Фантазия №3 (ре минор)
Австрийский композитор. Годы детства и юности связаны с Зальцбургом, где его отец Леопольд, композитор и педагог, автор знаменитой «Школы скрипичной игры», служил в капелле архиепископа. Он стал первым и единственным учителем сына. Гениальная одаренность проявилась у ребенка очень рано. В пять лет он уже сочинял музыку, а в шесть вступил на путь профессионала-концертанта — в 1762 году отец повез его с сестрой в поездку по Европе, принесшую Моцарту широкую известность. Виртуозно владея клавесином, скрипкой и органом, мальчик соревновался с выдающимися артистами. Импровизировал на заданные темы, играл с листа ноты незнакомых сочинений и аккомпанировал по слуху певцам. Моцарт был удостоен ордена «Золотой шпоры» от папы римского, избран членом Болонской и Веронской филармонических академий, а миланский театр включил его в число своих авторов. Он пишет по заказам архиепископа духовную музыку, а также сонаты, концерты, симфонии (Симфонию соль минор N 25, своей мятежностью близкую духу литературного течения «Бури и натиска») и т.д. Желание освободиться от унизительного положения слуги, в которое музыкант поставлен архиепископом, рождают у композитора решение покинуть зальцбургскую капеллу. Сделав это, Моцарт стал первым в истории музыки свободным художником. Это решение он оплатил дорогой ценой — необеспеченностью (в последние годы — нищетой), постоянным перенапряжением творческих и физических сил. В Вене Моцарт создает оперы «Похищение из сераля», «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Так поступают все женщины» и другое. Пишет сотни шедевров инструментальной музыки — симфонии, квартеты, трио, сонаты, фантазии, концерты. Выступает как пианист, пишет концертные арии, открывает для себя и изучает творения Баха и Генделя. Но чем глубже и индивидуальнее становится его музыка, тем меньшим успехам пользуется она в Вене. Светлыми страницами последних лет остались дни, проведенные в Праге (где был написан «Дон Жуан» и поставлена «Свадьба Фигаро»), а также встреча в Вене с Гайдном, ставшая началом искренней и нежной дружбы. Прощальностью окрашены последние творения композитора, в том числе, писавшийся по заказу реквием.
Жизнь Моцарта и, в особенности, его ранняя кончина окутана тайной. Композитор был похоронен в общей могиле. Так сложилось, что глава города, в котором в последние годы жил Моцарт, издал указ о захоронениях, где граждане среднего сословия могли быть похоронены только в общей могиле. Указ действовал всего два года. Но Моцарта вынуждены были похоронить именно так. Сейчас там неподалеку стоит памятник и скромная табличка с надписью. Но мир именует его космическим, глубоко человечным и солнечно ясным композитором.
Смотрите также ноты произведений композитора Вольфганг Амадей Моцарт:
Источник
Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Моцарт Фантазия Ре Минор
Перевод: Фантазия ре минор , K.397. Моцарт , Вольфганг Амадей. Множество.
Перевод: Фантазия ре минор , K.397. Моцарт , Вольфганг Амадей. Множество.
Перевод: Фантазия ре минор , K.397. Моцарт , Вольфганг Амадей. Множество.
Перевод: Фантазия ре минор , K.397. Моцарт , Вольфганг Амадей. Множество.
Перевод: Фантазия ре минор , K.397. Моцарт , Вольфганг Амадей. Множество.
Перевод: Гравировка файлы. Фантазия ре минор , K.397. Моцарт , Вольфганг Амадей. Капелла. Множество.
Перевод: Полный оценка. Фантазия ре минор , K.397. Моцарт , Вольфганг Амадей. Множество.
Перевод: Фантазия ре минор , K.397. Моцарт , Вольфганг Амадей. Множество.
Перевод: Моцарт , Вольфганг Амадей. Моцарт , Вольфганг Амадей. Фантазия ре минор . Фортепиано соло. Ямадзаки Хироси.
Перевод: Вольфганг Амадей Моцарт . Фантазия ре минор , К. 397. Вольфганг Амадей Моцарт . Нот. Легкий фортепиано. ИПФ.
Перевод: Фантазия № 1 ре минор K397. Вольфганг Амадей Моцарт . Фантазия № 1 ре минор K397.
Перевод: Фантазия ре минор , K 397. Вольфганг Амадей Моцарт . Фантазия ре минор , K 397. Продвинутый.
Источник
Моцарт Вольфганг Амадей / Mozart Wolfgang Amadeus — Фантазия ре минор
Вольфганг Амадей Моцарт (нем. Wolfgang Amadeus Mozart, полное имя Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus Mozart — Йоханн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт; 27 января 1756 — 5 декабря 1791) — один из величайших композиторов мира, один из основоположников классической музыки. Был также виртуозным скрипачом, клавесинистом, органистом, дирижёром. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.
Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей независимого архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в Соборе св. Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два — имена святых, не использующиеся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo. Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.
Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Versuch einer gründlichen Violinschule» (Эссе об основах игры на скрипке) была опубликована в 1756, в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.
В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.
В 1762 г. отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так и дилетантами. В 1763 г. изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 г., живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По повелению императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу «La Finta semplice» (Притворная простушка), но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интриги были столь сильны, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.
1770—74 гг. Моцарт провёл в Италии. В 1771 г. в Милане, опять же при противодействии театральных импрессарио, все же была поставлена опера Моцарта «Mitridate, Rе di Ponto» (Митридат, царь Понтийский), которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, «Lucio Sulla» (Луций Сулла) (1772). Для Зальцбурга Моцарт написал «Il sogno di Scipione» (Сон Сципиона, по поводу избрания нового архиепископа, 1772), для Мюнхена — оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий (1774). Когда ему минуло 17 лет, между его произведениями насчитывались уже четыре оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.
В 1775—1780 гг., несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию №31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.
В 1779 г. Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 г. в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей». С «Идоменея» начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идоманты, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» — один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приёмов М. проявлялись всё ярче и ярче. Опера «Похищение из Сераля» («Die Entführung aus dem Serail»), написанная по поручению императора Иосифа II в 1782 г., была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где её стали считать первой национальной немецкой оперой. Она была написана во время романтических отношений Моцарта с Констанцей Вебер, которая впоследствии стала его женой.
В 1783—85 гг. созданы шесть знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра и которые тот принял с величайшим почтением. К этому же времени относится его оратория «Davide penitente» (Кающийся Давид).
С 1786 г. начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера «Свадьба Фигаро», написанная в 1786 г. в шесть недель и тем не менее поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене «Свадьба Фигаро» прошла почти незамеченной, но в Праге она вызвала необычайный восторг. Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто «Свадьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто «Дон-Жуана», которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 г. в Праге и имело ещё больший успех, чем «Свадьба Фигаро».
После смерти Иосифа II (1790) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были «Cosi fan tutte» (1790), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, «Милосердие Тита» (1791), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, «Волшебная флейта» (1791), имевшая колоссальный успех, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с «Похищением из Сераля» послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. Мистик по натуре, он много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus» (KV618), (1791) и величественно-горестный реквием (KV 626), над которым Моцарт неустанно, с особенной любовью, работал в последние дни жизни. Закончил его уже ученик Моцарта Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита». Умер Моцарт 5 декабря 1791 г. от болезни, возможно вызванной почечной инфекцией (хотя до сих пор причины смерти вызывают споры, включая версию об отравлении Моцарта масонами или другим австрийским композитором — Антонио Сальери). Похоронен в Вене, на кладбище Св. Марка в общей могиле, поэтому само место захоронения осталось неизвестным.
Источник
Моцарт. Фантазия ре минор KV 397. Разбор
Жанр Фантазии (от греч. — воображение) — инструментальный (реже вокальный) жанр, характеризующийся свободой построения, отходом от принятых композиционных схем. По происхождению Фантазия восходит к традициям исполнительской импровизации 16 — 17 веков. В 1-й половине 17 века Фантазии близки к ричеркару, канцоне, каприччо. Позднее для Фантазии характерно чередование разделов полифонического и гомофонного склада. В 18 веке наиболее широкое распространение Фантазия получила в сфере клавирного и органного творчества (фантазии для органа И. С. Баха, для клавикорда — К. Ф. Э. Баха, для фортепиано — В.А. Моцарта). Фантазии обычно выполняли функции вступительных частей в циклических формах и имели характер прелюдии (Партита №3 a-moll для клавира, органная «Фантазия и фуга» g-moll И. С. Баха, Фантазия c-moll Моцарта, предваряющая сонату c-moll, и другие.).
В фантазии ре минор KV 397 Моцарт следует образцам фантазий Карла Филиппа Эмануэля Баха (сына Иоганна Себастьяна Баха). Фантазия начинается совсем по-баховски — ломаными арпеджио, и в дальнейшем задержанные шестнадцатые верхнего голоса и пассажи позволяют узнать образец К. Ф. Э. Баха. Здесь Моцарт вводит развитые мелодические разделы. Но их он трактует иначе, чем К. Ф. Э. Бах — не как эпизоды, а как главное, основное; а свободные, рапсодические образования носят лишь предваряющий или связующий, переходный характер. Сущность фантазии усматривается Моцартом в этой пьесе в свободном развитии мелодических разделов, особенно в виде внезапных и резких перемен настроения, всякий раз снова вводящих слушателя в новые сферы чувствований. Это подлинно моцартовские моления и искания, возникающие бурно и неожиданно, но и выраженные гораздо более афористично, чем у Баха, который предпочитает подчинять все эти различные образы одной определенной воле. Столь же внезапно в Allegretto D-dur наступает освобождение от душевного гнёта. Тогда перед нами возникает прекрасное видение. Прелестный песенный мотив, правда, тоже прерывается, но не внезапным пассажем, как перед этим, а торжественной каденцией; затем он исчезает с теми же резкими динамическими контрастами, которые свойственны предыдущему.
Итак, что же воображал себе Моцарт, какие настроения сменяют друг друга в этой фантазии.
1 — 11 такты — Andante, ре минор, глубокие удержанные басы и арпеджированные пассажи по звукам аккорда — словно подул ветер из прошлого, эти общие формы движения напоминают многие страницы музыки И. С. Баха и К.Ф.Э. Баха.
12-19 такты — Adagio, ре минор, мелодия с аккомпанементом — в духе «Мелодии» Глюка из его оперы «Орфей» — та же светлая, холодная печаль, одиночество, те же секундовые интонации мольбы и вопроса.
20-22 такты — ля минор, долбящий мотив «судьбы» в мелодии и хроматическое сползающее движение «смерти» в нижних голосах. С такта 23 до такта 27 — душевное беспокойство, растерянность человека.
28 такт — многозначительная фермата — раздумье или оцепенение.
29 — 33 такты Adagio, ля минор, возвращается тема 12-19 тактов, только в ля миноре — светлая, холодная печаль, одиночество, секундовые интонации мольбы и вопроса. Вопросы в конце заканчиваются возгласом отчаяния на гармонии ум. VII7.
34-35 такты Presto — свободный пассаж шестнадцатыми, переход к следующему «видению».
36-44 такты — Tempo primo, соль минор — возвращается музыка 20-22 тактов, но в соль миноре — долбящий мотив «судьбы» в мелодии и хроматическое сползающее движение «смерти» в нижних голосах, далее душевное беспокойство, растерянность человека.
45-46 такты Presto — свободный пассаж шестнадцатыми, переход к следующему «видению».
47- 56 такты Tempo primo, ре минор, возвращается тема 12-19 тактов- светлая, холодная печаль, одиночество, секундовые интонации мольбы и вопроса. Мольбы и вопросы здесь вдруг получают ответы — следуют трагические гармонии — неаполитанский секстаккорд, арпеджио на звучности уменьшённого септаккорда (функция вводного двойной доминанты), «неумолимый» кадансовый минорный квартсекстаккорд и доминанта. После них — многозначительная фермата.
57-72 такты Allegretto, Ре мажор, dolce — песенная, тёплая, искрящаяся весельем, тема, предвосхищающая увертюру «Свадьбы Фигаро».
73-88 такты — повторяющиеся фигуры прощания
89такт — пассаж шестнадцатыми, переход.
90-93 такты — возвращается тема 57-72 тактов — песенная, тёплая, искрящаяся весельем, тема.
94 — 100 такты с ферматой — типичные кадансовые обороты.
101- 108 — возвращается тема 57-72 тактов — песенная, тёплая, искрящаяся весельем, тема.
108 — 110 — каданс в радостном Ре мажоре заканчивает всю фантазию.
Источник