- Типовой учебный план музыкальной школы
- Как научиться играть на гитаре?
- Обучение в музыкальной школе по классу гитары
- Занятие в гитарном кружке
- Занятия на гитарных курсах
- Занятие с частным преподавателем
- Самостоятельное обучение по самоучителям и видеокурсам
- Почему не у всех получается научиться играть на гитаре?
- Если у вас не получается научиться играть на гитаре, то часто это проблема не в вас, а в способе вашего обучения!
- Заниматься по методике, которая дает постепенный подход к освоению гитары.
- 2. Всё очень наглядно — вы смотрите видео, читаете описание, смотрите фотографии, а затем тренируетесь выполнять это самостоятельно.
- 2. Проверка уроков — вы записываете на видео контрольные задания (либо показываете по Skype) и получаете либо зачёт, либо рекомендации по тому, что нужно исправить или улучшить в вашей игре. Это придаёт вам уверенности, что вы все делаете правильно и вам не прийдётся потом переучиваться.
Типовой учебный план музыкальной школы
Часто меня спрашивают – что учат в музыкальной школе, сколько лет учатся, когда и какие сдают экзамены. Самый лучший вариант ответа – продемонстрировать типовой учебный план и в нем найти ответы.
Для начала разберемся, что такое ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН?
ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Это документ, определяющий задачи и содержание образования. В типовом учебном плане музыкальной школы перечисляются учебные предметы, указывается объем изучения этих предметов и распределение на учебные недели, полугодия. Приводится перечень экзаменов, сроки каникул, планируется учебный процесс.
Общие положения
1. На основе типовых планов руководитель учебного заведения разрабатывает рабочие учебные планы с расчетом количества учебных часов и ставок. Расчет производится исходя из бюджета, который выделен на учебный год.
2. Руководителем учреждения определяется количество групп по изучению групповых предметов. Расчет производится от количества учащихся учебного заведения или отдела, которые должны изучать данный предмет. При этом учитывается количество часов по данному предмету в учебном плане – их не должно быть больше, чем предусмотрено учебным планом.
3. Учащийся может быть освобожден руководителем учебного заведения от изучения предмета по выбору без уменьшения платы за обучение.
4. Не выходя за рамки учебного рабочего плана, руководитель может:
— перераспределять количество часов между предметами, исходя из региональных особенностей и профессионального направления учащихся
— уменьшать или увеличивать количество часов для изучения конкретного предмета, учитывая специфику учебного заведения
— увеличивать количество часов (как преподавательских, так и концертмейстерских) сводных репетиций массовых коллективов учащихся при подготовке к конкурсам и концертам
5. В основе учебно-воспитательного процесса государственных музыкальных школ –
программы Государственного методического центра, разработанные и утвержденные для учебных заведений культуры и искусств
6. Учебное заведение имеет право, взяв за основу утвержденные программы, разработать свои учебные программы, учитывая региональные особенности и специфику работы. При этом программы должны утвердить местные органы управления культуры
7. Считается, что учащиеся, которые закончили 8 класс по восьмилетнему сроку обучения, и учащиеся, которые закончили 6 класс по шестилетнему сроку обучения и выполнили учебный план и программу обучения, освоили полный курс и программу начального художественного образования.
8. В учебном заведении возможен набор учащихся в подготовительный — 0 класс (в рамках запланированного контингента)
9. Недельная нагрузка преподавателя и концертмейстера составляет 18 часов, что соответствует одной тарифной ставке.
Типовой учебный план музыкальной школы
для инструментальных классов
Обучение в инструментальных классах музыкальной школы – это обучение игре на фортепиано, струнно-смычковых, народных, духовых и ударных инструментах. Рассмотрим типовые учебные планы для данных инструментальных классов.
Возможно обучение сроком 8 и 6 лет. Привожу таблицу изучаемых предметов и количества учебных часов.
Срок обучения – 8 лет
Срок обучения — 6 лет
Предметы, изучаемые учащимися по выбору:
Индивидуальные уроки:
Обучение дополнительному музыкальному инструменту,
чтению нот с листа, постановке голоса,
изучение импровизации, композиторского творчества, элементарной теории музыки, сольфеджио, основ дирижирования, аккомпанемента, ансамбля и так далее.
Групповые уроки:
Изучение музыкального фольклора, ритмики, начального курса по истории искусств, занятия по постановке музыкальных спектаклей,
ансамбли (от шести и более участников) и другие предметы.
Разъяснение по планам
1. Учебная программа допускает для подготовительного класса изучение музыкальной грамоты или слушание музыки вместо сольфеджио.
2. При определении количества массовых коллективов учащихся руководителем учреждения учитываются материальная база и ее возможности – оборудование, репетиционные классы.
При формировании ученических коллективов следует учитывать возраст учащихся или уровень их музыкальной подготовки. Это могут быть коллективы учащихся младшего или старшего возраста, коллективы, в которые входят учащиеся разного возраста и разного класса обучения, коллективы учеников определенных классов.
3. На основании типового учебного плана количество учебных часов планируется для каждого предмета коллективного музицирования: хора, оркестра, ансамбля (большого состава). Учащиеся могут заниматься в одном или нескольких массовых коллективах.
4. Количество учащихся в группах сольфеджио, музыкальной литературы в среднем 8 человек, в группах оркестра, большого по составу ансамбля – в среднем 6 человек, в группах хора – 10 человек.
В школах с небольшим контингентом (до 100 человек), на малочисленных музыкальных отделениях школы и в далеко расположенных филиалах группа сольфеджио, музыкальной литературы, большого по составу ансамбля и оркестра состоит в среднем из пяти человек, группа хора – из восьми человек, ансамблевые формы – от двух человек.
Учащиеся могут посещать музыкально-теоретические дисциплины с другими отделами с одинаковым сроком обучения.
5. Учащимся, которые обучаются игре на оркестровых инструментах, рекомендованы уроки по дополнительному музыкальному инструменту. А учащимся, занимающимся в классе бандуры – рекомендуется предусмотреть Постановку голоса как предмет по выбору
6. Для каждого массового ученического коллектива предусматриваются часы сводных репетиций (преподавательские и концертмейстерские – если необходимо музыкальное сопровождение) – по 4 часа в месяц
— Предусматриваются также концертмейстерские часы для предметов по выбору (если требуется музыкальное сопровождение) в объеме 100% для ансамблей, основ дирижирования, ритмики, музыкального фольклора, постановки музыкальных спектаклей.
КЛАСС НАРОДНОЙ МУЗЫКИ
Срок обучения — 6 лет
В классе народной музыки предполагается изучение предметов по выбору.
Индивидуально проходит изучение
дополнительного музыкального инструмента, обучение сольному пению, чтению нот с листа, постановке голоса, импровизации, композиторскому творчеству, элементарной теории музыки, сольфеджио, основам дирижирования, аккомпанементу, ансамблю и так далее.
В групповых уроках проходит обучение
народному танцу, постановке музыкальных обрядов, музыкальному фольклору.
Руководителем учреждения возможно планирование изучения сольного народного пения как альтернатива обучению игре на музыкальном инструменте.
КЛАСС сольного пения
(академическое пение, эстрадное пение)
Срок обучения – 8 лет
Срок обучения – 6 лет
Кроме основных уроков учащимся предлагается на выбор индивидуальное обучение композиторскому творчеству, элементарной теории музыки, сольфеджио, аккомпанементу, основам аранжировки и так далее.
Предметы по выбору предполагают и групповое изучение элементарной теории музыки, основ гармонии, истории вокального искусства, постановки музыкальных спектаклей, ритмики.
Рабочий учебный план предусматривает:
— концертмейстерские часы (для класса эстрадное пение при отсутствии фонограмм)
— занятия ритмикой, уроки ансамблевого музицирования
— сводные репетиции ученических коллективов (больших по составу) – 4 часа в месяц отдельно для каждого коллектива
— концертмейстерские часы для предмета сольное пение (эстрадное пение при отсутствии фонограмм) – один час в неделю каждому ученику
Хоровое отделение (хоровая школа)
Срок обучения – 8 лет
Кроме основных предметов учащиеся изучают предметы по выбору:
Индивидуально обучаются игре на дополнительном музыкальном инструменте, чтению нот с листа, постановке голоса, импровизации, композиторскому творчеству, элементарной теории музыки, сольфеджио, основам дирижирования, чтению партитур, аккомпанементу
В групповых занятиях проходит обучение (дополнительные предметы) музыкальному фольклору, ритмике, постановке музыкальных спектаклей, ансамблевому музицированию (состав ансамбля — шесть и более учеников)
1. В каждой группе хорового класса в среднем должно быть 10 учеников, в группах сольфеджио, музыкальной литературы – в среднем 8 человек.
2. В школах с контингентом до 100 человек, на хоровом отделе отдаленных филиалов или в малокомплектном отделе хорового пения средняя наполняемость групп по хоровому классу — 8 человек, групп по сольфеджио, музыкальной литературе, ансамблю (большого по составу) – 5 человек, ансамблевому музицированию – от 2 человек
3. Часы для изучения музыкального предмета и предмета по выбору руководитель учебного заведения может перераспределять в рамках рабочего учебного плана
4. Планом предусматриваются сводные репетиции коллективов и часы для них – преподавательские и концертмейстерские — 4 часа в месяц для каждого коллектива
5. Для занятий с группами хоров и больших по составу ансамблей выделяются концертмейстерские часы в объеме 100% для каждой группы.
Вот по такому принципу строится образовательный процесс в музыкальной школе.
Прочитав данное сообщение, у Вас, уважаемый читатель, появится понимание того, что музыкальная школа – государственное учебное учреждение со своим учебным планом, который является основополагающим документом, определяющим содержание образования и задачи обучения.
Это своеобразный закон, которому подчиняются и который выполняют как администрация музыкальной школы, так и преподаватели и учащиеся.
Ознакомьтесь более подробно с типовым учебным планом (украинский язык)
Источник
Как научиться играть на гитаре?
Хотите научиться играть на гитаре, но не знаете с чего начать?
Как лучше заниматься? С преподавателем или самостоятельно?
В данной статье я расскажу об основных методах обучения игре на гитаре и вы сможете решить какой из них наиболее подходит для вас.
Обучение в музыкальной школе по классу гитары
Если вы хотите стать профессиональным музыкантом, то музыкальная школа будет самым правильным решением.
В музыкальной школе вы не только научитесь играть на гитаре, но и получите музыкальное образование.
Кроме изучения гитары у вас будут следующие предметы:
- Сольфеджио (развитие музыкального слуха, изучение теории музыки)
- Музыкальная литература (изучение классических произведений и биографий композиторов)
- Дополнительный инструмент (как правило это игра на фортепиано)
- Пение в хоре
- Игра в ансамбле
Если вы будете серьёзно относиться к занятиям, то музыкальная школа даст вам отличную основу для дальнейшего занятия музыкой.
Вы научитесь играть по нотам, у вас будет правильная постановка рук и хорошая классическая техника игры на гитаре.
С аттестатом музыкальной школы вы сможете поступить в музыкальное училище и консерваторию.
Кстати, в музыкальной школе можно обучаться не только детям, но также и взрослым.
Занятие в гитарном кружке
Занятия в гитарном кружке, как правило групповые. Здесь никто не ожидает, что вы станете профессиональным музыкантом и не потребует от вас полной отдачи в освоении музыкального инструмента.
Результат будет зависить в основном от вас. Если у вас есть большое желание и настойчивость, то вы сможете научиться играть на гитаре.
В отличии от самостоятельного обучения, в гитарном кружке у вас будет преподаватель, который покажет как правильно играть и сможет исправит ваши ошибки.
Занятия на гитарных курсах
Гитарные курсы бывают разные. Есть курсы по классической гитаре, есть по электрогитаре. Также есть курсы, где просто учат играть песни под гитару.
Вообщем «любой каприз за ваши деньги».
Если они есть рядом с вашим домом, то это отличный способ научиться играть на гитаре.
Занятие с частным преподавателем
Это самый дорогой способ обучения игре на гитаре, но и самый эффективный. Особенно если повезёт с преподавателем.
Хороший преподаватель разработает под вас программу занятий и поможет оптимальным способом научиться играть на гитаре.
(♫) На нашем сайте есть раздел, где размещены предложения по обучению от преподавателей гитары из Москвы и других городов.
Самостоятельное обучение по самоучителям и видеокурсам
Это самый сложный, но для кого-то единственный способ учиться играть на гитаре.
Основная проблема самостоятельных занятий — это то, что вас некому поправить, когда вы начинаете делать что-то неправильно.
В результате вы тратите намного больше времени на обучение, чем следовало бы.
Почему не у всех получается научиться играть на гитаре?
Часто мы сами ограничиваем себя соглашаясь, что у нас нет способностей к какому-либо делу потому, что кто-то нам сказал, что это сложно и что для этого нужен талант.
Возможно кто-то уже говорил вам, что у вас нет музыкального таланта и вы в душе согласились с этим. Но желание научиться играть на гитаре у вас осталось!
Если вы хотите научиться играть на гитаре, то вы научитесь! Нет никаких непреодолимых препятствий на этом пути.
Игра на гитаре — это по большей части физические действия.
Вы научились писать ручкой в тетрадке — а это НАМНОГО сложнее, чем играть на гитаре. Если вы это смогли, то сможете овладеть и гитарой.
Левая рука должна просто научиться зажимать струны, а правая их дёргать в определённой последовательности.
Конечно для этого нужна определённая сила и ловкость. Поэтому обучение игре на гитаре — это как занятие спортом, шаг за шагом наращивание необходимых навыков.
Если у вас не получается научиться играть на гитаре, то часто это проблема не в вас, а в способе вашего обучения!
Если у вас сильный преподаватель, то он сможет вас «научить» играть на гитаре. Он сможет протащить вас через различные сложности в обучении.
Если вы ОЧЕНЬ сильные духом, то сможете самостоятельно влезть на гору умения играть на гитаре (часто при этом до крови сбивая пальцы).
А что же делать нормальным людям, которые просто хотят научиться играть на гитаре, а не совершать подвигов во имя музыки?
Заниматься по методике, которая дает постепенный подход к освоению гитары.
Как правило музыкальная школа и хорошие частные преподаватели учат именно так. Они дают вам сначала легкие упражнения, потом более сложные, потом ещё более сложные и т.д.
К сожалению я не нашел ни одного бумажного самоучителя по гитаре, где бы соблюдался в полной мере этот принцип постепенности.
Часто в самоучителях разжевываются самые основы, потом быстро пролетаются начальные упражнения и далее уже идут более сложные вещи, на которых нормальный человек обычно и застревает.
И здесь дело не в отсутствии таланта или трудолюбия. Просто вас заставляют играть более сложные вещи, чем вы сейчас можете.
шаг за шагом (от простого к сложному) вы осваиваете необходимые навыки игры на гитаре.
2. Всё очень наглядно — вы смотрите видео, читаете описание, смотрите фотографии, а затем тренируетесь выполнять это самостоятельно.
2. Проверка уроков — вы записываете на видео контрольные задания (либо показываете по Skype) и получаете либо зачёт, либо рекомендации по тому, что нужно исправить или улучшить в вашей игре. Это придаёт вам уверенности, что вы все делаете правильно и вам не прийдётся потом переучиваться.
—>
Источник