Может ли преподавать фортепиано

Профессиональная переподготовка преподавателей фортепиано

Специфика

Преподаватели по классу фортепиано чаще всего трудятся в детских школах искусств и музыкальных школах. Они занимаются эстетическим развитием подрастающего поколения во внеурочное время, а самых талантливых воспитанников выводят на определенный уровень, после чего те могут продолжить свое обучение в музыкальных колледжах и консерваториях. После профпереподготовки педагоги могут выполнять такие основные задачи:

  • реализация общеразвивающих образовательных программ;
  • работа в классе фортепиано;
  • разработка новых методик преподавания;
  • проведение исследований и написание научных работ.

Педагог обязан знать нормативно-правовые основы деятельности системы дополнительного образования в РФ, а также уметь составлять учебные планы. Но все это теряет смысл, если преподаватель не владеет методиками передачи своих навыков учащимся. Поэтому профессионалу необходимо знать, как научить воспитанника работать над гаммами, арпеджио, кантиленой, аппликатурой и штрихами, как правильно использовать педаль. Ему необходимо отработать наиболее подходящие техники развития крупной и мелкой моторики юного пианиста, научить исполнять правильно подобранные композиции соло и в составе ансамбля.

Если музыкант имеет среднее профессиональное или высшее образование по иному направлению, то преподавать фортепиано в ДШИ и ДМШ он не сможет, даже уверенно владея этим инструментом. Чтобы получить такое право, ему необходимо пройти соответствующий курс переподготовки трудоемкостью как минимум 250 академических часов, а лучше – гораздо более объемный, чтобы как следует закрепить все умения.

Программы

Учебный план программы подготовки преподавателей фортепиано составляют с учетом всех особенностей будущей профессии. С одной стороны, выпускник должен профессионально владеть инструментом, с другой – уметь передавать знания своим воспитанникам, разбираться в психологии, мотивировать к дальнейшему развитию и настраивать перед ответственными выступлениями. Педагог должен быть для своего ученика настоящим наставником, а не просто человеком, отрабатывающим свою зарплату.

Остановимся на нескольких основных дисциплинах, которые изучают на курсах профессиональной переподготовки преподавателей фортепиано:

  • способы диагностики музыкальных способностей;
  • общая теория обучения и воспитания;
  • педагогика и психология преподавания музыкальных дисциплин;
  • гармония, полифония;
  • сольфеджио;
  • элементарная теория музыки;
  • основы композиторской деятельности и творческого музицирования;
  • современные методики обучения игры на фортепиано;
  • исполнительское мастерство и особенности психологии исполнительской деятельности.

Кроме того, на курсах учат анализировать и подбирать наиболее эффективный материал, работать над музыкальным произведением и психологически готовиться к концертному выступлению. Также не помешает преподавателю умение настраивать и осуществлять мелкий ремонт музыкальных инструментов. Отдельная тема – работа с одаренными детьми и детьми с ОВЗ.

Топ очных курсов

Очное и очно-заочное обучение преподавателей по классу фортепиано проводят в педагогических университетах, консерваториях и музыкальных училищах. Как правило, это объемные программы, предусматривающие крупные блоки теоретических дисциплин и отработку практических навыков работы с инструментом. Если специалист хочет заметно вырасти в профессиональном плане, ему лучше работать непосредственно с высококлассными педагогами. В табличке ниже перечислены учебные заведения, где предоставляют качественные образовательные услуги.

Название и расположение учебного заведения Особенности программы Стоимость обучения
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева (Чебоксары) Вуз организует курс профпереподготовки «Теория и практика преподавания фортепиано». Трудоемкость программы 1080 академических часов. Обучение проводится в очно-заочной форме: 3 сессии по одной неделе плюс самостоятельная работа слушателей. Дата начала учебы зависит от комплектования группы. Занятия ведут лучшие преподаватели ЧГПУ, в т.ч. с учеными степенями и званиями. 20500 рублей
Забайкальское краевое училище искусств (Чита) В училище совместно со специалистами ДМШ и ДШИ разработали и реализуют программу переподготовки «Преподаватель по классу общего фортепиано». Курс проводится в очном формате с использованием электронных ресурсов и имеет трудоемкость 272 академических часов, из них 96 часов педагогическая практика (стажировка). Занятия длятся 2 года (4 сессии) с нормой учебного времени по 12 часов в неделю. 12000–15000 рублей за одну сессию, 48000–60000 за весь курс
Новокузнецкий областной колледж искусств Организация предоставляет возможность педагогам учреждений дополнительного образования расширить спектр своей профессиональной деятельности и пройти курс переподготовки «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов), в том числе получить квалификацию преподавателя фортепиано. Объем программы более 500 академических часов, проводится она в очно-заочной форме без отрыва от работы на протяжении 1 года 10 месяцев. 160400 рублей
Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского (Екатеринбург) На базе Центра дополнительного профессионального образования консерватории проводит курс переподготовки «Фортепиано» с присвоением квалификации концертмейстера и преподавателя. Программа рассчитана на 908 академических часов и проводится в очно-заочной форме (4 семестра). Ведущие преподаватели вуза учат слушателей работать с сольными исполнителями и фортепианным ансамблем, уделяя большое внимание развитию практических навыков и умений. 25000–35000 рублей за семестр (сессию)

Главный недостаток очного обучения, при всех его неоспоримых достоинствах, – его стоимость для слушателей. И речь идет не только о самой цене курса, которая весьма высока. Затраты на переезд, проживание в гостинице или общежитии, питание в столовых могут заметно превышать расходы на учебу. Поэтому на стационарные курсы записываются обычно жители крупных городов и пригородов или же очень настойчивые музыканты, стремящиеся добиться успеха.

Дистанционное обучение

В последние годы активно развивается дистанционное обучение, и стать преподавателем фортепиано можно в удаленном формате. Для этого придется проявить все свои лучшие качества, среди которых усердие и терпение, быть готовым к большому объему самостоятельной работы, общению с преподавателями по Skype или в форуме. Среди учебных центров, предоставляющих такие услуги, можно отметить:

  • Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки (Ростов-на-Дону) проводит дистанционную переподготовку по программе «Преподаватель фортепиано». Учебный план рассчитан на 600 академических часов (6 месяцев обучения), поскольку, по мнению экспертов академии, качественно изложить все нужные дисциплины за более короткий срок невозможно. Теоретические вопросы прорабатываются на вебинарах или видеолекциях. Для рассмотрения практических аспектов исполнительской техники собирают небольшие учебные видеоролики от лучших пианистов страны и транслируют их в системе удаленного обучения. Стоимость курса – 14000 рублей.
  • Межрегиональная Академия дополнительного профессионального образования (Москва) обеспечивает кадрами детские музыкальные школы России, реализуя сертифицированный и соответствующий ФГОС курс профпереподготовки «Учитель фортепиано». Программа составлена с учетом опыта ведущих музыкальных учебных заведений столицы. Ее трудоемкость варьируется от 250 до 502 академических часов в зависимости от уровня начальной подготовки слушателя. Заявки принимают по электронной почте, обучение ведут в дистанционной форме через специализированный портал МАДПО. Промежуточный контроль знаний – путем самопроверки (интерактивное тестирование), а для получения диплома необходимо пройти итоговую аттестацию.
  • Образовательный центр «Учитель-педагог.ру» (Москва) ориентируется на дистанционную подготовку своих слушателей. Курс «Педагог по фортепиано» соответствует ФГОС и прошел проверку государственных органов. Учитывая собственный стартовый уровень подготовки, участники выбирают подходящий объем учебной программы (от 280 до 502 академических часов). Взаимодействие с преподавателями осуществляется в удаленном формате, все необходимые методические материалы размещены на учебном портале, куда слушатель получает доступ после подачи документов и внесения оплаты.
  • Единый центр дополнительного профессионального образования (Москва) – это опытные педагоги и проверенные временем программы, которые постоянно актуализируют. Курс профпереподготовки «Педагогика дополнительного образования. Преподаватель по классу фортепиано» рассчитан на 556 академических часов (14 недель при режиме занятий 8 часов в день). Чаще всего слушатели выбирают более удобную и доступную по цене дистанционную форму обучения, хотя, при желании, можно пройти курс и очно, если наберется группа. Лекции доступны в PDF-формате, их можно скачать на компьютер или изучать в онлайн-режиме.
  • Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки (Волгоград) имеет широкий выбор дистанционных курсов для сотрудников детских музыкальных школ и детских школ искусств. Так, программа «Преподаватель фортепиано» представлена в трех вариантах: 264-часовом (12860 рублей), 520-часовом (16000 рублей) и 1050-часовом (24000 рублей). При этом по окончании двух наиболее трудоемких курсов присваивают соответствующую квалификацию. Участники на протяжении всего обучения поддерживаются специалистами академии и могут получать необходимые консультации ежедневно.

Заработная плата преподавателя фортепиано в музыкальных школах и школах искусств зависит от места жительства, нагрузки и педагогического стажа сотрудника. В среднем по стране получается около 37 тысяч рублей, хотя в некоторых регионах (Удмуртия, Пермский край, Республика Саха, Бурятия) может быть и вдвое выше. Если воспитанники добиваются успеха, занимая призовые места на конкурсах, преподаватель получает надбавки и премии. Многие педагоги подрабатывают репетиторством, чтобы повысить уровень своего дохода.

Источник

Специфика работы преподавателя игры на фортепиано

Разделы: Музыка

В этой работе хотелось бы поделиться своими наблюдениями и 34-летним опытом работы в музыкальной школе.

Достижения музыкального образования в нашей стране широко известны и признаны во всем мире. Но жизнь идет вперёд и предъявляет к музыкантам всё возрастающие требования. Перед нами, музыкантами-педагогами, стоят нелёгкие задачи: воспитывать массового слушателя, повышать его культуру и приближать профессиональную музыкальную школу к требованиям жизни.

В последнее десятилетие к великому нашему сожалению интерес к классической музыке несколько снизился. Мир, в котором живут сегодняшние дети, полон насилия. Равнодушие, жестокость, показ “дешёвых” сериалов – всё это наносит огромный ущерб детской психике. Век компьютера и Интернета оттеснил живое исполнение на второй план. Почти нет конкурса для поступления в музыкальную школу, берем практически всех, недобор абитуриентов в музыкальные училища. Родители одаренных детей выбирают им другой путь – престижные вузы и получение хорошо оплачиваемой специальности. Поэтому наша главная задача – духовная направленность нашей деятельности: знать, о чем думает ученик, что делает, а наше общение – это связь с ребёнком через язык музыки.

Первая встреча педагога с учеником – волнующий момент. Для ребенка это впечатление бывает решающим. От того, как выглядит учитель (даже внешне), манера общения, умение расположить ребёнка к себе, понравиться ему и заинтересовать музыкой – очень важно для обеих сторон. Уже на первых уроках беседую с учеником на самые разнообразные темы, определяю степень подготовки, отношение к музыке, узнаю о семейной обстановке, о его времяпрепровождении. Все это подсказывает наилучший для начала метод работы с ним. Рассказываю о нашей школе, о предстоящих занятиях, поём знакомые песенки. И если вижу радостные глаза ребенка и его желание прийти на следующий урок – это уже для меня маленькая победа. На следующих уроках занимаемся подбором на слух простых песен – развиваем слух. Знакомимся с фортепиано, его возможностями, изучаем нотную грамоту и штрихи. Большое значение имеет слушание музыки. Произведения, как правило, доступны по содержанию и форме. Например:

Майкапар “Маленький командир”;
Чайковский “Болезнь куклы”;
Кёрнер “Малыш”;
Моцарт “Менуэт” и другие.

В этот период надо не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям. Ученик верит учителю и через него ещё больше любит музыку. Если учитель, показывая простую песенку, сам поддаётся её обаянию, ему легче передать это настроение ребёнку. А у него, в свою очередь появляется интерес сыграть, и не просто сыграть, пусть неумело, но по-своему, донести смысл музыки.

Это пробуждение инициативы – первый успех в работе и правильный подход к ученику.

Одна из особенностей игры на фортепиано состоит в том, что исполнитель один, без помощи сопровождения, должен охватить все элементы музыкальной ткани, донести до слушателя, как крупный план, так и мельчайшие детали замысла композитора. Можно сказать, что в руках пианиста заключен целый оркестр, в котором он и дирижёр, и исполнитель всех партий. Поэтому, чтобы выполнить эти задачи у пианиста должна быть хорошая координация рук – над этим работаем на протяжении всего периода обучения в школе.

Основой системы исполнительских навыков является звукоизвлечение. Необходимо стремиться к тому, чтобы пальцы “пели”, звук “тянулся”, был глубоким и полным. С первых шагов обучения у ребенка должны развиваться музыкальные представления, воспитываться художественный вкус. Когда мы говорим “красивый звук” – это значит звук живой, полный. Наиболее важным в овладении навыками звукоизвлечения является “подготовка рук” к исполнению. “Приготовиться” – значит заранее представить себе характер звучания.

“Приготовить руки” – то же, что взять дыхание в пении.

С первых же уроков учеников надо приучать к точной аппликатуре: важно взять верную ноту и именно соответствующим пальцем. Небрежность в отношении аппликатуры входит в привычку и с трудом искореняется. Поэтому аппликатура должна быть проанализирована преподавателем в соответствии с намеченной фразировкой и характером.

Исполнение музыкального произведения – это сотворчество с композитором. Пьеса “живёт”, когда она озвучена в соответствии с её замыслом. Задача исполнителя не только “прочитать” текст, но и проникнуть в сущность нотной записи. Чтоб удивить кого-то – надо самому удивиться. Процесс работы над произведением происходит следующий путь: от эскизного воспроизведения до постепенного вырисовывания замысла. Огромную роль играют здесь словесные указания преподавателя и наглядный показ произведения.

Объясняю материал и общаюсь с учеником в зависимости от его возраста. В младших классах сочиняем стихи, придумываем небольшие рассказы, дети с удовольствием рисуют услышанное. В старших – опираемся на знания из музыкальной литературы, гармонии и сольфеджио. Процесс разучивания музыкального произведения сложен и трудоёмок.

Наиболее существенным является правильное прочтение текста. Использую несколько способов:

  • исполняю пьесу, рассказываю о ней, а затем с учеником разбираем текст на уроке;
  • потом тоже самое, но разбор даю на самостоятельность;
  • полностью самостоятельное прочтение текста, а затем проверяю работу на уроке.

Наблюдая за учениками, отмечаю, что каждый ученик индивидуален и разбор зависит от знаний, подготовленности, его эмоциональности. Для большинства главная цель – сыграть от начала до конца, не заставляя себя обдумывать проигранное. А наша главная задача – научить учеников самостоятельно мыслить и работать. Поэтому необходимо знакомить со строением музыкальной речи, будить творческую фантазию, кропотливо работать над деталями, уметь вычленить технические трудности, приучать ученика вслушиваться в исполняемую музыку. Наконец произведение выучено наизусть, тщательно разобрано и наступает последний, заключительный этап работы – найти художественный образ и отразить его в исполнении.

Задача музыки – не точное описание, а пробуждение чувств. Их нельзя изобразить, их надо пережить. Необходимо постараться передать поэтическую атмосферу произведения, вникнуть в мелодию, форму, гармоническое строение и другие средства выразительности. Важно чувствовать живой пульс исполнения, дыхания, цезуру.

Музыка – искусство, развивающееся во времени, поэтому важно найти кульминации частей и всего произведения в целом. И одно из самых важных моментов – воспитать правильное отношение к публичной игре. Выступление – это очень серьёзно. Ученикам разъясняю, что он несет ответственность перед слушателями, автором произведения, перед самим собой, своими педагогами.

Очень важен выход на сцену: отрабатываем перед концертом умение правильно и достойно выйти, поклониться (поздороваться со слушателями), настроиться (мысленно проиграть одну фразу), а затем после исполнения опять поклониться (поблагодарить слушателей) и уйти. На репетициях отрабатываем это по несколько раз.

Наши ученики – активные пропагандисты музыки в нашем городе. Каждый год проводим немало концертов для учеников и преподавателей общеобразовательных школ города, воспитанников детских садов, для приюта “Надежда”, населения города. Тематика самая различная:

  • “музыка вокруг нас”;
  • “музыкальные жанры”;
  • “как слушать и понимать музыку”;
  • “с днем рождения республика моя”;
  • “Чайковский – певец русской души”;
  • “программно – изобразительная музыка”.

В заключении хочу сказать, что музыка является важнейшей составной частью духовной жизни человека. И то, как мы воспитываем подрастающее поколение, будет зависеть насколько интересен, человек, как богат будет его духовный мир и мировоззрение. И мы, педагоги – музыканты, несём ответственность за свою педагогическую и воспитательную деятельность.

  1. Е.М. Тимакин. “Навыки координации в развитии пианиста”.
  2. Е.М. Тимакин. “Воспитание пианиста”.

Источник

Оцените статью