Моцарт для фортепиано написал бетховен

Бетховен и Моцарт — Beethoven and Mozart

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) оказал сильное влияние на творчество Людвига ван Бетховена (1770–1827). Бетховен очень уважал Моцарта; некоторые из его произведений напоминают музыку Моцарта, он написал несколько вариаций на темы Моцарта и смоделировал ряд своих композиций на основе композиций более старшего композитора.

СОДЕРЖАНИЕ

Годы Бетховена в Бонне

Бетховен родился в Бонне в 1770 году, примерно через 14 лет после Моцарта (родился в Зальцбурге , 1756). В 1781 году, в детстве Бетховена, Моцарт переехал из Зальцбурга в Вену , столицу австрийской империи, чтобы продолжить свою карьеру. Хотя Бонн был политически и культурно связан с Веной, он был географически даже более удален, чем Зальцбург, находясь примерно в 900 км на противоположной стороне немецкоязычной Европы.

Во время юности и музыкального образования в Бонне Бетховен глубоко и близко познакомился с музыкой Моцарта. Он играл концерты Моцарта для фортепиано с оркестром Боннского двора и исполнял (играя на альте) в операх Моцарта. В самом деле, Льюис Локвуд пишет: «Как Моцарт однажды сказал своему отцу, что он« пропитан музыкой », так и Бетховен был пропитан Моцартом». В ранних попытках сочинения Бетховен был настолько сильно вдохновлен Моцартом, что однажды он забеспокоился, что он по ошибке списал его на плагиат. Локвуд пишет:

На листе с набросками, датированным примерно октябрем 1790 года, Бетховен записал короткий отрывок до минор размером 6/8 метра в партитуре для фортепиано с двумя нотами, а затем записал эти слова между нотоносцами о маленькой фразе: ‘Весь этот отрывок был украден из Симфонии Моцарта до мажор, где Анданте в шести-восьмом от . »(здесь он прерывается). Затем Бетховен снова пишет отрывок чуть ниже, немного по-другому, на той же странице эскиза, и подписывает его «сам Бетховен». Отрывок, который, как он думал, он цитировал, нельзя отнести ни к одной из известных нам симфоний Моцарта.

Визит Бетховена в Вену

Бетховен посетил Вену в начале 1787 года, но точные даты разнятся. Купер утверждает, что он прибыл в начале апреля и уехал примерно через три недели. Хаберль говорит, что он прибыл в январе 1787 года и уехал в марте или апреле, оставаясь в городе до 10½ недель. Об этом свидетельствуют данные Регенсбургского дневника . Возвращение Бетховена в Бонн было вызвано, по крайней мере, частично, состоянием здоровья его матери (она умерла от туберкулеза в июле того же года). Его отец был почти выведен из строя из-за алкоголизма, а у Бетховена было два младших брата, поэтому ему, возможно, пришлось вернуться домой, чтобы поддержать свою семью.

Письменная документация визита Бетховена скудна; эти два композитора могли встретиться. Даты Габерля подразумевают период примерно в шесть недель, когда это могло произойти (Моцарт был в Праге в начале 1787 года).

Биограф XIX века Отто Ян привел анекдот, в котором утверждал, что Бетховен импровизировал до Моцарта, и что последний был впечатлен. Ян не приводит никаких доказательств этого, отметив только, что «это было передано мне в Вене на основе надежных источников». Современник Бетховена Игнац фон Сейфрид описывает свою встречу с Моцартом следующим образом (хотя Сейфрид назначает визит в 1790 году):

В 1790 году Бетховен ненадолго остановился в Вене, куда он отправился, чтобы послушать Моцарта, к которому у него были рекомендательные письма. Бетховен импровизировал перед Моцартом, который слушал с некоторым безразличием, полагая, что это произведение выучено наизусть. Затем Бетховен со своим характерным честолюбием потребовал проработать данную тему; Моцарт со скептической улыбкой сразу же дал ему хроматический мотив для фуги, в которой, al rovescio , скрыт контр-сюжет для двойной фуги. Бетховен не испугался и разработал предмет, тайное намерение которого он сразу понял, очень подробно и с такой замечательной оригинальностью и силой, что внимание Моцарта было приковано, а его изумление настолько возбуждено, что он тихонько вошел в соседнюю комнату, где Собрались несколько друзей и прошептали им сияющими глазами: «Не упускайте из виду этого молодого человека, он однажды расскажет вам кое-что, что вас удивит!»

Однако современная наука несколько скептически относится к этой истории. Словарь музыки и музыкантов New Grove не упоминает об этом; его отчет о посещении выглядит следующим образом:

Весной 1787 года Бетховен посетил Вену. В отсутствие документов многое остается неясным в отношении точных целей поездки и степени их реализации; но нет никаких сомнений в том, что он встретил Моцарта и, возможно, получил от него несколько уроков.

Однако некоторые историки скептически относятся к тому, что Моцарт и Бетховен вообще встречались.

Мейнард Соломон , написавший биографии Моцарта и Бетховена, не упоминает рассказ Яна и даже выдвигает возможность того, что Моцарт мог устроить Бетховену прослушивание, а затем отверг его:

В Бонне Бетховена готовили стать преемником Моцарта [группа влиятельных дворян], которые отправили его в Вену . для достижения этой цели. Однако шестнадцатилетний Бетховен еще не был готов к самостоятельной жизни. По настоянию отца молодой виртуоз покинул Вену . и вернулся домой в состоянии уныния из-за чахоточного состояния своей матери — и, возможно, из-за отказа Моцарта, который был озабочен своими собственными делами, в том числе своим тревожным финансовым положением, и возможно, не мог серьезно подумать о том, чтобы взять другого ученика, даже одного большого таланта и поддерживаемого именитыми покровителями.

Соломон продолжает перечислять другие вопросы, которые занимали Моцарта в то время: ухудшение здоровья его отца , визит в Прагу , начало работы над « Дон Жуаном» и написание «огромного количества другой музыки». Более того, у Моцарта в доме уже жил ученик — девятилетний Иоганн Непомук Хуммель .

Хотя невозможно определить, встречался ли Бетховен на самом деле с Моцартом, более вероятно, что он слышал игру Моцарта. Студент Бетховена Карл Черни сказал Отто Яну, что Бетховен сказал ему, что Моцарт (которого Бетховен мог слышать только в 1787 году) «имел прекрасную, но изменчивую [немецкую zerhacktes ] манеру игры, а не лигато ».

Независимо от того, встречался ли Бетховен с Моцартом в Вене, его визит туда в 1787 году, кажется, стал для него началом несчастливого времени. Словарь Grove отмечает, что его «первое сохранившееся письмо члену семьи из Аугсбурга, которая подружилась с ним по пути [в Вену], описывает меланхолические события того лета и намекает на . плохое здоровье [и] депрессия.

Общий опыт

Бетховен окончательно вернулся в Вену в 1792 году, через год после смерти Моцарта. Его ранние годы в Вене включают много переживаний, подобных опыту Моцарта в предыдущие годы, и он близко познакомился с некоторыми из соратников Моцарта. В частности, как и Моцарт, Бетховен рано завоевал прочную репутацию исполнителя на клавишных, его наставником был Йозеф Гайдн , а покровительствовала графиня Мария Вильгельмин Тун . Бетховен также находился под покровительством барона ван Свитена , в доме которого он играл произведения мастеров барокко, как и Моцарт. Как и Моцарт, Бетховен побывал (в 1796 году) в Праге, Дрездене, Лейпциге и Берлине в компании князя Лихновского . На пражском этапе своего путешествия Бетховен сочинил расширенную концертную арию для известного сопрано Йозефы Душек , как это сделал Моцарт во время своего визита в 1789 году. К началу 19 века Бетховен был в центре внимания Эмануэля Шиканедера ; импресарио спонсировал этапы набросков оперы Бетховена « Вестас Фейер» , точно так же, как он послужил толчком для «Волшебной флейты» Моцарта . (Бетховен в конце концов отказался от Vestas Feuer в пользу Фиделио .)

Влияние Моцарта на Бетховена

Даже после его смерти влияние Моцарта проявлялось в произведениях Бетховена. Например, Бетховен скопировал отрывок из 40-й симфонии Моцарта в альбом для зарисовок, который он использовал при написании своей Пятой симфонии , третья часть которой открывается темой, похожей на тему из Моцарта . Чарльз Розен рассматривает Концерт до минор для фортепиано с оркестром Моцарта, K. 491 , как образец для Третьего фортепианного концерта Бетховена в той же тональности, Квинтета для фортепиано и духовых инструментов, K. 452 , для квинтета Бетховена для тех же инструментов, соч. 16 , и ля мажорный струнный квартет, K. 464 , для струнного квартета ля мажор Бетховена, соч. 18 № 5 . Роберт Маршалл рассматривает Сонату для фортепиано № 14 Моцарта до минор, К. 457 , как образец для Сонаты « Патетическая » Бетховена, соч. 13, в том же ключе.

Бетховен написал каденции ( WoO 58) к первой и третьей частях фортепианного концерта ре минор Моцарта, K. 466 , а также четыре набора вариаций на темы Моцарта:

  • на тему «Se vuol ballare» из «Свадьбы Фигаро» , для фортепиано и скрипки, WoO 40 (1792–173);
  • на «Là ci darem la mano» от Дон Жуана , для двух гобоев и английского рожка , WoO 28 (? 1795);
  • на тему «Ein Mädchen oder Weibchen» из «Волшебной флейты» , для фортепиано и виолончели, соч. 66 (? 1795);
  • на тему «Bei Männern welche Liebe fühlen» из той же оперы, для фортепиано и виолончели, WoO 46 (1801).

Довольно поздно в своей карьере Бетховен воздал должное Моцарту, сделав цитату из Дон Жуана (вступительные ноты арии Лепорелло «Notte e giorno faticar») в основу 22-й вариации Диабелли .

Источник

Список произведений

Симфоническая музыка

Симфонии

  • Opus 21: Симфония №1 C-dur (написана в 1799–1800, первое исполнение 1800)
  • Opus 36: Симфония №2 d-moll (написана в 1801–02, первое исполнение 1803)
  • Opus 55: Симфония №3 Es-dur («Героическая») (написана в 1803-04, первое исполнение 1804)
  • Opus 60: Симфония №4 B-dur (написана в 1806, первое исполнение 1807)
  • Opus 67: Симфония №5 c-moll (написана в 1804–08, первое исполнение 1808)
  • Opus 68: Симфония №6 F-dur («Пасторальная») (написана в 1804–08, первое исполнение 1808)
  • Opus 92: Симфония №7 A-dur (написана в 1811–12, первое исполнение 1813)
  • Opus 93: Симфония №8 F-dur (написана в 1812, первое исполнение 1814)
  • Opus 125: Симфония №9 d-moll («С хором») (написана в 1817–24, первое исполнение 1824)

Считавшаяся ранней симфонией Бетховена, Симфония До мажор «Jena» (Anh.1), сейчас признана принадлежащей Фридриху Витту (Friedrich Witt). (См. также: Симфония №0). Бетховен, как полагают, в последний год жизни собирался написать Десятую симфонию, её наиболее интересная реконструкция была осуществелна Барри Купером (Barry Cooper).

Источник

Кто учил Бетховена музыке. Тайна встречи двух гениев: Моцарт и Бетховен

Мифов вокруг Бетховена всегда было достаточно. Он знал цену подвигам и отчаянию, страданиям и триумфу. Может поэтому личность великого композитора породила множество легенд.

Уж чего только не приписывали гению музыки: и революционер (он жил в эпоху французской революции и наполеоновских войн), и бунтарь, и невежественный недоучка. Вымыслы и домыслы представлений о Бетховене «гуляют» на страницах популярных печатных изданий и сайтах. Попробуем разобраться в некоторых из них.

Начнем с детства

В жизни Бетховена было много людей, которые верили в его блестящее будущее, покровительствовали и учили его – граф Вальдштейн, князь Лихновский, барон фон Свитен, композитор Альбрехтсбергер, знаменитый Антонио Сальери, первый «меценат его музы» русский граф Броун, Йозеф Гайдн. Елена фон Брейнинг пыталась привить хорошие манеры, не упрекая неряшливостью, диковатостью или низким происхождением, принимала таким, какой он есть; а ее дети стали друзьями композитора на всю жизнь.

В рассказах о детстве маэстро всегда присутствует одна картина: в комнату вваливается отец-пьяница, и, решив сделать из сына виртуоза-вундеркинда, таким как Моцарт, насильно вытаскивает мальчика из постели и ставит к инструменту. Ребенок маленький, чтобы играть сидя. Урок начинается с руганью и оплеухами.

Возможно, подобные сцены и имели место. Но вряд ли такое педагогическое воспитание отца заставило бы юное дарование беззаветно полюбить музыку. В лучшем случае появилась бы ненависть. Но… музыка стала главной страстью будущего композитора. В своих письмах Бетховен всегда называл ее «священным или божественным искусством».

Дед и отец – первые учителя

История умалчивает о том, как и когда состоялось первое знакомство Бетховена с музыкой. Вероятнее всего его дед-тезка – Людвиг ван Бетховен старший, капельмейстер капеллы (должность по тем временам почетная), при всей своей занятости стал уделять внимание внуку.

Музыкальная одаренность Людвига младшего давала ему возможность повторить успех маленького Моцарта. Но суровы были методы обучения Иоганна Бетховена. Композиторских устремлений сына он не одобрял, наоборот, пытался подавить в нем «сочинительство из головы».

В марте 1778 г. в Кельне отец впервые показал сына на публике. Людвигу было 7 лет, но Иоганн распорядился в афише напечатать, что его сыну – всего 6. Впоследствии из-за этого возникли разногласия, так как Бетховен привык считать, что родился в 1772-м, а не в 1770-м. Разуверить его не смогла даже предоставленная копия свидетельства о крещении, присланная композитору в 1810 г. его другом Вегелером. Бетховен полагал, что запись не о нем, а относится к его старшему брату, тоже Людвигу, умершему еще в младенчестве.

Если не получилось сделать вундеркинда, значит нужно воспитать профессионала, который ремеслом будет зарабатывать деньги для большой семьи. Иоганн понимал, что способности Людвига младшего должны развиваться, и ему нужны хорошие учителя.

«Учительский набор»

Поначалу с мальчиком занимался Тобиас Пфейфер. Певец-тенор, флейтист, клавирист, актер, и по совместительству сосед и сослуживец Иоганна.

Брал уроки Людвиг и у придворного органиста Эдена – человека пожилого и заслуженного, одного из старейших музыкантов Бонна. Похоже, что начальные навыки игры на органе, маленький Бетховен получил от этого учителя. Хоть орган – инструмент и клавишный как фортепиано или клавесин, манера игры на нем совершенно другая.

А вот школьное образование было для Бетховена сущей пыткой. Он «попусту тратил время» в начальной церковной школе Рупперта и отец забрал его оттуда.

Один из знакомых Иоганна, увидев, что 10-летний мальчик не научен ничему кроме музыки, взялся «за спасибо» учить его грамматике, логике и языкам (латыни, итальянскому, французскому). О том, что Бетховен до конца жизни так и не осилил таблицу умножения, свидетельствуют пометки о многократно складываемых цифрах, а не их умножении, найденные в архивах композитора. Но к учености в высоком смысле слова Бетховен питал огромное уважение.

Рубежная веха в обучении будущего мэтра – начало занятий с Кристианом Неефе в 1779 г., известным композитором комических опер, сонат и песен.

Иоганн учил сына музыкальным произведениям, красиво звучащим, но не требующим от исполнителя никакой выразительности и глубины понимания. Новый учитель открыл перед юным Бетховеном мир «головоломной музыки» Баха и Моцарта.

Интересно, что печатное издание ХТК Баха появилось только в начале XIX века. В конце XVIII в. невозможно было просто пойти в книжную лавку и купить «Хорошо темперированный клавир» – «музыкальную библию» исполнителей на клавишных инструментах. В лучшем случае нашлась бы рукописная копия, но и она была не по карману простому музыканту. Теперь у юноши появилась возможность познакомиться с ХТК. К удивлению учителя эта «головоломная» музыка очень понравилась мальчику, и к 12-ти годам он бегло и уверенно играл все пары прелюдий и фуг сборника Баха. Возможно, именно Неефе убедил Иоганна не препятствовать композиторским устремлениям сына, а только поощрять их.

Учитель всячески пробивал дорогу молодому дарованию. Именно он отдал в печать его первые произведения. В 1782 г. вышли в свет «Девять вариаций для клавесина… сочиненные десятилетним Луи ван Бетховеном». На самом деле мальчику было почти 12, но эта преднамеренная ошибка повторялась на титулках его ранних произведений каждый раз. В 1783 г. Неефе анонсирует выход «Превосходного сочинения юного одиннадцатилетнего гения» – трех клавирных сонат, посвященных курфюсту Максимилиану Францу. Сейчас эти сонаты называют сонатинами. Интересно, что в средней сонате фа минор проблескивали громы и молнии будущей «Патетической сонаты» великого композитора.

Ученик Моцарта?

Возможно, Неефе все еще превосходил своего ученика музыкальной сноровкой, но было понятно, что единственным достойным учителем для молодого Бетховена мог быть только сам Моцарт.

Популярные статьи о творчестве композиторов смакуют сегодня сюжет-иллюстрацию, где Бетховен сидит за роялем или органом, откинув львиную гриву волос; рядом – впечатленный Моцарт в компании окружающих друзей пророчит Бетховену большое будущее. Изображений масса – отличны только детали, созданные во второй половине XIX в., когда в культуре устоялись образы мятежного Бетховена и кроткого Моцарта. Неизвестно откуда появилось такое предание.

Биографическое же приложение к одной из первых книг о Бетховене говорит, что он был представлен Моцарту, и по его просьбе сыграл, но удостоился от мэтра лишь скупой похвалы, так как Моцарт посчитал исполненное произведение заранее выученной пьесой. Бетховен попросил Моцарта дать ему тему для импровиза, ведь это был его конек, а присутствие почитаемого мастера вообще вдохновило юношу «на музыкальный подвиг». Он играл, а Моцарт слушал с возрастающим вниманием. Выйдя в другую комнату, к друзьям, произнес: «Обратите на него внимание, этот малый когда-нибудь заставит свет говорить о себе!» Возможно, так и было. Если бы не одно но… или этих «но» было несколько.

Как утверждают биографы великих композиторов, переведенная фраза не свойственна ироничному и острому на язык Моцарту. И где происходило событие? У Моцарта в доме? – Но тогда там должны были находиться еще люди. Но ни один из этих свидетелей ничего подобного не рассказывает. И даже в биографии Моцарта, написанной вторым мужем Констанцы (жены Моцарта) нет упоминания о визите юного Бетховена. Если бы и сам Бетховен вспоминал о событии в беседах или письмах, то кто-то из друзей обязательно записал бы столь важное высказывание. Есть правда «интервью», взятое у приятеля Бетховена Карла Хольца, там описывается подобный эпизод, но сам Хольц родился в 1799 г. и не мог быть свидетелем судьбоносной фразы, а мог слышать ее от кого-то, что тоже не факт. Никто из «друзей смежной комнаты» также не оставил никаких свидетельств о встрече двух гениев.

Тайной остается и предположение о недолгом ученичестве у Моцарта. Людвиг никогда ничего конкретного не рассказывал. Но согласитесь, странно было бы пробыть в городе 2 недели и не повидаться со своим кумиром. Как бы ни был занят Моцарт, Бетховен, имея рекомендательное письмо от курфюста Кельнского, мог бы добиться встречи с ним. А может Бетховен молчал, потому как хвалиться было нечем? Судя по ранним сочинениям, при наличии большого таланта у юноши были огромные прорехи в теории, да и стиль игры мог показаться Моцарту грубоватым. К тому же, по темпераменту эти двое были совершенно разными.

О впечатлениях Бетховена об игре Моцарта существует 2 противоречивых свидетельства его учеников. Одно – Бетховен сетовал, что Моцарт никогда ему не играл. Значит, занятия все-таки были, но может только письменные, которые сводились к проверке выполненных упражнений. Другое – игра Моцарта была суховатой и лишенной певучести (легато). Значит, Бетховен слышал игру Моцарта, но не во время уроков. Публичных концертов в апреле 1787 г. Моцарт не давал, а мог музицировать в каком-нибудь аристократическом салоне.

Состоявшаяся или не состоявшаяся встреча стала направляющим стержнем для Бетховена. Он мечтал вернуться в Вену и доказать мастеру, что достоин стать преемником. Но ранняя смерть Моцарта разрушила все проблески надежды, и Бетховену пришлось вести диалог с ним только в искусстве.

Источник

Оцените статью