Литургика (церковная практика)
Осмогласие
Глас – особый мотив (лад), используемый в практике богослужебного пения Православной Церкви .
Существует четыре основных (атентических) гласа: 1,2,3,4 и четыре производных (плагальных) — 5-й к 1-му, 6-й ко 2-му, 7-й к 3-му, 8-й к 4-му. Каждый из плагальных гласов завершает и углубляет содержание соответствующего атентичного гласа.
4 главных (прямых, или высоких) и 4 плагальных гласов (косвенных, или низких) вместе образуют осмогласие – систему восьми гласов.
Принцип осмогласия был в свое время принят Русской Церковью от Церкви Греческой и является музыкальной основой богослужения. Однако, понятие осмогласия в греческой традиции отличается от нашего. У греков глас — это лад, тональность. В русской традиции глас — это некоторая мелодия, закрепленная раз и навсегда. Каждый глас имеет помимо характерной для него тональности, лада, еще и наиболее употребительные в данном гласе мелодические обороты — попевки.
Большинство песнопений (из Октоиха ) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов.
Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Каждый глас господствует в богослужении всю седмицу до субботы включительно, сообщая ей благодать минувшего дня воскресного. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз.
Тропари воскресные восьми гласов. С текстом, нотами и клавиатурой. Удобная навигация по видео (переходы на гласы).
В нижеприведенной таблице в качестве примера приведены аудиозаписи и ноты воскресных тропарей каждого гласа, богословские толкования и комментарии (аудиозаписи и толкования тропарей взяты с сайта «Азбука веры»).
Ка́мени запеча́тану от иуде́й / и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́, / воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се, / да́руяй ми́рови жи́знь. / Сего́ ра́ди си́лы небе́сныя вопия́ху Ти́, Жизнода́вче: / сла́ва воскресе́нию Твоему́, Христе́, / сла́ва Ца́рствию Твоему́, / сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.
Тропарь 1-го гласа говорит о том, что даже суровая стража у гроба Господня не помешала Иисусу Христу воскреснуть из мертвых на третий день, даруя жизнь миру. Поэтому Силы Небесные прославляют Господа — Человеколюбца .
Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречистое Тело Твое — хотя камень был запечатан иудеями и воины стерегли Пречистое Тело Твое.
Сего ради — поэтому.
Вопияху Ти — взывали к Тебе.
Смотрение — провидение, Промысл.
Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречистое Тело Твое… Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать (Мф.27:66) .
Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречйстое Тело Твое… Перед нами характерный для церковнославянского языка оборот речи: так называемый дательный самостоятельный. Эта конструкция несет значение обстоятельства. На современный русский язык это значение переводится совсем другим оборотом (придаточным предложением).
ГЛАС 1 – древние церковные писатели говорили, что «первый глас важен, величествен и наиболее торжествен». Его сравнивали с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа есть широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность.
наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа:
Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя» ;
Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи» ;
Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси» ;
Догматик «Всемирную славу» ;
Ирмосы канонов Святой Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие» ;
Рождества Христова «Христос раждается, славите» ;
Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница» .
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный, / тогда́ а́д умертви́л еси́ блиста́нием Божества́: / егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́, / вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху: / Жизнода́вче, Христе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.
В тропаре 2-го гласа говорится о том, что Иисус Христос сошел в ад, разрушил его и освободил оттуда ветхозаветных праведников.
Воскресный тропарь 2-го гласа — это также тропарь Великой Субботы , кануна Светлого Христова Воскресения .
Егда — когда.
Животе Безсмертный — Бессмертная Жизнь (* звательный падеж — обращение).
ГЛАС 2 – «исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания». Поется несколько вариантов этого гласа, однако общее – гибкая мелодия, светлая интонация – присутствует во всех вариантах распевов.
наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа:
Тропарь Нерукотворенному образу «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий» ;
Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну «Память праведнаго с похвалами» ;
Тропарь субботы, всем святым и усопшим «Апостоли, мученицы и пророцы» ;
Богородичен «Преблагославенна еси, Богородице Дево» ;
Ирмосы канонов «Во глубине посла иногда» , «Грядите, людие» .
Да веселя́тся небе́сная, / да ра́дуются земна́я, / я́ко сотвори́ держа́ву / мы́шцею Свое́ю Госпо́дь, / попра́ сме́ртию сме́рть, / пе́рвенец ме́ртвых бы́сть; / из чре́ва а́дова изба́ви на́с, / и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.
Тропарь 3-го гласа воспевает Спасителя , как поправшего Своим Воскресением смерть, первенца из мертвых, и содержит призыв к молящимся радоваться и веселиться всем миром.
Небесная — все небесное, небо.
3емная — все земное, земля.
Сотвори державу мышцею Своею — явил мощь руки Своей.
Велию — великую.
+ Сотворй державу мышцею Своею — выражение из песни Пресвятой Богородицы (в русском переводе: явил силу мышцы Своей — (Лк. 1:51) ); слова, сказанные Пречистой Девой о Воплощении Сына Божия, тропарь относит к Его Воскресению и, таким образом, ко всему делу Домостроительства (Промысла) Божия.
Слова попра смертию смерть обращают нас к тропарю Пасхи: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живдт даровав.
Первенец мертвых бысть, из чрева адова избави нас. Строка отсылает нас к словам апостола Павла: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор. 15:20-24) .
ГЛАС 3 – «глас бурный, он, как море при непогоде, побуждает на духовный подвиг». Эта характеристика древних относится в полной мере к поющемуся у нас тропарному распеву гласа. Стихирный же распев более безмятежен.
наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа:
Кондак Рождеству Христову «Дева днесь Пресущественнаго раждает» ;
Тропарь вмч. Пантелеимону «Страстотерпче святый» ;
Воскресная стихира «Твоим Крестом, Христе Спасе» .
Све́тлую воскресе́ния про́поведь / от А́нгела уве́деша Госпо́дни учени́цы / и пра́деднее осужде́ние отве́ргша, / апо́столом хва́лящася глаго́лаху: / испрове́ржеся сме́рть, / воскре́се Христо́с Бо́г, / да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.
Тропарь 4 гласа упоминает жен-мироносиц, которые первыми из смертных узнали о чуде Воскресения и сообщили о нем апостолам.
Воскресения проповедь — весть о воскресении.
Уведевша — узнав.
Прадеднее осуждение — осуждение, унаследованное от праотцев (то есть Адама и Евы).
Испровержеся — попрана.
Ученицы. В церковнославянском языке в определенных позициях (например, перед «и» и «ять») звуки «к», «г», «х» (заднеязычные) чередуются со звуками «ц», «з», «с». Так, праведник — но праведницы, мученик — но мученицы (м. род); Бог — но о Бозе, дух — но дуси. Но, в данном случае, причастия, согласованные с этим существительным стоят во мн. ч. женского рода «уведевша», «отвергша» и «хвалящася».
ГЛАС 4 – «двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе, внушает стремление к Вышнему , наиболее выражая действие на нас Божией благодати». Пожалуй, один из наиболее употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строение доступно всем.
наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа:
Тропарь Рождеству Христову «Рождество Твое, Христе Боже наш» ;
Тропарь Божией Матери «Богородице Дево, радуйся» ;
Тропарь свт. Николаю «Правило веры и образ кротости» ;
Догматик «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид» ;
Ирмосы канона Богородице «Отверзу уста моя» ;
Ирмосы воскресного канона «Моря чермную пучину» .
Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови, / от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше, / воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся, / я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на кре́ст, / и сме́рть претерпе́ти, / и воскреси́ти уме́ршия / сла́вным воскресе́нием Свои́м.
Тропарь 5-го гласа предлагает православным христианам восхвалить Иисуса Христа , добровольно взошедшего на Крест ради нашего спасения.
Собезначальное — также не имеющее начала и начальства, то есть также Вечное и Всевластное.
ГЛАС 5 – «успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах». Мелодия гласа равномерно «покачивает» слова песнопений, интонация скользит то вверх, то вниз, давая ощущение покоя и бесконечности.
наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа:
Заупокойный седален «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя» ;
Воскресные тропари «Ангельский собор» ( «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» );
Догматик «В Чермнем мори» .
А́нгельския си́лы на гро́бе Твое́м, / и стрегу́щии омертве́ша, / и стоя́ше Мари́я во гро́бе, / и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́. / Плени́л еси́ а́д, не искуси́вся от него́; / сре́тил еси́ Де́ву, да́руяй живо́т. / Воскресы́й из ме́ртвых. Го́споди, сла́ва Тебе́.
В тропаре 6-го гласа поется об оцепенении стражников, охранявших гроб и увидевших явление Ангелов , и об ученице Христовой — Марии Магдалине , которая пришла искать мертвое тело Господа и не нашла его.
Стрегущии — стерегущие, стражи.
+ По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотретъ гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господенъ, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам (Мф. 28:1-7) .
А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклониласъ во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (Ин. 20:11-13) .
Сретил еси деву, даруяй живот… Строка тропаря обращает нас к продолжению событий Евангелия от Иоанна: к встрече Иисуса с Марией Магдалиной (Ин. 20:11-18) . Она и названа здесь девой (ни Евангелие, ни житие святой равноапостольной Марии Магдалины ничего прямо не говорят нам о возрасте и семейном положении святой ко времени евангельских событий; но греческое слово παρυένος — дева — подобно современному девушка, употреблялось и для обозначения юной женщины вообще — такой, на брачное состояние которой ничто не указывает). Нередко в этом тропаре слово «дева» пишут с прописной (большой) буквы, как относящееся к Пресвятой Богородице; но при таком понимании тропарь не поддается никакому удовлетворительному объяснению.
Пленил еси ад… В греческом тексте тропаря — обезоружил.
Источник
Православное Русское Пение
Orthodox Russian Singing
Песнопения исполняемые хором Русской Православной Церкви Святаго Великомученика и Целителя Пантелеимона в городе Хартфорд, штат Коннектикут, США.
Дается разрешение печатать все ноты для употребления в богослужениях .
Отдел/ Section
1. Воскресный Тропарь, Богородичен и Кондак Гласъ 1-й: . pdf . midi
2. Воскресный Тропарь, Богородичен и Кондак Гласъ 1-й: (К i ево-Печерской Лавры): . pdf . midi
3. Богородичен Догматик: Гласъ 1-й: подобен О Дивное Чудо: . pdf . midi
4. Богородичен Догматик: Гласъ 1-й: Знаменный Распев: . pdf . midi
5. Седален по Первом Стихословии: Гласъ 1-й: самоподобен Гроб Твой Спасе: (КПЛ): . pdf .midi
6. Воскресный Канон: Гласъ 1-й: Твоя Победительная Десница: греческий (Феофановский) расп. по ред. i ером . Нафанаила: арр. Н. Семянко: . pdf . midi
7. Воскресный Канон: Гласъ 1-й: Твоя Победительная Десница: (К i ево-Печерской Лавры): . pdf . midi
1. Тропарь Воскресный: Гласъ 2-й: . pdf . midi
2. Кондак Воскресный: Гласъ 2-й: . pdf . midi
3. Воскресный Тропарь, Богородичен и Кондак Гласъ 2-й: . pdf . midi
4. Воскресный Тропарь, Богородичен и Кондак Гласъ 2-й: (Зосимовой Пустыни): . pdf . midi
5. Богородичен Догматик: Гласъ 2-й: Знаменный Распев: . pdf . midi
6. Воскресный Канон: Гласъ 2-й: Знаменный Распев, Б. М. Ледковский: . pdf . midi
7. Канон Богородичный: Гласъ 2-й: . pdf . midi
1. Богородичен Догматик: Гласъ 3-й: Знаменный Распев: . pdf . midi
2. Воскресный Тропарь, Богородичен и Кондак Гласъ 3-й: . pdf . midi
3. Воскресный Тропарь, Богородичен и Кондак Гласъ 3-й: (Троице-Сергиевой Лавры) . pdf .midi
4. Воскресный Канон: Гласъ 3-й: Воды Древле: (К i ево-Печерской Лавры): . pdf .midi
1. Воскресный Кондак: Гласъ 4-й: . pdf . midi
2. Воскресный Тропарь, Богородичен и Кондак Гласъ 4-й: . pdf . midi
3. Воскресный Тропарь, Богородичен и Кондак Гласъ 4-й: (К i ево-Печерской Лавры): . pdf . midi
4. Богородичен Догматик: Гласъ 4-й: подобен Яко Добля: . pdf . midi
5. Богородичен Догматик: Гласъ 4-й: Знаменный Распев: . pdf . midi
6. Седален по Первом Стихословии на Слава и Ныне: самоподобен Удивися Иосиф: (КПЛ): . pdf . midi
7. Степенна Воскресна: Гласъ 4-й: От Юности Моея: Валаамский Распев: . pdf . midi
8. Антофон Воскресный: Гласъ 4-й: Сердце Мое: . pdf . midi
9. Воскресный Канон: Гласъ 4-й: Моря Чермную Пучину: . pdf . midi
1. Воскресный Тропарь, Богородичен и Кондак Гласъ 5-й: . pdf . midi
2. Воскресный Тропарь, Богородичен и Кондак Гласъ 5-й: (Московский Напев): . pdf . midi
3. Богородичен Догматик: Гласъ 5-й: Знаменный Распев: . pdf . midi
4. Воскресный Тропарь: Гласъ 5-й: Московскаго напева: . pdf .midi
5. Воскресный Канон: Гласъ 5-й: Коня и Всадника: под. Радуйся (ОП): арр. Н. Семянко: . pdf .midi
6. Воскресный Канон: Гласъ 5-й: Коня и Всадника: Московскаго напева: арр. Н. Семянко: . pdf .midi
1. Воскресный Тропарь, Богородичен и Кондак Гласъ 6-й: . pdf . midi
2. Богородичен Догматик: Гласъ 6-й: К i ево-Печерской Лавры: . pdf . midi
3. Богородичен Догматик: Гласъ 6-й: Знаменный Распев: . pdf . midi
4. Воскресный Канон: Гласъ 6-й: Яко по Суху Пешешествовав Израиль: . pdf .midi
1. Воскресный Тропарь, Богородичен и Кондак Гласъ 7-й: . pdf . midi
2. Воскресный Тропарь, Богородичен и Кондак Гласъ 7-й: (Греческий Распев): . pdf . midi
3. Богородичен Догматик: Гласъ 7-й: Знаменный Распев: . pdf . midi
4. Воскресные Седальны по Стихословии: Гласъ 7-й: Греческий Распев: . pdf . midi
5. Воскресные Ипакои и Антифоны: Гласъ 7-й: Греческий Распев: . pdf . midi
6. Воскресный Кондак: Гласъ 7-й: Греческий Распев: . pdf .midi
7. Воскресный Канон: Гласъ 7-й: К i ево-Печерской Лавры: . pdf .midi
1. Воскресный Тропарь, Богородичен и Кондак Гласъ 8-й: . pdf . midi
2. Воскресный Тропарь, Богородичен и Кондак Гласъ 8-й: (К i ево-Печерской Лавры): . pdf . midi
3. Богородичен Догматик: Гласъ 8-й: подобен О Преславнаго: . pdf . midi
4. Богородичен Догматик: Гласъ 8-й: Знаменный Распев: . pdf . midi
5. Воскресный Канон: Гласъ 8-й: Владикавказского Распева: . pdf . midi
6. Канон Богородичный Молебный: Обиходъ Гласъ 8: . pdf . midi
7. Канон Богородичный Владикавказского Распева: Обиходъ Гласъ 8: . pdf . midi
Источник