Моцарт симфония юпитер фортепиано

Моцарт симфония юпитер фортепиано

В.А. Моцарт Симфония №41 «Юпитер»

Вольфганг Амадей Моцарт был всегда веселым и жизнерадостным человеком. Но именно в музыке, он мог передать истинные чувства, связанные с тяжелыми жизненными обстоятельствами. Особенно многогранной в плане передачи эмоционального состояния является симфоническая музыка Моцарта . В ней слушатель может услышать и драматический накал, лирические интонации и глубину музыкальной мысли. Симфонию №41 Моцарта по праву можно считать вершиной творчества. В этом произведении выкристаллизовывалась совершенная форма: монументальная и величественная.

Историю создания Симфонии №41 Моцарта, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Вольфганг Амадей Моцарт всегда славился умением быстро и качественно сочинять настоящие шедевры. Летом 1788 года из-под пера музыканта появились три симфонии. Считается, что именно в это время музыкант находился под гнетом тяжелого материального состояния. Должность придворного композитора была малооплачиваемой, поэтому прокормить семью молодому гению было крайне сложно. Приходилось постоянно искать дополнительный способ заработка. Возможно, именно нужда являлась серьезной мотивацией для сочинения.

В начале лета была создана 39 симфония , в конце июля была закончена №40 . Уже 10 августа партитура симфонического цикла №41 была полностью завершена.

Ученые не смогли найти доказательств исполнения симфонии «Юпитер» при жизни композитора, поэтому есть вероятность, что он никогда не слышал собственное сочинение вживую. Существует версия, что презентация композиции состоялась вместе с симфоническими циклами №39 и №40 при открытии казино Филиппа Отто, являющегося ярым поклонником классической музыки. Подтвердить этот факт невозможно, так как не сохранилось данных о концертной программе.

Читайте также:  Ноты оперетты для детей

Есть еще одна неподтвержденная версия. Незадолго до смерти Моцарт исполнял собственные композиции в нескольких концертах. В программе написано лишь слово симфония, но ученые не знают, был ли это «Юпитер» или же композитор предпочел исполнить более раннее сочинение.

Интересные факты

  • Знаменитый русский композитор Пётр Ильич Чайковский, прослушав последнюю симфонию сказал, что это «одно из чудес симфонической музыки».
  • Первая запись композиции состоялась в 1913 году на заре звукозаписи. Музыка исполнялась под управлением Уолтера Роджерса.
  • Некоторые музыковеды утверждают, что Моцарт задумывал три последних симфонии как единый цикл, объединенный идей увеличения масштаба. Этого мнения придерживается достаточно известный дирижер и музыковед Николаус Арнонкур. В качестве доказательства он приводит тот факт, что до лета 1788 года музыкант не сочинял сразу несколько симфонических произведений одновременно.
  • Название «Юпитер» не является авторским. Считается, что наименование планетарного масштаба композиции дал известный в те времена импресарио и скрипач Иоганн Петер Саломон за невероятную мощь и силу звучания.

  • Иоганнес Брамс сказал, что три последние симфонии Моцарта – это колоссальный вклад в развитие классической музыки.
  • В 18 веке симфония считалась одной из самых продолжительных по звучанию. В среднем длится 33 минуты.
  • Александр Майкапар поставил под сомнением, что автором названия является И.П. Саломон, так как нашел сведения, что первоначально импресарио так назвал 90 симфонию Гайдна.

Содержание Симфонии «Юпитер»

Симфония №41 «Юпитер» имеет особый драматический блеск. Ее напряженность, накал несут в себе невероятную энергию. Этот нескончаемый энергетический поток постоянно преображается, демонстрируя слушателю то изящные переливы, то раскатистые удары грома. В этой музыке запечатлена природная стихия, которая неподвластна законам человека. Симфония написана в традиционной форме сонатно-симфонического цикла и состоит из 4 частей, каждая из которых достойна нескончаемых оваций.

I часть – C-dur – Сонатное аллегро

Величественная и грандиозная музыка вступления пронизана звоном раскатистых тират. Будто бы из неба одна за другой появляются сверкающие молнии. Недаром, музыка была названа в честь древнеримского Бога грозы, молнии и неба – Юпитера. Подчеркнутое звучание всего оркестра демонстрирует власть и силу правителя Вселенной. Мужественность и харизматичность продолжают развиваться в следующей теме, пронизанной героическими интонациями. Звучание медных инструментов выделяет маршевую поступь с яркими фанфарами.

Торжественно-ликующий образ сменяется кроткой, но мелодичной темой. Легкость скрипок, их певучесть выделяется на фоне других инструментов. Плавно грациозная и утонченная тема после генеральной паузы омрачается. Тревожное тремоло струнных словно напоминание о гневе Юпитера. Но это лишь кратковременная буря, не имеющая последствий. В музыке вновь царит ощущение радости и беззаботности.

II часть – F-dur – Andante cantabile

Удивительная медленная часть заставляет окунуться в сладкий мир грез и фантазий. Образы легкие и ненавязчивые как облака всплывают в разуме. Размеренное спокойствие лишь иногда нарушается тревожными минорными вставками, которые Моцарт искусно вплел в общее полотно музыкальной ткани. Борьба света и тьмы, добра и зла – это то, что вечно и незыблемо.

Создается ощущение интриги. Давящие сумрачные возгласы все чаще напоминают о себе. Динамика словно волны в шторм, то поднимается до могущественного фортиссимо, то опускается до едва ощутимого пиано. Лишь к окончанию второй части возвращается первоначальная ясность. Спокойствие и мир вновь воцарили, бури стихли.

III часть – C-dur – Менуэт

Дивный танец менуэт многогранен и необычен. Как яркие стеклышки калейдоскопа складываются в причудливые узоры, так и звуки оркестра создают неповторимые линии. Танцевальное настроение в сочетании с героическими мотивами, подчеркнутыми трубами и литаврами, создает удивительно гармоничную музыку.

Музыка трио позволяет слушателю проникнуться эстетикой времен Моцарта. Пышность и элегантность утонченно дополнены легким кокетством и шутливостью. Блестящая роскошь духовых, не лишенная пафоса, скрыта под легкой вуалью, солирующей струнной группы инструментов.

Финал – C-dur – Сонатное аллегро

Триумфальный праздник в честь всех Богов Олимпа завершает сонатно-симфонический цикл Вольфганга Амадея Моцарта. Полифонический склад придал музыкальному материалу еще большей величественности. Удивительные хитросплетения музыкальных настолько умело выполнены, что у слушателя не создается впечатления тяжести или груза, напротив музыка искрится изнутри. Она источает солнечный свет, ликование. Первая тема написана в духе старинного григорианского хорала. Она имеет развитие и в дальнейшем будет подчеркнута фугато. Вторая тема имеет светский характер, она напевна и чиста. На первый взгляд темы не имеют ничего общего, но композитор умудряется соединить их воедино. Симфония завершается оптимистично, оставляя в душе теплоту и радость.

Музыка Симфонии №41 в кинематографе

  • Бруклин 9-9 (2018);
  • Моцарт в джунглях (2018);
  • Красные дубы (2016);
  • Ида (2013).

Симфония №41 «Юпитер» — это космос, заключенный в звуковом пространстве. Героическая сила и мощь вдохновляют и пленяют слушателя. Она обладает воистину олимпийским величием, красочностью тембров и масштабностью композиции.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Симфония № 41 Моцарта

Источник

Вольфганг Амадей Моцарт. Симфония № 41 («Юпитер»). 1788

Последняя симфония Моцарта — одна из трех написанных в 1788 году, после боль­шого перерыва, в Вене по неизвестному случаю. Все три, вероятно, предна­зна­чались для исполнения в авторских концертах по подписке Венские академии — авторские вечера — были одной из первых форм организации публичного концертного дела и прообразом современных абонементных концертов. , но они не со­стоя­лись, и Моцарт ничего не заработал.

По одной из версий, название «Юпитер» (в духе классицистских увлечений римской мифологией) симфонии дал лондонский импресарио Иоганн Петер Саломон, тот самый, который в 1791 году вывез освобожденного с придворной службы пенсионера Гайдна в рабочую поездку в Лондон. Моцарт должен был стать следующим лондонским клиентом Саломона, это поправило бы его поло­жение, но он не дожил до возвращения Гайдна. «Юпитер» остался в истории блестящим образцом нормативной четырехчастной симфонии. Главная тема первой части сконструирована из архаических элементов, а фуга Фуга — одна их базовых форм полифонической музыки, строится на проведениях и преобразованиях одной темы в разных самостоятельных голосах. в финале — экстравагантный пример использования в светской симфонии старых техник церковных жанров.

Для классицистского века Моцарт был редким специалистом по ренессансной и барочной полифонии Полифония — принцип композиции, основанный на взаимодействии нескольких равноправных голосов. . В 14 лет он стал членом знаменитой Болонской академии, хранившей принципы старой полифонии, причем против правил: возрастной ценз позволял сдать экзамен в 20 лет, а само испытание должно было быть двухступенчатым. Несмотря на ошибки, которые допустил Мо­царт (их исправил экзаменатор), его все равно сразу приняли. Занятия поли­фонией он не бросил и то иронически, то всерьез продолжал использовать в ка­мерной и симфонической музыке технику контрапункта, к XVIII веку уже почти вышедшую из употребления в светской музыке. Отец советовал ему не мудрить, но Моцарт мудрил, и его пресловутая «ясность» многими совре­менными исследователями считается преувеличенной, если не мифи­ческой.

Источник

Моцарт. Cимфония № 41 («Юпитер»)

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист – Александр Маслов (фортепиано)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Кристиан Кнапп

В ПРОГРАММЕ:
Балетная музыка к опере «Идоменей»
Концерт для фортепиано с оркестром № 23, KV 488
Симфония № 41 до мажор, KV 551 («Юпитер»)

О концерте

Три последние симфонии Вольфганга Амадея Моцарта были написаны летом 1788 года для серии концертов по подписке. Скорее всего, концерты так и не состоялись. Достоверных данных об исполнении этих симфоний при жизни композитора нет, но велика вероятность, что соль-минорная все-таки была хотя бы раз сыграна. Больше до конца своей жизни Моцарт к жанру симфонии не обращался.
Три симфонии написаны для сходного состава оркестра с небольшими вариациями: в 39-й нет гобоев, в 40-й гобои есть, но нет кларнетов, труб и литавр (позднее Моцарт все же добавил партии кларнетов, так что дирижеры вольны выбирать между двумя версиями), в 41-й участвуют все инструменты, кроме кларнетов. За исключением менуэтов и второй части 39-й симфонии, остальные части трех симфоний написаны в сонатной форме, трактованной с максимальным разнообразием.

Открывающая триаду симфония № 39, подобно увертюре, начинается торжественным медленным вступлением. Главная тема Allegro написана в духе менуэта и мягко, изящно инструментована. Вторые части классических симфоний принято без колебаний признавать лирическими, но Andante con moto, то строгое и благородное, то драматичное, признать таковым трудно. Менуэт поначалу чуть грубоват, но вскоре его характер меняется, а в трио Моцарт дает слово кларнетам: первый играет соло, второй аккомпанирует. Финал в движении быстрого контрданса – наиболее «гайдновская» часть 39-й симфонии. На протяжении всего финала Моцарт настойчиво развивает одну и ту же тему, сперва излагаемую одними скрипками, и делает это не без юмора.

Меланхоличная симфония № 40, которая уже более двух веков любима слушателями, по составу оркестра почти камерная. В мечтательной второй части голоса струнных тесно сплетаются – как в любовных дуэтах из итальянских опер того времени. Знаменитый драматический менуэт сменяется церемонным трио. Финал вновь в некоторой степени «гайдновский», в духе его страстной и порывистой «Прощальной» симфонии.

Название «Юпитер» дано симфонии № 41 не автором и, скорее всего, не за мощь и великолепие, а лишь за одну деталь: первые три аккорда всего оркестра, вызвавшие у слушателей ассоциации с римским богом-громовержцем. В целом же музыка симфонии связана отнюдь не с языческой мифологией, но с практикой духовного самосовершенствования. Постоянный ступенчатый подъем, постепенное восхождение происходит на протяжении всей первой части (с отвлечением на шутливую заключительную тему). В гениальной второй части путь продолжается и явно ведет через испытания. Изящный менуэт после властного «призыва» духовых инструментов внезапно перерождается, музыка вдруг наполняется воодушевлением. В трио менуэта впервые звучит главная тема финала. Символично, что она также звучала в самой первой симфонии Моцарта, которую он написал еще ребенком.
Финал 41-й Моцарта впервые в истории симфонии стал ее наиболее весомой частью. Моцарт демонстрирует здесь мастерство полифониста, бесконечно комбинируя различные темы финала во все новых сочетаниях, пока наконец в коде все элементы не собираются вместе. Больше всего это напоминает работу каменщика, воздвигающего грандиозное здание.
Анна Булычёва

Источник

Моцарт. Cимфония № 41 («Юпитер»)

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист – Александр Маслов (фортепиано)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Кристиан Кнапп

В ПРОГРАММЕ:
Балетная музыка к опере «Идоменей»
Концерт для фортепиано с оркестром № 23, KV 488
Симфония № 41 до мажор, KV 551 («Юпитер»)

О концерте

Три последние симфонии Вольфганга Амадея Моцарта были написаны летом 1788 года для серии концертов по подписке. Скорее всего, концерты так и не состоялись. Достоверных данных об исполнении этих симфоний при жизни композитора нет, но велика вероятность, что соль-минорная все-таки была хотя бы раз сыграна. Больше до конца своей жизни Моцарт к жанру симфонии не обращался.
Три симфонии написаны для сходного состава оркестра с небольшими вариациями: в 39-й нет гобоев, в 40-й гобои есть, но нет кларнетов, труб и литавр (позднее Моцарт все же добавил партии кларнетов, так что дирижеры вольны выбирать между двумя версиями), в 41-й участвуют все инструменты, кроме кларнетов. За исключением менуэтов и второй части 39-й симфонии, остальные части трех симфоний написаны в сонатной форме, трактованной с максимальным разнообразием.

Открывающая триаду симфония № 39, подобно увертюре, начинается торжественным медленным вступлением. Главная тема Allegro написана в духе менуэта и мягко, изящно инструментована. Вторые части классических симфоний принято без колебаний признавать лирическими, но Andante con moto, то строгое и благородное, то драматичное, признать таковым трудно. Менуэт поначалу чуть грубоват, но вскоре его характер меняется, а в трио Моцарт дает слово кларнетам: первый играет соло, второй аккомпанирует. Финал в движении быстрого контрданса – наиболее «гайдновская» часть 39-й симфонии. На протяжении всего финала Моцарт настойчиво развивает одну и ту же тему, сперва излагаемую одними скрипками, и делает это не без юмора.

Меланхоличная симфония № 40, которая уже более двух веков любима слушателями, по составу оркестра почти камерная. В мечтательной второй части голоса струнных тесно сплетаются – как в любовных дуэтах из итальянских опер того времени. Знаменитый драматический менуэт сменяется церемонным трио. Финал вновь в некоторой степени «гайдновский», в духе его страстной и порывистой «Прощальной» симфонии.

Название «Юпитер» дано симфонии № 41 не автором и, скорее всего, не за мощь и великолепие, а лишь за одну деталь: первые три аккорда всего оркестра, вызвавшие у слушателей ассоциации с римским богом-громовержцем. В целом же музыка симфонии связана отнюдь не с языческой мифологией, но с практикой духовного самосовершенствования. Постоянный ступенчатый подъем, постепенное восхождение происходит на протяжении всей первой части (с отвлечением на шутливую заключительную тему). В гениальной второй части путь продолжается и явно ведет через испытания. Изящный менуэт после властного «призыва» духовых инструментов внезапно перерождается, музыка вдруг наполняется воодушевлением. В трио менуэта впервые звучит главная тема финала. Символично, что она также звучала в самой первой симфонии Моцарта, которую он написал еще ребенком.
Финал 41-й Моцарта впервые в истории симфонии стал ее наиболее весомой частью. Моцарт демонстрирует здесь мастерство полифониста, бесконечно комбинируя различные темы финала во все новых сочетаниях, пока наконец в коде все элементы не собираются вместе. Больше всего это напоминает работу каменщика, воздвигающего грандиозное здание.
Анна Булычёва

Источник

Оцените статью