Сам спою: Вспомним 7 хитов «доктора шлягера» Вячеслава Добрынина известных в его авторском исполнении.
Вячеслав Григорьевич Добрынин – один из самых плодовитых российских композиторов. Его творческое наследие насчитывает более 1000 песенных произведений, многие из них вошли в репертуар звезд российской и советской эстрады, став узнаваемыми хитами и «визитными карточками» своих исполнителей. Песни Добрынина пели Лев Лещенко, Валентина Легкоступова, ВИА «Самоцветы», группа «Веселые ребята», Ольга Зарубина, Алла Пугачева, Михаил Боярский и многие-многие другие. В творческом наследии музыканта есть немало композиций, которые получили большую известность именно в его собственном авторском исполнении. Сегодня я хочу освятить именно этот пласт творчества композитора, вспомнив некоторые произведения, объединившие Добрынина-певца и Добрынина-автора.
Доктор шлягер: явление поющего композитора
В советской и российской музыкальной культуре в качестве синонима слова «хит» повелось использовать термин немецкого происхождения «шлягер». Этого определения удостоились многие песни Добрынина, а за самим композитором в общественном сознании закрепилось прозвище «Доктор шлягер». Так называлась и его собственная музыкальная группа. Она была создана в 1990 году, когда Добрынин уже имел широкую известность в качестве автора песен.
Музыкант, урожденный с фамилией Антонов и отчеством Галустович, начал свою творческую карьеру под псевдонимом, а с обретением популярности официально заменил себе имя в паспорте. Как композитор и инструменталист Добрынин проявился в музыкальной культуре в 1970-х годах. По замечаниям критиков, ряды поющих композиторов Добрынин пополнил «по производственной необходимости» в меняющемся культурном контексте перестроечной эпохи.
О вокале Добрынина существуют разные мнения. Признанный мастер вокального дела, народная артистка России Лариса Долина в одном из выпусков шоу «Один-в-один» на втором канале центрального телевидения как-то заявила:
— Никаких вокальных данных у Добрынина нет и не было никогда.
Вряд ли Лариса Александровна хотела оскорбить своего коллегу по цеху, скорее, просто констатировала факт с точки зрения «высокого профессионала». Сам Вячеслав Григорьевич, судя по всему, тоже никогда не питал иллюзий по поводу собственного пения, потому не сразу и пришел к этому роду деятельности. На раннем этапе певческой карьеры он настаивал на применении к собственным выступлениям глагола «исполнять», а не «петь». Вроде бы, это несущественный нюанс, но он о многом говорит. Обычные же слушатели, как правило, далеки от тонкостей вокального мастерства и воспринимают пение артиста, исходя из собственных вкусов и эстетических представлений. Своеобразная манера и узнаваемый тембр с легкой хрипотцой пришлись по вкусу многим слушателям. В конце-концов, в российской культуре есть немало великих людей, которые не были серьёзными вокалистами с технической точки зрения, но прославились и запомнились в том числе и как певцы, а их оригинальное исполнение для многих слушателей стало эталонным. В их числе великие барды В. Высоцкий и Б. Окуджава, легенда советской эстрады М. Бернес и многие другие. А поющие композиторы это и вовсе явление заурядное. Для человека с чувством музыки и музыкальным слухом, коими должен обладать любой композитор, спеть собственную песню не является непосильной задачей.
В чем же секрет его успеха? Возможно, в манере исполнения — мужественной и одновременно ли»рической, в своеобразии звучания чуть простуженного голоса, в импозантной внешности, но самое главное – в личности самого Вячеслава Добрынина, сумевшего за долгие годы работы в поп-музыке не утратить своего дарования, а, более того, открыть любителям песни его новую грань»,
– так характеризовал творчество поющего композитора его частый соавтор, поэт Симон Осиашвили.
«Спасатель»
Симон Абрамович стал одним из тех, кто способствовал началу певческой карьеры музыканта. Первой песней, исполненной Добрыниным, стало их совместное творение «Спасатель». Дело было в 1986 году. Изначально песня предназначалась Михаилу Сергеевичу Боярскому. Актер театра и кино, главный Д’Артаньян нашей страны, относится как раз к числу тех артистов, кто, не являясь выдающимся вокалистом, сумел запомниться и на исполнительской нише. Логично предположить, что созданная для него песня не предполагала вершин вокального мастерства. Боярский явиться на запись не смог. Тогда Осиашвили сказал:
«Слава, вставай к микрофону, чего оплаченной студии пропадать».
Так Добрынин и попробовал себя в роли певца, не воспринимая свою затею всерьёз. «Спасатель», возможно, не самая яркая песня в репертуаре Добрынина, но исторически важная. Она положила начало новому амплуа музыканта, предвосхитив рождение легендарных хитов, прославленных не только убойной хитовой музыкой, но и узнаваемой добрынинской певческой хрипотцой.
«Колдовское озеро»
Несостоявшийся исполнитель песни «Спасатель» в массовом сознании прочно ассоциируется с бессменной деталью своего гардероба – шляпой. Когда произносишь фразу «певец в шляпе», то первым на ум приходит именно Михаил Сергеевич. Однако, на начальном этапе своей исполнительской деятельности под это определение «попадал» и Добрынин. Имидж исполнителя в шляпе и с гитарой вполне соответствовал духу времени.
Так получилось, что Добрынин оказался одним из первых эстрадных артистов, кого я услышал в своей жизни, и именно его, а вовсе не Боярского в раннем детстве окрестил «дядя в шляпе». В таком виде он изображен на конверте виниловой пластинки «Колдовское озеро», которая есть у нас дома. Это была первая полностью сольная пластинка Добрынина, изданная компанией «Мелодия» в 1990 году. Диск был удостоен «Золотого статуса».
Заглавная песня — внешне простая и энергичная, но в то же время лиричная композиция, входит в число самых знаменитых шлягеров в исполнении Вячеслава Добрынина. Строчки «Колдовское озеро так к себе манит, Колдовское озеро — голубой магнит», прочно врезались в память поколений меломанов. Их автор – знаменитый поэт-песенник Михаил Рябинин. Из-под его пера вышли тексты многих известных хитов на музыку разных композиторов, одним из его постоянных соавторов был Вячеслав Добрынин.
«Синий туман»
В сольном репертуаре Добрынина важное место заняла написанная на стихи Рябинина песня «Синий туман». По системе образов, использованных в тексте, она чем-то схожа с «Колдовским озером», но зацепила слушателей не столько стихами, сколько «хитовой мелодикой» и нестандартным для своего времени авторским исполнением. Собственно, в удачном сочетании этих двух компонентов и состоит музыкальная притягательность Вячеслава Добрынина. Что значит «Синий туман похож на обман?» Напевая себе под нос эту фразу, мало кто задумается над смыслом. А ведь если порассуждать, то текст может показаться почти философским и иметь множество трактовок.
Песня была написана и исполнена в 1988 году и в одночасье стала узнаваемым хитом, победив на фестивале «Песня года». С ней связывают обретение широкой популярности Добрыниным-исполнителем. Сам Вячеслав Григорьевич рассказывал, как он однажды встретил маленького мальчика с мамой. Ребенок узнал музыканта, указал на него пальцем и, обратившись к родительнице, сказал:
Устами младенца, как известно, глаголет истина. Этот случай отлично иллюстрируют «неразрывную связь» песни и исполнителя, закрепившуюся в сознании людей.
«Не сыпь мне соль на рану»
Наряду с «Синим туманом» к числу визитных карточек не только Добрынина-автора, но и Добрынина-певца относится композиция «Не сыпь мне соль на рану», написанная в 1987 году. Пронзительная, но в то же время брутальная, трагичная по содержанию, вдумчивая и пронизанная светлой грустью песня о прошедшей любви, является примером творческой магии, возникшей между друзьями-авторами, композитором Добрыниным и поэтом Осиашвили. Текст и музыка отлично дополняют друг друга, а прокуренно-простывший и этим обаятельный вокал только усиливает настрой на нужное эмоциональное состояние. Ощутимая слушателями гармония родилась не сразу. Впервые увидев текст, Вячеслав Григорьевич не понимал, как подступиться к музыке, и родившееся в итоге произведение оказалось ему не совсем по душе. Он не собирался петь её сам. Случилась история, схожая с той, что заставила его впервые встать к микрофону и спеть «Спасателя». Исполнителем песни должен был стать Николай Расторгуев, в будущем прославившийся как лидер «Любэ», однако, как и Боярский, на запись он не явился. Так песня осела в только начавшем формироваться репертуаре самого Добрынина, и вопреки скепсису автора глубоко запала в сердца аудитории.
После того как песня обрела популярность, поклонники часто обращались к нему с вопросом о том, была ли в его жизни душевная травма, побудившая к написанию песни. Такой вопрос кажется странным, ведь текст написан не Добрыниным, но он закономерен. Исполнение получилось очень личным, как будто певец прожил и прочувствовал текст композиции. Слушая песню, даже не верится, что исполнителю она изначально не нравилась.
«Бабушки-старушки»
К числу хитов, снискавших популярность в авторском исполнении, относится ироничная, но добрая, веселая песенка, обращенная к представителям старшего поколения. Помимо самого Добрынина песню исполняла группа «Веселые ребята». Солистом коллектива тогда был Александр Буйнов.
Его голосом хит прозвучал в фильме «Приморский бульвар». Автор песни исполнял её на советском телевидении в 1987 и на фестивале «Песня года-1990». Она закрепилась в его сольном репертуаре.
В 2010 году композиция прозвучала от лица тех, кому посвящена. В рамках программы «Достояние Республики» текст, написанный Симоном Осиашвили, частично прозвучал в оригинале, а частично на непонятном большей части населения страны удмуртском языке. Исполнял композицию популярный на тот момент фольклорный коллектив «Бурановские бабушки».
Многие свои песни Добрынин исполнял параллельно с другими артистами, некоторые из них стали одинаково популярны в обеих версиях – авторской и исполнительской. В завершение вспомню два таких случая.
«Незабудка»
Песня «Незабудка». Если сегодня Вы наберете такой поисковый запрос, то Вам с огромной долей вероятности в первых строках «вылезет» недавний хит нашумевшего исполнителя с «патриотичным псевдонимом» — Тима Белорусских. В конце 80-х гг. совсем другую композицию с тем же названием исполнял молдаванин Ион Суручану
Сегодня имя этого певца уже не так хорошо известно, как имя автора музыки Вячеслава Добрынина. Текст написан Михаилом Рябининым. В постсоветское время композитор часто сам пел её, и в наши дни у многих меломанов это произведение ассоциируется с хрипловатым вокалом Добрынина. Я не люблю разговоров в стиле «раньше песни были лучше, а теперь мура какая-то», но когда я послушал добрынинскую «Незабудку» в авторском исполнении, такие мысли волей-неволей пришли в голову.
А ведь в песне нет ничего сверхъестественного, достаточно простая «ресторанная» композиция о случайной встрече и любви, но благодаря атмосфере и вдохновляющей мелодике, она вызывает живой отклик у слушателя.
Во многих источниках, включая «Википедию», исполнение песни «Льется музыка» числится за Машей Распутиной. В репертуаре певицы, запомнившейся противоречивым бунтарским образом и своеобразным вокалом, песня появилась в 1991 году. Она вошла в состав альбома с характерным названием «Городская сумасшедшая».
Авторы у этой песни -поэт Леонид Петрович Дербенев и композитор Вячеслав Григорьевич Добрынин, который сам и исполнял эту песню. И добрынинское исполнение ничуть не уступает распутинскому, а даже превосходит его. Он спел по-мужски, более сдержанно, но обаятельно и эмоционально.
На «Песне года» автор и певица представили дуэтное исполнение композиции.
Что же касается сольных вариаций, то ч всегда воспринимал её , как песню Добрынина-певца, а у Распутиной с годами она потерялась за «Чайными розами» и «Гималаями». Хотя на фоне данных композиций «Льется музыка» куда более достойная песня, хотя бы ввиду статуса её авторов.
Кстати, именно с этой песней образ Вячеслава Добрынина представил певец Сергей Пенкин на той самой программе, где Долина высказалась о вокальных данных композитора.
В обширной сольной дискографии Добрынина нашлось место авторским версиям песен, которые «прочно закрепились» в репертуаре известных певцов и ассоциируется с их именами. Это, например, «визитная карточка» недавно почившей певицы Валентины Легкоступовой «Ягода-Малина» и легендарный хит «Прощай», известный в исполнении Льва Лещенко.
К слову, песня «Прощай» заслуженно считается одной из главных работ в тысячном композиторском наследии Добрынина. Известный музыкальный критик Михаил Марголис считает её вершиной творчества автора.
Добрынина немало критиковали не только как певца, но и как композитора. О нём часто говорили как о первом по-настоящему попсовом советском композиторе, чье творчество отдает «ресторанщиной». Похожие оценки давал тот же Марголис, выделяя «Прощай», как великую вещь и универсальный хит на фоне «всего остального». Однако, песни Добрынина молниеносно становились хитами, сумев остаться в памяти на десятилетия. А для того чтобы создавать такие «стреляющие» и вечные произведения, определенно нужен талант и чутьё. В этот раз мы прикоснулись лишь к нескольким памятным образам из творческого наследия композитора и певца.
Материалы данного канала имеют развлекательный характер. Не претендуют на истину последней инстанции. Формат подборки не предполагает полноты освещения темы. 7 представятся мне оптимальным числом позиций, чтобы статью комфортно было читать.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.
Источник