Моцарт концерт 20 концертов для фортепиано с оркестром

Моцарт концерт 20 концертов для фортепиано с оркестром

Концерт № 20 ре минор для фортепиано с оркестром принадлежит к числу самых популярных моцартовских концертов благодаря романтическому и страстному характеру. Первая часть предвосхищает патетические страницы «Дон Жуана», третья — финал 40-й симфонии.

Партитура была окончена Моцартом 10 февраля 1785 года, а уже на следующий день композитор исполнял новое произведение в зале казино Мельгруб на открытии серии из шести концертов по подписке. Играть партию клавира, одновременно дирижируя, было его излюбленной формой появления на публике. Именно Моцарт в 1780‑е годы совершил революцию, избавив фортепиано от роли аккомпаниатора (которую по традиции исполнял в оркестре клавесин и другие клавишные инструменты) и превратил его в настоящего солиста.

Моцарт предназначал свои концерты для самой широкой публики. В письме к отцу он говорит: «Именно концерты являются чем-то средним между слишком трудным и слишком легким, в них много блеска, они приятны для слуха, но, конечно, не впадают в пустоту; кое-где сатисфакцию могут получить одни только знатоки — впрочем, незнатоки безотчетно должны быть довольны ими».

Подобно другим ре-минорным произведениям Моцарта, сочинение принадлежит к самым драматическим страницам его творчества. Этот концерт очень ценил Бетховен, написавший к нему собственную каденцию. Авторские же каденции не сохранилась.

Всё сочинение пронизано контрастами драматических и мятежных тем (близких оперным образам «рока») и многогранно представленной лирики — скорбной, нежной, взволнованной, гармонически светлой. Сосредоточием образного конфликта является первая часть. Ее основной характер определяет мрачно-возбужденная главная партия оркестра (низкий регистр струнных, тревожные синкопы, грозно взлетающие тираты). Этот образ доминирует в обеих экспозициях, постоянно обогащаясь и варьируясь.

Читайте также:  Задний дворник для ниссана ноте

Побочная партии оркестровой экспозиции лирична — в перекличках деревянных духовых, тональности фа мажор, изящной грациозности мотивов ощущается связь с пасторальностью.

Во второй экспозиции появляется дополнительный материал. Солист вступает новой главной темой. Полная светлой печали, с широкими певучими скачками и выразительными «говорящими» интонациями, именно она становится основной «противницей» ведущей оркестровой темы.

Побочная сфера фортепианной партии также значительно изменена. Помимо пасторальной темы композитор вводит сюда еще одну экспрессивную мелодию.

Как и в симфониях, Моцарт усиливает драматизм репризы. Место лирической темы солиста теперь зани­мает главная тема оркестра, еще беспокойнее звучит связующая партия.

В качестве медленной части выступает лирический Романс (си-бемоль мажор). Его музыка в целом более светла и объективна, в ней ощущаются внутренняя гармония и покой. Вместе с тем, в драматических пассажах среднего соль-минорного раздела оживает мятежный дух первой части. Партия солиста очень виртуозна, даже оркестральна, охватывает огромный диапазон инструмента.

Финал в целом отличается драматическим тонусом, который определяет, прежде всего, рефрен солиста с характерным взлетом по минорному трезвучию и опорой на уменьшенный септаккорд.

Однако образное развитие завершается на оптимистичной мажорной ноте: в коде утверждается образ радости. Подобное решение финала вновь подтверждает излюбленную идею моцартовского творчества — несмотря на любые драмы жизни, в ней всегда найдется место празднику и веселой шутке.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Ссылки

Рубрики

  • МУЗЫКА (139)
  • Народная музыка, романсы (20)
  • Скрябин, Рахманинов; ХХ век (17)
  • Шуберт, Шопен, Шуман, Мендельсон (16)
  • Разное (15)
  • Авторская песня (15)
  • Французские песни (12)
  • Музыка барокко; Бах (11)
  • Моцарт, Бетховен, Гайдн (8)
  • Старинная музыка (7)
  • Брамс, Элгар, Чайковский (5)
  • ПРАВОСЛАВИЕ (123)
  • Православная психология (21)
  • Православные святые и старцы (21)
  • О. Андрей Кураев (17)
  • Церковное пение, православные фильмы (17)
  • О лжедуховности (10)
  • Святоотеческие поучения (10)
  • Митрополит Антоний Сурожский (9)
  • А. И. Осипов (9)
  • Разное (8)
  • Церковная жизнь (6)
  • Свт. Игнатий (Брянчанинов), свт. Феофан Затворник (6)
  • ЗДОРОВЬЕ (86)
  • Здоровое питание, кулинария (54)
  • Медицина, полезные советы (31)
  • УМЕЛЫЕ РУЧКИ. КВАРТИРА. ДАЧА (53)
  • Своими руками (18)
  • Сад и огород (11)
  • Рукоделие (3)
  • ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА. ЛИРУ (44)
  • ЛИРУ (30)
  • Оформление дневника (14)
  • ПСИХОЛОГИЯ (40)
  • ФОТОГРАФИЯ (39)
  • Мои фото (17)
  • Фотоподборки (16)
  • Уроки фотографирования и фоторедактирования (6)
  • ЛИТЕРАТУРА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ (37)
  • Литература (29)
  • Языкознание (6)
  • КНИГИ (35)
  • Книги по шитью одежды (17)
  • Книги по обработке кожи, меха и шерстяной пряжи (8)
  • Книги по рисованию, hand-made и др. (4)
  • ПРИРОДА. ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ (33)
  • КОМПЬЮТЕРЫ, ИНТЕРНЕТ (29)
  • ЖИВОПИСЬ , ГРАФИКА, ФОТО (28)
  • Живопись, графика (18)
  • Кинофильмы, аудиокниги (16)
  • Другое (11)

Метки

Музыка

Моцарт — Концерт № 20 для фортепиано с оркестром Ре минор, КV 466

Марта Аргерих (начало — 02.07)

Концерт № 20 для фортепиано с оркестром Ре минор, КV 466 — написан Вольфгангом Амадеем Моцартом в 1785 году.
Впервые был исполнен в Mehlgrube Casino в Вене 11 февраля 1785 года с композитором в качестве солиста.
Это был первый из пяти еженедельных «Пятничных концертов», которые дал Моцарт в течение весны 1785 года.
Подобно другим ре-минорным произведениям Моцарта, концерт ре минор KV 466 принадлежит к самым драматическим страницам его творчества. Этот концерт очень ценил Бетховен, написавший к нему собственную каденцию. Авторские же каденции не сохранились.
Все сочинение пронизано контрастами драматических и мятежных тем (близких оперным образам «рока») и
многогранно представленной лирики – скорбной, нежной, взволнованной, гармонически светлой.
Сосредоточием образного конфликта является I часть. Ее основной характер определяет мрачно-возбужденная ГП оркестра (низкий регистр струнных, тревожные синкопы, грозно взлетающие тираты). Этот образ доминирует в обеих экспозициях, постоянно обогащаясь и варьируясь:

Побочная партии оркестровой экспозиции лирична – в перекличках деревянных духовых, тональности фа мажор, изящной грациозности мотивов ощущается связь с пасторальностью.

Во второй экспозиции появляется дополнительный материал. Солист вступает новой главной темой. Полная светлой печали, с широкими певучими скачками и выразительными «говорящими» интонациями, именно она становится основной «противницей» ведущей оркестровой темы.

Побочная сфера фортепианной партии также значительно изменена. Помимо пасторальной темы композитор вводит сюда еще одну экспрессивную мелодию.

Как и в симфониях, Моцарт усиливает драматизм репризы. Место лирической темы солиста теперь зани­мает главная тема оркестра, еще беспокойнее звучит связующая партия.

В качестве медленной части выступает лирический Романс (Си-бемоль мажор). Его музыка в целом более светла и объективна, в ней ощущаются внутренняя гармония и покой. Вместе с тем, в драматических пассажах среднего соль-минорного раздела оживает мятежный дух I части. Партия солиста очень виртуозна, даже оркестральна, охватывает огромный диапазон инструмента.

Финал в целом отличается драматическим тонусом, который определяет, прежде всего, рефрен солиста с характерным взлетом по минорному трезвучию и опорой на уменьшенный септаккорд.

Однако образное развитие завершается на оптимистичной мажорной ноте: в коде утверждается образ радости. Подобное решение финала вновь подтверждает излюбленную идею моцартовского творчества – несмотря на любые драмы жизни, в ней всегда найдется место празднику и веселой шутке.

Портрет Вольфганга Моцарта кисти Йозефа Ланге (1789)

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром № 20 (Моцарт) — Piano Concerto No. 20 (Mozart)

Концерт для фортепиано с оркестром ре минор
№ 20
по В.А.Моцарту
Ключ Ре минор Каталог K . 466 Жанр Концерт Стиль Классический период Составлен 1785 ( 1785 ) Движения Три ( Allegro , Romanze , Allegro assai ) Подсчет очков

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .

Концерт для фортепиано № 20 в ре миноре , K . 466, была написана Вольфгангом Амадеем Моцартом в 1785 году. Первое исполнение состоялось 11 февраля 1785 года в казино Mehlgrube в Вене с композитором в качестве солиста.

Содержание

Через несколько дней после первого выступления отец композитора Леопольд , приехавший в Вену, написал своей дочери Наннерль о недавнем успехе ее брата: «[Я слышал] отличный новый фортепианный концерт Вольфганга, над которым копировщик все еще работал. когда мы приехали сюда, а у твоего брата даже не было времени поиграть в рондо, потому что он должен был наблюдать за копированием ».

Она написана в ключе от ре минор . Среди других произведений композитора в этом ключе — « Фантазия К. 397» для фортепиано, Реквием , Кирие , месса , ария « Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen » из оперы «Волшебная флейта» и части из оперы « Дон Жуан». . Это первый из двух фортепианных концертов, написанных в минорной тональности (второй — № 24 до минор ).

Молодой Людвиг ван Бетховен восхищался этим концертом и сохранил его в своем репертуаре. Композиторы, написавшие каденции для него, включают Бетховен (WoO 58), Шарль-Валентин Алкан , Иоганнес Брамс (WoO 14), Иоганн Непомук Хаммель , Ферруччо Бузони и Клара Шуман .

На одном из любимых пианино Моцарта, на котором он играл, когда жил в Вене, была педальная доска, которая управлялась ногами, как на органе. Это пианино, которым владел Моцарт, выставлено в Доме Моцарта в Зальцбурге, но в настоящее время у него нет педальной доски. О том, что у Моцарта было пианино с педалью, сообщается в письме, написанном его отцом Леопольдом, который навестил своего сына, когда он жил в Вене. Среди фортепианных произведений Моцарта ни одно не написано явно с партией для педальной доски. Однако, согласно отчету Леопольда, при первом исполнении фортепианного концерта № 20 ре минор (К. 466) Моцарт, который был солистом и дирижером, использовал свое собственное пианино, оснащенное педалью. Предположительно педальная доска использовалась для усиления партии левой руки или добавления более низких нот, чем могла бы играть стандартная клавиатура. Поскольку Моцарт был знатоком органа, управлять педалью ногами было не сложнее, чем использовать только руки.

Движения

Концерт написан для фортепиано соло , флейты , двух гобоев , двух фаготов , двух валторн , двух труб , литавр и струнных .

Как это обычно бывает с концертами , он состоит из трех частей :

  1. Аллегро ( ре минор ), 4
    4
  2. Романзе ( B ♭ мажор ), 2
    2 ( 4
    4 в некоторых редакциях)
  3. Рондо, Allegro assai (ре минор с кодой ре мажор ), 2
    2

И. Аллегро

Первая часть концерта начинается в темной тональной тональности ре минор, где струны беспокойно, но тихо нарастают до полной форте .

Эту тему быстро подхватывает пианист-солист и развивает в длинной части. Немного более светлое настроение присутствует во второй теме фа мажор ( относительный мажор ), но оно никогда не становится ликующим. Литавры еще больше усиливают напряжение в коде перед каденцией . Движение заканчивается тихой нотой.

II. Romanze

Второе движение Romanze, в субдоминанте из ре минор «ы относительно ключа, ( фа мажор ), B ♭ основной , является пяти частей Rondo (ABACA) с кодой. Трубы и литавры в этом движении не используются. Начало есть соло на пианино играет на яркий и обаятельный главном B ♭ основной мелодию без сопровождения . Эта лирическая, страстная, нежная и романтическая мелодия рисует картину мира и гармонии между фортепиано и оркестром, а также вдохновила ее на название «Romanze».

На полпути пьеса переходит ко второму эпизоду (часть C), где вместо красивой мелодии начинается буря. Новый бурный материал — турбулентная, взволнованная и зловещая тема в относительной тональности соль минор , что значительно контрастирует с умиротворенным настроением в начале движения. Хотя раздел буря начинается внезапно и без всякого перехода, после перехода обратно к тонике ключ B ♭ мажор, наконец, мы встретили еще раз с aforeheard мелодией , которая возвращается , как движение близится к концу. Пьеса заканчивается восходящим арпеджио , легким и нежным, постепенно до тех пор, пока оно не станет слабым шепотом.

III. Рондо, Аллегро Ассай

Заключительная часть, рондо, начинается с рояля соло, поднимающегося вверх в домашней тональности, прежде чем весь оркестр отвечает яростной партией. (Эта фортепианная «рябь» известна как Mannheim Rocket и представляет собой цепочку восьмых нот (DFADF), за которой следует четверть (A). Фортепиано затрагивает вторую мелодию, настроение все еще мрачное, но странно беспокойное. Вскоре появляется контрастная жизнерадостная мелодия фа мажор , представленная оркестром перед тем, как сольное фортепиано завершает живую тему. Серия резких фортепианных аккордов захватывает яркую мелодию, а затем снова начинается отрывок ре минор на сольном фортепиано, снятый Далее следуют несколько модуляций второй темы (ля минор и соль минор), а затем следует тот же формат, что и выше, с кратковременной паузой для введения обычной каденции.

После каденции настроение значительно проясняется, и теперь у пьесы полностью солнечный характер, так как сейчас мы находимся в параллельной тональности ре мажор , и яркая счастливая мелодия подхватывается, на этот раз гобоями, а затем ветрами . Сольное фортепиано повторяет эту тему, прежде чем полный оркестровый пассаж развивает пассаж, завершая концерт ликующим финалом.

В других СМИ

В художественном фильме 1984 года « Амадей» используется первая часть сцены, в которой Моцарт, спотыкаясь, возвращается домой после вечера с Эмануэлем Шиканедером, когда он сочинял музыку для своей оперы «Волшебная флейта» .

Вторая часть (за вычетом более бурной части рондо до C) играет в финальной сцене и в финальных титрах.

Первая часть была сыграна в балетной сцене в 8 серии 1 телесериала Мистер Робот . Первая часть была также слышна в увертюре ре минор-мажор американского композитора Джеймса Хьюитта Medley.

Источник

Оцените статью