Мусоргский сюита для фортепиано

«Картинки с выставки»: Мусоргский — Гартман — Плетнёв

Картинки с выставки — один из лучших шедевров в русской фортепианной музыке (1874). По форме это сюита, состоящая из десяти пьес, каждая из которых отражает содержание одной из картин художника Виктора Александровича Гартмана.

Виктор Гартман особенно ярко проявил себя не столько художником, сколько талантливым архитектором, сформировавшим в архитектуре свой собственный стиль под названием «русский стиль».

Для Модеста Петровича Мусоргского он являлся очень близким другом, поэтому внезапная смерть Гартмана в молодом возрасте (всего 39 лет!) буквально потрясла композитора.

Через год после этого трагического события по предложению Стасова была проведена выставка картин Виктора Гартмана, посвящённая его памяти. Однако лучшим памятником художнику стал фортепианный цикл, написанный его другом.

Идея его создания появилась у Мусоргского во время посещения выставки, и уже через три недели цикл был готов! Некоторые картины даже сложно назвать именно картинами. Это скорее зарисовки, эскизы, иногда просто намётки к театральным костюмам.

Лишь две картины имеют русскую тематику – остальные рисунки являются «заграничными». Весь цикл состоит из десяти пьес (картинок), связанных одним лейтмотивом под названием «Прогулка».

Это сам Мусоргский, который прогуливается по выставочному залу и время от времени останавливается перед очередной, заинтересовавшей его картиной (кликайте по картинкам для их увеличения). Вот они:

Картинка №1 Гном.

Картинка №2 «Старый замок» — изображение старого средневекового замка не сохранилось.

Картинка №3 «Тюильрийский сад» — на этой картине был изображён сад во дворце Тюильри (Париж). Прекрасная погода, нянечки гуляют с детьми. Картина тоже не сохранилась.

Картинка №4 «Быдло» («Сандомирский скот», по определению самого Мусоргского). На картине была изображена польская телега, запряжённая волами, в музыке ясно слышен эффект приближения, а затем удаления этой огромной телеги со скрипучими колёсами. Картина тоже не сохранилась.

Картинка №5 «Балет невылупившихся птенцов». В принципе, это не столько картина, сколько эскиз к балетным костюмам для танца птенцов канарейки (трёхчастная форма).

Картинка №6 «Два еврея: богатый и бедный». У Гартмана эти персонажи не существовали на одной картине. Картин было две: «Богатый еврей в меховой шапке»:

и «Бедный еврей»: Оба еврея — польского происхождения (Сандомирские евреи). У Мусоргского они ведут разговор, в ходе которого каждый раскрывает свой характер.

Картинка №7 «Лиможский рынок» (Франция): рыночный шум, галдёж, сплетни, суета. Картина тоже не сохранилась.

Картинка №8 «Катакомбы. Римская гробница» или «С мёртвыми на мёртвом языке». На переднем плане Гартман изобразил себя. Справа едва можно заметить слабо освещённые черепа.

Картинка №9 «Избушка на курьих ножках» (Баба Яга). У Гартмана – всего лишь эскиз часов. У Мусоргского – образ «нечистой силы».

Картинка №10 «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве». Картина представляет собой проект Киевских ворот. Эти ворота так и не были построены, однако планировалось их строительство после неудачного покушения на Императора Александра ІІ и его чудесного спасення. Пьеса Мусоргского звучит, как торжество православия, весьма реалистично изображая праздничный колокольный перезвон.

Лично я познакомилась с «Картинками» в десятилетнем возрасте: мама купила пластинку с записью игры Святослава Рихтера. Впечатление было настолько ярким, что я долгие годы буквально мечтала хоть одним глазком взглянуть на те картинки, которые вдохновили Мусоргского на создание этого чуда.

Сегодня, благодаря интернету, это стало реальным. Однако, увиденное сильно разочаровало меня: музыка Мусоргского в разы превосходит первоисточник по своей художественной ценности!

К тому же, на выставке картины продавались. Очевидно, продавались они и после выставки, так что в свободном доступе осталось всего 6 картин. Вы можете их видеть на моём блоге. Конечно, это всего лишь репродукции, да ещё и в электронном варианте, но всё же лучше, чем ничего.

Очень любопытна судьба этого фортепианного цикла. Во-первых, он не издавался при жизни автора и, соответственно, не был исполнен ни разу при жизни композитора.

Во-вторых, известность к этому произведению пришла благодаря оркестровой обработке французского композитора Мориса Равеля, запись этой обработки вышла спустя полвека после смерти Мусоргского.

Однако, цикл был написан именно для фортепиано! Не знаю, как кому, но лично мне именно этот вариант нравится больше всего. Причём, я никогда не думала, что исполнение Рихтера может когда-либо отодвинуться для меня на второй план, не представляла себе исполнителя, который мог бы в этом шедевре «переиграть» самого Святослава Рихтера!

Но сегодня я буквально покорена трактовкой Михаила Плетнёва. Считаю её наилучшей и потому именно её выбрала для размещения на своём блоге.

Предлагаю вам получить удовольствие от знакомства с этой «жемчужиной» русского фортепианного наследия, да ещё и в совершенно замечательном варианте исполнения:

Источник

Мусоргский сюита для фортепиано

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»

Фортепианное творчество Модеста Мусоргского невозможно представить без знаменитого цикла «Картинки с выставки». Смелые, по-настоящему новаторские музыкальные решения были реализованы композитором в данном сочинении. Яркие сатирические образы, театральность – вот, что характерно для данного цикла.

Историю создания «Картинок с выставки» Мусоргского, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Модест Мусоргский был отзывчивым по натуре человеком, поэтому люди к нему тянулись и старались завести с ним приятельские отношения. Одним из лучших друзей композитора был талантливый художник и архитектор Виктор Гартман . Они много времени проводили за разговорами, часто встречались, обсуждая искусство. Смерть столь близкого по духу человека привела в ужас музыканта. После трагического события Мусоргский вспоминал, что при последней встрече не обратил внимание в каком ужасном состоянии было здоровье архитектора. Он думал, что подобные приступы в дыхании – это последствия активной нервной деятельности, которая так свойственна творческим людям.

Через год после смерти Гартмана , по воле Стасова была организована огромная выставка, включавшая в себя работы талантливого мастера от акварели до работ маслом. Разумеется, Модест Петрович не мог пропустить данное мероприятие.

Выставка имела успех. Художественные работы произвели сильнейшее впечатление на композитора, поэтому он незамедлительно принялся за сочинение цикла произведений. В ту весну 1874 года сочинитель ограничился лишь импровизацией, но уже летом всего за три недели были готовы все миниатюры.

Интересные факты

  • При жизни автора цикл так и не был издан. Первое издание состоялось лишь спустя пять лет после смерти.
  • Существует 19 оркестровок данной сюиты.
  • Модест Мусоргский написал данный цикл произведений для фортепиано, наиболее удачную оркестровку удалось создать знаменитому композитору Морису Равелю. Подбор тембров полностью соответствует образам. Премьера оркестрованного варианта состоялась осенью 1922 года в Париже. После первого же исполнения забытые «Картинки с выставки» вновь обрели популярность. Многие дирижеры с мировым именем захотели исполнить цикл.

  • Гном у Гартмана — это щелкунчик на кривых ножках.
  • На выставке были представлены около четырех сотен различных экспонатов. Мусоргский выбрал только несколько наиболее ярких, по его мнению, картин.
  • К сожалению, образцы рисунков, по которым были написаны миниатюры были утеряны.
  • Несмотря на то, что вдохновением стали работы Гартмана , цикл был посвящен Стасову, который оказал огромную помощь и содействие в реализации планов Мусоргского.
  • Редакция первого сборника, вышедшего в печать принадлежит гениальному Римскому-Корсакову. При этом, как преподаватель в консерватории, композитор изрядно постарался, чтобы исправить всевозможные авторские «ошибки». Так, произведения многое потеряли, они лишились новаторства. Тем не менее тираж разошелся достаточно быстро. Вторая редакция была под руководством Стасова, который ничего не изменил в рукописях. Популярность данного издания не оправдала надежд критика, пианисты считали, что они слишком тяжелы для исполнения.

Содержание «Картинок с выставки»

«Картинки с выставки» — это уникальная сюита, сотканная из фортепианных миниатюр. Автор помогает слушателю ощутить себя посетителем выставки Гартмана. Картины меняются одна за другой, объединяет весь цикл « Прогулка ». При том, что сюита имеет программу, музыка рисует достаточно свободные образы и сюжеты, связанные между собой музыкальным материалом первого номера. В зависимости от отношения автора к увиденному изменяется. Таким образом прослеживается сквозная форма произведения, оно непрерывно развивается. Чередование номеров проводится по контрастному принципу.

Прогулка . Первый номер словно рисует шаги. Мелодия напоминает русскую народную песню, не только переменным метром, но и собственной широтой и глубиной. Герой зашел в выставочный зал. Медленно он приближается, звучность нарастает, подводя к кульминации. В письмах к Стасову можно прочитать, что автор изображает самого себя, рассматривающего разнообразные экспонаты. Свет, чистота и простор – это ощущения, которые дарит музыка. Как уже говорилось ранее, тема прогулки будет пронизывать сюиту от начала до конца, постоянно изменяясь. Единственное, что останется неизменным, это народный склад и величавость.

Гном. Смешной и одновременно трогательный номер. Фантастическое немного нелепое существо, которое характеризуют постоянные скачки, угловатости в мелодии, также умеет чувствовать мир. Жалобные интонации показывают, что гном грустит. Этот психологический портрет раскрывает многогранность образа. Развитие образа стремительное. После достижения кульминации, композитор вновь возвращает тему «Прогулки», существенно сокращенную по сравнению с первым вариантом, она соединяет два номера.

Старый замок . Лирический герой подходит к следующему произведению искусства акварельному рисунку, написанному в Италии. Что он видит: старый средневековый замок, перед которым поет влюбленный трубадур. Печальная мелодия льётся из уст молодого музыканта. Задумчивость, взволнованность и печаль пронизывают музыкальный номер. Постоянно повторяющийся бас позволяет воспроизвести музыку средневековья, тема варьируется, напоминая живое пение. Средняя часть наполнена светом, который вновь сменяется мрачными оттенками. Все постепенно стихает, лишь последняя фраза на фортиссимо, разрушает тишину. Короткая прогулка до следующей картины, позволяет смодулировать в тональность следующего номера в Си мажор.

Тюильрийский сад. Роскошный сад недалеко от парижского дворца Тюильри наполнен светом и радостью. Маленькие дети резвятся и радуются жизни в компании нянюшек. Ритм полностью соответствует детским дразнилкам и считалкам. Произведение полифонично, две темы проводятся одновременно, одна из них изображение детей, а другая нянек.

Быдло. Резким фортиссимо начинается пьеса, это сильный контраст. Едет тяжелая повозка. Двухдольный метр подчеркивает простоту и неотёсанность мелодии. Слышны скрипы колес тяжелых повозок, мычание волов и безрадостная песня крестьянина. Постепенно музыка затихает, телега уехала далеко-далеко. Вступает тема первого номера, но она звучит в миноре. Это передает настроение лирического героя, он погружен в собственные мысли.

Балет невылупившихся птенцов . Герой не сразу обратил внимание на следующий экспонат. Яркие эскизы к балету «Трильби». Лёгкое и безмятежное скерцо написано в трехчастной форме da capo. Это танец маленьких канареек. Комичность и наивность буквально пронизывают номер.

Самуэль Голдберг и Шмуйле или Два еврея – богатый и бедный. Модест Петрович Мусоргский особенно восхищался двумя картинками на выставке. Образная выразительность проявилась в данном музыкальном номере. Особенный колорит создается при помощи цыганской гаммы. Вторая тема наполнена жалобными интонациями. В дальнейшем темы будут соединены и звучать вместе. По сюжету бедный еврей просит помощи у богатого, но тот не соглашается. Последнее слово оказывается за богачом. Для данного номера характерна политональность.

Первая часть цикла завершается прогулкой, которая практически полностью повторяет музыкальный материал первого номера.

Лимож. В маленьком городке во Франции на рынке собрались самые отъявленные сплетницы. Гул разговоров не останавливается ни на секунду. Вокруг царит дух суеты и веселья. Один из самых веселых и жизнерадостных номеров сюиты. Но взор лирического героя попадает на другую картину, музыка обрывается и начинается другой номер.

Катакомбы. Все словно застыло, безысходность и боль главенствуют в данном сочинении. Тональность си минор всегда была символом трагического предопределения. Интонации жалобы передают ужас от увиденного. Тональная неустойчивость определяет драматичность номера сюиты. Композитор словно хочет передать невосполнимое чувство утраты, которое возникло после смерти талантливого художника Гартмана. Звучит продолжение данного номера «С мертвыми на мертвом языке». В основу положена тема прогулки, которая звучит медленно и трагично. Ощущение скорби передается диссонирующими гармониями. Тремоло в высоких регистрах создает атмосферу напряженности. Постепенно происходит модуляция в мажор, что означает, что человек смерился с уготовленной ему участью.

Избушка на курьих ножках или Баба-Яга. Достаточно плавным переходом к праздничному финалу можно считать номер « Избушка на курьих ножках ». Сказочность и мифологичность отчётливо проявляются в пьесе. Тональность до мажор обогащена альтерированными ступенями, что добавляет мрачности. Зловещая атмосфера передается при помощи ломанных аккордов, все в образе колдуньи угловатое и фантастическое. Музыка написана в жанре русской народной песни, что определяет фольклорность и близость к национальной культуре. Динамичный номер завершается взлетом. Резко проявляются аккорды финала.

Богатырские ворота. Первая прозвучавшая тема во многом напоминает мелодию «Прогулки», теперь она звучит еще более гордо и величественно. Музыка наполняет пространство, набирает силу и мощь. Словно богатырь поднимается на защиту Родины. Тема чередуется со строгим церковным распевом, который звучит камерно, душевно и трогательно. Подобные контрасты позволяют выразить богатый эмоциональный спектр. Номер завершается праздничным колокольным звоном.

Музыка «Картинок с выставки» в кинематографе

Многие известные режиссеры активно используют отдельные номера из цикла «Картинки с выставки» Мусоргского. Каждый музыкальный номер имеет ярко-выраженный образ. Точность музыкальной образной передачи позволяет точно изобразить атмосферу фильмов, приведенных в списке:

  • «Симпсоны» (2016);
  • «Древо жизни» (2011);
  • «Фетиш» (2008);
  • «После прочтения сжечь» (2008);
  • «Курьез Георга» (2008);
  • «Я очень высоко» (2007);
  • «Луни Тюнз: Снова в деле» (2003);
  • «Хистерия» (2000);
  • «Каждое воскресенье» (1999);
  • «Шоу Рена и Стимпи» (1994);
  • «Витгенштейн» (1992);
  • «Русалочка» (1992);
  • «Атомное кафе» (1982);
  • «Психбольница» (1972).

«Картинки с выставки» — это произведение, которое позволяет увековечить мгновение. Мусоргский сумел раскрыть разнообразные художественные образы и сюжеты разнообразием музыкальных красок.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»

Источник

Читайте также:  Друзья нервы ноты для фортепиано
Оцените статью