С няней (из цикла детская). Мусоргский. слова Мусоргского
Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения
Слова и музыка М. Мусоргского
Расскажи мне, нянюшка,
Расскажи мне, милая,
Про того, про буку страшного;
Как тот бука по лесам бродил,
Как тот бука в лес детей носил,
И как грыз он их белые косточки,
И как дети те, кричали, плакали.
Нянюшка! Ведь за то их, детей-то, бука съел,
Что обидели няню старую,
Папу с мамой не послушали;
Ведь за то он съел их, нянюшка?
Или вот что: расскажи, мне лучше
Про царя с царицей,
Что за морем жили в терему богатом.
Ещё царь все на ногу хромал,
Как споткнётся, так гриб вырастет.
У царицы-то всё насморк был:
Как чихнёт — стёкла вдребезги!
Знаешь, нянюшка, ты про буку-то уж не рассказывай!
Бог с ним, с букой!
Расскажи мне, няня, ту, смешную-то!
Источник
Мусоргский с няней ноты
Мусоргский. Вокальный цикл «Детская». Слова М. Мусоргского.
«Детская» — совершенно необычное, не имевшее ранее аналогов произведение. Это не песни, не романсы, а тонкие вокальные сценки, в которых удивительно точно, глубоко и любовно раскрывается мир ребенка. В «Детской» господствует мелодизированный речитатив, передающий тончайшие оттенки речи. Аккомпанемент скупой, подчеркивающий особенности мелодической линии, помогающий создать яркий, выразительный образ. В цикле 7 песен. Познакомимся с четырьмя из них.
С НЯНЕЙ
Расскажи мне, нянюшка,
расскажи мне, милая,
Про того, про буку страшного,
Как тот бука по лесам бродил,
Как тот бука в лес детей носил,
И как грыз он их белые косточки,
И как дети те, кричали, плакали.
Нянюшка! Ведь за то их, детей-то,
бука съел,
Что обидели няню старую,
Папу с мамой не послушали;
Ведь за то он съел их, нянюшка?
Или вот что: расскажи, мне лучше
про царя с царицей,
Что за морем жили в терему богатом.
Ещё царь все на ногу хромал,
Как споткнётся, так гриб вырастет.
У царицы-то всёе насморк был:
Как чихнёт — стёкла вдребезги!
Знаешь, нянюшка, ты про буку-то уж не рассказывай!
Бог с ним, с букой!
Расскажи мне, няня, ту, смешную-то!
В УГЛУ
Ах ты, проказник!
Клубок размотал, прутки растерял!
Ахти! Все петли спустил!
Чулок весь забрызгал чернилами!
В угол! В угол!
Пошёл в угол! Проказник!
Я ничего не сделал, нянюшка,
Я чулочек не трогал, нянюшка!
Клубочек размотал котёночек,
И пруточки разбросал котёночек.
А Мишенька был паинька,
Мишенька был умница.
А няня злая, старая,
У няни носик-то запачканный;
Миша чистенький, причёсанный,
А у няни чепчик на боку.
Няня Мишеньку обидела,
Напрасно в угол поставила.
Миша больше не будет любить
Свою нянюшку, вот что!
ЖУК
Няня, нянюшка!
Что случилось, няня, душенька!
Я играл там на песочке
За беседкой, где березки,
Строил домик из лучиночек кленовых,
Тех, что мне мама,
Сама мама нащепала.
Домик уж совсем построил,
Домик с крышкой, настоящий домик.
Вдруг!
На самой крышке жук сидит огромный,
Чёрный, толстый такой.
Усами шевелит страшно так
И прямо на меня всё смотрит!
Испугался я!
А жук гудит, злится,
Крылья растопырил,
Схватить меня хочет.
И налетел, в височек меня ударил!
Я притаился, нянюшка,
Присел, боюсь пошевельнуться!
Только глазок один чуть-чуть открыл!
И что же? Послушай нянюшка!
Жук лежит, сложивши лапки,
Кверху носиком, на спинке,
И уж не злится и усами не шевелит,
И не гудит уж,
Только крылышки дрожат!
Что ж он, умер? иль притворился?
Что ж это, что же, скажи мне, няня,
С жуком-то сталось?
Меня ударил, а сам свалился!
Что ж это с ним сталось, с жуком-то?
КОТ МАТРОС
Ай, ай, ай, ай, мама, милая мама!
Побежала я за зонтиком, мама,
Очень ведь жарко,
Шарила в комоде и в столе искала:
Нет, как нарочно!
Я второпях к окну подбежала,
Может быть, зонтик там позабыла…
Вдруг вижу; на окне-то, кот наш Матрос,
Забравшись на клетку, скребёт!
Снегирь дрожит, забился в угол, пищит.
Зло меня взяло!
«Э, брат, до птичек ты лаком! Нет!
Постой, попался. Вишь ты, кот!»
Как ни в чём не бывало, стою я,
Смотрю в сторонку,
Только глазом одним подмечаю:
Странно что-то!
Кот спокойно в глаза мне смотрит,
А сам уж лапу в клетку заносит;
Только что думал схватить снегиря…
А я его хлоп!
Мама! Какая твёрдая клетка!
Пальцам так больно, мама, мама!
Вот в самых кончиках, вот тут,
Так ноет, ноет так.
Нет! Каков кот-то, мама. а?
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Музыка (1574)
- Симфоническая (548)
- Фортепианная (400)
- Камерная (298)
- Скрипичная (188)
- Духовная (113)
- Хоровая (95)
- Народная (56)
- Органная (41)
- Композиторы (1515)
- Музыкальные жанры и формы (729)
- Концерт (245)
- Симфония (172)
- Соната (108)
- Вальс (82)
- Увертюра (68)
- Ноктюрн (31)
- Прелюдия (26)
- Скерцо (7)
- Баркарола (2)
- Балет (445)
- Танцовщики (199)
- Балетмейстеры (65)
- Опера (381)
- Певцы (359)
- Музыканты (355)
- Пианисты (180)
- Скрипачи (112)
- Виолончелисты (40)
- Вокальное искусство (320)
- Музыка и литература (247)
- Фестивали, конкурсы, концерты (218)
- Романс (203)
- Музыкальная культура народов мира (164)
- Музыкальные инструменты (140)
- Дирижёры (130)
- Музыкотерапия (111)
- Музыкальный словарь (103)
- Музыка и живопись (76)
- Музыкальные театры мира (63)
- Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
- Оперетта (37)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
М.П.Мусоргский. Вокальный цикл «Детская»
21 марта 1839 — 28марта 1881
В мировой музыке есть три гениальных детских цикла: «Детский альбом» Роберта Шумана, «Детский альбом» Петра Чайковского и «Детская» Модеста Мусоргского. Если «Детский альбом» Шумана это, прежде всего, взгляд вечного взрослого и вечного ребенка, и если детский альбом Чайковского это набор мелодических интонационных шедевров, которые одновременно и для ребенка и для взрослого. То «Детская», как и все у Мусоргского, является уникальным произведением.
« Вокальные сценки – эпизоды из детской жизни принадлежат к лирическим страницам творчества Мусоргского. Это не детская музыка, написанная в педагогических учебных целях и не для того, чтобы ее исполняли сами дети. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка. В цикле восемь песен, их образы очень разные – и грустные, и веселые, но все они пронизаны искренней любовью к детям. В этих вокальных миниатюрах воплотились далекие воспоминания деревенского детства Мусоргского, а так же чуткие наблюдения жизни маленьких друзей композитора. Мусоргский не просто любил детей «со стороны». Он умел с ними общаться на их языке и понимать их, мыслить детскими образами. В.Комарова, дочь Д.Стасова, знавшая Мусоргского с детства и называвшая его «Мусоряниным» вспоминала: «Он не притворялся с нами, не говорил тем фальшивым языком, каким обыкновенно говорят взрослые с детьми в домах, где они дружны с родителями… мы разговаривали с ним совершенно свободно, как с равным. Братья тоже ничуть не дичились его, рассказывали ему все происшествия своей жизни…»
Одно из гениальных свойств великих Художников – умение стать на место другого и от его лица создавать произведение. В данном цикле Мусоргский сумел стать снова ребенком и говорить от его лица. Интересно заметить, что здесь Мусоргский не только автор музыки, но и слов. Песни-сценки были написаны в разное время, то есть не по принципу «задумано — сделано» и не по какому-нибудь заказу. Они собирались в цикл постепенно и были изданы после смерти автора. Некоторые из песен остались не записанными на бумаге, хотя исполнялись композитором в тесном кругу друзей. Для нас они остались лишь в воспоминаниях современников. Это «Фантастический сон ребенка», «Ссора двух детей». Мы можем услышать цикл из семи пьес-сценок.
Первая из сцен «С няней» была создана весною 1868 года. Мусоргский показал ее своему глубокоуважаемому другу композитору Даргомыжскому, и тот завещал ему продолжить это великолепное начинание. В 1870 году появились еще четыре сценки, и под общим названием «Детская» пьесы вышли в свет в Санкт-Петербурге в издательстве В.Бесселя. А спустя два года появились еще две пьесы, но они были опубликованы гораздо позже под редакцией Н.А.Римского-Корсакова под общим названием «На даче» в 1882 году.
Кроме этого цикла у Мусоргского была и другая «детская музыка»: «Детские игры-уголки» (скерцо для фортепиано), «Из воспоминаний детства» («Няня и я», «Первое наказание» для фортепиано), детская песенка «Во саду, ах, во садочке».
Цикл «Детская» — одно из немногих произведений Мусоргского, которым посчастливилось при жизни композитора увидеть свет и встретить доброе расположение не только со стороны публики, но и даже критики. «Исполнениям сценок «Детской» в лучших петербургских музыкальных кружках не было конца, — писал В.Стасов. Самые даже ретрограды и враги не могли уже оспаривать талантливость и новизну этих маленьких по размерам, но крупных по содержанию и значению шедевров» .
В первой сценке «С няней» отразились детские впечатления Мусоргского от няниных сказок, от которых он по его воспоминаниям «иногда не спал по ночам». Образы двух сказок теснятся в голове ребенка. Одна «про буку страшного… как тот бука в лес детей носил, и как грыз он их белые косточки…». И вторая – смешная – о хромоногом царе («как споткнется, так гриб вырастет») и чихающей царице («как чихнет – стекла в дребезги!»). Вся музыка сценки пронизана народными попевками, создающими колорит русской сказочности. В то же время автор ярко показывает восприятие волшебства впечатлительной душой ребенка.
«В углу» — вторая пьеска-сценка их цикла Мусоргского «Детская». Сюжет ее прост: няня, рассерженная проказами своего маленького питомца, ставит его в угол. А наказанный проказник в углу обиженно пеняет на котеночка – это он все натворил, а не Миша. Но жалобные всхлипывающие интонации, ярко выраженные в музыке, («Я ничего не сделал, нянюшка») выдают Мишу: он чувствует горькую обиду и свою вину. Но его детское сознание не умеет примирить это первое в жизни «противоречие». Пытаясь выкрутиться из затруднительного положения, он начинает поддразнивать няню. Жалобные интонации сменяются капризными, озорными («А няня злая, старая…») Но и в них слышатся нотки смирения. Такое глубокое психологическое понимание автором детского характера составляет неповторимость музыки этого цикла.
«Жук» — третья пьеса-сценка из цикла «Детская» — загадочная история с жуком, поразившая воображение ребенка. На построенный из лучинок домик сел жук, «огромный, черный, страшный», гудит и шевелит усами и, налетев, ударяет его в височек. Испугавшись, ребенок притаился, чуть дыша… Вдруг видит – жук беспомощно лежит на спинке, «только крылышки дрожат». «Что же это с жуком сталось? Меня ударил, а сам свалился!». В музыке с большим остроумием и эмоциональностью слышен взволнованный тон детской смены настроений: удар и падение жука сменяется страхом, тревогой. Повисший вопрос показывает безграничное удивление мальчика перед всем непонятным и загадочным миром.
«С куклой» — четвертая пьеса цикла «Детская» — посвящена композитором его маленьким племянникам «Танюшке и Гоге Мусоргским» Называлась она так же «Колыбельная». Девочка укачивает свою куклу «тяпу», приговаривая нянину байку про буку и серого волка и, завороженная ритмом баюканья, навевает «тяпе» волшебный сон о «чудном острове, где ни жнут, не сеют, где зреют груши наливные, день и ночь поют птички золотые». Нежный напев колыбельной, с его хрустальными звенящими секундами, скользит, как таинственное видение из мира детской мечтательности.
«На сон грядущий» — пятая сценка цикла «Детская» — подарок крестнику Мусоргского, новорожденному сыну Кюи Саше. Маленькая героиня сценки лепечет перед сном заученную молитву, прилежно упоминая в ней и папу с мамой, и братцев, и старенькую бабушку, и всех тетушек и дядюшек, и многочисленных своих дворовых друзей «И Фильку, и Ваньку, и Митьку, и Петьку…». Интересно в музыке отражено настроение, с каким произносятся имена: старших – сосредоточенно и серьезно, но когда дело доходит до дворовых ребятишек, серьезность улетучивается и звучит резвый детский говорок. На Дунюшке «молитва» прерывается. Как дальше? Няня, конечно же, подскажет…
«Кот Матрос» — шестая сценка из цикла «Детская» — образец детского юмора, рассказ о маленьком домашнем происшествии. Хитрый кот подкрался к клетке со снегирем, приготовился уже цапнуть свою жертву, и в ту же минуту был прихлопнут перехитрившей его девочкой. Болят ее пальчики, но она довольна: снегирь спасен, а проказник-кот наказан.
«Поехал на палочке» — седьмая пьеса цикла «Детская». Это шутливая игровая сценка, зарисовка с натуры: малыш лихо скачет на палочке возле дачи, воображая, что он «поехал в Юкки» (окрестную деревеньку). В музыке комичным синкопированным («хромающим») ритмом изображается езда удальца, который в самом интересном месте… спотыкается и, ушибив ногу, ревет. Мать утешает своего Сержиньку, что служит поводом для забавного лирического интермеццо (небольшого отступления). Наконец, повеселевший Сержинька вновь садится на свою палочку и, заявив, что он уже «съездил в Юкки», таким же галопом торопится домой: «гости будут…».
автор-Инна Астахова
По книге Г.Хубова «Мусоргский»
Фрагмент передачи «Абсолютный слух».
Рубрики: | Композиторы Вокальное искусство Классика для детей: Твой друг Музыка |
Метки: Мусоргский вокальный цикл
Процитировано 10 раз
Понравилось: 15 пользователям
Источник
Жук (из цикла детская). Мусоргский. слова Мусоргского
Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения
Слова и музыка М. Мусоргского
Няня, нянюшка!
Что случилось, няня, душенька!
Я играл там на песочке
За беседкой, где березки,
Строил домик из лучиночек кленовых,
Тех, что мне мама,
Сама мама нащепала.
Домик уж совсем построил,
Домик с крышкой, настоящий домик.
Вдруг!
На самой крышке жук сидит огромный,
Чёрный, толстый такой.
Усами шевелит страшно так
И прямо на меня всё смотрит!
Испугался я!
А жук гудит, злится,
Крылья растопырил,
Схватить меня хочет.
И налетел, в височек меня ударил!
Я притаился, нянюшка,
Присел, боюсь пошевельнуться!
Только глазок один чуть-чуть открыл!
И что же? Послушай нянюшка!
Жук лежит, сложивши лапки,
Кверху носиком, на спинке,
И уж не злится и усами не шевелит,
И не гудит уж,
Только крылышки дрожат!
Что ж он, умер? иль притворился?
Что ж это, что же, скажи мне, няня,
С жуком-то сталось?
Меня ударил, а сам свалился!
Что ж это с ним сталось, с жуком-то?
Источник