Музыкальная грамота если ноты записать по порядку то получится

Открытый урок «Музыкальная азбука»
методическая разработка по музыке (3 класс) на тему

Цели:

1.Формировать у учащихся основные понятия о музыкальной грамоте.

2.Формировать способность слышать музыку, погружаться в нее, чувствовать ее настроение.

3.Формировать способность анализировать музыку.

Задачи:

1.Освоение учащимися музыкального языка и средств музыкальной выразительности.

2.Развитие ассоциативно-образного мышления учащихся.

3.Формированиеу учащихся культуры исполнения песен.

Скачать:

Вложение Размер
urok_v_3_klasse.doc 50 КБ

Предварительный просмотр:

открытого урока по музыке в 3 классе

Тема урока: «Музыкальная азбука»

1.Формировать у учащихся основные понятия о музыкальной грамоте.

2.Формировать способность слышать музыку, погружаться в нее, чувствовать ее настроение.

3.Формировать способность анализировать музыку.

1.Освоение учащимися музыкального языка и средств музыкальной выразительности.

2.Развитие ассоциативно-образного мышления учащихся.

3.Формированиеу учащихся культуры исполнения песен.

( Звучит фонограмма песни из м/ф «Бременские музыканты». Дети под музыку входят в класс).

1.Введение в тему.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодняшний урок я хотела бы начать с вопроса: « Знаете ли вы, что такое мелодия?»

Учитель: Мелодия – слово, красивое само по себе, мягкое, благородное (от греч. «мелодия, мелос, т.е. напев, песня»). А что такое человеческая речь? Из чего состоит человеческая речь?

Учитель: Как человеческая речь состоит из сопряженных (подходящих) по смыслу слов, так и мелодия состоит из сопряженных по смыслу звуков. Как не всякая последовательность слов является речью (напр., школа, птицы, чайник, платье), так и не всякая последовательность звуков является мелодией (напр., учитель на фортепиано играет несколько нот). Это мелодия?

Ответы детей: (нет).

Учитель: Мелодическую мысль образует певучесть, музыкальная связанность, завершенность (напр., на фортепиано исполняется «Во поле береза стояла»). Что мы используем для составления слов? Из чего состоят слова? Что нужно знать, чтобы записать слова?

Ответы детей: (буквы, алфавит)

Учитель: А чтобы записать мелодию, что нужно знать?

Ответы детей: (ноты).

Учитель: Правильно, ноты. Музыкальную азбуку! И наш сегодняшний урок так и называется «Музыкальная азбука»

Чтобы пьесу записать

Ноты нужно твердо знать!

Учитель: Кто знает, сколько всего нот?

Учитель: Вот вам подсказка. Сколько цветов у радуги? (подсказка на магнитной доске: к аждый о хотник ж елает з нать, г де с идит ф азан).

Есть у радуги семь красок,

А у музыки семь нот.

Только кто же без подсказок

Эти ноты разберет?

Учитель: Как слова записывают с помощью букв, так и музыку записывают с помощью нот. Эти полоски – нотный стан. На них записывают нотки. Сейчас мы посмотрим на нотки и послушаем их. Но прежде, чем это сделать, я хочу обратить ваше внимание на этот знак в начале нотного стана. Может кто-нибудь из вас знает, как он называется и для чего нужен?

Этот ключик не простой!

Расскажу я вам какой!

(Магнитная доска, фломастер, бумага)

Читается фрагмент «Сказки о мудрой сове» Е.А. Королевой

Я сначала нарисую

Закорючку вот такую,

Дальше линию продлю,

На верхушке закруглю,

Ой, какой-то вышел гусь.

Я чуть-чуть его боюсь.

Нет! Я сделаю вот так:

Чтобы был не гусь, а знак,

Быстро линию прямую

Жирной точкой завершу я.

Вот и вышел ключ отличный,

А зовется он скрипичный .

И второе имя есть,

Напишу его я здесь: ключ соль.

Учитель: А теперь вернемся к предыдущему слайду.

Если ноты записать по порядку, то получится звукоряд.

Встали нотки дружно в ряд

(пение звукоряда вверх и вниз).

Учитель: Скажите, ребята: «Звукоряд – это мелодия?»

Ответы детей. (Нет)

Учитель: Есть песенки, мелодии которых построены на звуках звукоряда. И одну такую песенку я вам сейчас спою.

(Показ и разучивание песенки «Горошина» В. Красева).

Учитель: Вы заметили, что названия нот – это по сути слоги русского языка. Давайте придумаем слова, где встречаются эти слоги – ноты.

Учитель: Молодцы! Хорошо поработали. Ребята, а вы сказки любите?

Ответы детей. (Да!)

Учитель: Послушайте, какая сказка у меня есть. Задание: услышать слова, в которых есть названия нот.

( Дважды читается «Сказка про петушка» Е.А. Королевой.

1-ый раз- просто медленно, 2-ой раз- с разбором и показом слайдов )

Жил да был петух на свете.

До чего хорош был Петя!

Утром солнце лишь проснется,

Петя ми гом вст ре пенется,

Песню звонкую споет

И гу ля ть на луг идет.

Ми мо до ма, ми мо сада,

Ми мо сломанной ограды,

Погу ля ет и вернется,

За свои дела возьмется.

Приведет в порядок до м,

Печь затопит, а потом

Сходит Петя в огород.

Там фасоль , горох сорвет,

Да нако си т колосков –

Вот уж завтрак и готов.

Чистый фа ртучек наденет,

На столе он скатерть сменит,

Соль поставит, угощенья.

Ай да Петя! Заг ля денье!

Тут друзья в окно стучат.

— Заходите, я вам рад.

4.Домашнее задание будет следующее: придумать слова «с нотами».

Учитель: А сейчас перейдем к следующему этапу нашего урока.

3.Шинкуем морковку (покусали язычок)

4.Лошадка скачет (щелкаем языком-подбородок на месте)

Сшила чепчик и распашонку

(Сначала проговариваем как скороговорку, затем пропеваем-до, ре,ми…)

Учитель: Сегодня я приготовила для вас песню, которая называется «7 подружек». Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой песенке?

Учитель: Правильно, о нотах (показ песенки). Вы заметили, какой необычный припев в этой песне?

Учитель: Верно. Самое интересное в нем то, что ноты, которые здесь называются, действительно звучат в этот момент. (Показ: пою «до» — звучит «до» и т.д.). Чтобы доказать вам, что это действительно так, я спою всю песню нотами (пение). Что изменилось?

Ответы детей: (куплет)

— пение (учитель – куплет, дети – припев)

— пение по рядам, по цепочке

Учитель: Какие новые термины (слова) вы сегодня узнали?

Ответы детей: (нотный стан, скрипичный ключ, звукоряд).

Учитель: Сколько всего нот?

Учитель: Ребята, сегодня в начале урока звучала какая-то музыка, под которую вы заходили в класс. Кто-нибудь узнал, что это за песня?

Ответы детей: Песенка из м/ф «Бременские музыканты».

Учитель: Правильно! Предлагаю закончить наш урок песенкой из м/ф «Бременские музыканты», которая называется «Песенка друзей».

ветная игра’.
Ведущий: Не секрет, что мамы очень много времени проводят на кухне. Я предлагаю мамам проявить фантазию, юмор и из

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель занятия: обобщить знания о звуках и буквах русского языка, о деление слов на слоги, ударении; развивать умения сравнивать, группировать; прививать навыки культурного общения.

Урок-праздник поможет в игровой форме первоклассникам закрепить изученный материал,проявить смекалку,творчество,фантазию.

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток.

Конспект урока в 1 классе по УМК «Гармония».Тема: «Звук [ц] и его обозначение буквой Ц».

Тема урока: Звук ш, буквы Ш,ш Цель урока: познакомить детей с новой буквой и научить выделять звуки ш в словах и обозначать их на письме.Задачи:Образовательные: познакомить детей с новой буквой и.

Данная программа направлена на воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, приобретения опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественн.

Цели:познакомить учащихся с омпонентами здорового образа жизни. Содействовать сохранению здоровья школьников и окружающих их людей;развивать творческие способности, память, внимание, познавательный ин.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » Музыка » Музыкальная азбука Музыка. Критская, Сергеева. Рабочая тетрадь. 3 класс. Ответы

Музыкальная азбука Музыка. Критская, Сергеева. Рабочая тетрадь. 3 класс. Ответы

Ты знаешь, что музыка состоит из множества мелодий, чтобы их записать нужны ноты

Они записываются на нотном стане, который открывает скрипичный ключ или басОвый ключ

Если ноты записать по порядку, то получится звукоряд

Запиши звукоряд разными длительностями:

Половинными, четвертями, восьмыми

Не забудь поставить в начале нотного стана скрипичный ключ

Подпиши названия нот.

Спой звукоряд вверх и вниз

Выучи песенки, мелодии которых построены на звуках звукоряда.

Какой нотой заканчиваются обе песенки? — До

Какая из песенок – 1 или 2 – имеет размер и ритм вальса? Обведи нужную цифру. Ответ — 2.

Источник

Нотная грамота для начинающих фортепиано — основные положения

Музыкальные произведения, кроме самих нот, содержат массу различных цифр и знаков. Эту систему символов принято называть нотной грамотой.

С первого взгляда эти обозначения могут напугать, но не спешите отчаиваться. В этой статье мы рассмотрим 9 основ, необходимых чтобы овладеть нотной грамотой.

Мы будем рассматривать нотную грамоту для фортепиано, но не переживайте — она такая же, как для тромбона, балалайки или скрипки.

Ноты

В переводе с латинского языка, слово нота означает «знак» или «метка». Наравне с буквами алфавита, ноты – это графические символы. Находясь на нотном стане, нота обозначает конкретный звук и его протяженность. По изображению ноты вне нотоносца, мы можем судить только о ее протяженности. То как долго звучит нота называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.

Длительности нот

Перед тем как мы начнем, представьте: вам дали яблоко и попросили съесть его как можно быстрее. На это у вас уйдет какое-то количество времени. А теперь представьте, что вам дали не целое яблоко, а всего половину. Логично, что с половиной вы справитесь в два раза быстрее. А теперь вам предложили съесть четверть яблока — вы управитесь в 4 раза быстрее и так далее.

А теперь посмотрите на основные длительности и внимательно прочитайте названия.

А вот как выглядит деление нот.

Целая – самая протяженная длительность.

Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой.

Восьмая – длительность, по протяженности звучания в 2 раза короче четверти, в 4 раза короче половинки и т.д. Для того чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время звучания целой ноты, их потребуется целых 8 штук.

Существуют и более мелкие длительности, такие как шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые. Но о них вы можете узнать в статье «Ноты и длительности».

Сразу надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться.

Так будут выглядеть восьмые объединенные в одну группу.

Пока все ясно 320

Не все понятно 82

Что означает музыкальный размер и что такое такт

Каждое музыкальное произведение имеет размер. Но что же это такое? Чтобы разобраться с этим, нам придется познакомиться с понятием пульсация, доля и метр.

Вы наверняка бывали на концертах, где зрители начинали аплодировать артисту во время его выступления. Сперва хлопки могут звучать вразнобой, но спустя несколько секунд все равно начинают звучать одновременно. Люди чувствуют пульсацию, поэтому хлопают в ладоши равномерно и синхронно. Равномерность, которая характеризует музыкальное движение и есть ПУЛЬСАЦИЯ.

Пульс имеет свою единицу измерения, и называется она ДОЛЕЙ. Доли равномерны, но не одинаковы по силе. Есть сильные доли и слабые. Первая доля всегда сильная, на картинке она изображена красным цветом. Слабые доли изображены синим.

Очерёдность сильных и слабых долей создает МЕТР произведения. В данном примере мы видим три доли, но это только один из возможных вариантов.

Расстояние от одной сильной доли, до следующей сильной доли называется Т АКТОМ . На письме такты разделены тактовыми чёрточками.

Теперь мы знаем, что такое метр, доля, такт, и можем поговорить о размере.

Размер произведения выглядит как математическая дробь, но без разделительной черты. Вот несколько примеров:

Верхнее число говорит сколько долей содержит один такт.

Нижнее число обозначает длительность каждой доли.

Число, расположенное наверху указывает до ско́льких нужно считать в каждом такте (2, 4, 3, 6 и прочие.).

Число, расположенное внизу говорит какими длительностями нужно отбивать пульс (четверти, восьмые и пр.).

Несмотря на то, что доли равномерны, такты могут быть наполнены нотами разной протяженности. Так в одном такте могут сочетаться восьмые, шестнадцатые, четверти и другие длительности.

Размеры бывают простыми и сложными, но подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Музыкальный размер».

Все понятно 320

Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар

Нотная грамота полна различными знаками и некоторые напоминают иероглифы, о них мы и поговорим.

Альтерацией в музыке называется изменение основных ступеней лада. Ступени эти представлены нотами (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си). Изменить звучание ступени можно вверх или вниз. Для обозначения этих изменений придумали специальные знаки:

Диез –повышает звучание ноты на полтона.

Бемоль – понижает звучание ноты на полтона.

Полутоном называется расстояние от одной клавиши до ближайшей соседней клавиши.

На картинке ниже вы можете увидеть расположение диезов на клавиатуре пианино.

Обратите внимание, что Ми диез занимает клавишу ноты Фа. Это происходит потому, что между клавишами Ми и Фа расстояние всего полтона. Как я сказал, диез повышает ноту на полтона, вот и получается, что Ми диез – это Фа. То же самое будет с Си диезом, Фа бемолем и До бемолем.

А на этой картинке указано расположение бемолей:

Вы заметили, что диезы и бемоли занимают одни и те же клавиши? Получается, что ре диез – это ми бемоль? Отчасти, вы правы — звучание этих клавиш абсолютно одинаковое, но на бумаге записывать их придется в соответствии с правилами, которые диктуют тональности. Подробнее о тональностях читайте в этой статье.

Как правильно писать диезы и бемоли

Несмотря на то, что мы произносим сначала название ноты, а затем название знака альтерации, при записи все делается наоборот. Сначала знак, потом нота. Взгляните:

Важное место среди знаков альтерации занимает бекар.

Бекар — это такой знак, который отменяет действие и бемоля, и диеза. Если вы увидели такой знак перед нотой, это значит, что нужно сыграть обычную белую клавишу. То есть ноту без применения альтерации. Выглядит бекар вот так:

Также существует дубль-диез :

Первый выглядит как крест и повышает ступень на два полутона (то есть на целый тон). Второй выглядит как два бемоля подряд и понижает ступень на два полутона. Условно, если в нотах написана нота фа дубль-диез, то на инструменте мы сыграем ноту соль.

Это может показаться странным, ведь зачем такие трудности, когда можно было бы написать просто ноту соль? Оказывается, музыка имеет очень много общего с математикой и в ней тоже есть законы, которые нельзя нарушать. Именно из-за них и появились такие знаки как дубль-диез и дубль-бемоль. Если вам интересно узнать больше о знаках альтерации, добро пожаловать в статью «Знаки альтерации».

Тем, кому приятнее смотреть, а не читать, могу порекомендовать Ютуб канал Ирины Машковской — педагога с многолетним опытом. Ее уроки не дадут вам заскучать, а информация понятна даже детям! Вот один из ее многочисленных уроков.

Скрипичный и басовый ключи

С помощью нотного стана мы можем реально видеть какой звук выше, а какой ниже, но только относительно друг друга!

А что делать, если на нотном стане располагается одна нота? Как определить её высоту? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нам потребуется ввести такое понятие, как ключ.

Ключ – это знак, указывающий местоположение конкретной ноты на нотном стане. Давайте разберем подробнее.

Сейчас ноты на нотоносце располагаются так:

Видите, низкие ноты в скрипичном ключе пишутся на дополнительных линейках, так же, как высокие ноты в басовом. Представьте себе, как бы выглядела нотная запись, если бы в музыке существовал лишь один ключ. Клавиш на пианино 88 и каждую из них нужно как-то отобразить на нотном стане. Линеек при этом всего 5. Пришлось бы использовать множе­ство дополнительных линеек, что неудобно для визуального восприятия и чтения нот.

Поэтому музыкальный теоретик Гвидо д’Ареццо еще в XI веке ввел особые знаки – ключи. Смысл ключей заключался в том, чтобы служить отправной точкой на нотном стане — указывать ноту, от которой следует отсчитывать все остальные.

Как вы знаете, ноты имеют слоговые названия (До, Ре, Ми…), но также их можно обозначать буквами латинского алфавита.

Нота соль обозначается буквой G. Именно эта буква и стала прообразом для скрипичного ключа.

Как видите, основной завиток обвивает вторую линейку нотного стана. Тем самым ключ говорит нам: на второй линейке находится нота Соль. Зная это, мы с легкостью можем отсчитать остальные ноты.

Название «Скрипичный» он получил потому, что охватывает диапазон в котором играет скрипка. Вот как выглядит расположение нот в скрипичном ключе, в первой октаве.

Басовый ключ своим завитком цепляется за четвертую линейку нотного стана. Две точки также обрамляют ее с двух сторон. Как и скрипичный ключ, басовый является точкой отсчета – в данном случае это нота Фа. Зная это, мы с легкостью вычислим расположение остальных нот. В Малой октаве они будут располагаться на следующих позициях:

Басовый ключ можно называть еще «Ключ Фа».

Все понятно 320

Совсем запутался 82

Паузы в музыке

Паузой в музыке принято называть момент тишины. Как и ноты, паузы бывают разными по протяженности. Название пауз соответствует названиям длительностей нот, но графическое изображение отличается. Ниже представлены основные паузы и длительности нот, которым они соответствуют.

Мы условились, что пауза — это тишина . Однако играя на пианино и выполняя паузу в партии только одной руки, никакой тишины вы не услышите. А если вам хочется узнать, что такое настоящая музыкальная тишина, вам стоит послушать произведение Джона Кейджа, которое называется «4,33» . По задумке автора, музыканты, исполняющие эту композицию, не издают ни единого звука. Аудитория прислушиваться к звукам окружающей среды и, тем самым, приходит в гармонию с ней. Это произведение в авторском исполнении вы можете найти на просторах интернета.

Нотный стан — что на нем располагается

Звук обладает рядом физических свойств. Один из них – частота, но в музыке частоту звука называют высотой или звуковысотностью. Но как же изобразить эту самую высоту на бумаге?

Этот вопрос в начале XI века решил итальянский монах, педагог и теоретик Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо). Именно он предложил изображать разные по высоте звуки на параллельных линейках, расположенных друг под другом. Эта система получила название нотный стан.

Обратите внимание, на то, что линейки принято считать снизу-вверх.

Звукоряд Октава Диапазон

Напомню, что нот всего семь. Они располагаются друг за другом в строгой последовательности: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Эта последовательность называется звукоряд. Детей в школе учат: если звуки встали в ряд – значит это звукоряд.

Эта последовательность может повторяться бесконечное количество раз. То есть после ноты Си снова идет До и т д. Расстояние между одной нотой До и следующей До называется октавой (с лат. «восемь»).

И действительно, если посчитать: До – 1я, Ре – 2я, Ми – 3я … Си – 7я, а следующая после неё До – 8я. И она же 1я в следующей октаве.

Исторически сложилось, что чаще всего в музыке применяется девять октав.

Каждый музыкальный инструмент, а также голос имеет определенный предел. То есть самую низкую и самую высокую ноту, которую он может исполнить. Так вот, расстояние от крайней ноты в нижнем регистре до крайней ноты в верхнем называется диапазон. У каждого инструмента и человеческого голоса он свой. Диапазон принято измерять количеством октав. Например, на пианино семь полных и две неполные. Соответственно, если нажимать клавиши поочередно снизу-вверх, то звукоряд (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) повторится полностью семь раз.

Динамика

Музыкальный язык, как и человеческая речь очень эмоционален. Он обладает множеством разных оттенков, которые в музыке достигаются за счет динамики и штрихов. В переводе с греческого «динамис» – сила. Получается динамика в музыке – это сила звука. Для обозначения силы звука используют специальные итальянские термины. В таблице ниже, приведены обозначения основных динамических оттенков с расшифровкой.

Сочиняя музыку, композитор указывает динамические оттенки того или иного фрагмента. Так, в одной композиции динамика может меняться несколько раз.

Музыкальные штрихи

Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».

Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.

Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:

Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:

Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.

Дополнительные музыкальные знаки

В этой статье мы познакомились с нотной грамотой и основными знаками нотного письма. Тем не менее существует множество знаков, которые мы не затронули, а ведь они представляют собой не меньшую ценность. Есть группа знаков, отвечающая за мелизмы – украшения в музыке; встречаются и такие, которые помогают упростить запись и чтение нот. Есть масса других, но я приведу лишь некоторые:

Заключение

Нотная грамота включает в себя много разных обозначений, терминов и символов. С основными мы познакомились, а если хотите знать больше — переходите по ссылкам и узнаете много нового, ведь музыкальный мир так интересен.

Надеюсь статья была полезной и теперь вы гораздо больше знаете о том, что такое нотная грамота и какую роль она играет для фортепиано. Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, разберемся во всем вместе. Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!

Источник

Оцените статью