Моцарт не знал нот

Содержание
  1. Великий Моцарт
  2. Фактчек: 14 самых популярных легенд о Моцарте
  3. Легенда 1. Моцарт был вундеркиндом, начал играть и писать музыку в четыре года
  4. Легенда 2. Моцарта насильно заставляли заниматься музыкой
  5. Легенда 3. Моцарт сразу стал ребенком-звездой и выступал по всей Европе
  6. Легенда 4. Моцарт с детства пользовался покровительством королей
  7. Легенда 5. Моцарт считался гением, поэтому много зарабатывал
  8. Легенда 6. Но деньгами распоряжаться не умел и жил очень бедно
  9. Легенда 7. Моцарт воровал чужие идеи
  10. Легенда 8. Моцарт коллекционировал парики
  11. Легенда 9. У Моцарта было много женщин
  12. Легенда 10. Моцарт любил неприличный юмор и вообще был не особо умен
  13. Легенда 11. Моцарт был слепым. Или глухим
  14. Легенда 12. Моцарт написал «Реквием» за ночь по заказу таинственного незнакомца, предчувствуя свою смерть
  15. Легенда 13. Моцарта отравил его главный враг — Сальери

Великий Моцарт

Моцарт, как известно, был вундеркиндом: в четыре года малыш написал свой первый концерт для клавира, причем такой сложный, что вряд ли кто-либо из вропейских виртуозов мог бы его исполнить. Когда любящий
отец отнял у малыша неоконченную нотную запись, он изумленно воскликнул:
— Но этот концерт так труден, что его никто не сможет сыграть!
— Какие глупости, папа! — возразил Моцарт,- его может сыграть даже ребенок.
Например, я .

2. Трудное детство

Все детство Моцарта было непрерывной чередой выступлений и музыкальных занятий. На многочисленных концертах в разных уголках Европы чудо-ребенок
развлекал великосветскую публику: играл на клавире с закрытыми глазами — отец закрывал ему лицо платком.

Тем же платком закрывали клавиатуру, и малыш вполне справлялся с игрой.
На одном из концертов на эстраду вдруг вышла кошка. Моцарт бросил играть и со всех ног помчался к ней. Забыв о публике, юный гений стал забавляться с животным, и на сердитый окрик отца отвечал:
— Ну, папочка, еще чуть-чуть, ведь клавесин никуда не денется, а кошка уйдет.

Читайте также:  Что означает название гитара

3. Снизошел.
После выступления маленького Моцарта в императорском дворце, юная эрцгерцогиня Мария-Антуанетта решила показать ему свое роскошное жилище. В одном из залов мальчик поскользнулся на паркете и упал.
Эрцгерцогиня помогла ему подняться.
— Вы так добры ко мне. — сказал юный музыкант. — Пожалуй, я на вас женюсь.
Мария-Антуанетта рассказала об этом своей матери. Императрица с улыбкой спросила маленького «жениха» :
— Почему ты хочешь жениться на ее высочестве?
— Из благодарности, — ответил Моцарт.

4. Поговорили.
Как-то раз, когда семилетний Моцарт давал концерты во
Франфкурте-на-Майне, после выступления к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
Ты так замечательно играешь! — сказал он юному музыканту. – Мне никогда так не научиться.
— Да что ты! -удивился маленький Вольфганг. — Это ведь так просто. А ты не пробовал писать ноты. Ну, записывать мелодии, которые приходят тебе в голову.
— Не знаю. Мне в голову приходят только стихи.
— Вот это да! — восхитился малыш. — Наверно, писать стихи очень трудно?
— Да нет, совсем легко. Ты попробуй. Собеседником Моцарта был юный Гёте.

5. Простодушный
Как-то раз некий высокопоставленный зальцбургский сановник решил побеседовать с юным Моцартом, который к тому времени приобрел мировую славу.
Но как обратиться к мальчику? Сказать Моцарту «ты» — неудобно, слишком велика его слава, а сказать «вы» — слишком много чести, для мальчика.
После долгих размышлений этот господин наконец нашел удобную, как ему показалось, форму обращения к юной знаменитости.
— Мы были во Франции и Англии? Мы имели большой успех? — спросил сановник.
— Я-то там бывал, сударь. Но вот вас я признаться, нигде, кроме Зальцбурга, не встречал! — ответил ему простодушный Вольфганг.

Читайте также:  Вай фай для гитары

6. Желание академика
В семь лет Вольфганг написал свою первую симфонию, в двенадцать лет – первую оперу «Бастьен и Бастьена».

В Болонской академии существовало правило
не принимать никого в члены академии моложе двадцати шести лет. Но для вундеркинда Моцарта было сделано исключение. Он стал академиком Болонской академии в четырнадцать лет.
Когда отец поздравлял его, он сказал:
— Ну теперь, дорогой отец, когда я уже академик, можно я пойду на полчаса просто погулять?

7. Рыцарь золотой шпоры
В Ватикане всего один раз в год исполнялось гигантское девятиголосное сочинение Аллегри для двух хоров.

По приказу Папы Римского партитура этого произведения тщательно охранялась и никому не показывалась. Но
Моцарт, прослушав всего лишь раз это произведение, записал его на слух. Он хотел сделать подарок для своей сестры Наннель — преподнести ей ноты, которые имеются только у Папы Римского.
Узнав о «похищении», Папа пришел в крайнее изумление и, убедившись, что нотная запись безупречна, наградил Моцарта орденом Рыцаря золотой шпоры.

8. Чем взять аккорд.
Как-то раз Моцарт решил подшутить над Сальери.
— Я написал такую вещицу для клавира, которую не сможет исполнить ни один человек в мире, кроме. меня! — сообщил он приятелю.
Посмотрев ноты, Сальери воскликнул:
— Увы, Моцарт, ты тоже не сумеешь сыграть это. Ведь тут обе руки должны исполнять труднейшие пассажи, причем на противоположных концах клавиатуры! И именно в этот момент необходимо взять несколько нот посередине
клавиатуры!
Даже если играть еще ногой, все равно исполнить написанное не удастся — слишком быстрый темп.
Моцарт, весьма довольный, рассмеялся, сел за клавир и. исполнил пьесу в точности так, как она была написана.

А сложный аккорд посередине клавиатуры
он взял. Уточнение
Однажды, составляя бумагу со сведениями о своих доходах, Моцарт указал, что как придворный композитор императора Иосифа он получает восемьсот гульденов
жалованья, и сделал следующую приписку: «Это слишком много за то, что я делаю, и слишком мало за то, что мог бы делать».

10. Видите ли, в чем дело.
Как-то раз к Моцарту обратился молодой человек, желавший стать композитором.
— Как написать симфонию? — спросил он.
— Но вы еще очень молоды для симфонии, ответил Моцарт, — почему бы не начать с чего-нибудь попроще, например с баллады?
— Но сами-то вы сочинили симфонию, когда вам было девять лет.
— Да, — согласился Моцарт. — Но я ни у кого не спрашивал, как это сделать.

11. Ответная любезность
Один близкий приятель Моцарта был большим шутником. Решив разыграть Моцарта, он послал ему огромный сверток, в котором не было ничего, кроме оберточной
бумаги и маленькой записки: «Дорогой Вольфганг! Я жив и здоров!»
Через несколько дней шутник получил огромный тяжелый ящик. Открыв его, он обнаружил большой камень, на котором было написано: «Дорогой друг! Когда я
получил твою записку, этот камень свалился у меня с сердца!»

12. Милостыня по-моцартовски
Однажды на одной из улиц Вены к композитору обратился один бедняк. Но денег при себе у композитора не оказалось, и Моцарт пригласил несчастного зайти в кафе. Сев за столик, он вынул из кармана бумагу и за несколько
минут написал менуэт. Моцарт отдал это сочинение нищему, и посоветовал зайти к одному
издателю. Тот взял бумагу и отправился по указанному адресу, не очень-то веря в успех. Издатель взглянул на менуэт и. дал нищему пять золотых монет, сказав, что можно приносить подобные сочинения еще.

13. Совершенно с вами согласен.
Один из завистников Гайдна как-то в разговоре с Моцартом с пренебрежением сказал о музыке Гайдна:
— Я бы так никогда не написал.
— Я тоже, — живо отозвался Моцарт, — и знаете почему? Потому что ни вам, ни мне никогда не пришли бы в голову эти прелестные мелодии.

14. Некий музыкант готов поехать в Россию.
Однажды русский посол в Вене Андрей Разумовский написал Потемкину, что нашел некоего бедствующего музыканта и исполнителя по имени
Вольфганг Амадей Моцарт, который готов пуститься в дальнее путешествие в Россию, так как ему нечем кормить свою семью. Но, видно, Потемкину в ту пору было не до того, и письмо Разумовского осталось без ответа, а
Моцарт без заработка.

15. У меня есть Констанция.
Зарабатывая вполне приличные гонорары, Моцарт, тем не менее, вечно вынужден был занимать деньги. Получив за выступление на концерте тысячу галогенов (сумму баснословную!), он уже через две недели сидел
без денег. Аристократический приятель Вольфганга , у которого тот попытался занять, с удивлением заметил:
— У тебя нет ни замка, ни конюшни, ни дорогостоящей любовницы, ни кучи детей. Куда же ты деваешь деньги , мой дорогой?
— Но у меня есть жена Констанция! — весело напомнил Моцарт. — Она — мой замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей.

16. Замечательный бантик
Как-то ясным летним вечером Моцарт и его жена Констанция вышли на прогулку.
На главной улице Вены у известного модного магазина им повстречалась щегольская коляска, из которой выпорхнула восхитительно одетая девушка.
— Какая нарядная! — воскликнула Констанция, — мне больше всего на свете нравится ее пояс, а особенно красный бантик, которым он застегнут.
— Я рад, — жизнерадостно отозвался гениальный муж,- что тебе нравится именно бантик. Потому что только на него у нас и хватит денег.

17. А знаете ли вы.
Мало кому известно, что сын Вольфганга Моцарта — Франц Ксавер Моцарт- почти тридцать лет прожил во Львове.

Он организовал в городе хоровое общество,
учил детей игре на фортепиано, сам выступал с концертами и дирижировал оркестром. Во Львове он написал пьесы для фортепиано на мотивы украинских народных песен. И по сей день во Львовской
консерватории имени Н. Лысенко звучит музыка, созданная, сыном Вольфганга Моцарта.

Источник

Фактчек: 14 самых популярных легенд о Моцарте

Моцарт — вундеркинд, писавший музыку с четырех лет? Правда, что он был европейской суперзвездой, но спускал все состояние на парики и женщин? И вообще воровал чужие идеи? А «Реквием» написал, предчувствуя свою смерть? И правда ли, что его отравил Сальери? Разбираем самые распространенные легенды о Моцарте

Вольфганг Амадей Моцарт — самая мифологизированная личность в исто­рии музыки. Большего количества слухов, легенд, детективных историй и вымыслов не породила ни одна биография.

Некоторые слухи появились еще при жизни Моцарта благодаря его род­ствен­никам, друзьям и знакомым. А некоторые гораздо позже — в эпоху романтизма, то есть в начале XIX века: романтиков вдохновляло как твор­чество Моцарта, в особенности сюжет о Дон Жуане, так и его ранняя смерть. Объясняем, откуда взялись разные легенды о великом композиторе.

Легенда 1. Моцарт был вундеркиндом, начал играть и писать музыку в четыре года

Вердикт: это почти правда.

Юный Моцарт играет на органе в церкви францисканцев в Вене в 1762 году. Картина Генриха Лоссова. 1864 год Stadtmuseum, Linz

Моцарт действительно был вундеркиндом, причем самым знаменитым вундеркиндом в истории музыки. Он начал играть рано и овладевал этим искусством неимоверно быстро. Леопольд Моцарт, легендарный музыкальный педагог, так описывал удивительные успехи сына в игре на клавире, ранней версии современного пианино: «Менуэт и трио Вольфгангерль Уменьшительно-ласкательная форма имени Вольфганг. выучил 26 января 1761 года в половине десятого вечера в течение получаса, за день до того как ему исполнилось пять лет» Цит. по: Е. С. Черная. Моцарт. Жизнь и творчество. М., 1966. . Параллельно мальчик учился и игре на скрипке — одну из его детских скрипок можно увидеть в Зальцбурге, в доме, где он родился. Сразу после рождения сына Леопольд Моцарт издал учебник «Опыт фундаментальной школы игры на скрипке» («Versuch einer gründlichen Violinschule») и, видимо, начал его тестировать. В семь лет Вольфганг Моцарт уже играл на скрипке для архиепис­копа, а в восемь лет начал выступать, играя на органе.

Первые дошедшие до нас автографы То есть сочинения, написанные рукой самого автора. Моцарта относятся к 1764 году — их автору тогда было также восемь лет. До этого импровизации, а затем и композиции ребенка записывал отец. Судя по его скрупулезным заметкам, Моцарт завершил самую раннюю импровизацию в пять лет, в апреле 1761 года. Менее чем через год он написал свою первую пьесу — Аллегро для клавира фа-мажор. Из числа мировых классиков только Сергей Прокофьев приступил к искусству композиции в столь же раннем возрасте.

Легенда 2. Моцарта насильно заставляли заниматься музыкой

Вердикт: это неправда.

Детство Моцарта. Картина Эбенизера Кроуфорда. 1873 год Jersey Museum and Art Gallery

Леопольд Моцарт был прогрессивным и талантливым педагогом, поэтому воспитывал не кнутом, а пряником. Его воспитательный принцип требовал времени, выдержки и преданности своему делу: так ему удалось не повредить дар воспитанника грубым вмешательством. Он никогда не применял к детям телесные наказания. При этом в глазах Вольфганга авторитет отца был непре­рекаем — он чуть ли не молился на него, утверждая, что «за Господом идет сразу Папа» Моцарт своему отцу в Зальцбург. 7 марта 1778 года // Моцарт Вольфганг Амадей. Полное собрание писем. М., 2006. . Отец, в свою очередь, видел в нем гения.

Вольфганг так поражал родителей своим даром, что его скорее баловали. Иоганн Адольф Хассе, один из знаменитых композиторов того времени, даже опасался: «Только бы отец не слишком избаловал его и не испортил фимиамом преувеличенной похвалы» Г. Аберт. В. А. Моцарт. Книга 1. Часть 1. М., 1987. .

Легенда 3. Моцарт сразу стал ребенком-звездой и выступал по всей Европе

Вердикт: это правда.

Семья Моцарт дает гастроли в Париже. Акварель Кармонтеля. 1763 год Musée Condé

Леопольд Моцарт был отцом двух вундеркиндов: Наннерль Наннерль — домашнее прозвище старшей сестры Вольфганга, а полное имя — Мария Анна Вальбурга Игнатия Моцарт. , старшая сестра Вольфганга, тоже росла многообещающей исполнительницей. Их первые гастроли начались уже в январе 1762 года, когда младшему Моцарту испол­нилось шесть лет, а его сестре было десять. Хотя Мюнхен, куда они отпра­вились, находит­ся недалеко от Зальцбурга, все же это были настоящие гастроли. При дворе курфюрста Курфюрст — в Германии избирательный князь, облеченный правом избирать на вакантный императорский престол. Баварии Максимилиана III Иосифа они провели три неде­ли.

Вместе с сестрой Вольфганг объездил все музыкальные столицы Европы. Уже через полгода после мюнхенского триумфа отец с детьми отправился в Вену. На одной из остановок они дали первый в своей жизни публичный концерт, а в Вене их ожидала целая серия выступлений: и при дворе Марии Терезии, и в аристократических салонах, и в домах иностранных послов. Тогда же они получили предложение выступить в Версале. В начале лета 1763 года семья в полном составе отправилась на три года в тур­не по Европе: Мюнхен, Аугсбург, Ульм, Людвигсбург, Брухзаль, Мангейм, Швет­цинген, Франкфурт-на-Майне, Кобленц, Бонн, Кёльн, Ахен, Брюссель и, нако­нец, Париж и Версаль. Это лишь те города, в которых они давали концерты. Главной целью путешествия был прием у Людовика XV в Версале. А следующей целью стал Лондон. Георг III был настолько восхищен выступле­нием, что пожелал снова услышать вундеркиндов на торжествах по случаю очередной годовщины своего вступления на престол.

После почти годового пребывания в Англии странствия продолжились: Кентер­бери, Кале, Лилль, Гент, Антверпен, Гаага, Амстердам, Утрехт, Антверпен. Снова Брюссель, Париж, Версаль, Дижон, Лион, Женева, Лозанна, Берн, Цюрих, Донауэшинген и вот, наконец, опять Мюнхен и Зальцбург. Вольфгангерль возвратился домой известным музыкантом, выступавшим перед королями. В преддверии его четырнадцатилетия семья едет в Италию. Второе и третье итальянские путешествия, в которые в 1771 и 1772 годах отправилась только мужская часть семьи Моцарт, были триумфальными. Европа была покорена, а с нею — весь музы­каль­ный мир.

Легенда 4. Моцарт с детства пользовался покровительством королей

Вердикт: это правда.

Юный Моцарт. Картина Аугуста Фридриха Кнопа. 1919 год Düsseldorfer Auktionshaus

Во время европейских гастролей Моцарт познакомился с дворцовой жизнью, а позже венский двор станет местом его работы. Вершиной придворной карье­ры композитора можно считать аудиенцию у папы римского Климента XIV в Ватикане. Моцарту было 14 лет, а папа уже посвятил его в кавалеры ордена Золотой шпоры Орден Золотой шпоры — награда, прису­ждав­шаяся папой римским за заслуги перед католической верой или иные деяния во славу Церкви. .

Взрослый Моцарт продолжил общаться с аристократами и монархами, с кото­рыми познакомился в детстве. Иногда независимый характер и острый язык могли навлечь на него неприятности. Чего стоит только знаменитый диалог между композитором и его главным меценатом Иосифом II на премьере «Похищения из сераля»:

— Слишком много нот, мой дорогой Моцарт.
— Ровно столько, сколько нужно, Ваше Величество Цит. по: Стендаль. Жизнь Моцарта. Стендаль. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 8. М., 1959. .

Легенда 5. Моцарт считался гением, поэтому много зарабатывал

Вердикт: это правда.

Портрет Вольфганга Амадея Моцарта в возрасте 13 лет в Вероне. Картина художника Веронской школы, предположительно Джамбеттино Чиньяроли. 1770 год Christie’s

За годы гастролей Моцарту удалось заработать много денег: его семья стала одной из самых обеспеченных в провинциальном Зальцбурге. В 18 лет Вольф­ганг уже получал ежегодное жалованье в 150 гульденов в качестве концерт­мейстера придворной капеллы. Но это не было единственным источником его благосостояния. Поклонники, в том числе венценосные, регулярно дарили ему подарки. Как правило, это были драгоценности, которые музыкант, согласно практике того времени, прагматично «обналичивал». Немалый доход прино­сили европейские постановки его опер и публикации. Он также продолжал выступать как виртуозный исполнитель.

В 25 лет Моцарт окончательно переехал в Вену, ушел со службы и стал свободным художником. К нему поступали заказы, его оперы и выступления были успешны. В течение четырех лет он проводил авторские концерты — так называемые «академии» — для самой блестящей публики, включая императорскую чету. За один из таких концертов он получил гонорар почти в 1600 гульденов.

Подобно большинству музыкантов того времени, Моцарт зарабатывал не только выступлениями и театральными представлениями, но и уроками — по 3–4 занятия ежедневно. Количество учеников из богатых, желательно аристократических семей было мерилом успеха в музыкальной среде Частные уроки давали Гайдн, Бетховен, Шопен, Лист и многие другие знаменитые композиторы. .

В 30 лет Моцарт жил в Вене уже с семьей и получал постоянное годовое жалованье как придворный камерный музыкант при венском дворе. От него требовалось только обеспечивать музыкальное оформление балов — это была скорее почетная должность, чем тяжелая работа. Австрийский император Иосиф II заказал ему оперу, а король Пруссии Фридрих Вильгельм II — шесть струнных квартетов.

Моцарта считали модным композитором, поэтому были готовы платить за его работы. Впрочем, признание его таланта не было безоговорочным. Гораздо большее признание получили при жизни его современники — Антонио Сальери, Доменико Чимароза, Висенте Мартин-и-Солер. Моцарт считал, что заслуживает большего, и с удовольствием цитировал в письме отцу похвалу одного вельможи — «такие люди появляются только раз в 100 лет» Моцарт своему отцу в Зальцбург. 17 августа 1782 года // Моцарт Вольфганг Амадей. Полное собрание писем. М., 2006. .

Легенда 6. Но деньгами распоряжаться не умел и жил очень бедно

Вердикт: отчасти это правда.

Беседка. Банкетный стол в честь Моцарта в доме Шиканедера. Гравюра по картине Аугуста Боркмана. 1879 год Изображены Гайдн, Альбрехтсбергер, Моцарт, Антонио Сальери, Катерина Кавальери, Шиканедер, Алоизия Ланге, Глюк. austriasites.com

Крайняя бедность композитора — это миф. Его создала Констанца Моцарт, после смерти мужа просившая помощи у его влиятельных знакомых. Долги удалось погасить довольно быстро, а значит, их было не очень много.

Впрочем, деньгами Моцарт действительно распоряжался не слишком умело, хотя постоянно пытался убедить отца в обратном. Все заработанное он тратил на съем дорогостоящего жилья в центре Вены, на содержание слуг и собствен­ной упряжки, на гостей, на одежду для себя и любимой жены, на регулярный уход за внешностью, соответствующий требованиям двора. Свадьбу он сыграл в главном венском соборе — Святого Стефана. В последние годы жизни компо­зитора Констанца посещала дорогой курорт, что составило отдельную статью расходов. Сложно сказать, было ли лечение необходимостью или такой же данью моде, как дорогие наряды.

Моцарт не мог контролировать не только свои расходы, но и доходы. Он явно недосчитался авторских гонораров от многих театров, ставивших его оперы. Авторское право тогда соблюдалось неаккуратно, а отслеживать должников Моцарт не любил и не умел. Он любил и умел сочинять и исполнять музыку — и тратил на это все свое время. В последние четыре года жизни его материаль­ное положение ухудшилось. Но не по вине самого Моцарта: Австрия вступила в войну, что повлекло за собой экономический кризис. Меценаты стали менее щедрыми, а дожить до лучших времен композитору не довелось.

Легенда 7. Моцарт воровал чужие идеи

Вердикт: это неправда.

Моцарт сочиняет. Картина Йозефа Бюхе. Около 1880 года moderata.ru

Оригинальность стала считаться главным достоинством музыки уже после смерти Моцарта: девизом романтического века была идея изобретения музыкального материала. А в современной Моцарту культуре еще не сформи­ровались представления о своих и чужих идеях, о плагиате. В основе творчества была работа по образцам — такой моделью мог быть жанр, стиль и даже сочи­ненная музыкальная тема. Поэтому исторический стиль этой эпохи сейчас более узнаваем, чем индивидуальные стили отдельных авторов.

Моцарт работал с огромным количеством услышанного и сыгранного, заимствование было для него диалогом с другими композиторами и другими сочинениями. Сейчас мы не всегда считываем остроумие этого диалога. Многие важные для Моцарта авторы забыты, и его музыка стала символом, обобщившим всю эпоху.

Легенда 8. Моцарт коллекционировал парики

Вердикт: это скорее неправда.

Вольфганг Амадей Моцарт. Гравюра Эдуарда Манделя по рисунку Дорис Шток 1789 года Kulturhistorisches Museum Schloss Merseburg

В то время парики составляли неотъемлемую часть облика светского человека, хотя именно Моцарт надевал их в исключительных случаях, а на портретах часто изображен с тщательно уложенными собственными волосами. Об обре­ме­ни­тельных расходах на парикмахеров он упоминает вскользь в неко­торых письмах. Также сохранились воспоминания друзей о его фран­това­тости и любов­ное описание модных деталей одежды в его письмах, однако о страсти Моцарта к коллекционированию париков ничего не известно.

Легенда 9. У Моцарта было много женщин

Вердикт: это скорее неправда.

Вольфганг Амадей и Констанца Моцарт. Открытка Ханса Принца Bibliothèque nationale de France

Мы не можем достоверно судить об этом, потому что единственным источ­ником информации остаются письма Моцарта — в основном к отцу. Вольфганг Амадей писал Леопольду:

«Я ни в коем случае не могу жить так, как большинство нынешних молодых людей. — Во-первых, я слишком привержен религии, во-вторых, слишком полон любви к ближнему, чтобы соблазнить невин­ную девицу, и, , испытываю слишком много ужаса и омер­зения, страха и боязни перед болезнями и слишком большую любовь к своему здоровью, чтобы связываться с гулящими девками; при этом я могу поклясться, что до сих пор еще ни с одной особой женского пола я не имел дел такого рода — ибо если бы это произошло, я бы этого от вас не утаил…» Моцарт своему отцу в Зальцбург. 15 декабря 1781 года // Моцарт Вольфганг Амадей. Полное собрание писем. М., 2006.

Впрочем, возможно, Моцарт не был полностью честен с отцом, зная о его строгих религиозных и нравственных принципах. До отъезда из Зальцбурга он находился под неусыпным родительским наблюдением и, вырвавшись опеки, немедленно влюбился.

Моцарт и Алоизия Вебер. Иллюстрация Карла Рёхлинга. До 1920 года sofaithfulaheart.blogspot.com

Судя по письмам Моцарта, певица Алоизия Вебер, на которой он планировал жениться, рассчитывала с его помощью получить выгодные контракты в Ита­лии. Желая помочь карьере возлюбленной, Моцарт написал для нее несколько сочинений. Устроившись в оперную труппу, Алоизия потеряла к нему интерес, и тогда в роли утешительницы выступила двоюродная сестра Вольфганга — Мария Анна Текла. Характер их отношений и степень близости не до конца понятны, но «письма к кузиночке» приобрели скандальную известность в моцартоведении из-за их непристойностей, не выходящих, впрочем, за грани­цы туалетного юмора.

Констанца, ставшая женой композитора, была родной сестрой Алоизии и тоже певицей. Биографы Моцарта в лучшем случае равнодушны к истории Констан­цы, поскольку, в отличие от сестры, она не сделала артистических успехов и никак не повлияла на творчество мужа. По всей видимости, в этом браке Моцарт был счастлив, невзирая на разные омрачающие обстоятельства, в пер­вую очередь смерть четырех детей.

Легенда 10. Моцарт любил неприличный юмор и вообще был не особо умен

Вердикт: первое правда, второе нет.

Вольфганг Амадей Моцарт и Эмануэль Шиканедер сочиняют «Волшебную флейту». Рекламная открытка фирмы Liebig. 1906 год Mitteldeutsche Rundfunk

Моцарт прибегал к туалетному юмору даже в письмах, и письма эти по неосторожности адресата дошли до нас. Общаясь с кузиной, Моцарт не стеснялся в выражениях:

«А теперь имею честь задать вопрос, как ваше самочувствие, как здоровье? Стул в порядке ли? Кожа гладкая ли? — Скажите, я вам еще не надоел? А для писания часто ли используете мел? Вы хоть время от времени меня вспоминаете? А повеситься иногда не желаете? А не злились на меня иногда? На бедного дурака? Не хотите ли добровольно мир заключить, а не то ведь я могу и громкого подпустить! Ну вот, вы уже смеетесь до колик — значит, виктория! — Пусть наши задницы станут символом мира! Я так и знал, что вы не сможете долго сопротивляться. Да-да, я всегда верю в свою победу, и даже если нынче посру после обеда, все равно через две недели в Париж уеду. И если вы мне ответить хотите, то из города Аугсбурга сейчас же пишите, да пишите поскорей, чтобы я письмо получить успел. Ведь если я уже уеду, то, ожидая получить письмо, получу одно дерьмо» Моцарт — Марии Анне Текле Моцарт в Аугсбург. Мангейм, 28 февраля 1778 года // Моцарт Вольфганг Амадей. Полное собрание писем. М., 2006. .

Комментаторы этих писем неоднократно указывали, что такого рода переписка была обычным делом для жителей Зальцбурга той эпохи. В подобном стиле переписывались и родители Моцарта.

Моцарт был совсем неглуп и прекрасно образован. Он говорил как минимум на трех европейских языках, на итальянском и немецком писал оперы, знал латынь и писал на ней духовные сочинения. Всю жизнь он общался в кругу самых образованных и умных людей своего времени. Знания и ум он про­явил в своем искусстве, в размышлениях о музыке и ее законах, которые дошли до нас благодаря его письмам.

Легенда 11. Моцарт был слепым. Или глухим

Вердикт: это неправда.

Ухо Моцарта и обычное ухо. Акварель Вольфганга Амадея Моцарта. Не позднее 1791 года Houghton Library, Harvard University

Его путают с потерявшим зрение Георгом Фридрихом Генделем и оглохшим Людвигом ван Бетховеном.

Легенда 12. Моцарт написал «Реквием» за ночь по заказу таинственного незнакомца, предчувствуя свою смерть

Вердикт: это полуправда.

Моцарт сочиняет «Реквием». Картина Уильяма Джеймса Гранта. До 1854 года Museum Carolino Augusteum

Заказ таинственного незнакомца на «Реквием» действительно существовал. Но имя заказчика впоследствии было раскрыто, и в его намерениях не оказа­лось никакой мистики. Это был композитор-любитель Франц фон Вальзегг цу Штуппах, который заказал «Реквием» своей умершей жене, чтобы выдать его за свое сочинение. Отсюда таинственность обстоятельств заказа — он не хотел раскрывать свое имя.

Кроме того, «Реквием» не был написан за ночь (это удел увертюры к «Дон Жуану»), он вовсе не был закончен, невзирая на достаточный срок — заказчик не торопил композитора, а тот занимался другими неотложными делами. После смерти Моцарта это сочинение дописывал по его замечаниям ученик — Франц Ксавер Зюсмайер. Три завершающих части «Реквиема» Зюсмайер написал самостоятельно. А в знаменитой «Lacrimosa» самому Моцарту принадлежат только первые восемь тактов — это, быть может, самая известная сочиненная им музыкальная тема.

Легенда 13. Моцарта отравил его главный враг — Сальери

Вердикт: это не доказано.

Сальери всыпает яд в бокал Моцарта. Рисунок Михаила Врубеля. 1884 год «Мир Врубеля», vrubel-world.ru

До сих пор множатся расследования этого случая — иногда научные, но чаще всего недобросовестные. Начало слухам было положено сразу после смерти Моцарта и не без участия его вдовы: якобы покойный композитор сам такое предполагал. В музыкантской среде Вены тоже обсуждалась такая версия и даже называли имя Сальери, так что ему пришлось клясться своим близким знакомым, что этого не было и быть не могло.

В пользу Сальери говорит то, что ему совершенно нечему было завидовать: его положение при дворе было куда прочнее, чем у Моцарта, он занимал более высокую должность, а успех его сочинений был давним и устойчивым. Ника­ких примет борьбы и интриг против Моцарта за ним не было замечено. Напро­тив, у Сальери была репутация достойного человека и исключительного педа­гога: его школу прошли сразу три гения — Бетховен, Шуберт и Лист. И ни од­ного из них он не пытался отравить. Что касается Моцарта, то, скорее всего, он умер от скоротечной почечной болезни.

Легенда 14. Отравленный Моцарт умер в нищете и безвестности

Вердикт: это неправда.

Моцарт при смерти. Иллюстрация Чарльза Эдварда Чамберса из книги Джеймса Ханекера «The Steinway Collection of Paintings by American Artists: Together with Prose Portraits of the Great Composers». 1919 год Getty Research Institute

Этот миф возник из-за того, что Моцарта похоронили в общей могиле, но это не было связано с его финансовым положением. Согласно указу императора Иосифа II, похороны в отдельной могиле были привилегией лишь самых знатных семей. Остальных же хоронили по 5–6 человек, без гробов. Родствен­никам запрещалось сопровождать умершего на кладбище, воздвигать на моги­лах памятники и кресты. Таковы были представления императора об эконо­мии. Указ позже был отменен, но могила Моцарта к тому времени уже была потеряна. Зато музыка осталась.

Источник

Оцените статью