Моцарт лучшие сонаты для фортепиано

Моцарт лучшие сонаты для фортепиано

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…
Александр Пушкин

Вы помните, что отвечает Моцарт на эту реплику Сальери? «Ба, право? Может быть… Но божество мое проголодалось». В этом соединении «возвышенного и земного» — недаром же слова эти стали названием популярного романа о жизни композитора — весь Моцарт! К сонатам для клавира Моцарт обратился сравнительно поздно — в 19 лет, к тому времени уже завоевав славу виртуоза. Еще будучи «чудо-ребенком», он поражал своим даром импровизации, и не случайно жанр вариаций, столь близкий ему, проник во многие из сонат. Сам Моцарт сообщает в письме к отцу, что в одном из концертов он сыграл «… сразу же так, из головы, великолепную сонату до мажор с рондо в конце».

Моцарт-пианист не похож на других виртуозов, которых Мендельсон спустя полвека назовет «акробатами фортепиано». В игре знаменитого Клементи, с которым Моцарту однажды пришлось состязаться по воле императора Иосифа II, Моцарт не находит «ни на крейцер ни вкуса, ни чувства, сплошная механика». Для композитора часто потребляемое слово gusto (ит. вкус) — главная мера мастерства. Вот его краткая заповедь пианистам: «Играть пьесу в правильном темпе, как должно. Все ноты, форшлаги etc. с подобающим выражением и gusto, как написано, чтобы казалось, что тот, кто играет, сам ее и сочинил».

Читайте также:  Как научить ребенка музыкальным нотам

А вот ремарка Моцарта к Andante одной из сонат: «…оно полно экспрессии и должно быть сыграно точно — со вкусом и forte и piano там, где они стоят».

Создававшиеся на протяжении полутора десятков лет циклы клавирных сонат Моцарта принято по месту их сочинения или издания называть «мюнхенскими», «мангеймскими», «парижскими», «венскими». Сонаты в ту пору не считались подлинно концертным жанром: Моцарт чаще играл в академиях (так именовались открытые концерты) вариации и фантазии. Сонаты писались в первую очередь для домашнего музицирования и для многочисленных учеников, хотя сегодня они, разумеется, далеко выходят за рамки педагогического репертуара.

Сам Моцарт, правда, нередко называл свои сонаты трудными (только одну из них снабдил подзаголовком «Маленькая клавирная соната для начинающих», K. 545). Главную трудность он видел не в технике игры, а в ее выразительности. Знакомые всем, кто учился музыке с детских лет, сонаты — твердый камешек для исполнителей на концертной эстраде. Именно сочетание привлекательности с кажущейся легкостью изложения (при том, что Моцарт насыщает музыкальную ткань не только галантными украшениями, но и полифоническими «узорами») делает сонаты экзаменом на высшую доблесть для интерпретатора (напомним, virtus — мужественный, доблестный — латинский корень понятия «виртуоз»).

Композитор дарит нам минуты «возвышенного», как в пронзительной Сонате ля минор KV 310, навеянной болезнью и смертью любимой матери или, как в Сонате до минор KV 475, прорицающей «Патетическую сонату» Бетховена. К до-минорной сонате Моцарт присоединил позднее Фантазию до минор KV 475, обычно исполняемую в качестве «увертюры» к сонате. Совсем иным, «земным», предстает Моцарт в Сонате Ля мажор KV 331, с ее волшебными вариациями на французскую песенку и финальным Rondo alla turca («Турецким маршем»), сделавшимся едва ли не шлягером.

Читайте также:  Наутилус помпилиус кто еще под гитару

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1574)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (298)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (95)
  • Народная (56)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1515)
  • Музыкальные жанры и формы (729)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (359)
  • Музыканты (355)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (203)
  • Музыкальная культура народов мира (164)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (111)
  • Музыкальный словарь (103)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Фортепианные сонаты Вольфганга Амадея Моцарта

Понедельник, 26 Ноября 2012 г. 06:32 + в цитатник

Сочинения Моцарта для фортепиано :

для фортепиано в 4 руки

сонаты: 1765 — C-dur (К 19d); 1772 — D-dur (К 381); 1774 — B-dur (К 358); 1786 — F-dur (К 497); 1787 — C-dur (К 521);

вариации — G-dur (К 501);

для 2 фортепиано

соната: 1781 — D-dur (К 448);

фуга — 1783 — c-moll (K 426);

для клавира (фортепиано)

сонаты — 1774 — C-dur (К 279), F-dur (К 280), B-dur (K 281), Es-dur (К 282), G-dur (K 283); 1775 — D-dur (К 284), 1777-C-dur (K 309), D-dur (K 311); 1778 — a-moll (К 310), C-dur (К 330), A-dur (К 331), F-dur (К 332), B-dur (К 333): 1784 — c-moll (К 457): 1788 — F-dur (К 533), C-dur (K 545), F-dur (KA 135, KA 138 a); 1789 — В-dur (К 570), D-dur (K 576);

вариации -15 циклов (1766-91);

рондо — 1786 — D-dur (К 485), F-dur (K 494, вошло в сонату К 533); 1787 — a-moll (К 511);

фантазии — 1782 — c-moll (K 396, первоначально для фортепиано и скрипки), d-moll (К 397); 1785 — c-moll (К 475);

разные пьесы — Allegro (несколько номеров): менуэты, прелюдия и фуга, жига, Adagio, маленький траурный марш.

См. также: Каталог Кёхеля

— полный список произведений Вольфганга Амадея Моцарта в хронологическом порядке

Martha Argerich & Alexandre Rabinovitch — Sonate pour deux pianos en ré majeur K 448

Piano Sonata No. 4 in Es-dur, K 282

I — Adagio 00.00, II — Menuetto 05.50, III — Allegro 09.50

Glenn Gould — Piano Sonata No. 5 in G Major, K 283

Krystian Zimerman — Piano Sonata in C Major K 330

I — Allegro moderato

Ivo Pogorelich — Piano Sonata K 331 A-dur

II -Andante grazioso

Vladimir Horowitz — Piano Sonata No. 13 in B-dur K 333

I — Allegro 00.00, II — Andante cantabile 07.15, III — Allegro grazioso 12.35

Glenn Gould — Piano Sonata No. 14 in C minor K 457

Mitsuko Uchida — Piano Sonata in C major (‘Sonata semplice’) K 545

Mitsuko Uchida — Piano Sonata in D major K 576

I -Allegro 00.00, II — Adagio 05.10 III — Allegretto 10.10

Рубрики: Музыка/Фортепианная
Музыкальные жанры и формы/Соната
Композиторы

Метки: Моцарт сонаты фортепиано Вольфганг Амадей Моцарт

Процитировано 22 раз
Понравилось: 15 пользователям

Источник

10 проникновенных фортепианных сонат

Фортепиано — один из лучших когда-либо созданных инструментов. И несмотря на продолжение развития музыкальных форм и жанров, классика остается неподвластна времени и всё так же завораживает нас столетия спустя. Мы приготовили для Вас подборку из 10 лучших классических фортепианных сонат. Приятного прослушивания!

Доменико Скарлатти: Соната Ми мажор, L23

Эта композиция относится к более раннему периоду, когда сонатная форма ещё не выкристаллизовалась. Среди произведений Скарлатти более пятисот сонат. Это удивительные музыкальные произведения эпохи итальянского барокко с нотками Испании, так как многие из своих произведений композитор написал живя в Мадриде.

Играет В. Горовиц


Йозеф Гайдн: Соната C-dur Hob.XVI:50

Без Йозефа Гайдна история фортепианной сонаты выглядела бы совсем по-другому. Он написал около шестидесяти сонат. Благодаря ему соната стала сбалансированней и приобрела более знакомый нам вид, который был ещё более усовершенствован Моцартом и Бетховеном. Сонаты Гайдна — с долей юмора, игривые и драматичные не так часто можно услышать, как сонаты его младших коллег, но без сомнения, они заслуживают большего внимания.

Играет Ben Schoeman

Вольфганг Амадей Моцарт: Соната № 11 Ля мажор, K 331(«Турецкий марш»)

Моцарт написал 18 фортепианных сонат, из которых эта наиболее хорошо известна. Последняя часть — «Турецкий марш», особенно узнаваема в мире музыки. Эта соната имитирует турецких янычар, музыка которых была очень популярна в то время. Видео представляет первую часть сонаты.

Играет Мицуко Утида

Людвиг Ван Бетховен: Соната для фортепиано № 23 (Аппассионата)

Каждая из сонат Бетховена заслуживает места в подобном списке и выбрать одну весьма сложно. Аппассионата — это один из величайших шедевров западной музыки. Бетховен также считал, что это лучшее его произведение. Задумчивый унисон и внезапные взрывные аккорды не теряют своей силы и двести лет спустя.

Играет Даниэль Баренбойм

Франц Шуберт: Соната для фортепиано №20 Ля мажор, D 959

Фортепианные сонаты Шуберта не получили даже доли того внимания, которое досталось сонатам Бетховена. В течение долгого времени сонаты Шуберта считались менее ценными, чем его другие произведения. Но в 20-м веке их великолепие было признано. Особенно три последние сонаты, написанные всего за несколько месяцев до смерти композитора.

Играет Альфред Брендель

Фредерик Шопен: Соната для фортепиано № 2 Си-бемоль минор

Шопен написал всего три сонаты, которые наряду с более короткими его произведениями, не заслужили должного внимания. Наиболее известное среди сонатных произведений Шопена именно соната № 2, третья часть которой очень часто использовалась при различных знаменательных, грустных событиях и известна миру как «Похоронный марш».

Играет Артуро Бенедетти Микеланджели

Ференц Лист: Соната Си-минор

Единственная соната композитора, но именно она считается лучшим его произведением. Интерпретации внутреннего смысла этого интенсивно драматического произведения многочисленны и разнообразны. Одна теория гласит, что соната была вдохновлена легендой о Фаусте. Другая теория называет сонату иллюстрацией библейского писания.

Играет Марта Аргерих

Иоганнес Брамс: Соната для фортепиано №3 Фа минор

Брамс — это еще один из тех композиторов-романтиков, который известен не своими сонатами, но несколько шедевров подобного рода можно отыскать в его наследии. В случае Брамса, свои три большие сонаты он написал в юношеские годы. Соната №3 — это сочетание свободного романтического духа и строгой классической музыкальной архитектуры.

Играет Клаудио Аррау

Александр Скрябин: Соната № 9 («Черная месса»)

Российский композитор Александр Скрябин начал как Шопен, в роли романтического композитора, но в итоге переродился в почти атонального композитора со странным, мистическим мировоззрением, что повлияло на его работу и наполнило его музыку очень своеобразной атмосферой. Соната «Черная месса» очень любима многими пианистами, так как она всегда впечатляет слушателя.

Играет Евгений Судьбин

Сергей Прокофьев: Соната №7 Си-бемоль мажор

Прокофьев считается одним из величайших композиторов двадцатого века. Соната №7 написана для соло фортепиано. Это вторая из трех так называемых «военных сонат». Эти сонаты наполнены сарказмом, лиризмом, откровенной жестокостью. Так композитор смог выразить свое истинное отношение к войне.

Играет Григорий Соколов

Источник

Вольфганг Амадей Моцарт. Соната для двух фортепиано, ре мажор

Народный рейтинг популярности: 34499

Вольфганг Амадей Моцарт. Соната для двух фортепиано, ре мажор К. 448 — Allegro con spirito | Sonata for two pianos in D Major, K. 448

Та самая соната, на которой ученые опытным путем подтверждали «эффект Моцарта». Просто прослушайте ее, и сразу же приступайте к интеллектуальным занятиям, будете приятно удивлены.

«Эффектом Моцарта» называют улучшение интеллектуальных способностей у людей, прослушавших музыку Моцарта. Эффект наблюдается сразу же после прослушивания и продолжается некоторое время.

Франсис Роше (Frances Rauscher), невролог из университета Висконсина, обнаружила необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей ещё в 1993 году.

Прослушивание «Сонаты для двух фортепиано до мажор» улучшало умственные способности студентов — они лучше выполняли тесты. Другие испытания также показали положительное влияние на работоспособность мозга именно музыки Моцарта и никакой другой.

Однако до сих пор учёные спорят — является ли это следствием просто хорошего настроения, которое создаёт гармоничная мелодия, или это результат более глубоких физиологических процессов, связанных с особенностями именно этой музыки.

И вот недавно Роше объявила о результатах новых исследований «эффекта Моцарта». На этот раз музыку давали слушать крысам, которые должны были выполнять разнообразные задания на память и сообразительность.

Казалось бы, крысы едва ли оценили бы красоту классической музыки. Но, как и в случае с людьми, Моцарт существенно улучшал способность животных выполнять тестовые задания. При этом исследовательница не ограничилась проверкой способностей подопытных и «заглянула» к ним в мозги. Оказалось, что музыка повлияла на активность определённых генов и выработку ряда белков, ответственных за память и внимание.

Для контроля биолог проверяла те же показатели у крыс, которым давали послушать эквивалентное количество «белого шума». Объяснения этому эффекту пока нет, но Роше отметила, что страдающие болезнью Альцгеймера также улучшают свои навыки при регулярном просушивании сонаты.

Эффект Моцарта

Вы наверняка слышали про «эффект Моцарта», когда научные эксперименты подтвердили, что музыка Моцарта позитивно влияет на интеллектуальные способности.

Есть еще пара интересных историй.

«78-летний тяжелобольной маршал Ришелье Луи Франсуа де Виньро, будучи уже на смертном одре, за несколько минут до своей очевидной и неизбежной кончины попросил исполнить своё последнее желание в этой жизни – чтобы при нем сыграли его любимый концерт Моцарта. Вскоре после того, как музыка отзвучала, с маршалом произошло настоящее чудо! Смерть отступила, и он буквально на глазах окружающих пошел на поправку. В этого человека каким-то неведомым образом быстро вернулись жизненные силы, и в итоге он прожил в полном здравии еще 14 полноценных лет, дожив до 92-летнего возраста. Так музыка Моцарта в буквальном смысле «подарила» человеку жизнь.» «В числе больших поклонников творчества Моцарта – знаменитый парижский врач-отоларинголог Альфред Томатис. Одним из его пациентов был юный Жерар Депардье – будущий прославленный французский киноактер. В ту пору – в середине 60-х годов двадцатого века молодой и пока никому не известный артист приехал покорять Париж. У парня были бы для этого все шансы, если бы не серьёзные проблемы с его речью — сильнейшее заикание — и памятью. Томатис в ходе первого же медицинского осмотра Жерара определил, что у него большие проблемы с правым ухом. И посоветовал парню в ближайшие месяцы ежедневно — по два часа в день — слушать музыку Моцарта.

Результат этих самостоятельных сеансов музыкотерапии был потрясающим! Жерар полностью и навсегда избавился и от дефектов правого уха, и, от заикания, и от проблем с памятью. Что позволило ему стать киноактером мирового уровня.»

Подобных случаев, связанных с музыкой Моцарта, было немало в истории человечества, но медики всего мира, проводя многочисленные эксперименты, никак не могут разобраться в причинах её чудодейственности.

Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.

Комментарии (0)

Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.

Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?

Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?

Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.

Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.

* Отрывки «Вольфганг Амадей Моцарт. Соната для двух фортепиано, ре мажор» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.

Источник

Оцените статью