Фортепианная музыка Моцарта
Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Моцарт
Фортепианные сочинения[1] Моцарта были теснейшим образом связаны с его педагогической и исполнительской практикой. Он был величайшим пианистом своего времени. В XVIII веке были, конечно, музыканты, не уступавшие Моцарту в виртуозности (в этом плане его главным соперником был Муцио Клементи), однако никто не мог сравниться с ним в глубокой осмысленности исполнения.
Жизнь Моцарта пришлась на тот период, когда в музыкальной жизни были распространены одновременно и клавесин, и клавикорд, и пиано-форте (так называлось раньше фортепиано). И если по отношению к раннему творчеству Моцарта принято говорить о клавирном стиле, то с конца 1770-х годов композитор писал, несомненно, для фортепиано. Его новаторство ярче всего проявилось в клавирных сочинениях патетического плана.
Фантазия c-moll (KV 475)
Знаменитая Фантазия для фортепиано до-минор (KV 475) была закончена 20 мая 1785 года и, видимо, мыслилась как самостоятельное сочинение[2]. Однако в первом печатном издании, вышедшем в конце того же года, композитор объединил Фантазию с написанной годом ранее Сонатой в той же тональности (KV 457). Так сложился необычный цикл[3], в котором фантазия играет роль вступления к сонате (подобно тому, как в музыке Баха она нередко предпосылалась фуге). Впоследствии Бетховен объединил 2 жанра – фантазии и сонаты – в одном произведении. Один из примеров такого синтеза – «Лунная» соната.
В своем уникальном цикле Моцарт выступил как продолжатель традиций И.С. Баха. Об этом говорит не только жанр, но и содержание его фантазии, близкое к трагедийным образам баховских сочинений (например, «Хроматической фантазии и фуги» d-moll). Характерен выбор тональности: c-moll – тональность сурового драматизма и патетики.
Драматургия фантазии основана на постоянном противопоставлении контрастных образов – драматических, скорбных и светлых, мечтательных. Так возникает 6 контрастных разделов, последний из которых является репризой первого, наиболее скорбного. Придавая всей композиции закругленность и завершенность, возвращение в конце фантазии начального образа выражает идею «замкнутого круга». Смысл этой идеи глубоко трагичен: стремление преодолеть скорбь, обрести душевный покой и гармонию безрезультатно (подобный вывод утверждает и 40-я симфония).
Основная музыкальная мысль фантазии – ее начальная тема, повторяемая в конце, строится на 2-х контрастных элементах. В их противопоставлении отражен основной конфликт всей фантазии. I элемент – сумрачный и сосредоточенный (низкий регистр, ровный, «сковывающий» ритм, хроматическая интервалика, строгое октавное изложение); II элемент – два трепетных мотива-«вздоха», прерываемых паузами.
Весь первый раздел фантазии (Adagio, c-moll) строится на развитии первого элемента основной темы. Его мелодические контуры постоянно меняются, приобретая то восходящую, то нисходящую направленность, вбирая интонации второго элемента. Секвентное развитие отличается тональной неустойчивостью.
Второй раздел (Adagio, D-dur) – разительно контрастирует первому. Его светлая лирическая тема отличается напевностью, тональной устойчивостью и структурной определенностью (ababa – двойная 3-частная форма).
Третий раздел (Allegro, a-moll→B-dur) – порывистый, возбужденный – содержит внутренний контраст. Он строится на двух контрастных темах, изложение которых напоминает сонатную разработку (поскольку обе темы сразу же подвергаются интонационным, ритмическим, тональным преобразованиям). Общая направленность развития идет от минора к мажору, от смятенности к светлому подъему чувств.
Четвертый раздел (Andantino, B-dur) – это светлая кульминация фантазии. Его тема перекликается с пасторальной лирикой второго раздела, но создаваемый образ еще более поэтичен[4], идеально прекрасен. Музыка 4-го раздела обрывается «на полуслове» неожиданным вторжением следующего, пятого раздела.
Пятый раздел (g-moll, Piu Allegro) – драматический и напряженный. Вместо ясно оформленной темы – бурные пассажи, арпеджио. Окончание пятого раздела вливается в репризу первой темы.
Итак, минорные разделы фантазии (1, 3, 5) тонально неустойчивы, незамкнуты, подчеркнуто импровизационны, полны внутренних контрастов. Мажорные разделы отличаются лирической напевностью, тональной и структурной определенносью, использованием приемов варьирования.
Соната c-moll (№14 b)
Соната до-минор воспринимается как закономерное продолжение фантазии, в первую очередь благодаря характеру I части, пронизанной яркими контрастами. В ее музыке также чувствуется воздействие импровизационно-патетического стиля И.С. Баха. Хотя Моцарт создал после нее еще несколько сонат для клавира, она осталась высшим достижением его в этом жанре.
Главная партия сонатного allegro была бы совершенно естественна в симфоническом звучании, в сопоставлении оркестрового tutti и струнных. Сама тональность c-moll предопределяет основное настроение – мужественной патетики.
Побочная партия (Es-dur) включает 2 родственные по смыслу темы. Их трепетное волнение, мягкие хроматические «вздохи», сочетание лирической напевности с возбужденной ритмической пульсацией напоминают арию Керубино «Я и сам не пойму, что со мною» (в той же тональности). Близка им по характеру и тема заключительной партии (тоже Es-dur).
Острота контраста между главной и побочными темами усилена краткостью перехода (связующая партия занимает всего 4 такта).
Разработка предельно лаконична, но при этом полна драматического напряжения. Основной тон в ней задает тема главной партии, ее героические унисоны, звучащие на триольном фоне из связующей партии. Мимолетно возникающая 1-я побочная на этот раз звучит в миноре.
Реприза также отмечена почти безраздельным господством минора – теперь и 2-я побочная, и заключительная темы, как и главная, звучит в основной тональности c-moll. Подобное «оминоривание» мажорных тем – черта, типичная для музыки Моцарта (то же самое есть и в симфонии № 40). Краткая кода еще раз возвращает к основному образу I части – главной партии.
Медленная часть сонаты – это Adagio в Es-dur. Как и лирические части моцартовских симфоний, оно написано в сонатной форме.
Финал, подобно финалу 40-й симфонии далек от жанровости и своим драматизмом перекликается с I частью сонаты. Его главная тема беспокойна, сумрачна и внутриконтрастна: непрерывный поток синкопированных задержаний сменяется настойчивым повторением одного звука на фоне D и взлетающими вверх арпеджио. Смены тематизма сопровождаются резкими динамическими контрастами p – f. Одним из сильных выразительных эффектов становятся многократные остановки – внезапные длительные паузы с ферматами.
Соната A-dur
К числу самых популярных моцартовских сонат относится соната A-dur, № 11 (KV 331).
От всех прочих A-dur’ная соната отличается необычным строением цикла, в котором нет ни одной части в сонатной форме. I часть представляет собой изящные вариации на тему в ритме сицилианы[5]. Далее следует рыцарственно-галантный менуэт, заменяющий медленную часть цикла. В роли финала выступает рондо, снабженное программным названием «alla turca», музыка которого близка к «янычаркому» (турецкому) стилю. Этот стиль был очень модным в музыке XVIII века, особенно во французской опере. Он ярко представлен и в «Похищении из сераля», первой венской опере Моцарта. Для него характерно быстрое движение в двухдольном размере, некоторая ладовая причудливость и использование шумных ударных инструментов.
Все 3 части сонаты связаны одной тональностью (что говорит о близости к сюите) и единством жизнерадостного настроения, лишенного драматизма.
Поскольку Менуэт в этой сонате заменяет медленную часть, в нем на первый план выдвигается песенно-лирическое начало (что не вполне традиционно). Его основная тема многоэлементна, благодаря чему возникает ощущение постоянной изменчивости музыкального материала. Сопоставление различных мотивов – энергичных и более мягких, нежных, певучих – сопровождается динамическими контрастами.
D-dur’ное трио своей фактурой и пасторальным характером перекликается с 4-й вариацией I части.
Финальное «турецкое рондо» приобрело широкую популярность благодаря яркости и демократичности музыкального языка, хотя восточный колорит его музыки весьма условен. Звуковые репетиции в сопровождении рефрена имитируют барабанную дробь; в коде же можно вообразить целый оркестр с барабанами, литаврами, тарелками, треугольником и флейтой piccolo.
Форму финала следует определить как сложную 3х частную с добавочным рефреном (припевом):
I II (трио) III (реприза)
А + R В + R A + R Coda
a-moll A-dur fis-moll A-dur a-moll A-dur A-dur
Основной тон всей части задает рефрен. Празднично-оживленный, энергичный, он звучит очень бодро и темпераментно. Повторяясь после каждого раздела трехчастной формы, его музыка, действительно, придает финалу черты рондообразности. Кроме того, она играет тонально объединяющую роль (ее A-dur является одноименной для тональности первой темы и параллельной для тональности трио).
Двум другим темам также присуща танцевальность и они тоже звучат легко и задорно, поскольку их минорный колорит постоянно оттеняется яркими мажорными красками.
[1] 19 сонат, 15 вариационных циклов, 4 фантазии (две в c-moll, одна в C-dur, объединенная с фугой, и еще одна в d-moll). Наряду с крупномасштабными циклами, в творчестве Моцарта имеется немало небольших пьес, которым сам он не всегда придавал должное значение. Это отдельные менуэты, рондо, Adagio, фуги.
[2] Один из биографов композитора утверждал, что Моцарт играл ее на концерте, состоявшемся в Лейпциге 12 мая 1789 года.
[3] Моцарт посвятил его своей ученице Марии Терезии фон Траттнер.
[4] На эту тему П.И. Чайковский написал вокальный квартет «Ночь».
[5] Старинный итальянский танец, для которого характерен размер 6/8 и триольно-пунктирная ритмика.
Источник
Моцарт Вольфганг Амадей
МОЦАРТ (Mozart) Вольфганг Амадей (1756-1791), австрийский композитор. Представитель венской классической школы, музыкант универсального дарования, проявившегося с раннего детства.
Ноты для фортепиано Моцарт Вольфганг Амадей
Биография
В музыке Моцарта отразились идеи немецкого Просвещения и движения «Буря и натиск», претворен художественный опыт различных национальных школ и традиций. Модифицировал традиционные оперные формы («Свадьба Фигаро», 1786; «Дон Жуан», 1787; «Волшебная флейта», 1791), индивидуализировал жанровые типы симфоний (ми-бемоль мажор, соль минор; до мажор, т. н. «Юпитер», все 1788). Свыше 20 опер, свыше 50 симфоний, концерты для фортепиано и для скрипки с оркестром, камерно-инструментальные (трио, квартеты, квинтеты и др.) и фортепианные произведения (сонаты, вариации, фантазии), «Реквием», (1791; закончен Ф. Кс. Зюсмайром), мессы, хоровые сочинения, песни.
* * *
МОЦАРТ (Mozart) Вольфганг Амадей (крещен как Иоганн Кризостом Вольфганг Теофил) (27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена), австрийский композитор, один из трех (наряду с Й. Гайдном и Л. ван Бетховеном) крупнейших представителей венской классической школы .
Корни творчества
Его отцом был способный и честолюбивый музыкант, сын переплетчика из Аугсбурга Леопольд Моцарт (1719-1787). В 1739 Моцарт-отец поступил на службу к графу Турн-унд-Таксису в Зальцбурге, четыре года спустя стал скрипачом придворной капеллы князя-архиепископа Зальцбургского. В 1757 занял должность придворного композитора, а в 1763 — придворного вице-капельмейстера. Леопольд Моцарт приобрел репутацию выдающегося скрипача-педагога; его имя стало известно всей Европе после публикации труда «Опыт фундаментальной школы игры на скрипке» (Versuch einer grundlichen Violinschule, 1756), в котором всесторонне обсуждаются вопросы скрипичной техники и музыкальной теории. Его композиторское наследие включает симфонии, концерты, дивертисменты, камерно-инструментальные ансамбли, клавирные сонаты и пьесы, оратории, мессы, другие композиции для церкви. После 1760 он отказался от продолжения собственной карьеры и всецело посвятил себя воспитанию детей.
Гениальный ребенок
В возрасте 6 лет
Феноменальные способности (абсолютный слух и музыкальная память) Вольфганга Амадея проявились очень рано; в пять лет он уже сочинял менуэты, а в шесть играл на клавире для курфюрста Баварии и для австрийской императрицы. Одаренной клавесинисткой оказалась и его сестра Мария Анна (Наннерль) (1751-1829). Стремясь создать наилучшие условия для профессионального и общего развития своих детей, а также извлечь из их талантов материальную выгоду, Леопольд Моцарт решил вывезти их из провинциального Зальцбурга и продемонстрировать всему миру. В середине 1763 семья отправилась в трехлетнее путешествие по странам Европы. С искусством «чудо-детей» познакомились аристократические аудитории Парижа, Лондона (где Вольфганг взял несколько уроков композиции у И. К. Баха ,ведущего представителя модного в то время «галантного стиля»), а также ряда городов Германии и Нидерландов. Этим периодом датируются первые симфонии и ряд сонат Моцарта, а также его первые публикации. Моцарты вернулись в Зальцбург в конце 1766; вскоре в Зальцбургском университете состоялась премьера первого театрального произведения Моцарта — латинского интермеццо «Аполлон и Гиацинт». В середине 1767 была предпринята большая поездка в Вену, где Моцарт написал свою первую итальянскую оперу-буффа «Мнимая простушка» (в 1768 ее венская постановка сорвалась из-за интриг).
Первые шаги
1769 год Моцарты провели в Зальцбурге, а в 1770-72 трижды выезжали в Италию. В 1770 Моцарт занимался у самого известного европейского педагога композиции Дж. Б. Мартини (больше известного как Падре Мартини, 1706-84), был избран в болонскую Филармоническую академию и сочинил для Милана оперу-сериа «Митридат, царь Понта». Позднее в Милане были поставлены серената «Асканио в Альбе» и опера-сериа «Луций Сулла»; в них юный Моцарт обнаружил совершенное владение итальянским оперным стилем. Следующая поездка в Вену летом 1773 была совершена, по-видимому, в надежде получить для Моцарта должность при императорском дворе. В Вене Моцарт написал шесть струнных квартетов, а по возвращении в Зальцбург — симфонии № 25 и № 29, беспрецедентные по масштабам и по уровню мастерства и ознаменовавшие отказ 17-летнего композитора от облегченной, «дивертисментной» трактовки жанра симфонии. Не считая поездки в Мюнхен на премьеру оперы-буффа «Мнимая садовница» (начало 1775), период с 1774 до середины 1777 Моцарт провел в Зальцбурге, где выполнял функции концертмейстера капеллы князя-архиепископа. Среди сочинений этого времени — несколько месс, все скрипичные концерты, шесть фортепианных сонат, несколько оркестровых серенад и дивертисментов и первый из больших концертов Моцарта для фортепиано с оркестром (№ 9 по общепринятой нумерации).
Мангеймская школа
В сентябре 1777 Моцарт в сопровождении своей матери отправился в Мюнхен и Мангейм. За четыре месяца пребывания в Мангейме Моцарт сблизился с Кристианом Каннабихом (1731-1798) — видным представителем мангеймской школы, которая с середины 18 в. до конца 1770-х гг. диктовала музыкальную моду всей Европе. За это время Моцарт сочинил ряд произведений для фортепиано и для флейты, однако его чувства и мысли были заняты главным образом юной певицей Алоизией Вебер. Основная цель поездки — подыскать для Моцарта подходящую должность — осталась недостигнутой. Из Мангейма Моцарт и его мать, повинуясь воле оставшегося в Зальцбурге Л. Моцарта, выехали в Париж. Этот визит также не дал практических результатов, если не считать успеха 31-й симфонии («Парижской»), сочиненной с учетом вкусов местной публики. Пребывание Моцарта в Париже было омрачено смертью матери (3 июля 1778).
На службе у архиепископа
Между тем Л. Моцарт убедил князя-архиепископа Иеронима фон Коллоредо вновь взять его сына на службу, на этот раз в качестве не только концертмейстера, но и придворного органиста. Моцарт принял это назначение неохотно, главным образом ради отца. В новую должность он вступил в январе 1779. До конца 1780 Моцарт создал ряд произведений для церкви, в том числе «Коронационную мессу», а также несколько симфоний (выделяется Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром, отмеченная мангеймским влиянием), оркестровых серенад, концертных арий и др. Однако основным предметом его устремлений оставался музыкальный театр, и он с радостью принял заказ на оперу-сериа для баварского придворного театра. В ноябре 1780 Моцарт выехал в Мюнхен, где провел ближайшие месяцы, сочиняя и готовя к постановке оперу «Идоменей, царь Крита» на сюжет из греческой мифологии. Все это время он переписывался с отцом, через которого сообщал о ходе работы своему либреттисту Дж. Вареско (жившему в Зальцбурге); эта переписка позволяет судить об особенностях подхода Моцарта к оперному жанру. Премьера «Идоменея» 29 января 1781 прошла с большим успехом. Партитура оперы отличается необычайно богатым, насыщенным и виртуозным оркестровым письмом (она создавалась для знаменитого мангеймского оркестра, который с 1778 находился в Мюнхене). Помимо разнообразных по форме и настроению арий и хоров, опера содержит глубоко выразительные речитативы и несколько ансамблей, в которых Моцарт впервые проявил свое мастерство многогранной и вместе с тем лаконичной обрисовки характеров.
Семья Моцарта
В роли свободного художника
В марте 1781 архиепископ вызвал Моцарта в Вену, куда зальцбургский двор выехал для участия в торжествах по случаю вступления на императорский престол Иосифа II. В Вене недавний мюнхенский триумфатор вновь оказался в положении бесправного слуги архиепископа (последний ни разу не позволил Моцарту выступить в присутствии императора). Нежелание Моцарта терпеть произвол своего хозяина привело к росту напряженности в их отношениях; наконец, в мае Моцарт подал в отставку (или был изгнан) со службы. Поскольку надежды занять должность при императорском дворе не оправдались, Моцарт избрал жизнь свободного художника в городе, который он считал наилучшим местом для приложения своих талантов. В последующие годы Моцарт зарабатывал преподаванием, публикацией своих произведений, выступлениями в аристократических салонах или в открытых концертах («академиях»), сочинением музыки по заказам. В 1787 Моцарт получил незначительную должность «камерного музыканта»; за сравнительно хорошее жалованье он был обязан писать танцевальную музыку для придворных балов. По обычным для музыкантов меркам доходы Моцарта были велики, он имел слуг и собственный выезд. Тем не менее из-за расточительного образа жизни и неумения вести финансовые дела, а также из-за политических неурядиц, отвлекавших венскую аристократию от искусства, Моцарт часто испытывал материальные трудности. 4 августа 1782 он женился на певице Констанце Вебер (1762-1842), сестре Алоизии.
«Похищение из сераля» и шесть квартетов
В 1782 в Вене было поставлено «Похищение из сераля», ставшее ответом Моцарта на намерение императора Иосифа II развивать в Вене немецкую национальную оперу. Выйдя далеко за рамки условностей традиционно незамысловатого жанра зингшпиля (немецкой простонародной комедии с музыкой), Моцарт создал произведение с большими и сложными ариями и яркой, сочной оркестровкой (отсюда знаменитое замечание императора: «Слишком много нот, мой дорогой Моцарт»). «Похищение из сераля» имело большой успех и вошло в репертуар многих провинциальных трупп. Шесть масштабных, изобилующих контрастами и насыщенных полифонией струнных квартетов, созданных между 1782 и 1785, Моцарт посвятил Гайдну. Моцарт восхищался творчеством Гайдна (в частности, его Квартетами соч. 33). Гайдн, в свою очередь, говорил Леопольду Моцарту: «Ваш сын — величайший из композиторов, которых я знаю; у него есть вкус и, более того, есть совершенное знание композиторского ремесла».
В 1782-86 одним из главных жанров творчества Моцарта был фортепианный концерт. За это время он написал 15 концертов (№№11—25); все они предназначались для публичных выступлений Моцарта в качестве композитора, солиста и дирижера. Неизменно оставаясь в рамках традиционной схемы из трех частей, Моцарт всякий раз наполняет ее новым содержанием. В каждом из концертов неповторимым образом сочетаются виртуозный блеск, лирика (часто с оттенком печали) и симфонический размах.
Музыкальный театр — одна из вершин Моцарта
В 1783 Моцарт дважды принимался за сочинение опер-буффа на итальянские либретто («Каирский гусь» и «Обманутый супруг»), однако оба раза прекращал работу в самом начале. Между тем динамичный буффонный жанр соответствовал художественным пристрастиям Моцарта в большей степени, чем чрезмерно «формализованный» жанр оперы-сериа. Моцарт особенно восхищался «Севильским цирюльником» итальянского композитора Дж. Паизиелло (1740-1816), и его привлекла перспектива написать оперу по второй пьесе Бомарше о Фигаро. Хотя император, посчитавший пьесу «Женитьба Фигаро» «бунтарской», запретил ее постановку в Вене, придворному поэту Лоренцо Да Понте (1749-1838) в своем либретто удалось обойти все ее острые углы, не пожертвовав перипетиями сюжета и разработкой характеров. За не слишком успешной венской премьерой «Свадьбы Фигаро» (1786) последовала ее триумфальная постановка в Праге. По заказу пражского импресарио Паскуале Бондини (1737-1889) Моцарт написал оперу «Дон Жуан», также на либретто Да Понте (1787). Наконец, третья опера на либретто Да Понте «Так поступают все женщины», появилась в 1790.
Свадьба Фигаро
В текстах Да Понте соблюдены обычные условности итальянской оперы-буффа и веселой драмы: переодевания, «ансамбли замешательства» и «финалы действия», комические ситуации во взаимоотношениях господ и слуг и т. д. Вместе с тем основная идея всех трех опер глубока и серьезна: в жизнь обычных, ничем не примечательных людей вторгается нечто, превосходящее их способность к пониманию и подвергающее тяжелому испытанию их нестойкие души. В опере «Дон Жуан» это «нечто» прямо персонифицировано в демоническом образе главного героя. Глубинное содержание всех трех опер наиболее выразительно воплощается в «ансамблях замешательства» и «ансамблях противоречия», где голоса персонажей-антагонистов сливаются в сложном и парадоксальном единстве.
Последние годы
Позднее инструментальное творчество Моцарта включает несколько фортепианных и скрипичных сонат, три струнных квартета для короля Пруссии, другие крупные камерно-инструментальные циклы, разнообразные пьесы. К этому же периоду относятся 38-ая симфония («Пражская», без менуэта) и симфонии №№ 39-41, составляющие своего рода триптих, венчающий всю оркестровую музыку Моцарта. Если в 39-й симфонии преобладают лирические, а в 40-й симфонии — трагические настроения, то величественная 41-ая симфония («Юпитер») по богатству контрастов и сложности полифонического языка не имеет себе равных во всей симфонической музыке 18 в. Последними опытами Моцарта в концертном жанре стали 27-й концерт для фортепиано с оркестром и Концерт для кларнета с оркестром; в обоих преобладает мягкий, умиротворенный тон.
Симфония № 40
Портрет 1789 года
В последнее, венское десятилетие своей жизни Моцарт предпринял несколько поездок, в том числе в Берлин, где он надеялся найти постоянное место службы (1789), и во Франкфурт на торжества по случаю коронации императора Леопольда II (1790; здесь Моцарт исполнил свой 26-й фортепианный концерт, получивший название «Коронационного»). Последняя поездка Моцарта в Прагу (август 1791) также была связана с коронационными торжествами, для которых он написал сравнительно традиционную оперу-сериа «Милосердие Тита». По возвращении в Вену Моцарт завершил начатую еще весной 1791 «Волшебную флейту». В этом произведении, предназначенном для труппы Э. Шиканедера (1751-1812), сочетаются жанровые признаки простонародного зингшпиля, оперы-сериа (партия Царицы Ночи), лирической оперы-сказки и литургической драмы с отчетливо выраженным масонским подтекстом (Моцарт был членом венской ложи с 1784).
Реквием
Летом 1791 Моцарт получил анонимный заказ на сочинение Реквиема (как выяснилось позднее, заказчиком был граф Вальзегг-Штуппах, овдовевший в феврале того же года). Моцарт долго не решался взяться за выполнение этого заказа не только из-за загруженности другой работой, но и из суеверия. Дурное предчувствие Моцарта сбылось: он умер от скоротечной болезни (по-видимому, от почечной недостаточности), успев написать только первые шесть частей Реквиема и оставив недописанной седьмую часть (Lacrimosa). Реквием был завершен его учеником Ф. К. Зюсмайром (1766-1803) согласно указаниям, полученным от умирающего композитора. В последнее время версия Зюсмайра неоднократно пересматривалась, однако она все еще остается самой популярной.
Реквием
Поскольку Леопольд II запретил индивидуальные погребения, Моцарт был похоронен в общей могиле. Вдова пережила его на 51 год. В 1799 она передала рукописи Моцарта И. А. Андре (1775-1842), издателю посмертного собрания его сочинений. В 1809 Констанца вышла замуж за датского дипломата Г. Н. Ниссена (1761-1826), который с ее помощью написал биографию Моцарта.
Памятник Моцарту в Вене
Каталог произведений Моцарта, составленный Л. фон Кехелем (1-е издание 1862; исправленное издание под редакцией А. Эйнштейна, 1937), включает свыше 600 позиций, в том числе 16 месс, 14 опер и зингшпилей, 41 симфонию (не считая Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром и нескольких юношеских симфоний, не входящих в основную нумерацию), 27 фортепианных концертов, 5 скрипичных концертов, 8 концертов для духовых инструментов с оркестром, множество дивертисментов и серенад для оркестра или различных инструментальных ансамблей, 18 фортепианных сонат, свыше 30 сонат для скрипки и фортепиано, 26 струнных квартетов, 6 струнных квинтетов, ряд произведений для других камерных составов, неисчислимое количество инструментальных пьес, вариаций, песен, небольших светских и церковных вокальных композиций.
Из шести детей Моцарта четверо умерли в младенчестве. Его старший сын, Карл Томас (1784-1858), не стал музыкантом. Младший сын, Франц Ксавер (или Вольфганг Амадей-младший, 1791-1844), был способным пианистом и композитором, учился у лучших музыкантов Вены, в том числе у Иоганна Непомука Гуммеля (1778-1837) и Антонио Сальери (1750-1825), долгие годы жил в Лемберге (ныне Львов), в 1838 вернулся в Вену. Сочинял музыку для фортепиано (концерты, сонаты, вариации), ансамбли с участием фортепиано, романсы и песни.
Поистине всемирную славу творчество Моцарта снискало уже после смерти композитора. Его безмерный нечеловеческий талант, исключительная одаренность стали символом проявления высших творческих сил, воплотившихся в глубоко жизненных произведениях Моцарта.
Источник