Моя струна ноты для фортепиано

Моя струна ноты для фортепиано

ПОЙ, ГИТАРА
Из кинофильма «Песни моря»

Музыка Т. Попа (Румыния)
Слова Р. Рождественского

1. К долгожданной гитаре
Я тихо прильну,
Осторожно и бережно
Трону струну.
И она отзовется,
Зазывно звеня,
Добротою наполнив
Тебя и меня.

От зари до зари,
От темна до темна
О любви говори,
Пой, гитарная струна!
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля.*

2. Я гитару настрою
На лирический лад
И знакомой тропою
Уйду в звездопад.
Быть счастливой, как песня,
Попрошу я ее,
И гитара взорвется,
Как сердце мое.

3. К долгожданной гитаре
Я тихонько прильну,
Осторожно и бережно
Трону струну.
Ведь бывают гитары,
Они зазвучат —
И большие оркестры
Покорно молчат!

*Две последние строки припева повторяются дважды
**В данном припеве две последние строки повторяются четыре раза

Когда душа поет: Самые популярные песни XX века. Сост. Ю. Г. Иванов. Муз. редактор С. В. Пьянкова. – Смоленск: Русич, 2006. – (Азбука быта).

Источник

Сборник песен и романсов Яна Френкеля — ноты для голоса и фортепиано

В этот сборник вошли ноты следующих песен композитора Яна Френкеля:

  • О РАЗЛУКАХ И ВСТРЕЧАХ. Слова К.Ваншенкина
  • МАТЕРИНСКОЕ СЕРДЦЕ. Слова К. Ваншенкина
  • ВАЛЬС РАССТАВАНИЯ. Слова К. Ваншенкина
  • ОТ ЗАТЕМНЕННОГО ВОКЗАЛА. Слова К. Ваншенкина
  • ТРОПКА УХОДИТ. Слова К. Ваншенкина
  • ТОПОЛЯ. Слова К. Ваншенкина
  • МОИ БОЛГАРСКИЕ ДРУЗЬЯ. Слова К. Ваншенкина
  • ОБУЧАЮ ИГРЕ НА ГИТАРЕ. Слова К. Ваншенкина
  • Я СПЕШУ, ИЗВИНИТЕ МЕНЯ. Слова К. Ваншенкина
  • МОЯ ГЛУБИНКА. Слова И. Гофф
  • ВЕТЕР СЕВЕРНЫЙ. Слова И. Гофф
  • СНОВА ВЕТКА КАЧНУЛАСЬ. Слова И. Гофф
  • ДРУЗЬЯ МОИ. Слова И. Гофф
  • МАТЕРИ. Слова Р. Гамзатова, перевод Я. Козловского
  • БЕДНАЯ ОВЕЧКА. Слова Р.Гамзатова, перевод Я. Козловского
  • В НОВОГОДНЮЮ НОЧЬ. Слова Р. Гамзатова, перевод Н. Гребнева
  • ЖУРАВЛИ. Слова Р.Гамзатова, перевод Н. Гребнева
  • МОЙ ТОВАРИЩ. Слова Н. Шумакова
  • ДОРОГА. Слова Ю. Левитанского
  • ОСЕНЬ. Слова И. Шкляревского
  • У МЕНЯ ВСЕ ТОТ ЖЕ АДРЕС. Слова Е. Долматовского
  • ДЛЯ ТЕБЯ. Слова И. Шаферана
  • НАД ОКОШКОМ МЕСЯЦ. Слова С. Есенина
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ ДУША. Слова Л. Завальнюк
  • А Я ВСЮ ЖИЗНЬ ИСКАЛ ТЕБЯ. Слова В. Харитонова
  • НЕ ЗАБЫВАЙТЕ РЯЗАНСКИХ ДЕВЧАТ. Слова А. Зауриха
  • КОЛОКОЛЬЧИКИ НЕЖНО ЗВЕНЯТ. Слова Я. Козловского
  • КАК ТЕБЕ СЛУЖИТСЯ? Слова М. Таича
  • ЭЛЕКТРИЧКИ УХОДЯТ В АПРЕЛЬ. Слова А. Зауриха и А. Поперечного

Источник

Ноты современных песен для фортепиано

Классическая фортепьянная музыка — вечна, неизменна. Поэтому иногда так хочется услышать даже современные хиты, сыгранные на клавишах пианино.

Популярные песни начинают звучать по-особому, стоит исполнить их на фортепьяно. Некоторые музыканты добавляют в мелодию новый окрас, смягчают композицию.

Запомнить новичкам ноты современных песен будет легко, если играть такты по очереди, помогая себе напевами песни. Построчно учите ноты, постепенно добравшись до цельной игры.

Улучшать навыки поможет пара несложных рекомендаций:

  1. Изучите нотную грамоту, потом находите доступные ноты мелодий в интернете, постепенно заучивайте последовательности.
  2. Играйте под разный аккомпанемент, переходите в другие тональности, ищите гармонию звуков.
  3. Старайтесь выделять хотя бы полчаса для гамм, это тренирует пальцы, развивает гибкость, а заодно память.

Ниже поданы ноты для исполнения современных песен на фортепиано.

Billie Eilish. «Bored»: ноты для фортепиано

Билли Айлиш — юная американская певица, покорившая сердца миллионов слушателей. Ее дебют состоялся с песней «Ocean Eyes». В 2019 году выпустила студийный альбом, получивший позитивные отклики.

Песня «Bored» стала саундтреком сериала «13 причин почему». Девушка признается, что устала жить, отдавать, не получая ничего взамен. Слова становятся освобождением от ненужных чувств. Нарастающее исполнение заставляет переживать вместе с ней.

Песня на фортепиано будет звучать лирично, светло, глубоко.

«Гравити Фолз»: ноты для фортепиано

Американский мультсериал «Гравити Фолз» зачаровал не только детей, но и взрослых. Веселые приключения, загадки, необычные персонажи сделали его таким популярным.

  1. Мультсериал частично основан на воспоминаниях режиссера про каникулы с сестрой у дедушки.
  2. Изначально существовала лишь короткий метр сериал, студия Дисней решила поддержать проект, предложив расширить историю.
  3. Главного героя на самом деле зовут не Диппер, а Мейсон.

Каверы веселой мелодии на пианино звучат свежо, спокойно. Со временем можно научится играть песню в быстром темпе.

Адель. «Sweetest Devotion»: ноты для фортепиано

Британка Адель известная всему миру благодаря своему мелодичному, глубокому голосу. Ее саундтрек к фильму «Агент 007» получил Оскар, Золотой глобус.

Певица владеет множеством музыкальных наград, была артисткой года, одной из влиятельных женщин мира.

«Sweetest Devotion» — гимн чистой, настоящей любви, признание каждому в своей силе. Красота человеческих чувств присутствует в каждой строчке, переливах голоса.

Ноты на пианино сделают композицию акустической, более нежной, личной.

Beyoncé. «Party»: ноты для фортепиано

Бейонсе — R’n’B певица, успешная артистка, чье имя не требует объяснений.

Песня «Party» легкая для восприятия, элементы соула, фанка делают песню ритмичной. Она написана в тональности B мажор.

Ее любят слушать в дороге или прогуливаясь пешком по ночному городу.

Переделанная для фортепиано, она звучит по-новому, обретая более сдержанные, спокойные оттенки нот.

Адель. «Take It All»: ноты для фортепиано

Адель — одна из сильнейших исполнительниц современности. Ее песни знают наизусть, публика подпевает на концертах.

Эта песня была написана во время тяжелого периода в жизни Адель. Она говорит о любви, появившейся не в то время, не в том месте, про отношения, которые хочется спасти, возобновить, излечить душевные раны.

Даже в самом оригинале звучит пианино, делая трек еще эмоциональнее, драматичнее.

Вы можете сопровождать пение игрой на фортепиано, зная несложные ноты.

Эд Ширан. «The A Team»: ноты для фортепиано

Эд Ширан — талантливый поп-музыкант, сумевший простотой, теплотой, философичностью текстов рассказать миру о себе. Его песни занимают в чартах первые позиции, долго остаются на слуху.

«The A Team» стала музыкальным началом для исполнителя. Композиция держалась в хит-параде на третьем месте. Она посвящена борьба с социальным злом: наркотиками, продажей тела. Под впечатлением посещения мест для бездомных родилась эта идея.

Песня заставляет подумать про все страхи, но и научится искоренять их.

Для начинающих подойдут простые ноты для синтезатора.

Lady Gaga. «Million Reasons»: ноты для фортепиано

Леди Гага уже давно на музыкальной арене. Свои яркие, эпатажные образы создают массу впечатлений. Ее голос узнаваемый со всех мировых сцен.

Хит «Million Reasons» отличается от остальных песен своей лиричностью, мягкостью. Он рассказывает о силе любви, когда нужна хоть одна причина остаться рядом.

В песне соединились надежда, спасение, эмоциональность.

Игра современной музыки на пианино сделает ее еще трогательнее.

Twenty One Pilots. «Before You Start Your Day»: ноты для фортепиано

Twenty One Pilots — колумбийский дуэт внезапно ставший очень востребованным, популярным коллективом. В 2009 представили первый альбом, но известность получили благодаря песне «Holding On To You».

Светлая, гармоничная песня «Before You Start Your Day» полюбилась искренностью исполнения, показав другую сторону души музыкальной группы. Она несет позитивный настрой, вселяет веру в то, что нет ничего не возможного, все только в наших руках.

Кульминация в конце, сопровождающаяся красивым соло пианино, заставляет ставить трек на повтор.

Ноты представлены в удобном формате.

Billie Eilish. «Six Feet Under»: ноты для фортепиано

В своих песнях Билли Айлиш предстает открытой, настоящей, с неподдельными эмоциями. Слушатели перенимают переживания ее лирической героини, будто оказавшись рядом.

«Six Feet Under» — баллада о девушке, оказавшийся на распутье. Мрачная, но проникновенная мелодия, рассказывает о том, как тяжело дается выбор, как важно понимать себя, происходящее вокруг.

Как в большинстве своих творений, в конце певица оставляет надежду на лучшее, говорит о любви к жизни.

На пианино получится создать трепетную, лирическую версию песни, ноты помогут разобраться со сложными частями мелодии.

Источник

Ноты для фортепиано

Ноты для фортепиано

Об инструменте

История

Предшественниками фортепиано являлись клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости (что относится только к клавесину), что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости).

Фортепиано (англ., франц. piano; нем. Klavier) — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. На звучание фортепиано большое влияние оказывает его конструкция, с XVIII в. претерпевшая значительные изменения. Фортепиано состоит из акустического аппарата (резонансная дека, струнная одежда), клавишного механизма, опорных конструкций (футор, металлическая рама, вирбельбанк). Сложная система рычагов механизма позволяет передать усилие от играющего через клавишу к молоточку, удар которого по струне производит звук. Современный диапазон фортепиано — 7 ⅓ октав (88 клавиш).

Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори (1655—1732), с 1698 г. работавший над созданием молоточкового механизма для клавесина (официальная дата — около 1709 г.). В 1711 г. механизм был подробно описан Сципионом Маффеи в венецианском журнале «Giornale dei letterati d’Italia». Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), — пианофорте — а впоследствии закрепилось название фортепиано. В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано — молоточек, шпиллер, шультеp, фенгер, демпфеp. Изобретение Кристофори положило начало развитию механики английской системы. Другие виды механики были разработаны Мариусом во Франции (1716) и Шрётером в Германии (1717—1721).

В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн. Над клавишным механизмом в разное время работали К. Г. Шрётер, И. А. Зильберманн, И. А. Штейн, И. А. Штрейхер, И. К. Цумпе, А. Беккерс, С. Эрар, Ю. Блютнер, Дж. Бринсмид.

В 1721 г. немецкий музыкант и педагог Готтлиб Шрётер (1699—1782) изобрёл принципиально другой механизм, в котором молоточек, укреплённый на конце клавиши, подбрасывался и ударял по струне (Prellmechanik). Во второй четверти XVIII в. производством фортепиано начинают заниматься немецкие органные мастера, из которых наиболее известны И. Штейн и Г. Зильберманн. Иоганн Андреас Штайн (1728—1792), ученик Г. Зильбеpманна (1683—1734), реализовавшего идею Г. Шрётера, в 1770 г. усовершенствовал этот механизм. Теперь пианист мог с большей лёгкостью исполнять виртуозные произведения, однако существенным недостатком была слабая репетиция. Механизм Штайна (Prellzungenmechanik) получил название «венского» или «немецкого» и был в употреблении практически без изменений вплоть до второй четверти XIX в.

С 1750 -х гг. в Лондоне Иоганн Кристоф Цумпе (1735—1800) стал делать четырёхугольные фортепиано, снабжая их немного изменённым механизмом Кристофори.

С 1760-х гг. фортепиано широко распространяется во всех европейских странах, в том числе в России.

Себастьян Эрар изобрёл механику «двойной репетиции», которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии с полухода клавиши. В механике английской системы такое повторение было возможно лишь при полном поднятии клавиши, а значит — при этом демпфер успевал заглушить струну.

В России фортепианное дело было прежде всего связано с Петербургом. Только в XVIII веке там работало свыше 50 фортепианных мастеров. На развитие фабричного производства фортепиано первой половины XIX века повлияла деятельность первого российского фортепианного фабриканта, поставщика императорского Двора английского мастера Г. Феврие, немецких мастеров И.-А. Тишнера, К.-И. Вирта, А.-Х. Шрёдера, И.-Ф. Шрёдера и, с 1840 г., бельгийца Г.-Г. Лихтенталя[3]. На сегодняшний день известны имена более 700 фортепианных мастеров, работавших в России до революции 1917 г. Этими исследованиями, а также вопросами атрибуции и экспертизы фортепиано занимается кандидат филологических наук, фортепианный мастер С.-Петербургской консерватории М. В. Сергеев. Им подготовлен «Иллюстрированный каталог музыкальных фирм России 1725—1918».

В середине XIX века в Германии открылись фабрики Ю. Блютнера, К. Бехштейна, в США — Стейнвей и сыновья, долгие годы не имевшие себе равных. С 1828 года по сей день в Австрии (Вена) существует фортепианная фабрика Bösendorfer — старейшая из ныне действующих.

В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное фортепиано.

Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 г. (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта.

Датировка фортепиано

С начала изобретения фортепиано и по сегодняшний день во всём мире работали более 20 000 фортепианных мастеров и фирм, выпускавших рояли и пианино. Каждый инструмент маркируется собственным серийным номером, по которому можно определить год выпуска фортепиано.

Как правило, номера ставятся на чугунную раму вверху, в районе её крепления к вирбельбанку. У фортепиано производства ГДР номера ставились на молоточках в крайнем правом регистре.

У фортепиано XIX — начала XX веков номера часто ставились на внутренней боковой стенке или на резонансной деке.

Дополнительным фактором, позволяющим датировать год выпуска фортепиано, может быть номер механики.

Разновидности

Современный диапазон фортепиано — 7 ⅓ октав (88 клавиш).
Фортепиано делятся на рояли — инструменты с горизонтальным расположением струн — и пианино с вертикальным.

Первое известное вертикальное фортепиано приписывается К.-Э. Фридеричи (Гера, Германия), создавшему его в 1745 г. Однако уже в 1742 году из мастерской Иоганна Зохера (нем. Johann Söcher) в Зантхофене (Бавария) вышел подобный инструмент, а в 1748 году такие же инструменты делал и Г. Зильберманн.

Разновидности вертикальных фортепиано — пирамидальное, пиано-лира, пиано-бюро, пиано-арфа и др. С середины XIX века выпускаются только пианино и рояли.

Устройство фортепиано

Действие фортепианной механики

Педали

В современных фортепиано присутствует две или три (реже ― четыре) педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами. Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и приглушённым за счёт вибрации освободившихся струн хора.

Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) педаль у рояля служит для задержки избранных демпферов в поднятом состоянии. Демпферы, находящиеся в момент нажатия средней педали в поднятом состоянии, блокируются и остаются поднятыми до снятия педали. Остальные демпферы при этом продолжают вести себя как обычно, в том числе, в отношении основной правой педали. Сегодня эта педаль присутствует у большинства роялей и отсутствует у большинства пианино. Встречаются пианино, в которых средняя педаль сдвигается влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью. Также «средняя» педаль иногда применяется для имитации звука клавесина. Принцип работы такой же, но на ткань крепятся металлические «пятачки», которые ударяют по струнам в момент нажатия клавиши, и звук получается металлический, похожий на клавесин. В частности эта техника применялась на пианино «Аккорд», выпускавшемся в СССР.

Игра на инструменте

Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с оркестром (например, в концертах для фортепиано с оркестром). Игра на фортепиано — занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи.

Выдающиеся пианисты XX века — Сергей Рахманинов, Иосиф Гофман, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Владимир Горовиц, Артур Рубинштейн, Гленн Гульд и другие.

Техническое обслуживание, настройка и условия содержания

Фортепиано требует правильных условий содержания, а также регулярной настройки, так как с течением времени натяжение струн инструмента ослабляется. Периодичность настройки зависит от класса инструмента, качества его изготовления, его возраста, условий содержания и эксплуатации. Настройка, как правило, производится не самим исполнителем, а специалистом — мастером-настройщиком фортепиано.

Клавишные музыкальные инструменты (фортепиано) оснащены сложным механизмом и тщательно отделанным полированным корпусом. В связи с этим они нуждаются в бережном и умелом обращении при транспортировании, содержании их в определённых условиях и в постоянном уходе. Основными причинами, вызывающими различные дефекты и неисправности непроизводственного характера в инструменте являются:

  • толчки и сотрясения в ходе перевозки,
  • негативное влияние высоких температур,
  • чрезмерная влажность или сухость воздуха,
  • неумелое обращение с инструментом в процессе настройки, регулировки и/или ремонта.

Соблюдение правил содержания и ухода за фортепиано обеспечит сохранение акустических характеристик (звучания), его игровых качеств и внешней отделки инструмента на длительный срок. После доставки на квартиру потребителя новый или подержанный инструмент следует проверить, при необходимости отрегулировать его механизм и настроить. В связи с тем, что сила натяжения струн пианино или рояля достигает 20 тонн, возникают значительные напряжения в чугунной раме и деревянных деталях корпуса. По мере постепенного выравнивания этих напряжений инструмент по истечении значительного времени приходит в устойчивое состояние. Вдобавок ко всему, игра на новом инструменте ведёт к постепенному уплотнению сукна механизма и сопровождается вытягиванием струн. Именно поэтому новое пианино в течение первого года использования необходимо не менее двух раз повторно настроить и отрегулировать. Древесина и сукно, применяемые для изготовления пианино и роялей — гигроскопичны: они могут разбухать или усыхать в зависимости от перепадов влажности воздуха. В целях предохранения фортепиано от неисправностей рекомендуют хранить его в нормальных условиях, которыми являются температура воздуха от +12 С до +25 С и влажность воздуха 42 %. В зимнее время года пианино, попадая с улицы в жилое помещение, подвергается воздействию резкой перемены температуры и влажности. В этом случае не следует открывать клавиатурную и верхнюю крышки в течение суток, чтобы механизм и другие внутренние части фортепиано прогревались постепенно до комнатной температуры. Наружные поверхности инструмента могут при этом «отпотеть», то есть покрыться влагой. Влажные поверхности не следует вытирать, необходимо подождать пока они подсохнут. После просушки инструмента его необходимо тщательно протереть сухой мягкой шерстяной или фланелевой тряпкой, особенно все металические части.

Для сохранения инструмента в исправном состоянии необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не ставить инструмент у холодных и сырых стен, возле печей и отопительных приборов.
  • Регулярно, не менее раза в год, настраивать инструмент и чистить его механизм от пыли, для чего следует приглашать мастера-настройщика. Неумелая настройка и регулировка могут вызвать серьёзные дефекты в инструменте!
  • При обтирании пыли с полированных частей инструмента пользоваться только сухой мягкой ветошью.
  • Следить за чистотой клавиатуры; загрязнившиеся клавиши надо протирать слегка влажной тканью, следя, чтобы вода не протекала между клавишами, а затем вытирать клавиши насухо.
  • После окончания игры обязательно закрывать клап (крышку) клавиатуры.

В настоящее время в Европе для обеспечения сохранности фортепиано повсеместно — в концертных залах, учебных заведениях и частных домах, — используют приборы контроля влажности, увлажнители и регуляторы влажности. Система климат-контроля поддерживает постоянную температуру и влажность внутри инструмента и хорошо оправдывает себя, продлевая срок его эксплуатации в 2—3 раза. Утверждения некоторых фирм о «лицензированной установке» — исключительном праве на продажу — не подтверждаются европейской практикой.

Источник

Читайте также:  Мне моя матушка говорила ноты для фортепиано
Оцените статью