Можно ли использовать семиструнную гитару как шестиструнную

Царица праздника семиструнная гитара

Известная каждому семиструнная гитара становится лучшим гостем на любом празднике. На этом музыкальном инструменте с почти равным успехом играет новичок и виртуоз. Русская семиструнная гитара известна жителям нашей страны минимум с конца XVIII века. С тех пор музыка под перебор семи струн, романсы и народные песни радуют слух наших соотечественников и любителей музыки всего мира. Сегодня игру на семиструнной гитаре считают народной.

Происхождение семиструнной гитары

По легендам инструмент был изобретен нашим соотечественником Андреем Осиповичем Сихрой. Считается, что он сам написал для нее более 1000 музыкальных произведений. Под аккомпанемент семиструнки десятилетиями звучали русские романсы. В XIX веке старинный инструмент оценили цыгане, которые привезли аксессуар в Южную Америку, подарив второе наименование – «цыганская». Очевидные отличия шестиструнной гитары от семиструнной заключаются в увеличении числа струн на одну нижнюю басовую. Это сокращает варианты исполняемых произведений, но позволяет воспроизводить камерные народные произведения и сложные композиции. Она словно специально создана для русских народных песен.

Впервые на публике перебор струн инструмента произошел в 1793 году. Небольшой концерт состоялся в городе Вильно. Чуть позже Сихра перебрался в Москву, куда он привез и свое произведение.

Другая точка зрения приписывает создание семиструнки уроженцу Чехии Игнацу фон Гельду. Он работал в те же года, что и Сихра в Санкт-Петербурге, Москве. Именно чешский музыкант, преподаватель написал учебное пособие по семиструнной гитаре, преподнеся свой труд Императрице Елизавете Алексеевне.

Читайте также:  Boney m daddy cool ноты

Инструмент стал очень популярным и известным. На нем мог играть как простой мастеровой, так и дворянин.

Сегодня этот струнный инструмент на профессиональной сцене используется достаточно редко. Его применяют барды, исполняя баллады, песенные композиции. Семиструнную гитару выбирали Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Пол Маккартни. Она солирует при исполнении произведений русских композиторов. Звуковой ряд нот отличается романтичностью, мелодикой.

В наше время появилась семиструнная электрогитара. Дополнительная басовая струна извлекает глубокий, яркий звук, формирует оригинальные обновленные аккорды. Они отличаются измененной аппликатурой, служат основой уникального и непривычного для классических видов звучания. Приспособление популярно среди экстремально тяжелых видов музыкальных произведений: экспериментальный метал, джент, различные коры.

Разновидности

За десятилетия развития производители предлагали музыкантам различные разновидности «семиструнки». Всего выпускается три вида гитары.

Большая

Особенность – стандартный размер, характерный для классических моделей. Размер звучащей части струны (мензуры) составляет 650 мм.

Терц-гитара

Имеет несколько меньший размер. Мензура в такой модели – 585 мм, что обеспечивает си-бемоль-мажорное звучание. Относится к списку транспонирующих инструментов, строится ниже на малую терцию. Нотный ряд отображается на тон ниже стандартного. Разница при записи тональности До-мажор в перекладке для терц гитары в Ля-мажор.

Кварт-гитара

Имеет малые размеры. Длина мензуры составляет только 550 мм.

Устройство и комплектация

Русская семиструнка отличается устройством конструкции. В этом музыкальном инструменте используются только металлические струны.

Барабан: материал, компоненты

Корпус или барабан выполняется предпочтительно из натуральной древесины. Томный, глубокий звук формирует полый корпус. Внутри устанавливаются деревянные деки. Они размещаются в соответствии с системой Шерцера, которая предполагает параллельное крепление, создавая ребра жесткости.

Корпус изготавливается из двух деревянных дек, соединенных боковыми обечайками. В центре размещается круглое отверстие, называемое розеткой. Прямо под ней устанавливаются кнопки и струны. Верхняя дека выполняется полностью ровной. Нижняя имеет немного выпуклую поверхность.

Гриф: материал, компоненты, крепление

Отличительной характеристикой русской 7-ки считается способ изготовления и крепления грифа. С барабаном его соединяют винтовые элементы. Путем подкрутки винтов на разный уровень порожек натяжения струн устанавливается на разной высоте, формируя оригинальный звуковой ряд. Чем выше установлен порожек, тем большие усилия требуются при переборе. За счет регулировки высоты удобно настроить семиструнную гитару в зависимости от предпочтений исполнителя. На ладах часто устанавливаются кружочки из перламутра или кости, которых может быть в пределах 19-24.

Как подобрать струны

Национальный русский инструмент оборудован только металлическими элементами. В зависимости от толщины, встречаются следующие наименования:

  • самая тонкая – квинта;
  • секунда – средней толщины;
  • с максимальной толщиной – терция.

На последующих выполняется шелковая обмотка. Поверх нее наматывается металлическая канитель. Каждая последующая струна отличается более низким тоном. Строй и звучание проверяют, играя на струне. Изменение тональности проводится при подкрутке колков. Помочь в настройке может камертон.

Альтернативой раньше были жильные струны. Чаще всего натягивались на дорогие модели ручной работы. В последнее время металл иногда заменяется нейлоном. Это не очень сильно влияет на качество звука.

Музыкальные свойства

Дополнительная нижняя басовая струна формирует оригинальную тональность музыки. Формируется камерное бархатистое звучание, подчеркивающее мелодику песенных композиций.

Строй

За счет введения или русским, или чешским музыкантом дополнительной струны формируется оригинальный строй – на октаву ниже традиционного звучания шестиструнной классики (от Ре первой октавы до Ре большой октавы для большой модели). Кварто-терцевый строй формируется в тональности, выполняемой в мажорном звучании, относится к типу смешанных. Диапазон звуковых высот располагается от части большой октавы, через малую, первую и до части второй. Всего охватывает три полных октавы.

Настройка

При настройке оценивается звучание струны по сравнению с двумя, расположенными рядом. Одна из соседних остается при настройке открытой. Вторая зажимается, устанавливается на определенный выбранный лад. Опорной становится первая. С нее и начинается регулировка.

Важно! Каждый лад на грифе должен быть на полтона ниже соседнего.

Также настройка может выполняться по тюнеру.

Тональность

Учитывая основную задачу семиструнки (исполнять русскую национальную музыку), изначально основной тональностью стала мажорная. Самая легкая в этом ряду – мажорная Соль. Субдоминантой и доминантой являются мажорные До и Ре. Также используются в минорном ряду от Ми до До. Остальные тональности для русской семиструнной гитары сложны.

Отличия семиструнной гитары от шестиструнной

Русская или цыганская гитара сегодня не очень сильно отличается от своего прообраза – модели с 6 струнами. Ключевой особенностью, как уже упоминалось, является введение дополнительного баса в нижнем ряду, который настраивается в Си контроктаве.

У приспособлений принципиально разный вариант строя:

  1. Шестиструнка укладывает следующим порядком: ми, си, соль, ре, ля, ми. Что является квартовым строем.
  2. У семиструнки используются иной уклад: ре, си, соль, ре, си, соль, ре. Такой вариант строя называется терцевым. Для настройки применяется камертон Ля. Если камертона нет, при регулировке применяется фортепианный звук Ре. Может использоваться баян.

Внимание! Большая часть современных композиций написана для шестиструнки.

Существенные отличия наблюдаются у электрогитар с 6 и 7 струнами на грифе. Нижний бас особенно ценится исполнителями тяжелого металла. В этом случае путем подключения усилителя аккорды для семиструнной гитары становятся яркими, глубокими, насыщенными.

Игра на семиструнной гитаре

Первый урок игры на семиструнной гитаре начинается с получения базовых навыков. Большую роль играет правильная посадка музыканта, как он размещает руки, умеет ли правильно выполнять настройку музыкального ряда.

Техника игры

Играть удобно только сидя. Рекомендуется обязательно подбирать правильно стул, высота которого должна соответствовать росту музыканта. При укладке на ногу верхнее полотно несильно упирается в грудь, располагается на уровне плеча. Играющая рука, обычно правая, упирается в широкую часть корпуса.

П оложение тела должно быть устойчивым. Для повышения уровня этой характеристики под ногу, на которую укладывается приспособление, подставляется невысокая скамейка. Для правшей она устанавливается под левую ногу. Левшам удобно ставить под правую. Вторая нога немного отставляется в сторону.

При исполнении на басовые струны размещается большой палец. Остальные пальцы, кроме мизинца, не принимающего участия в игре, движутся по направлению к ладони. Большой палец, не попадая на них, движется навстречу. Чаще всего извлечение звука происходит у нижней части розетки.

Упражнения

При выполнении упражнений на начальном этапе игра ведется на открытых струнах. Такой метод помогает освоить извлечение звуков ударом большого пальца по струнам. Левая рука первое время остается опущенной вдоль тела. Тренировка направлена на развитие навыков активно играющей руки. Ее большой палец устанавливается на 7 струну. Указательный располагается на третьей, средний – на второй, а безымянный – на первой. Чтобы начать играть, потребуется слегка нажимать на струну. Тем временем большой палец соскальзывает вниз, перемещаясь на струну ниже. Одновременно извлекают звуки из «своих» струн остальные пальцы.

Упражнения повторяют, перемещая большой палец до 4 струны. Рекомендуется отрабатывать навыки до тех пор, пока пальцы не запомнят порядок движений.

Аккорды для семиструнной гитары

Начинающие музыканты при обучении могут использовать следующие аккорды:

  1. С, при котором большой палец размещается на второй струне первого ряда. Трезвучие, которое извлекается при использовании баррэ, располагается на первом ладу.
  2. При аккорде G играется со свободной левой рукой по пустым струнам.
  3. Большой палец зажимает 6 басовую струну, когда исполнитель берет аккорд Е.

Могут использоваться Am, Dm, F и H. Расположение пальцев при выполнении указывается в таблице, с которой можно ознакомиться в любых музыкальных учебниках.

Источник

Можно ли использовать семиструнную гитару как шестиструнную

Пожалуйста поищите побольше информации и по возможности её добавляйте

Семистру́нная гита́ра (семиструнка, также нередко называется русской или цыганской гитарой) — струнный щипковый музыкальный инструмент, одна из разновидностей семейства гитар.

Инструмент появился в России в конце XVIII — начале XIX века. Её популярность связывают с музыкантом Андреем Осиповичем Сихрой, который для неё написал около тысячи произведений. Согласно одной из легенд, он и изобрёл этот инструмент. До Октябрьской революции семиструнная гитара в России доминировала, затем профессиональные музыканты обратились к классическому инструменту, а семиструнной продолжили пользоваться некоторые барды, а также живущие в России цыгане (откуда и название «цыганская»). Ныне она применяется, как правило, только при исполнении русских романсов. На профессиональной сцене семиструнная гитара появляется крайне редко, хотя некоторые композиторы написали для неё ряд концертных сочинений (например, «Русский концерт» Игоря Рехина)

Стандартный строй семиструнной гитары (записан на октаву выше истинного звучания)
Строй струн семиструнной гитары смешанный — терцово-квартовый: D,G,B,D,G,B,D (ре, соль, си большой октавы, ре, соль, си малой октавы, ре первой октавы), таким образом аккорд открытых струн является консонирующим (мажорный квартсекстаккорд), в отличие от шестиструнной гитары. Как и в случае с классической гитарой, ноты для семиструнной пишутся на октаву выше действительного звучания для удобства чтения.
Шестиструнную гитару можно настроить таким образом, чтобы её струны приблизительно повторяли строй семиструнной, например D,G,D,G,B,D(1 струна самая тонкая) (OPEN G)
Распространённой практикой у исполнителей на семиструнной гитаре, использующих её для аккомпанемента голосу (например, у бардов) является изменение строя для подстраивания под возможности голоса либо для регулировки силы натяжения струн. Владимир Высоцкий часто настраивал гитару на тон (иногда на полтора) ниже.

Также существуют разновидности настройки:

1. Минорный цыганский: D,G,Bb,D,G,Bb,D (Gm)
2. Минорный с басом «С»: D,G,C,D,G,Bb,D На таком строю играет Сергей Никитин
3. Мажорный с басом «С»: D,G,C,D,G,B,D — СУЩЕСТВУЕТ ОДНО ИЗ МНЕНИЙ ЧТО ЭТО «РУССКИЙ ГОРОДСКОЙ» строй семиструнки
Многие гитаристы подстраивали инструмент под себя или под свой стиль игры.

Источник

Все о семиструнных гитарах

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

История развития семиструнных гитар начинается в России в XVIII веке, до Октябрьской революции она была основным музыкальным инструментом. Иностранные музыканты, которые приезжали в СССР, не понимали смысла в добавлении еще одной струны и указывали, что все музыкальные произведения написаны для шестиструнного инструмента. Однако их возмущения были проигнорированы из-за тесной связи этой гитары с народной песней. В XX веке борьба против семиструнной гитары обострилась, и профессиональные музыканты перешли на классический инструмент, оставив ее живущим в России цыганам.

Особенности

«Цыганская», как ее прозвали в народе, гитара имеет массу отличий от шестиструнной модели:

  • ее пружины располагаются поперек верхней деки и параллельно друг к другу;
  • гриф плоский и намного тоньше, чем у других гитар;
  • корпус чаще всего выполнен в стиле итальянских гитар эпохи барокко;
  • гриф крепится к корпусу с помощью винта, благодаря чему является регулируемым и позволяет изменять высоту струн;
  • седьмая струна расширяет диапазон звуковых возможностей.

Обзор видов

Существует три основных вида «русской» гитары, различающихся своими размерами.

Большие

Мензура большой гитары целых 650 мм. Выглядит как обычная гитара.

Терц-гитары

Подобные гитары имеют средние размеры и мензуру, равную 585 мм. Она строится на малую терцию выше по сравнению с большой гитарой и является ансамблевой. Этот инструмент позволяет расширить диапазон гитарного ансамбля и улучшить его звучание.

Кварт-гитары

Этот вид гитар имеет самые маленькие размеры, длина ее рабочей части – мензуры – составляет всего лишь 550 мм. Корпус делали из древесины ели, зажиточные музыканты предпочитали липу или черное дерево, которого на кварт-гитару нужно было немного. Строй гитары на 2,5 тона выше, чем на большой.

Обычно кварт-гитары применяются в ансамбле вместе с другими видами семиструнной гитары, чтобы подчеркнуть их звучание.

Семиструнные гитары также делятся на акустические и электрогитары.

Классическая 7-струнная гитара имеет тонкий и небольшой корпус, узкий гриф, оснащена нейлоновыми струнами, обеспечивающими мягкое и насыщенное звучание. Колки инструмента отлично держат строй и позволяют проводить целый концерты, не настраивая гитару каждые 10 минут. Они изготавливаются из прочных пород дерева и подходят для исполнения композиций любого стиля.

  • Как и в акустических инструментах, в электрогитарах добавляется еще одна струна и увеличивается ширина грифа. Чаще всего они оснащаются активными и пассивными хамбакерами, изредка – фиксированным бриджем. К классическому строю добавляется базовая нота «Си», благодаря которой семиструнные гитары обрели популярность в тяжелых стилях музыки.

Выбор комплектующих

Выбор семиструнных гитар не такой большой, как хотелось бы, но даже здесь есть над чем подумать – выбрать струны, колки и другие комплектующие.

Струны – самый важный элемент в гитаре, именно от их качества зависит полнота звучания и долговечность использования инструмента. При их выборе необходимо обратить внимание на несколько моментов.

  • Степени натяжения. Натяжение может быть слабым, нормальным и твердым, оно влияет на качество издаваемого звука.
  • Цена. Дешевые струны не могут быть качественными, игра с ними не будет такой простой и легкой, а риск, что они порвутся во время важного выступления, велик. Лучше доплатить, чем переживать и отвлекаться на посторонние мысли.
  • Материал изготовления. Чаще всего первые три струны (дискантовые) делают именно нейлоновыми, ведь от них зависит яркость и насыщенность звука. Синтетические струны менее популярны, но иногда тоже используются, они отличаются особой прочностью. Басовые струны производят из углеродного волокна, а после обматываются посеребренной медью или бронзой – они прослужат очень долго, а качество звука существенно улучшается. Цена последних намного выше, чем других, поэтому они обычно приобретаются для большой сцены и профессиональных гитаристов.

Еще одна деталь, без которой невозможно нормально играть – колки. Именно благодаря им создаётся и поддерживается натяжение струн. Существуют закрытые и открытые элементы.

  • Механизм закрытых защищен от попадания влаги, пыли и любого другого механического воздействия. Это позволяет повысить срок использования.
  • Открытые колки используются чаще, ведь их удобнее обслуживать. Всегда есть доступ к механизму, и его в любой момент можно смазать.

При выборе колков необходимо обратить внимание на передаточное число – разницу количества оборотов вала со струной к количеству оборотов колка рукой. По нему можно определить, как долго придется натягивать струны перед тем, как начать игру.

Большое значение этого числа позволяет намного точнее настроить инструмент, хотя это и потребует больше времени.

Стоит заранее обратить внимание на порожки, анкеры, крепления грифа, ремня и на лады, ведь чаще всего они ломаются. Будет обидно, если на выбранную гитару не найдется комплектующих, и ее придется выбросить.

Настройка

Первое, что нужно сделать после покупки гитары, – настроить струны. Это можно сделать разными способами:

  • с помощью тюнера;
  • сравнивая со звучанием других струн;
  • по флажолетам.

Новичкам лучше всего приобрести себе тюнер – инструмент, который подключается к гитаре и через приложение показывает, какие струны натянуты слишком слабо, а какие – слишком сильно.

Если же нет лишних средств на такую роскошь, придется действовать самостоятельно. Принцип заключается в сравнении одной открытой струны с соседней, которая прижимается на определенном ладу и натягивается до того момента, пока струны не начнут звучать одинаково. Настройка начинается с первой струны, она зажимается на 7 ладу и натягивается по камертону «Ля».

Дальнейшие струны должны иметь такое же звучание, как предыдущие.

Этот способ не является идеальным, ведь не дает абсолютной чистоты звука. При настройке необходимо учитывать диаметр и материал струн. Например, для настройки басовых струн необходимо проверить арпеджированное звучание аккордов и интервалов на удаленных струнах.

Еще один вариант настройки семиструнной гитары – по флажолетам. Он известен в узких кругах профессиональных музыкантов и заключается в следующем:

  1. вторая струна натягивается и ослабляется так, чтобы в результате ее флажолет на 5-м ладу звучал в унисон с флажолетом первой струны на том же ладу;
  2. четвертая на 7-м ладу сравнивается с первой на 5-м;
  3. следующей настраивается 3-я струна, ее флажолет на 7-м ладу схож по звучанию с 4-й струной на 5-м;
  4. флажолет 5-й струны на 5-м ладу соответствует флажолету 4-й струны на 7-м;
  5. в самом конце натягивается 6-я струна – ее флажолет на 5-м ладу идентичен флажолету 7-го лада 5-й струны.

Как играть?

После того как вся важнейшая теория изучена, и 7-струнная гитара куплена, можно приступать к практике, попробовав играть на этом музыкальном инструменте. Этому можно научиться за пару недель, если заниматься раз в 2-3 дня по 30-40 минут.

Главное – терпение и желание, без них не получится научиться с нуля и освоить простейшие аккорды.

Именно изучение аккордов станет первым шагом после запоминания всех нот. Аккорды представляют собой набор звуков, которые гитара издает одновременно. Чтобы сыграть простейшую мелодию, потребуется запомнить положение пальцев для следующих сочетаний нот:

Для ля-минор необходимо зажать струны на определенных ладах. Важно, чтобы рука была максимально расслаблена, действуют только мышцы пальцев, которые зажимают струны, и большой палец. Сначала необходимо привыкнуть к такому положению, и как минимум 5 минут ничего не делать. После этого можно попробовать издать звук на каждой из струн по очереди. Бывает такое, что струны не звучат – в этом случае нужно обратить внимание на другую руку и чуть отодвинуть ее от струн. Если вместо звука дребезжание, значит, струну нужно прижать посильнее. Добиться чистого звука не так просто, но без этого двигаться дальше невозможно.

Следующая задача – научиться быстро снимать аккорд ля-минор и переходить на ре-минор, и наоборот. Придется заучить все схемы игры и постоянно проверять, правильно ли стоят пальцы. Если все получается, можно добавить аккорды E и G.

Как только получится без проблем играть заученные аккорды, необходимо добиться полного автоматизма и научиться играть их вслепую. Это последняя задача для вспомогательной руки, находящейся на грифе.

После этого можно переходить к основной – она находится на корпусе. Есть два способа извлечения звука – игра боем или перебором. Здесь возникает больше всего проблем.

Играть боем лучше всего, заглушая струны, их придерживает вспомогательная рука, чтобы ученик мог сосредоточиться на ритме. В процессе обучения игре боем лучше выбирать простые схемы – например, вниз-вверх-вниз-вверх. Когда будет отлично получаться, можно попробовать работать двумя руками одновременно, и следить за издаваемыми звуками.

Чаще всего слух новичка не позволяет услышать свои ошибки, поэтому он считает, что никаких проблем нет, и играет дальше. Основными ошибками являются слишком сильные удары по струнам и отсутствие ритма. Необходимо касаться струн с одинаковой силой и через определенный промежуток. Не всегда это получается с первого раза, но при регулярных тренировках этот процесс будет контролироваться на автомате.

Играть бой можно:

  • большим пальцем – удары вниз производятся внутренней стороной, а вверх – внешней;
  • большим и указательным – удары вниз внутренней стороной большого, а вверх – указательным;
  • указательным – при такой игре указательный палец сгибается, поверх него располагается большой, и таким образом производятся удары по струнам.

Играть перебором, значит, играть на каждой струне отдельно. Чаще всего струны дергают при помощи пальцев и ногтей, но это не дает яркого звука и контроля над игрой. Чтобы улучшить качество звучания аккордов, перебирать струны можно медиатором или специальными насадками на пальцы, которые носят названия плектры.

​​​​Всего полгода требуется, чтобы научиться играть сложнейшие музыкальные произведения на семиструнной гитаре, как профессионал. За это время нужно не только разобрать все возможные аккорды, научиться играть боем и перебором, но и тренироваться как можно чаще. Профессионалам требуется 6-8 часов в день, чтобы подготовиться к выступлению или записи диска. Лучшим вариантом станут занятия с педагогом в музыкальной школе или в кружке – там вам покажут все основы и помогут поставить руки. После этого можно создать свою музыкальную группу или просто позаниматься со знакомыми – любая тренировка будет кстати.

О том, как настроить семиструнную гитару без тюнера, смотрите в следующем видео.

Источник

Оцените статью