Муз школа класс гитара

Классическая гитара

История отдела классической гитары в МГДМШ им. И.О. Дунаевского начинается с 1955 года, когда в школе начала преподавать Людмила Васильевна Акишина, выпускница музыкального техникума им. Октябрьской революции (класс преподавателя Агафошина Петра Спиридоновича). Из числа её наиболее известных учеников следует назвать Николая Кузьмина, Галину Ларичеву, Льва Шумеева и Андрея Гарина.

С 1973 года, после окончания музучилища при Московской консерватории на отделе в течение несколких лет преподавал Андрей Фабианович Гарин, ученик Л.В. Акишиной. Впоследствии А.Ф. Гарин – участник международных фестивалей: в Стамбуле, в Оборне, в Туре (Франция) и Нью-Йорке; им было сделано более 70 фондовых записей на Всесоюзном радио различных ансамблей с участием гитары.

С 1980 по 1985 год здесь работал Евгений Кабдуллаевич Сельжанов – гитарист-исполнитель, педагог и композитор. В один из отечественных репертуарных сборников 1970-х гг. вошла его обработка казахского танца

С 1981 по 2007 год в школе работала Галина Андреевна Ларичева, также ученица Л.В. Акишиной. В личном архиве Галины Андреевны есть своеобразная почётная грамота от участников «Домашнего музыкального собрания» во главе с Александром Лариным, историком гитары и педагогом. В этой грамоте её поздравляют как «первую дипломированную гитаристку Советского Союза с высшим гитарным образованием» в связи с окончанием Киевской консерватории. Галина Андреевна, будучи настоящим учителем, сама много училась – за её плечами также филфак МГУ, факультет эстетики Института марксизма-ленинизма, Институт комплексного закаливания при Минздраве. С 1961 по 1986 год Г.А. Ларичева регулярно выступала с сольными концертами в различных домах культуры столицы. В течение долгих лет она успешно руководила гитарным ансамблем, который порой насчитывал до 25 участников и звучал на известнейших концертных площадках Москвы, в том числе ГКЗ гостиницы Россия. В издательстве «Советский композитор» опубликован ряд её аранжировок для гитары-соло и ансамбля гитар. Галина Андреевна также автор программ обучения по классу гитары детских музыкальных школ Российской Федерации и совмещала работу в нашей школе с преподаванием в Московском Государственном Университете Культуры и Искусств.

Читайте также:  Концертные этюды для фортепиано колледж

С 1992 по 2012 год на отделе преподавал Евгений Дмитриевич Ларичев – признанный исполнитель и композитор, первый выпускник музучилища при Московской консерватории по классу А. Иванова-Крамского. До поступления в училище играл на семиструнной гитаре, в том числе в дуэте с Сергеем Ореховым. С 1959 года – солист Москонцерта. На счету Евгения Дмитриевича – более 5000 концертов по России и Европе, фирмой «Мелодия» выпущено несколько пластинок с его записями. Также он – автор нескольких сотен аранжировок для гитары, многие из которых вышли в свет в издательстве «Советский композитор» и оригинальных сочинений для гитары. Е.Д. Ларичев совмещал концертную деятельность и работу аранжировщика и составителя репертуарных сборников с педагогической деятельностью в нашей школе и в Московском Училище Культуры.

В разное время в школе им. Дунаевского преподавали: М.П. Травников, О.Г. Клиентов, Я.Н. Смирнов, М.Ф. Ларионова; почти все они являются выпускниками Московского Государственного Университета Культуры и Искусств по классу Галины Андреевны Ларичевой.

В настоящее время на отделе работают:

Кузнецов Александр Борисович, закончил Московский Государственный Университет Культуры и Искусств (кл. Г.А. Ларичевой). Руководитель секции классической гитары.

Степанов Алексей Михайлович,закончил Академическое училище при МГК им. П. И. Чайковского (кл. преп. Н. А. Ивановой-Крамской) и МГУКИ (кл. преп. Г. А. Ларичевой). Концертирующий исполнитель, композитор. Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, в том числе Первого Международного конкурса исполнителей на русской семиструнной гитаре им. Сергея Орехова (Жуковский 2008); XIV Международного конкурса «Виртуозы гитары» (Санкт-Петербург 2017) в номинации композиция. Сотрудничает с такими музыкантами как Юрий Ступак (балалайка), Владимир Маркушевич (гитара), Олег Тимофеев (гитара), Елена Ермакова (меццо-сопрано), Евгений Четвериков (ударные). Среди выпускников концертирующий гитарист-виртуоз, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Кирилл Морозов; профессиональный звукорежиссёр Андрей Ильин, работающий в области кино.

Малюгина Марина Анатольевна, закончила Псковское Областное Музыкальное Училище. Её выпускник Антон Баранов – лауреат Международных конкурсов, закончил Петербургскую Консерваторию и в настоящее время является её преподавателем.

Источник

Отдел гитары

Шестиструнная гитара относится к музыкальной области «Народные инструменты». На отделе гитары обучение строится по традиционным школам гитарного мастерства (М. Каркасси, М. Джулиани, Ф. Карулли, А. Иванова-Крамского и др.)

Учащиеся отделения участвуют в школьных, городских концертах, Всероссийских и Международных конкурсах, становятся их лауреатами и дипломантами.

Обучение ведется по 2 программам:

Предпрофессиональная программа:
Сроки обучения:
Для детей от 6,5 до 9 лет — 8(9) лет,
для детей от 10 до 12 лет — 5(6) лет.

Общеразвивающая многоуровневая программа:
Сроки обучения:
Для детей от 6,5 до 12 лет:
I уровень (стартовый) — 3 года,
II уровень (базовый) — 2 года,
III уровень (продвинутый) — 2 года.
По окончании каждого уровня выдается свидетельство.

ОБРАЗОВАТЕ ЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Сапрыкина Наталья Викторовна
Преподаватель по классу гитары
Заведующий отделом, методист

Источник

Стоит ли идти в музыкальную школу на классическую гитару, если будущее связываешь с электрогитарой?

Как человек, который прошел именно этим путем, не рекомендую.

Во-первых, техника игры на классической гитаре отличается от электрогитарной техники. В первую очередь это касается правой руки: на классике это игра пальцами, а на электрогитаре — это игра медиатором. У классики шире гриф и нейлоновые струны, а на электрогитаре узкий гриф и металлические струны. Не говоря уже о конкретных приемах: бэнды, тэппинг, свип-пикинг — это число электрогитарные фишки. А еще учтите, что игра на классической гитаре никак не поможем вам в игре на электрогитаре с дисторшном — все техники глушения вам придется отрабатывать с нуля.

Во-вторых, музыкалка — это от трех лет постоянных занятий, причем не только самой гитарой, но и сольфеджио, музыкальной литературой, фано, хор. Вот вы уверены, что оно вам надо? Не лучше ли выбрать то, что действительно вам интересно, и сфокусироваться именно на этом?:)

В-третьих, вы должны получать кайф от процесса. Если тянет к электрогитаре, то зачем обрекать себя на классические этюды или фламенко?

Подытожу: поищите лучше хорошего препода по электрогитаре 🙂

Источник

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА — 7 лет обучения « ШЕСТИСТРУННАЯ ГИТАРА»

Программа предпрофессиональной подготовки. ?7 лет обучения.

Скачать:

Вложение Размер
programma_gitara_7_let.doc 161 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей детская музыкальная школа

пос. Чистоозерный Каменского района

для детских музыкальных школ

и музыкальных отделений

детских школ искусств

Срок обучения 7 лет

Борзова О.И. – преподаватель по классу гитары детской музыкальной школы

Пос. Чистоозерный Каменского района Ростовской области

Данная программа предназначена для преподавателей, работающих с учащимися по классу шестиструнной гитары в ДМШ и ДШИ. Наряду с традиционными формами проведения урока в программе уделяется внимание ансамблевому музицированию, развитию навыков чтения нот с листа. В перечнях произведений, рекомендуемых для исполнения в течение учебного года и на экзаменах, приведены произведения из сборников, изданных в основном за последние 20 лет.

Годовые требования программы предполагают поступенное гармоничное развитие технических и творческих навыков учащихся, а требования к учащимся на выпускных экзаменах позволяют использовать выпускную экзаменационную программу, как вступительную в средние и высшие музыкальные учебные заведения.

Шестиструнная гитара в нашей стране завоевывает все большую популярность. Любовь к инструменту и желание научиться хорошо играть приводят детей в музыкальные школы, школы искусств, центры дополнительного образования и др. центры художественно-музыкальной направленности. Эта программа создает условия для социального и культурного самоопределения обучаемого, его творческой самореализации; помогает решать актуальные современные художественно-эстетические и духовно-нравственные задачи. За время обучения преподаватель должен развить творческие задатки учащегося, научить его самостоятельно разучивать и грамотно исполнять произведения из репертуара музыкальной школы, сформировать у него навыки чтения нот с листа, игры в ансамблях. Новизна программы заключается во введении раздела «История исполнительства», использование современных методик обучения, аудио и видео мастер-классов, собственных обработок и переложений. Наиболее одаренных учащихся школа может подготавливать для продолжения музыкального образования.

Урок по специальности, проводимый в форме индивидуального занятия с учеником, является основной формой учебно-воспитательной работы. Такая форма работы создает преподавателю условия для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ребенка, обеспечивает дифференцированный подход к обучению и требованиям на экзаменах. Программа рассчитана на 7 лет. Длительность урока 45 минут (один академический час), количество уроков (часов) в неделю – 2, всего учебных часов в году – 68.

В реализации программы участвуют дети от 7 до 16 лет .

Основные цели и задачи обучения

Основная цель преподавателя – пробудить у учащегося любовь к музыке, научить его слушать и чувствовать музыку, эмоционально реагировать на музыкальные образы, обогатить его духовный мир. Основные задачи , решаемые в ходе реализации программы: обучить ребенка игре на гитаре, развить слух, привить навыки самостоятельной работы. Первичные навыки оказывают огромное влияние на последующее развитие ученика. Поэтому преподаватель должен выработать у каждого ученика правильную посадку, постановку рук, обучить естественным и целесообразным приемам звукоизвлечения на основе активного слухового контроля. С самого начала необходим постоянный контроль за правильной посадкой. Без этого невозможно добиться правильного, чистого звукоизвлечения и развития техники.

Используя различные виды уроков (познавательный, ознакомительный, комплексный) и методы обучения (слуховая наглядность, исполнительский показ, прослушивание видео и аудио записей), преподаватель должен уделять постоянное внимание освоению различных приемов игры и штрихов.

Основное средство воспитания, обучения и развития – исполнительский репертуар, который формируется на основе принципа усложнения педагогических, технических и художественных задач – «от простого к сложному».

Учащийся должен сесть на стул ближе к краю, левую ногу поставить на подставку, высота которой подбирается индивидуально для каждого ученика, корпус гитары положить выемкой на левое бедро так, чтобы головка грифа находилась на уровне плеча или немного выше. Правую ногу надо отодвинуть в сторону.

Посадка девочек может быть другая: ноги вместе, стопа правой ноги располагается у подставки или отводится несколько назад, опираясь на кончик ступни.

Нижняя дека должна касаться груди и располагаться вертикально. Предплечье правой руки у локтя кладется на большой изгиб обечайки. Правильная посадка характеризуется максимальной длиной позвоночника, шея должна естественно продолжать позвоночник; плечи должны быть на одном уровне (линия плеч перпендикулярна позвоночнику). Грудь и спина расправлены. Позвоночник прямой.

Постановка правой руки

Кисть правой руки свободно устанавливается над струнами. Между предплечьем и кистью образуется естественный угол. Пальцы округлены. Ладонь параллельна струнам. Запястье не должно прогибаться к деке или выгибаться наружу. Линия кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца параллельна струнам. Пальцы в расслабленном состоянии, сложенные вместе перпендикулярны струнам. Мизинец участвует в игре очень редко. Большой палец отставлен от остальных в сторону грифа примерно на расстояние, равное длине последней фаланги. Звук извлекается кончиком подушечки пальца и коротким закругленным по форме пальца ногтем (ногтевой способ игры), либо только кончиком подушечки пальца при наличии слабых ломких ногтей (безногтевой способ игры). Первый способ предпочтительнее.

Постановка левой руки

Пальцы левой руки прижимают струны около металлических порожков последними фалангами, которые ставятся на лады перпендикулярно плоскости грифа. Пальцы округлены и не прогибаются в суставах. Ладонь располагается параллельно грифу. Большой палец поддерживает кисть, служит опорой, способствует ее устойчивому положению и уравновешивает силу прижатия струн. Большой палец располагается напротив второго пальца или между вторым и третьим пальцами, его кончик не выступает из-за грифа.

Учащийся должен освоить два основных способа звукоизвлечения: тирандо и апояндо.

Тирандо – кончик пальца, коснувшись струны и преодолевая ее сопротивление, оттягивает ее к соседней сверху струне, но не задевает ее; после извлечения звука палец за счет быстрого расслабления возвращается в исходное положение.

Апояндо отличается от тирандо тем, что после звукоизвлечения движение кончика пальца останавливает соседняя струна; звук в этом случае получается более сочным, громким. Ощущение напряжения пальца при извлечении звука и последующем расслаблении должно быть таким же, как при тирандо.

В обоих случаях, звук извлекается защипыванием, а не ударом, траектория движения защипываемой струны параллельна деке, чтобы избежать дребезга о порожки. Путем слухового анализа следует добиваться сильного, красивого, полноценного звучания. При этом сила защипывания должна исходить в основном от последней фаланги (самой дальней от ладони). Первым способом играют, арпеджио, аккорды, иногда пассажи. Второй способ применяют при исполнении мелодии, гамм, гаммообразных пассажей, для выделения мелодии в арпеджированной фактуре.

Арпеджио – поочередное исполнение звуков аккорда. Это один из ведущих приемов игры. Работу над ним следует начинать с первого класса. Темп медленный, фигурации простые.

Арпеджиато – быстрое поочередное исполнение звуков аккорда.

Расгеадо – извлечение звуков аккорда одним или несколькими пальцами с использованием при этом внешней стороны ногтя.

Тамбурин – прием игры, имитирующий звучание тамбурина. Он заключается в том, что большой палец правой руки наружной стороной ударяет по струнам сверху у подставки. Удар надо делать всей тяжестью кисти, быстро отталкиваясь от струн, чтобы они свободно звучали.

Тремоло – быстрое повторение одного и того же звука. На гитаре тремоло исполняется четырьмя пальцами: p a m i , в указанной последовательности. В упражнениях полезно использовать различные варианты чередования пальцев: p i m a , p i a m i и другие. Начинать работу над тремоло надо в медленном темпе, добиваясь ровности звучания и постепенно увеличивая темп.

Флажолеты — звуки флейтового характера. Натуральный флажолет получается от извлечении звука пальцем правой руки при одновременном легком прикосновении подушечки пальца левой руки к струне над металлическим порожком и быстром его снятии. Натуральные флажолеты извлекаются на XII, VII, V ладах. Реже употребляются флажолеты на II, III IV, IX ладах. Искусственные флажолеты получаются следующим образом: палец левой руки прижимает лад, указательный палец правой руки прикасается к струне в месте деления ее на две равные части, безымянный или средний палец правой руки извлекает звук.

Пиццикато – прием игры, при котором извлекаются приглушенные, отрывистые звуки. Правая рука кладется ребром ладони со стороны мизинца на струны у самой подставки, а звуки извлекаются большим пальцем, а иногда и другими пальцами.

Баррэ – один из основных приемов игры, при котором указательный палец левой руки прижимает одновременно несколько струн. Необходимо следить, чтобы палец плотнее прижимал струны к металлическому порожку, не прогибаясь в суставах. Кончик указательного пальца не должен выходить за пределы грифа.

Вибрато – вибрация звука в результате покачивания пальца, прижимающего струну, и кисти левой руки; применяется с целью придания звуку теплоты, певучести, увеличения продолжительности звучания ноты.

Это одно и важнейших средств музыкальной выразительности. Работа над вибрато в упражнениях и гаммах делает левую руку более эластичной и сильной. Употребляется вибрато и в аккордах.

Глиссандо – скользящий переход от звука к звуку. Скольжение производится пальцем левой руки по струне, при этом правая рука извлекает начальный и конечный звуки или только начальный. Для достижения отчетливого глиссандо нужно сильнее прижимать струну во время скольжения. От глиссандо как приема игры следует отличать портаменто – скользящий переход при смене позиций, при котором достигается связность звучания. Сила звука в портаменто при скольжении, в отличие от глиссандо, уменьшается.

Легато – плавный переход от одного звука к другому. При исполнении группы нот этим приемом только первый звук извлекается пальцем правой руки. При восходящем легато второй и последующие звуки извлекаются пальцами левой руки, которые с силой опускаются на звучащую струну; при нисходящем легато пальцы левой руки, извлекая звук, сдергивают струну в сторону ладони. Использование легато в быстрых темпах намного облегчает действия правой руки, позволяет играть трели .

Легато – плавный переход от одного звука к другому. Связность исполнения двух и более звуков достигается за счет хорошей координации движений пальцев обеих рук. Звук при этом должен обязательно извлекаться щипком.

Стаккато – отрывистое исполнение звуков. Добиться этого можно двумя способами:

  1. после звукоизвлечения пальцы правой руки немедленно опускаются на звучащую струну;
  2. после извлечения звука пальцами правой руки пальцы левой быстро снимаются со струн.

В большинстве случаев рекомендуется первый способ.

Нонлегато – разновидность стаккато. Это раздельное, но не резко отрывистое исполнение звуков.

Штрихи являются одним из основных средств выразительности исполнения музыкального произведения. Приступать к работе над штрихами рекомендуется в первом классе.

Составление индивидуального плана

Репертуар учащегося должен быть разнообразным по содержанию, форме и стилю. Репертуар необходимо обновлять и расширять, включая в него лучшие пьесы современных композиторов. Исключительную ценность представляют пьесы, в которых народные мелодии органически сочетаются с современными средствами выразительности. Педагогические требования к ученикам должны быть строго дифференцированы в зависимости от уровня общей подготовки, возраста, музыкальных способностей и других индивидуальных данных.

Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения учеником музыкального произведения, учитывая, что одни из них готовятся для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления. Рекомендуется изучать одновременно не более 3-4 произведений. Последовательность проверки домашних заданий на каждом уроке должна изменяться.

Для каждого класса в программе даны примерные перечни музыкальных произведений различных по уровню трудности для исполнения на академических концертах и экзаменах в течение учебного года.

Методические рекомендации по чтению нот с листа

Умение ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы, который ведется по двум, тесно связанным, но несколько различным направлениям: развитие навыка тщательного разбора и навыка беглого чтения с листа. В результате этого создаются необходимые условия для расширения музыкального кругозора учащегося. Предпосылками грамотного и осмысленного разбора являются осознание ладотональности, метроритма, умение охватить мелодические фразы, заметить и правильно истолковать все имеющиеся в тексте знаки и авторские ремарки, внимательное отношение к аппликатуре, понимание ее значение не только для удобства игры, но и для передачи верное фразировки, голосоведения.

Всему этому преподаватель учит, давая ученику вначале очень простые, а затем постепенно усложняющиеся задания по разбору текста. Систематическая работа в этом направлении позволит со временем потребовать от ученика самостоятельного, осмысленного и тщательного разбора.

Параллельно с навыками тщательного разбора и на базе этих навыков необходимо развивать беглое чтение с листа, основанное на умении схватывать главное в музыкальной ткани, умении непрерывно вести музыкальную линию, не позволяя себе каких-либо поправок и остановок. Уверенная и быстрая реакция на нотные знаки, охват все более протяженных музыкальных фраз, свободная ориентировка на грифе, аппликатурная находчивость являются непременным условием успешного овладения навыком чтения нот с листа. Как правило, пьесы для чтения нот с листа должны быть значительно легче изучаемых учащимися по программе, поэтому целесообразно использовать произведения из репертуара предыдущих классов, а так же различные переложения, популярные пьесы.

Чтение с листа должно начинаться с первого года и носить систематический характер на протяжении всего периода обучения.

Игра в ансамбле

Большую пользу для музыкального развития учащегося приносит игра в ансамбле, развивающая гармоничный слух, умение слушать друг друга, играть ритмично, синхронно. В классе гитары практикуются дуэты, трио, смешанные ансамбли. В первом полугодии 1 класса игра ученика в дуэте с педагогом служит средством обогащения подчас очень простого музыкального материала. В программе представлен перечень рекомендуемой литературы для ансамблей.

Развитие технических навыков (1)

В процессе обучения необходимо добиваться гармоничного развития художественных и технических навыков. Развитие техники практически осуществляется в процессе работы над всеми изучаемыми произведениями. В узком смысле слова развитию техники способствует регулярная работа над упражнениями, гаммами, этюдами.

Основным условием продуктивности работы ученика над упражнениями и гаммами является четкое осознание их назначение для преодоления технических трудностей. В старших классах, наряду с увеличением темпа, постоянно должны возрастать и требования к качеству исполнения. Например, в гаммах перед учеником ставятся более высокие требования к технике перехода из одной позиции в другую, ставятся различные задания по динамике, артикуляции и ритмическому варьированию.

Большое значение имеют упражнения для освоения новых приемов игры, особенно при работе над легато, баррэ, тремоло.

Подбор этюдов обычно связан с техническими трудностями изучаемых пьес. Этюды подбираются на разные виды техники.

Развитие творческих навыков (2)

Развитию творческих навыков учащихся способствует практика игры по слуху и транспонирование, которые продолжаются на протяжении всех лет обучения. Необходимо практиковать подбор по слуху, как мелодий, так и аккомпанемента, поощрять и тактично направлять любые проявления творческой инициативы ученика: попытки импровизации, сочинения небольших пьес. Эти пьесы могут сочиняться как на заданную тему, так и на свободную. Такие опыты, даже если они не обнаруживают наличие соответствующих данных, всегда содействуют развитию музыкальных задатков ученика, в частности, его попыткам по-своему истолковать изучаемую музыку, а также помогают более свободно и широко использовать выразительные возможности инструмента.

Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на занятиях, контрольных уроках, академических концертах и наконец, на экзаменах в виде устных оценок и отметок по пятибалльной системе:

(1) 2 – не аттестован

В конце каждой учебной четверти ставится отметка, суммирующая все полученные отметки.

После первого полугодия 1 класса проводится прослушивание.

Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускном 7 классе. На выпускные экзамены выносятся 4 произведения различных жанров и форм.

В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением произведений выпускной программы.

В остальных классах учащиеся, как правило, выступают на академических концертах, для показа на которых в течение учебного года подготавливаются 3 произведения, различных по жанру и форме (в том числе возможны и ансамблевые) в присутствии преподавателей отдела, заместителя директора по учебной работе и заведующего народным отделом. Академические концерты рекомендуется проводить один раз в четверть. Таким образом, преподаватель получает возможность показывать ученика по мере подготовки репертуара.

Способным, а так же профессионально ориентированным учащимся рекомендуется в течение учебного года выступить на академических концертах не менее трех раз. Количество произведений для исполнения не ограничивается.

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте.

Проверка технической подготовки учащихся (чтение нот с листа, транспонирование, подбор по слуху) осуществляется на протяжении всего периода обучения в классном порядке.

Контрольные уроки по проверке технической подготовки учащихся (технические зачеты) проводятся с 4 класса дважды в год: в октябре (этюд, мажорные гаммы) и в марте (этюд, минорные гаммы, термины) в сроки, указанные в действующем учебном плане в присутствии 1-2 преподавателей отдела.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  1. оценка годовой работы ученика, выведенная на основе оценок, полученных на уроках;
  2. оценка ученика за выступление на академических концертах, контрольных уроках или экзаменах;
  3. другие выступления ученика в течение учебного года.

С оценкой «не аттестован» учащийся не переводится в следующий класс.

Гитары, стулья, подставки, пюпитры, струны, видео — и звуко — воспоизводящая аппаратура, компьютер, карандаши, стёрка, нотные листы.

Учебно-методический план (учебно-тематический план)

Источник

Оцените статью