Картинки с выставки (Ямашита)
Модест Петрович Мусоргский – великий композитор XIX века, внесший огромный вклад в развитие русской культуры. Несмотря на обучение в детстве музыке композитор довольно долгое время не увлекался ею. Но, закончив обучение и вступив в кружок Балакирева, Модест Петрович начал плотное изучение музыкальных дисциплин и музыки в целом. В эти же годы приобрел замечательные навыки игре на фортепиано, став при этом великолепным пианистом. Здесь же началась и успешно завершилась работа над первым крупным сочинением композитора – над оперой «Борис Годунов», затем над «Хованщиной» и оперой «Сорочинская ярмарка». После распада «Могучей кучки» Мусоргский очень сильно переживал и на основе нервных срывов увлекся алкоголем. В скором времени он скончался от белой горячки.
Музыкальное творчество Мусоргского отличается яркой русской самобытностью и национальными чертами. В каждом его произведении можно услышать звуки и отголоски родной страны, увидеть и проследить сюжеты русской жизни, насладиться разнообразием образов и раскрытия их характеристик. Особенно ярко это прослеживается в небольших по масштабу вокальных произведениях, которым Модест Петрович отдавал большое предпочтение. В его вокальных циклах, романсах и песнях царит полная гармония текста и музыкального сопровождения, каждое слово – бездонная глубина, а каждый звук, каждая нота – бездна чувств и эмоций. Прочувствованных композиторов в разные моменты жизни. Но не стоит унижать и произведения более крупных масштабов и в особенности написание оркестровых партий, прописывание партии каждого инструмента, так как была проведена колоссальная огромная работа и высокий уровень мастерства отразился на признании каждого произведения, его восприятия, а также высокой оценки слушателей и критиков. Модест Петрович Мусоргский был новатором и первооткрывателем в своем творчестве. Он не приветствовал и не придерживался строгих правил, которые создавались столетиями. Мусоргский одобрял и принимал все новое и ранее не использованное и весьма смело употреблял их в своих произведениях. И пусть многие критики, современники и великие музыканты не понимали его творчества, но он остался в нашей памяти как гениальный композитор своего времени.
Смотрите также ноты произведений композитора Модест Петрович Мусоргский:
Источник
Картинки с выставки
Модест Петрович Мусоргский – великий композитор XIX века, внесший огромный вклад в развитие русской культуры. Несмотря на обучение в детстве музыке композитор довольно долгое время не увлекался ею. Но, закончив обучение и вступив в кружок Балакирева, Модест Петрович начал плотное изучение музыкальных дисциплин и музыки в целом. В эти же годы приобрел замечательные навыки игре на фортепиано, став при этом великолепным пианистом. Здесь же началась и успешно завершилась работа над первым крупным сочинением композитора – над оперой «Борис Годунов», затем над «Хованщиной» и оперой «Сорочинская ярмарка». После распада «Могучей кучки» Мусоргский очень сильно переживал и на основе нервных срывов увлекся алкоголем. В скором времени он скончался от белой горячки.
Музыкальное творчество Мусоргского отличается яркой русской самобытностью и национальными чертами. В каждом его произведении можно услышать звуки и отголоски родной страны, увидеть и проследить сюжеты русской жизни, насладиться разнообразием образов и раскрытия их характеристик. Особенно ярко это прослеживается в небольших по масштабу вокальных произведениях, которым Модест Петрович отдавал большое предпочтение. В его вокальных циклах, романсах и песнях царит полная гармония текста и музыкального сопровождения, каждое слово – бездонная глубина, а каждый звук, каждая нота – бездна чувств и эмоций. Прочувствованных композиторов в разные моменты жизни. Но не стоит унижать и произведения более крупных масштабов и в особенности написание оркестровых партий, прописывание партии каждого инструмента, так как была проведена колоссальная огромная работа и высокий уровень мастерства отразился на признании каждого произведения, его восприятия, а также высокой оценки слушателей и критиков. Модест Петрович Мусоргский был новатором и первооткрывателем в своем творчестве. Он не приветствовал и не придерживался строгих правил, которые создавались столетиями. Мусоргский одобрял и принимал все новое и ранее не использованное и весьма смело употреблял их в своих произведениях. И пусть многие критики, современники и великие музыканты не понимали его творчества, но он остался в нашей памяти как гениальный композитор своего времени.
Смотрите также ноты произведений композитора Модест Петрович Мусоргский:
Источник
М.Мусоргский — Ноты для фортепиано
фортапианные произведения композитора Модеста Мусоргского
М.Мусоргский
Картинки с выставки
для фортепиано
редакция П.Ламма
«Музыка», 1964г.
номер 12024
[Прогулка] Promenade
1. [Гном] Gnomus
2. [Старый замок]. Il vecchio castello (для скрипки, виолончели и фортепиано)
3. [Тюильрийский сад] Tuileries
4. [Быдло] Bydlo
5. Балет невылупившихся птенцов [Ballet des poussins dans leurs coques)
6. [Два еврея, богатый и бедный][Deux juifs, l’un riche et l’autre pauvre]
[Прогулка]. Promenade
7. [Лимож Рынок.] Limoges Le marché
8. [Катакомбы] Catacombae
[С мертвыми на мертвом языке Соп mortuis in lingua mortua]
9. Избушка на курьих ножках, [La cabane sur des pattes de poule]
10. Богатырские ворота. [La grande porte]
Скачать ноты
Источник
Модест Петрович Мусоргский — Картинки с Выставки
Великий гуманист, демократ и правдолюбец, Мусоргский стремился деятельно служить своим творчеством народу. С огромной силой отразил он острые социальные конфликты, создал могучие, полные драматизма образы восставшего и борющегося за свои права народа. Вместе с тем Мусоргский был чутким психологом, знатоком человеческой души. В музыкальных драмах «Борис Годунов» и «Хованщина» необычайно динамичные, красочные массовые народные сцены сочетаются с разнообразием индивидуальных характеристик, психологической глубиной и сложностью отдельных образов. В сюжетах из отечественного прошлого Мусоргский искал ответа на животрепещущие вопросы современности. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — писал он Стасову, работая над «Хованщиной». Как гениальный драматург проявил себя Мусоргский и в произведениях малой формы. Некоторые из его песен представляют собой подобие небольших драматических сценок, в центре которых — живой и законченный человеческий образ. Вслушиваясь в интонации разговорной речи и в мелодии русской народной песни, Мусоргский создал глубоко оригинальный, выразительный музыкальный язык, отличающийся острой реалистической характерностью, тонкостью и многообразием психологических оттенков. Творчество его оказало большое влияние на многих композиторов: С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Яначека, К. Дебюсси и др.
Источник
Мусоргский картины с выставки ноты
Андрей Шутюк запись закреплена
Тема «Прогулки» в безымянных интермедиях варьирует, показывая изменение настроения автора; тональность также меняется, модуляцией подготавливая слушателя к следующей пьесе. Вначале интермедии звучат в каждом промежутке, затем всё реже и реже, будто зритель больше погружается в картины и меньше обращает внимание на переходы.
Интересно, что сам Мусоргский в письмах к друзьям называл пьесы «Картинок» словом intermezzo, считая, по-видимому, «Прогулку» ведущей темой и трактуя всю форму как рондо [http://vkontakte.ru/#cite_note-abyzova-1|[2]] . Из-за такого строения «Картинки» иногда называют рондо-сюитой.
[http://vkontakte.ru/wiki/Файл:Mussorgsky_Gnomus_autograph.jpg][http://vkontakte.ru/wiki/Файл:Mussorgsky_Gnomus_autograph.jpg]
Первые такты «Гнома». Автограф
1. Gnomus (лат. Гном). Ми-бемоль минор. На не сохранившемся эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках. Изначально неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает. Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодии ужимки крадущегося гнома, слушатель «наблюдает», как он перебегает с места на место и замирает. Выбранная тональность ми-бемоль минор — достаточно мрачная, но неустойчивая гармония и короткие форшлаги в окончаниях фраз придают музыке «игрушечный» оттенок, отодвигая трагическое в сферу сказочности.
В средней части, выражающей более глубинную характеристику персонажа, гном, по одной из трактовок, будто останавливается и начинает размышлять (напряжённая «раскачка» басов) или просто пытается отдохнуть, время от времени будто пугаясь, заподозрив опасность (повторение ломаных фраз из первой части). Каждая попытка спокойной остановки завершается пугано-тревожным пассажем. Наконец — гном так и не нашёл покоя — средняя часть переходит в громкую (фортиссимо) кульминацию — хроматически нисходящую линию, трагически звучащую и передающую страдание и отчаяние.
Затем возвращается (в некотором отдалении) тема первой части, и в конце она «сдувается» быстрым пассажем, уносящим с собой впечатления от гнома.
(Promenade), ля-бемоль мажор — интермедия звучит, уже в других регистрах и с новой гармонией, тихо и задумчиво, создавая переход к следующей картине.
2. Il vecchio castello (итал.Старый замок). Соль-диез минор. Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии. По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней (возможно, для показа размеров замка). В каталоге выставки такое произведение не значилось. У Мусоргского звучит красивая протяжная меланхоличная мелодия — пометка гласит «очень певуче, скорбно», передающая тоску и тихую печаль. Мелодическая линия построением фраз напоминает живое пение, остинатный бас передаёт однозвучный аккомпанемент на лютне, волынке или другом старинном инструменте. В оркестровке Равеля мелодию играет альт-саксофон, появляясь здесь единственный раз на протяжении сюиты.
Средняя часть, переходя в мажор, создаёт просвет, который затем снова сменяется грустью, потом первая тема возвращается, постепенно затихая, будто погружаясь в сон. Неожиданно громкий финал завершает пьесу коротким «прощай».
(Promenade), си мажор (тональность, параллельная предыдущей), очень короткий (8 тактов) переход ко следующей картине.
3. Tuileries. Dispute d’enfants après jeux (фр. Тюильрийский сад. Ссора детей после игры). Си мажор. Стасов вспоминал, что на рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюильри «со множеством детей и нянек». Эта короткая пьеса совершенно отличается по характеру от предыдущей. Звучит солнечная мелодия в высоком регистре, мажорный лад ещё более «осветлён» повышенной 4-й ступенью, ритм напоминает детские считалки и дразнилки. «Верхней» первой теме противопоставляется более спокойная тема в среднем регистре и с разговорным ритмом, передающая интонацию нянь, пытающихся успокоить детей. Затем в неё снова вплетается первая тема, будто дети не слушаются и продолжают спорить.
Поскольку сам Мусоргский за границей не был, исследователи полагают, что характеры своей пьесы он мог подсмотреть, например, в петербургском Летнем саду.
4. Bydło (польск.Быдло). Соль-диез минор. В письме Стасову Мусоргский назвал эту пьесу «Sandomirzsko bydło» (польск. «Сандомирский скот»). Пьеса изображает, по примечанию Стасова, польскую телегу на огромных колёсах, запряжённую волами. Тяжёлый шаг передаётся монотонным ритмом в размере 2/4 и довольно грубыми подчёркнутыми ударами клавиш нижнего регистра. На фоне движения повозки звучит невесёлый крестьянский напев, напоминающий польские, украинские или русские народные мелодии в миноре, — портрет возницы. В целом пьеса создаёт довольно мрачную картину: и волы, и возница, покорные судьбе, обречены заниматься своей работой до конца своих дней, безрадостная сторона жизни простого мужика показана здесь со всей ясностью.
В оригинальной рукописи Мусоргского пьеса начинается с фортиссимо — по выражению автора, «прямо в лоб» (резкий контраст после «Тюильри»), — а Римский-Корсаков и вслед за ним Равель начинают её тихо, создавая эффект приближающейся повозки, и лишь на кульминации достигают максимальной громкости. В обоих вариантах музыка к концу затихает, изображая удаляющуюся телегу. В обработке В. Горовица аккорды, изображающие движение телеги, играются в виде арпеджио, что создаёт впечатление еле ковыляющих волов и скрипящих колёс.
(Promenade), ре минор. Тема интермедии впервые звучит в миноре, передавая настроение помрачневшего автора. Грусть прерывается следующей пьесой, первые звуки которой вплетаются прямо в конец интермедии, создавая впечатление, будто зритель увидел сначала картинку краем глаза и, погружённый в свои мысли, не сразу на неё среагировал.
[http://vkontakte.ru/wiki/Файл:Hartmann_Chicks_sketch_for_Trilby_ballet.jpg][http://vkontakte.ru/wiki/Файл:Hartmann_Chicks_sketch_for_Trilby_ballet.jpg]
В. Гартман. Эскиз костюмов к балету «Трильби»
5. Балет невылупившихся птенцов.Фа мажор. Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета [http://vkontakte.ru/w/index.php?title=Гербер,_Юлий_Густавович&action=edit&redlink=1|Юлия Гербера] «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре в 1871 году. В «Трильби» был эпизод, в котором выступала, как писал Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Всего Гартман создал для балета 17 эскизов костюмов, из которых 4 сохранились до наших дней.
[http://vkontakte.ru/wiki/Файл:Балет_невылупившихся_птенцов_(из_мультфильма).jpg][http://vkontakte.ru/wiki/Файл:Балет_невылупившихся_птенцов_(из_мультфильма).jpg]
Кадр из мультфильма «Картинки с выставки», к/с «Союзмультфильм», 1984 г.[http://mults.spb.ru/mults/?id=612|[1]]
Пьеса резко контрастирует по настроению с предыдущим «Быдлом»: это лёгкое и весёлое скерцино, комичный и чуть беспорядочный танец птенчиков, построенный по классическим правилам трёхчастной формы. В первой части мелодическая линия остроумно сочетается с птичьим щебетом и с изображением лёгких и неуклюжих подпрыгиваний и взмахов. После усиления и яркой кульминации с задержкой певучей ноты в верхнем регистре первая часть повторяется сначала, и затем (после повтора кульминации) наступает более сдержанная по ритму вторая часть (в терминологии этой формы — трио). В этой части плавный и строже упорядоченный танец сопровождается переливающимися трелями в верхнем регистре. Затем происходит точный повтор первой части (с пометкой «Da capo…»), достаточно редкий для Мусоргского, но типичный для такой формы. Сочетание несерьёзной темы со строгим следованием классической форме создаёт дополнительный комический эффект.
6. «Samuel» Goldenberg und «Schmuÿle» («Самуэль» Гольденберг и «Шмуйле»). Си-бемоль минор. Гартман подарил Мусоргскому два своих рисунка — «Еврей в меховой шапке» и «Бедный еврей. Сандомир», сделанных в 1868 году в Сандомире (Польша). Стасов вспоминал: «Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок». Эти рисунки и послужили прототипами персонажей пьесы.
В названии, имитирующем идиш, оба персонажа носят одно и то же имя, в одном случае солидно звучащее европеизированное Самуэль, с добавкой «золотой» фамилии, в другом — уменьшительное и «местечковое». Иронические кавычки вокруг варианта «Самуэль», намекающие на подачу себя богатым евреем как европейца, можно было истолковать как проявление антисемитизма, и Стасов при публикации изменил название пьесы на «Два польских еврея, богатый и бедный» [http://vkontakte.ru/#cite_note-freed-5|[6]] . В русских изданиях название «Два еврея, богатый и бедный» сейчас наиболее распространено.
Рисунки Гартмана, будучи всего лишь зарисовками, не претендовали на ту выразительность, которой добился Мусоргский в своей пьесе. Композитор не только объединил два портрета в один, но и заставил этих персонажей говорить между собой, раскрывая свои характеры. Речь первого из них звучит уверенно и весомо, с повелительными и нравоучительными интонациями, и построена на тяжеловесном проигрывании мелодии двумя руками в октаву. Ритмический рисунок напоминает речь, мелодии придано «еврейское» звучание с помощью характерного звукоряда с двумя увеличенными секундами, из-за чего тема одновременно напоминает и еврейскую молитву. Речь второго, бедного еврея, звучит контрастно первому, на дребезжащих верхних нотах с форшлагами, его голосу приданы жалобные и просительные интонации. Затем обе темы звучат в одновременном «разговоре», с сохранением контраста между ними, одновременно в двух разных тональностях (ре-бемоль миноре и си-бемоль миноре). Пьеса заканчивается несколькими громкими нотами в октаву — очевидно, последнее слово сказал богатый.
Ещё задолго до написания «Картинок» Мусоргский критиковал оперу [http://vkontakte.ru/wiki/Серов,_Александр_Николаевич|А. Н. Серова] «Юдифь» за неточность в изображении национальных характеров: «В ней много промахов, которые я назову музыкальными анахронизмами. Например: евреи (я часто слышал эти штучки) валяют без церемонии католические органные секунды… Пора перестать обращать евреев в христианство и католицизировать их». В своей же пьесе Мусоргский подошёл к этой задаче стилистически пунктуально.
Promenade (Прогулка), си-бемоль мажор. В оркестровке Равеля опущена. Эта интермедия практически полностью, только в другой тональности, повторяет самую первую «Прогулку» и завершает собой первую половину сюиты.
Большая новость: Г-н Пимпан де Панта-Панталеон только что нашёл свою корову Беглянку. — Да, сударыня, это было вчера. — Нет, сударыня, это было позавчера. Ну да, сударыня, корова бродила по соседству. Ну нет, сударыня, корова вовсе не бродила, и т. д. Большая новость: Г-н де Пьюсанжу только что нашёл свою корову Беглянку. Но лиможские кумушки не вполне согласны по поводу этого случая, потому что г-жа де Рамбурсак приобрела себе прекрасные фарфоровые зубы, между тем как у г-на де Панта-Панталеона мешающий ему нос всё время остаётся красным, как пион.
Рисунок Гартмана, если он был, не сохранился. Известно, что Гартман жил в Лиможе и изучал архитектуру местного собора, но в каталоге выставки картина с похожим сюжетом не значится.
Шумная суета этой пьесы резко сменяется звуками следующей.
В этой же второй части [«Картинок с выставки»] есть несколько строк необыкновенно поэтических. Это музыка на картинку Гартмана «Катакомбы парижские», все состоящие из черепов. У Мусорянина сначала изображено мрачное подземелье (длинными тянутыми аккордами, часто оркестровыми, с большими ферматами). Потом на тремоландо идёт в миноре тема первой променады — это засветились огоньки в черепах, и тут-то вдруг раздаётся волшебный, поэтический призыв Гартмана к Мусоргскому…
Диалог, начавшись в горестном миноре, постепенно переходит в мажорную тональность, выводя слушателя из безысходности и обозначая примирение с необратимым.
Словно возвращаясь домой вместе с Гартманом, автор завершает цикл двумя пьесами на русские темы.
9. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга). У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия Мусоргского изобразила совершенно другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину «нечистой силы», наполненную «бесовскими» диссонансами (уже в самом первом такте — резкий прыжок на большую септиму). Вначале звучит несколько редких аккордов-толчков, затем они учащаются, имитируя «разбег», с которого начинается «полёт в ступе». Звуковые «кляксы» изображают небрежность и «грязь» в образе Бабы-Яги. Неравномерно расставленные акценты имитируют хромую походку «костяной ноги». На фоне этих звуков «взлетает» играемая полными аккордами простая и яростная мелодия, словно сметающая всё на своём пути. Затем после перехода наступает совершенно другая средняя часть пьесы, тихая и тревожная, полная неустойчивых звуков — то ли полёт, то ли ночной лес. Затем — третья часть — резко врывается повтор первой темы, и завершается пьеса фортепианной каденцией из быстрых попеременных звуков через октаву во «взлетающем» направлении, которые в конце концов без перерыва «врезаются» в первый аккорд финальной пьесы — «Богатырских ворот».
Источник