- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Музыка
- —неизвестно
- —
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Трансляции
- —Статистика
- Моцарт. Концерт №23
- Моцарт концерт 23 для фортепиано с оркестром охарактеризовать
- Piano Concerto No. 23 (A-dur), K. 488
- Урок музыки: Концерт № 23 В. А. Моцарта.
- Концерт для фортепиано с оркестром № 23 (Моцарт) — Piano Concerto No. 23 (Mozart)
- Содержание
- Структура
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—неизвестно
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Моцарт. Концерт №23
Пятница, 13 Сентября 2013 г. 19:25 + в цитатник
Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром №23
По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
Вольфганг Амадей Моцарт:
Концерт для фортепиано с оркестром №23 , KV488
Мария Юдина, фортепиано
Симфонический оркестр Всесоюзного радио
дирижёр Александр Гаук,
Москва, 1943.
Это совершенно особый мир. Какой интимности и затаённости приглушённых чувств достигает Юдина, какая тончайшая нюансировка и высочайшего вкуса в произнесении каждой фразы! Какое эстетическое наслаждение слушать эту высокую, полную грусти поэзию! Невольно вспоминается, как Мария Вениаминовна в своих концертах читала на бис стихи Гумилёва, Ахматовой, Пастернака .
Концерты Моцарта восхищают юдинской волей, законченностью интонирования. Рояль чутко отвечает на каждое прикосновение. Это не тот красивый звук, о котором обычно говорят — «поёт», нет, у Юдиной рояль говорит, это, скорее, речитатив, декламация, когда каждая интонация гибка и выразительна. Вслушайтесь в первую тему концерта ре-минор: с вами говорят, вам разъясняют сказанное прежде, вас заставляют прислушаться к самому важному (знаменитая фермата на самой верхней ноте, вызывающая шок у некоторых моцартоведов). А как с вами разговаривают моцартовские пассажи, фигурации, арпеджио, украшения! А какой гневный напор темы финала в концерте ре-минор, поистине юношеский задор финала ля-мажорного концерта, необычайно стремительного!
Слушать сейчас эти бесценные интерпретации, записанные в разные годы, в разных условиях, не всегда хорошо сохранившиеся технически и, что особенно важно, — без визуального, почти гипнотического восприятия М. Юдиной за роялем — особенное, ни с чем не сравнимое ощ ущение!
Виктор Деревянко, ученик и друг Юдиной
«Другая» жизнь — это дружба с Михаилом Бахтиным, Павлом Флоренским, Мариной Цветаевой, Дмитрием Шостаковичем, Сергеем Прокофьевым, Борисом Пастернаком, Николаем Заболоцким; участие в философских кружках (в частности, посещение собраний Алексея Лосева); переписка Юдиной с классиками послевоенного музыкального авангарда Штокхаузеном и Булезом; исполнение классиков авангарда довоенного — Шенберга, Берга, Веберна.
В этой другой жизни — письмо благодарному слушателю Иосифу Сталину, пожелавшему иметь пластинку с записью 23 концерта для фортепиано с оркестром Моцарта, для чего эту запись спешно организовали — за одну ночь.
Bolshoi Ballet principal Konstantin Ivanov performs the role of Mozart who meets the Muse, danced by Yoo Joon Bae in 2002. The music is Piano Concerto No. 23 by Wolfgang Amadeus Mozart.
Источник
Моцарт концерт 23 для фортепиано с оркестром охарактеризовать
- Поддержите наш сайт →
Piano Concerto No. 23 (A-dur), K. 488
Поселившись в Вене в качестве «свободного художника», не обремененного службой, Вольфганг Амадей Моцарт в восторге написал отцу: «Конечно, здесь фортепианная страна!» Действительно, нигде тогда не играли, не слушали и не печатали столько фортепианной музыки. Венские мастера активно строили и совершенствовали инструменты. Именно с фортепиано в наибольшей степени были связаны планы Моцарта как исполнителя, композитора и педагога. За какие-то четыре года он написал пятнадцать концертов, среди них концерт № 23 ля мажор (K. 488).
Концерт создавался одновременно с оперой «Свадьба Фигаро» и был закончен 2 марта 1786 года. К нему удивительно подходят слова из другого письма Моцарта: «Именно концерты являются чем-то средним между слишком трудным и слишком легким, в них много блеска, они приятны для слуха, но, конечно, не впадают в пустоту; кое-где сатисфакцию могут получить одни только знатоки…»
Действительно, это одновременно блестящее и глубокое сочинение. В первой части есть и виртуозная каденция, вписанная самим Моцартом в партитуру, и абсолютно невиртуозные соло. Финальное рондо относится к категории «приятных для слуха», прежде всего, благодаря разнообразию: в нем не менее семи различных тем, которыми солист обменивается с оркестром. Но наиболее знаменита вторая часть, вдохновенная сицилиана, благодаря которой этот концерт уже третье столетиe — самый популярный из всех 27 фортепианных концертов Моцарта.
Источник
Урок музыки: Концерт № 23 В. А. Моцарта.
«Мелодией одной звучат печаль и радость…»
1. Изменчивость музыкальных настроений и образов — характерная особенность музыкальных произведений.
2. Сравнение характеров частей в произведении крупной формы — Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А. Моцарта.
1. В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром (слушание);
2. Б. Окуджава. Песня о Моцарте (пение).
Характеристика видов деятельности:
1. Выявлять круг музыкальных образов в произведениях крупных форм.
2. Воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционального содержания.
3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (В. А. Моцарта).
Обращение к народно-песенной традиции, наиболее полно передающей радостные настроения в музыке, глубоко закономерно. Но не только народная музыка знает эти состояния чистой радости, ничем не замутнённого веселья, когда мир кажется вечно юным, беспечным и лучезарным. Вспомним светлые страницы произведений Баха и Моцарта, Шуберта и Грига. Однако атмосфера радости, присутствующая во многих великих произведениях, редко бывает только безоблачной; скорее, радость присутствует в них как сила, одержавшая верх над тревожным или тёмным началом, над грустью или сомнениями.
Сравните, например, характер частей одного из самых радостных произведений мировой музыкальной культуры, созданного Моцартом (вспомним, что именно этого композитора называли «сыном солнца» за тот необыкновенный свет, что излучает его музыка).
Как и все концерты, Двадцать третий ля мажор для фортепиано с оркестром состоит из трёх частей.
Первые же такты погружают нас в стихию грациозной весёлости, такой своеобразно-неповторимой у Моцарта. Что слышится нам в этой музыке?
Спокойная и светлая радость, выражаемая то в певучей линии мелодии, то в лёгком ощущении танцевальности, такой милой, непринуждённой, такой по-детски чистой.
Все части концерта прекрасны, но жемчужина среди них – вторая. Она разительно контрастирует с радостными крайними частями.
Начало II части звучит трогательно и грустно, тема пленяет своей щемящей нежностью, печальной, певучей, бесконечно прекрасной.
Откуда такая грусть? Новое ли это настроение в музыке концерта, лишь оттеняющее весёлость предыдущей части?
Прослушав Адажио, мы уже по-новому воспринимаем характер I части. Так ли она безмятежна, как можно было предположить по звучанию первых тактов? И, возвращаясь к этой музыке, мы ещё раз убеждаемся, что безоблачные состояния в ней крайне редки, как редки они в настроениях и чувствах людей. Недаром многие музыканты признавали Моцарта великим художником реального живого человека со всеми его мечтаниями, противоречиями, сомнениями.
И всё же финал концерта снова возвращает нас к ощущению радости и света.
Однако та ли это радость, что звучала в музыке I части? Можем ли мы снова охарактеризовать её словами «непринуждённая, по-детски чистая»?
Наверное, точнее было бы всё же сказать о новой радости — радости, познавшей тревоги и невзгоды, преодолевшей их и возносящей смысл произведения на новую высоту торжествующего света.
Так даже в рамках одного произведения мы видим столь различные нюансы одного эмоционального состояния.
Жанр инструментального концерта был необычайно востребованным культурой XVIII века. Публика того времени ценила всё театрально-зрелищное, броское, блестящее, а именно эти качества заложены в самой природе концертного жанра: термин «концерт» происходит от латинского concerto — «состязаться». В творчестве Моцарта концерт занимал особое место.
Моцарту было лишь одиннадцать лет, когда он сочинил свой первый концерт для фортепиано с оркестром. Всего его перу принадлежит двадцать семь сочинений в этом жанре.
Моцарт синтезировал искания своих непосредственных предшественников и в своём творчестве довёл жанр концерта до классического совершенства: установил классическую последовательность и значение частей концерта:
I ч. — сонатное allegro с двойной экспозицией. Первая экспозиция — чисто оркестровая, вторая — с участием солиста. В тональном отношении первая, оркестровая экспозиция напоминает, скорее, сонатную репризу, поскольку все темы, в том числе побочная, обычно проходят в ней в главной тональности. Кроме двойной экспозиции в концертной сонатной форме имеется виртуозное соло — каденция. В каденции, когда оркестр замолкал, солист давал полную волю своей фантазии и демонстрировал всё, на что был способен. Каденции обычно импровизировались или, по крайней мере, сочинялись самим исполнителем. Однако, существующие авторские каденции Моцарта (сохранились 36 каденций к 14 концертам) были записаны им для исполнителей.
II ч. — лирический центр всей композиции, где наиболее полно представлена инструментальная кантилена, воспринятая концертным жанром у итальянской оперы;
III ч. — быстрый жанровый финал, написанный, как правило, в форме рондо-сонаты.
Концерт № 23 был написан в 1786 году в дни Великого поста, когда спектакли и подобные им развлечения запрещались, но публика всё равно желала слушать музыку, поэтому концертная жизнь в этот период резко активизировалась. Моцарт, целенаправленно добившийся репутации лучшего в Вене пианиста, не мог упустить такой момент.
При жизни Моцарта этот концерт не издавался, его впервые напечатали в Лейпциге уже в XIX столетии.
Вопросы и задания:
1. Одно из значительных мест в творчестве Моцарта, а также в истории жанра занимают концерты для различных инструментов в сопровождении оркестра. Для какого солирующего инструмента написан Концерт № 23?
2. Что вы знаете о таком жанре инструментальной музыки, как концерт? Какова особенность этого жанра?
3. Чем сольный концерт отличается от кончерто гроссо?
4. Что, по-вашему, чаще встречается в музыке: смена настроений или их одновременное выражение? Обоснуйте ваш ответ на примере Концерта № 23 В. А. Моцарта. Назовите другие музыкальные произведения, в которых соседствуют различные настроения.
Источник
Концерт для фортепиано с оркестром № 23 (Моцарт) — Piano Concerto No. 23 (Mozart)
Концерт для фортепиано с оркестром ля мажор | |
---|---|
№ 23 | |
по В.А.Моцарту | |
Концерт для фортепиано № 23 ля мажор ( К. 488) представляет собой концерт для фортепиано и оркестра , написанной Моцарта . Он был закончен, согласно собственному каталогу Моцарта, 2 марта 1786 года, за два месяца до премьеры его оперы «Свадьба Фигаро» и примерно за три недели до завершения его следующего фортепианного концерта . Это был один из трех подписных концертов, проведенных той весной, и, вероятно, на одном из них играл сам Моцарт.
Концерт написан для фортепиано соло и оркестра, состоящего из одной флейты , двух кларнетов , двух фаготов , двух валторн и струнных .
Содержание
Структура
Фортепианный концерт имеет три движения и обычно длится около 26 минут:
- Аллегро в мажорном и общем времени
- Адажио F ♯ несовершеннолетнего и 6
8 время - Allegro assai ля мажор и алла бреве , форма рондо
Первая часть — ля мажор в форме сонаты . Пьеса начинается двойной экспозицией : первая играет оркестр, а вторая — присоединяется фортепиано. Первая экспозиция статична с тональной точки зрения и достаточно лаконична, третья тема еще не раскрыта. Вторая экспозиция включает солиста и носит модульный характер . Он также включает ранее не слышанную третью тему. Вторая экспозиция орнаментирована, в отличие от первой экспозиции, которой нет. Во второй теме присутствует гармоническое напряжение. Это выражается диссонансами , которые проигрываются в доле, а затем разрешаются интервалом в убывающую секунду. Это также выражается в использовании хроматики в линиях мелодии и баса, которая является источником гармонического напряжения, поскольку слушатели ожидают появления тоники .
Медленная вторая часть в тройной форме имеет несколько оперный тон. Фортепиано начинается только с темы в сицилианском ритме, характеризующейся необычайно широкими прыжками. Это единственное движение Моцарта в F ♯ минор. По большей части динамика мягкая. В середине механизма находится более яркая часть ля мажора, объявленная флейтой и кларнетом, которую Моцарт позже использовал, чтобы представить трио «Ah! Taci ingiusto core!» в его опере 1787 года « Дон Жуан» .
Третья часть — соната-рондо . Он затеняется движениями в других тональностях, как и начальная часть (например, до мажор от ми минор и обратно во вторичной теме), а также с центральной частью, открытие которой в фа-диез минор прерывается мелодией кларнета в ре мажор , вторжение , что, в соответствии с Гердлстона , напоминает тот , который инструментальная музыка в то время была проинформирована оперы — буффа и его внезапные изменения точки зрения, а также сцены.
Источник