Фортепианная музыка Моцарта
Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Моцарт
Фортепианные сочинения[1] Моцарта были теснейшим образом связаны с его педагогической и исполнительской практикой. Он был величайшим пианистом своего времени. В XVIII веке были, конечно, музыканты, не уступавшие Моцарту в виртуозности (в этом плане его главным соперником был Муцио Клементи), однако никто не мог сравниться с ним в глубокой осмысленности исполнения.
Жизнь Моцарта пришлась на тот период, когда в музыкальной жизни были распространены одновременно и клавесин, и клавикорд, и пиано-форте (так называлось раньше фортепиано). И если по отношению к раннему творчеству Моцарта принято говорить о клавирном стиле, то с конца 1770-х годов композитор писал, несомненно, для фортепиано. Его новаторство ярче всего проявилось в клавирных сочинениях патетического плана.
Фантазия c-moll (KV 475)
Знаменитая Фантазия для фортепиано до-минор (KV 475) была закончена 20 мая 1785 года и, видимо, мыслилась как самостоятельное сочинение[2]. Однако в первом печатном издании, вышедшем в конце того же года, композитор объединил Фантазию с написанной годом ранее Сонатой в той же тональности (KV 457). Так сложился необычный цикл[3], в котором фантазия играет роль вступления к сонате (подобно тому, как в музыке Баха она нередко предпосылалась фуге). Впоследствии Бетховен объединил 2 жанра – фантазии и сонаты – в одном произведении. Один из примеров такого синтеза – «Лунная» соната.
В своем уникальном цикле Моцарт выступил как продолжатель традиций И.С. Баха. Об этом говорит не только жанр, но и содержание его фантазии, близкое к трагедийным образам баховских сочинений (например, «Хроматической фантазии и фуги» d-moll). Характерен выбор тональности: c-moll – тональность сурового драматизма и патетики.
Драматургия фантазии основана на постоянном противопоставлении контрастных образов – драматических, скорбных и светлых, мечтательных. Так возникает 6 контрастных разделов, последний из которых является репризой первого, наиболее скорбного. Придавая всей композиции закругленность и завершенность, возвращение в конце фантазии начального образа выражает идею «замкнутого круга». Смысл этой идеи глубоко трагичен: стремление преодолеть скорбь, обрести душевный покой и гармонию безрезультатно (подобный вывод утверждает и 40-я симфония).
Основная музыкальная мысль фантазии – ее начальная тема, повторяемая в конце, строится на 2-х контрастных элементах. В их противопоставлении отражен основной конфликт всей фантазии. I элемент – сумрачный и сосредоточенный (низкий регистр, ровный, «сковывающий» ритм, хроматическая интервалика, строгое октавное изложение); II элемент – два трепетных мотива-«вздоха», прерываемых паузами.
Весь первый раздел фантазии (Adagio, c-moll) строится на развитии первого элемента основной темы. Его мелодические контуры постоянно меняются, приобретая то восходящую, то нисходящую направленность, вбирая интонации второго элемента. Секвентное развитие отличается тональной неустойчивостью.
Второй раздел (Adagio, D-dur) – разительно контрастирует первому. Его светлая лирическая тема отличается напевностью, тональной устойчивостью и структурной определенностью (ababa – двойная 3-частная форма).
Третий раздел (Allegro, a-moll→B-dur) – порывистый, возбужденный – содержит внутренний контраст. Он строится на двух контрастных темах, изложение которых напоминает сонатную разработку (поскольку обе темы сразу же подвергаются интонационным, ритмическим, тональным преобразованиям). Общая направленность развития идет от минора к мажору, от смятенности к светлому подъему чувств.
Четвертый раздел (Andantino, B-dur) – это светлая кульминация фантазии. Его тема перекликается с пасторальной лирикой второго раздела, но создаваемый образ еще более поэтичен[4], идеально прекрасен. Музыка 4-го раздела обрывается «на полуслове» неожиданным вторжением следующего, пятого раздела.
Пятый раздел (g-moll, Piu Allegro) – драматический и напряженный. Вместо ясно оформленной темы – бурные пассажи, арпеджио. Окончание пятого раздела вливается в репризу первой темы.
Итак, минорные разделы фантазии (1, 3, 5) тонально неустойчивы, незамкнуты, подчеркнуто импровизационны, полны внутренних контрастов. Мажорные разделы отличаются лирической напевностью, тональной и структурной определенносью, использованием приемов варьирования.
Соната c-moll (№14 b)
Соната до-минор воспринимается как закономерное продолжение фантазии, в первую очередь благодаря характеру I части, пронизанной яркими контрастами. В ее музыке также чувствуется воздействие импровизационно-патетического стиля И.С. Баха. Хотя Моцарт создал после нее еще несколько сонат для клавира, она осталась высшим достижением его в этом жанре.
Главная партия сонатного allegro была бы совершенно естественна в симфоническом звучании, в сопоставлении оркестрового tutti и струнных. Сама тональность c-moll предопределяет основное настроение – мужественной патетики.
Побочная партия (Es-dur) включает 2 родственные по смыслу темы. Их трепетное волнение, мягкие хроматические «вздохи», сочетание лирической напевности с возбужденной ритмической пульсацией напоминают арию Керубино «Я и сам не пойму, что со мною» (в той же тональности). Близка им по характеру и тема заключительной партии (тоже Es-dur).
Острота контраста между главной и побочными темами усилена краткостью перехода (связующая партия занимает всего 4 такта).
Разработка предельно лаконична, но при этом полна драматического напряжения. Основной тон в ней задает тема главной партии, ее героические унисоны, звучащие на триольном фоне из связующей партии. Мимолетно возникающая 1-я побочная на этот раз звучит в миноре.
Реприза также отмечена почти безраздельным господством минора – теперь и 2-я побочная, и заключительная темы, как и главная, звучит в основной тональности c-moll. Подобное «оминоривание» мажорных тем – черта, типичная для музыки Моцарта (то же самое есть и в симфонии № 40). Краткая кода еще раз возвращает к основному образу I части – главной партии.
Медленная часть сонаты – это Adagio в Es-dur. Как и лирические части моцартовских симфоний, оно написано в сонатной форме.
Финал, подобно финалу 40-й симфонии далек от жанровости и своим драматизмом перекликается с I частью сонаты. Его главная тема беспокойна, сумрачна и внутриконтрастна: непрерывный поток синкопированных задержаний сменяется настойчивым повторением одного звука на фоне D и взлетающими вверх арпеджио. Смены тематизма сопровождаются резкими динамическими контрастами p – f. Одним из сильных выразительных эффектов становятся многократные остановки – внезапные длительные паузы с ферматами.
Соната A-dur
К числу самых популярных моцартовских сонат относится соната A-dur, № 11 (KV 331).
От всех прочих A-dur’ная соната отличается необычным строением цикла, в котором нет ни одной части в сонатной форме. I часть представляет собой изящные вариации на тему в ритме сицилианы[5]. Далее следует рыцарственно-галантный менуэт, заменяющий медленную часть цикла. В роли финала выступает рондо, снабженное программным названием «alla turca», музыка которого близка к «янычаркому» (турецкому) стилю. Этот стиль был очень модным в музыке XVIII века, особенно во французской опере. Он ярко представлен и в «Похищении из сераля», первой венской опере Моцарта. Для него характерно быстрое движение в двухдольном размере, некоторая ладовая причудливость и использование шумных ударных инструментов.
Все 3 части сонаты связаны одной тональностью (что говорит о близости к сюите) и единством жизнерадостного настроения, лишенного драматизма.
Поскольку Менуэт в этой сонате заменяет медленную часть, в нем на первый план выдвигается песенно-лирическое начало (что не вполне традиционно). Его основная тема многоэлементна, благодаря чему возникает ощущение постоянной изменчивости музыкального материала. Сопоставление различных мотивов – энергичных и более мягких, нежных, певучих – сопровождается динамическими контрастами.
D-dur’ное трио своей фактурой и пасторальным характером перекликается с 4-й вариацией I части.
Финальное «турецкое рондо» приобрело широкую популярность благодаря яркости и демократичности музыкального языка, хотя восточный колорит его музыки весьма условен. Звуковые репетиции в сопровождении рефрена имитируют барабанную дробь; в коде же можно вообразить целый оркестр с барабанами, литаврами, тарелками, треугольником и флейтой piccolo.
Форму финала следует определить как сложную 3х частную с добавочным рефреном (припевом):
I II (трио) III (реприза)
А + R В + R A + R Coda
a-moll A-dur fis-moll A-dur a-moll A-dur A-dur
Основной тон всей части задает рефрен. Празднично-оживленный, энергичный, он звучит очень бодро и темпераментно. Повторяясь после каждого раздела трехчастной формы, его музыка, действительно, придает финалу черты рондообразности. Кроме того, она играет тонально объединяющую роль (ее A-dur является одноименной для тональности первой темы и параллельной для тональности трио).
Двум другим темам также присуща танцевальность и они тоже звучат легко и задорно, поскольку их минорный колорит постоянно оттеняется яркими мажорными красками.
[1] 19 сонат, 15 вариационных циклов, 4 фантазии (две в c-moll, одна в C-dur, объединенная с фугой, и еще одна в d-moll). Наряду с крупномасштабными циклами, в творчестве Моцарта имеется немало небольших пьес, которым сам он не всегда придавал должное значение. Это отдельные менуэты, рондо, Adagio, фуги.
[2] Один из биографов композитора утверждал, что Моцарт играл ее на концерте, состоявшемся в Лейпциге 12 мая 1789 года.
[3] Моцарт посвятил его своей ученице Марии Терезии фон Траттнер.
[4] На эту тему П.И. Чайковский написал вокальный квартет «Ночь».
[5] Старинный итальянский танец, для которого характерен размер 6/8 и триольно-пунктирная ритмика.
Источник
Моцарт
По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский
Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович
Моцарт. Список сочинений
духовный зингшпиль (сценич. оратория) Долг первой заповеди (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes, ч. коллективного соч., 1767, Зальцбург);
школьная опера (лат. комедия) Аполлон и Гиацинт, или Превращение Гиацинта (Apollo et Hyacintus, seu Hyacinthi Metamorphosis, либр. Р. Видля по «Метаморфозам» Овидия, 1767, Зальцбургский ун-т);
оперы-сериа:
Митридат, царь понтийский (Mitridate, re di Ponto, либр. В. А. Чинья-Санти по Ж. Расину, 1770, Милан, т-р «Реджо дукаль»), Идоменей, царь критский, или Илия и Идамант (Idomeneo, re di Creta, ossia Ilia ed Idamante, 1781, Мюнхен, Резиденцтеатр), Милосердие Тита (La clemenza di Tito, либр. П. Метастазио, переделка К. Маццолы, 1791, Прага, Сословный т-р);
serenata teatrale Асканий в Альбе (Ascanio in Alba, либр. Дж. Парини, 1771, Милан, т-р «Реджо дукале»), serenata drammatica Сон Сципиона (Il sogno di Scipione, либр. П. Метастазио, 1772, Зальцбург);
dramma per musica Луций Сулла (Lucio Silla, либр. Дж. де Гамерры, переделка П. Метастазио, 1772, Милан, т-р «Реджо дукале»); dramma per musica Царь-пастух (Il re pastore, либр. П. Метастазио, 1775, Зальцбург);
оперы-буффа:
Притворная простушка (La finta semplice, либр. M. Кольтеллини по К. Гольдони, 1768, пост. 1769, Зальцбург), Мнимая садовница (La finta giardiniera, либр. предположительно Р. Кальцабиджи, переделка М. Кольтеллини, 1775, Мюнхен, Редутенхаус), Каирский гусь (L’oca del Cairo, либр. Дж. Вареско, 1783, не закончена; с новым франц. либретто и доп. из «Обманутого жениха» пост. 1867, Париж), Обманутый жених, или Соперничество трёх женщин из-за одного возлюбленного (Lo sposo deluso, ossia La rivalitа di tre donne per un solo amante, 1783, не закончена), Свадьба Фигаро (Le nozze di Figaro, либр. Л. Да Понте по комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше, 1786, Вена, «Бургтеатр»), Все они таковы (Cosi fan tutte, либр. Л. Да Понте, 1790, Вена, «Бургтеатр»);
dramma giocoso Дон Жуан (Наказанный распутник, или Дон Жуан, Il dissoluto punito, ossia Il Don Giovanni, либр. Л. Да Понте по испан. легенде, обработанной в комедии «Севильский обольститель, или Каменный гость» Тирсо де Молина, и частично по либр. Дж. Бертати из оперы «Дон Хуан Тенорьо, или Каменный гость» Дж. Гаццаниги, 1787, Прага, Национальный театр графа Ностица);
зингшпили:
Бастьен и Бастьенна (либр. Ф. Вайскерна по пьесе «Любовь Бастьена и Бастьенны» Ш. С. Фавара, М. Ж. Фавар и Арни, пародировавшей оперу «Деревенский колдун» Ж. Ж. Руссо, 1768, Вена, частный дом), Заида (Сераль, Zaide, Das Serail, либр. А. Шахтнера, не закончена, 1866, Франкфурт-на-Майне, Штадттеатр), Похищение из сераля (Die Entfьhrung aus dem Serail, либр. К. Ф. Брецнера, переделка Г. Стефани-младшего, 1782, Вена, Нац. придв. т-р — «Бургтеатр»);
Komedie mit Musik Директор театра (Der Scnauspieldirektor, либр. Г. Стефани-младшего, 1786, Вена, дворец Шёнбрунн);
большая опера Волшебная флейта (Die Zauberflцte, либр. Э. Шиканедера по сказке «Лулу, или Волшебная флейта» К. М. Виланда с доп. из его же сказок «Лабиринт» и «Умные мальчуганы», а также по либр. К. В. Хенслера из оперы «Праздник солнца у браминов» Венцеля Мюллера, драмы «Томас, царь египетский» Т. Ф. фон Геблера и романа «Сетос» Ж. Террасона, 1791, Вена, «Виденертеатр»);
балет-пантомима — Безделушки (Les petits riens, балетмейстер Ж. Ж. Новер, 1778, Париж, т-р «Королевская академия музыки»);
мессы — 17 сочинены в Зальцбурге, в т.ч. т.н. Коронационная, 1779), 2 (1775, сочинена в Мюнхене; 1783, сочинена в Beне, не закончена);
реквием (1791, не закончен, с доп. Ф. Кс. Зюсмайра, исп. 1793, Вена);
4 литании, 2 вечерни (Vesper), Kyrie, оффертории, мотеты и др.;
оратория (azione sacra) Освобождённая Ветулия (La Betulia liberata, сл. П. Метастазио, 1771);
кантаты:
итал. — Кающийся Давид (Davidde pеnitente, 1785), нем. — Надгробная музыка (Grabmusik, 1767), Тебе, душа вселенной (Dir, Seele des Weltalls, 1785), Радость каменщиков (Die Maurerfreude, 1785), Вы, чтущие творца неизмеримого мира (Die ihr des unermeЯlichen Weltalls Schцpfer ehrt, для гол. с фп., 1791), Маленькая масонская кантата (Eine kleine Freimaurer-Kantate, 1791);
симфонии:
(В этой и последующих рубриках произв. М. обозначены по номерам указателя Л. фон Кёхеля (К. ); буквы КА обозначают приложение (Anhang) к этому указателю)
Es-dur (К 16); 1765 — (К 19), B-dur (К 22); 1767 — F-dur (К 76), F-dur (К 43); 1768 — (К 45), G-dur (KA 221, Lambacher; предполагают, что написана отцом М., а М. принадлежит др., в той же тональности, приписывавшаяся отцу, т.н. Neue Lambacher), B-dur (KA 214), (К 48); 1769 — (К 73); 1770 — (К 81), (К 97), (К 95), (К 84), G-dur (К 74); 1771 — B-dur (KA 216, Mozart?), F-dur (К 75), G-dur (К 110), (К 96), F-dur (К 112), A-dur (К 114), F-dur (К 98, Mozart?); 1772 — G-dur (К 124), (К 128), G-dur (К 129), F-dur (К 130), Es-dur (К 132), (К 133), A-dur (К 134), (К 161, К 163; из 3 частей первые 2 — увертюра к опере Сон Сципиона); 1773 — (К 162), G-dur (К 199), (К 181), Es-dur (К 184, Ouvertьre), B-dur (К 182), g-moll (K 183); 1774 — (К 200), A-dur (К 201), (К 202); 1778 — (К 297, Pariser), B-dur (KA 8, Ouvertьre, Mozart?); 1779 — (K 318, Ouvertьre), B-dur (K 319); 1780 — (K 338); 1782 — (K 385, Haffner); 1783 — (K 425, Linzer); 1786 — (K 504, Prager); 1788 — Es-dur (K 543), g-moll (K 550), (K 551, Jupiter);
концерты для фортепиано с opкестром:
1773 — (K 175); 1776 — B-dur (К 238), (К 246); 1777 — Es-dur (K 271); 1782 — A-dur (К 414); F-dur (К 413), (K 415); 1784 — Es-dur (К 449), B-dur (К 450), (К 451), G-dur (К 453), B-dur (К 456), F-dur (К 459, Krцnungskonzert I); 1785 — (К 466), (К 467), Es-dur (K 482); 1786 — A-dur (К 488), (К 491), (К 503); 1788 — (К 537, Krцnungskonzert II); 1791 — B-dur (К 595);
рондо для фортепиано с оркестром:
1782 — (К 382), A-dur (K 386);
концерт для 2 фортепиано с оркестром:
1779 — Es-dur (К 365);
концерт для 3 фортепиано с оркестром:
1776 — F-dur (К 242);
концерты для скрипки с оркестром:
1775 — B-dur (К 207), (К 211), G-dur (К 216), (К 218), A-dur (К 219) (принадлежность М. 3 др. концертов для скр., в т.ч. (К 271 а, 1777?), оспаривается);
рондо для скрипки с оркестром:
1781 — (К 373);
концерт для 2 скрипок с оркестром:
1774 — (К 190, Concertone, Большой концерт);
концерт для скрипки и альта с оркестром:
1779 — Es-dur (К 364, Sinfonia concertante. Концертная симфония);
концерт для флейты с оркестром:
1778 — G-dur (К 313);
концерт для гобоя (или флейты?) с оркестром:
1778 — (К 314);
концерт для кларнета с оркестром:
1791 — A-dur (К 622);
концерт для фагота с оркестром:
1774 — B-dur (К 191);
концерты для валторны с оркестром:
1782 — (К 412); 1783 — Es-dur (К 417), Es-dur (К 447); 1786 — Es-dur (К 495);
концерт для флейты и арфы с оркестром:
1778 — (К 299);
серенады для симфонического оркестра:
1769 — (К 100), G-dur (К 63), B-dur (К 99, Cassation); 1773 — (К 185); 1774 — (К 203); 1775 — (K 204); 1776 — (К 250, Haffner), F-dur (К 101, Stдndchen); (К 286, Notturno для 4 орк.); 1779 — (K 320);
серенады для струнного оркестра:
1776 — (К 239, Serenata notturna, с квартетом солистов и литаврами); 1787 — G-dur (К 525, Eine kleine Nachtmusik);
серенады для духового ансамбля:
1781 — B-dur (К 361, Gran partita, 12 духовых инструментов и контрабас); Es-dur (К 375, секстет); 1782 — (К 388, Nacht-Musique, октет);
дивертисменты для оркестра:
1771 — Es-dur (К 113, Concerto); 1772 — (К 131); 1773 — (K 205); 1776 — F-dur (К 247), (К 251); 1777 — B-dur (K 287); 1779 — (K 334);
дивертисменты для струнного оркестра:
1772 — (К 136), B-dur (К 137), F-dur (К 138);
дивертисменты для духового ансамбля:
1773 (?) — (К 187, 2 флейты, 6 труб и 4 литавры); 1773 — B-dur (К 186, децимет), Es-dur (К 166, децимет); 1775 — B-dur (KA 227, октет, Mozart?), F-dur (К 213, секстет); 1776 — B-dur (К 240, секстет), Es-dur (К 252, секстет), (К 188, 2 флейты, 6 труб и 4 литавры), F-dur (К 253, секстет); 1777 — B-dur (К 270, секстет), Es-dur (К 289, секстет); 1783 — 5 Divertimenti, Es-dur (KA 229, KA 229a, 2 кларнета или бассетгорна и фагот);
разные пьесы для оркестра и ансамбля:
1766 — Galimathias musicum (Quodlibet, К 32, орк. с клавиром); 1785 — Maurerische Trauermusik, (К 477); 1787 — Ein musikalischer SpaЯ, F-dur (K 522, 2 скр., альт, бас и 2 валторны); марши (нек-рые присоединялись к серенадам), танцы (менуэты, контрдансы, лендлеры, «немецкие» и др.), части симфоний и др.;
для органа(?) и струнного оркестра:
1772 (?) — Es-dur (К 67), B-dur (К 68), (К 69);
для органа и струнного оркестра:
1772 — (К 144), F-dur (К 145); 1775 — B-dur (К 212); 1776 — G-dur (К 241), F-dur (К 224), A-dur (К 225), F-dur (К 244), (К 245); 1777 — G-dur (К 274); 1779 — (К 328); 1780 — (К 336);
для органа и оркестра:
1776 — (К 263); 1779 — (К 278), (К 329);
для 2 скрипок, 2 альтов и виолончели:
1773 — B-dur (К 174); 1787 — (К 515), (К 406, обработка серенады Для дух. инструментов К 388); 1791 — Es-dur (К 614);
для 2 скрипок, альта, виолончели и кларнета:
1789 — A-dur (К 581);
для скрипки, 2 альтов, виолончели, валторны (или виолончели):
1782 — Es-dur (К 407);
для фортепиано, гобоя, кларнета, валторны и фагота:
1784 — Es-dur (К 452);
для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели:
1791 — Adagio und Rondo, (К 617);
для 2 скрипок, альта и виолончели:
1770 — G-dur (К 80); 1772 — (К 155), G-dur (К 156); 1772 −73 — (К 157), (К 158); 1773 — B-dur (К 159), Es-dur (К 160), F-dur (К 168), A-dur (К 169), (К 170), Es-dur (К 171), B-dur (К 172), (К 173); 1782 — G-dur (К 387); 1783 — (К 421), Es-dur (К 428); 1784 — B-dur (К 458, Jagdquartett, Охотничий); 1785 — (К 465); 1786 — (К 499); 1788 — (К 546, Adagio und Fuge); 1789 — (К 575); 1790 — B-dur (К 589), F-dur (К 590); 1782 (1783?) — 5 четырёхголосных фуг из Хорошо темперированного клавира И. С. Баха (перелож., К 405);
для скрипки, альта, виолончели и флейты:
1777 — (К 285); 1778 — G-dur (К 285а), (KA 171), A-dur (К 298);
для скрипки, альта, виолончели и гобоя:
1781 — F-dur (К 370);
для фортепиано, скрипки, альта и виолончели:
1785 — g-moll (К 478), Es-dur (К 493);
для 2 скр, и виолончели — 1777 — B-dur (К 266);
для скрипки, альта и виолончели:
1782 — 5 трёхголосных фуг И. С. Баха и фуга В. Ф. Баха (перелож. и присоединение к каждой фуге вступления, в четырех номерах — Adagio M., в двух номерах — перелож. Adagio и Largo из органных сонат И. С. Баха, К 404 а), 1788 — Divertimento Es-dur (К 563);
для фортепиано, скрипки и виолончели:
1776 — B-dur (К 254, Divertimento); 1783 — (К 442), 1786 — G-dur (К 496), B-dur (К 502); 1788 — E-dur (К 542), (К 548), G-dur (К 564);
для фортепиано, альта и кларнета:
1786 — Es-dur (К 498);
для фортепиано и скрипки:
сонаты — (К 6); (К 7), B-dur (К 8); 1764 — G-dur (К 9), B-dur (К 10), G-dur (К 11), A-dur (К 12), F-dur (К 13), (К 14), B-dur (К 15) (сонаты К для фп. и скр. или флейты, по желанию с влч.); 1766 — Es-dur (К 26), G-dur (К 27), (К 28), (К 29), F-dur (К 30), B-dur (К 31); 1778 — G-dur (К 301), Es-dur (К 302), (К 303), A-dur (К 305), (К 296), e-moll (К 304), (К 306); 1779 — B-dur (К 378); 1781 — G-dur (К 379), F-dur (К 376), F-dur (К 377), Es-dur (К 380); 1782 — (К 403), (К 404), A-dur (К 402); 1784 — B-dur (К 454); 1785 — Es-dur (К 481); 1787 — A-dur (К 526); 1788 — F-dur (К 547);
вариации — 2 цикла, 1781; вариации для скр. и альта: duo — 1783 — G-dur (К 423), B-dur (К 424);
для фагота и виолончели:
соната — 1775 — B-dur (К 292);
для 2 бассетгорнов:
12 duo — 1786 (К 487);
для фортепиано в 4 руки —
сонаты: 1765 — (К 19d); 1772 — (К 381); 1774 — B-dur (К 358); 1786 — F-dur (К 497); 1787 — (К 521);
вариации — G-dur (К 501);
для 2 фортепиано —
соната: 1781 — (К 448); фуга — 1783 — (К 426);
для клавира (фортепиано):
сонаты — 1774 — (К 279), F-dur (К 280), B-dur (К 281), Es-dur (К 282), G-dur (К 283); 1775 — (К 284), 1777 — (К 309), (К 311); 1778 — a-moll (К 310), (К 330), A-dur (К 331), F-dur (К 332), B-dur (К 333); 1784 — (К 457); 1788 — F-dur (К 533), (К 545), F-dur (KA 135, KA 138 а); 1789 — B-dur (К 570), (К 576);
вариации — 15 циклов
рондо — 1786 — (К 485), F-dur (К 494, вошло в сонату К 533); 1787 — a-moll (К 511);
фантазии — 1782 — (К 396, первонач. для фп. и скр.), (К 397); 1785 — (К 475);
разные пьесы — Allegro (несколько номеров), менуэты, прелюдия и фуга, жига, Adagio, маленький траурный марш; для органчика — Adagio и Allegro (1790), фантазия, Andante (1791);
для стеклянной гармоники — Adagio (1791);
вокальные произведения с оркестром —
арии (свыше 50), ансамбли, хоры, песни;
вокальные произведения с фортепиано—
песни (30), ансамбли;
для нескольких голосов (или хоров) — каноны (40);
музыка к героич. драме «Тамос, царь египетский» («Thamos, Kunig von Egypten» Геблера, 1773, исп. 1774, Вена (?); ред. 1776 или 1779, Зальцбург).
Источник