Милич. Фортепиано 4 класс.
«Фортепиано» для 4 класса входит в серию учебно-педагогического репертуара всех классов детской музыкалы школы. Сборник позволяет снабдить учащегося необходимым набором произведений, которые должны быть изучены в течеие года по программе. Подбор произведений, их последовательность и глубоко продуманная педагогическая редакция, основаны на многолетнем личном опыте преподавания проф. Милича Б.Е., на опыте обучения сотен детей в школе-студии студентами под руководством возглавляемого им коллектива преподавателей-консультантов. Ряд произведений репертуара, прочно вошедших в практику ДМШ, написаны по специальному педагогическому заказу проф. Милича Б.в части жанров, фактуры, степени трудности, пианистических приемов, и были доработаны с его участием для более эффективного достижения поставленных целей. Произведения, вошедшие в сборник, способствуют обогащению ранее накопленного и решению задач данного отрезка обучения. Заметно расширяются жанрово-стилистические рамки программн репертуара. В полифонической литературе большая роль отводится двухголосным произведениям имитационного склада. Расширяется образный строй сочинений крупной формы. Более серьезное внимание уделяется ансамблевой игре и чтению с листа. Педагогическая редакция учитывает возрастающее значение воспитания исполнительских навыков, расширенное применение динамичес нюансов и педализации, появление в фортепианной фактуре новых, более сложных приемов мелкой техники и элементов аккордово-интервального изложения. Художественно-педагогический репертуар включает фортепианную музыку разных эпох и стилей.
Источник
Библиотека
Библиотечный фонд
Литература по теоретическим дисциплинам:
«Слушание музыки»
ПОРТРЕТЫ КОМПОЗИТОРОВ
«Музыкальная литература»
Перечень учебной и учебно-методической литературы по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам:
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты»:
Гитара
Домра
Аккордеон, баян
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты»:
Скрипка
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты»
Кларнет
Саксофон
Электронная библиотека
Ссылки на информационно-образовательные ресурсы
Официальный сайт Министерства культуры Красноярского края
Общероссийский проект “Школа цифрового века” http://digital.1september.ru/
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/
Федеральный портал “Информационно-коммуникативные технологии в образовании” http://www.ict.edu.ru/
Федеральный портал “Нанотехнологии и наноматериалы” http://www.portalnano.ru/
Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации mkrf.ru
УЧЕБНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ КНИГОИЗДАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ПРЕССА
Газета «Искусство» издательского дома «Первое сентября» http://art.1september.ru
Журнал “Открытое образование” http://www.e-joe.ru/
Журнал “Педсовет. Лидеры образования” http://pedsovet.org/
Журнал “Психологическая наука и образование” http://www.psyedu.ru/
Журнал “Эйдос” (дистанционное образование) http://www.eidos.ru/journal/
Образовательный портал “Школьная пресса” http://portal.lgo.ru/
Искусство в школе: научно-методический журнал http://art-in-school.narod.ru
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ УЧАЩИМСЯ, РОДИТЕЛЯМ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ.
Дистанционное образование детей-инвалидов http://www.znaem-mozhem.ru
Библиотека нот и музыкальной литературы http://lib-notes.orpheusmusic.ru/
Проект «Орфей» музыкальное образование и культура в сети Интернет http://www.math.rsu.ru/orfey
Шостакович Дмитрий Дмитриевич http://shostakovich2.ru
Балакирев М.А., русский композитор http://www.skill21.ru
Музыкальный портал о джазе http://jazz-jazz.ru
Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала http://artclassic.edu.ru
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://music.edu.ru
Станиславский Константин Сергеевич http://www.stanislavskiy.info
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) http://standart.edu.ru/
“Я – родитель” – национальная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми http://www.ya-roditel.ru/
РЕСУРСЫ ВНЕШКОЛЬНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Источник
Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» (базовый уровень), 4 класс
Преподаватель: Раскатова Г.С.
Структура программы учебного предмета
Характеристика программы, её место и роль в образовательном процессе;
Цель и задачи учебного предмета;
Срок реализации программы;
Сведения о затратах учебного времени;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию программы;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Обоснование структуры программы;
Описание материально-технических условий реализации программы;
Содержание учебного предмета
Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки промежуточной и итоговой аттестации
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам;
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
Список учебной и методической литературы
Рекомендуемая дополнительная литература.
Характеристика программы, её место и роль в образовательном процессе
Данная рабочая программа «Музыкальная литература» (модуль «Базовый») разработана на основе государственной программы для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ Министерства культуры СССР, г. Москва-1982 год, а также с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
В настоящее время музыкальная литература как учебный предмет – это дидактически отработанная система знаний, умений и навыков, с помощью которых учащиеся должны научиться слушать музыку, понимать ее содержание, разбираться в своеобразии выразительных средств и получить запас ярких художественных впечатлений от непосредственного общения с лучшими образцами музыкального искусства. Своеобразный синтез искусства и основ науки о музыке в содержании предмета музыкальной литературы позволяет в учебном процессе одновременно воздействовать как на эмоциональную, так и на интеллектуальную сферу обучающихся, делая их развитие разносторонним и гармоничным. На занятиях «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления обучащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Они способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке .
Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с программой «Сольфеджио», с предметами исполнительского цикла. Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам, обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.
Основная направленность программы: развитие слушательского интереса, информирования слухового внимания, а также усвоение информативных и понятийных знаний, умений и навыков эстетического восприятия музыки, развитие музыкальной культуры человека, воспитание средствами музыки, оказывающими воздействие на формирование личности человека, мировоззрения, нравственных и этических идеалов.
Актуальность и новизна программы заключается в более глубоком знакомстве с музыкальным искусством, использовании в процессе обучения новейших разработок по предмету, аудио и видео-пособий, позволяющих сделать процесс обучения более наглядным, интересным для детей.
Педагогическая целесообразность: в рамках данного курса формируется навык сознательного, эмоционального восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, а так же умение грамотно излагать свои впечатления о них.
Таким образом, музыкальная литература представляется тем самым предметом, который в большей степени способствует расширению слушательской аудитории, воспитывает её эстетический вкус и потребности.
Организация образовательного процесса по программе «Музыкальная литература» выстраивается в соответствии с двумя модулями – «Базовым» (1 год обучения) и «Углублённым» (2 – 4 год обучения). Данная программа «Музыкальная литература» (модуль «Базовый») является частью комплексной образовательной программы «Народные инструменты: баян, аккордеон, гармонь», программы «Фортепиано» с 4-х летним сроком обучения. Модуль «Базовый» (1 год обучения) знакомит с теоретической основой музыкальных произведений, основными музыкальными терминами и понятиями: средства музыкальной выразительности, музыкальные формы, инструменты, жанры. Закладываются навыки первичного анализа музыкального произведения.
Для обучающихся, поступивших в школу искусств 6,5-8,5 лет данный курс является продолжением программы «Слушание музыки», которую обучающиеся осваивали в 1-3 классах. Он изучается в 4 классе и закрепляет слуховой опыт и знания, полученные при изучении предмета «Слушание музыки».
Для обучающихся, поступивших в школу искусств с 9 лет и старше, данный курс является вводным, содержащий предварительный круг знаний, изучается в 1 классе, и именно с него начинается знакомство с европейской и русской музыкальной культурой, с великими композиторами и основными их произведениями .
Цель и задачи учебного предмета
развитие музыкально-творческих способностей обучающихся на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать и анализировать прослушанные произведения.
• формирование интереса и любви к классической и народной музыке и музыкальной культуре в целом;
• овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;
• знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров
• умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте.
Срок реализации программы
Срок реализации данной программы – 1 год.
Программа предназначена для:
обучающихся 4-х классов народного и фортепианного отделений по общеразвивающем программам «Народные инструменты: баян, аккордеон, гармонь», «Фортепиано» с 4-х летним сроком обучения, поступившим в школу искусств с 6,5 -8,5 лет;
обучающихся 1 класса народного и фортепианного отделений по общеразвивающем программам «Народные инструменты: баян, аккордеон, гармонь», «Фортепиано» с 4-х летним сроком обучения, поступившим в школу искусств с 9 -12 лет;
Недельная нагрузка составляет 1 академический час.
Сведения о затратах учебного времени
При реализации программы «Музыкальная литература» модуль «Базовый» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий составляет 34 учебных недели. Каникулярное время определяется общешкольным графиком образовательного процесса и составляет не менее 30 календарных дней в каждый учебный год.
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации
Затраты учебного времени,график промежуточной и итоговой аттестации
Максимальная учебная нагрузка
Вид промежуточной аттестации
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общее количество часов по программе «Музыкальная литература модуль «Базовый»» составляет 68 часов. Из них: 34 часа – аудиторные занятия, 34 часа – самостоятельная работа .
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Реализация учебного плана по предмету «Музыкальная литература» проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение данной программы;
распределение учебного материала по четвертям;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел «Содержание программы».
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, рассказ, беседа);
наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
Описание материально-технических условий реализации
Материально-технические условия, необходимые для реализации программы «Музыкальная литература»:
обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам;
укомплектование библиотечного фонда печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы;
наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;
обеспечение каждого обучающегося основной учебной литературой;
наличие официальных, справочно-библиографических и периодических изданий.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная литература», оснащаются фортепиано, звукотехническим оборудованием, видео-оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание тем первого года обучения раскрывается с учетом полученных знаний, умений, навыков на занятиях по программе «Слушание музыки».
Предлагаемые музыкальные примеры для прослушивания в классе могут быть дополнены или заменены другими по выбору преподавателя, в зависимости от сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Введение. Место музыки в жизни человека
Содержание музыкальных произведений. Программно-изобразительная музыка
Выразительные средства музыки
Музыкальная тема и её развитие.
Тембры певческих голосов. Хоры
Тема: «Музыкальные инструменты и оркестры»
Классификация музыкальных инструментов.
Группа ударных инструментов
Духовые инструменты (деревянные, медные, клавишные)
Струнные инструменты (щипковые и смычковые)
Фортепиано и его предшественники
Оркестры и его виды. Симфонический оркестр. Инструменты духового оркестра
Народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
Промежуточный контроль. Защита проектов по теме четверти
Тема: «Музыкальные формы»
Понятие муз. Формы. Одночастная форма (период). Строение периода.
Двухчастная и трёхчастная формы (простые и сложные).
Вариации. Виды вариаций.
Форма рондо. Куплетная форма (одно- и двухчастные)
Тест №1 по теме четверти
Анализ музыкальных форм (практическая работа)
Инструментальные циклы. Сюита.
Сонатная форма (Сонатное аллегро)
Симфония. Соната. Сходство и различие.
Промежуточный контроль. Тест №2 по теме четверти
Тема: «Музыкальный театр»
Опера. Развитие оперного жанра. Строение опе- ры. Характеристика музыкальных номеров на примере оперы Глинки. «Руслан и Людмила»
Балет. История жанра. Строение балета.
Характеристика балетных номеров.
Итоговый контроль. Тест и викторина по темам всего года.
Введение. Место музыки в жизни человека
Музыка «серьезная» и «легкая». Музыкальные впечатления учеников
посещение театров, концертов. Понятия «народная», «церковная», «камерная», «концертная», «театральная», «эстрадная», «военная» музыка. Содержание музыкальных произведений
Воплощение в музыке образов природы, сказочных образов, чувств и характера человека, различных событий. Содержание музыки столь же богато, как и содержание других видов искусств, но раскрывается оно с помо щь ю музыкальных средств. Как работать с нотными примерами в учебнике музыкальной литературы.
П.И.Чайковский «Осенняя песнь» из цикла «Времена года»,
«Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»,
М.П.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов», «Тюильрийский сад» из цикла «Картинки с выставки»,
К.Сен-Санс «Кенгуру», «Слон», «Лебедь» из цикла «Карнавал животных», С.С.Прокофьев «Нам не нужна война» из оратории «На страже мира».
Выразительные средства музыки
Основные выразительные средства музыкального языка (повторение). Понятия: мелодия (кантилена, речитатив), лад (мажор, минор, специальные лады — целотонная гамма, гамма Римского-Корсакова), ритм (понятие ритмическое остинато), темп, гармония (последовательность аккордов, отдельный аккорд), фактура (унисон, мелодия и аккомпанемент, полифония, аккордовое изложение), регистр, тембр.
Прослушивание произведений М.И.Глинка «Патриотическая песнь»,
М.И.Глинка Речитатив из арии Сусанина («Иван Сусанин», 4 действие), Ф.Шопен Ноктюрн для фортепиано Ми-бемоль мажор,
С.С.Прокофьев «Сказочка», «Дождь и радуга» из цикла «Детская музыка».
Понятия «программная музыка», «звукоизобразительность»,
«звукоподражание». Роль названия и литературного предисловия в программной музыке.
А.К.Лядов «Кикимора» (фрагмент),
П.И.Чайковский «На тройке» из цикла «Времена года»,
М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки»,
Сен-Санс «Петухи и куры», «Королевский марш львов», «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных»
Классификация музыкальных инструментов, 3 основных группы инструментов: ударные, духовые и струнные. Классификация ударных инструментов (имеющие и не имеющие определенную высоту тона), духовых (деревянные, медные и клавишные), струнных (щипковые, смычковые и клавишные). Знакомство с органом, с фортепиано и его предшественниками. Звучание инструментов разных групп.
Виды оркестров (симфонический, духовой, оркестр русских народных инструментов), их состав и звучание. Принципы записи произведения для оркестра (партитура).
Прослушивание произведений С.С.Прокофьев «Петя и волк»,
Маршевая и танцевальная музыка в исполнении духового оркестра.
Аудио беседа «Русские народные инструменты»
Голоса певцов-солистов и голоса в хоре. Виды хоров. Различный состав хора. Тембр певческого голоса и характер героя в музыкальном спектакле.
Н.А.Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы «Садко» (песни гостей)
Римский-Корсаков Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка»
Понятие «музыкальная форма». Одночастная форма (период, его строение), простые двух- и трехчастные формы, сложные двух- и трехчастные формы, пондо, вариации, куплетная форма (одно- и двухчастная). Циклические формы (вокальные циклы, танцевальная сюита). Сонатная форма (сонатное аллегро), соната и симфония (сходство и различие).
Театр как вид искусства. Театральные жанры. Различная роль музыки в музыкальном и драматическом театре.
Музыка в драматическом театре
Значение музыки в драматическом спектакле. Как создается музыка к драматическому спектаклю, какие музыкальные жанры могут быть использованы. Знакомство с произведением Г.Ибсена «Пер Гюнт» и музыкой Э.Грига к этому спектаклю. Сюиты Э.Грига, составленные композитором из отдельных номеров музыки к драме. Подробный разбор пьес первой сюиты и «Песни Сольвейг».
Э.Григ «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг».
Особенности балета как театрального вида искусств. Значение танца и пантомимы в балете. Значение музыки в балете. П.И.Чайковский — создатель русского классического балета. Балет «Щелкунчик» — сюжет, содержание, построение балета. Дивертисмент. Подробный разбор Марша и танцев дивертисмента. Новый инструмент в оркестре — челеста.
П.И.Чайковский «Марш», «Арабский танец», «Китайский танец», «Танец пастушков», «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»
Опера как синтетический вид искусства, соединяющий театр и музыку, пение и танец, игру актеров и сценическое оформление. Ведущая роль музыки в опере.
Содержание оперы, оперные сюжеты: исторические, бытовые,
сказочные, лирические. Понятие «либретто оперы». Структура оперы: действия, картины. Роль оркестра в опере, значение увертюры. Сольные номера в опере (разновидности), виды ансамблей, различные составы хора, самостоятельные оркестровые фрагменты.
Разбор содержания и построения оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Разбор отдельных номеров из оперы. Понятия «канон», «рондо», «речитатив», «ария», «ариозо».
Фрагменты оперы Глинки «Руслан и Людмила»: увертюра, Вторая песня Баяна, Сцена похищения Людмилы из 1 д., Ария Фарлафа, Ария Руслана из 2 д., персидский хор из 3 д., Ария Людмилы, Марш Черномора, Восточные та нцы из 4 д., хор «Ах ты, свет Людмила» из 5 д.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание программы «Музыкальная литература» обеспечивает художественно-эстетическое и нравственное воспитание личности учащегося, гармоничное развитие музыкальных и интеллектуальных способностей детей. В процессе обучения у учащегося формируется комплекс историко-музыкальных знаний, вербальных и слуховых навыков.
Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося музыкальной памяти и слуха, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса.
Результатами обучения также являются:
первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения; узнавать тембры музыкальных инструментов, виды оркестров;
навыки по определению музыкального образа, средств выразительности, анализу простейших музыкальных форм.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Цель аттестационных (контрольных) мероприятий — определить успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль — осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную организацию домашних занятий. Текущий контроль учитывает темпы продвижения ученика, инициативность на уроках и при выполнении домашней работы, качество выполнения заданий. На основе текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Формы текущего контроля:
устный опрос (фронтальный и индивидуальный),
выставление поурочного балла, суммирующего работу ученика на конкретном уроке (выполнение домашнего задания, знание музыкальных примеров, активность при изучении нового материала, качественное усвоение пройденного),
письменное задание, тест по теме предыдущего урока).
Промежуточный контроль проводится в конце изучения темы. Целесообразно проводить контрольные уроки в конце 1 полугодия и 3 четверти.
На контрольном уроке могут быть использованы как устные, так и письменные формы опроса (тест или ответы на вопросы — определение на слух тематических отрывков из пройденных произведений, указание формы того или иного музыкального сочинения, описание состава исполнителей в том или ином произведении и т.д.). Особой формой проверки знаний, умений, навыков является форма самостоятельного анализа нового (незнакомого) музыкального произведения или защита проекта по теме четверти.
Итоговый контроль осуществляется в конце года на контрольном уроке по всем изученным темам в виде теста и викторины.
По итогам выполнения домашних заданий, работы в классе, на контрольных уроках и других контрольных мероприятиях выставляется оценка по пятибалльной шкале:
5 («отлично») — содержательный и грамотный (с позиции русского языка) ответ с верным изложением фактов. Точное определение на слух тематического материала пройденных сочинений.
4 («хорошо») — ответ, содержащий не более 2-3 незначительных ошибок. Определение на слух тематического материала также содержит 2-3 неточности негрубого характера или 1 грубую ошибку и 1 незначительную.
3 («удовлетворительно») — ответ, содержащий 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных. В определении на слух тематического материала допускаются: 3 грубые ошибки или 4-5 незначительные. В целом ответ производит впечатление поверхностное, что говорит о недостаточно качественной или непродолжительной подготовке обучающегося.
2 («неудовлетворительно») — б о льшая часть ответа неверна; в определении на слух тематического материала более 70% ответов ошибочны.
Критерии оценки итоговой аттестации (тест):
(«отлично») – 80% и более правильных ответов.
4 («хорошо») – 50% и более правильных ответов
3 («удовлетворительно») — не менее 30 % правильных ответов
2 («неудовлетворительно») – менее 30% правильных ответов. В случае получения неудовлетворительной оценки обучающемуся предоставляется право пересдать тест.
В свидетельство об окончании школы выставляется годовая оценка.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Занятия по программе «Музыкальная литература проводятся в сформированных группах от 4 до 10 человек (мелкогрупповые занятия).
Работа на уроках предполагает соединение нескольких видов получения информации: рассказ (но не монолог) педагога, разбор и прослушивание музыкального произведения. Методически оправдано постоянное подключение обучающихся к обсуждаемой теме, вовлечение их в активный диалог. Подобный метод способствует осознанному
восприятию информации, что приводит к формированию устойчивых знаний.
На каждом уроке «Музыкальной литературы» необходимо повторять и закреплять сведения, полученные на предыдущих занятиях.
Современные технологии позволяют не только прослушивать музыкальные произведения, но и осуществлять просмотр видеозаписей. Наиболее целесообразными становятся просмотры на уроках отрывков балетов и опер, концертных фрагментов, сопровождаемых комментариями педагога.
Методические рекомендации преподавателям
Урок музыкальной литературы, как правило, имеет следующую структуру: повторение пройденного и проверка самостоятельной работы, изучение нового материала, закрепление и объяснение домашнего задания.
Повторение и проверка знаний в начале урока помогает мобилизовать внимание учеников, активизировать работу группы и установить связь между темами уроков. Чтобы вовлечь в процесс всех присутствующих в классе, рекомендуется пользоваться формой фронтального устного опроса. Возможно проведение небольшой тестовой работы в письменном виде. Реже используется форма индивидуального опроса.
Изложение нового материала и прослушивание музыкальных произведений занимает основную часть урока. Необходимо пользоваться всеми возможными методами обучения для достижения максимально эффективных результатов обучения.
Практически весь новый материал учащиеся воспринимают со слов преподавателя и при музыкальных прослушиваниях, поэтому огромное значение имеют разнообразные словесные методы (объяснение, поисковая и закрепляющая беседа, рассказ). Предпочтение должно быть отдано такому методу, как беседа, в результате которой ученики самостоятельно приходят к новым знаниям. Беседа, особенно поисковая, требует от преподавателя умения грамотно составить систему направленных вопросов и опыта управления беседой. Конечно, на уроках музыкальной литературы нельзя обойтись без такого универсального метода обучения, как объяснение. Объяснение необходимо при разговоре о различных музыкальных жанрах, формах, приемах композиции, нередко нуждаются в объяснении названия музыкальных произведений, вышедшие из употребления слова, различные словосочетания, фразеологические обороты. Специфическим именно для уроков музыкальной литературы является такой словесный метод, как рассказ, который требует от преподавателя владения не только информацией, но и ораторским и актерским мастерством. В построении рассказа могут использоваться прямая речь, цитаты, риторические вопросы, рассуждения. Рассказ должен быть подан эмоционально, с хорошей дикцией, интонационной гибкостью, в определенном темпе. В форме рассказа может быть представлена биография композитора, изложение оперного сюжета, история создания и исполнения некоторых произведений.
Наглядные методы. Помимо традиционной для многих учебных предметов изобразительной и графической наглядности, на музыкальной литературе используется такой специфический метод, как наблюдение за звучащей музыкой по нотам. Использование репродукций, фотоматериалов, видеозаписей уместно на биографических уроках, при изучении театральных произведений, при знакомстве с различными музыкальными инструментами и оркестровыми составами, и даже для лучшего понимания некоторых жанров — концерт, квартет, фортепианное трио. Использование различных схем, таблиц помогает структурировать материал биографии композитора, осознать последовательность событий в сюжете оперы, представить структуру сонатно-симфонического цикла, строение различных музыкальных форм. Подобного рода схемы могут быть заранее подготовлены педагогом или составлены на уроке в совместной работе с учениками.
Завершая урок, целесообразно сделать небольшое повторение, акцентировав внимание учеников на новых знаниях, полученных во время занятия.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Домашнее задание, которое ученики получают в конце урока, должно логично вытекать из пройденного в классе. Ученикам следует не просто указать, какие страницы в учебнике они должны прочитать, необходимо подчеркнуть, что они должны сделать на следующем уроке (рассказывать, отвечать на вопросы, объяснять значение терминов, узнавать музыкальные примеры и т.д.) и объяснить, что для этого нужно сделать дома.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа составляет 1 час в неделю. Для достижения лучших результатов рекомендуется делить это время на две части на протяжении недели от урока до урока. Регулярная самостоятельная работа включает в себя, в том числе, повторение пройденного материала (соответствующие разделы в учебниках), поиск информации и закрепление сведений, связанных с изучаемыми темами, повторение музыкальных тем.
VI. Список учебной и методической литературы
Лагутин А. И, Владимиров В.Н. Музыкальная литература. Учебник для 4 класса детских музыкальных школ и школ искусств (первый год обучения предмету). М.: «Престо», 2006
Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения
Калинина Г.Ф. Тесты по музыкальной литературе для 4 класса Тесты по зарубежной музыке Тесты по русской музыке
Калинина Г.Ф., Егорова Л.Н. Тесты по отечественной музыке
Островская Я.Е., Фролова Л. А., Цес Н.Н. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе зарубежных стран 5 класс (2 год обучения). «Композитор» С-Пб, 2012
Хрестоматия по музыкальной литературе для 4 класса ДМШ. Составители Владимиров В.Н., Лагутин А.М.: «Музыка», 1970
Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. М., Музыка, 1982
Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: методическое пособие. Росмэн, 2001
Методические записки по вопросам музыкального образования. Сб. статей, вып.3. М.: «Музыка»,1991
Источник