Формирование мотивации к обучению младших школьников в классе фортепиано
Дата публикации: 24.10.2019 2019-10-24
Статья просмотрена: 593 раза
Библиографическое описание:
Елизарова, М. Н. Формирование мотивации к обучению младших школьников в классе фортепиано / М. Н. Елизарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 242-244. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63250/ (дата обращения: 03.06.2021).
Автор делает вывод, что успешность обучения младших школьников в классе фортепиано может быть реально достигнута, но лишь при условии, что в педагогической работе используется продуманная система методов формирования мотивации учебной деятельности.
Ключевые слова: музыка, мотивация, фортепиано, школа искусств.
The author concludes that the success of teaching younger students in the piano class can be really achieved, but only on the condition that in the pedagogical work a well-thought-out system of methods of formation of motivation of educational activity is used.
Key words: music, motivation, piano, art school.
Музыкальные пристрастия детей, в своем большинстве, находятся в зависимости от массовой культуры. Родители же заинтересованы дать детям общеэстетическое развитие, не рассматривая возможность последующей его профессионализации [3, с. 18]. Отдавая ребенка в музыкальную школу, многие не задумываются, что предлагаемый детям репертуар, как непосредственное содержание музыкального образования, может не только способствовать повышению интереса к обучению, но и негативно сказываться на желании детей продолжать обучение.
Действующие в настоящее время программы обучения музыке лишь в малой степени учитывают потребности детей, в целом, и изменившуюся объективную ситуацию в музыкальном образовании в начальном его звене, в частности. Педагогический персонал не может не учитывать данный факт и должен восприниматься как средство, которое способствует поднятию интереса к своей специальности.
Именно мотивационная сторона обучения младших школьников в классе фортепиано, является наименее управляемой. Мотивация формируется стихийно. Иными словами — это тот результат, который смогли достичь преподаватели, нежели предмет специальной, целенаправленной, систематической работы. Многие исследователи придерживаются мнения, что проблематика мотивации является одной из центральных в науках о человеке. Человек может осознать свои мотивы не автоматически, а в результате особой активности.
Зачастую педагоги музыкальных школ строят свою работу принимая во внимание только внешнюю, формальную характеристику поведения ученика, не пытаясь вникнуть в его внутреннее содержание. Если педагог смог добиться от ученика формы поведения, которое отвечает моральным нормам, еще нельзя говорить, что педагог смог понять мотивы обучения. Как результат — отсутствие понимания личностных мотивов деятельности ученика, не позволяет рассчитывать педагогу на то, чтобы верно определить его поведение в музыкальном обучении в классе фортепиано.
Традиционная школа не привыкла мотивировать, она привыкла только требовать от ученика [4, с. 1–5]. В контексте сказанного вполне справедливо утверждение, что «не понимая мотивации младшего школьника, педагог работает «вслепую». Ему неизвестны ни ученик, на которого он должен воздействовать, ни результаты его собственного воздействия» [2, с. 5].
Учителя детских музыкальных школ должны не только научить детей владеть инструментом, но и заинтересовать их в обучении, сделать это необходимой потребностью. Если ребенок только переступил порог музыкальной школы добиться этого сложнее, дети ещё не могут видеть конкретный результат своей работы. Не следует забывать, что желание сделать музыку своей профессией может обнаруживаться далеко не впервые годы обучения. Именно мотивацию нужно рассматривать как одну из важных задач музыкально-образовательного процесса. В тоже время, в практической деятельности, относительно формирования мотивации, имеют место значительные противоречия. Как известно, не многие ученики, закончив музыкальную школу, становятся профессиональными музыкантами. Но иных преимуществ музыкального образования родители, которые определяют своих чад в класс фортепиано, не знают. Следовательно, вопрос — зачем ребенку тратить много времени, сил и средств на обучение, не имея желания в последующем реализовать себя как профессионал?
Сегодня, в условиях реформы системы общего и профессионального образования, как никогда важно не только способствовать созданию условий, которые бы способствовали гармоничному развитию личности, но и обеспечить педагогов музыкальных школ педагогическими средствами, способными формировать у младших школьников мотивацию к обучению музыке, в том числе в классе фортепиано.
Мотивацию к занятиям музыкой следует считать основным фактором успешного развития учеников на всех этапах обучения.
Из теории психологии известно, что мотивы к обучению бывают внешние и внутренние. Одним из сильнейших является мотив познавать новое (познавательный). Таким образом, работая с младшими школьниками нужно развивать внутреннюю мотивацию, опираться на важные импульсы — тяга познавать новое, повышенная восприимчивость [1, с. 301].
Ряд причин нежелания детей обучаться игре на фортепиано это следствие того, что и в начале музыкального пути, и на всём его протяжении взрослые не уделяли должного внимания ребенку. И речь идет не только о педагогах, но и родителях. Совместные занятия родителей и детей в игре на фортепиано имеют ориентирующее значение, поскольку, во-первых, это положительный пример и помощь, а дети учатся на примерах и рассчитывают на помощь, а во-вторых — это возможность проводить занятия в виде игр, а дети любят играть с родителями.
Не стоит надеяться, что у младших школьников мотивы возникнут сами по себе. Отношение ученика к учебной деятельности определяется, прежде всего, преподавателем: как последний организует данную деятельность.
Работая в детской школе искусств № 2 города Волгограда, я стараюсь формировать мотивацию к обучению, как только ученики впервые переступают порог школы и только благодаря этому, уже к 3-ему, 4-ому классу мотивация становиться устойчивой. Успешному формированию мотивации способствует четкое следование трем педагогическим принципам, которым безукоризненно следую:
- Активирую учебно-познавательную деятельность школьников, учу детей получать радость от самого процесса изучения произведения (процессуальная мотивация). Данный принцип очень важен. Порой столько сил уходит на совершенствование, а результатом ученик не всегда бывает доволен. Вот почему так важно сделать акцент на умении получать радость от того, что делаешь, от самого процесса.
- Активирую диалогическую направленность во взаимоотношениях «Учитель-ученик». Сложно поспорить с тем, что диалогическое общение между учителем и учеником способствует наиболее успешному овладению изучаемого материала.
- Безотметочно оцениванию. В своем большинстве учеников разделяют на хорошистов и отличников, что не может не приводить к тому, что интерес школьников к обучению снижается. Такая система делает затруднительным индивидуализацию обучения, является мало информативной и имеет травмирующий характер, так как является не только системой вознаграждения, но и системой наказания.
Безотметочное обучение — поиск нового подхода к оцениванию. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно оказывать влияние на отношение к предмету.
Итак, успешность обучения младших школьников в классе фортепиано может быть реально достигнута, но лишь при условии, что в педагогической работе используется продуманная система методов формирования мотивации учебной деятельности.
- Ачилова, Э. М. Формирование мотивации к занятиям музыкой у подростков в процессе освоения джазовой импровизации на фортепиано // Молодой ученый. — 2017. — № 9. — С. 301–304.
- Волювач, Екатерина Викторовна. Формирование мотивации обучения младших школьников в классе фортепиано: дис. кандидата педагогических наук /Е. В. Волювач. — Краснодар, 2005. — 174 с.
- Козырева, Е. В. Мотивационный аспект начального этапа обучения игре на фортепиано: из опыта дифференцированного подхода /Е. В. Козырева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2008. — № 6. — С.18.
- Максимова, Л. А.. Формирование учебной мотивации у младших школьников /Л. А. Максимова, М. И. Андросова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 26. — С. 1–5.
Источник
Мотивация к творческой деятельности учащихся младших классов на уроках фортепиано
Деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к обучению, воспитаны чувства долга, ответственности, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков и другие мотивы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мотивация к творческой деятельности учащихся младших классов на уроках фортепиано | 44.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской»
«Мотивация к творческой деятельности учащихся младших классов на уроках фортепиано»
Выполнил: педагог МХС «ВИТА»
ОСНОВА МОТИВАЦИИ – ЖИЗНЕННАЯ СРЕДА………..…..…………………………. 4
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО………………………….….…8
ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ……………………. ………………………………………………. 10
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ………….…………. 12
Деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к обучению, воспитаны чувства долга, ответственности, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков и другие мотивы.
В настоящее время мотивационная сторона обучения младших школьников в классе фортепиано наименее управляема. Формирование мотивации подчас идет стихийно, являясь, скорее, результатом достижений передовых преподавателей, чем предметом специальной, целенаправленной, систематической работы. Вместе с тем, по мнению ряда ученых (Б.Г. Ананьев, В.К. Вилюнас и др.), проблема мотивации, связанная с исследованием причин, побуждающих поступки и различные формы человеческой деятельности, является одной из центральных в науках о человеке. Важно то, что осознание мотивов человеком совершается не автоматически, а в результате особой активности, когда осознанные мотивы обретают личностный смысл.
Анализ практической деятельности учителя фортепиано свидетельствует, что часто педагог строит свою работу с учетом только внешней, формальной характеристики поведения учащегося, не раскрывая его внутреннего содержания. Добившись от учащегося форм поведения, внешне, результативно отвечающих моральным нормам, определенным правилам поведения, он, не зная мотивов, по которым в данной ситуации эти правила выполняются учащимся, ничего не знает о самом ребенке. Не зная о подлинных личностных мотивах деятельности учащегося, педагог не может рассчитывать на то, чтобы верно определить его дальнейшее жизненное поведение, а следовательно, и его поведение в музыкальном обучении. Не умея проникнуть во внутреннее содержание действий и поступков ребенка, в мотивы его действий и внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся, педагог работает «вслепую». Ему неизвестны ни ученик, на которого он должен воздействовать, ни результаты его собственного воздействия.
Задача педагога состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью. Добиться этого у начинающих заниматься на фортепиано сложнее, чем в других отраслях искусства, например в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он раньше видит конкретные результаты своей работы. Важно помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости и желание сделать музыку профессией обнаруживаются в первые годы обучения.
В современных научных учреждениях Академии педагогических наук проводятся эксперименты, в основу которых положена мысль о том, что обучение и воспитание следует строить так, чтобы добиться наибольшей эффективности развития активности детей. Дети XXI века значительно отличаются от предыдущих поколений. Они больше информированы, круг их интересов шире. А учат детей порой по-старому, бесконечно эксплуатируя в основном их память. Поэтому учение становится обременительным для ребенка.
ОСНОВА МОТИВАЦИИ – ЖИЗНЕННАЯ СРЕДА
В современной психолого-педагогической науке сравнительно достаточно изучена тема учебной мотивации, разработаны психолого-педагогические методы диагностики мотивации, разработаны рекомендации для учителей. Велика роль родителей в развитии ребенка. Отношение родителей к интеллектуальным и творческим способностям ребенка может быть различным: положительным, нейтральным, отрицательным.
Если родители не обращают внимания или игнорируют эмоциональность ребенка, относятся к нему не как к личности со своими желаниями, потребностями, интересами, а лишь воплощают с его помощью свои родительские представления об успешности; не разрешают проживать агрессию или обиду, что приводит к блокированию чувств ребенка стыдом. На телесном уровне затрудняется дыхание, парализуется активность, возникает ощущение мышечной зажатости. Переживая всеохватывающий стыд, ребенок не может почувствовать ничего другого, нет доступа ко всему спектру чувств.
Такие методы воспитания могут привести к личностному и социальному неблагополучию в будущем. Познавательное развитие ребенка отступает на второй план, все психические ресурсы ребенка уходят на адаптацию к внутрисемейным отношениям. Такие дети сосредоточены на взаимоотношениях с главными в их жизни людьми, родителями, вследствие чего их познавательная активность и мотивация подавляются. Длительное подавление интеллектуальных и эмоциональных потребностей ребенка может привести к нарушениям в эмоциональной сфере, неврозам и даже психозам.
На этот феномен в своих исследованиях указывает Захаров А.И. Не все родители умеют отслеживать психологические затруднения у детей и по собственной инициативе обращаться за поддержкой к специалистам. Поэтому за помощью идут только те, у чьих детей явно выражены признаки нарушенности. В дальнейшем, эмоциональные проблемы могут стать основной причиной школьной неуспеваемости, агрессивного поведения, серьезных невротических расстройств.
Такие дети нуждаются во внешней стимуляции, стабилизации своего внутреннего состояния. Современная система образования ориентирована на активизацию творческих качеств учащихся, которые активно формируются на занятиях эстетического цикла, в ходе изучения которых у детей развивается способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях между людьми.
Одной из составных частей области искусства является музыка, где происходит развитие способностей учащегося к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Дополнительное художественное образование охватывает, по официальным данным, около 15% детей. Остальные 85% детей оказываются вне поля контакта с искусством. Необходимо отметить, что в обществе существует тенденция отношения к искусству как к чему-то второстепенному, неважному с точки зрения образования детей.
На этот аспект обращает внимание А.А. Мелик-Пашаев, который говорит, что «художественная культура обретает в общественном сознании наших дней статус некоего «десерта», необязательного украшения реальной жизни, выступает как частность, не имеющая серьезной жизненной значимости. Либо, что еще хуже, воспринимается как сфера обслуживания, как своего рода парк культуры и отдыха, предоставляющий «пакеты услуг» ищущему развлечений, эстетически неразвитому клиенту, который «заказывает музыку» и потому «всегда прав»». Считается, что детям от природы присуща талантливость, изобретательность, эмоциональная отзывчивость, природная активность, вера в свои творческие возможности. Кулагина И.Ю. отмечает, что на эмоциональное благополучие ребенка в начальной школе влияет школьная успеваемость, так как за хорошие отметки родители и учителя хвалят, что повышает самооценку ребенка и способствует развитию мотивации к учению. Тема формирования мотивации к творческой деятельности на уроках фортепиано к настоящему времени, к сожалению, недостаточно разработана. Не всегда и не все дети могут полноценно проявлять себя в творческой деятельности.
По данным Безруких М.М. ведущей эмоцией, которую дети умеют идентифицировать у себя и взрослых — страх. Это связано с предшествующей жизнью детей, где могли иметь место приемы воспитания в семье, запрещавшие проявлять свои чувства (например, запрет на агрессию) или наличие ранней психологической травмы, приведшие к блокировке эмоциональной сферы. В таких случаях ребенку трудно быть открытым, непосредственным, свободным в проявлении своего природного потенциала. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в выполнении творческих заданий и, как следствие, у них не формируется мотивация к творческой деятельности.
Чтобы устранить указанное противоречие между наработками в психолого-педагогической науке, касающихся мотивации, и современными тенденциями, проявляющимися в недостаточности эмоционального развития детей младшего школьного возраста, и, как следствие, затруднении детей в самовыражении посредством музыки, необходимо разработать такие психолого-педагогические методы и средства, которые позволят получить доступ к самым скрытым переживаниям ребенка, помочь ему свободно проявлять себя в творческой деятельности, особенно при обращении к тем реальным проблемам, которые по каким-либо причинам затруднительно выражать. На уроках фортепиано необходимо применять психолого-педагогические методы, направленные на формирование мотивации к творческой деятельности, и, посредством творческой деятельности, осуществлять эмоциональное развитие, способствующее раскрытию не только музыкальных, но и общих интеллектуальных способностей.
Источник