Музыкальная гармония последовательность аккордов

Музыкальная гармония – краски музыки

Музыкальная композиция состоит из нескольких составляющих – ритма, мелодии, гармонии.

Причем, если ритм с мелодией – это как единое целое, то гармония – это то, чем украшают любое музыкальное произведение, то, из чего состоит аккомпанемент, который вы мечтаете сыграть на пианино или гитаре.

Музыкальная гармония – это свод аккордов, без которых ни одна песня или пьеса не будет полноценной, полнозвучной.

Правильно подобранная гармония ласкает слух, облагораживает звучание, представляя нам в полной мере насладиться чудесными звуками пианино, гитары или инструментального ансамбля. Мелодию можно напеть, гармонию – только сыграть. (К слову, спеть гармонию тоже можно, но не одному человеку, а минимум – троим, причем, при условии, что они умеют петь – именно этому обучаются артисты хора и вокальных ансамблей).

Пьеса или песня без гармонии – это как нераскрашенная картинка в книжках для детей – она нарисована, но нет цвета, нет красок, яркости. Именно поэтому скрипачи, виолончелисты, домристы, балалаечники играют в сопровождении концертмейстера – в отличие от этих инструментов, на пианино можно исполнить аккорд. Ну, или играть домре или флейте в ансамбле или оркестре, где аккорды создаются благодаря количеству инструментов.

Как правильно подбирать музыкальную гармонию

В музыкальных училищах, колледжах и консерваториях существует специальная дисциплина – гармония, где студенты изучают все существующие в теории музыки аккорды, учатся применять их на практике и даже решают задачи по гармонии.

Читайте также:  Ноты ах какая женщина для пианино

Я не буду углубляться в дебри теории, а расскажу о самых популярных аккордах, используемых в современных композициях. Зачастую они одни и те же. Есть некий блок аккордов, кочующих от одной песне к другой. Соответственно, на одном таком блоке можно исполнить очень много музыкальных произведений.

Для начала определяем тонику (основную ноту в музыкальной композиции) и вспоминаем главные ступени лада – вместе с тоникой субдоминанту и доминанту. Берем ступень лада и строим от нее трезвучие (нотки через одну). Очень часто их достаточно, чтобы сыграть несложную пьесу. Но не всегда. Итак, кроме трезвучий главных ступеней, используются трезвучия 3-й, 2-й и 6-й ступеней. Реже – 7-й. Поясню на примере в тональности до мажор.

Примеры аккордовых последовательностей

Аккорды ставлю по мере их популярности по убывающей:

До мажор

  • до мажор, фа мажор, соль мажор (это и есть главные трезвучия лада);
  • ли минор (это ни что иное, как трезвучие 6-й ступени);
  • ми мажор, реже – ми минор (трезвучия 3-й ступени);
  • ре минор (2-я ступень);
  • си – уменьшенное трезвучие 7-й ступени.

А это еще один вариант использования трезвучия 6-й ступени в музыкальных композициях:

Но дело в том, что эти музыкальные гармонии свойственны, только если за тонику взята нота ДО. Если вдруг тональность до мажор вам неудобна, или пьеса звучит, скажем, в ре мажоре, просто смещаем весь блок и получаем следующие аккорды.

Ре мажор

  • ре мажор, соль мажор, ля мажор (1, 4, 5 ступени – главные трезвучия)
  • си минор (трезвучие 6-й ступени)
  • фа# мажор (трезвучия 3-й ступени)
  • ми минор (2-я ступень)
  • до# уменьшенное 7-й ступени.

Для вашего удобства покажу блок в минорной тональности, там популярны немного другие ступени и уже нельзя сказать, что аккорды 3-й и 2-й ступени используются редко. Не так уж и редко.

Ля минор

Стандартный набор аккордов в ля миноре выглядит так

Ну, а кроме стандартных – 1, 4 и 5 ступеней – базы любой тональности, используются следующие гармонии:

  • ля минор, ре минор, ми мажор (главные);
  • ми септаккорд (родственен с ми мажором, используется часто)
  • фа мажор (трезвучие 6-й ступени);
  • до мажор (трезвучие 3-й ступени);
  • соль мажор (трезвучие 2-й ступени);
  • ля мажор или ля септаккорд (одноименный мажор, нередко используют в качестве некого переходного аккорда).

Как найти тонику

Вопрос, мучающий многих. А как определить тонику, то есть основную тональность, от которой надо отталкиваться при поиске аккордов. Поясняю – надо спеть или сыграть мелодию. На какой ноте она заканчивается – такая и тоника. А уж лад (мажор или минор) определяем только на слух. Но надо сказать, что в музыке часто бывает, что песня начинается в одной тональности, а заканчивается – в другой, и определиться с тоникой бывает крайне сложно.

Тут поможет только слух, музыкальная интуиция и знание теории. Часто завершение какого-то поэтического текста совпадает с завершением музыкального текста. Тоника – это всегда нечто устойчивое, утверждающее, непоколебимое. Как только определили тонику, уже можно подбирать музыкальные гармонии, исходя из приведенных формул.

Ну и последнее, что мне бы хотелось сказать. Полет творческого вдохновения композитора может быть непредсказуем – стройно и красиво звучат, казалось бы, совершенно непредсказуемые аккорды. Это уже высший пилотаж. Если в музыкальной композиции используются только главные ступени лада, то про такую говорят – “простенький аккомпанемент”. Он действительно несложный – при базовых знаниях их сумеет подобрать даже новичок. А вот более сложные музыкальные гармонии – это уже ближе к профессионализму. Поэтому и называется “подобрать” аккорды к песне. Итак, резюмируем:

  1. Определяем тонику, а для этого играем или напеваем мелодию и ищем основную ноту.
  2. Строим трезвучия от всех ступеней лада и пытаемся их запомнить
  3. Играем аккорды в указанных выше блоках – то есть стандартные аккорды
  4. Поем (или играем) мелодию и “подбираем” на слух аккорд, чтобы они создавали гармоничное и красивое звучание. Начинаем от главных ступеней, если не годятся, “щупаем” другие трезвучия.
  5. Репетируем песню и наслаждаемся собственным исполнением.

Как совет – удобно подбирать музыкальные гармонии вместе со звучанием оригинала на музыкальном центре, компьютере или магнитофоне. Прослушать несколько раз, а потом взять фрагмент, допустим, 1 куплет и, поставив на паузу, подобрать его на пианино. Дерзайте. Подбирать музыкальные гармонии – дело практики.

Живое исполнение музыкальной композиции всегда гораздо эффектней, чем технический “минус”. Посмотрите и убедитесь сами.

Источник

Красивые аккорды и гармонии.

Если у тебя возникают проблемы при подборе красивых сочетаний аккордов, плохо владеешь нотной грамотой, или вообще не знаешь музыкальную теорию — это статья для тебя. Сейчас узнаешь метод, который сэкономит кучу времени при подборе аккордов.

Оказывается, расстояния, из которых состоит аккорд, определяют его звучание. Если знать состав аккорда, то можно заранее предугадать, какое настроение он создаст. Ведь иногда достаточно всего одного аккорда для создания нужного настроения. А вот какой именно, вы сможете узнать из этой статьи.

Раскрываю секреты и фишки как писать красивые мелодии в треках и композициях. Метод идеально подойдет тем, кто не знает музыкальной теории, но кому очень хочется писать красивую музыку. Существуют готовые алгоритмы, которые сильно облегчают процесс подбора красивых лидов, риффов, секвенций.

Простое объяснение про тональности. Что это такое, как их отличать, их особенности, и в чём заключается их различие. Что такое диезы и бемоли в тональностях, как правильно их высчитывать.

Если хочешь начать делать более интересные гармонии для своих треков, то ты просто обязан знать про музыкальные лады. Каждый лад даст твоему треку свой персональный характер и эмоцию.

Хотите обманывать аккордами? Играйте неожиданные аккордовые сочетания. Рассказываю как это сделать проще.

Не знаете какие аккорды лучше использовать в конкретных народных ладах? Предлагаю способ нахождения максимально подходящих сочетаний аккордов в разных ладах.

Хочешь узнать, как затемнить звучание? Как сделать страшное и тревожное сочетание? Качай чек-лист по тому, как можно затемнить гармонию Темное звучание для твоих треков

Источник

Уроки гармонии. Золотая библиотека последовательностей. Часть1

Как и обещал в предыдущей статье делаю подробнейший обзор на самые популярные аккордовые последовательности. Эти последовательности обязан знать каждый музыкант, независимо от того в каком стиле он играет. Каждая из этих последовательностей встречается в сотнях различных песен и после их освоения, Вы сможете идентифицировать эти последования в любой песне.

1. Последовательность 50 или doo-wop

Формула последовательности I-VI-IV-V или C-Am-F-G для С мажора. Обычно каждый аккорд длится такт или два в зависимости от темпа песни. Это мажорная последовательность была широко распространена во времена раннего рок-н-ролла. Первая песня, которая приходит на ум это несомненно Pretty Women.

Как видите, эта последовательность основана на простом принципе расширения тонической функции в полном функциональном обороте.

Вариации этой последовательности встречаются в нескольких разновидностях. Кроме различных повторений, очень часто меняют местами аккорд IV и VI ступени и тогда последовательность приобретает вид I- IV- VI -V. Такого рода последование нарушает логику движения функции и звучит более диатонично. Классический пример использования такого оборота песня More Than a Feeling группы Boston.

Кроме того очень часто аккорд S заменяют на его минорный аналог и получается: I — VI — II — V

Такая последовательность используется в песне Radiohead No Surprises

2. Андалузская каденция
Очень популярная последовательность, используемая для создания испанского звучания. В классической музыке также носит название фригийский оборот по названию тетрахорда, на ступенях которого эта последовательность построена. В рамках тонального мышления, данный оборот содержит противоречащий правилам оборот D — S.

Поскольку в основе фламенко лежит модальность, то очень сложно идентифицировать ступеневую направленность данной последовательности (либо мажор либо минор). В зависимости от мелодики, гармония может тяготеть как последнему трезвучию, так и к первому минорному аккорду. Хотя есть случаи применения этой последовательности в мажоре, все же это минорная последовательность.

Основные вариации, которые встречаются здесь, это замена на минорные аккорды и смена порядка следования аккорда. Также для усиления тонального начала последний аккорд можно заменить на септаккорд, а также добавить надстройки к основным аккордам.

Hit the road Jack Ray Jarles

God Bless the Children of the Beast Motley Crue

Innuendo Queen

Stray Cat Strut Stray Cat

Видоизмененные варианты с перестановкой аккордов:

Don’t Speak No Doubt

Big in Japan Alphavill

3. Backdoor каденция

Так в джазовой гармонии называется оборот II — bVII,как противопоставление стандартной джазовой каденции II-V-I.

За счет появления аккорда bVII данный вид последовательности имеет плагальное звучание и может использоваться как для завершения построения,так и для отклонения в тональность одноименного минора (кроме того, весь оборот можно трактовать как дорийский).

Beatles In My Life и If I Fell.

Чаще всего используется как оборот, а не как основа для целой песни.

4. Bird Progression или последовательность Чарли Паркера

Это последовательность выкристализовалась в блюзах Паркера и представляет собой джазовый вариант блюзового квадрата с внедрением в него секвенции оборота II-V

Один из вариантов

| I | viiø / III7 | vi / II7 | v / I7 |
| IV7 | iv / ♭VII7 | iii / VI7 | ♭iii / ♭VI7 |
| ii | V | I / VI7 | ii / V ||

BbMaj7 | Amin7♭5 / D7 | Gmin7 / C7 | Fmin7 / Bb7 |
| Eb7 | Ebmin7 / Ab7 | Dmin7 / G7 | C#min7 / F#7 |
| Cmin7 | F7 | BbMaj7 / G7 | Cmin7 / F7 ||

Как видите от блюза сохранилось 12 тактовость и доминанта в 9-10 тактах

Применение: любой блюз Чарли Паркера

5. Квадрат или круг (в Америке) аккордов

Движение аккордов по квинтовому кругу (последовательность квинт), простейший пример VI — II — V — I. Если выписать нотами в нисходящем движении, то получим

Полный круг в рамках диатоники

Такое движение гармонии можно найти в сотнях джазовых стандартах и доклассической музыке (например,у Баха и Вивальди). Вариации касаются изменения качества аккордов (например, все могут быть септаккордами), либо повтором звена со смещением на полутон вверх или вниз.

6. Последовательность Колтрейна или Giant Steps Changes

Эта уникальная аккордовая последовательность повлияла на многие джазовые пьесы второй половины XX века. Ей свойственны как черты джазовой гармонии,так и тональная неопределённость авангарда. В рамках данной статьи я лишь дам краткий обзор,а позже сделаю подробный разбор этой «магической» последовательности.

Выглядит она так

BM7* D7 | GM7* Bb7 | EbM7* | Am7 D7 | GM7* Bb7 | EbM7* F#7 | BM7*

Основная идея этой последовательности перемещение стандартного звена II-V-I, по звукам увеличенного трезвучия вниз, что Вы и можете наблюдать в приведенном примере.

Источник

Оцените статью