- Моцарт соната для фортепиано до мажор анализ
- Исполнительский анализ Моцарт Соната G-dur I часть учебно-методический материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Моцарт соната для фортепиано до мажор анализ
- Моцарт Сонатина До мажор 1 ч
- Некоторые драматургические и структурно-тематические особенности фортепианных сочинений В. А. Моцарта: Сонаты До мажор № 1 и Фантазии до минор № 4
Моцарт соната для фортепиано до мажор анализ
Моцарт
Из оперы «Идоменей»
Увертюра — сонатная форма, реприза с пропуском побочной партии
Из оперы «Похищение из сераля»
Ария Осмина Ре мажор из последнего действия — рондо-соната
Из оперы «Свадьба Фигаро»
Увертюра — сонатная форма без разработки
Каватина Фигаро «Если захочет» — сонатная форма с эпизодом в разработке и без ПП в репризе
№11 Ария Керубино «Рассказать»- рондо
Ария Фигаро «Мальчик резвый» — форма рондо
Ария Керубино «Сердце волнует» — сонатная форма без ПП в репризе
Из оперы «Дон-Жуан «
№3 -сонатная форма
№7Дуэттино Дон-Жуана и Церлины — сложная 2-хчастная запевно-припевная форма (AB), где A — сонатная форма без разработки, B — простая 2-х частная форма.
№15 Терцет Ля мажор — сонатная форма с эпизодом вместо разработки
№17 — сонатная форма
Из оперы «Волшебная флейта»
№14 Ария Царицы Ночи ре минор — сонатная форма с разработкой, с кратким завершением вместо репризы
№40, I часть -сонатная форма
№40, II часть(Andante) -сонатная форма
№40, III часть(менуэт) -сложная 3-хчастная форма
№40, IV часть -сонатная форма
№41, I часть -сонатная форма
№41, II часть(Andante cantabile) -сонатная форма
№41, III часть(менуэт) -сложная 3-хчастная форма
№41, IV часть -сонатная форма
Легкая соната для фортепиано До мажор, I часть -сонатная форма
Соната для ф-п №1, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п №2, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п №3 — сонатная форма с зеркальной репризой
Соната для ф-п №4, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п №5 — 2-хчастный цикл, I часть — сонатная форма Фа мажор, II часть — рондо Фа мажор
Соната для ф-п №6, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п №6, II часть-сонатная форма без разработки
Соната для ф-п №6, финал — сонатная форма
Соната для ф-п №7, К309, финал-рондо-соната с пропуском ГП в начале репризы
Соната для ф-п №8, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п №8, II часть — простая 2-х частная форма
Соната для ф-п №9, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п №10, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п №10, III часть — тема с вариациями
Соната для ф-п №12, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п №13, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п №14, andante — сонатная форма
Соната для ф-п №15, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п №16, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п №17, I часть — сонатная форма
Соната для ф-п Ля мажор I часть — тема с 6 вариациями, II часть — Менуэт — сложная 3-хчастная форма, финал — Rondo alla turca — сложная 3-х частная с прибавленным рефреном к каждой из 3-хчастей
Соната для ф-п До мажор, II часть Andante, un poco adagio Фа мажор — соединение 2-х частной формы с орнаментальными вариациями.
Соната для ф-п №18, II часть Ми-бемоль мажор — рондо, рефрен при повторениях варьируется, сокращается, при первом проведении — простая 3-хчастная форма, в последнем — простая 2-хчастная форма, во втором проведении — период.
Соната для ф-п Ре мажор, К 284, II часть Rondeau en Polonaise, andante — рондо-соната
Соната для ф-п Си-бемоль мажор, К533/494 — финал — рондо-соната с двумя центральными эпизодами(соль минор, Ми-бемоль мажор -идут подряд)
Соната для ф-п Си-бемоль мажор, К281-финал — рондо-соната с двумя центральными эпизодами, между ними -рефрен
Соната для ф-п Фа мажор, К533-финал — рондо-соната с тремя центральными эпизодами (ЭПре минор, ЭПСи-бемоль мажор, рефрен Фа мажор,ЭП Ля-бемоль мажор
Соната для ф-п Ре мажор, К 311 — рондо-соната с центральным эпизодом и разработкой (разработочная связка-ЭП-разработочная связка та же)
Фантазия и соната до минор, фантазия — II эпизод — двойная 3-хчастная форма (с повторенной серединой и репризой); соната I часть — сонатная форма, II часть — Adagio, III часть — рондо-соната.
Скрипичная соната №9, Фа мажор, К377, II часть, ре минор — форма фигурационных вариаций. Тема в простой 2-х частной форме, 6 вариаций
Ф-п концерт №20, IIчасть «романс»-рондо (лирическое)
Ф-п концерт №23, IIчасть, andante фа-диез минор — форма adagio -3-хчастная репризная форма, в которой первая часть-период, вторая часть-на новой теме в 2-хчастной форме, между частями-связующие разделы; форма усложнена введением оркестрового дополнения-ритурнеля после первой темы и в коде.
Ф-п концерт №24, IIчасть -рондо (лирическое)
Кларнетовый концерт, I часть — сонатная форма с двойной экспозицией (12 разных тем)
Скрипичный концерт №1 — медл. часть — сонатная форма с двойной экспозицией.
Скрипичный концерт №5 — медл. часть — сонатная форма с двойной экспозицией.
Скрипичный концерт №5, финал — рондо-соната
«Маленькая ночная серенада», IIчасть «романс»-рондо (лирическое)
«Хаффнер-серенада» — VII часть менуэт — составная (рондообразная) форма с несколькими трио
Рондо для ф-п с оркестром — форма вариаций
Рондо Ре мажор на тему ИК Баха для ф-п — полная сонатная форма.
Рондо ля минор — синтез жанра рондо и фантазии (продолжил традиции ФЭ Баха)
Источник
Исполнительский анализ Моцарт Соната G-dur I часть
учебно-методический материал на тему
Исполнительский анализ Моцарт Соната G-dur I часть
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motsart_sonata_g-dur.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская Школа Искусств» города Радужного
В.А. Моцарт Cоната G-dur I часть
Преподаватель фортепианного отделения Янкович Н.М.
Цель исполнительского анализа I части Сонаты G- dur Моцарта – осмысление образного содержания тематического материала основных партий.
- Охват формы
- Ясность фразировки
- Стилевые особенности ранние классики – стиль легкого изящества, прозрачное звучание
- Качество штрихов
- Дифференциация фактуры
- Динамика
- Украшения
- Ощущение тембра
Первая часть Сонаты В.А.Моцарта G-dur принадлежит к числу лирических частей в которой, при подвижном темпе allegro находится кантиленное начало. Весь тематический материал главной и побочной партии желательно исполнять вокально. Это же относится к фигурациям, встречающимся в тексте.
Соната написана в традиционной форме сонатного allegro с разработкой. Главная партия основана на коротких вокальных интонациях, включающих в себя вопрос, ответ – вокальный диалог. К середине – партия сменяется гаммообразным движением. В связующей партии новый образ, содержащий предостерегающий, властный характер. В исполнительном плане четко подразделить звучание правой и левой руки, левая — на втором плане. В связующей партии правая и левая руки сливаются, в ней основные звуки мелодии утраиваются.
Побочная партия включает в себя три элемента:
- Вокальный умоляющий
- Строгий
- Примиряющий, ласковый
В побочной партии следует обратить внимание на певучесть синкопированных нот, легкость пунктирных. Во втором предложении этой партии важен контраст p и f, причем короткие реплики f легато на одном движении.
Заключительная партия – очень трудное начало, где на фоне ломанных фигур в левой, звучит трель в правой. Можно облегчить исполнение и сократить звуки трели до пяти — три плюс два. Полифоническая фраза имеет завершающий характер, осмыслить где ведущим является верхний голос, при варьировании внимание переносится на средний и нижний голоса.
Педаль скупая берущаяся на короткие реплики во втором предложении главной партии, на сильные доли в некоторых последних тактах, в окончаниях разделов.
Разработка – очень важно верно расшифровать форшлаги за счет сильной доли такта. Четко различать короткие и длинные форшлаги. Большого внимания требуют паузы, которые необходимо точно выдержать. Во втором предложении особого внимания требует штрих стаккато, звучит гармонично и точно, и контрасты динамики большая трудность сохранения первоначального темпа. Перед репризой можно осадить темп, но в репризе восстановить темп. Форте подчеркивается педалью.
В этом учебном году работа над данной сонатой проводится с учащейся 7 класса Агалы Нубар, у которой впереди ещё обучение в классе профориентации. Нубар детально прорабатывает все основные темы сонаты, очень музыкальная девочка. Но педагогические трудности в связи с отсутствием фортепиано дома есть и мы их преодолеваем на каждом уроке.
Источник
Моцарт соната для фортепиано до мажор анализ
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…
Александр Пушкин
Вы помните, что отвечает Моцарт на эту реплику Сальери? «Ба, право? Может быть… Но божество мое проголодалось». В этом соединении «возвышенного и земного» — недаром же слова эти стали названием популярного романа о жизни композитора — весь Моцарт! К сонатам для клавира Моцарт обратился сравнительно поздно — в 19 лет, к тому времени уже завоевав славу виртуоза. Еще будучи «чудо-ребенком», он поражал своим даром импровизации, и не случайно жанр вариаций, столь близкий ему, проник во многие из сонат. Сам Моцарт сообщает в письме к отцу, что в одном из концертов он сыграл «… сразу же так, из головы, великолепную сонату до мажор с рондо в конце».
Моцарт-пианист не похож на других виртуозов, которых Мендельсон спустя полвека назовет «акробатами фортепиано». В игре знаменитого Клементи, с которым Моцарту однажды пришлось состязаться по воле императора Иосифа II, Моцарт не находит «ни на крейцер ни вкуса, ни чувства, сплошная механика». Для композитора часто потребляемое слово gusto (ит. вкус) — главная мера мастерства. Вот его краткая заповедь пианистам: «Играть пьесу в правильном темпе, как должно. Все ноты, форшлаги etc. с подобающим выражением и gusto, как написано, чтобы казалось, что тот, кто играет, сам ее и сочинил».
А вот ремарка Моцарта к Andante одной из сонат: «…оно полно экспрессии и должно быть сыграно точно — со вкусом и forte и piano там, где они стоят».
Создававшиеся на протяжении полутора десятков лет циклы клавирных сонат Моцарта принято по месту их сочинения или издания называть «мюнхенскими», «мангеймскими», «парижскими», «венскими». Сонаты в ту пору не считались подлинно концертным жанром: Моцарт чаще играл в академиях (так именовались открытые концерты) вариации и фантазии. Сонаты писались в первую очередь для домашнего музицирования и для многочисленных учеников, хотя сегодня они, разумеется, далеко выходят за рамки педагогического репертуара.
Сам Моцарт, правда, нередко называл свои сонаты трудными (только одну из них снабдил подзаголовком «Маленькая клавирная соната для начинающих», K. 545). Главную трудность он видел не в технике игры, а в ее выразительности. Знакомые всем, кто учился музыке с детских лет, сонаты — твердый камешек для исполнителей на концертной эстраде. Именно сочетание привлекательности с кажущейся легкостью изложения (при том, что Моцарт насыщает музыкальную ткань не только галантными украшениями, но и полифоническими «узорами») делает сонаты экзаменом на высшую доблесть для интерпретатора (напомним, virtus — мужественный, доблестный — латинский корень понятия «виртуоз»).
Композитор дарит нам минуты «возвышенного», как в пронзительной Сонате ля минор KV 310, навеянной болезнью и смертью любимой матери или, как в Сонате до минор KV 475, прорицающей «Патетическую сонату» Бетховена. К до-минорной сонате Моцарт присоединил позднее Фантазию до минор KV 475, обычно исполняемую в качестве «увертюры» к сонате. Совсем иным, «земным», предстает Моцарт в Сонате Ля мажор KV 331, с ее волшебными вариациями на французскую песенку и финальным Rondo alla turca («Турецким маршем»), сделавшимся едва ли не шлягером.
Источник
Моцарт Сонатина До мажор 1 ч
Сонатины Моцарта принадлежат к числу лучших образцов этого жанра. Присущая им эмоциональная контрастность нашла выражение в большом тематическом разнообразии, и способствовало значительному развитию формы сонатины.
1-я часть сонатины выделяется исключительной цельностью и вместе с тем разнообразием тематического материала. Энергичные призывно-фанфарные октавы главной партии, сменяются фразой задорно-шутливого характера. Вслед за этим возникают два лирических построения, внутри которых тоже происходят смены настроения.
Побочная партия полна грации и задушевной лирики. Разработки в настоящем смысле слова нет. Вместо нее дано измененное повторение экспозиции, что приближает сочинение к форме старинной сонаты. Заключительная стретта придает части еще более энергичный характер.
Важно увлечь ученика моцартовским творчеством, ознакомить с другими произведениями композитора.
После ознакомления с характером музыки и формой, следует перейти к тщательной работе над отдельными темами, добиться выявления индивидуальных особенностей каждой фразы.
Вступительные октавы должны исполняться решительно и энергично. Их монолитность достигается «плотностью» звучания всех голосов. Следует обратить снимание на отчетливое звучание баса, придающее октавам устойчивость и насыщенность.
Второе построение требует остроты и звонкости звучания. Надо добиться ровности звучания восьмых. Верхний голос придает блеск и яркость звучания.
Перед 3-м построением важна мгновенная исполнительская перестройка. Начать фразу нужно мягко, с тем, чтобы сделать нарастание звучности, ясно представить внутреннее движение к кульминации.
Одним из существенных элементов контраста между первой и второй парой начальных построений является переход от унисонного изложения к гармоническому, с элементами полифонии. Важно разделить средний и верхний голос, который может прозвучать светлее и напевнее.
Произведения венских классиков представляют превосходную школу для воспитания точности исполнения. Так необходимо полное соответствие движений правой и левой руки в параллельном движении, точное выполнение пауз и штрихов.
Побочная партия требует мягкой певучести, легкого прозрачного звука. Надо обратить внимание на типичное сопровождение – «альбертиевы» басы. Они должны звучать мягко. Плавно, с чуть заметной опорой на бас.
Педаль в классических сонатах используется относительно мало.
Работу над отдельными построениями в дальнейшем сочетают с их объединением.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .
Источник
Некоторые драматургические и структурно-тематические особенности фортепианных сочинений В. А. Моцарта: Сонаты До мажор № 1 и Фантазии до минор № 4
Тивина Елена Георгиевна,преподаватель истории и теории музыки высшей категории Муниципального бюджетного образовательного учреждениядополнительного образования«Рыльская детская школа искусств» Курской области, г. Рыльск elena.novoselova.20@mail.ru
Некоторыедраматургические иструктурнотематические особенностифортепианных сочиненийВ.А. Моцарта
сонатыДо мажор №1 и фантазии До минор№4
Аннотация.Статья посвященадвум разноплановымфортепианнымпроизведениямВ. А. Моцарта:сонатеДо мажор №1,К. 279относящейся к раннему периоду творчества композитора и Фантазии до минор№4,KV475одному из самых выдающихся творений клавирной музыки XVIIIвека. В работедаетсяанализ драматургическойконцепциисочинений, а такжеструктурнотематических связейисредств музыкальной выразительности для ее воплощения, в контексте со стилистическими особенностями творчества самого композитора и его эпохи.
Ключевые слова:фантазия, драматургия, структура,тематическое
Как он гордо выступает! В немуже заметен гений,
Все прекрасное вместивший, и мелодий вечных прелесть
По его струится телу. Но услышите его вы
И увидите и, верно, удивитесь вы ему.
27 января 2016 года исполнилось 260 лет со Дня рождения великого Моцарта одного из самых гениальных и вместе с тем загадочных композиторов, рождавшихся на Земле за всю историю человечества. Моцарту принадлежит огромное число произведений, написанных в различных жанрах: от крупномасштабных опер, симфоний, месс до небольшихинструментальных и вокальных миниатюр. И каждое из них является подлинным шедевром непревзойденного мастера.Важное место в творчестве Моцарта занимаетмузыка для клавира, в которой отражены черты нового исполнительского стиля, связанного с переходом от клавесина к фортепиано. В.А.Моцарт автор 27 фортепианных концертов,19 сонат, создававшихся мастером в разные периоды творчества. Эти произведения дают представление об исполнительском искусстве самого композитора, которого современники называли первым виртуозом своего времени.
По мнению Альберта Эйнштейна, считавшего, что «клавир обладает мощью, не уступающей мощи оркестра»[3],именно фортепиано помогло Моцарту «высказать самое мрачное и самое ликующее, самое веселое, самое глубокое, прорваться из сферы галантного в сферу симфонического и поднять своих слушателей на более высокий уровень»[4].
Лучшими произведениямиМоцарта дляфортепиано являются: концерт №23Лямажор(1786),концерт № 27 Си бемоль мажор (1791),соната ля минор № 8(1778), соната Ля мажор № 11 (1778), фантазия и сонатадо минор №4,14(1785). Они относятся к числу самых выдающихся творений клавирной музыки XVIIIвека.
Соната В.А. Моцарта До мажор№1, К.279 Соната В.А. Моцарта До мажор№1пример блестящей сонаты.
Все такты этого великолепного моцартовского шедевра проникнуты ярким солнечным светом.Произведениеотносится к раннему периоду творчества композитора изнаменуетсобой переход от клавесина к фортепиано. Простота средств музыкальной выразительности, свойственная сочинению, говорит о том, что композиторработал с ещё сравнительно несовершенным инструментом, не вполне одержавшим верх в соперничестве со старымиклавесином и клавикордом. Вместе с тем,Моцартмаксимально использовал еготехническиевозможности. Не случайно многиеразделы сонаты насыщенывиртуозным движением,требующимот исполнителя серьезнойподготовки.
Красота музыки сонаты в огромной степени связана с фактурой. Ееотличает безупречность и чистота голосоведения, совершенство формы, ясность и прозрачность всей ткани, сквозь которую буквально «просвечивает» каждый голос.
Певучая гармония, неразрывно связанная с мелодикой, придаёт ей особую выразительность и кантилену.Она основана на взаимосвязи с главными функциями лада тоникой, субдоминантой, доминантой. Но эти гармонические функциииспользованы в произведенииразнообразно с употреблением побочных ступеней,внутритональных отклонений.
Соната не содержит в себеярких контрастов ни между темами, ни между частями. Грациозные, изящные мелодии сменяются более энергичными, четкими, будтовытекающими друг из друга. Нет контраста и в тональном плане:Iчасть Gdur; IIчасть Fdur(т.е. тональность S); IIIчасть снова Cdur.Модуляции происходят только в первую степень родства(например, в разработке финала amollemollCdur), или в одноименные тональности экспозиция первой частизаканчивается в Gdur(е), а в разработкемодулируетв gmoll. Iчасть Cdurклассический тип сонатного allegro. Первый разделэкспозиция (138 тт.) монолитный период с расширением (к.1216тт.) Тему Г.П. (116 тт.) можно отнести к типу синтетической. Ее составляют три дополняющихдруг друганеконтрастныхэлемента.
Первому элементу темы, повторенному дважды, характерно энергичное звучание Т35 на f, затем восходящее движение ко II6 и возвращение к тонике (14 тт.)
Второй элемент грациозного характера. Особое изящество придают ему хроматические задержания легкие «интонации вздохов» к терцовым звукам Т35 (5 т.), D6(6 т.) иS64 (7т.)
Третий вытекает непосредственно из первого элемента Г.П. движение шестнадцатыми,построенноена разложенных трезвучияхIVи Vступеней (911тт.)
Св.П.,небольшая по размерам(17н.20тт.),продолжает тематическое развитие Г.П., повторяя интонацииее третьего элемента.Вначале модулирует в amoll, а затемGdurDосновной тональности.
П.П. (20н.31тт.) период развертывания, не вносит контраст предыдущему тематическому материалу. Очаровательная, грациозная темамелодия относится к синтетическому типу. Варьируясь, она повторяется дважды, а затем переходит в З.П.(3138тт.), основу которой вновь составляеттретий элемент Г.П.З. П.выполняет роль каданса, закрепляющего тональность DGdur.
Разработка (3957тт.) период неповторного строения (9+10),несимметричный. Начинается в тональности gmoll(3947тт.), вносящей элемент взволнованности и напряжения.Несколько видоизмененная тема Г.П., развиваясь секвенционно, модулирует в различные тональности: dmollCdurBdurFdur. Неожиданно в 48 такте звучит новаятема,родственная грациозной П.П. Повторяясь дважды(4851тт.) в тональности Fdurи Сdur,она снова уступает местопервому элементу Г.П. Характерно, что в басу звучит фигурационный органный пункт Dпредъиктк репризе.
Реприза (5895тт.) подобно первому разделу представляет собой монолитный период с расширением. В ней происходит своеобразный интонационный синтез основных тем экспозиции:Г.П. (5869тт.), начинаясь в тональности Cdur, затем модулирует в FdurdmollCdurcmollи, наконец, в Gdur.
Св.П. (7074тт.) идет без интонационного изменения, меняется тональный план: начинаясь вdmoll(е), в конце своего проведения она приходит вGdur(D).
П.П. (7086 тт.), ранее исполнявшаясяв тональности Gdur, теперь звучитвCdur(е). А далее слышны интонации других тем экспозиции: 3го элемента Г.П. (77т.), интонации расширения Г.П. (80т.) и, наконец, З.П. (8795т.), утверждающейосновную тональность Сdur.
Такимобразом, в разработке тематического материала Iчасти Моцарт пользуется принципом сквозного развития. Основываясь на классическом образце сонатного allegro, он синтезирует основные интонации Iчасти сонаты. С одной стороны это способствует интенсивному динамическому развитию, а с другой, позволяет создать структурно завершенную, логическую форму.
IIчасть Fdurчудесная картинка природы. В музыке слышатсямягкие, пасторальные краскив духе «галантного стиля»эпохи Возрождения.
Не случаен в связи с этим выбор формы IIчасть представляет собой старинную сонатную форму без разработки (разработка заменена эпизодом).
Экспозиция(128тт.) Г.П. (16тт.) монолитный период.
Темамелодия Г.П. состоит из аккордовых звуковосновных функций, очень напевна и выразительна. Особое изящество придает ей триольное сопровождение.
Св.П. (710тт) темазерно самостоятельна по своему тематизму. Она построенана многократном повторении квинтового звука тоники.Однако триольное движениеиз Г.П. остается, к нему добавляется элемент опевания звуков t35.Развиваясь, темамодулирует в тональность Сdur(D), в которой звучитП.П.
Мелодия П.П. (1125тт) не менее тонкая и изящнаяпо своему характеру, изобилует украшениями, задержаниями, она охватывает широкий диапазон от субконтроктавы до третьей октавы.
З.П. небольшая по протяженности является продолжениемП.П., закрепляятональность Cdurв конце экспозиции.
Эпизод имеет форму монолитного периода.Тема (2941тт.) берет свое начало из Г.П. мягкий грациозный характер, четвертные ноты в трехдольном размере,движение триолями.
В репризе интонационно все основные партии экспозиции звучатбез изменения, меняется только тональность (вместо Cdur(а) Fdur). Кроме того, темы чередуютсяв другом порядке: Г.П. П.П. Св.П. З.П.
IIIчасть финал снова Cdur. Сонатная форма.
Экспозиция (156тт.) период повторного строения несимметричный (4+6).
Г.П. (110тт.) искрометная тема, относится к типу синтетических. Отличается блеском и изяществом, как это характерно для всей сонаты. Построена на двух коротких элементах квартовомвосходящем ходе по главным ступеням лада(12тт.) и движении шестнадцатыми,завершающимися задержанием (34тт.) Надо отметить, что именноэти элементы становятсяосновополагающими для всего тематического развития финала. Квартовый возглас и мотив задержания звучат либо самостоятельно, чередуясь в разных тональностях, либо в качестве одного из элементов аккордов и пассажей(1,5тт.;2324тт.;16,18тт.,20тт. и т. д.) Движение шестнадцатыми«пронизывает» всю мелодическую ткань IIIчасти, насыщая ее динамизмом и энергией. Короткие переклички в разных голосах и регистрах, будто в красочном калейдоскопе, сменяют друг друга, создавая безудержное движение истинно моцартовский принцип сквозного тематического развития достигает своей кульминации.
Св.П.(1122тт.) берет свое мелодическое начало из Г.П. фигураций шестнадцатыми, заканчивается Dпредъиктом к тональности Gdur, в которойначинается П.П.
П.П. (2354тт.) написана в простой двухчастной безрепризнойформе AB.
1ый раздел (2338тт.) монолитный период, не вносит существенного контраста, однако мелодия более лирическая, мягкая, даже с оттенком легкой грусти.
2ой раздел (3954тт.) период повторного строения, квадратной структуры (8+8). Энергичная тема с большим количеством контрастов динамики от Fдо р.З.П.представляет собой трехтактовый каданс: IVIV7 I(5456тт.), закрепляющий тональность DGdur.
Для финалабольшое значение имеетП.П. (6776тт.) Она появляется 5 раз на протяжении части, поэтому можно сказать, что сонатная форма сочетается с элементами рондо, где роль рефрена выполняет именно П.П.
СП.П.начинается разработка Gdur(5786тт.)сложный период, состоящий из трех предложений (8+12+10). Она невелика по своим масштабам всего 30 тактов, однако смена тональности П.П. (amoll), неустойчивость тонального плана Г.П. (5786тт.): emolldmollCdur, придают темединамизм в развитии.
Реприза (87158тт.) Cdurсложный период, в структуру которого входят 5 предложений.
В первом предложении звучат Г.П. и Св.П. в тональности Cdur(87108тт.) Во втором П.П. (120135тт.) Как уже было сказано выше, она имеет большую роль в тематическом развитиифинала. В репризе П.П.появляется трижды. Второе и третье проведение темы приходится на четвертое предложение (152158тт.)З.П. пятое предложение (152158тт.), котороекак и в экспозиции выполняет роль каданса (VIV7IV7 I), закрепляющегоосновную тональность иIIIчасти, и сонаты в целом Cdur.
Таким образом,сонатаДо мажор, являющаясяодним из ранних сочиненийМоцарта,уже имеет свой собственный индивидуальный облик, поскольку для нее характернымногие черты, свойственные произведениям позднего периода глубокое содержание, необыкновенная задушевность и певучесть, яркие динамические контрасты,применение различныхприемовформообразования и тематического развитияот простых до сложных и универсальных.Однакобольшоеразнообразие средств музыкальной выразительности находятся в тесном единстве с драматургией произведения и направлено на раскрытие его образного содержания.Это ставит сонату в один ряд с лучшими образцами творчества композитора.
Фантазия В.А. Моцарта до минор№4, KV475
Фантазия до минор №4 создана Вольфгангом Амадеем Моцартом в Вене20 мая 1785 года. Впервые она была опубликована в том же году вместе с сонатой до минор №14, являющейся ее логическим продолжением. Оба произведения воспринимаются как единый универсальный организм, объединенный тончайшими тематическими связями, общей драматургической концепцией и выразительными средствами для ее воплощения.
Драматургия Фантазииоснована на раскрытии многоплановости контрастных музыкальных образов в процессе их взаимодействия, что характерно для всего творчества композитора и само по себе является одним из проявлений моцартовского универсального мышления.
«Удивительно умение Моцарта приходить после взволнованных, тревожных состояний… к такому настроению, как будто ничего не случилось: глубокое умиротворение, искрящееся веселье… Быстрота переходов от одного состояния к другому это признак юности, пылкости, постоянного оживления. Но ограничители эмоций сдержанность. Мудрая стойкость удел зрелого человека. Моцарт и то, и другое»[1].
Благодаря чередованию контрастных эпизодов трагических и светлых,мятежныхимечтательно
сюитная (свободная)композиция, но без перерывов между отдельными ее частями.
Фантазию можно разделить на 6 разделов:ABCDEA1Первый раздел А(125 тт.) имеет форму свободно развивающегося периода развертывания.
Уже в начальной трагической темемелодии (12 тт.) заложен конфликт. Сурово и напряженно звучит неустойчивый тритоновый ход по звукам «c» «fis» восходящий через терцовый звук t35 cпоследующим нисходящим движением на ум.7 снова с опорой на тонику. Это первый элемент темы, являющийся основополагающим интонационномелодическим зерном для всего последующего тематического развития Фантазии. Примеры мелодических образований подобного рода мы встречаем в полифонических произведениях И.С. Баха (темефуги gmollиз Iтома «ХТК») и в ряде сочинений самого Моцарта, например, в его бессмертном Реквиеме теме двойной фуги («Kyrieeleison»). Во всех случаях эта своеобразная интонация связана с драматическим характером.
Второй элемент темы (2т.) жалобный, «стонущий»,строится на нисходящих, уменьшённых созвучиях с последующим движениемтеперь уже квинтовому звуку t35. Тема повторяется дважды второй раз на тон ниже, не теряя при этом остроты звучания.
Для всего первого раздела характерна тональная неустойчивость, которая образуется за счет разнообразия и свободы модуляций, резкой смены гармонии, длительного секвенционного развития. После резкого сдвига на б.2 вниз (второе проведение 3т.) тема переходит в тональность Desdur, затем в esmollи Hdur, далее к тональности hmoll, на Dкоторого заканчивается первый раздел. Напряженное тематическое развитие еще больше усугубляют состояние тревоги и смятения.
Второй раздел Фантазии BDdur(2638тт.) написан в двойной трехчастной форме (с повторенной серединой и репризой).
Своим мягким, лирическим характером он резко контрастирует предыдущему. Ровное, монотонное движение в сопровождении придает теме спокойствие и умиротворенность. Тональный план устойчив, лишь только к концу происходит модуляция в тональность emoll.
С нее и начинается третий раздел C(3988 тт.) Форма простая двухчастная ab.
Первая часть aпериод повторного строения неквадратной структуры(9+11). Расширение второго предложения происходит за счет секвенции в тональностьcmollDFdur(а), в которой звучит вторая часть. В музыке слышны хроматические ходы, неустойчивые уменьшенные созвучия, напряженные tremolo. Непрерывно меняющаяся фактура, резкие тональные сдвиги (emolldmollgmollFdurи т. д.), сопровождающиеся продолжительным секвенционным развитием, подчеркиваютеестрастный и порывистый характер части. Бурное, стремительное движение внезапно обрываетсявыразительным звучанием песенной мелодиивторой части.
Вторая часть bмонолитный период. Простая и вместе с тем грациозная, изысканная тема мелодия, «раскрашенная» мелизмами, вначале звучит спокойно, но очень скоро снова драматизируется. На смену ей приходят страстные нисходящие возгласы в одноименном fismoll(е), а затем октавные хроматические ходы в нижней партии, сопровождаемые триолями по уменьшенным созвучиям. Напряженное драматическое развитие заканчивается кульминационным ходом по звукам ум.VII7.
И снова лирический IVраздел Фантазии DBdur(89127тт.) Формапростая двухчастная ab. Обе частиявляютсяпериодами повторного строения (8+8).
Четвертый раздел построен на удивительной по красоте, настоящей«моцартовской» темемелодии, создающей душевный покой и умиротворение(8996тт.) На эту тему спустя столетие написал свой вокальный квартет «Ночь»П.И. Чайковский (1893) ноктюрн для сопрано, меццосопрано, тенора и баритона. Она составляет основу тематического развития, поскольку звучит и в первой части (a), и во второй (b), чередуясь с другими интонационными элементами, например, движением параллельными терциями и секстами на фоне Dорганного пункта(105108тт.;113116тт.)
Таким образом, этот раздел можно сравнить с формой миниатюрного рондо, где основная мелодия,будто«просачиваясь» сквозь тематическое развитие, варьируется, оплетается новыми подголосками иинтонациями, тем самым создает логически завершенное построение. Пятый раздел Egmoll(128163 тт.), написанный в форме свободногопериода развертывания, звучит как драматическая кульминация. Снова тональная неустойчивость, напряженное движение по разложенным уменьшенным септаккордам, бурные, насыщенныепассажи.
Особое внимание обращают на себя 156163 такты стремительное движение шестнадцатых останавливает взволнованная речитативная фраза интонация «вопроса». Быть может, это вопрос о смысле жизни, о предназначении художника в этом мире? И по ритму, а самое главное, по заложенномудраматизму она предвосхищает знаменитую «тему судьбы» из Пятой симфонии Л.В. Бетховена. В репризе cmollА1 (164180 тт.)возвращается суровоскорбная тема из начала произведения (A). Не смотря на общую с первым разделомформу свободно развивающегося периода развертывания, последний шестой раздел не является его буквальным повторением. Это своего рода итог всех основных интонационных элементов, встречающихся в нем. Совершенно иной и тональный план в первом разделе происходила модуляция в hmoll, на Dкоторой он заканчивался. В репризе же все направлено на закрепление тоникиосновной тональности cmoll.
Таким образом, благодаря проведению основной трагической темы в начале и конце произведения, Моцарт, при отсутствии традиционной формальной структуры, создает в Фантазиикомпозиционную завершенность.
Не смотря на различие оттенков характера и особенность формы каждого раздела, они имеют много общего: драматические разделы тонально неустойчивы, отмеченыразнообразиеми сложностьюмодуляционных отклонений, быстрой сменой фактуры, интонационной напряженностью. Смелые модуляции и далёкие тональные сопоставления в музыке Моцартаприводили в смущение его современников и казались им слишком дерзкими. Однакомузыкальное новаторство композитора, свойственное и драматургии Фантазии, не разрушает ладовыхоснов, а, напротив,обогащает и расширяет выразительные возможности этого произведения.
Лирическиеэпизодытонально устойчивы, в них отсутствуют резкие модуляционные ходы, темы отличают спокойствие и умиротворенность.
Контраст и единство всех разделов Фантазии говорит еще об одной особенностипроизведений Моцарта тяготению к сонатности, проявившемуся во многих его сочинениях, даже в медленных частях его фортепианных сонат, например, сонате Esdur№4 К.282 часть 2 Менуэт; сонате №14К.331 Аdurчасть 2 Менуэт; Сонате №9 DdurК.311 часть 2Andante и ряде других.
В Фантазии cmollэта тенденция проявляется очень ярко: чередование разделов с контрастной сменой тематического материалани что иное какглавная, связующая, побочная и заключительная партии сонатного allegro; тональная неустойчивость, модуляции, интенсивное секвенционное движение элементы разработки; повторение тем предыдущих разделов реприза.В Фантазии можнонайти структурныеособенности других форм, например, двухчастной (CD);двойной трехчастной (B);рондо (D) и т. д. Это говорит о том, что Моцарт находился в постоянном творческом поиске, ведь каждое его гениальное произведение неповторимо и по своему характеру, и по форме, и по воплощению самых смелых композиторских замыслов.
Тяготение Моцарта к стройности и завершенности формы, характерной для всего его творчества, является своеобразной данью эпохе Просвещения, с ее стремлением к совершенству и гармонии во всех проявлениях, в которой В.А.Моцарт являетсяярчайшим представителем.Вместе с тем, он шёл впереди своего времени,как с точки зрения музыки, так и с точки зрения идей.По мнению одного из самых видных исследователей творчества композитора Георгия Васильевича Чичерина:«Моцарт взорвал XVIIIвек и вышел в будущее. Элементы будущего в творчестве Моцарта вытекают из самой сущности этого творчества…»[2, с.133].
Ссылки на источники1.Рахимова Г. Об интерпретации фортепианных сонат В. А. Моцарта.URL: http://collegy.ucoz.ru/load/32102263 (датаобращения 04.03.2017).
2.Чичерин Г. Моцарт. //Исследовательский этюд. Изд.«Музыка». Л.,1973.С.133.
Источник