Моя гитара вячеслав добрынин

Сам спою: Вспомним 7 хитов «доктора шлягера» Вячеслава Добрынина известных в его авторском исполнении.

Вячеслав Григорьевич Добрынин – один из самых плодовитых российских композиторов. Его творческое наследие насчитывает более 1000 песенных произведений, многие из них вошли в репертуар звезд российской и советской эстрады, став узнаваемыми хитами и «визитными карточками» своих исполнителей. Песни Добрынина пели Лев Лещенко, Валентина Легкоступова, ВИА «Самоцветы», группа «Веселые ребята», Ольга Зарубина, Алла Пугачева, Михаил Боярский и многие-многие другие. В творческом наследии музыканта есть немало композиций, которые получили большую известность именно в его собственном авторском исполнении. Сегодня я хочу освятить именно этот пласт творчества композитора, вспомнив некоторые произведения, объединившие Добрынина-певца и Добрынина-автора.

Доктор шлягер: явление поющего композитора

В советской и российской музыкальной культуре в качестве синонима слова «хит» повелось использовать термин немецкого происхождения «шлягер». Этого определения удостоились многие песни Добрынина, а за самим композитором в общественном сознании закрепилось прозвище «Доктор шлягер». Так называлась и его собственная музыкальная группа. Она была создана в 1990 году, когда Добрынин уже имел широкую известность в качестве автора песен.

Музыкант, урожденный с фамилией Антонов и отчеством Галустович, начал свою творческую карьеру под псевдонимом, а с обретением популярности официально заменил себе имя в паспорте. Как композитор и инструменталист Добрынин проявился в музыкальной культуре в 1970-х годах. По замечаниям критиков, ряды поющих композиторов Добрынин пополнил «по производственной необходимости» в меняющемся культурном контексте перестроечной эпохи.

Читайте также:  Nirvana smells like teen spirit табы для одной гитары

О вокале Добрынина существуют разные мнения. Признанный мастер вокального дела, народная артистка России Лариса Долина в одном из выпусков шоу «Один-в-один» на втором канале центрального телевидения как-то заявила:

— Никаких вокальных данных у Добрынина нет и не было никогда.

Вряд ли Лариса Александровна хотела оскорбить своего коллегу по цеху, скорее, просто констатировала факт с точки зрения «высокого профессионала». Сам Вячеслав Григорьевич, судя по всему, тоже никогда не питал иллюзий по поводу собственного пения, потому не сразу и пришел к этому роду деятельности. На раннем этапе певческой карьеры он настаивал на применении к собственным выступлениям глагола «исполнять», а не «петь». Вроде бы, это несущественный нюанс, но он о многом говорит. Обычные же слушатели, как правило, далеки от тонкостей вокального мастерства и воспринимают пение артиста, исходя из собственных вкусов и эстетических представлений. Своеобразная манера и узнаваемый тембр с легкой хрипотцой пришлись по вкусу многим слушателям. В конце-концов, в российской культуре есть немало великих людей, которые не были серьёзными вокалистами с технической точки зрения, но прославились и запомнились в том числе и как певцы, а их оригинальное исполнение для многих слушателей стало эталонным. В их числе великие барды В. Высоцкий и Б. Окуджава, легенда советской эстрады М. Бернес и многие другие. А поющие композиторы это и вовсе явление заурядное. Для человека с чувством музыки и музыкальным слухом, коими должен обладать любой композитор, спеть собственную песню не является непосильной задачей.

В чем же секрет его успеха? Возможно, в манере исполнения — мужественной и одновременно ли»рической, в своеобразии звучания чуть простуженного голоса, в импозантной внешности, но самое главное – в личности самого Вячеслава Добрынина, сумевшего за долгие годы работы в поп-музыке не утратить своего дарования, а, более того, открыть любителям песни его новую грань»,

– так характеризовал творчество поющего композитора его частый соавтор, поэт Симон Осиашвили.

Читайте также:  Помогите определить что это за гитара

«Спасатель»

Симон Абрамович стал одним из тех, кто способствовал началу певческой карьеры музыканта. Первой песней, исполненной Добрыниным, стало их совместное творение «Спасатель». Дело было в 1986 году. Изначально песня предназначалась Михаилу Сергеевичу Боярскому. Актер театра и кино, главный Д’Артаньян нашей страны, относится как раз к числу тех артистов, кто, не являясь выдающимся вокалистом, сумел запомниться и на исполнительской нише. Логично предположить, что созданная для него песня не предполагала вершин вокального мастерства. Боярский явиться на запись не смог. Тогда Осиашвили сказал:

«Слава, вставай к микрофону, чего оплаченной студии пропадать».

Так Добрынин и попробовал себя в роли певца, не воспринимая свою затею всерьёз. «Спасатель», возможно, не самая яркая песня в репертуаре Добрынина, но исторически важная. Она положила начало новому амплуа музыканта, предвосхитив рождение легендарных хитов, прославленных не только убойной хитовой музыкой, но и узнаваемой добрынинской певческой хрипотцой.

«Колдовское озеро»

Несостоявшийся исполнитель песни «Спасатель» в массовом сознании прочно ассоциируется с бессменной деталью своего гардероба – шляпой. Когда произносишь фразу «певец в шляпе», то первым на ум приходит именно Михаил Сергеевич. Однако, на начальном этапе своей исполнительской деятельности под это определение «попадал» и Добрынин. Имидж исполнителя в шляпе и с гитарой вполне соответствовал духу времени.

Так получилось, что Добрынин оказался одним из первых эстрадных артистов, кого я услышал в своей жизни, и именно его, а вовсе не Боярского в раннем детстве окрестил «дядя в шляпе». В таком виде он изображен на конверте виниловой пластинки «Колдовское озеро», которая есть у нас дома. Это была первая полностью сольная пластинка Добрынина, изданная компанией «Мелодия» в 1990 году. Диск был удостоен «Золотого статуса».

Заглавная песня — внешне простая и энергичная, но в то же время лиричная композиция, входит в число самых знаменитых шлягеров в исполнении Вячеслава Добрынина. Строчки «Колдовское озеро так к себе манит, Колдовское озеро — голубой магнит», прочно врезались в память поколений меломанов. Их автор – знаменитый поэт-песенник Михаил Рябинин. Из-под его пера вышли тексты многих известных хитов на музыку разных композиторов, одним из его постоянных соавторов был Вячеслав Добрынин.

«Синий туман»

В сольном репертуаре Добрынина важное место заняла написанная на стихи Рябинина песня «Синий туман». По системе образов, использованных в тексте, она чем-то схожа с «Колдовским озером», но зацепила слушателей не столько стихами, сколько «хитовой мелодикой» и нестандартным для своего времени авторским исполнением. Собственно, в удачном сочетании этих двух компонентов и состоит музыкальная притягательность Вячеслава Добрынина. Что значит «Синий туман похож на обман?» Напевая себе под нос эту фразу, мало кто задумается над смыслом. А ведь если порассуждать, то текст может показаться почти философским и иметь множество трактовок.

Песня была написана и исполнена в 1988 году и в одночасье стала узнаваемым хитом, победив на фестивале «Песня года». С ней связывают обретение широкой популярности Добрыниным-исполнителем. Сам Вячеслав Григорьевич рассказывал, как он однажды встретил маленького мальчика с мамой. Ребенок узнал музыканта, указал на него пальцем и, обратившись к родительнице, сказал:

Устами младенца, как известно, глаголет истина. Этот случай отлично иллюстрируют «неразрывную связь» песни и исполнителя, закрепившуюся в сознании людей.

«Не сыпь мне соль на рану»

Наряду с «Синим туманом» к числу визитных карточек не только Добрынина-автора, но и Добрынина-певца относится композиция «Не сыпь мне соль на рану», написанная в 1987 году. Пронзительная, но в то же время брутальная, трагичная по содержанию, вдумчивая и пронизанная светлой грустью песня о прошедшей любви, является примером творческой магии, возникшей между друзьями-авторами, композитором Добрыниным и поэтом Осиашвили. Текст и музыка отлично дополняют друг друга, а прокуренно-простывший и этим обаятельный вокал только усиливает настрой на нужное эмоциональное состояние. Ощутимая слушателями гармония родилась не сразу. Впервые увидев текст, Вячеслав Григорьевич не понимал, как подступиться к музыке, и родившееся в итоге произведение оказалось ему не совсем по душе. Он не собирался петь её сам. Случилась история, схожая с той, что заставила его впервые встать к микрофону и спеть «Спасателя». Исполнителем песни должен был стать Николай Расторгуев, в будущем прославившийся как лидер «Любэ», однако, как и Боярский, на запись он не явился. Так песня осела в только начавшем формироваться репертуаре самого Добрынина, и вопреки скепсису автора глубоко запала в сердца аудитории.

После того как песня обрела популярность, поклонники часто обращались к нему с вопросом о том, была ли в его жизни душевная травма, побудившая к написанию песни. Такой вопрос кажется странным, ведь текст написан не Добрыниным, но он закономерен. Исполнение получилось очень личным, как будто певец прожил и прочувствовал текст композиции. Слушая песню, даже не верится, что исполнителю она изначально не нравилась.

«Бабушки-старушки»

К числу хитов, снискавших популярность в авторском исполнении, относится ироничная, но добрая, веселая песенка, обращенная к представителям старшего поколения. Помимо самого Добрынина песню исполняла группа «Веселые ребята». Солистом коллектива тогда был Александр Буйнов.

Его голосом хит прозвучал в фильме «Приморский бульвар». Автор песни исполнял её на советском телевидении в 1987 и на фестивале «Песня года-1990». Она закрепилась в его сольном репертуаре.

В 2010 году композиция прозвучала от лица тех, кому посвящена. В рамках программы «Достояние Республики» текст, написанный Симоном Осиашвили, частично прозвучал в оригинале, а частично на непонятном большей части населения страны удмуртском языке. Исполнял композицию популярный на тот момент фольклорный коллектив «Бурановские бабушки».

Многие свои песни Добрынин исполнял параллельно с другими артистами, некоторые из них стали одинаково популярны в обеих версиях – авторской и исполнительской. В завершение вспомню два таких случая.

«Незабудка»

Песня «Незабудка». Если сегодня Вы наберете такой поисковый запрос, то Вам с огромной долей вероятности в первых строках «вылезет» недавний хит нашумевшего исполнителя с «патриотичным псевдонимом» — Тима Белорусских. В конце 80-х гг. совсем другую композицию с тем же названием исполнял молдаванин Ион Суручану

Сегодня имя этого певца уже не так хорошо известно, как имя автора музыки Вячеслава Добрынина. Текст написан Михаилом Рябининым. В постсоветское время композитор часто сам пел её, и в наши дни у многих меломанов это произведение ассоциируется с хрипловатым вокалом Добрынина. Я не люблю разговоров в стиле «раньше песни были лучше, а теперь мура какая-то», но когда я послушал добрынинскую «Незабудку» в авторском исполнении, такие мысли волей-неволей пришли в голову.

А ведь в песне нет ничего сверхъестественного, достаточно простая «ресторанная» композиция о случайной встрече и любви, но благодаря атмосфере и вдохновляющей мелодике, она вызывает живой отклик у слушателя.

Во многих источниках, включая «Википедию», исполнение песни «Льется музыка» числится за Машей Распутиной. В репертуаре певицы, запомнившейся противоречивым бунтарским образом и своеобразным вокалом, песня появилась в 1991 году. Она вошла в состав альбома с характерным названием «Городская сумасшедшая».

Авторы у этой песни -поэт Леонид Петрович Дербенев и композитор Вячеслав Григорьевич Добрынин, который сам и исполнял эту песню. И добрынинское исполнение ничуть не уступает распутинскому, а даже превосходит его. Он спел по-мужски, более сдержанно, но обаятельно и эмоционально.

На «Песне года» автор и певица представили дуэтное исполнение композиции.

Что же касается сольных вариаций, то ч всегда воспринимал её , как песню Добрынина-певца, а у Распутиной с годами она потерялась за «Чайными розами» и «Гималаями». Хотя на фоне данных композиций «Льется музыка» куда более достойная песня, хотя бы ввиду статуса её авторов.

Кстати, именно с этой песней образ Вячеслава Добрынина представил певец Сергей Пенкин на той самой программе, где Долина высказалась о вокальных данных композитора.

В обширной сольной дискографии Добрынина нашлось место авторским версиям песен, которые «прочно закрепились» в репертуаре известных певцов и ассоциируется с их именами. Это, например, «визитная карточка» недавно почившей певицы Валентины Легкоступовой «Ягода-Малина» и легендарный хит «Прощай», известный в исполнении Льва Лещенко.

К слову, песня «Прощай» заслуженно считается одной из главных работ в тысячном композиторском наследии Добрынина. Известный музыкальный критик Михаил Марголис считает её вершиной творчества автора.

Добрынина немало критиковали не только как певца, но и как композитора. О нём часто говорили как о первом по-настоящему попсовом советском композиторе, чье творчество отдает «ресторанщиной». Похожие оценки давал тот же Марголис, выделяя «Прощай», как великую вещь и универсальный хит на фоне «всего остального». Однако, песни Добрынина молниеносно становились хитами, сумев остаться в памяти на десятилетия. А для того чтобы создавать такие «стреляющие» и вечные произведения, определенно нужен талант и чутьё. В этот раз мы прикоснулись лишь к нескольким памятным образам из творческого наследия композитора и певца.

Материалы данного канала имеют развлекательный характер. Не претендуют на истину последней инстанции. Формат подборки не предполагает полноты освещения темы. 7 представятся мне оптимальным числом позиций, чтобы статью комфортно было читать.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.

Источник

Оцените статью