Моцарт трио кларнет альт фортепиано

Кегельштатт ТриоKegelstatt Trio

Кегельштатт Трио
Фортепианное трио В. А. Моцарта
Ключ E ♭ мажор
Каталог К. 498
Сочиненный 5 августа 1786 года : Вена ( 1786-08-05 )
Преданность Франциска фон Жакин
Опубликовано 1788 : Вена ( 1788 )
Движения три
Подсчет очков

Kegelstatt Трио , К. 498, является фортепианным трио для кларнета, альта и фортепиано в Е-бемоль мажоре от Моцарта .

СОДЕРЖАНИЕ

История

Моцарт написал фортепианное трио на 10 листах (19 страниц) в Вене и датировал рукопись 5 августа 1786 года. По словам 17-летней ученицы Моцарта Каролины Пихлер , произведение было посвящено другой ученице Моцарта, Франциске фон Жаквин; Моцарт и семья фон Жаквин — отец Николаус Йозеф фон Жаквин и его младший сын Готфрид — были довольно близкими друзьями. Они вместе давали домашние концерты, где Николаус играл на флейте, а Франциска — на фортепиано. В письме Готфриду от 15 января 1787 года Моцарт хвалит Франциску за прилежание и усердие. Моцарт посвятил ряд работ семье фон Жакинов. Годом позже Моцарт написал две песни « Als Luise die Briefe ihres ungetreuen Liebhabers verbrannte » (K. 520) и « Das Traumbild » (K. 530) специально для Готфрида фон Жакина, чтобы использовать их под своим именем.

Немецкое слово Kegelstatt означает «место, где играют в кегли », что-то вроде дорожки для боулинга . Моцарт писал, что он сочинил 12 дуэтов для двух (французских) валторн (не бассет-валторн, как принято думать), K. 487, «играя в кегли»; на первой странице рукописи автографа К. 487 Моцарт написал следующее: « Wienn den 27. t Jullius 1786 untern Kegelscheiben » (Вена, 27 июля 1786 г. во время игры в кегли). Полтора недели спустя Моцарт сочинил и датировал трио E ♭ K. 498. Он ввел это произведение в свой список композиций просто как: « Ein Terzett für klavier, Clarinett und Viola » (Трио для фортепиано, кларнета и альта. ). Нет никаких свидетельств того, что Моцарт дал какое-то прозвище трио K. 498; прозвище Кегельштатт впервые появляется в тематическом каталоге музыки Моцарта Людвига фон Кехеля 1862 года, приписываемого трио K. 498 .

Это трио кларнет-альт-фортепиано впервые было сыграно в доме фон Жакина; Антон Штадлер играл на кларнете, Моцарт — на альте, а Франциска фон Жакен — на фортепиано. Кларнет был еще относительно новым инструмент во время Моцарта, и это трио, вместе с его кларнетом квинтет и Концерт для кларнета (последние два для бассетого кларнета в A), способствовали увеличению популярности инструмента.

Трио было опубликовано в 1788 году Артарией , транскрибировано — вероятно, с согласия Моцарта — для скрипки, альта и фортепиано, а оригинальная партия кларнета была описана как «альтернативная партия»: La parte del Violino si può eseguire anche con un Clarinetto . Из-за такой необычной оценки пьесу иногда адаптируют для других типов трио; например трио кларнет-скрипка-фортепьяно, трио скрипка-виолончель-фортепьяно, трио кларнет-виолончель-фортепьяно или трио скрипка-альт-фортепьяно, как в той первой публикации Артарии.

Ни один композитор до Моцарта не писал для этой комбинации инструментов. В 19 веке Роберт Шуман написал « Märchenerzählungen» ( соч . 132), Макса Бруха в 1910 году «Восемь пьес для кларнета, альта и фортепиано» (соч. 83) и Карла Рейнеке «Трио для фортепиано, кларнета и альта» (соч. 246). ).

В марте 1894 года рукопись перешла во владение музыковеда и композитора Шарля Теодора Мальерба, когда он купил ее у Лео Сакса, банкира в Париже, который купил ее у Иоганна Антона Андре, который купил ее как часть крупной покупки рукописей в Вдова Моцарта Констанца ( Моцарт Нахласс ) в 1841 году. В 1912 году она была передана в дар Национальной библиотеке Франции , Департамент музыки, коллекция Малерб, г-жа 222.

Анализ

В рукописи партия кларнета отмечается как «Кларнетто си» и используется письменная высота звука . Партия альта использует C- ключ в позиции альта. Маркировка фортепианной партии показывает исправление Моцарта, в котором он начал писать «Ce» (от «cembalo», итальянское слово для клавесина ), а затем заменил его на «Piano forte». Однако эта часть называется «Чембало» для второй и третьей частей. Ключ подпись из E ♭ основная в конце камерной музыки Моцарта показывает тесную дружбу.

Трио состоит из трех движений :

Первая часть — это не более традиционное «Аллегро» в качестве вступительной части, а более созерцательное «Анданте». Исходя из этого, вторая часть — это, конечно, не традиционная медленная часть, а умеренное Менуэтто, а последняя часть, хотя и живая, не является стандартным Аллегро. Короче говоря, контрасты в этом трио не такие резкие, как в большинстве классических сонат .

И. Анданте

Andante написано в тактовый из 6
8 время и состоит из 129 баров ; типичное представление длилось чуть более шести минут. Он не повторяет ни экспозицию, ни остаток движения, что необычно для зрелой камерной музыки Моцарта. Особенно узнаваемая черта основной темы этого движения — повсюду gruppetto (поворот).

II. Menuetto

Вторая часть написана на 3
4 time и состоит из 158 тактов, почти все из которых повторяются; типичное представление длилось около шести минут. Ключевая подпись этого движения — B ♭ мажор , доминирующий ключ к E ♭ из первой части.

Вступительное менюэто этой части состоит из изложения четырехтактовой темы (такты 1–12, повторяются) и ее развития (такты 13–41, также повторяются). Мощная басовая линия пианино и резкие динамические контрасты выделяют настроение этой темы среди обычных световых и вычурных представлений Менуэта. Во время разработки диалог между инструментами становится более интенсивным, и Моцарт показывает свое владение контрапунктом, никогда не звучащий как академический или «ученый».

Следующее трио открывается хроматической фразой из четырех нот, на которую альт отвечает серией живых триолей в сопровождении хроматических аккордов фортепиано (такты 42–62, повторяются). В развитии этой темы четырех нотная фраза и живые триоли затем подхватываются фортепиано, а кларнет и альт представляют несколько хроматически восходящих строк, прежде чем все три инструмента начнут концертный разговор, в котором четырех нотная фраза звучит только дважды в левой руке фортепиано (такты 63–94, повторение).

Финальная часть трио начинается с вариации четырех нотной фразы трио, которая кратко развивается (такты 95–102), прежде чем вернуться к более яркой теме Менуэтто, обработка которой завершает движение без повторов.

III. Рондо: Аллегретто

Последняя часть написана в тактовом размере сокращенного общего времени (или alla breve , аналогично 2
2 ) и состоит из 222 стержней; типичное представление длилось восемь с половиной минут. Основная подпись, как обычно, такая же, как и открывающая часть, E ♭ мажор. Музыкальный формат этого движения — рондо из семи частей, что является редкостью в творчестве Моцарта; эта структура из семи частей также объясняет название Rondeaux , французское множественное число от Rondeau .

Структура AB – AC – AD – A. Тема A — это восьмитактная кантабильная мелодия, состоящая из двух частей, взятая из первой части и представленная сначала кларнетом, а затем принятая в качестве вариации на фортепиано (такты 1–16). Мелодия темы B — in B ♭ мажор — исполняется кларнетом один раз (такты 17–24) перед тем, как фортепиано сыграет интермеццо из нескольких тактов. Начиная с 36-го такта, все три инструмента по очереди исполняют короткие фразы этой темы, а затем соло на фортепиано до 50-го такта. Тема C — до минор — воспроизводится альтом и повторяется (такты 67–76); все три инструмента развивают эту тему в тактах 77–90 (повторяются). Это развитие обращается к субдоминанту минорной гаммы ( vi ) фа минор, прежде чем оканчивается относительной тональностью до минор. Тема D — в A ♭ мажор — вводится в строке 116 всеми тремя инструментами почти в унисон , и тщательно разработаны в барах 132-153 (повторяется). В отличии от предыдущих разработок, это проходит через субдоминантные крупные масштабы (VI) из A ♭ основнымы . Движение завершается цветочной оперной кодой (185–222 такты).

Источник

Кларнет-квинтет (Моцарт) — Clarinet Quintet (Mozart)

Кларнет-квинтет
Вольфганг Амадей Моцарт
Ключ Главный
Каталог К. 581
Преданность Антон Стадлер
Продолжительность 35 минут
Движения
  • Аллегро
  • Ларгетто
  • Менуэт — Трио I — Трио II
  • Allegretto con variazioni
  • (бассет) кларнет ля мажор
  • скрипка I
  • вилолин II
  • альт
  • виолончель
Премьера
Дата 22 декабря 1789 г.
Место расположения Tonkünstler-Societät в Вене
Исполнители
  • Антон Стадлер (кларнет)
  • Йозеф Цистлер (скрипка)
  • Моцарт (альт)
  • другие неизвестны

Моцарт «ы кларнет квинтет , К. 581, был написан в 1789 году для кларнетиста Антон Stadler . Кларнет квинтет работа для одного кларнета и струнного квартета . Первоначально он был написан для бассет-кларнета , но в современных выступлениях он обычно исполняется на кларнете в A. Это был единственный законченный квинтет Моцарта для кларнета, и это одно из самых ранних и самых известных произведений, написанных специально для этого инструмента. Он и по сей день остается одним из самых восхитительных произведений композитора. Квинтет иногда называют квинтетом Stadler; Моцарт так описал это в письме от апреля 1790 года. Моцарт также написал трио для кларнета, альта и фортепиано для Штадлера, так называемого трио Кегельштатта , в 1786 году.

СОДЕРЖАНИЕ

Композиция и премьера

Композитор указал, что работа была закончена 29 сентября 1789 года. Премьера состоялась 22 декабря того же года, в одном из четырех ежегодных венских спектаклей Tonkünstler-Societät , организации, существовавшей для пенсионного обеспечения вдов и сирот. музыкантов. Главным пунктом программы была кантата Винченцо Ригини « Il natale d’Apollo » ; Произведение Моцарта было исполнено между двумя половинами этого произведения. Сольную партию кларнета исполнял Штадлер, первую скрипичную партию — Йозеф Зистлер (1744–1794).

Состав

Произведение состоит из следующих четырех движений и имеет продолжительность с предполагаемыми повторениями от 31 до 38 минут, обычно около 35 минут.

1 часть: Аллегро, ля мажор, время = 4
4 , 197 тактов, где повторяются такты с 1 по 79 и с 80 по 197. Эта часть представляет собой типичную сонатную форму с изложением, развитием и повторением.

2-я часть: Ларгетто, ре мажор, время = 3
4 , 85 бар

3-я часть: Менуэт с I трио ля минор и II трио ля мажор, время = 3
4 , 31 + 41 + 51 бар. Здесь также повторяются отдельные разделы.

4-я часть: Allegretto con variazioni, ля мажор (III вариация до мажор), time = 2
2 . Представление темы с 16 тактами сопровождается четырьмя вариациями с три раза по 16 и один раз по 20 тактов. Далее следуют два в основном независимых небольших движения: Адажио с 21 тактом и Аллегро с 36 тактами. Здесь тоже повторение отдельных разделов.

Первая часть

Первая часть задает настроение всему произведению. Он имеет красивые движущиеся линии во всех частях, а во второй половине есть виртуозный проход, который передается по струнам, основанный на материале из второй части экспозиции.

Вторая часть

Вторая часть открывается шеститактовым переходом вместо центральной развивающей части , которая противопоставляет первую часть, состоящую в основном из мелодии кларнета на приглушенных струнах, против второй группы тем, в которой — как и в первой части — несколько восходящих движений. гамм отдается первой скрипке, чередуя короткие фразы мелодии кларнета. Эти гаммы отдаются кларнету в перепросмотре (такт 51). В последних нескольких тактах движения, более хроматичных, чем остальные, гаммы превращаются в триплетные арпеджио, которыми обмениваются струны под заключительные фразы кларнета.

Третье движение

Третья часть состоит из менуэта и, что необычно, двух трио. Первое трио предназначено только для струнных, с темой, в которой через каждые несколько нот присутствует характерная аксиакатура . Второе трио — соло кларнета по струнным, тогда как в менуэте роли распределяются более равномерно.

Четвертая часть

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Финал в форме вариаций , неожиданно заменяющих более традиционное рондо. Есть пять вариантов. Тема состоит из двух повторяющихся половин, в которых сливается кларнет, но только в нескольких его тактах. Как часто бывает у Моцарта, структура фраз в вариациях в целом одинакова, даже если другие качества меняются — тема состоит из четырех четырехтактовых фраз (Моцарт часто более нерегулярен в своей фразировке, чем эта), первая гармонично идет от A до E , второй обратно от E до A и т. д. и так же с вариациями.

Первая из его вариаций дает кларнету новую тему в противовес теме вариаций, разделенных между квартетом. Во втором случае фразы для квартета чередуются только с фразами для полного квинтета, причем последний отвечает первым. Третий, ля минор, также начинается без кларнета, с мелодии альта — также с фирменной аккатурой, — но кларнет присоединяется к финишу. В четвертой вариации возвращается мажорная лада , как и основная тема под аккомпанемент полукваверной виртуозности — кларнету дается только в первой повторной половине, первая скрипка и кларнет — во второй. Есть четыре полосы драматического прерывания, ведущего к паузе; следующая вариация — лирическое Адажио. Переход приводит нас к коде Allegro , содержащей много вариаций.

Анализ

Между этим квинтетом и Концертом Моцарта для кларнета есть ряд общих черт . Оба в тональности ля мажор написаны для одного и того же солиста Антона Штадлера . Обе пьесы написаны для кларнета-бассета , имеющего расширенный нижний диапазон. Кроме того, первая тема первой части каждой пьесы начинается с падающей малой трети . Обе вторые части написаны в одной тональности ( ре мажор ) и имеют похожие характеры и много похожих фраз, хотя и имеют разную маркировку темпа . Во второй части Квинтета линии кларнета во второй части Концерта прямо цитируются два такта .

Альфред Эйнштейн отмечает, что, хотя кларнет «преобладает как primus inter pares » (первый среди равных), это, тем не менее, «лучшая камерная музыкальная работа», и роли распределяются более равномерно, чем в более концертном квинтете для духовых и музыкальных инструментов. струны.

Фрагмент второго квинтета кларнетов

Существует фрагмент партитуры для второго (хотя, возможно, написанного первым) квинтета кларнета си-бемоль мажор , полное изложение которого сохранилось. Возможно, Моцарт завершил движение , так как партитура переходит в раздел развития на последней сохранившейся странице. Этот фрагмент вряд ли может быть эскизом , поскольку на нем нет никаких исправлений. Тем не менее, квинтет K. 581 ля мажор — единственное сохранившееся полное сочинение Моцарта для квинтета кларнета.

В популярной культуре

В « Прощай, прощай и аминь », заключительном эпизоде ​​американского телесериала M * A * S * H , Чарльз Винчестер узнает, что пять китайских солдат, которые сдались ему, являются музыкантами, один из которых играет тему из квинтета кларнетов. и Винчестер продолжает учить их всему.

Рекомендации

  • Эйнштейн, Альфред . перевел Мендель А. и Бродер Н. Моцарт, Его характер, его работы. Dover Publications в мягкой обложке переиздание 1972 года издания Oxford University Press 1945 года. ISBN978-0-19-500732-9 .
  • Варрак, Джон . «Мягкость зрелости». Ноты на вкладышах для Моцарта / Брамса, квинтетов кларнета, Гарольда Райта и Бостонских камерных музыкантов, Philips, 1993.

Источник

Оцените статью