Мой отец крестьянин ноты

Сани (из цикла у меня отец — крестьянин). Свиридов. Есенин

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Слова С. Есенина Музыка Г. Свиридова из цикла «У меня отец – крестьянин»

Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Ой, вы, сани, сани, сани,
Звоны мерзлые осин.
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.

Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.

Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.

Ой, вы, сани, сани, сани,
Звоны мерзлые осин.
У меня отец — крестьянин.
Га!

Источник

Рекрута (из цикла у меня отец — крестьянин). Свиридов. Есенин

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Слова С. Есенина Музыка Г. Свиридова из цикла «У меня отец – крестьянин»

По селу тропинкой кривенькой
В летний вечер голубой
Рекрута ходили с ливенкой
Разухабистой гурьбой,
Рекрута ходили с ливенкой
Разухабистой гурьбой.

Распевали про любимые
Да последние деньки:
«Ты прощай, село родимое,
Темна роща да пеньки,
Ты прощай, село родимое,
Темна роща да пеньки «.

Зори пенились и таяли.
Все кричали, пяча грудь:
«До рекрутства горе маяли,
А теперь пора гульнуть».

Размахнув кудрями русыми,
В пляс пускались весело.
Девки брякали им бусами,
Зазывали за село.

По селу тропинкой кривенькой,
Ободравшись о пеньки,
Рекрута играли в ливенку
Про остальние деньки,
Рекрута играли в ливенку
Про остальние деньки.

Источник

Мой отец крестьянин ноты

Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано на стихи Сергея Есенина

История создания

Вскоре после премьеры «Поэмы памяти Сергея Есенина», состоявшейся в мае 1956 года, Свиридов вновь обратился к стихам полюбившегося поэта. Им были написаны романсы «Любовь» и «На земле живут лишь раз», и вокальный цикл «У меня отец — крестьянин», явившийся как бы дополнением к Поэме.

«В обоих произведениях воспета русская природа, воплощена сыновняя нежность поэта к родной земле, — пишет исследователь творчества Свиридова А. Сохор. — Но в цикле отражено то, что было сознательно обойдено в поэме: быт дореволюционной деревни, любовные переживания, сожаления о потерянной молодости. Там были картины большого масштаба, «живопись маслом», здесь — скромные «акварели», лирические высказывания и небольшие жанровые зарисовки, «сельские картинки». предшественники есенинского цикла — это песни на слова. Р. Бёрнса (с тем различием, что в новом цикле больше лирики)».

В вокальный цикл вошли семь номеров на стихи Есенина (1895—1925) разных лет, не имеющие названий. Частям Свиридов дал собственные названия: №1, «Сани» (у Есенина «Мелколесье, степь и дали. », 1925), №2, «В сердце светит Русь» («О пашни, пашни. », 1917), №3, «Березка» («Зеленая прическа. », 1918), №4, «Рекрута» («По селу тропинкой кривенькой. », 1914), №5, «Песня под тальянку» («Сыпь, тальянка, сыпь. », 1925), №6, «Вечером» («Заиграй, сыграй, тальяночка», 1912), №7, «Есть одна хорошая песня у соловушки» (у Есенина «Песня», 1925).

Композитор работал нал новым циклом с большим увлечением. Все номера были написаны на протяжении 1956 года, причем первые шесть были опубликованы практически сразу, в нотном приложении к журналу «Советская музыка» №12 за этот год. Полностью цикл вышел из печати в 1957 году с посвящением композитору Владимиру Маклакову. Премьера цикла «У меня отец — крестьянин» состоялась в Москве, в Малом зале консерватории 15 декабря 1957 года. По традиции автор сам аккомпанировал певцам Алексею Масленникову и Евгению Кибкало.

Музыка

«У меня отец — крестьянин» по форме представляет собой сюиту, в центре которой находится образ героя, молодого поэта, крестьянского сына, от имени которого звучат сольные песни, почти все теноровые. «Свиридов. говорит на русском песенном языке, избегая цитатничества и стилизации, — пишет А. Сохор. — От русской народной песни он берет не напевы или отдельные попевки, а типичные жанры, причем те (и только те), из которых исходил Есенин: крестьянскую лирическую песню, обрядовую, трудовую, солдатскую, городской романс. частушку. И все они взяты не в архаическом виде, а так, как звучали в русской деревне перед самой революцией или в первые годы после нее». Огромна в цикле роль аккомпанемента. Он имеет и выразительный, и изобразительный характер, передавая то радость полноты жизни, то бег саней, то пленительную красоту русской природы.

В № 1, «Сани», господствует образ дороги; звучит безыскусный напев на фоне непрерывного движения шестнадцатыми, передающего и бег тройки со звенящими неумолчно колокольчиками, и радость в душе поэта. №2, «В сердце светит Русь», — восторженный гимн родине с широким разливом вдохновенной мелодии, сопровождаемой торжественными «звонами» рояля. Дуэт «Рекрута» (№4) — удалая молодецкая песня с чертами солдатской и старой крестьянской песни, с характерным высоким подголоском тенора, вьющимся над основной мелодией, с «гармошечным» сопровождением. Финал цикла, №7, «Есть одна хорошая песня у соловушки», резко выделяется среди других номеров. Герой возвратился из города. И поет он теперь не песню, а городской романс под аккомпанемент гитары. Его монолог полон тоски и горечи. Это эпилог, «печальное послесловие, итог неудавшейся жизни», по словам критика Л. Поляковой. «Я отцвел не знаю где. В пьянстве, что ли? В славе ли? В молодости нравился, а теперь оставили. » — этими отрывочными фразами, сопровождаемыми протяженными аккордами рояля (будто гитарными), заканчивается цикл.

Источник

Георгий Васильевич Свиридов. «У меня отец крестьянин»

Как велика может быть роль случайной встречи в жизни человека, тем более, если человек этот – творческая личность! Георгий Васильевич Свиридов благодаря встрече с неким знакомым поэтом, состоявшейся в Ленинграде осенью 1955 г., открыл для себя поэзию Сергея Есенина. По признанию композитора, до той поры отдававшего предпочтение Александру Блоку, есенинские стихи ему «как-то особенно запали в душу». Результатом стало создание кантаты «Поэма памяти Сергея Есенина», а в 1956 г. – вскоре после ее успешной премьеры – Свиридов вновь обратился к творчеству полюбившегося ему поэта. На сей раз он избрал камерно-вокальный жанр и создал вокальный цикл для тенора и баритона с фортепиано «У меня отец крестьянин».

Между кантатой и вокальным циклом, написанным на стихи одного поэта и близких по времени создания, немало общего, но в цикле композитор словно «договаривает» то, что было «недосказано» в кантате с ее крупномасштабными «картинами». На первый план выходят лирические высказывания поэта – милый его сердцу быт старой деревни, любовь, сожаления о безвозвратно ушедшей молодости. Как и во многих других свиридовских вокальных циклах, здесь нет единой сюжетной линии – цикл составлен из романсов на стихи, написанные Есениным в разные годы, и в этом смысле произведение подобно другому циклу, созданному в 1955 г. – «Песням на стихи Роберта Бёрнса», но некоторые черты сближают цикл со «Страной отцов» – участие двух певцов, наличие дуэтных номеров. Объединяющим началом становится образ молодого поэта, от имени которого звучат все сольные номера. Романсы довольно обособлены (они нередко исполняются отдельно, вне цикла), но в их последовательности есть определенная логика.

Открывается цикл романсом «Сани», исполняемым тенором – поэт спешит в родные места. В ровном тремоло, проходящем в партии фортепиано через весь романс, можно услышать и звон бубенцов несущейся тройки, и «звоны мерзлые осин». Большое расстояние между партиями правой и левой руки создает впечатление простора. Тремоло «звенит» в партиях и левой, и правой руки, но в правой – в высоком регистре – выдерживается неизменный гармонический фон, в левой же – в среднем регистре – плавно сменяются аккорды, «двигаясь вперед». Вокальная партия состоит из бодрых возгласов, опирающихся на интонацию квинты (которую Михаил Иванович Глинка назвал «душой русской музыки»). В среднем разделе, когда герой говорит о любви к родным местам, в партии тенора появляется песенное начало.

В первом номере мимоходом упоминается о березке («тот почти березке каждой ножку рад поцеловать»), второй же, тоже порученный тенору – «Березка» – посвящен этому дереву, считающемуся символом России. Простая, искренняя мелодия близка лирическим эпизодам кантаты. Ровный ритм, напоминающий колыбельную, делает мелодию очень ласковой. Близость к народной песне выражается в форме романса – варьированной куплетной с припевом. Фортепианная партия – простая и прозрачная – создает впечатление хрупкости и нежности. Присутствие тонической педали хотя бы в одном из голосов фортепианной фактуры на протяжении всей миниатюры подчеркивает ее спокойный, лирически-созерцательный характер.

Если лирические номера исполнялись тенором, то возвышенно-торжественный третий романс – «В сердце светит Русь» – поручен баритону. Широко разносятся «зовы» фортепианного вступления, им «отвечают» призывные квартовые кличи вокальной партии. Широко разливается мелодическая фраза – «О край разливов грозных», баритон исполняет ее в высоком регистре, благодаря чему она звучит особенно экстатично и напряженно.

Последующие номера – жанровые зарисовки деревенского быта. В дуэте «Рекрута» звучит удалая молодецкая песня, перекликающаяся с подлинными русскими солдатскими песнями (основная мелодия, излагаемая баритоном, сопровождается высоким подголоском в партии тенора). «Время действия» – не такое уж давнее – конкретизируется фактурой фортепианного сопровождения, напоминающего звучание гармони.

Типичный для Есенина мотив сожалений о «пролетевшей юности» возникает в «Песне под тальянку», исполняемой баритоном. Горькая печаль изливается в элегических романсовых интонациях, но в восходящих мажорных оборотах вокальной мелодии и безостановочном движении в фортепианной партии ощущается нерастраченная сила.

Дуэтный номер «Вечером» – яркая жанровая зарисовка: имитация гармони в фортепианной партии, «частушечная» речитация, перемежаемая решительными квартовыми ходами.

Заключительный теноровый номер – «Есть одна хорошая песня у соловушки» – стоит в цикле особняком. Хотя поэт и тоскует по родной деревне, все-таки он уже горожанин – и здесь звучат интонации не крестьянской, а городской песни, а в мелодии – при всей ее широте – нет распевов (один слог – один звук), и она приобретает характер страстной декламации. Начинаясь с размашистых ходов, мелодия вдруг «надламывается» – уверенная терция заменяется острой увеличенной секундной, а в фортепианной партии возникает щемящий уменьшенный септаккорд в обращении. Поэт подводит трагический итог своей жизни: «Я отцвел не знаю, где. В пьянстве, что ли? В славе ли?»

Вокальный цикл «У меня отец крестьянин» впервые прозвучал в декабре 1957 г. в Москве в исполнении Алексея Масленникова и Евгения Кибкало, партию фортепиано исполнил сам Свиридов.

Источник

Мой отец крестьянин ноты

МЕЛКОЛЕСЬЕ
Мелодекламация

Музыка Бориса Прозоровского
Слова Сергея Есенина

Мелколесье, степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец — крестьянин,
Ну а я — крестьянский сын.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.

Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой!




Борис Прозоровский. Плачет рояль. Романсы для голоса и фортепиано. Редактор-составитель С.Л. Гринберг. Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», б.г.

Борис Алексеевич Прозоровский (1891, Санкт-Петербург — 1937, ГУЛАГ)
Сергей Александрович Есенин (1895, село Константиново Рязанской губернии — 1925, Ленинград)

Источник

Читайте также:  Ремни для баяна аккордеона характеристики
Оцените статью