Моцарт клавесин или фортепиано

Для какого клавишного инструмента сочинял Моцарт?

Фортепианная музыка Вольфганга Амадея Моцарта по сей день является великолепными образцами сочинений для этого клавишного инструмента. Однако, оригинальные названия этих произведений — «для клавира», а знакомство с историей возникновения самого фортепиано говорят о том, что Моцарт писал вовсе не для того инструмента, что мы знаем в качестве современного рояля.

Немного истории

Сочинения для клавишных инструментов в XVI-XVIII веков неизменно адресовались композиторами клавиру. Под этим понятием, которое имело собирательный характер, объединялись два инструмента.

Первый из них клавесин – струнно-щипковый клавишный инструмент, струны которого приводились в звучание щипком плектра (он изготавливался из вороньих перьев). К семейству клавесина относились и инструменты подобной конструкции, но с разными вариантами корпуса: это сам клавесин (или в вариантах европейских названий чембало, клавицимбал, флюгель) крыловидного типа, многоугольный спинет, прямоугольный верджинел, столообразный мюзеляр.

Второй тип клавира – клавикорд, в котором струна начинала вибрировать при соприкосновении с металлическим тангентом. Конструкция клавикорда была отчасти ближе современному фортепиано: исполнитель-клавикордист, нажав клавишу, не терял связи со струной, а вибрируя пальцем мог продолжать свое воздействие на нее, заставляя звучать.

Однако звук клавикорда был очень слаб и инструмент использовался для бытового музицирования и обучения. В противовес этому клавесин благодаря яркой начальной атаке, возникающей из-за щипка струны, прекрасно звучал и в просторных помещениях, и в ансамбле с другими инструментами. Французский композитор и клавесинист Франсуа Куперен сравнивал клавесин «с фундаментом, который поддерживает все здание ансамбля».

Первое фортепиано было описано в 1700 году флорентийским мастером Бартоломео Кристофори и вскоре стало известно как «клавесин с молоточками». Этот эксперимент по внедрению молоточковой механики в конструкции клавишного инструмента был вскоре повторен в Германии, но уже с клавикордом.

Читайте также:  Анастасия спиридонова три аккорда все выпуски

Анна Мария, Вольфганг Амадей и Леопольд Моцарты на фоне портрета Марии Анны Моцарт

Клавишный инструмент Моцарта

В течение столетия вплоть до конца XVIII века клавесин, клавикорд и фортепиано (новое название отразило возможность инструмента к градации нюанса звучания) существовали параллельно. К примеру, один из сыновей Баха Карл Филипп Эммануил в 1788 году создал Двойной концерт, в котором в качестве солистов на фоне оркестра выступали одновременно клавесин и фортепиано.

Важно отметить, что фортепиано того времени не было тождественно современному. В музыкальной науке оно фигурирует под названием хаммерклавир или молоточковое фортепиано. Внешне этот инструмент еще сходен с клавикордом или клавесином, но звук в нем извлекается при помощи молоточков, которые обернуты войлоком или кожей. Звук его по сравнению с современным фортепиано более сухой и тихий, не обладающий современным богатством обертонов и широким динамическим диапазоном.

В.А. Моцарт (1756-1791), несомненно, знал и владел всеми названными клавишными инструментами. По сложившейся аутентичной (то есть учитывающей традиции времени создания сочинения) практике его клавирные сочинения исполняются на всех видах клавира, а также звучат на современном фортепиано, которого Моцарт, увы, знать не мог.

Для хаммерклавира писал и Людвиг ван Бетховен. Его знаменитая «Лунная» соната, созданная в 1800-1801 гг. при жизни композитора звучала так (Юрий Любимов исполняет финал сочинения):

Источник

Переход с клавесина на фортепиано.

Часть 2. Освоение Моцартом фортепиано.

Люди начали переходить от использования клавесина на новый музыкальный инструмент, называющийся фортепиано. Первоначально он назывался «пианофорте», в переводе: «громко-мягко» или «мягко-громко», таким образом, фортепиано предоставляет возможность градации звука.

Этот инструмент был изобретен во Флоренции около 1700 года. И мы знаем имя человека, который сделал это – Бартоломео Кристофори. На самом деле после изобретения фортепиано в 1700 году понадобилось еще около 50 лет для того, чтобы это изобретение широко распространилось и постепенно заменило клавесин во всех европейских странах, в том числе и в России. Но, заметьте, первые фортепиано (пианино) были внешне практически идентичны клавесинам. И именно Моцарт был первым значительным композитором, который перешел от клавесина к фортепиано.

Моцарт приехал из Австрийского города Зальцбург, где он был наемным работником, одним из недовольных работников архиепископа Зальцбурга. Полагают, Моцарт был композитором, работающим на фортепиано. И таким же был Йозеф Гайдн, современник и близкий друг Моцарта.

Гайдн сочинял, играя на клавишах, мысли к нему приходили через клавиши. А вот Моцарт играл на клавиатуре, но не сочинял через клавиши. Почему он тогда сидел за клавиатурой? Чтобы показать, что он – музыкант. Людям нужен значок, «иконка», для идентификации. Когда Моцарт сочинял – вы знаете, где он написал большинство своих произведений? Некоторые – на бильярдном столе, но большинство из них – в постели. Это подтверждают его сестра и жена. Когда ему надо было вставать утром, он предпочитал просто оставаться в своей постели, у него был своего рода стол с чернильницей, промокашкой и прочими принадлежностями, и он работал в постели за этим столом с семи до десяти часов утра. Ему не нужно было пианино. Он слышал произведения у себя в голове.

Как бы там ни было, в 1781 году Моцарт окончательно порвал с архиепископом Зальцбурга. Он вырвался на свободу из-под его кабалы и устроился в качестве внештатного музыканта в городе Вена. Это было рискованным гамбитом – быть независимым музыкантом. Если у вас есть знакомые свободные внештатные музыканты, или вы сами являетесь таковым, то вы можете понять, каково это. Необходимо постоянно вращаться в музыкальной «тусовке» — крутиться вокруг различных концертов, пытаясь организовать все как можно лучше, пока вы выстраиваете свой карьерный путь до более стабильного положения. Так что же делал Моцарт, когда попал в Вену? Как он собирался зарабатывать на жизнь? Он делал это двумя путями. Первый – он собирался давать уроки игры на фортепиано аристократам, и второй – он собирался принимать участие в публичных концертах и играть на пианино. Учитель и исполнитель.

И в результате этого, он усовершенствовал и внес вклад в два важных музыкальных жанра – соната для фортепиано и концерт для фортепиано. Сонаты Моцарт писал в основном для своих учеников. Также им созданы 23 оригинальных концерта для фортепиано (с оркестром), которые он написал в основном для себя, как произведения для публичных концертов. Фортепианные концерты Моцарта гораздо сложнее, чем его сонаты, он исполнял их в общественном зале, располагавшимся в казино в Вене.

Это большое здание и у него было большое публичное пространство внутри, и именно здесь он выступал. Здание бывшего казино в Вене существует и сегодня. Это отель Амбассадор в центре города. Почему Моцарт играл в казино? Он играл в казино, потому что там есть деньги. Там, где толпа, там есть деньги. И Моцарт понимал это в восемнадцатом веке и успешно этим пользовался.

Другое место, где он играл – это местный придворный театр, Бургтеатр. Он не был очень большим. Бургтеатр был вместительностью примерно около восьмисот человек. Чтобы играть там, Моцарт должен был нанять оркестр, написать музыку, напечатать билеты, и он вынужден был продавать билеты из собственной квартиры, более того — ему приходилось привозить свое пианино в этот зал, чтобы обеспечить себя инструментом, на котором он играл.

Давайте посмотрим на фортепиано Моцарта (см. иллюстрацию). Это очень небольшой инструмент, как вы можете видеть. Он включает всего пять октав и имеет только одну струну за каждой клавишей. Если вы посмотрите на современный рояль, то фактически увидите три натянутые струны, по которым ударяет один молоточек, но в инструменте Моцарта молоточек ударял только по одной. Это намного меньше, чем необходимо для многообразия вариантов исполнения.

Это собственное пианино Моцарта. После его смерти оно перешло к его вдове, которая отдала его старшему сыну, и, в конечном счете, оно вернулось обратно в Зальцбург и сегодня оно находится там же.

Если вам необходимо записать звук фортепиано таким, каким он был в 18 веке, в эпоху Моцарта, то на студии звукозаписи при помощи специального оборудования вы можете записать уникальный звук старого пианино и многих других исторических музыкальных инструментов.

Источник

Моцарт клавесин или фортепиано

не могу поверить что такое сильное и контрастное в эмоциональном и звуковом плане произведение могло быть написано для клависина.
Щаас сюда остальные аутентисты подсоберутся 😆

Без сомнения для клавесина написано океан сильных, контрастных в эмоциональном и звуковом плане произведений. Нужно просто внимательнее переслушать все доступные записи. Вы всё может быть поймёте. Меня клавесин несоизмеримо больше трогает чем ф-но.

Скорее всего так оно и есть. Произведение для клавесина. Нужно смотреть оригинальную Моцартовскую рукопись. Но даже для аутентичнейших ушей Моцарт на ф-но простительнее, чем более ранние композиторы. Во времена Моцарта как раз ф-но и внедрялось в музыкальный обиход.

Я конечно понимаю, но ведь и диапазон у клависина значительно меньше!
Меньше, но не так значительно, как Вам кажется. Крайние октавы на ф-но редко используются. Если мыслить Вашим путём, то та же блокфлейта окажется приметивнейшим инструментом непонятно какого доисторического племени :-). Но Вы послушайте музыку Рамо!

Человек наверное не может быть равнодушным к клавесину. Или влюбляется подобно мне с первой ноты, или становится заклятым противником типа GTNа 🙂

Скорее всего так оно и есть. Произведение для клавесина. Нужно смотреть оригинальную Моцартовскую рукопись. Но даже для аутентичнейших ушей Моцарт на ф-но простительнее, чем более ранние композиторы. Во времена Моцарта как раз ф-но и внедрялось в музыкальный обиход.

Читайте дневники Моцарта и Вам воздастся.:fan: :beer:

Дневники?:-o Это издавалось на русском?]

Думаю, речь идет о кусочках из переписки, что издал АГРАФ

У меня уже рука устала от мухобойки :).

Как это я не люблю клавесин? разве возможно такое. Я однажды чуть не воспользовался возможностью прикупить оный «для игры фуг», как писал Моцарт в письме к отцу, кажется.

Современный подход к Моцарту настолько требователен, что говорить о его воплощении на старинных инструментах, если это не домашнее маскарадно-любительское музицирование — просто поощрение профанации, не иначе.

А вообще всех люблю. Аутентист, он в чем силен? В знаниях и толковании старинных текстов.

Пианист же — ну просто взлетает с места как птица (орел) практически, что пингвинам автентизма недоступно. Потому они и злятся.

Дневники?:-o Это издавалось на русском?
Еще вопрос — писалось ли это на немецком? 🙂

Прошу пардону. До меня даже сразу не дошло, чем я вызвала удивление.
Конечно переписка. 😳

Там, действительно, в писмах к отцу Моцарт хвалит новые, модернизированные 🙂 инструменты.
Как бы опять чего не напутать. действительно. 🙄 🙂

Ааа. Ну, тогда понятно. «Штейновские» клавиры Моцарт любил и играл на них в Вене!

у нас принципиальное различие — видовое.
Для нас старинный рецепт означает воспроизведение не только вкуса блюда но и его значения на званом обеде, а для вас — воспроизведение процесса приготовления.
Боюсь, что вкус может весьма измениться от многих причин.
Более того былая технология может привести к совершенно ложному результату, который будет арапами* выдаваем за истинный.
Собственно не вопрос. Только до первого исполнения на уроке. а потом видно будет: что нужно.

Не совсем ясно:
кому адресована эта реплика?
Если мне, то позвольте несколько вопросов:
1)Что означает «видовое различие»?
2) Кто такие «арапы»?
3) Для кого — «нас»?

Есть запись: дирижер Кристофер Хогвуд и пианист Роберт Левин,
три (кажется) фортепианных концерта, в т.ч. «Коронационный», сыграны на личном фортепиано Моцарта работы венского мастера Антона Вальтера.
Инструмент хранится в Моцартеуме.
Исполнение совершенно замечательное, по-моему. CD можно найти.

Одна из этих записей обсуждалась тут (http://forums.lifanovsky.com/showpost.php?p=11673&postcount=1)

Беседа арапов (с) Гтн об этом здесь (http://www.cdguide.nm.ru/mozart_concertos.html) . Обсуждение этого разговора тут (http://forums.lifanovsky.com/showthread.php?t=2301&highlight=%E2.%E0.%EC%EE%F6%E0%F0%F2). 1. Видовое различие — между «бездуховными» арапами и «высокодуховными» индейцами племени яки. 2. Арапы — это они (http://forums.lifanovsky.com/showpost.php?p=49454&postcount=8):-) . 3) «Нас» — см. п.1

«Не стреляйте в пианиста!»(с)

«Ну хватит, хватит, ему уже больно» [ (с) Вуди Аллен Radiodays ]

у нас принципиальное различие — видовое.
Для нас старинный рецепт означает воспроизведение не только вкуса блюда но и его значения на званом обеде, а для вас — воспроизведение процесса приготовления.

При всем уважении, Вы ошибаетесь.8)

1) Моя рекомендация насчет этой записи относилась прежде всего к тем, кто не слышал звучание самого инструмента.
С результатом и эстетикой исполнения это никак не корреспондирует. Я никак не связываю здесь замечательное, как я считаю, исполнение, с «процессом приготовления».
2) Декларативность и голословность никогда не были положительными качествами дискуссии: относить меня к «арапам» — совершенно безосновательно.:-)

3) При этом, я во многом согласен и с Вами и с другими участниками.
Не вижу здесь противоречий.

У меня уже рука устала от мухобойки :).

Как это я не люблю клавесин? разве возможно такое. Я однажды чуть не воспользовался возможностью прикупить оный «для игры фуг», как писал Моцарт в письме к отцу, кажется.

Современный подход к Моцарту настолько требователен, что говорить о его воплощении на старинных инструментах, если это не домашнее маскарадно-любительское музицирование — просто поощрение профанации, не иначе.

А вообще всех люблю. Аутентист, он в чем силен? В знаниях и толковании старинных текстов.

Пианист же — ну просто взлетает с места как птица (орел) практически, что пингвинам автентизма недоступно. Потому они и злятся.

Кроме того: а что такое вообще аутентизм? Пингвины автентизма — это яркий образ.:appl:Но он более не актуален. Аутентизм как радикальное течение закончился лет 15-20 назад, не меньше. Родоначальники достоверного исполнительства открещиваются от этого термина. Арнонкур вовсю дирижирует Штраусом, Брюгген и Норрингтон играют Брамса. И ведь как играют! Левин, кстати, играет почище иных птиц-орлов и т.д. — грань между «музеем» и «романтикой» исчезла.

Так что, обобщать всегда рискованно. Правда всегда конкретна. Кто такой, собственно, аутентист? Тот, кого Вы описываете, может, еще и существует, но уж действительно где-нибудь в «домашнем любительском маскараде». mona:

Меньше, но не так значительно, как вам кажется. Крайние октавы на ф-но редко используются. Если мыслить вашим путём, то та же блокфлейта окажется приметивнейшим инструментом непонятно какого доисторического племени :-). Но вы послушайте музыку Рамо!

Человек наверное не может быть равнодушным к клавесину. Или влюбляется подобно мне с первой ноты, или становится заклятым противником типа GTNа 🙂
У Рамо есть для блокфлейты произведения? КАК интересно. Я обожаю его клавесинные сочинения. А последнеуслышанная Перекличка Птиц меня совсем лишила разума. Расскажите пожалуйста. И не подскажете, кто наиболее интересно исполняет Рамо, а то я как потеряный бомжик ношусь по Москве, диски все разные, а выбрать сложно, клавир для меня весьма таинственен

Источник

Оцените статью