Для какого клавишного инструмента сочинял Моцарт?
Фортепианная музыка Вольфганга Амадея Моцарта по сей день является великолепными образцами сочинений для этого клавишного инструмента. Однако, оригинальные названия этих произведений — «для клавира», а знакомство с историей возникновения самого фортепиано говорят о том, что Моцарт писал вовсе не для того инструмента, что мы знаем в качестве современного рояля.
Немного истории
Сочинения для клавишных инструментов в XVI-XVIII веков неизменно адресовались композиторами клавиру. Под этим понятием, которое имело собирательный характер, объединялись два инструмента.
Первый из них клавесин – струнно-щипковый клавишный инструмент, струны которого приводились в звучание щипком плектра (он изготавливался из вороньих перьев). К семейству клавесина относились и инструменты подобной конструкции, но с разными вариантами корпуса: это сам клавесин (или в вариантах европейских названий чембало, клавицимбал, флюгель) крыловидного типа, многоугольный спинет, прямоугольный верджинел, столообразный мюзеляр.
Второй тип клавира – клавикорд, в котором струна начинала вибрировать при соприкосновении с металлическим тангентом. Конструкция клавикорда была отчасти ближе современному фортепиано: исполнитель-клавикордист, нажав клавишу, не терял связи со струной, а вибрируя пальцем мог продолжать свое воздействие на нее, заставляя звучать.
Однако звук клавикорда был очень слаб и инструмент использовался для бытового музицирования и обучения. В противовес этому клавесин благодаря яркой начальной атаке, возникающей из-за щипка струны, прекрасно звучал и в просторных помещениях, и в ансамбле с другими инструментами. Французский композитор и клавесинист Франсуа Куперен сравнивал клавесин «с фундаментом, который поддерживает все здание ансамбля».
Первое фортепиано было описано в 1700 году флорентийским мастером Бартоломео Кристофори и вскоре стало известно как «клавесин с молоточками». Этот эксперимент по внедрению молоточковой механики в конструкции клавишного инструмента был вскоре повторен в Германии, но уже с клавикордом.
Анна Мария, Вольфганг Амадей и Леопольд Моцарты на фоне портрета Марии Анны Моцарт
Клавишный инструмент Моцарта
В течение столетия вплоть до конца XVIII века клавесин, клавикорд и фортепиано (новое название отразило возможность инструмента к градации нюанса звучания) существовали параллельно. К примеру, один из сыновей Баха Карл Филипп Эммануил в 1788 году создал Двойной концерт, в котором в качестве солистов на фоне оркестра выступали одновременно клавесин и фортепиано.
Важно отметить, что фортепиано того времени не было тождественно современному. В музыкальной науке оно фигурирует под названием хаммерклавир или молоточковое фортепиано. Внешне этот инструмент еще сходен с клавикордом или клавесином, но звук в нем извлекается при помощи молоточков, которые обернуты войлоком или кожей. Звук его по сравнению с современным фортепиано более сухой и тихий, не обладающий современным богатством обертонов и широким динамическим диапазоном.
В.А. Моцарт (1756-1791), несомненно, знал и владел всеми названными клавишными инструментами. По сложившейся аутентичной (то есть учитывающей традиции времени создания сочинения) практике его клавирные сочинения исполняются на всех видах клавира, а также звучат на современном фортепиано, которого Моцарт, увы, знать не мог.
Для хаммерклавира писал и Людвиг ван Бетховен. Его знаменитая «Лунная» соната, созданная в 1800-1801 гг. при жизни композитора звучала так (Юрий Любимов исполняет финал сочинения):
Источник
Переход с клавесина на фортепиано.
Часть 2. Освоение Моцартом фортепиано.
Люди начали переходить от использования клавесина на новый музыкальный инструмент, называющийся фортепиано. Первоначально он назывался «пианофорте», в переводе: «громко-мягко» или «мягко-громко», таким образом, фортепиано предоставляет возможность градации звука.
Этот инструмент был изобретен во Флоренции около 1700 года. И мы знаем имя человека, который сделал это – Бартоломео Кристофори. На самом деле после изобретения фортепиано в 1700 году понадобилось еще около 50 лет для того, чтобы это изобретение широко распространилось и постепенно заменило клавесин во всех европейских странах, в том числе и в России. Но, заметьте, первые фортепиано (пианино) были внешне практически идентичны клавесинам. И именно Моцарт был первым значительным композитором, который перешел от клавесина к фортепиано.
Моцарт приехал из Австрийского города Зальцбург, где он был наемным работником, одним из недовольных работников архиепископа Зальцбурга. Полагают, Моцарт был композитором, работающим на фортепиано. И таким же был Йозеф Гайдн, современник и близкий друг Моцарта.
Гайдн сочинял, играя на клавишах, мысли к нему приходили через клавиши. А вот Моцарт играл на клавиатуре, но не сочинял через клавиши. Почему он тогда сидел за клавиатурой? Чтобы показать, что он – музыкант. Людям нужен значок, «иконка», для идентификации. Когда Моцарт сочинял – вы знаете, где он написал большинство своих произведений? Некоторые – на бильярдном столе, но большинство из них – в постели. Это подтверждают его сестра и жена. Когда ему надо было вставать утром, он предпочитал просто оставаться в своей постели, у него был своего рода стол с чернильницей, промокашкой и прочими принадлежностями, и он работал в постели за этим столом с семи до десяти часов утра. Ему не нужно было пианино. Он слышал произведения у себя в голове.
Как бы там ни было, в 1781 году Моцарт окончательно порвал с архиепископом Зальцбурга. Он вырвался на свободу из-под его кабалы и устроился в качестве внештатного музыканта в городе Вена. Это было рискованным гамбитом – быть независимым музыкантом. Если у вас есть знакомые свободные внештатные музыканты, или вы сами являетесь таковым, то вы можете понять, каково это. Необходимо постоянно вращаться в музыкальной «тусовке» — крутиться вокруг различных концертов, пытаясь организовать все как можно лучше, пока вы выстраиваете свой карьерный путь до более стабильного положения. Так что же делал Моцарт, когда попал в Вену? Как он собирался зарабатывать на жизнь? Он делал это двумя путями. Первый – он собирался давать уроки игры на фортепиано аристократам, и второй – он собирался принимать участие в публичных концертах и играть на пианино. Учитель и исполнитель.
И в результате этого, он усовершенствовал и внес вклад в два важных музыкальных жанра – соната для фортепиано и концерт для фортепиано. Сонаты Моцарт писал в основном для своих учеников. Также им созданы 23 оригинальных концерта для фортепиано (с оркестром), которые он написал в основном для себя, как произведения для публичных концертов. Фортепианные концерты Моцарта гораздо сложнее, чем его сонаты, он исполнял их в общественном зале, располагавшимся в казино в Вене.
Это большое здание и у него было большое публичное пространство внутри, и именно здесь он выступал. Здание бывшего казино в Вене существует и сегодня. Это отель Амбассадор в центре города. Почему Моцарт играл в казино? Он играл в казино, потому что там есть деньги. Там, где толпа, там есть деньги. И Моцарт понимал это в восемнадцатом веке и успешно этим пользовался.
Другое место, где он играл – это местный придворный театр, Бургтеатр. Он не был очень большим. Бургтеатр был вместительностью примерно около восьмисот человек. Чтобы играть там, Моцарт должен был нанять оркестр, написать музыку, напечатать билеты, и он вынужден был продавать билеты из собственной квартиры, более того — ему приходилось привозить свое пианино в этот зал, чтобы обеспечить себя инструментом, на котором он играл.
Давайте посмотрим на фортепиано Моцарта (см. иллюстрацию). Это очень небольшой инструмент, как вы можете видеть. Он включает всего пять октав и имеет только одну струну за каждой клавишей. Если вы посмотрите на современный рояль, то фактически увидите три натянутые струны, по которым ударяет один молоточек, но в инструменте Моцарта молоточек ударял только по одной. Это намного меньше, чем необходимо для многообразия вариантов исполнения.
Это собственное пианино Моцарта. После его смерти оно перешло к его вдове, которая отдала его старшему сыну, и, в конечном счете, оно вернулось обратно в Зальцбург и сегодня оно находится там же.
Если вам необходимо записать звук фортепиано таким, каким он был в 18 веке, в эпоху Моцарта, то на студии звукозаписи при помощи специального оборудования вы можете записать уникальный звук старого пианино и многих других исторических музыкальных инструментов.
Источник
Моцарт клавесин или фортепиано
не могу поверить что такое сильное и контрастное в эмоциональном и звуковом плане произведение могло быть написано для клависина.
Щаас сюда остальные аутентисты подсоберутся 😆
Без сомнения для клавесина написано океан сильных, контрастных в эмоциональном и звуковом плане произведений. Нужно просто внимательнее переслушать все доступные записи. Вы всё может быть поймёте. Меня клавесин несоизмеримо больше трогает чем ф-но.
Скорее всего так оно и есть. Произведение для клавесина. Нужно смотреть оригинальную Моцартовскую рукопись. Но даже для аутентичнейших ушей Моцарт на ф-но простительнее, чем более ранние композиторы. Во времена Моцарта как раз ф-но и внедрялось в музыкальный обиход.
Я конечно понимаю, но ведь и диапазон у клависина значительно меньше!
Меньше, но не так значительно, как Вам кажется. Крайние октавы на ф-но редко используются. Если мыслить Вашим путём, то та же блокфлейта окажется приметивнейшим инструментом непонятно какого доисторического племени :-). Но Вы послушайте музыку Рамо!
Человек наверное не может быть равнодушным к клавесину. Или влюбляется подобно мне с первой ноты, или становится заклятым противником типа GTNа 🙂
Скорее всего так оно и есть. Произведение для клавесина. Нужно смотреть оригинальную Моцартовскую рукопись. Но даже для аутентичнейших ушей Моцарт на ф-но простительнее, чем более ранние композиторы. Во времена Моцарта как раз ф-но и внедрялось в музыкальный обиход.
Читайте дневники Моцарта и Вам воздастся.:fan: :beer:
Дневники?:-o Это издавалось на русском?]
Думаю, речь идет о кусочках из переписки, что издал АГРАФ
У меня уже рука устала от мухобойки :).
Как это я не люблю клавесин? разве возможно такое. Я однажды чуть не воспользовался возможностью прикупить оный «для игры фуг», как писал Моцарт в письме к отцу, кажется.
Современный подход к Моцарту настолько требователен, что говорить о его воплощении на старинных инструментах, если это не домашнее маскарадно-любительское музицирование — просто поощрение профанации, не иначе.
А вообще всех люблю. Аутентист, он в чем силен? В знаниях и толковании старинных текстов.
Пианист же — ну просто взлетает с места как птица (орел) практически, что пингвинам автентизма недоступно. Потому они и злятся.
Дневники?:-o Это издавалось на русском?
Еще вопрос — писалось ли это на немецком? 🙂
Прошу пардону. До меня даже сразу не дошло, чем я вызвала удивление.
Конечно переписка. 😳
Там, действительно, в писмах к отцу Моцарт хвалит новые, модернизированные 🙂 инструменты.
Как бы опять чего не напутать. действительно. 🙄 🙂
Ааа. Ну, тогда понятно. «Штейновские» клавиры Моцарт любил и играл на них в Вене!
у нас принципиальное различие — видовое.
Для нас старинный рецепт означает воспроизведение не только вкуса блюда но и его значения на званом обеде, а для вас — воспроизведение процесса приготовления.
Боюсь, что вкус может весьма измениться от многих причин.
Более того былая технология может привести к совершенно ложному результату, который будет арапами* выдаваем за истинный.
Собственно не вопрос. Только до первого исполнения на уроке. а потом видно будет: что нужно.
Не совсем ясно:
кому адресована эта реплика?
Если мне, то позвольте несколько вопросов:
1)Что означает «видовое различие»?
2) Кто такие «арапы»?
3) Для кого — «нас»?
Есть запись: дирижер Кристофер Хогвуд и пианист Роберт Левин,
три (кажется) фортепианных концерта, в т.ч. «Коронационный», сыграны на личном фортепиано Моцарта работы венского мастера Антона Вальтера.
Инструмент хранится в Моцартеуме.
Исполнение совершенно замечательное, по-моему. CD можно найти.
Одна из этих записей обсуждалась тут (http://forums.lifanovsky.com/showpost.php?p=11673&postcount=1)
Беседа арапов (с) Гтн об этом здесь (http://www.cdguide.nm.ru/mozart_concertos.html) . Обсуждение этого разговора тут (http://forums.lifanovsky.com/showthread.php?t=2301&highlight=%E2.%E0.%EC%EE%F6%E0%F0%F2). 1. Видовое различие — между «бездуховными» арапами и «высокодуховными» индейцами племени яки. 2. Арапы — это они (http://forums.lifanovsky.com/showpost.php?p=49454&postcount=8):-) . 3) «Нас» — см. п.1
«Не стреляйте в пианиста!»(с)
«Ну хватит, хватит, ему уже больно» [ (с) Вуди Аллен Radiodays ]
у нас принципиальное различие — видовое.
Для нас старинный рецепт означает воспроизведение не только вкуса блюда но и его значения на званом обеде, а для вас — воспроизведение процесса приготовления.
При всем уважении, Вы ошибаетесь.8)
1) Моя рекомендация насчет этой записи относилась прежде всего к тем, кто не слышал звучание самого инструмента.
С результатом и эстетикой исполнения это никак не корреспондирует. Я никак не связываю здесь замечательное, как я считаю, исполнение, с «процессом приготовления».
2) Декларативность и голословность никогда не были положительными качествами дискуссии: относить меня к «арапам» — совершенно безосновательно.:-)
3) При этом, я во многом согласен и с Вами и с другими участниками.
Не вижу здесь противоречий.
У меня уже рука устала от мухобойки :).
Как это я не люблю клавесин? разве возможно такое. Я однажды чуть не воспользовался возможностью прикупить оный «для игры фуг», как писал Моцарт в письме к отцу, кажется.
Современный подход к Моцарту настолько требователен, что говорить о его воплощении на старинных инструментах, если это не домашнее маскарадно-любительское музицирование — просто поощрение профанации, не иначе.
А вообще всех люблю. Аутентист, он в чем силен? В знаниях и толковании старинных текстов.
Пианист же — ну просто взлетает с места как птица (орел) практически, что пингвинам автентизма недоступно. Потому они и злятся.
Кроме того: а что такое вообще аутентизм? Пингвины автентизма — это яркий образ.:appl:Но он более не актуален. Аутентизм как радикальное течение закончился лет 15-20 назад, не меньше. Родоначальники достоверного исполнительства открещиваются от этого термина. Арнонкур вовсю дирижирует Штраусом, Брюгген и Норрингтон играют Брамса. И ведь как играют! Левин, кстати, играет почище иных птиц-орлов и т.д. — грань между «музеем» и «романтикой» исчезла.
Так что, обобщать всегда рискованно. Правда всегда конкретна. Кто такой, собственно, аутентист? Тот, кого Вы описываете, может, еще и существует, но уж действительно где-нибудь в «домашнем любительском маскараде». mona:
Меньше, но не так значительно, как вам кажется. Крайние октавы на ф-но редко используются. Если мыслить вашим путём, то та же блокфлейта окажется приметивнейшим инструментом непонятно какого доисторического племени :-). Но вы послушайте музыку Рамо!
Человек наверное не может быть равнодушным к клавесину. Или влюбляется подобно мне с первой ноты, или становится заклятым противником типа GTNа 🙂
У Рамо есть для блокфлейты произведения? КАК интересно. Я обожаю его клавесинные сочинения. А последнеуслышанная Перекличка Птиц меня совсем лишила разума. Расскажите пожалуйста. И не подскажете, кто наиболее интересно исполняет Рамо, а то я как потеряный бомжик ношусь по Москве, диски все разные, а выбрать сложно, клавир для меня весьма таинственен
Источник