Музыкальная азбука 1 класс ноты

Презентация «Музыкальная азбука»
презентация к уроку по музыке (1 класс) на тему

Цель данной презентации «Музыкальная азбука» познакомить учащихся начальной школы с историей появления первой нотной записи, с нотами как способом фиксации музыкальной речи. Презентация сделана в доступной для учащихся начальной школы форме с использованием интерактивных тестовых заданий для закрепления и проверки полученных знаний на уроке. Доступна и легка в использовании. Может быть использована на уроках музыки, на уроках сольфеджио.

Скачать:

Вложение Размер
Презентация предназначена для ознакомления учащихся начальной школы с историей появления первой нотной записи, . 1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Музыкальная азбука Подготовила Гоголева М.Ю. , учитель музыки ГОУ ЯО Центр помощи детям, г. Ярославль

Сегодня на уроке мы узнаем, откуда произошли ноты. Ноты придумали не сразу. В далеком прошлом….. В Древней Греции музыку записывали при помощи букв алфавита. В средневековой Европе для этого использовали специальные значки , которые назывались — невмы . Они выглядели как точки, черточки и запятые.

Нелегко было разобраться в таких крючках и завитушках. Притом ноты эти не перепечатывали, как в наши дни, а переписывали. Переписчики в музыке не очень разбирались, и много мелодий было испорчено до неузнаваемости. Так продолжалось до тех пор, пока не придумали нотоносец, или нотный стан — пять горизонтальных линеечек, на которых и разместились нотные знаки.

А произошло это в начале XI века. Итальянский монах Гвидо д ‘ Ареццо — Гвидо Аретинский (992—1050), музыкант и учитель пения из города Ареццо , нарисовал самые первые линеечки, по которым, словно по ступенькам, вверх и вниз побежали нотные знаки.

Правда, сначала линеечек было не пять, а четыре, и все они были разного цвета. Зато теперь у каждого музыкального знака-ноты появилась уже и графически зафиксированная высота.

Такие знаки-символы стали называться нотами. Ноты (от латинского notatio , что означает «записывание, обозначение», знак) стали размещать как на самих линиях, так и между ними. Ноты похожи на маленькие головки-овалы.

Длительность звука обозначается белой или черной головкой ноты, а по расположению ноты на нотном стане можно определить его высоту.

Ноты нужно было как-то назвать. Чтобы легче было запомнить названия звуков, Гвидо велел своим ученикам-хористам разучить молитву-гимн в честь святого Иоанна, который считался покровителем музыки и певцов. Для этой молитвы Гвидо сочинил новую мелодию, в которой каждая последующая стихотворная строчка начиналась на ступень выше предыдущей. А каждый первый слог новой строчки стал названием новой ноты. Вот и получили ноты свое первое название: Ut , Re , Mi , Fa , Sol , La — по начальным слогам первых шести слов молитвы-гимна.

Со временем слог Ut заменили на слог Do , а также появилось название еще для одного звука-ноты — Si , составленного из первых букв словосочетания Sancte Iohanne — Святой Иоанн. Так появился единственный на земле международный язык — язык нот, который ныне понимают все музыканты мира: ДО—РЕ—МИ—ФА—СОЛЬ—ЛЯ—СИ

Это великое изобретение сделало музыкальную память человека вечной и необъятной. Музыка записанная нотами на бумаге, может быть прочитана где угодно, кем угодно и когда угодно.

Есть всего семь нот на свете- До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ты запомни ноты эти И в тетрадку занеси. ДО—РЕ—МИ—ФА—СОЛЬ—ЛЯ—СИ (Н. Кончаловская )

1 Как называются значки, которыми записывается музыка? ОТВЕТ н о т ы

2 Сколько нот в музыкальной азбуке? ОТВЕТ С Е м Ь

Источник

Урок «Музыкальная азбука»
план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему

Урок музыки в 1 классе «Музыкальная азбука»

Скачать:

Вложение Размер
urok_muzyki_1_kl.docx 19.64 КБ
prezentatsiya_k_uroku.ppt 401.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Музыкальная азбука»

Цель: знакомство с фортепианной клавиатурой и названиями нот.

  • воспитывать познавательные потребности, интерес к предмету «Музыка»;
  • познакомить учащихся с нотной записью;
  • заинтересовать чтением нотного текста;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы;
  • развивать внимание, наблюдательность, музыкальную память; музыкальный слух.

Форма урока – Урок — практическая работа.

Знакомство с музыкальной грамотой.

( творческое задание — распевание «Мы шагаем вверх, мы шагаем вниз»)

  1. Тема урока ( объяснение темы, загадка,сказка)

Сегодня на уроке мы в очередной раз совершим путешествие в мир музыки. Но для того, чтобы совершить это путешествие, нам надо взять с собой: внимание, дисциплину, память, любознательность и воображение. Вы со мной согласны? ( ответы детей)

Учитель: – Скажите, что нужно знать, чтобы читать книжки?

Дети: – буквы, азбуку.

Учитель: — А у нас книжки особенные – музыкальные. Что же там? Отгадайте загадку:

На листочке, на страничке –

То ли точки, то ли птички

Все сидят на лесенке

И щебечут песенки.

Конечно, это НОТЫ. А поют ноты вот так:

(учитель поет звукоряд, комментируя текстом)

«ДО» пела первая нотка и темно-синий цвет сапфира оживал, окрашивая речку, пробегая гладью волн.

«РЕ» танцевала и пела балеринкой-бабочкой, перелетая с цветка на цветок и оставляя каждому соцветию в подарок золотистую янтарную пыльцу и улыбку слезинки древней смолы — янтаря.

«МИ» звучала следующая нотка и лучики мелодии игривым ветерком шуршали в листве деревьев, одаривая их своей изумрудной яркостью.

«Фа» вместе с птицами порхала с ветки на ветку, рассыпая кругом алмазные слезинки-росинки, излучающие магию притяжения.

«Соль» пробегала фиолетовой тенью по пикам скалистых гор и скатывалась на аметистовых саночках по снежной поверхности.

«ЛЯ» звенело колокольчиком-эхом, рисуя мотив рассвета.

Высоко в поднебесье оживала нотка «Си» плывя в молочно-белых облаках-опалах.

-А теперь давайте все вместе повторим названия ноток, и конечно пропоем

(дети вместе с учителем пропевают ступени звкоряда)

-Пришло время открыть тетради. Посмотрите внимательно, давайте вспомним, что нового мы узнали на прошлом уроке?

(ответы детей: нотный стан, скрипичный ключ)

-Сегодня мы на нотном стане будем располагать наши нотки.

(презентация «Музыкальная азбука» 1-6 слайд))

(работа в тетради)

арт- терапевтическое упражение по Стрельниковой

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный. Активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются

-Чтобы лучше научиться различать ноты, давайте их раскрасим в цвета, которые вы выберете сами. (презентация «Музыкальная азбука» 7 слайд)

(работа в тетради)

-Сегодня я вас познакомлю с очень интересной песней. Припев вы уже знаете и можете мне тихонько подпевать

(учитель исполняет, дети слушают и подпевают)

Песня «До, ре, ми, фа, соль» сл. З.Петрова, муз.А Островский

Чтоб выучиться пению
Имеем мы терпение,
И чтоб урок у нас не зря прошел.
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны.
И выучить все ноты хорошо!

Припев: До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

2. Возьмем свои тетрадки мы,
И ноты по порядку мы,
Запишем, чтобы каждый помнить мог.
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны,
И дома каждый раз учить урок!

Припев: До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

(работа над вокальными навыками в припеве песни)

Наш урок подходит к концу. Что же нового вы сегодня узнали и чему научились?

(выполнение задания, презентация «Музыкальная азбука» 8 слайд)

— Сегодня вы получаете домашнее задание: каждый из вас приготовит по одному слову, где встречается одна-две нотки…

Релаксация:
— Каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.
Оцените себя, используя смайлики

(. Детям предлагается нарисовать в тетради смайлики, соответствующие своему успеху на уроке)
: – ) – «хорошо понял тему и поработал на уроке»;
: – ? – «недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке»;
: – ( – «мне еще много нужно работать над данной темой».

Источник

Музыкальная азбука 1 класс
план-конспект урока по музыке на тему

Урок музыки в 1 классе по теме: «Музыкальная азбука» составлен по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной. Тема четверти: «Музыка вокруг нас», урок №8. Данный урок включает в себя: физминутку, презентацию, попевку, минусовки песен, фрагмент из м/ф «До-ре-ми» для обобщения и закрепления полученных знаний.

Скачать:

Вложение Размер
urok_muzyki_v_1_klasse_po_teme_muzykalnaya_azbuka.docx 26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок музыки в 1-м классе «Музыкальная азбука»

(обобщение тем I четверти)

учитель музыки: Трапезникова Наталья Вениаминовна (I кв. категория)

( составлен по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т. С. Шмагиной)

1 класс 1 четверть урок №8

Тема четверти: «Музыка вокруг нас»

Тема урока: «Музыкальная азбука»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: познакомить с нотной грамотой, с историей возникновения нот.

  • способствовать творческому развитию детей, с учётом возможностей каждого ребёнка в процессе различных видов деятельности на уроке (слушание музыки, пение, импровизация, сочинение), развитию ритмических, вокально-хоровых, импровизационных навыков.
  • развивать инициативу обучающихся, создать условия для развития коммуникативных умений в ходе урока через индивидуальную работу и работу в группах;
  • воспитывать интерес к музыке, повысить мотивацию к образовательной деятельности на уроках музыки, развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность;
  • найти взаимосвязь музыкальной азбуки со школьными предметами.

Методы и приёмы: поисковый (эвристический), метод исследования.

Виды музыкальной деятельности : игровая деятельность, исполнительская деятельность, сочинения- импровизации, групповая и индивидуальная работа.

Оборудование к уроку: компьютер, проекционный экран, фортепиано, презентация, карточки с названием нот, изображение нотного стана на доске, наглядности «Ритм» и «Мелодия».

«Осень наступила» С. Насауленко

Попевка «Правила пения»

Видеофрагменты: звукоряд «Ноты», заключительный фрагмент из м/ф «До-ре-ми»

Дети входят в класс, встают у своих стульев.

Музыкальное приветствие по звукам звукоряда «Здравствуйте, ребята!» — «Здравствуйте!»

У. Мы с вами заканчиваем I четверть, приближаются каникулы и сегодня заключительный, обобщающий урок. Мы много чему научились на уроках: слушать музыку, рассуждать, петь в хоре, играть на музыкальных инструментах, познакомились с композиторами. С первых уроков мы поняли, что вокруг нас существуют много разных звуков – музыкальных и шумовых. Ребята, скажите, какие звуки можно назвать музыкальными?

Д. Звуки, которые издают музыкальные инструменты и голос человека.

У. Правильно, а какие музыкальные инструменты вы знаете?

Д. скрипка, балалайка, труба и т.д.

У. Молодцы. Звуки, которые издают музыкальные инструменты, тоже делятся на 2 вида: звуки, которые издают инструменты симфонического оркестра и звуки, издающие народными инструментами.

У. Скажите, а какие звуки можно назвать шумовыми?

Д. Звуки, которые окружают нас в жизни.

У. Приведите примеры (ответы детей: гул самолёта, стук колёс поезда, хлопки, шаги, скрип двери и т.д.)

У. Смотрим на доску (Презентация по теме «Музыкальная азбука»)

Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий рокот,

Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка .

Это звуки — шумовые .
Только есть еще другие:
Не шуршание, не стуки —
Музыкальные есть звуки.

У. А теперь посмотрим, кто отличит музыкальные и шумовые звуки. Итак, задание: найти на картинке музыкальные звуки, а мы все внимательно смотрим и хлопаем, если ответ будет верным.

(индивидуальная работа с учеником, закрепление названий музыкальных инструментов)

У. Молодец! Передай указку другому ученику. Тебе другое задание, озвучь его сам (ученик называет задание и выполняет его)

У. Хорошо, все отлично справились, спасибо!

У. Вот мы ребята подробно остановились на звуках. Скажите, где ещё можно услышать звуки?

Д. На улице, на праздниках, в школе.

У. Конечно. В школе вы тоже знакомитесь со звуками на чтении, на уроках музыки. Чтобы научиться читать, надо сначала произносить звуки, потом звуки складывать в слоги, потом в слова, а только потом в предложение. Сколько букв в азбуке?

У. Правильно, а в музыке?

Д. Всего 7 звуков.

У. Конечно. Интересная цифра 7, она есть в разных сказках «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», 7 цветов радуги и т.д. В музыке 7 звуков тоже магические , это ведь тоже азбука, только музыкальная. Наша задача сегодня, познакомиться с основой музыкальной азбуки, узнать, где живут ноты, каким ключом можно открыть нотный стан и в конце урока предстоит поработать по карточкам на закрепление материала, т.е немного поиграем. Как мы назовём наш сегодняшний урок?

Д. Музыкальная азбука.

(учитель записывает тему на доске)

У. Итак, музыка состоит из звуков (слайд 6) Проговорим правило вместе: «Если звуки встали в ряд получился — звукоряд». Проговорим и споём эти звуки (выполнение задания).

Семь кружочков — малышат

На линеечках сидят.

Ах, как дружно все живут,

Звонко песенки поют.

Очень заняты работой

Эти радостные НОТЫ.

Посмотрите на экран, что вы там увидите? (видеофрагмент «Ноты») (слайд 8).

У. Правильно! Давайте вместе назовём все ноты по порядку (выполняют задание), а теперь их споём (исполнение по руке). Посмотрите на свою ладонь, сколько у вас пальчиков?

У. В музыке, ребята, все звуки тоже живут в пятиэтажном доме.

Посмотрите этот музыкальный дом (слайд 9)

Вот пятиэтажный дом. Проживают знаки в нем.

«НОТОНОСЕЦ» дом зовут, знаки-ноты в нем живут

У. Как называется домик, где живут ноты?

У.Верно, молодцы! Нотоносец или нотный стан.

Есть у нот уютный дом,
Хорошо живётся в нём –
Пять линеек вдоль листа
Называют НОТНЫЙ СТАН.

Давайте покажем наш нотоносец на руке. Все нотки проживают на разных этажах и даже между этажами. Смотрите, какая нотка какой этаж занимает (работа по руке, показ расположения нот по методике Г.А.Струве). Пропевание звуков по руке с ручными знаками.

У. Здорово у нас получилось! Итак, пятиэтажный дом рисовать сложно и в музыке придумали обозначать каждый этаж линейками вот так (обращаюсь к доске, где нарисован нотный стан), а каждый этаж обозначу цифрами снизу верх 1. 2.3.4.5., получился такой нотоносец. Что ещё нам не хватает для нотного домика?

У. Конечно, ведь и свои квартиры вы открываете ключами, а музыке нужен ключ особенный, музыкальный (слайд11)

Ключ имеет каждый дом –

Деревянный и кирпичный.

И у ноток ключик есть,

Существуют 2 ключа: скрипичный и басовый. Басовый ключ открывает нам двери в дом, где живут низкие по звучанию звуки, а скрипичный, наоборот, в высокие. Скрипичный от какого слова произошёл?

У. Правильно, потому — что похож на скрипку, а второе его название «Ключ Соль», потому что на втором этаже живёт нота «Соль» и скрипичный ключ пишется со второго этажа. Для настройки 4 струны скрипки нужна нота «Соль», а партитура для скрипки пишется только в скрипичном ключе. Посмотрите, как я его нарисую (слайд 12)

Я сначала нарисую закорючку — вот такую,

Дальше линию продлю,

На верхушке закруглю,

Ой, какой-то вышел гусь,

Я чуть — чуть его боюсь.

Нет! Я сделаю вот так:

Чтобы был не гусь, а знак (слайд 13)

Быстро линию прямую

Жирной точкой завершу я.

Вот и вышел ключ отличный (слайд 14)

А зовётся он – скрипичный или ключ «Соль» (слайд 15)

У. Вот и получился музыкальный ключ. Кто попробует его нарисовать? (индивидуальная работа с учениками у доски).

У. Молодцы, почти все справились с заданием. Для того, чтобы красиво рисовать ключи и правильно писать ноты существует наука, которая называется «Сольфеджио». Мы с вами постепенно будем эту науку изучать, а в слове «Сольфеджио» мы опять встретились со звуком «Соль». Ну а теперь поселим ноты в наш домик (работа у доски, с помощью магнитов ребята выкладывают ноты по порядку).

У. Если звуки встали в ряд получился…

У. Пропоём эти звуки (слайды с 16-23)

У. Смотрим на экран и мысленно повторяем звуки звукоряда (заключительный фрагмент из м/ф «До-ре-ми)

У. Понравился мультфильм? Кто знает, как он называется?

У. Называется «До-ре-ми». Можете дома самостоятельно его посмотреть.

У. Чтобы правильно произносить звуки и осмысленно петь по нотам, надо изучать основы нотной грамоты: нотный стан, звукоряд, ключи, длительности звуков и т.д. Композиторы, когда сочиняют музыку, то тоже применяют свои музыкальные знания.

Также, как и в чтении, в музыке тоже есть своя математика: звук +звук = мотив, мотив + мотив = фраза, фраза + фраза = предложение, а предложение + предложение = Песня. Для того, чтобы спеть песню, а композитору написать её, надо знать основу, из чего состоит песня.

(открываю на доске карточки : Ритм + Мелодия = ПЕСНЯ).

У. Отгадайте музыкальную загадку (играю первые такты мелодии песни «Азбука» А.Островского)

У. Правильно, молодцы! Итак, я сыграю мелодию, а вы мысленно, внутренним слухом, пропойте 1 куплет (дети выполняют задание)

У. Теперь сели красиво и немного распоёмся (исполнение 1 части попевки «Правила пения» — сидя на стуле, а при пении 2 части попевки — стоя возле стула)

У. Итак, встали красиво, повторяет текст песни с движениями (работа над 1 и 2 куплетом) Исполнение песни под фонограмму, оценивание, работа по группам у доски.

У. А теперь детвора ждёт весёлая игра – Зву-ко-ряд.

Игра Звукоряд (слайд 24)

Класс делится на 2 команды. 1 команда выходит к доске и состоит из 7 человек и дирижёра. Каждой команде учитель раздаёт карточки с названием нот. Как только дирижёр взмахнёт палочкой, то все звуки должны выстроиться в звукоряд. Побеждает команда, которая быстрее встанет и правильно построит звукоряд.

Игра направлена за закрепление материала в форме игры, даёт возможность расслабиться и подвигаться на уроке, учит работать в команде, развивает мышление и внимание.

У. Вот опять звенит звонок и закончился урок.

Ребята, что нового вы узнали на уроке?

Что вам больше понравилось и запомнилось на уроке?

С чем вы хотели бы встретиться вновь?

Проверьте себя (слайд 25)

У. Вы сегодня молодцы! Показали свои знания, отлично работали на уроке.

Источник

Читайте также:  Все клавиши пианино с подписанными нотами
Оцените статью