Моцарт — Ноты для скрипки и фортепиано
Нотные сборники
произведений композитора В.А. Моцарта — Концерты
В.Моцарт
Концерт №1
для скрипки и фортепиано B-dur K207 (+ партитура)
редакция В.Нечаева и К.Мострас
«Государственное музыкальное издательство», 1932г.
номер м12378г
W.A. Mozart
II Koncert D-dur
KV 211
Концерт №2 для скрипки и фортепиано (+партитура)
(No.2 in D-dur, KV.211)
для скрипки с оркестром
«Polskie Wydawnictwo Muzycze»
(pdf, 3 Мб)
MOZART
Концерт №3
(No.3 in G-dur, KV.216)
для скрипки с оркестром
переложение для скрипки и фортепиано (+партитура)
«Edition Peters», 1967г.
номер ep12351
Предлагаемая редакция Концерта для скрипки KV 216, сочиненного Моцартом в 1775 г. в Зальцбурге, основывается на первоначальном полном собрании произведений композитора и на партитуре Рудольфа Гербера, сделанной им в 1933 г. на основе манускрипта. Рукопись концерта, хранившаяся ранее в нынешней Немецкой Государственной Библиотеке в Берлине, была утеряна во время второй мировой войны. В нашем издании воспроизводится без добавлений скрипичная партия так, как она дана в оригинальном тексте клавираусцуга. Все добавленные лиги в сольной партии даны пунктиром, все добавленные динамические указания награвированы тонким штрихом. Некоторые необходимые добавления в клавираусцуге взяты в скобки. Все имеющиеся в оригинале украшения нами сохранены. Долгие форшлаги, как правило, выражаются половинной длительностью последующей главной ноты. Так например,
и т.д. Моцарт обозначал некоторые форшлаги как четверть длительности главной ноты. Таким образом они могут означать либо ломбардский форшлаг, либо короткий форшлаг.
Например,
или
Исполнение форшлагов зависит таким образом от темпа части, а также от характера данного эпизода. Во всех сомнительных случаях способ исполнения указывается маленькими нотами над тем или иным местом, либо в сноске.
Трели, как правило, начинаются с верхней побочной ноты: с короткого форшлага, либо включенной в трель. Например
Все указания редактора, касающиеся интерпретации, так же как и неуказанные Моцартом нахшлаги в сольной партии приводятся в скобках.
Москва, 1967 г.
Давид Ойстрах
В.А. Моцарт
Концерт №4
ре мажор
(No.4 in D-dur, KV.218)
для скрипки с оркестром
переложение для скрипки и фортепиано (+партитура)
«Музыка», 1969г.
номер 5959
Источник
Классическое наследие: Моцарт. Концерт для фортепиано № 20, ре минор
Концерты Моцарта
Жанр инструментального концерта был необычайно востребованным культурой XVIII века. Публика того времени ценила всё театрально-зрелищное, броское, блестящее, а именно эти качества заложены в самой природе концертного жанра (термин «концерт» происходит от латинского concerto – «состязаться»).
Концерт всегда привлекал внимание Моцарта, который вел очень активную артистическую деятельность. Это огромная и чрезвычайно интересная сфера его творчества. Особого расцвета она достигла в «венский период», в первой половине 80-х годов, когда композитор часто выступал в светских салонах и при императорском дворе, а также регулярно устраивал «академии» – концерты по подписке. Будучи автором множества инструментальных концертов (27 фортепианных, 5 скрипичных, 4 для валторны, 2 для флейты, а также концертов для гобоя, кларнета, фагота и т.д.), именно Моцарт придал концертному жанру классические черты.
В моцартовском концертном цикле закрепляется трехчастное строение с типичным соотношением частей:
I – сонатное allegro с двойной экспозицией. Первая экспозиция – чисто оркестровая, вторая – с участием солиста. В тональном отношении первая, оркестровая экспозиция напоминает, скорее, сонатную репризу, поскольку все темы, в том числе побочная, обычно проходят в ней в главной тональности. Кроме двойной экспозиции в концертной сонатной форме имеется виртуозное соло – каденция. В каденции, когда оркестр почтительно замолкал, солист давал полную волю своей фантазии и демонстрировал все, на что был способен. Каденции обычно импровизировались или, по крайней мере, сочинялись самим исполнителем. Существующие авторские каденции Моцарта (сохранились 36 каденций к 14 концертам) были записаны им, конечно, не для себя, а для учеников.
II – лирический центр всей композиции, где наиболее полно представлена инструментальная кантилена, воспринятая концертным жанром у итальянской оперы;
III – быстрый жанровый финал, написанный, как правило, в форме рондо-сонаты.
Фортепианный концерт № 20, ре минор (KV 466)
Фортепианные концерты Моцарта вот уже два века любимы не только слушателями, но и исполнителями. И не удивительно — ведь Моцарт писал их для своих собственных выступлений.
Еще в отроческом возрасте Вольфганг Амадей поражал знатоков и профанов виртуозной игрой на клавишных инструментах. Клавесин присутствовал в его жизни с тех пор, как он себя помнил. Уже в пятилетнем возрасте он сочинял менуэты, перебирая клавиши отцовского клавесина. Позже (к восьми годам) Моцарт выучился игре на скрипке, но клавишные навсегда остались его первой и главной любовью.
Подобно другим ре-минорным произведениям Моцарта, он принадлежит к самым драматическим страницам его творчества. Этот концерт очень ценил Бетховен, написавший к нему собственную каденцию. Авторские же каденции не сохранились.
Все сочинение пронизано контрастами драматических и мятежных тем (близких оперным образам «рока») и многогранно представленной лирики – скорбной, нежной, взволнованной, гармонически светлой.
I. Allegro
II. Romance
III. Allegro assai
Сосредоточием образного конфликта является I часть — Allegro. Ее основной характер определяет мрачно-возбужденная главная тема. Побочная партии оркестровой экспозиции лирична – в перекличках деревянных духовых, тональности фа мажор, изящной грациозности мотивов ощущается связь с пасторальностью.
В качестве медленной части выступает лирический Romance (романс). Его музыка в целом более светла и объективна, в ней ощущаются внутренняя гармония и покой.
Финал — Allegro assai — в целом отличается драматическим тонусом, который определяет, прежде всего, рефрен солиста с характерным взлетом по минорному трезвучию и опорой на уменьшенный септаккорд.
Однако образное развитие завершается на оптимистичной мажорной ноте: в коде утверждается образ радости. Подобное решение финала вновь подтверждает излюбленную идею моцартовского творчества – несмотря на любые драмы жизни, в ней всегда найдется место празднику и веселой шутке.
Классическое наследие: Моцарт. Концерт для фортепиано № 20, ре минор
Видео-путешествие, сопровождаемое музыкой великого композитора в исполнении не менее знаменитого сегодня Марка Бейрусона, проведет нас по различным местам жизни и становления таланта Моцарта, начиная с Зальцбурга – его Родины, через Инсбрук, Мюнхен и Озеро Св. Вольфганга в Вену – город его славы и при знания величия. Прекрасная музыка, прекрасное времяпровождение!
Источник
20-й фортепианный концерт (Моцарт)
Двадцатый Концерт для фортепиано ре минор, KV 466 является фортепианным концертом Моцарта . По другому номеру это 14-й концерт.
Содержание
Возникновение
20-й фортепианный концерт был написан в Вене в феврале 1785 года . Считается, что это первый так называемый симфонический концерт Моцарта.
Через день после завершения, 11 февраля 1785 года в венском казино «Zur Mehlgrube» состоялась премьера фортепианного концерта , в котором Моцарт исполнил сольную партию. Отец Леопольд Моцарт , присутствовавший на премьере, прокомментировал концерт в письме сестре Моцарта.
Под музыку
Занятие
1-я часть: Аллегро
Экспозиция начинается с восходящей басы к синкопе струн . Поначалу невозможно распознать характерную мелодию, как это принято в классической музыке, но синкопа и триплетный ритм струн создают беспокойное настроение. Деревянные духовые инструменты постепенно дополняются длинными, продолжительными нотами. В такте 16 к мелодии присоединяется оркестровое тутти . Затем в деревянных духовых фа мажор вводится вторичная тема. Сольная экспозиция начинается с долгого вступления перед тем, как главная тема появляется ре минор. Как ни странно, сольное фортепиано сначала появляется с немного другой побочной темой. Обе темы неоднократно подвергались серьезным дополнениям, которые по размеру почти становились отдельными темами. Реализация начинается с первым мотивом воздействия сольного и работает тематически. Первая тема часто сводится к прелюдии триоли низких струнных. Сильный фортепианный поворот приводит к перепросмотру , в котором темы украшаются аккомпанирующим фортепиано. Более длинный эпизод приводит к сольной каденции .
Для этого фортепианного концерта нет оригинальной каденции Моцарта, поэтому обычно исполняется концерт Бетховена . Следующая заключительная ритурнель относится к концу мелодрамы Георга Антона Бенды « Ариадна на Наксосе » . Движение заканчивается необычно для фортепиано с мягкими пульсирующими аккордами ре минор. Разрешение музыкального конфликта еще не достигнуто и отложено до следующих частей.
2-я часть: романтика
Вторая часть уже контрастирует с беспокойной первой частью в тональности си мажор и излучаемым ею спокойствием. Движение написано в форме маленького рондо , что необычно для концертных средних частей, но то и дело случается с Моцартом. Основная тема представлена сольным фортепиано и имеет простую песенную форму. Первый куплет мелодически исполняется фортепиано и сопровождается качающимися струнными аккордами. Он напоминает характер хоровой темы и заканчивается небольшой кодеттой . Второй куплет, с другой стороны, приносит драматическую кульминацию и отличный контраст с остальной частью движения. Это соль минор, тоника параллельна си-бемоль мажор. Виртуозные шестнадцатые арпеджио в фортепиано отвечают фортовым аккордам оркестра. Однако через более медленные триоли музыка быстро возвращается к песенной теме припева. В этом стиле романтика заканчивается короткой кодой .
3-я часть: Allegro assai
Заключительное движение в очередной раз представляет собой сочетание формы рондо и сонатной формы. Динамики движения четко указывают на Людвига ван Бетховена . Соло-фортепиано представляет наступающую тему ре минор, которую оркестр вскоре примет и сформулирует. Фортепиано затем приносит новую мысль, которая по содержанию все еще принадлежит теме рефрена и упоминается как дополнительная основная тема . В первом куплете деревянные духовые инструменты вводят быструю, подобную песне мажорную мысль, а в повторяющемся припеве аккорды валторны усиливают драматизм. Вопреки правилу, второго куплета нет, но есть реализация, которая интенсивно обрабатывает хорус и первый куплет. Время от времени главные элементы переходят на второстепенную тему и придают легкие моменты действию. Далее следует короткая виртуозная каденция соло . В коде тема ветра из первого куплета проявляется и приводит движущееся движение к лучистому финалу ре мажор.
Положение дел
20-й фортепианный концерт — это прорыв во многих отношениях, это первый пример симфонического фортепианного концерта . Самое позднее в 19-м концерте для фортепиано с оркестром это было обозначено большими самостоятельными оркестровыми пассажами и периодическим сопровождением сольного фортепиано. 20-й концерт имеет такое же значение, как и 15-й фортепианный концерт KV 450, для развития оркестровой экспозиции и роли духовых инструментов.
Произведение является первым из двух фортепианных концертов Моцарта в миноре: в следующем году он написал 24-й фортепианный концерт KV 491 до минор. Он имеет тональность ре минор с такими произведениями, как Реквием KV 626, увертюра и появление Командора в « Дон Жуане» . Для Моцарта эта тональность означает величайшую драматичность и выразительность. Концерт был чрезвычайно популярен у Людвига ван Бетховена, который часто играл это произведение и написал две каденции для первой и последней частей. Также Иоганнес Брамс позже написал для первой части концерта каденцию.
Основная часть заканчивается на фортепиано, что редко бывает у Моцарта и на первый взгляд не соответствует драматическому характеру произведения. Скорее, между предложениями существует крупномасштабная связь с точки зрения содержания. Разрешение возникших музыкальных конфликтов отложено до других частей концерта. Такой подход к общей художественной концепции будет доведен до совершенства в следующие музыкальные эпохи.
Этим самым последним концертом Моцарт преодолел приверженность музыки идеалам развлечения и обрел свободу индивидуального исполнителя. Концертный КВ 466 — один из пионеров грядущих музыкальных эпох.
Источник
Моцарт концерт номер 20 ноты
Концерт № 20 ре минор для фортепиано с оркестром принадлежит к числу самых популярных моцартовских концертов благодаря романтическому и страстному характеру. Первая часть предвосхищает патетические страницы «Дон Жуана», третья — финал 40-й симфонии.
Партитура была окончена Моцартом 10 февраля 1785 года, а уже на следующий день композитор исполнял новое произведение в зале казино Мельгруб на открытии серии из шести концертов по подписке. Играть партию клавира, одновременно дирижируя, было его излюбленной формой появления на публике. Именно Моцарт в 1780‑е годы совершил революцию, избавив фортепиано от роли аккомпаниатора (которую по традиции исполнял в оркестре клавесин и другие клавишные инструменты) и превратил его в настоящего солиста.
Моцарт предназначал свои концерты для самой широкой публики. В письме к отцу он говорит: «Именно концерты являются чем-то средним между слишком трудным и слишком легким, в них много блеска, они приятны для слуха, но, конечно, не впадают в пустоту; кое-где сатисфакцию могут получить одни только знатоки — впрочем, незнатоки безотчетно должны быть довольны ими».
Подобно другим ре-минорным произведениям Моцарта, сочинение принадлежит к самым драматическим страницам его творчества. Этот концерт очень ценил Бетховен, написавший к нему собственную каденцию. Авторские же каденции не сохранилась.
Всё сочинение пронизано контрастами драматических и мятежных тем (близких оперным образам «рока») и многогранно представленной лирики — скорбной, нежной, взволнованной, гармонически светлой. Сосредоточием образного конфликта является первая часть. Ее основной характер определяет мрачно-возбужденная главная партия оркестра (низкий регистр струнных, тревожные синкопы, грозно взлетающие тираты). Этот образ доминирует в обеих экспозициях, постоянно обогащаясь и варьируясь.
Побочная партии оркестровой экспозиции лирична — в перекличках деревянных духовых, тональности фа мажор, изящной грациозности мотивов ощущается связь с пасторальностью.
Во второй экспозиции появляется дополнительный материал. Солист вступает новой главной темой. Полная светлой печали, с широкими певучими скачками и выразительными «говорящими» интонациями, именно она становится основной «противницей» ведущей оркестровой темы.
Побочная сфера фортепианной партии также значительно изменена. Помимо пасторальной темы композитор вводит сюда еще одну экспрессивную мелодию.
Как и в симфониях, Моцарт усиливает драматизм репризы. Место лирической темы солиста теперь занимает главная тема оркестра, еще беспокойнее звучит связующая партия.
В качестве медленной части выступает лирический Романс (си-бемоль мажор). Его музыка в целом более светла и объективна, в ней ощущаются внутренняя гармония и покой. Вместе с тем, в драматических пассажах среднего соль-минорного раздела оживает мятежный дух первой части. Партия солиста очень виртуозна, даже оркестральна, охватывает огромный диапазон инструмента.
Финал в целом отличается драматическим тонусом, который определяет, прежде всего, рефрен солиста с характерным взлетом по минорному трезвучию и опорой на уменьшенный септаккорд.
Однако образное развитие завершается на оптимистичной мажорной ноте: в коде утверждается образ радости. Подобное решение финала вновь подтверждает излюбленную идею моцартовского творчества — несмотря на любые драмы жизни, в ней всегда найдется место празднику и веселой шутке.
Источник