М.Мусоргский — Полное собрание сочинений
Полное собрание произведений композитора Модеста Мусоргского
М.Мусоргский
Полное собрание сочинений
Том 6
Хоровые произведения
(Три хора)
для голосов с фортепиано
редакция Павла Ламм
“Государственное музыкальное издательство”, 1939г.
номер м16601г
Шестой том полного собрания сочинений М. П. Мусоргского содержит в себе все оригинальные хоровые произведения композитора,—их всего три номера. (Кроме них Мусоргским переложен целый ряд русских народных песен для мужского хора без сопровождения, помещенных в 10 выпуске V тома, стр. 2—13).
- ЭДИП
- I изложение
- II изложение
- III изложение
- ПОРАЖЕНИЕ СЕННАХЕРИБА
- I изложение
- II изложение
- ИИСУС НАВИН
Скачать ноты
Источник
«Поражение Сеннахериба» — Мусоргский Модест Петрович
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Композиция для смешанного хора с оркестром «Поражение Сеннахериба» представляет собой очередное обращение Мусоргского к библейским сюжетам. Текст произведения основан на стихотворении Байрона, входящего в состав «Еврейских мелодий». Композитор самостоятельно осуществил перевод, который, конечно, не является идеальным с литературной точки зрения, но отражает музыкальный замысел автора.
В основу сочинения легло, дошедшее до нас из разных источников (в том числе из Библии), повествование о попытке ассирийского царя Сеннахериба подчинить себе Иерусалим, во главе которого был в те времена царь Езекия. Известно, что осада города закончилась поражением ассирийского войска по невыясненным до сих пор причинам, историки склоняются к массовой эпидемии вроде чумы, Библия же гласит, что ассирийцев постигла кара Господня, Который поклялся сохранить Иерусалим, Свой город.
Композицию Мусоргского отличает напряженная и возвышенная мелодия, передающая весь драматизм происходящего, она удерживает внимание слушателя от начала повествования и до трагической развязки. История гибели войска Сеннахериба напоминает о верности Всевышнего, Который защищает Своих детей от врага. И это лишь один из примеров, взятый композитором из Библии и увековеченный в качестве музыкального сочинения.
История создания.
«Поражение Сеннахериба» (в первой редакции «Поражение Сеннахерима») – одно из самых известных произведений Мусоргского при его жизни: хор неоднократно исполнялся, был положительно оценен музыкальными критиками. Композитор дважды, в 1867-м и 1874 годах, обращался к этому замыслу, создав две самостоятельные оркестровые версии. Во второй версии инструментовку, с согласия автора, частично выполнил Римский-Корсаков, который впоследствии сделал собственную полную оркестровую редакцию хора. «Поражение Сеннахериба», посвященное Балакиреву, ему понравилось, и он включил это сочинение в программу очередного концерта “Бесплатной музыкальной школы”, которым сам дирижировал. Хор Мусоргского, спешно разученный, был исполнен 6 марта 1867 года (по свидетельству Кюи, исполнение было «несколько однообразным и монотонным»). Присутствовавшие на концерте Тургенев и Серов отозвались о «Поражении Сеннахериба» пренебрежительно. Стасов весьма одобрил хор, однако остался недоволен его средней частью (хоральным трио). Кюи написал в «Санкт-Петербургских ведомостях» довольно поощрительную рецензию. Римский-Корсаков назвал этот хор «прелестным».
Через семь лет Мусоргский вновь вернулся к «Поражению Сеннахериба» и сделал второе, «улучшенное по замечаниям Владимира Васильевича Стасова» изложение хора, переработав текст, сочинив новую среднюю часть (трио) и почти вдвое сократив репризу. Стасову и посвящена была вторая редакция «Поражения Сеннахериба».
Отношение автора к вере.
Творчество М. П. Мусоргского посвящено русскому народу, который тесно соединен с культурой православия, искренней верой в Господа и Церковью. Более поздние произведения композитора пронизаны молитвенным духом. В произведении «Песня перед сном» звучит голос молящегося вечером ребенка. Религиозное настроение прослеживается и в национальной драме «Борис Годунов»: народ земли русской неотделим от молитвы, веры, православной церкви.
Известно, что на настоящих сочинениях композитора, на первых листах его рукой выведены православные кресты– это являлось своеобразным символом начала нового произведения и позволяет нам предположить, что Мусоргский приступал к написанию музыки с молитвой, будучи уверен, что Господь поведёт его в процессе творчества.
М. П. Мусоргский вырос и воспитывался в дворянской семье, сохранились сведения о том, что все члены семьи являлись прихожанами Одигитриевской церкви погоста Пошивкино. Позднее, переехав в Санкт-Петербург, семья Мусоргских продолжила посещать храм Преображения Господня и исповедоваться там. Сам же Модест в период учебы в школе гвардейских подпрапорщиков принимал участие в церковном хоре.Произведения композитора пронизаны глубокой духовностью, его драмы – это образ всеобщего покаяния и единения в молитве перед Богом.
Биография.
Мусоргский Модест Петрович родился 21 марта 1839 г. в селе Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в Тверской области) в дворянской семье. В детстве будущий композитор занимался музыкой под руководством матери, образование получил в Петропавловской школе в Петербурге (1851 г.), подготовительном пансионе Комарова (1852 г.) и Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1856 г.).
В 1856 г. Мусоргский начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку, одновременно брал уроки фортепианной игры у пианиста А. А. Герке. Тогда же композитор познакомился с А С. Даргомыжским и М. А. Балакиревым, с помощью которого изучил теорию музыки и композиции. Вскоре Мусоргский стал постоянным участником собраний музыкальной группы «Могучая кучка».
В 1858 г. он вышел в отставку в чине прапорщика, чтобы уже всецело посвятить себя музыке. В 1867 г. написана симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». К 1868 г. Мусоргский создал романсы на стихи Н. А. Некрасова и А. Н. Островского, а также на собственные тексты. По совету литературоведа В. В. Никольского композитор приступил к работе над оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Борис Годунов» по собственному либретто.
В 1872 г. Мусоргский написал свой первый вокальный цикл «Детская», для которого сам сочинил текст. В 1873 г. он начал работу над «народной музыкальной драмой» «Хованщина» на сюжет, предложенный критиком В. В. Стасовым. Вчерне опера была закончена летом 1880 г., но лишь после смерти Мусоргского окончательно дописана и инструментована Н. А. Римским-Корсаковым. В 1874 г. Мусоргский написал десять музыкальных иллюстраций к акварельным рисункам художника В. Е. Гартмана «Картинки с выставки» — виртуозные пьесы для фортепиано. Через год он начал работу над вокальным циклом «Песни и пляски смерти» (на стихи А. А. Голенищева-Кутузова), который завершил в 1877 г. В 1876 г. Мусоргский задумал новую лирико-комедийную оперу «Сорочинская ярмарка» на сюжет повести Н. В. Гоголя. Над ней он работал до конца жизни, но закончить её так и не успел (опера закончена Ц. А. Кюи). В 1879 г. тяжёлое материальное положение заставило Мусоргского вновь поступить на службу в ревизионную комиссию Государственного контроля, где он прослужил до самой смерти. Умер 28 марта 1881 г. в Петербурге, находясь в полной нищете.
Автор текста:Абрамова Татьяна Александровна.
Текст.
(Первое изложение 1867 г.) М.П. Мусоргский
Как стая волков голодных, на нас враги набежали.
Толпы их златом и пурпуром нас ослепляли.
Толпы их нас окружали.
Их копья стальные блистали, как звезды на зыби играя,
Как лес роскошный и могучий.
С восходом солнца поднимались толпы вражьи.
И солнце померкло, не стало зари от полчищ вражьих, от полчищ.
Поблекшими листьями, бурей гонимыми,
Те толпы с закатом солнца поле покрыли, поле покрыли.
И ангел смерти взмахнул крылом в тиши ночной,
Парил на крыльях смерти черный, страшный смерти дух.
И ангел смерти взмахнул крылом, дыханьем смерти врагов поразил.
Смертным, страшным дыханьем поразил врага.
Ангел смерти врага оледенил.
Смертным, страшным дыханьем поразил врага ангел мщенья.
И сердца врагов забились в последний раз, в последний раз.
Как стая волков голодных, на нас враги набежали.
Толпы их златом и пурпуром нас ослепляли.
Толпы их нас окружали.
Их копья стальные блистали, как звезды на зыби играя,
Как лес роскошный и могучий.
С восходом солнца поднимались толпы вражьи.
И солнце померкло, не стало зари от полчищ вражьих, от полчищ.
Поблекшими листьями, бурей гонимыми,
Те толпы с закатом солнца поле покрыли, поле покрыли.
И ангел Божий врагов поразил!
Второе изложение, улучшенное по замечаниям В.В. Стасова, 1874 г.
Как стая волков голодных, на нас враги набежали.
Толпы их, златом и пурпуром на солнце блистая,
Сынов израйля угнетенных ослепили.
Их копья стальные сверкали, как звезды на звезды на зыби играя.
Как лес роскошный и могучий.
С восходом солнца поднимались толпы вражьи.
И солнце смутилось, сгибла заря – от полчищ ассирийских, нечестивых.
Не волны морские ревут в пучине, не ветер в пустыне стонет в ущельях,
То вражьи толпы с диким хохотом крови израйля жаждут.
Уж тени вечерней зари по дальним холмам пробежали;
В слезной молитве, в вопле скорбном,
Повергся Израиль пред лицом Иеговы,
О спасении детей Ханаана взывая.
И се на черных крылах пронесся над станом
Врагов исступленных ангел смерти Аграил;
И леденящим дыханьем коснулся их уст нечестивых.
Дрогнули дети Ваала, страхом забились сердца… и смолкли.
Источник
Мусоргский
Жизнь и творчество русского композитора
Глава V. Диалектика души
Средняя часть хора — «И ангел смерти взмахнул крылом. » (трио H-dur),— противопоставленная динамичной первой части (ассирийский набег), основана на сумрачно-суровой хоральной теме, заставляющей вспомнить народную сцену в осажденной войском Олоферна Ветилуе (ср. речь Жреца к Ахиору в третьей сцене первого акта «Юдифи», Andante, quasi allegretto):
Характерность образного выражения в остром драматургическом контрасте, несомненно, и здесь сближает Мусоргского с Серовым, но опять-таки — лишь в общности выразительных тенденций. После «топота атак» первой части сумрачный хорал звучит как парящий над стихшим полем битвы погребальный напев: «ангел смерти, взмахнувший крылом» — символ возмездия. В размеренном, бесстрастно-спокойном течении хоральной музыки (все трио звучит piano-pianissimo) чудится грозная сила, «.оледенившая» жестокого, свирепого врага. Примечательная деталь: в разработке хорала, мастерски выполненной, на словах «ангел мщенья» возникают интонации средневековой секвенции «Dies irae» («День гнева»).
Реприза — «воспоминание» картины ассирийского нашествия, однако слишком растянутое: третья часть полностью повторяет первую, отдаляя краткую «резюмирующую» коду («ангел поразил врага» — мажорные отблески затухающей es-moll’ной темы).
В своеобразном претворении библейской легенды, опоэтизированной Байроном, оживают отголоски юношеского созерцательно-романтического гуманизма Мусоргского. Ощущаются и образные веяния музыки «Царя Эдипа», «Саула», «Саламбо». Восточный колорит хора носит характер условный, но характерность музыкально-драматического выражения идеи и сюжета легенды безусловна.
«Поражение Сеннахериба», посвященное Балакиреву, ему понравилось, и он включил это сочинение в программу очередного концерта Бесплатной музыкальной школы, которым сам дирижировал. Хор Мусоргского, спешно разученный, был исполнен 6 марта 1867 года (по свидетельству Кюи, исполнение было «несколько однообразным и монотонным»). Присутствовавшие на концерте Тургенев и Серов отозвались о «Поражении Сеннахериба» пренебрежительно. Стасов весьма одобрил хор, однако остался недоволен его средней частью (хоральным трио). Кюи написал в «С.-Петербургских ведомостях» кисло-сладкую, но в общем поощрительную рецензию. Римский-Корса-ков назвал этот хор «прелестным».
Через семь лет Мусоргский вновь вернулся к «Поражению Сеннахериба» и сделал второе, «улучшенное по замечаниям Владимира Васильевича Стасова» изложение хора, переработав текст, сочинив новую среднюю часть (трио) и почти вдвое сократив репризу. Стасову и посвящена была вторая редакция «Поражения Сеннахериба».
Логика художнического развития Мусоргского своенравна. Процесс его творческой работы необычен. Он охватывает одновременно замыслы нередко глубоко различные, внутренно контрастные. Иные осуществляются с неожиданной быстротой, иные — подолгу вынашиваются, передумываются и перестраиваются в голове композитора. Сочинение «почти готово», музыка «наигрывается» друзьям (полностью или в отрывках), но. «напишется, когда назреет плод. ». А бывает и так, что после того как напишется, еще не раз перепишется или даже «переставится», подчиняясь, однако, не капризам беспорядочного воображения (как полагали многие современники композитора и их потомки), а доводам критического разума.
Летом 1867 года, живя у брата на мызе Минкино, Мусоргский написал поэтичную «Еврейскую песню» на слова Л. Мея («Я цветок полевой. »). Этот романс—прелестный отзвук «восточных влечений» композитора — возник в те дни, когда кипела работа над партитурой симфонической фантазии «Иванова ночь на Лысой горе».
Источник
Мусоргский поражение сеннахериба ноты
- У яслей я Твоих стою (И.С. Бах) gifMIDIpdf
- Придите к Младенцу (adeste fideles) gifMIDIpdf
- Рождество Твое (П.Н. Носов) gif (архив)pdf
- Тихая ночь (Ф. Грубер) pdfMIDI
- Полный радости, полный благости (с фортепианным сопровождением) gif (архив)pdf
- Радуйся мир! (Л. Мейсон) с фортепианным сопровождениемgif (архив)pdfMIDI
- Ангел явился Марии (П. Чесноков) соло сопрано или тенора с хоромgif (архив)pdfMIDI
- Вот ель в лесу (П. Каракуц — И. Проханов) с фортепианным сопровождениемgif (архив)pdfMIDI
- Рождён в Вифлееме (П. Каракуц — В. Кузьменкова) с фортепианным сопровождениемgif (архив)pdfMIDI
- Святая ночь (П. Каракуц) gif (архив)pdfMIDI
- Рождество Христово (колядка) дуэт с фортепианным сопровождением gif (архив)pdf
- Рождественский гимн (А. Адан) с фортепианным сопровождением pdfMIDI
Воскресение Христово (Пасхальные песни):
- Христос воскресе из мертвых pdf
- Наш Господь Христос воскрес (Liry Davidica) pdfMIDI
- Сном погребенного (Р. Лоури) pdfMIDI
- Совершилось чудо воскресенья (А. Кеше) pdfMIDI
- Вновь у Голгофы (П. Виртанен) pdfMIDI
- О наш Спаситель! (Г.Ф. Гендель) pdfMIDI
- Рождество Твое (П.Н. Носов) gif (архив)pdf
- Ангел явился Марии (П. Чесноков) соло сопрано или тенораgif (архив)pdfMIDI
- Блажен муж (П. Чесноков) соло басgif (архив)pdfMIDI
- Жертва вечерняя (П. Чесноков) соло альтpdfMIDI
- Как радостно звезда встаёт (И.С. Бах) gif (архив)pdf
- Святая ночь (П. Каракуц) gif (архив)pdfMIDI
- Молитва с хором из оперы «Моисей в пустыне» (Д. Россини) tif (архив)pdfMIDI
- Свят Господь Бог! (Й. Гайдн) gif (архив)pdf
- Вещает небо (Л. Бетховен) pdfMIDI
- Иисус Навин (М.П. Мусоргский) pdf
- Поражение Сеннахериба (М.П. Мусоргский) pdf
- Ангел (С. Рахманинов — М. Лермонтов) для женского или детского хораpdf
- Молитва (С. Танеев — Я. Полонский) pdf
- Многая лета (Д. Бортнянский, дьяк Титов, Турчанинов, В. Титов) gif (архив)pdf
- Gloria (Д. Бортнянский) pdfMIDI
- Sanctus (М. Чюрленис) pdfMIDI
- Не там Господь (И.Г. Фрех. — И.С. Проханов) для мужского хораpdfgifMIDI
- Буря жизни (Е.К. Гейзер) pdfMIDI
- Ave Verum Corpus (В.А. Моцарт) pdfMIDI
- Молитва Ноеминь с хором «Бог отцов моих» из оперы «Руфь» (М. Ипполитов-Иванов) соло контральто клавирpdfMIDI
- Молитва Ноеминь «В песне хвалебной» из оперы «Руфь» (М. Ипполитов-Иванов) соло контральто с женским хоромклавирpdfMIDI
- Псалом 43 a cappella (Ф. Мендельсон ) pdf
- Всенощное бдение (С. Рахманинов) pdf
- Всенощное бдение (П. Чесноков) pdf
- Литургия святого Иоанна Златоуста (С. Рахманинов) pdf
- Литургия святого Иоанна Златоуста (А. Гречанинов) pdf
- Литургия святого Иоанна Златоуста (П. Чесноков) pdf
- Литургия святого Иоанна Златоуста (М. Ипполитов-Иванов) pdf
- В минуту жизни трудную (П. Булахов — М. Лермонтов) с фортепианным сопровождениемtif (архив)pdf
- В минуту жизни трудную (М. Глинка — М. Лермонтов) с фортепианным сопровождениемgif (архив)pdf
- В минуту жизни трудную (Ф. Лист — М. Лермонтов, пер. на нем. Ф. Боденштедта) с фортепианным сопровождениемgif (архив)pdf
- Ave Maria (Ф. Шуберт) с фортепианным сопровождениемpdf
- Ave Maria (Дж. Каччини) с фортепианным сопровождениемpdfMIDI
- Рождественский гимн (А. Адан) с фортепианным сопровождениемpdfMIDI
- У креста (Crucifix) (Г. Форе — В. Гюго) дуэт с фортепианным сопровождениемpdfMIDI
- Раскаяние (Ш. Гуно) с фортепианным сопровождениемpdfMIDI
- О, как скорбно. (Дж. Россини) ария из Stabat Mater, текст на рус., лат. и англ. яз. с фортепианным сопровождениемpdf
- Pieta, Signore! (A. Страделла) с фортепианным сопровождениемpdf
- Отче наш (A.H. Malotte) текст на рус. и англ. яз. с фортепианным сопровождениемpdf
- Ближе, Господь, к Тебе (квартет) с фортепианным сопровождениемgif (архив)pdf
- Владыко дней моих (А. Даргомыжский — А. Пушкин) (молитва на 4 голоса) с фортепианным сопровождениемMIDIpdf
- Пророк (Н. Римский-Корсаков — А. Пушкин) с фортепианным сопровождениемMIDIpdf
- Agnus Dei (Ж. Бизе) с фортепианным сопровождениемMIDIpdf
- Agnus Dei (Г. Форе) с фортепианным сопровождениемMIDIpdf
- Panis angelicus (C. Franck) с фортепианным сопровождениемMIDIpdf
Оратории, оперы, кантаты:
- оратория «Мессия» (Г.Ф. Гендель) клавирpdf
- «Рождественская оратория» (И.С. Бах) клавирpdf
- «Реквием» (В.А. Моцарт) клавирpdf
- «Реквием» (Г. Форе) клавирpdf
- «Реквием» (Г. Берлиоз) клавирpdf
- «Реквием» (Дж. Верди) партитураpdf
- «Немецкий реквием» (И. Брамс) клавирpdf
- «Stabat Mater» (А.Л. Дворжак) клавирpdf
- «Stabat Mater» (Дж. Перголези) клавирpdf
- «Stabat Mater» (Дж. Россини) клавирpdf
- оратория «Сотворение мира» (Ф.И. Гайдн) клавирpdf
- оратория «Семь слов Христа на Кресте» (Ф.И. Гайдн) клавирpdf
- «Страсти по Матфею» (Г. Шютц) клавирpdf
- опера «Иоланта» (П.И. Чайковский) клавирpdf
- кантата «Иоанн Дамаскин» (П.И. Танеев) клавирpdf
- Хатиква (с фортепианным сопровождением) gif (архив)pdfMIDI
- Шалом алехем (с фортепианным сопровождением) gif (архив)pdfMIDI
- Хава нагила (с фортепианным сопровождением) pdfMIDI
Источник