Можно ли втыкать бас гитару

Бас-гитара и педали эффектов. Вводная статья.

Здравствуйте, дорогие читатели! В прошлой статье я делился с вами своим опытом в сфере музыкального образования. Сегодня я развею некоторые мифы и распространенные стереотипы, связанные с педалями обработки звука и бас-гитарой. Это вводная статья, аудио/видео примеры и разбор конкретных примочек будут в следующих.

Миф первый: «Бас-гитара и примоканы? Ха, да для хорошего звука примочки не нужны, это все глупости!»

Мда, ну что тут скажешь. Для «просто хорошего звука» они действительно не нужны. Нужны: хороший бас, достойное усиление и прямые руки. Руки в первую очередь. А нужны для того, чтобы разнообразить свою звуковую палитру, открыть для себя новые грани любимого инструмента и поразить товарищей по группе и слушателей тем, что бас может не просто гудеть одним и тем же тембром во всех песнях))

Вывод номер 1: Педали эффектов — это не «улучшайзеры», это новые звуковые возможности!

Миф второй: «Ой, так это же гитарная примочка, на ней не написано «bass», она не подойдет!»

Чушь и ересь, специально в плане частотного дапазона делаются только перегрузы (и то ооочень многие из них прекрасно звучат с басом), некоторые компрессоры и фильтры. Модуляция «пола» не имеет, эффекты задержки тоже. Некоторые из них срезают суб-низы,но это отнюдь не значит, что они не подходят для бас-гитары. Об этом подробнее в следующем мифе, а пока:

Вывод номер 2: Эффекты в подавляющем большинстве не имеют жесткой привязки к конкретному инструменту, не бойтесь экспериментировать!

Миф третий: «Эта примочка режет низ, для баса она не подходит!»

Более чем спорное утверждение, которым пользуются ограниченные люди. Я сейчас даже не имею в виду случаи, когда мы хотим превратить звук глубокого низкого баса в какой-нибудь совершенно другой инструмент. Все зависит от конкретных музыкальных задач! Например, многие басисты жалуются на то, что не могут найти хороший хорус, который бы давал обьемный эффект по самым низам. Вы такой звук в миксе слышали?)) Уж поверьте, не самые приятные ощущения)) Все плавает, гудит, ноты толком нет, все вокруг морщатся и говорят: «А что это за фигня у тебя со звуком случилась?» А вот в каком-нибудь лиричном месте в песне, где все остальные ушли на самые верха своих диапазонов, бас в среднем регистре с чуток подрезанным субнизом будет звучать музыкальнее и правильней с точки зрения общей динамики композиции. Тем более послушайте гитаристов, их обработки далеко не всегда сохраняют их инструмент на том же месте «в пачке», и всем под это приходится подстраиваться.

Вывод номер 3: Не бойтесь, что примочка «кастрирует» ваш звук, это может очень хорошо вписаться в общий звук группы в каких-то конкретных моментах! Из чего вытекает следующий миф:

Миф четвертый: «Ооой, этот эффект звучит ужасно, это плохая педаль!»

Запомните, не бывает плохих и хороших педалей. Ну, т.е. бывают, но это касается качества изготовления и работоспособности, а не звука. Бывают подходящие и не подходящие лично вам. Кроме того, все эффекты надо слушать на полном звуке в живом миксе, особенно это касается перегрузов. Многие из них, которые сами по себе звучат «вообще никак» или «совсем не так, как надо», в пачке просто расцветают.

Вывод номер 4: Все гитарные эффекты надо тестить в группе, сольно зачастую может сложиться неправильное впечатление об их реальных возможностях!

Написал то, что первое вспомнилось из самых расхожих заблуждений, если что забыл — пишите в комментариях к статье, обсудим!

Источник

Запись бас-гитары в студии. Подробное руководство. Часть 1.

Записывать бас-гитару очень легко, правда? Просто включаетесь прямо в пульт и пишете чистый звук, плюс можно поставить один микрофон перед кабинетом чтобы подмешать его звук к линейному сигналу, так бас будет звучать более живо. Кажется, что проще пареной репы, да? Нет так быстро! Записывать бас легко, но получить крутой звук на записи — это совсем другая история. Нужны мощные низы, при этом чтобы они не бубнили, хорошо сидели в пачке с нужным презенсом и равномерным уровнем громкости? Вот тут и начинаются все вопросы.

Для начала надо выбрать, как мы будем писать бас — в линию, через микрофон или сразу двумя этими способами. А если вы используете усилитель, то какие динамик лучше звучат на записи и куда ставить микрофон? Что делать, если середина мутная, а низ неразборчивый и бубнящий? А тут еще и проблема с некоторыми нотами — одни звучат ровно, другие проваливаются по громкости, а некоторые просто выскакивают наверх, зашкаливая Почему так происходит? И что с этим делать? если вам этого мало, то даже ваши провода влияют на звук баса.

В случае с линейной записью вы включаете бас-гитару прямо в DI-бокс, а оттуда — в аудио интерфейс или студийный микшер. Запись в линию пользуется большой популярностью, потому что динамики и микрофоны зачастую не передают всю полноту звука, обрезая определённые частоты, из-за этого уходит объёмность в звучании. В отличие от гитарных усилителей, где динамики служат для того, чтобы сделать звук гитары более богатым, бас-гитарные усилители постоянно борются с законами физики. Бас гитарный усилитель часто является неотъемлемой частью звучания того или иного музыканта, поэтому многие люди предпочитают смешивать звук с микрофона и с директ бокса.

Дибокс нужен для того, чтобы преобразовать высокое сопротивление в низкое. Сигнал с низким сопротивлением лучше подходит для микшерных пультов, у которых, как правило, низкое сопротивление на линейных входах. В любом стандартном дибоксе есть это:

  • Входной разъем 1/4” джек. Сюда включается ваш бас.
  • Выходной разъём XLR. Используется для подключения к пульту через микрофонный кабель.
  • Выходной разъём 1/4” джек. Этот разъем можно использовать для подключения в бас-гитарный усилитель, либо в небалансный вход микшерного пульта, либо в бас-гитарную педаль эффектов, звук которой подмешивается к чистому сигналу и т.д. В некоторых DI-боксах используется универсальный выход — туда можно втыкать и jack и XLR.
  • Переключатель заземления. Помогает убрать земляные петли, радиопомехи и другие виды нехороших шумов, если, конечно, ваша сеть заземлена.
  • Еще всякое. В дибоксах бывают также эквалайзеры, дисторшн и другие функции. Зависит от конкретной марки и модели.

Есть смысл использовать их на концертах, отдавая чистый сигнал бас-гитары в пульт звукорежиссёра.Басовый усилитель на сцене — на ваше усмотрение, можно использовать просто как монитор, а можно снимать микрофоном и примешивать к линии.

Вместо DI-бокса можно использовать преамп. Преампы усиливают сигнал с бас-гитары, что хорошо, так, как на вход микшера подается более сильный сигнал с лучшим соотношением сигнал/шум. Вот основные типы преампов:

  • В некоторых бас-гитарах бывает активная электроника (не обязательно активные звукосниматели), что позволяет включать их напрямую в пуьлт в небалансный вход. Это самый короткий путь, минуя лишние провода и устройства в цепи.
  • Внешний. Как правило рэковый, но бывают и напольные варианты. десь уже больше вариантов для настройки звука — эквалайзер, ручки гейна и громкости и т.п. В некоторых преампах также предусмотрен XLR выход для записи в линию. Если у вас есть преамп, то директ бокс вам не нужен.
  • Директ выход из бас-гитарного усилителя. Во многих усилителях предусмотрен выход в линию через разъём джек для подключения в пульт звукорежиссера, некоторые задумываются и об XLR.
  • Петля эффектов. Если в вашем усилителе есть петля эффектов, можно использовать её для подачи сигнала в линию. Для этого берется стандартный стерео кабель с разъёмами джек. Включая кабель в разъём send важно помнить, что втыкать его надо не до конца, а лишь до первого щелчка. Если включиться до конца, петля разорвётся и сигнал не пойдёт дальше.

Подключение в patch bay

Можно подключить небалансный (читай обычный гитарный) кабель в патч-бэй в студии. В зависимости от конкретного блока коммутации там могут быть стерео или моно входы. Соответственно джек вставляется либо до конца, либо до первого щелчка. Либо через небалансный-балансный адаптер.

Запись прямо в интерфейс

Для самого чистого сигнала рекомендуем обходить стороной пульты и патч-бэи. Самый крутой вариант — это дорогой ламповый дибокс и два хороших провода — от гитары к дибоксу и от дибокса у аудио-интерфейсу.

Обычно в студии вы включаете бас в DI-box, а из него — в пульт или большую микрофонную патч-панель. В таких ситуациях рекомендуем использовать именно XLR выход из дибокса. Если в вашем директ боксе есть дополнительный выход 1/4” джек, сигнал с него можно подать на бас-гитарный усилитель. Сигнал с него вы можете снимать микрофоном либо просто использовать как монитор для игры. Будьте внимательны. В некоторых дибоксах выходы XLR и jack не изолированы друг от друга должным образом и если использовать их одновременно, это сказывается на качестве сигнала в худшую сторону.

Три типа дибоксов

  • Пассивные. Используют трансформатор с высоким сопротивлением на выходе и низким сопротивлением на выходе. К сожалению, качественные трансформаторы стоят дорого, поэтому цена в таких приборах говорит о многом. Пасссивный ди-бокс может сделать ваш звук мутным, неразборчивым и более тихим, чем он есть на самом деле. Тем не менее, если вам нужен звук, как в 60-70х гг., то трансформаторные дибоксы — это то, что надо.
  • Активные транзисторные. Эти ребята добавляют ясности и чёткости сигналу, в отличие от пассивных ди-боксов. Минусы — работают от блоков питания, могут добавить в звук неприятные шумы.
  • Активные ламповые. Работают так же как и тразисторные собратья, но используют лампу в цепи. У лампы высокое входное сопротивление, она лучше сочетается со звукоснимателями, звук становится более тёплым и интересным. У лампового директ-бокса обязательно свой отдельный блок питания.

Не забывайте, что прежде, чем включаться в пульт, надо убрать все фейдеры в ноль. Берегите ваши акустические системы!

Подзвучка бас-гитарного усилителя микрофонами

Подмешивая звук, снятый микрофоном, к линейному сигналу, вы меняете ваше звучание в целом. Теперь в вашу цепочку добавились микрофон, динамик и усилитель. Каждое из этих звеньев важно и влияет на результат. Надо уметь правильно ими пользоваться и правильно выбирать оборудование для записи.

Секрет решетки на кабинете

Решётка или сетка на кабинете влияет на звук! Меняется частотный диапазон сигнала. Если она разболтана, в микрофон начнут попадать ненужные призвуки, как будто у вас рваный динамик. Вы находитесь в студии, здесь защита от повреждений при перевозке не нужна, поэтому сетку с кабинета мы снимаем. Сделайте это, звук станет лучше. И всё же, во избежание несчастных случаев на производстве, позаботьтесь, чтобы микрофон не заехал в динамик ни при каких условиях. Как это сделать? Расскажем чуть позже!

Выбор положения микрофона

Естественно, лучше всего это делать вдоём. Один устанавливает микрофон, другой слушает звук на мониторах и говорит куда и насколько его двигать. Если у вас нет операторской и все пишется и слушается в одной комнате, помогают хорошие закрытые наушники.

В целом для записи подходит любой микрофон: динамический, конденсаторный, ламповый. Если усилитель звучит громко, используйте динамические микрофоны, они лучше справляются с высокими уровнями громкости.

Золотое правило для установки микрофонов — никогда не ставьте ленточный или конденсаторный микрофон там, где вы бы не оставили ваши уши. Если слишком громко — значит либо ставьте микрофон дальше, либо делайте звук тише, либо используйте динамический микрофон. Мы пишем бас, так что какой бы микрофон вы не выбрали. важно чтобы он хорошо передавал именно низкие частоты.

Итак, перед вами бас-гитарный кабинет. Допустим, он с одним динамиком. Соответственно подзвучиваем мы именно его. Начальная точка — центр динамика, микрофон направлен прямо в него и расположен он перпендикулярно динамику. Если хотите поймать эффект двигающегося воздуха от динамика, микрофон надо ставить близко — на расстоянии 2-3 см от сетки или того места, где она была до того, как вы ее сняли. Направляя микрофон в центр динамика много низов не снимешь, но такой способ даёт нам возможность записать высокую середину. Пока вы играете, попросите подвигать микрофон влево и вправо в той же плоскости. Оцените, как меняется звук.

Можно попробовать поднять микрофон повыше. Не рекомендуем это делать в случае с комбиками. Они шумят и шум от трансформатора или вентилятора может попасть в микрофон. Как вариант — подвинуть микрофон к нижнему краю динамика. Звук, отражённый от пола может вызвать нежелательные фазовые искажения. Так что кабинет или комбик лучше ставить на подставку, деревянный ящик или стул. Когда кабинет стоит на полу, низкие частоты усиливаются, что в итоге плохо сказывается на читаемости звука в пачке. Если такая проблема у вас наблюдается — поднимайте кабинет на подставку или меняйте положение микрофона. Бывает так, что вы нашли классную точку, в которой бас звучит как надо, но не хватает серединки. В этом случае попробуйте изменить угол наклона микрофона. Как правило, самый эффективный угол — в районе 22 градусов от перепендикуляра к плоскости динамика.

Если в вашем кабинете несколько динамиков, подзвучьте каждый из них по очереди. Найдите тот, что звучит лучше остальных и работайте с ним. Используйте один из динамиков чтобы снимать низ, а второй — для середины. Первый микрофон направляйте примерно в середину диффузора (как на изображении). Чем дальше от центра, тем меньше атака и меньше середины. Далеко заходить нельзя — будет мутный звук. Чтобы снимать середину — лучше взять отдельный микрофон и направить его прямо в центр динамика. Экспериментируйте, пробуйте разные микрофоны, меняйте их расположение.

ВАЖНО: Если вы используете 2 и больше микрофонов, они должны находиться на равном расстоянии от кабинета, так что звук в каждый из них будет попадать одновременно без задержек. Если разница есть, у вас будет проблема с фазами. Это чревато проблемами с наложением частот. Что-то задавится, а что-то вылезет. Если в пульте или на преампе есть кнопки переключения фаз — пользуйтесь ими. Включите прослушивание в моно режиме и пощёлкайте переключателем фаз. Отметьте разницу в звучании. Оставляем то, что лучше звучит. Если фазы совпадают, звук становится ярче, чище, пропадает картонность. Если микрофонный сигнал смешивается с линейным, также важно, чтобы форма волны у них совпадала.

Укрепляем микрофонную стойку и микрофонный кабель

Просто поставить микрофон перед кабинетом — недостаточно. Он должен стоять стабильно. Чем тяжелее подставка у микрофона — тем лучше. Укрепить стойку можно мешками с песком или другими тяжеленными предметами, которые никуда не укатятся. Заведите себе на студии 10кг мешки с песком. Само собой из них ничего не должно сыпаться.

При установке микрофона важно несколько обмотать кабель вокруг стойки (особенно вокруг верхней ее части), Оставьте запас, чтобы микрофонный кабель не тянул сам микрофон и вы могли легко регулировать его наклон при необходимости. Кабель примотайте к стойке. Лучше всего подходит липучка. Скотч не рекомендуем. Он липкий, собирает грязь и при удалении скотча вы рискуете порезать микрофонный кабель. Важно также прикрепить кабель к полу. если это ковёр — то липучкой. Если пол твёрдый — то строительным серым скотчем. Также желательно спрятать сам кабель под покрывала или ковры, чтобы никто не цеплял их при ходьбе.

Источник

Оцените статью