Моцарт гайдн бетховен фортепиано

Композиторы Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, с чьими именами связаны создание и расцвет классической сонатной формы.

Й. Гайдн.Гайдна справедливо считают отцом симфонии и квартета, великим основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного оркестра.

Австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Особенно прославили Гайдна его симфонии. Всего им написано 119 симфоний, в том числе 45-я «Прощальная» (1772 г.), шесть Парижских симфоний (1785—1786 гг.), 92-я «Оксфордская» (1789 г.), двенадцать Лондонских симфоний (1791—1795 гг.), явившихся откликом на поездки в Лондон в 1791—1792 и 1794—1795 гг.

Кроме симфоний композитором написаны 22 оперы, 19 месс, 83 струнных квартета, 44 фортепианные сонаты и множество других произведений.

В области инструментальной музыки Гайдн считается одним из крупнейших композиторов рубежа XVIII—XIX вв.

В 1792 г. его учеником был Л. ван Бетховен. Последние годы жизни Гайдн провёл в Вене. Здесь он написал оратории «Сотворение мира» (1798 г.) и «Времена года» (1801 г.).

Талант Гайдна был высоко оценён его современниками. В 1791 г. он стал почётным доктором Оксфордского университета, в 1798 г. — членом Шведской королевской академии музыки. В 1804 г. композитор был избран почётным гражданином города Вены, а в 1808 г. — почётным членом Филармонического общества в Петербурге.

В. Моцарт.

(27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов. Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. В отличие от многих композиторов его времени, Моцарт не просто работал во всех музыкальных формах своего времени, но и добился в них большого успеха. Многие из его сочинений признаны шедеврами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Наряду с Гайдном и Бетховеном принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы. Особое значение Моцарт придавал опере. Его оперы — целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с Кристофом Глюком, он являлся одним из реформаторов жанра оперы, оказав на него значительный вклад [173] , но в отличие от него, Моцарт основой оперы считал музыку. Он создал [173] совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие — в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».

Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта.

Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчётливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.

Тематический каталог сочинений Моцарта («Chronologisch-thematisches Verzeichniss sämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart´s») был составлен в 1862 году Кёхелем. По исчислению Кёхеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений. Каталог Кёхеля неоднократно пересматривался моцартоведами.

Л. Бетховен.

Немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской классической школы». Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.

Произведения

· 8 симфонических увертюр, среди которых «Леонора» № 3;

· 5 концертов для фортепиано с оркестром;

· музыка к драматическим спектаклям: «Эгмонт», «Кориолан», «Король Стефан»;

· 6 юношеских сонат для фортепиано;

· 32 сонаты для фортепиано, «32 вариации до-минор» и около 60 пьес для фортепиано;

· 10 сонат для скрипки и фортепиано;

· концерт для скрипки с оркестром, концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром («тройной концерт»);

· 5 сонат для виолончели и фортепиано;

· 16 струнных квартетов;

· балет «Творения Прометея»;

· вокальный цикл «К далёкой возлюбленной»;

· песни на стихи разных поэтов и обработки народных песен.

Дирижёры, осуществившие записи всех симфоний Бетховена:

Клаудио Аббадо, Эрнест Ансерме, Николаус Арнонкур, Даниэль Баренбойм, Леонард Бернстайн, Карл Бём, Бруно Вальтер,Гюнтер Ванд, Феликс Вейнгартнер, Джон Элиот Гардинер, Карло Мария Джулини, Курт Зандерлинг, Ойген Йохум, Герберт фон Караян, Отто Клемперер, Андре Клюитанс, Виллем Менгельберг, Пьер Монтё, Джордж Селл, Артуро Тосканини, Вильгельм Фуртвенглер, Бернард Хайтинк (трижды), Герман Шерхен, Георг Шолти.

Пианистов, осуществившие записи всех фортепианных сонат Бетховена:

Клаудио Аррау, Владимир Ашкенази, Вильгельм Бакхауз , Даниэль Баренбойм, Альфред Брендель, Мария Гринберг, Фридрих Гульда (трижды), Вильгельм Кемпф (дважды), Татьяна Николаева, Анни Фишер, Артур Шнабель. Начинали записывать полные циклы сонат, но умерли, не успев завершить эти проекты, Вальтер Гизекинг, Эмиль Гилельс, Рудольф Серкин.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Цитатник

Иллюстрированный музыкальный словарь A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W .

Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А Б В Г Д.

Композиторы A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V .

31 мая родились. 1850 Евгений Павлович Тверитинов офицер Российского императорского .

Инесса Арманд. История любви «Она была необыкновенно хороша&qu.

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Поговорим о музыке. Гайдн. Моцарт. Бетховен

Наш друг пригласил нас в филармонию. В Большом зале состоялся великолепный концерт.

2 ноября 2012 года Пятница 19:00
1-й концерт ДЕВЯТОГО абонемента «Нескучная классика»
Академический СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ
Дирижер — Владимир АЛЬТШУЛЕР
Солист — Майкл О`РУРК (Ирландия)

В программе:
ГАЙДН. Симфония № 8 «Вечер»
МОЦАРТ. Концерт № 21 для фортепиано с оркестром
БЕТХОВЕН. Симфония № 1

Венские классики 18 века. Уже более 2 веков звучит их божественная музыка. С ними сравниться может разве что Бах, Вагнер и Чайковский. Я понимаю, что к сонму великих можно причислить много композиторов, но я назвал самых знаковых для меня.

Академизм дирижера Владимира Альтшулера проявился и в выборе репертуара. Очень интеллигентный дирижер. Он работает с этим оркестром с 1969 года. Сначала играл на альте, был даже концертмейстером, а в 1984 году состоялся как дирижер. А через 10 лет стал вторым дирижером этого оркестра (оркестром руководил Тимирканов, Дмитриев). Так вторым и остался.

Йозеф ГАЙДН (1732 – 1809) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Он написал 104 симфонии и множество опер. Слушая произведения Гайдна, представляешь долгую, счастливую жизнь их творца. Действительно, жизнь композитора была долгой: последнее сочинение он написал в 71 год. Однако счастья в этой жизни было совсем немного. Голодное отрочество, когда он хотел уйти в монастырь, чтобы хоть раз наесться досыта, сменилось бездомной юностью. Зрелые же годы оказались подневольными. «Печально ведь постоянно быть рабом», — читаем в письме почти шестидесятилетнего Гайдна. Творчество стало его спасением, и композитор надеялся, что оно несет утешение не только ему: «Часто, когда я боролся с препятствиями разного рода, возникавшими на пути моих трудов, когда я ощущал упадок сил моего духа и тела, и мне становилось тяжело удерживаться на избранном поприще, — тайное чувство шептало мне: „В этом мире так мало довольных и счастливых людей, везде их преследуют забота и горе; быть может, твоя работа послужит иногда источником, из которого обремененный заботами или уставший от дел человек будет черпать отдохновение и бодрость“. Это служило мне мощным толчком, заставлявшим стремиться вперед, и это же является причиной того, что я теперь с радостным воодушевлением оглядываюсь на работу, производившуюся мною для музыкального искусства в течение столь долгой вереницы лет с неотступным усердием». Только к шестидесяти годам к Гайдну, неизменно открывавшему и завершавшему партитуры своих симфоний латинской канонической формулой благодарности Творцу, пришла слава, которой тот по праву наслаждался на протяжении почти двадцати лет.

В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радостной души; его симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструю толпу счастливых людей, перед нами проносятся в хоровых плясках юноши и девушки; смеющиеся дети прячутся за деревьями, за розовыми кустами, шутливо перебрасываясь цветами. Жизнь, полная любви, полная блаженств и вечной юности, как до грехопадения; ни страданий, ни скорби — одно только сладостно-элегическое стремление к любимому образу, который носится вдали, в розовом мерцании вечера, не приближаясь и не исчезая, и пока он находится там, ночь не наступает, ибо он сам — вечерняя заря, горящая над горою и над рощею

Почти все гайдновские симфонии непрограммны, они не имеют какого-то определенного сюжета. Исключение составляют три ранних симфонии, названные самим композитором «Утро», «Полдень», «Вечер» (№№ 6, 7, 8).

Сегодня мы слушаем Симфонию под названием «Вечер».

По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки,- говорил П.И.Чайковский.

Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756 — 1791) . Лучше Моцарта может быть только Моцарт. Он вобрал в себя красоту музыки всех предшествующих поколений. Вершиной его творчества были фортепианные концерты. Моцарт научил фортепьяно разговаривать с оркестром. Всего он написал 25 концертов. Мне очень нравятся 9, 20, 21 и 24 концерты. Сегодня в программе был обозначен 21 концерт. Фортепианный концерт 21 до мажор похож именно на признание в любви инструменту. Он переливается, искрится и дает солисту возможность продемонстрировать блестящую технику.

Первая часть концерта — Allegro maestoso — похожа на веселый летний праздник с фейерверком. То здесь, то там зажигается игривая искра, проскальзывает легкий смешок. Надо сказать, что и все произведение воспринимается как нечто жизнерадостное, ликующее. Но в концерте есть и драматическая, минорная тема, которая звучит у фортепиано. Как будто сквозняк прошел по комнатам, задул свечи, обдал холодом декольтированные плечи дам.

Но свечи зажжены вновь — и праздник продолжается, хотя и несколько присмиревший, раздумчивый.

Прелестнейшее Andante (пожалуй, лучшее у Моцарта) начинается темой струнных, которую чуть позже и еще более лирично повторяет фортепиано под аккомпанемент пиццикато.

Последняя часть, Allegro vivace assai, пленяет своей неуверенностью, вопросительными интонациями и радостным, уносящимся ввысь, завершением.

Концерт был впервые исполнен 12 марта 1785 года, через три дня после того, как был написан, и сразу же вызвал восторг слушателей. Своим музыкальным настроением концерт несколько напоминает симфонию №41. Он столь же бурно стихиен и словно пронизан каким-то небесным светом (это и вообще характерно для Моцарта венского периода).

В концерте принял участие известный ирландский пианист, обладатель нескольких престижных наград за достижения в области музыкального искусства, Майкл О’РУРК. В его исполнении прозвучал Концерт № 21 для фортепиано с оркестром Моцарта.

О’РУРК играл очень по-моцартовски, легко и непринужденно. Но я покажу вам концерт в исполнении Бернстайна и Рихтера.

Фильм BBC «Гений Моцарта» я считаю одним из лучших фильмов о Моцарте. Кто такой Моцарт? Просто гений.

А теперь поговорим о Бетховене.

Симфонии Гайдна и последние симфонии Моцарта, созданные в конце XVIII столетия, задали стандарт произведений этого жанра, охотно воспринятый и оценённый музыкальной аудиторией того времени, главным образом в Вене. Бетховен, в ту пору лишь завоевывавший венскую публику, должен был считаться с этим стандартом, поэтому первая симфония в значительной мере продолжает музыкальные традиции, заложенные великими предшественниками композитора. Симфония №1 остается своего рода «эхом» симфоний Гайдна и Моцарта (в особенности симфонии Моцарта « Юпитер » в той же тональности, С major, op. 551; одна из тем финала первой симфонии очень близка к теме из финала «Юпитера»), для нее характерны легкость, простота, наивность и изящество, формирующие особое настроение произведений Гайдна и Моцарта, и не встречающиеся в творчестве позднего Бетховена.

Людвиг ван БЕТХОВЕН (1770 — 1827) —ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом. «Музыка есть высшее проявление мудрости и философии» — Людвиг ван Бетховен.
В 1787г. Бетховен впервые отправляется в Вену к Вольфгангу Амадею Моцарту. Моцарт высоко оценил талант юного музыканта, призывая музыкальную общественность обратить внимание на этого юношу, «он ещё заставит мир заговорить о себе».

Здесь вы прочтете все о 1 симфонии Бетховена и можете ее послушать.

Завидуйте, какой замечательный концерт вы пропустили!

«Гении – маяки человечества»,– говорил Шопенгауэр, мастер афоризмов. В истории мировой культуры Гайдн, Моцарт и Бетховен является одними из самых путеводных маяков человечества. Их ясный свет вот уже два с половиной столетия влечёт к себе философов и музыкантов, писателей и учёных, политиков и художников. К нему стремятся с разных точек безграничной «духовной вселенной», пытаясь постичь его природу, разгадать тайну их непреодолимой притягательности. Свет от их искусства порождает многочисленные блики, отражения, всполохи, вспышки, протуберанцы в сознании тех, кто к нему приближается, каждый улавливает в нём какую-то свою «часть спектра», видит свою разгадку и пытается её выразить то в наивных возгласах восхищения, то в мучительных поисках единственно верных слов.

Трудно даже представить себе некое пространство, наполненное мыслями и чувствами, рождёнными музыкой Гайдна, Моцарта и Бетховена. Оно кипело бы нестройной, но деятельной (как бывает шум большой стройки) «музыкой созидания», ошеломляло гулом спорящих голосов, противоречивых мнений, увлекало бы мощной, концентрированной энергией познания.

Источник

Читайте также:  Tonari no totoro ноты для фортепиано
Оцените статью