieldieu
Jean de Paris
Cimarosa
Giannina e Bernardone
Méhul
Ariodant
Mendelssohn
Die Heimkehr aus der Fremde
Ich bin ein vielgereister Mann
Meyerbeer
Thomas, Arthur
Esmeralda
Wagner
Parsifal
Bellini
I Puritani
Bizet
Les Pècheurs des Perles
Cherubini
Deux Journées
Guide mes pas
L `Elisir d’Amore
La Favorita
Gluck
Gounod
Roméo et Juliette
Korngold
Die Tote Stadt
Massenet
Manon
Épouse quelque brave fille
Mozart
Le Nozze di Figaro
Rossini
Il Barbiere di Siviglia
Guillaume Tell
Spohr
Jessonda
Sullivan
HMS Pinafore
The Mikado
Thomas Ambroise
Tchaikovsky — Чайковский
Eugene Onégin — Евгений Онегин
Verdi
Falstaff
È sogno? O realtà
Don Carlo
Per me giunto
La Traviata
Wagner
Tannhäuser
Weber
Euryanthe
Dramatic baritone
Beethoven
Mascagni
Cavalleria Rusticana
Il cavallo scalpita
Massenet
Puccini
La Fanciulla del West
Minne, dalla mia casa son partito
Verdi
Nabucco
Ernani
Rigoletto
Wagner
Lohengrin
Die Walküre
Der F liegede Holländer
Handel
Acis and Galatea
O ruddier than the cherry
Le Nozze di Figaro
Patience
Les Contes d’Hoffmann
Scintille, diamant
Verdi
Un Ballo in Maschera
Don Pasquale
Ah, un foco insolito
L`Elisir d’Amore
Mussorgsky — Мусоргский
Boris Godunov — Борис Годунов
La Donna del Lago
Pietra del Paragone
Il Barbiere di Siviglia
Lyric bass
Bellini
La Sonnambula
Vi ravviso, o luoghi ameni
Bizet
La Jolie Fille de Perth
Delibes
Lakmé
Agrippina
Gluck
Iphigénie en Aulide
Mozart
La Clemenza di Tito
Meyerbeer
Les Huguenots
Piff, Paff
Pergolesi
Maestro di Musica
Puccini
La Bohème
Vecchia zimarra
Sullivan
The Mikado
The Pirates of Penzance
Tchaikovsky — Чайковский
Eugene Onégin — Евгений Онегин
Thomas, Ambroise
Mignon
De son coeur j’ai calmé la fièvre
Wagner
Der Fliegede Holländer
Die Meistersinger von Nürnberg
Was duftet doch der Flieder
Verdi
I Vèspri Siciliani
Il Trovator e
Bass
Beethoven
Lucia di Lammermoor
Martha
Halévy
Gounod
Philémon et Baucis
Mozart
Die Entführung aus dem Serail
Die Zauberflöte
Smetana
The Bartered Bride
Ernani
Wagner
Tristan und Isolde
Источник