Моя профессия музыкант фортепиано

Пионерский музыкальный клуб
Выпуск 22

О профессионалах пианистах — профессия музыканта

Н. Корыхалова
ПРОФЕССИЯ — ПИАНИСТ

У многих из вас дома стоит пианино, а в школьном зале, наверное, есть рояль. Эти, столь привычные, окружающие нас в нашем быту инструменты объединены общим названием «фортепиано».
Фортепиано — удивительный инструмент. На нем можно сыграть песенку и симфонию, исполнить оперу и пьесу, написанную для скрипки или, скажем, арфы. Конечно, в переложении для фортепиано музыка будет звучать несколько иначе. Например, по сравнению со звучанием оркестра она утратит яркость и разнообразие красок, но это будет та же самая музыка. И, сидя за фортепиано, можно познакомиться самому и познакомить других практически с любым музыкальным сочинением.
А сколько прекрасных произведений создано специально для фортепиано! Для него писали Бетховен и Шуберт, Шопен и Лист, Глинка и Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович и еще многие-многие композиторы.
В фортепианной музыке выражен огромный мир мыслей и чувств. Вы наверняка слышали сонаты Бетховена — «Лунную», «Патетическую», «Аппассионату», вам знакомы поэтичные ноктюрны и вальсы Шопена. А Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского? Кто не знает открывающей его прекрасной, ликующей мелодии? А прелюдии Рахманинова, где звуки, кажется, прямо живописуют картины природы!

Искусство фортепианной игры — очень сложное искусство. Звук фортепиано быстро гаснет, его жизнь очень коротка. Между тем под искусными пальцами артиста рояль самым настоящим образом поет, и музыка будто переливается разными красками. Достигается это с помощью специальных приемов, в том числе тонкой педализацией. Правая педаль рояля удлиняет жизнь звука, левая делает его более тихим, а также меняет его тембр, то есть окраску.
Пианист годами развивает беглость и ловкость пальцев, их силу, точность попадания в скачках, иными словами, вырабатывает виртуозную технику. А еще надо научиться так координировать свои движения, чтобы справляться с многоголосной, многослойной тканью фортепианных сочинений, когда одной рукой приходится играть мелодию, а другой — самому себе аккомпанировать. Бывает и так, что одной руке поручается играть и мелодию, и сопровождение к ней, или две мелодии одновременно, как это встречается в так называемых полифонических сочинениях.
Надо овладеть этими и многими другими умениями, чтобы достичь необходимого мастерства. А мастерство нужно пианисту, как, впрочем, и любому музыканту, затем, чтобы, проникнув в суть исполняемой музыки, понять мысль композитора и суметь убедительно раскрыть ее в звуках перед слушателями. Для этого будущие пианисты-профессионалы изучают теорию музыки и ее историю, знакомятся с разными музыкальными стилями, с творчеством выдающихся композиторов. Владение профессиональным мастерством, помноженное на глубокое знание музыкального искусства, и позволяет артисту создавать художественно ценное истолкование музыкального произведения, которое называется интерпретацией.

Читайте также:  Аккорд 7 реле бензонасоса где находится

Помимо овладения искусством фортепианной игры и общей музыкальной культурой будущему артисту нужны специальные знания и умения для работы в той области музыкальной деятельности, которую он себе изберет.
Концертирующий пианист или солист — это музыкант, постоянно выступающий на концертной эстраде, а также по радио и телевидению. Чтобы стать концертирующим пианистом, надо иметь особые качества — артистический темперамент, волю, умение преодолевать эстрадное волнение, «переплавляя» его во вдохновение, надо владеть виртуозной техникой, а главное — быть яркой творческой индивидуальностью. Ведь солист единолично «распоряжается» музыкой, и его интерпретации будут интересны слушателю только тогда, если исходят они от крупного артиста, которому есть, что сказать людям.
Пианисты-солисты нередко бывают лауреатами исполнительских конкурсов. Участие в конкурсе — большое испытание для молодого музыканта. Здесь выступают наиболее талантливые представители артистической молодежи, и судят об их искусстве не только авторитетное жюри, состоящее из выдающихся музыкантов, но и взыскательная публика, хорошо знающая и любящая музыку. Программа выступлений, как правило, очень сложна и составляется так, чтобы участники конкурса могли разносторонне проявить себя. Один из наиболее «престижных» в мировой музыкальной жизни — Международный конкурс музыкантов-исполнителей имени П.И. Чайковского, который каждые четыре года проводится в Москве.
Как правило, солисты имеют большой и разнообразный репертуар. Помимо произведений, написанных для одного рояля, в программы концертных выступлений включаются концерты для фортепиано с оркестром, когда пианист как бы состязается с целым коллективом музыкантов или выступает с ним «на равных».


Э. Г. Гилельс

Пианист-ансамблист играет всегда не один, а в ансамбле, то есть вместе с другими музыкантами. Так, фортепианное трио составляют пианист, скрипач и виолончелист, в фортепианном квинтете к ним добавляются еще одна скрипка и альт. Квартеты чаще пишутся для смычковых инструментов, хотя бывают и фортепианные квартеты — с участием рояля. В таких ансамблях все партии считаются равноценными, и все же у пианиста — особо важная роль. В его партии обычно сосредоточена гармоническая и ритмическая основа музыки.
Равноценна по значению роль музыкантов и тогда, когда они исполняют сонату, написанную для какого-нибудь инструмента (скрипки, виолончели, кларнета, флейты, валторны и т.п.) и фортепиано. Пианист не аккомпанирует здесь инструменталисту. Музыкальные темы переходят от одного исполнителя к другому, они оба — «главные». Если вы наблюдательны, то могли заметить, что крышка рояля при ансамблевом музицировании обычно бывает поднята наполовину. Когда же пианист аккомпанирует другому музыканту, крышка находится в опущенном положении. (В каком положении она находится при сольном выступлении пианиста — определите сами.)
Игра в ансамбле — особое искусство. Музыкант должен чутко слушать партнеров, где-то выйти на передний план, где-то — «уступить» первенство другим голосам. О равновесии общего звучания особенно заботится пианист, которому приходится к тому же постоянно думать о том, чтобы не заглушить других участников исполнения.

Читайте также:  Ноты шуточная для фортепиано

Без пианиста не может обойтись ни одна область музыкального, а также театрального искусства. Вот, например, выступает певец или скрипач. Ему аккомпанирует пианист-концертмейстер. В отличие от ансамблевой игры партия рояля в этом случае имеет подчиненное значение, пианист- концертмейстер сопровождет игру солиста. И все же, как важна его роль! Как нужна солисту чуткая и умная поддержка! А кроме того, в фортепианной партии нередко содержатся развернутые вступления, звучащие еще до того, как запоет певец или заговорит скрипка. А так называемые отыгрыши между куплетами романса, заключения, опять-таки доверенные нередко одному роялю!
Но пианист-концертмейстер не только аккомпанирует солистам в концертах. Он помогает им разучивать свои партии, а для этого ему надо прекрасно знать и музыку, и законы пения или игры на разных инструментах. Ему надо быть к тому же в какой-то степени и педагогом.

Концертмейстеры обычно специализируются в какой-нибудь одной области. Одни работают с солистами — инструменталистами или певцами, другие — с хором, помогая руководителю хора (хормейстеру). Есть концертмейстеры, работающие в оперном театре. Прежде чем певец выйдет к оркестру и начнутся оркестровые репетиции, он разучивает свою партию с концертмейстером. Такой пианист хорошо знает оперную музыку, он находится в постоянном контакте и с дирижером спектакля, и с его постановщиком.
Нужны концертмейстеры и в драматическом театре, и, конечно, в балете. И балетные экзерсисы, и разучивание ролей идут всегда под рояль. Работа концертмейстера балета требует от пианиста специальных знаний, понимания языка хореографии.
Пианисты нужны и в оркестре, где рояль является одним из оркестровых инструментов. Пианист — артист оркестра обычно играет «по совместительству» на челесте, похожей на маленькое пианино, с такими же, как у фортепиано, клавишами, серебристо-хрустальный звук которой звенит подобно колокольчику. Вспомните, как звучит челеста в балете Чайковского «Щелкунчик»!

Читайте также:  Ноты мюзикла notre dame de paris

Для того чтобы воспитать всех специалистов — солиста и ансамблиста, концертмейстера и артиста оркестра, — нужны пианисты-педагоги. Одни работают в музыкальных школах, классах и кружках фортепиано, обучая детей, а также взрослых любителей музыки, ведут занятия в музыкальных училищах, консерваториях, институтах искусств и институтах культуры, где будущие профессионалы получают среднее и высшее музыкальное образование.

Работа педагога увлекательна и трудна. Его задача состоит не только в том, чтобы выучить своих питомцев искусству фортепианной игры. Ему надо уметь распознать способности и склонности ученика, понять, что из одного может вырасти солист, другой станет прекрасным концертмейстером, а из третьего получится учитель фортепианной игры, который в свою очередь будет воспитывать столь необходимую музыкальной культуре пианистическую смену.

Впрочем, педагоги-пианисты занимаются не только с теми, чьей профессией в той или иной форме станет именно фортепианная игра. Без владения фортепиано, этим универсальным инструментом, не обойтись людям практически всех музыкальных или связанных с музыкой специальностей. За роялем обычно сочиняет композитор, работают над партитурой симфонии или оперы дирижер и режиссер. За роялем знакомится с музыкой изучающий ее ученый-теоретик, с помощью рояля разучивает арию певец. Умение играть на фортепиано помогает понять музыку балетному артисту и тому, кто создает балетный спектакль, то есть хореографу. Фортепиано как обязательный предмет входит в учебный план при подготовке музыкантов разных специальностей, а также работников театра.

Итак, мы познакомились с тем, в каких областях находят применение профессионально работающие пианисты. Так обстоит дело сегодня. А в сравнительно недавнем прошлом существовали еще две разновидности этой профессии: тапер и иллюстратор в кино. Ни того, ни другого вы уже не застали. Тапера не застали уже и ваши бабушки и дедушки. Так назывался пианист, которого приглашали на домашние балы и вечеринки играть под танцы. И вот весь вечер тапер играл кадрили, вальсы, польки, мазурки и галопы. Ведь граммофонов и патефонов, тем более радиол и магнитофонов тогда еще не было.

А вот иллюстратора в кино кое-кто из ваших бабушек и дедушек застать мог. Когда кино было еще немым, пианист, сидя подле экрана, сопровождал своей игрой происходившие в фильме события, музыкально иллюстрируя их. Он мог пользоваться при этом уже «готовой» музыкой, но чаще импровизировал, то есть придумывал на ходу свою. Подобно тому как широкое распространение звукозаписи музыки сделало ненужным тапера, переход от немого кино к звуковому вычеркнул специальность киноиллюстратора из списка профессий пианиста.

Источник

Моя профессия музыкант фортепиано

1. Как называется ваша профессия (должность)?
Моя профессия называется преподаватель музыки.

2. В чем заключается Ваша работа, и какие у Вас обязанности?
Моя работа заключается в обучении игре на фортепиано, в основном, это маленькие дети, но, иногда приходится работать и с взрослыми. Кроме того, что я обучаю технике игры, я ещё и занимаюсь формированием культуры, учу слушать и понимать музыку.

3. Какое образование необходимо, чтобы получить Вашу должность?
Для работы по моей специальности необходимо закончить музыкальное училище — это необходимый минимум. Обычно преподаватель музыки заканчивает консерваторию, как в моём случае, или музыкальный факультет института искусств, педагогического вуза и прочее.

4. Опишите свой рабочий день.
У меня ненормированный рабочий день. Я работаю по индивидуальному расписанию. Конечно, существует и методическая работа и заседания педагогического совета, но это второстепенно. В основном, я провожу индивидуальные уроки с детьми.

5. Насколько комфортны условия Вашего труда (целый день на улице, или в офисе с чашечкой кофе)?
Работаю я в классе, конечно, все комфортно и благоустроено. В классе прекрасный ремонт, отличная акустика и два музыкальных инструмента (это обязательное условие).

6. Что Вам больше всего нравится в своем деле?
Нравится прививать людям любовь к прекрасному, наблюдать за музыкальным развитием учащихся. Приятно видеть результаты своего труда. Очень нравится проводить концерты и готовить детей к участию в конкурсах.

7. Что Вам больше всего не нравится в своем деле?
Не люблю бумажную волокиту и заседания педсоветов, где просто переливается вода из пустого в порожнее.

8. Если не секрет, Ваш уровень зарплаты (достаточно написать устраивает или нет)?
Хотелось бы иметь больше. Но специальность преподавателя музыки всегда позволяет найти подработку вне музыкальной школы, включая индивидуальные занятия на дому, а также аккомпанемент и прочее.

9. Опишите Ваш коллектив, какие люди работают вместе с Вами?
Коллектив, в основном, женский. Мужчин среди музыкальных педагогов очень мало, так как на зарплату нельзя содержать семью. Мужчины работают иногда по классу кларнета, баяна, реже по классу скрипки.

10. Какие человеческие качества, по Вашему мнению, наиболее важны в вашем деле?
Прежде всего, необходима любовь к музыке и детям. Надо уметь хорошо понимать учеников и подходить к ним очень дифференцированно, чтобы не загубить распускающийся цветок.

11. Работа дает мне дополнительные возможности (тут все, что дает вам работа кроме денег, от самовыражения и общения с интересными людьми до возможности побывать в различных странах).
В процессе работы часто приходится общаться с артистами, известными исполнителями, участвовать в различных конкурсах, иногда в зарубежных.

12. У Вас есть возможность оценить по пятибалльной шкале свою работу, какую оценку Вы бы поставили?
Меня работа вполне устраивает, оцениваю на «хорошо+», так как немного маловата зарплата, как, наверное, и в других подобных профессиях.

13. Почему Вы выбрали такую работу?
Прежде всего, эту работу я выбрала потому, что очень люблю музыку. Люблю передавать знания другим и формировать тем самым культуру.

14. Что по Вашему мы не включили в план и чем бы Вы еще хотели с нами поделиться?
Ответы на предложенные вопросы достаточно верно создают образ моей профессии.

Источник

Сочинение «Моя будущая профессия — музыкант»

В будущем я мечтаю стать музыкантом. И хотя эта профессия сейчас не является престижной, я не собираюсь отказываться от своих намерений. Считаю, что важно посвятить себя любимому делу. Идеально, когда работа является не обязанностью, а тем занятием, которое приносит удовольствие. Поэтому я решил: моя будущая профессия — музыкант.

С семи лет я занимаюсь в музыкальной школе по классу фортепиано. В большую светлую комнату, где стоял крылатый инструмент с клавишами, впервые меня привёл папа. Сначала мне казалось, что это ненадолго — на год или два, а потом папе перехочется иметь в семье пианиста. Однако по прошествии этого времени я почувствовал, что музыка — небезразличное для меня занятие. Инструмент начал слушаться меня. У меня появились любимые преподаватели и исполнители.

В будущем я чаще представляю себя сольным исполнителем. Мне бы очень хотелось, чтобы билеты на мои концерты стоили как можно дешевле. Тогда их смогут посещать и дети, и старики. Я хочу исполнять музыку таких известных композиторов, как Бетховен, Шопен, а также мой любимый Скрябин.

Музыкант может играть не только для того, чтобы зарабатывать деньги. Многие музыканты, желающие помочь людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, с готовностью участвуют в различных благотворительных концертах, акциях. Таким образом, обычный пианист способен дарить людям не только художественное наслаждение, но и весомую материальную помощь. Я искренне надеюсь, что мои мечты осуществятся очень скоро — за каких-нибудь восемь-десять лет.

Источник

Оцените статью