Моцарт 23 концерт для фортепиано с оркестром 1 часть настроение

«Мелодией одной звучат печаль и радость…»

«Мелодией одной звучат печаль и радость…»

Содержание:

  1. Изменчивость музыкальных настроений и образов — характерная особенность музыкальных произведений.
  2. Сравнение характеров частей в произведении крупной формы — Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А. Моцарта.

Музыкальный материал:

  1. В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром (слушание);
  2. Б. Окуджава. Песня о Моцарте (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Выявлять круг музыкальных образов в произведениях крупных форм.
  2. Воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционального содержания.
  3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (В. А. Моцарта).

Обращение к народно-песенной традиции, наиболее полно передающей радостные настроения в музыке, глубоко закономерно. Но не только народная музыка знает эти состояния чистой радости, ничем не замутнённого веселья, когда мир кажется вечно юным, беспечным и лучезарным. Вспомним светлые страницы произведений Баха и Моцарта, Шуберта и Грига. Однако атмосфера радости, присутствующая во многих великих произведениях, редко бывает только безоблачной; скорее, радость присутствует в них как сила, одержавшая верх над тревожным или тёмным началом, над грустью или сомнениями.

Сравните, например, характер частей одного из самых радостных произведений мировой музыкальной культуры, созданного Моцартом (вспомним, что именно этого композитора называли «сыном солнца» за тот необыкновенный свет, что излучает его музыка).

Как и все концерты, Двадцать третий ля мажор для фортепиано с оркестром состоит из трёх частей.

Первые же такты погружают нас в стихию грациозной весёлости, такой своеобразно-неповторимой у Моцарта. Что слышится нам в этой музыке?

Спокойная и светлая радость, выражаемая то в певучей линии мелодии, то в лёгком ощущении танцевальности, такой милой, непринуждённой, такой по-детски чистой.

Все части концерта прекрасны, но жемчужина среди них – вторая. Она разительно контрастирует с радостными крайними частями.

Начало II части звучит трогательно и грустно, тема пленяет своей щемящей нежностью, печальной, певучей, бесконечно прекрасной.

Откуда такая грусть? Новое ли это настроение в музыке концерта, лишь оттеняющее весёлость предыдущей части?

Прослушав Адажио, мы уже по-новому воспринимаем характер I части. Так ли она безмятежна, как можно было предположить по звучанию первых тактов? И, возвращаясь к этой музыке, мы ещё раз убеждаемся, что безоблачные состояния в ней крайне редки, как редки они в настроениях и чувствах людей. Недаром многие музыканты признавали Моцарта великим художником реального живого человека со всеми его мечтаниями, противоречиями, сомнениями.

И всё же финал концерта снова возвращает нас к ощущению радости и света.

Однако та ли это радость, что звучала в музыке I части? Можем ли мы снова охарактеризовать её словами «непринуждённая, по-детски чистая»?

Наверное, точнее было бы всё же сказать о новой радости — радости, познавшей тревоги и невзгоды, преодолевшей их и возносящей смысл произведения на новую высоту торжествующего света.

Так даже в рамках одного произведения мы видим столь различные нюансы одного эмоционального состояния.

Жанр инструментального концерта был необычайно востребованным культурой XVIII века. Публика того времени ценила всё театрально-зрелищное, броское, блестящее, а именно эти качества заложены в самой природе концертного жанра: термин «концерт» происходит от латинского concerto — «состязаться». В творчестве Моцарта концерт занимал особое место.
Моцарту было лишь одиннадцать лет, когда он сочинил свой первый концерт для фортепиано с оркестром. Всего его перу принадлежит двадцать семь сочинений в этом жанре.
Моцарт синтезировал искания своих непосредственных предшественников и в своём творчестве довёл жанр концерта до классического совершенства: установил классическую последовательность и значение частей концерта:
I ч. — сонатное allegro с двойной экспозицией. Первая экспозиция — чисто оркестровая, вторая — с участием солиста. В тональном отношении первая, оркестровая экспозиция напоминает, скорее, сонатную репризу, поскольку все темы, в том числе побочная, обычно проходят в ней в главной тональности. Кроме двойной экспозиции в концертной сонатной форме имеется виртуозное соло — каденция. В каденции, когда оркестр замолкал, солист давал полную волю своей фантазии и демонстрировал всё, на что был способен. Каденции обычно импровизировались или, по крайней мере, сочинялись самим исполнителем. Однако, существующие авторские каденции Моцарта (сохранились 36 каденций к 14 концертам) были записаны им для исполнителей.
II ч. — лирический центр всей композиции, где наиболее полно представлена инструментальная кантилена, воспринятая концертным жанром у итальянской оперы;
III ч. — быстрый жанровый финал, написанный, как правило, в форме рондо-сонаты.
Концерт № 23 был написан в 1786 году в дни Великого поста, когда спектакли и подобные им развлечения запрещались, но публика всё равно желала слушать музыку, поэтому концертная жизнь в этот период резко активизировалась. Моцарт, целенаправленно добившийся репутации лучшего в Вене пианиста, не мог упустить такой момент.
При жизни Моцарта этот концерт не издавался, его впервые напечатали в Лейпциге уже в XIX столетии.

Вопросы и задания:

  1. Одно из значительных мест в творчестве Моцарта, а также в истории жанра занимают концерты для различных инструментов в сопровождении оркестра. Для какого солирующего инструмента написан Концерт № 23?
  2. Что вы знаете о таком жанре инструментальной музыки, как концерт? Какова особенность этого жанра?
  3. Чем сольный концерт отличается от кончерто гроссо?
  4. Что, по-вашему, чаще встречается в музыке: смена настроений или их одновременное выражение? Обоснуйте ваш ответ на примере Концерта № 23 В. А. Моцарта. Назовите другие музыкальные произведения, в которых соседствуют различные настроения.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Моцарт. Концерт № 23 in A Major, K488:
I. Allegro, mp3;
II. Adagio , mp3;
III. Allegro assai , mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1573)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (298)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (95)
  • Народная (56)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1513)
  • Музыкальные жанры и формы (729)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (358)
  • Музыканты (355)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (203)
  • Музыкальная культура народов мира (164)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (110)
  • Музыкальный словарь (102)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Вольфганг Амадей Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром №23

По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота достигала в сфере музыки.

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.

Мария Юдина, фортепиано
Симфонический оркестр Всесоюзного радио, дирижёр Александр Гаук,
Москва, 1943

«Концерты Моцарта восхищают юдинской волей, законченностью интонирования. Рояль чутко отвечает на каждое прикосновение. Это не тот красивый звук, о котором обычно говорят — «поёт», нет, у Юдиной рояль говорит, это, скорее, речитатив, декламация, когда каждая интонация гибка и выразительна. Вслушайтесь в первую тему концерта ре-минор: с вами говорят, вам разъясняют сказанное прежде, вас заставляют прислушаться к самому важному (знаменитая фермата на самой верхней ноте, вызывающая шок у некоторых моцартоведов). А как с вами разговаривают моцартовские пассажи, фигурации, арпеджио, украшения! А какой гневный напор темы финала в концерте ре-минор, поистине юношеский задор финала ля-мажорного концерта, необычайно стремительного!

Слушать сейчас эти бесценные интерпретации, записанные в разные годы, в разных условиях, не всегда хорошо сохранившиеся технически и, что особенно важно, — без визуального, почти гипнотического восприятия Марии Юдиной за роялем — особенное, ни с чем не сравнимое ощущение!»

Виктор Деревянко, ученик и друг Юдиной

Bolshoi Ballet principal Konstantin Ivanov performs the role of Mozart who meets the Muse, danced by Yoo Joon Bae in 2002. The music is Piano Concerto No. 23 by Wolfgang Amadeus Mozart.

Фортепианный концерт 23 Моцарта в исполнении замечательного пианиста Владимира Горовица (1907-1989)



Музыка второй части концерта особенно впечатляет красотой самых высоких человеческих чувств – любви, нежности, сладкой печали!



Концерт Моцарта записан во время репетиции, отчего лишен всякой торжественности, академичности.



Рубрики: Музыкальные жанры и формы/Концерт

Метки: Моцарт концерт для фортепиано с оркестром Юдина Мария Горовиц

Процитировано 22 раз
Понравилось: 21 пользователям

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

  • «Живые» КОНЦЕРТЫ (73)
  • батик (25)
  • Трафарет (22)
  • Роспись (22)
  • Рисунки для росписи (8)
  • Роспись по коже (1)
  • АУДИОАЛЬБОМ (51)
  • АУДИОКНИГИ (50)
  • Афоризмы (50)
  • В ГОСТЯХ У СКАЗКИ (25)
  • В Мире Авторской Песни (2)
  • В Мире Бисероплетения (14)
  • В Мире Вышивки (62)
  • В Мире Вязания (151)
  • В Мире Живописи (41)
  • В Мире Животных (86)
  • В Мире Искусственных Цветов (16)
  • В Мире Классической Музыки (75)
  • В Мире Книг (73)
  • В Мире Комнатных Растений (32)
  • В Мире Музыкальных Инструментов (17)
  • В Мире Оперетты (3)
  • В Мире ОПЕРЫ (40)
  • В Мире Путешествий (23)
  • В помощь овладения Компьютером (67)
  • Валяние, Фильцевание, Крэйзи Вул (12)
  • ВИДЕОКЛИП (11)
  • Все для оформления Дневника (28)
  • ВСЕЛЕННАЯ и Я (88)
  • ГОЛОС (15)
  • Господь и Я (28)
  • Давай Потанцуем! (7)
  • Давайте пойдем в театр! (46)
  • Давайте посетим . (127)
  • Декупаж (98)
  • Детский Мир (26)
  • Документальный Фильм (65)
  • ДОМ-МУЗЕЙ (15)
  • ЕЩЁ РАЗ О НАШЕМ ДОМЕ: Полезные Советы (148)
  • ЖЗЛ-Люди и Судьбы (175)
  • Забавно (16)
  • Заповеди (52)
  • Зарубежная эстрада (40)
  • Зарубежные Фильмы (83)
  • Здоровье с Красотою неразлучно: РЕЦЕПТЫ (374)
  • Знакомство с Городами и Странами (128)
  • Изучение иностранных языков (51)
  • ИНТЕРВЬЮ (17)
  • Интересные Музеи (25)
  • ИНТЕРНЕТ (15)
  • Интерьер (33)
  • Искусство Актера (81)
  • Искусство архитектора (15)
  • Искусство Вязальщицы (113)
  • Искусство Дизайнера (184)
  • Искусство Дирижёра (28)
  • Искусство Драматурга (10)
  • Искусство Композитора (99)
  • Искусство Певца (81)
  • Искусство Пианиста (31)
  • Искусство Поэта (47)
  • Искусство Режиссера (51)
  • Искусство Скрипача (7)
  • Искусство Скульптора (3)
  • Искусство Фотографии (48)
  • Искусство ФОТОШОПА (9)
  • Искусство Художника (23)
  • История создания. (62)
  • Как продавать изделия HAND-MAID (25)
  • КИНО ОНЛАЙН (7)
  • Комплекс упражнений (19)
  • Красивые Открытки (2)
  • КРАСОТА ИНТЕРЬЕРА (26)
  • Красота наших окон (17)
  • Красота Природы (1)
  • Красота своими руками (207)
  • Красота твоего лица (206)
  • Красота твоего тела (198)
  • Красота твоей души (59)
  • Красота твоих волос (100)
  • Ли.Ру. (22)
  • МАСТЕР-КЛАСС (266)
  • Мир МОДЫ (252)
  • Мировые достопримечательности (95)
  • Молитвы (19)
  • Моменты Позитива (37)
  • МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА (75)
  • МУЗЫКА КИНО (14)
  • МЮЗИКЛ (7)
  • НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА (337)
  • Научные исследования (35)
  • Неизвестное об известных продуктах (195)
  • Необычные теории (28)
  • О ЛЮБВИ (65)
  • О природе ЗВУКА (12)
  • О, ЖЕНЩИНА ! (132)
  • ОБРЯДЫ (38)
  • Отечественные Фильмы (20)
  • ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ и ССЫЛКИ (81)
  • Поэзия (60)
  • Премудрости Шитья (87)
  • ПРИВЛЕЧЕНИЕ ДЕНЕГ (27)
  • Притчи (45)
  • Психология отношений (43)
  • ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ ВКУСНО!- Кулинарные Рецепты (122)
  • Радиоспектакли (41)
  • Рассказы о Музыке (31)
  • Самопознание и Эзотерика (138)
  • Секреты изготовления ПОДУШЕК (4)
  • Сериалы ОНЛАЙН (2)
  • ТАЙНЫ и СКРЫТЫЕ СИМВОЛЫ ВОКРУГ НАС (52)
  • ТВ ОНЛАЙН (6)
  • ТВ ПЕРЕДАЧИ (14)
  • Техника Изготовления БУФФОВ (3)
  • ТЕХНИКА КРАКЕЛЮР (1)
  • Техника Мозаики (2)
  • Фэн-шуй (1)
  • ЧЕЛОВЕК: Из чего он состоит? (102)
  • Экскурсии (65)
  • Электронные Библиотеки (20)
  • Энциклопедии и Словари (18)
  • Это интересно (501)

Музыкальный плеер

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Моцарт Концерт для ф-но с оркестром 23. В исп. Александра Гаука и Марины Юдиной . 1943 год

Вольфганг Амадей Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром №23

По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота достигала в сфере музыки.

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.

Мария Юдина, фортепиано
Симфонический оркестр Всесоюзного радио, дирижёр Александр Гаук,
Москва, 1943

«Концерты Моцарта восхищают юдинской волей, законченностью интонирования. Рояль чутко отвечает на каждое прикосновение. Это не тот красивый звук, о котором обычно говорят — «поёт», нет, у Юдиной рояль говорит, это, скорее, речитатив, декламация, когда каждая интонация гибка и выразительна. Вслушайтесь в первую тему концерта ре-минор: с вами говорят, вам разъясняют сказанное прежде, вас заставляют прислушаться к самому важному (знаменитая фермата на самой верхней ноте, вызывающая шок у некоторых моцартоведов). А как с вами разговаривают моцартовские пассажи, фигурации, арпеджио, украшения! А какой гневный напор темы финала в концерте ре-минор, поистине юношеский задор финала ля-мажорного концерта, необычайно стремительного!

Слушать сейчас эти бесценные интерпретации, записанные в разные годы, в разных условиях, не всегда хорошо сохранившиеся технически и, что особенно важно, — без визуального, почти гипнотического восприятия Марии Юдиной за роялем — особенное, ни с чем не сравнимое ощущение!»

Виктор Деревянко, ученик и друг Юдиной

Bolshoi Ballet principal Konstantin Ivanov performs the role of Mozart who meets the Muse, danced by Yoo Joon Bae in 2002. The music is Piano Concerto No. 23 by Wolfgang Amadeus Mozart.

Фортепианный концерт 23 Моцарта в исполнении замечательного пианиста Владимира Горовица (1907-1989)



Музыка второй части концерта особенно впечатляет красотой самых высоких человеческих чувств – любви, нежности, сладкой печали!



Концерт Моцарта записан во время репетиции, отчего лишен всякой торжественности, академичности.



Источник

Оцените статью