Мусоргский два еврея ноты

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

  • (0)
  • Арина Ярига и её кухня (29)
  • E-NUN (14)
  • Архитектура (43)
  • ВидеоЖЗЛ (67)
  • Всё для ЛИРу (152)
  • Документальное кино (22)
  • ЖЗЛ — (Интересные люди) (420)
  • Здоровье (25)
  • Избранное (90)
  • Изобразительное искуство (136)
  • Инструменты для ЛиРу (63)
  • Интересные мелочёвки (118)
  • Искуство (27)
  • История (110)
  • Иудаизм (25)
  • карантин (31)
  • Кинофильмы (30)
  • Кулинарные рамочки (23)
  • Кухня (524)
  • Литература (156)
  • Любимые стихи (11)
  • Мои кулинарные рецепты (172)
  • Муз.ролики (194)
  • Музеи мира (22)
  • Музыка (676)
  • Наука и Техника (1)
  • Очумелые ручуи (39)
  • Праздники (12)
  • Проги и всё о компах и инете (229)
  • Рамочки (252)
  • Сады,парки,заповедники (26)
  • Самое — рассамое (25)
  • Самые красивые места Земли (54)
  • Скульптуры и памятники (45)
  • Стихи (166)
  • Фотографии (37)
  • Хитрости для хозяек (53)
  • Юмор (62)

Видео

Музыкальный плеер

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

М.Мусоргский «Два еврея» («Картинки с выставки»)

М.Мусоргский «Два еврея» («Картинки с выставки»)

М.Мусоргский «Два еврея»

(«Картинки с выставки»)

«Картинки с выставки» — широко известная сюита М. П. Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в 1874 году в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В. А. Гартмане.

Виктор Александрович Гартман
1834 —1873
Русский архитектор, художник

Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения.

Читайте также:  Какая древесина лучше для гитары

Модест Петрович Мусоргский
1839 — 1881
Русский композитор, член «Могучей кучки».
Портрет композитора М. П. Мусоргского
работы И. Е. Репина

В конце 1870 года, в доме Стасова, Мусоргский впервые увиделся с 36-летним художником. Гартман обладал живостью характера и лёгкостью в дружеском общении, и между ним и Мусоргским установились тёплая дружба и взаимное уважение. Поэтому скоропостижная смерть Гартмана летом 1873 года в возрасте 39 лет потрясла Мусоргского до глубины души.

Владимир Васильевич Стасов
1824 — 1906
Русский музыкальный и художественный критик,
историк искусств, архивист, общественный деятель.
Портрет Владимира Стасова работы И. Е. Репина

В феврале — марте 1874 г. в Императорской академии художеств по инициативе Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий.

Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно. Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть.

Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки, и уже весной 1874 года некоторые «картинки» из будущего цикла импровизировались автором. Но окончательно замысел сложился летом. Весь цикл был написан на творческом подъёме всего за три недели с 2 по 22 июня 1874 года. Рабочее название сюиты было «Гартман». Стасову, помощь которого для Мусоргского значила очень много, он и посвятил сюиту.

Обложка первого издания «Картинок с выставки» (1886)
под редакцией Н. А. Римского-Корсакова

При жизни Мусоргского «Картинки» не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение в среде «Могучей кучки». Опубликованы они были лишь через пять лет после смерти композитора, в 1886 году, в редакции Н. А. Римского-Корсакова. Но признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель по той же редакции Римского-Корсакова создал в 1922 свою известную оркестровку, а в 1930 вышла её первая грамзапись.

Мусоргский, по отзывам современников, был прекрасным пианистом, буквально завораживал слушателей, садясь за инструмент, и мог изобразить что угодно. «Картинки с выставки — самое крупное и одновременно самое значительное из всех произведений для рояля, сочиненных Мусоргским. Свое изумительное искусство рисовать в звуках реальные жизненные сценки, воссоздавать облик живых людей, композитор перенес на этот раз в область фортепианной музыки, открыв совершенно новые красочные и выразительные возможности инструмента.

Он очень вольно подошел к истолкованию отдельных произведений Гартмана. Взяв за основу отдельного номера сюиты сюжет того или иного рисунка, эскиза или макета, он предоставлял затем полную свободу своей фантазии. Так выросла целая серия музыкальных зарисовок. Сюда вошли картинки быта и природы, портреты, комические и даже сказочные сценки. Впервые разнообразные стороны жизни получили такое широкое и красочное воплощение в русской фортепианной музыке.

Сценка «Два еврея, богатый и бедный» — это, по сути, диалог, в котором ярко воплотилось поразительное искусство Мусоргского правдиво передавать человеческую речь с помощью инструментальной музыки. Композитор создаёт точные психологические портреты, проникая в глубину души своих персонажей. Беседуют двое. Один из них говорит властно, важно, держится неприступно. Другой — упрашивает и молит. Все строже и неумолимее становятся интонации богатого, все жалобнее и горестнее речь второго. В самом конце противопоставлены две короткие фразы: возглас отчаяния бедняка и грозный окрик богача.

Источник

М.Мусоргский — Ноты для фортепиано

фортапианные произведения композитора Модеста Мусоргского


М.Мусоргский
Картинки с выставки

для фортепиано
редакция П.Ламма
«Музыка», 1964г.
номер 12024

[Прогулка] Promenade
1. [Гном] Gnomus
2. [Старый замок]. Il vecchio castello (для скрипки, виолончели и фортепиано)
3. [Тюильрийский сад] Tuileries
4. [Быдло] Bydlo
5. Балет невылупившихся птенцов [Ballet des poussins dans leurs coques)
6. [Два еврея, богатый и бедный][Deux juifs, l’un riche et l’autre pauvre]
[Прогулка]. Promenade
7. [Лимож Рынок.] Limoges Le marché
8. [Катакомбы] Catacombae
[С мертвыми на мертвом языке Соп mortuis in lingua mortua]
9. Избушка на курьих ножках, [La cabane sur des pattes de poule]
10. Богатырские ворота. [La grande porte]

Скачать ноты

Источник

Два еврея, или Как я познакомилась с Модестом Мусоргским

Так я думала о себе, выкладывая вчера пост о садах Дюпона. Как я уже говорила, шоу фонтанов, которое мы там смотрели, проходило под музыку Мусоргского. Хорошо ли вам известна музыка Мусоргского? Можете ли узнать его произведения на слух или просто хотя бы назвать их? Я, например, к стыду своему, еще до вчерашнего дня ответила бы на все эти вопросы отрицательно. Потому что не знала его музыки, не слышала ее (а если слышала, то не знала, что это его музыка), да и вообще ничего не знала об этом великом композиторе.

И тут случилась эта поездка. Когда нам объявили, чья именно музыка будет исполняться во время шоу, я и обрадовалась, и огорчилась одновременно. Огорчилась потому, что обычно предпочитаю слушать любимую или уже знакомую музыку — она вызывает больше эмоций. В данном случае музыка была и не знакома мне, и не любима. Обрадовалась же я потому, что мне было приятно, что русскую классику так ценят и любят во всем мире. Утешала же я себя тем, что, в конце концов, это хороший шанс для меня познакомиться с творчеством Модеста Петровича.

Но во время шоу было столько эмоций и впечатлений, что музыку сложно было воспринимать отдельно от шоу — все смешалось в голове, а яркие краски фонтана, вспышки фейерверков, канонада из петард и ракет просто взрывали мозг.

По дороге домой я пыталась вспомнить звучавшую музыку — безуспешно. В ушах все еще были слышны взрывы, в глазах мелькали мириады огоньков и было понятно, что в этой безумной круговерти вызвать из памяти какую-то звучавшую мелодию мозг точно не сможет.

На следующий день, разбирая фотографии и пересматривая видео, я уже более внимательно вслушивалась в музыку. А поздно вечером, уже засыпая, поймала себя на мысли, что в голове крутится какая-то мелодия. Что-то, видимо, зацепило! Но что?

Вчера, готовя пост об этом шоу, я еще раз прослушала все свои видео-отрывки, чтобы найти тот единственный, который запомнился.

Нашла. Вот он, тот самый отрывок, который я вчера выложила:

Познание начинается с удивления, так говорил Аристотель. Я очень часто вспоминаю эту фразу, потому что именно так у меня и происходит. Все новое и незнакомое, что меня смогло удивить (и зацепить, и запасть в душу, я бы добавила), тут же вызывает во мне интерес и желание узнать об этом больше, разобраться лучше, познакомится ближе.

И вот я уже через музыкальный поисковик ищу название этого произведения: это отрывок из цикла пьес Мусоргского под названием «Картинки с выставки». Название на слуху, но ничего конкретного не знаю об этом. Ищу дальше, какая же именно картинка мне запомнилась. Их всего десять. Начинаю слушать. В одной из них узнаю свою мелодию, которая вот уже сутки как продолжает крутиться в моей голове. Картинка эта идет под номером 6 и называется. — ого, вот это неожиданное название. — называется она «Два еврея»!

Ну как такое название может не удивить?! Меня оно удивило настолько, что я тут же стала искать, откуда что взялось. Я нашла часовую аудиопередачу, где музыканты подробно разбирали это произведение, объясняли, как понимать каждую картинку, рассказывали историю ее создания, немного говорили и о самом Мусоргском. Замечательная передача! После нее мне уже захотелось узнать больше и о самом композиторе, а также захотелось послушать от начала и до конца все картинки.

Вот и получается, что если вчера я не знала вообще ничего ни о Мусоргском, ни о «Картинках с выставки», то сегодня я уже могу сама многое рассказывать и о нем, и о его музыке. Обожаю такие ликбезы!

. Так вот, что же это за «картинка» такая про двух евреев?

Рассказываю. Но сначала немного интересной информации о самом композиторе и о «Картинках» в целом, которую я отобрала из вороха прочитанного и прослушенного.

Модест Петрович Мусоргский(1839 — 1881) — русский композитор, член «Могучей кучки»

(Могучая кучка — творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: М. Балакирев, М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков и Ц.Кюи. Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов.)

Один из величайших русских композиторов, чьё творчество повлияло на дальнейшее развитие отечественной музыки. За свою недолгую жизнь, Мусоргский создал 5 опер (4 из них не окончены), ряд симфонических сочинений, циклы вокальной и фортепианной музыки, множество романсов и хоров.

Мусоргский настойчиво воспевал в своём творчестве национальные черты, народность, глубочайший реализм, но самобытность композитора, при жизни, не была признана.

Мучительно для него было непонимание его творчества в официальной академической среде, как, например, в Мариинском театре, руководимом тогда иностранцами и сочувствующими западной оперной моде соотечественниками. Но во сто крат больнее оказалось неприятие его новаторства со стороны людей, которых он считал близкими друзьями — Балакирева, Кюи, Римского-Корсакова.

Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке», и как следствие — в пристрастии к алкоголю.

Мусоргский умер в военном госпитале в Петербурге, куда был помещён после приступа белой горячки. Там же за несколько дней до смерти Илья Репин написал единственный прижизненный портрет композитора.

Поразил меня такой факт: похоронен он был на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, но советская власть, проводя там реконструкцию, перенесла только надгробия, а все могилы закатали асфальтом, в том числе и могилу Мусоргского. На месте захоронения Модеста Петровича ныне находится автобусная остановка.

В настоящее время его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» являются признанными шедеврами мирового музыкального театра, и ставятся в лучших театрах России и мира, а циклы фортепианной и вокальной музыки исполнялись и исполняются выдающимися музыкантами.

Картинки с выставки

Выдающееся произведение Мусоргского для фортепиано — цикл пьес «Картинки с выставки», написанный в 1874 году как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В. А. Гартмана.

Виктор Гартман, рано умерший художник и архитектор, был другом Мусоргского, которому композитор и посвятил это призведение.

В 1874 году в Императорской академии художеств была проведена посмертная выставка из около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, итд. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий; Стасов в предисловии ко второму изданию «Картинок» в 1887 году вспоминал работы Гартмана:

… бойкие, изящные наброски живописца-жанриста, множество сцен, типов, фигур из вседневной жизни, схваченных из сферы того, что неслось и кружилось вокруго него — на улицах и в церквах, в парижских катакомбах и польских монастырях, в римских переулках и лиможских деревнях, рабочие в блузе, французские молящиеся старухи, улыбающиеся из-под ермолки евреи, милые ослики, трущиеся о дерево, чудесные дали с панорамой города…

Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику.

Выставленные работы продавались, поэтому, на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно.

При жизни композитора «Картинки» не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение в среде «Могучей кучки». Опубликованы они были лишь через пять лет после смерти композитора в 1886 году, в редакции Римского-Корсакова. Поскольку последний был уверен, что ноты Мусоргского содержат ошибки и упущения, которые необходимо исправить, то эта публикация не вполне точно соответствовала авторской рукописи, в ней было определённое количество редакторского «блеска».

Признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель по той же редакции Римского-Корсакова создал в 1922 году свою известную оркестровку. С тех пор, сосуществуют две традиции фортепианного исполнения «Картинок». Среди сторонников оригинальной авторской версии — такие пианисты, как Святослав Рихтер и Владимир Ашкенази.

Приведу несколько понравившихся мне пьес.

5. Балет невылупившихся птенцов

Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета Юлия Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре в 1871 году.

Для ее демонстрации я взяла отрывок из мультфильма 1984 года, который так и называется «Картинки с выставки». В него, правда, были включены только «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов» и фрагменты «Прогулки». Музыка в исполнении Святослава Рихтера.

3. Gnomus (с лат. — «Гном»). Играет Святослав Рихтер

На несохранившемся эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках. Изначально неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает. Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодии ужимки крадущегося гнома, слушатель «наблюдает», как он перебегает с места на место и замирает.

5. Быдло. Играет Денис Мацуев

Пьеса изображает, по примечанию Стасова, польскую телегу на огромных колёсах, запряжённую волами. На фоне движения повозки звучит невесёлый крестьянский напев, напоминающий польские, украинские или русские народные мелодии в миноре, — портрет возницы. В целом пьеса создаёт довольно мрачную картину: и волы, и возница, покорные судьбе, обречены заниматься своей работой до конца своих дней, безрадостная сторона жизни простого мужика показана здесь со всей ясностью.

Прогулка. Симфонический оркестр Мариинского театра. Дирижер Валерий Гергиев

Русская тема открывает композицию и она же заканчивает её. Тема из этой пьесы повторяется на протяжении цикла несколько раз. Она напоминает русские народные распевы. Всё в этой пьесе — мелодия, тональность, ритм, темп — работает на создание ощущения света, простора и душевной чистоты.

Ну и, наконец, рассказываю о двух евреях — пьесе, которая мне понравилась больше всех других и с которой началось мое близкое знакомство с Мусоргским.

6. Samuel Goldenberg und Schmuÿle (Самуэль Гольденберг и Шмуйле)

Композитор не только объединил два портрета в один, но и заставил этих персонажей говорить между собой, раскрывая свои характеры. Речь первого из них звучит уверенно и весомо, с повелительными и нравоучительными интонациями. Дополнительно Мусоргский придал ей условно-ориентальный колорит с помощью так называемой цыганской (или венгерской) гаммы.

Речь второго, бедного еврея, звучит контрастно первому, на дребезжащих верхних нотах, его голосу приданы жалобные и просительные интонации. Пьеса заканчивается несколькими громкими нотами в октаву (очевидно, последнее слово сказал богатый).

Это играет Святослав Рихтер (как я уже говорила выше, он сторонник оригинальной авторской версии)

Это — симфонический оркестр Мариинского театра. Дирижер Валерий Гергиев.

Оба исполнения хороши, но мне ближе второе, оркестровое, более мощное и богатое на оттенки. К сожалению, я не нашла, в чьем же исполнении звучала эта пьеса на шоу фонтанов в садах Дюпона, но именно то исполнение, на мой взгляд, самое лучшее и впечатляющее.

Источник

Оцените статью