- LiveInternetLiveInternet
- —Метки
- —Рубрики
- —Цитатник
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Друзья
- —Постоянные читатели
- —Статистика
- Можно ли петь, не зная нот.
- Можно ли красиво научиться петь под гитару, если просто петь, без вникания в работу вокала, нот и прочего?
- Первые шаги начинающего вокалиста в вопросах и ответах. Часть 1
- Нужно ли знать музыкальную теорию, чтобы петь? [мифы о вокале]
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- ЗеброНравы (139)
- То чёрная, то белая (16)
- Бредовое aka lytdybr (79)
- Так нельзя! (48)
- Намёк на художественность (60)
- Рисунки (10)
- Проза (12)
- Стихи (11)
- Измышлизмы (23)
- Лис и Ёля (4)
- Компьютерное (6)
- Прогулки Полосатого (47)
- Петербург разный! (24)
- Города и пригороды (5)
- Петергоф (6)
- Петербург — Между Невским льдом и весенним теплом (6)
- Леса и не только (9)
- Зверики (7)
- Когда рукам не скучно (8)
—Цитатник
Про Питер. Этот город, он как насморк. Поживёшь слегка на нашем болоте, и вот у тебя уже кругл.
Что мы потеряли с появлением Интернета (из Daily Telegraph) 1. Искусство вежливого н.
Сказка для принцесс. — Принцесса! Прин-цес-саааа! — заорали под окнами. &mdas.
А без них мне и даром не нужно будущее. Моя жизнь — это мои люди. Но очень трудно быть счастливым.
Об смсках. Вот бы можно было сделать так, чтоб вроде функций в телефоне, когда можно отправи.
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Можно ли петь, не зная нот.
Понедельник, 08 Ноября 2010 г. 00:01 + в цитатник
Написано 8 ноября 2010 года на наискучнейшей лекции по СиАОД’у (проще говоря, по программированию).
В такие моменты начинаю представлять какую-нибудь историю, а потом пытаюсь её описать. Иногда история «моя» — то, что произошло когда-то со мной или могло (может) произойти.
Реже, но тоже бывает, что всё выдуманное. Это именно тот случай.
Можно ли петь,
Не зная нот?
Можно ли пить,
Не имея воды?
Утирая пот,
Бегу сквозь года,
Догоняя мечты,
Играю с судьбой.
Круты берега —
Не совладаю с рекой.
Пою, хочу. Зачем?
А вру. Сказать?
Не надо!
Не порти жизнь двоим
Вестью любви из ада.
Останемся вдвоём.
Хочу ли? Да, хочу!
Лизнёт лицо огнём
И щёки заалеют.
Всех я жить учу —
Сама, как дура, плачу.
И без меня любить умеют;
Я почему-то жду удачу.
Придёт, не жди.
Само, когда часы.
Не стоит трогать стрелки!
Пой, радуйся, иди!
Проблемы твои мелки!
Недвижимы весы.
Источник
Можно ли красиво научиться петь под гитару, если просто петь, без вникания в работу вокала, нот и прочего?
Как-то мы записывали молодую девушку, которая нигде не училась петь, но вокальные данные и тембр был на редкость приятен и симпатичен.
Столкнулись со следующей проблемой: заученную мелодическую линию она пела чисто и правильно, но когда в процессе записи мы решили немного изменить мелодическую линию песни и текст, то у нее возникли проблемы с тем, чтобы немного перестроиться на новое исполнение (не сильно отличающее от предыдущего).
У нас даже возникали трудности объяснить ей как это спеть в терцию или с глиссандо. Это действительно нелегко сделать, когда человек не понимает даже элементарной терминологии.
В итоге мы все-таки песню записали, но результат оказался не настолько хорош, как нами ожидалось (студия была оплачена только на несколько часов).
После этого случая девушка начала заниматься вокалом с педагогом и даже походила (в 19 лет) в музыкальную школу.
Спустя пару лет я будучи на городском мероприятии был приятно удивлен, наблюдая её выступающей на сцене с весьма именитыми исполнителями. Причем уровень её исполнения весьма заметно и существенно поднялся.
Поэтому кратко резюмирую, что красиво петь научиться можно, но жизнь непредсказуемая штука и неизвестно в каких коллективах и ситуациях нам придется петь. Минимальные музыкальные знания будут полезны даже исполнителю-любителю.
В целом, если пение происходит в индивидуальном порядке, без больших амбиций и для души, то красиво петь (не вдаваясь в нюансы) не должно составить труда (при условии обладания музыкального слуха и хороших природных вокальных данных).
Источник
Первые шаги начинающего вокалиста в вопросах и ответах. Часть 1
Но сначала небольшое лирическое отступление.
В этот раз я решил построить повествование в форме вопросов и ответов. К сожалению, начав писать, я понял, что вопросов может быть достаточно много и коротко ответить не получается, поэтому пост будет разбит на несколько (как минимум – две) частей.
Естественно, если будут какие-то еще вопросы – задавайте в коментах, постараюсь ответить сразу или, если вопросов наберется много, включу в очередной пост.
Вопрос: Ну хорошо, допустим, действительно, петь можно научиться. Что делать дальше?
Ответ: Ответ, как водится, поражает своей глубиной – нужно начать учиться. И, в первую очередь, решить для себя – готовы ли вы тратить на это определенное количество времени, усилий и, к сожалению, денег в течение достаточно длинного срока. Потому что, к несчастью, человек пока не умеет, как Нео в Матрице, загрузить в себя программу кунг-фу за 20 секунд и немедленно побежать спасть мир. А если вы внимательно читали предыдущий пост, то должны были понять, что пение в значительной своей части – это вопрос правильной техники, наличие определенного психическо-мышечного навыка (весьма непростого, к тому же, это вам не тройной тулуп крутить) и обучение этому навыку придется вести по старинке – путём многократных тренировок и повторений. И наиболее эффективно процесс обучения будет идти, если «тренировка» будет проводиться под руководством и присмотром вменяемого педагога.
Хотя, конечно, бывают и исключения. Многие научились петь сами, но это, как правило, не благодаря, а вопреки.
Вопрос: Я правда хочу научиться петь, но мне все-таки кажется, что слуха у меня нет совсем, и обучение будет пустой (и демотивирующей) тратой времени и сил
Ответ: Ну так давайте проверим – это очень просто. Всегда есть вероятность, что вы попали в тот небольшой процент людей без музыкального слуха вообще. Итак, включите динамики или наушники погромче. Зайдите в гугл и вбейте в поиск Пианино онлайн. В качестве альтернативы может поставить любое виртуальное пианино на свой смартфон/планшет. Открыли? Выберите любую клавишу (например, ноту До – C4 – она прямо посередине). Нажмите её и сразу после — нажмите на соседнюю черную клавишу справа (это будет до диез – C4 #) – пум-бум. Слышите, что звуки разные? Теперь нажмите два раза одну и ту же клавишу. Слышите, что звук один и тот же? Если ответ «да» на оба эти вопроса – поздравляю, слух у вас есть.
Возможно, неразвитый, возможно, кривой, скорее всего – несинхронизированный с голосом, но, определенно, есть.
Вопрос: Кустарщина какая-то. Вот в музыкальной школе меня проверяли – играли две ноты и спрашивали, какая выше – какая ниже, а еще играли ноту и просили её спеть, а еще хлопали в ладоши и просили повторить в ритм. Вердикт: слуха нет.
Ответ: Сначала мини-флэшбек – в пять лет меня так «зарезал» папа. Но я точно помню, что я просто не понимал, что такое «выше», а то такое «ниже». К счастью, он ошибся.
Теперь, собственно, ответ. В музыкальной школе задача преподавателей на вступительном экзамене не стоит в том, чтобы определить, есть ли у вас слух или нет. Их задача – набрать группу из определенного количества детей с примерно одинаковым начальным уровнем подготовки. Как и в обычной, не музыкальной, школе, преподавателям нужно, чтобы ребенок уже что-то умел на базовом уровне. Вы знаете хотя бы одного психически здорового ребенка, который, не умея читать до школы, не научился хоть как-то читать к третьем классу? Я таких не знаю. Когда говорят, «у ребенка нет слуха» или «у ребенка нет чувства ритма» это в большинстве случаев означает «у ребенка недостаточный для нашего класса уровень начального развития слуха/ритма», а вовсе не «у ребенка отсутствует музыкальный слух и путь в музыку ему закрыт».
Вопрос: А что, без преподавателя совсем никак нельзя? Я стесняюсь/сильно занят/финансово ограничен/хочу сначала попробовать свои силы.
Ответ: Ну, вообще говоря, начать можно и без преподавателя. Просто занятия с преподавателем гораздо более эффективны («ученик поёт ушами своего учителя»), но даже занимаясь с педагогом, вам придется достаточно много практиковаться самостоятельно, поэтому, почему бы не начать с простого самостоятельного занятия по интонированию?
Итак, первая задача, которую вам предстоит решить – она самая сложная, но, к счастью, самая «саморешаемая». Это – умение петь «в ноты» («интонировать») в принципе. Помните, я писал, что музыка – это определенные звуки в определенной последовательности? Вот вам и надо, сначала научиться петь только определенные звуки, а конкретнее – только звуки определенной высоты, а еще конкретнее – те звуки, которые входят в наиболее распространенную сегодня музыкальную систему (ну, которая до-ре-ми-фа-соля-ли-си) в пределах вашего вокального диапазона (т.е. того диапазона высот, который вы, в принципе, способны петь) — и их всего 12-18.
Хорошая новость состоит в том, что задача анализа высоты издаваемого вами звука уже давно алгоритмизирована, и сегодня существует огромное количество программ, которые покажут вам, какую ноту вы поёте на самом деле. Другими словами, «ушами учителя» в данном случае будет микрофон вашего смартфона/компьютера + программа.
Какими конкретно программами пользоваться – без разницы, по большому счету. Я пользовался – для компьютера – SingingTutorApp (поищите в гугле), для андроида – Voice Training Learn to Sing. Обе программы очень простые, но на английском языке, если с этим проблемы – поищите аналоги, ну или спросите у пикабу.
Как заниматься (на примере SingingTutorApp):
Сначала определите комфортный для вас вокальный диапазон. Для этого запускаем программу и поём слог «ма» сначала низко, т.е. толсто, а потом высоко, т.е. тонко. Не нужно надрываться – ширина диапазона, в данном случае, роли не играет, петь нужно комфортно и избегать напряжения и в низах, и в верхах. Запомните буковки и циферки, которые программа показывает – это названия нот (в английской нотации ноты пишутся латинскими буквам – A, B, C, D, E, F, G – для ли, си, до, ре, ми, фа, соль соответственно) и их октава.
Теперь выставляете ползунки так, чтобы программа выдавала только звуки из вашего диапазона – и вперед. На начальном уровне лучше настроить программу так, чтобы она играла звук все время, пока вы нажимаете на кнопку (галка Play while button pressed).
Нажимаете кнопку Play, программа играет ноту, вы поёте слог «ма» (не громко! не напрягаясь!), стараясь, чтобы звук был максимально «похожим» на эталон — это очень субъективное ощущение, его нужно наработать.
В процессе пения программа будет показывать ту ноту, которую вы поёте на самом деле и, соответственно, нужно корректировать голосом и петь выше или ниже, пока нота не позеленеет.
Не торопитесь, постарайтесь при этом прислушиваться к своим ощущениям. Что вы чувствуете, когда ноты совпадают (резонируют)? Как это чувство отличается от того, что вы ощущаете, когда ноты не совпадают? На что «похожа» нота, которая сейчас играет? Как вы её себе представляете мысленно? Чем она отличается от других нот? И не стесняйтесь того, что поёте преимущественно мимо — это нормально!
Это самокопание крайне важно! Пока у вас не развилось чувство интонации, ваш мозг должен искать, за что же ему зацепиться при анализе. Ведь он слышит, что звук, который играет в ушах и звук, который издаете вы – вообще говоря, разные. Но при этом, в зависимости от каких-то ваших действий связками и мышцами гортани, они становятся очень похожими, практически одинаковыми. Значит, у них есть что-то, что их объединяет (ответ – основная несущая частота) и ваш мозг учится идентифицировать, выделять это самое общее. А еще он запоминает, какие действия приводят к тому, чтобы это общее появилось (т.е. вы спели «в ноту»).
Занимайтесь ежедневно, по 10-20 минут или пока не устанете. Не мешайте мозгу и имейте терпение – через какое-то время (может пройти до нескольких месяцев – не пугайтесь!) вы вдруг начнете «узнавать» ноты, у нот появится, грубо говоря, окраска, или форма, или шершавость, и ваш голос начнет выдавать ноты все ближе и ближе к эталону. Сначала это произойдет для каких-то отдельных нот, потом количество «успехов» будет расти и расти и, наконец, вы начнёте практически сразу попадать в нужную ноту.
В процессе занятий не стесняйтесь экспериментировать. Что, если диапазон расширить? Или, наоборот, сузить? А что, если петь не «ма», а, например, «лё»? Или «йэ»? Может, для каких-то гласных ваш процент «попаданий» больше, чем для других? Или для каких-то нот? А почему? А если петь сначала один слог, а потом – другой? Что меняется?
Главное при этом фокусироваться не на интонации, а на своих ощущениях, эмоциях, и пытаться их запомнить и воспроизвести при пении очередной ноты – и интонация придёт сама собой.
Вопрос (последний на сегодня по очереди, но не по значению): Я начал заниматься и у меня болит в горле. Это нормально?
Это НЕ НОРМАЛЬНО и довольно даже плохо, но случается часто, особенно с начинающими певцами. В процессе всех ваших вокальных упражнений вы должны понять и уяснить одну критическую вещь – связки нам даются один раз и на всю жизнь! И орган этот – достаточно нежный, поэтому берегите их.
Конечно, как и любая другая мышца, нераспетые (т.е. не разогретые предварительными упражнениями) связки могут устать с непривычки и ныть, но любые болевые ощущения – однозначный сигнал немедленно прекратить занятие и сделать перерыв, пока болевые ощущения не исчезнут. Нельзя заниматься на травмированных мышцах!
Более того, если в процессе занятий это ощущение возвращается, значит вы делаете что-то неправильно – скорее всего, слишком сильно напрягаетесь когда поёте верхние ноты.
Помните – упражнение на интонацию не требует громкого звука, можно петь даже вполголоса!
Источник
Нужно ли знать музыкальную теорию, чтобы петь? [мифы о вокале]
Я так и не научился музыкальной грамоте и чтению нот, но смутно подозреваю, что это умение могло бы многое изменить в моей жизни
Пол Маккартни (Хронология The Beatles)
Я уже развенчивала в своих статьях главный миф о вокале: « Для того, чтобы научиться петь нужны ОСОБЫЕ способности » .
Если вы ещё не читали статью , резюмирую: Нет! Не нужны! Равно как они не нужны и для того, чтобы научиться вязать, плавать, говорить или ходить. Никакие сверх-способности для этого не понадобятся! А если хотите узнать ПОЧЕМУ, рекомендую к прочтению статью . Там всё по полочкам разложено.
Теперь поговорим о другом мифе о вокале , который пугает людей (а точнее, они сами себя им пугают): «Чтобы заниматься вокалом, нужно владеть нотной грамотой» (ну, а чтобы выучить музыкальную теорию, естественно, нужны годы сурового обучения, поэтому лучше, вообще, во всю эту МУЗЫКУ не соваться, даже если очень хочется, так?)
Расскажу о том, как обстоят дела в реальности. Вокалисты, окончившие профильный ВУЗ по этой специальности, действительно, хорошо знают теорию музыки. А ещё они обучены играть, как минимум, на одном музыкальном инструменте – фортепиано 🎹
Но!
Это им нужно, в первую очередь, не для пения, а для общего музыкального развития и, конечно, преподавания. Я не говорю, что пению это помешает. Разумеется, только поможет. Но является ли предметом первой необходимости, и для всех ли вокалистов?
Мир знает множество примеров, когда известные певцы и даже инструменталисты не знали (или до сих пор не знают) нотной грамоты, а иногда и просто названий нот. Однако, это не помешало им не просто заниматься музыкой, но даже весьма преуспеть в этом деле: стать профессиональными музыкантами мирового класса. Вспомним группу «The Beatles», группу «Nirvana» и многих других.
Для того, чтобы НАЧАТЬ заниматься вокалом (тем более, эстрадным), знать ноты совершенно не обязательно. И когда человек просто посещает уроки вокала, никто не заставляет его учить теорию музыки.
Хорошо ли это, когда певец/певица владеет нотной грамотой? – Безусловно, хорошо. Но необходимо ли? – Нет. Такой необходимости нет.
Многие говорят: «А как же я пойду на вокал? Я никогда не учился/не училась в музыкальной школе…» Это очень и очень странно слышать (а мне, или менеджеру моей школы такое приходится слушать и читать постоянно). Иметь за плечами опыт в виде музыкальной школы — это замечательно, но очевидно же, что это не обязательно. Иначе это распространялось бы и на другие виды образовательных курсов. «Не пойду на фитнес — в детстве не оканчивал/а спортивную школу; не буду рисовать — в детстве не посещал/а художественную школу; не пойду в бассейн — в детстве не ходил/а на плавание. » — согласитесь, звучит абсурдно.
На уроках вокала вам ставят певческое дыхание, развивают музыкальный слух, улучшают дикцию, работают над красотой звучания голоса. В это время вы учитесь владеть своим голосом , осваиваете различные вокальные штрихи. Для этого вам не нужно знать ноты. И, как я уже говорила ранее , особые СПОСОБНОСТИ Вам тоже не нужны. Почему-то люди идут на фитнес и не задаются вопросом: «А как же я пойду на фитнес, я же никогда не занимался спортом?» Просто берут и начинают тренироваться. В любом возрасте. Зная, что им это поможет решить какие-то поставленные перед ними задачи, или просто улучшит настроение и самочувствие. Не ищут оправданий в отсутствии прошлого опыта обучения в спорт-школе. И сверх-способностей от себя не требуют. Хотя оговорюсь, что есть такие люди, которые везде и всегда будут искать оправдания, чтобы ничего не делать. Такие, и правда, могут сказать: «В спортзал не хожу, так как в детстве родители в спортивную секцию не отдали. Это их вина». А на самом деле, то, что вам действительно нужно для любого дела — желание и трудоспособность.
Выводы:
Теория музыки – вещь полезная, безусловно. Более того, я отношусь к тем редким людям, которые ещё в музыкальной школе обожают сольфеджио, а потом начинают обожать и такой предмет как «гармония» (от которого большинство студентов хочет обычно удавиться). Но, при всей моей любви к теории музыки, скажу, что на уроках вокала её совершенно справедливо НЕ преподают. И людям, которые просто хотят научиться красиво петь, знать ее вовсе не обязательно.
Это далеко не все мифы о вокале, что я слышала! И всё это беру не из интернета, а из опыта общения с людьми, в том числе — с учениками. У народа в головах очень много мистики, обволакивающей уроки вокала (да и не только их). С одной стороны, приятно, когда думают, что твоя профессия — это таинство. С другой — 2019 год на дворе, а значит, мифам и легендам давно пора остаться в прошлом.
Хочется спросить: а какие мифы о вокале знаете вы? Сможете вспомнить хоть один? Даже если вы об этом никогда не задумывались, попробуйте сделать это сейчас. Вполне возможно, в голове всплывёт много того, чем стоит поделиться в комментариях.
А если интересно меня читать, подписывайтесь на канал, ставьте «понравки» и делитесь статьями с друзьями в соцсетях.
Источник