Музыкальная школа фортепиано или скрипка

На чем лучше ребенку учиться играть: на пианино, на гитаре, на скрипке или …?

Некоторые родители считают, что нет никакой разницы в том, на каком музыкальном инструменте будет обучаться их ребенок в детской музыкальной школе. Главное, что он будет учиться классической музыке, а остальное — неважно. Бывают и другие случаи, когда все места на интересующий инструмент уже заняты и родители вынуждены выбирать специальность из того, что осталось. Я надеюсь, что предложенный ниже материал позволит родителям осознать важность этого вопроса и более ответственно подойти к выбору того, на каком музыкальном инструменте будет заниматься их ребенок.

Все музыкальные инструменты можно условно разделить на:

  • Универсальные
  • Солирующие
  • Вспомогательные

Данное разделение условно, поэтому давайте считать, что оно выполнено применительно к основной функции музыкального инструмента.

Универсальность музыкального инструмента заключается в том, что, например, он позволяет играть на нем различную музыку, на нём можно играть как произведения, так и отдельные партии, он может использоваться как для сольных выступлений, так и для игры в том или ином ансамбле или оркестре. К универсальным музыкальным инструментам относятся:

  • Клавишные : фортепиано , рояль
  • Струнные : гитара , скрипка , виолончель

Солирующие музыкальные инструменты предназначены для игры сольных партий, т.е. на них не играют аккомпанемент, интервалы и аккорды:

  • Духовые музыкальные инструменты: флейта, труба, гобой, фагот

Вспомогательные музыкальные инструменты используются, как правило, только для игры в составе ансамбля или оркестра:

  • Ударные музыкальные инструменты

Как я отметил раньше, на универсальном инструменте можно играть аккомпанемент, а на солирующем – нет. Возможность играть аккомпанемент имеет существенный плюс, поскольку исполнитель при этом может ещё и петь. Петь можно под аккомпанемент пианино, гитары, балалайки. А вот при игре на скрипке, например, спеть уже не получится. То есть, с этой позиции скрипка уступает в универсальности пианино, гитаре и балалайке. На практике это означает, что если Вы хотите услышать то, как Ваш ребенок будет играть и петь романсы, то вариант со скрипкой и духовыми инструментами отпадает. Кто-то может посчитать, что возможность пения – не аргумент, но я считаю, что пение – не только здоровье и развитие слуха, но и весьма полезный навык, который можно будет использовать всю жизнь: петь песни для себя, для друзей, для родителей, для любимого человека, дома, в помещении, в походе и т.д. Здесь мы упомянули о возможности играть на универсальном инструменте в разных местах. Поэтому следует учесть и мобильность музыкального инструмента. Пианино – стационарный музыкальный инструмент, а гитару и балалайку можно легко переносить и брать с собой. С этой позиции гитара и балалайка выигрывают у пианино.

Читайте также:  Гитара где у нее барабан

Подумайте, какое место и как часто в дальнейшем музыкальный инструмент будет использоваться ребенком. Музыкальный инструмент может стать либо ненужной мебелью или предметом интерьера, или быть вместе с музыкантом всю жизнь. Захочет ли подросток в городской квартире играть на трубе, баяне, балалайке, скрипке – скорее всего, нет. А вот играть на гитаре – вполне.

Что касается балалайки, то этот универсальный инструмент проигрывает пианино, гитаре и скрипке в области использования, поскольку он относится к народным музыкальным инструментам, который не услышать в современной музыке. Однако в условиях деревни балалайка, как и аккордеон, имеют преимущества перед пианино и скрипкой.

Теперь необходимо сказать несколько слов о наглядности музыкальной теории применительно к практике. Как известно теория часто абстрактна и непонятна до тех пор, пока не видно её практического применения. Что такое для ребенка операция сложения “2+ 2”? Ничего, пока ему не покажут 2 конфеты, потом ещё 2 конфеты. По крайней мере, он увидит, что конфет стало больше, и это ему уже нравится. Ребенок понимает то, что можно на практике увидеть, потрогать, понюхать, ощутить. Поэтому поиграть в игрушки или посмотреть мультфильм – понятно и интересно, а сидеть дома в солнечный день и смотреть на нарисованные ноты, знаки и обозначения – непонятно и неинтересно по определению. Хотя бы как-то заинтересовать ребенка можно только практической стороной теории. И в этом плане наиболее наглядным музыкальным инструментом для отображения на нем теории музыки является фортепиано. И сейчас я объясню почему.

В настоящее время в музыке используется равномерно темперированный строй, при котором настройка музыкального инструмента и элементарная теория музыки основываются на октавах, разделенных на 12 одинаковых частей — полутонов. Мы видим, что на гитаре 6 струн и много металлических планок, которые находятся поперек грифа, на скрипке – 4 струны, на балалайке – 3 струны, а на баяне – много копок. Где эти 12 частей? Клавиатура пианино сконструирована таким образом, что 7 белых и 5 черных клавиш как раз и образуют октаву, а расстояние между любыми соседними клавишами равно полутону, что в сумме образует интересующие нас 12 частей (полутонов). Благодаря такому однозначному соответствию основы теории музыки проще и нагляднее демонстрируются на музыкальных инструментах с клавиатурой фортепианного типа – фортепиано, рояль. Теория музыки – математика, т.е. для построения самых сложных элементов в музыке достаточно знать определенные величины и хорошо их считать. Используя клавиатуру пианино выполнить такие расчеты очень просто, потому что мы видим клавиши и видим относительные расстояния между ними. А вот выполнить расчеты, например, на гитаре очень непросто, потому что 6 струн и большое количество параллельно расположенных ладов не является наглядным. То есть, для построения чего-то на пианино нужно просто посчитать, а на других музыкальных инструментах нужно будет постоянно производить перевод системы строя инструмента в теоретическую систему 12-ти полутонов и обратно. Чтобы понять сложность этого попросите музыканта, например, показать все ноты “До” на инструменте. У начинающего пианиста на это уйдет 5-7 секунд, а у гитариста на это может уйти минут 5. При этом он будет что-то усиленно считать, двигать пальцами, а в итоге может оказаться, что он всё же где-то ошибся. У скрипача вообще нет визуальных ориентиров, и ему приходится играть на слух. Поэтому фортепиано – самый удобный и наглядный музыкальный инструмент с точки зрения практического применения сольфеджио. Что это значит? Это значит, что при прочих равных условиях после окончания детской музыкальной школы теоретическая подготовка будет лучше всех у пианистов. Это не играет роли, если после окончания музыкальной школы подросток бросит музыкальные занятия. Но, если выпускник захочет и дальше заниматься музыкой, например, научиться играть на синтезаторе, импровизировать и сочинять музыку, делать аранжировки и организовать домашнюю студию записи, то теоретические знания и практические умения пианистов будут выглядеть на порядок основательнее, чем у тех, кто обучался игре на других музыкальных инструментах. Разница будет примерно такой, как между программистом и пользователем. Программист может разобраться в новых технологиях и создавать новые программы, а пользователь может только пользоваться тем, что уже есть.

Этот пример я привел для того, чтобы Вы поняли, что при прочих равных условиях перспективность обучения ребенка игре на том или ином музыкальном инструменте различна. Это как выбор профессии – если есть возможность, то хочется учиться перспективной и хорошо оплачиваемой профессии, а не той, которая ни сейчас, ни через 30 лет не будет особенно нужна. С этой точки зрения “фортепиано” – самая перспективная специальность при обучении музыке. Кроме этого, фортепиано – хороший фундамент для освоения игры на других музыкальных инструментах, то есть, пианисту, при прочих равных условиях, будет проще освоить игру на других музыкальных инструментах. Почему? Потому что после освоения сложного предмета, освоить менее сложный предмет проще, чем наоборот.

Для сравнения возьмем обучение игре на фортепиано и обучение игре на классической гитаре. Когда родители заставляют ребенка заниматься музыкой, а он хочет пойти поиграть с ребятами, отдохнуть или посмотреть фильм, то ему все равно, на чем он играет, на пианино, гитаре или скрипке. Ребенку также все равно, насколько занятия на том или ином музыкальном инструменте сложнее, чем на другом – ему не нравится сам факт необходимости заниматься музыкой. Хотя он может понимать, что 5 или 7 лет – это разница. Но обучаться музыке на пианино намного сложнее, чем на гитаре. Сверстники могут восхититься и от бренчания 3-х аккордов на гитаре, а вот для игры на пианино требуется намного больше. Поэтому, окончив музыкальную школу, пианист и гитарист будут иметь разный багаж знаний и разные потенциальные возможности. У пианиста будет “одноэтажный кирпичный дом знаний”, а у гитариста – “одноэтажный деревянный дом знаний”. Большой разницы нет, но первый при желании сможет построить дом намного выше второго.

Если после окончания детской музыкальной школы гитарист захочет научиться играть на пианино, то ему придется заниматься и узнать ещё больше, чем тогда, когда он занимался на гитаре. А для пианиста освоение игре на гитаре покажется нетрудной прогулкой по сравнению с тем, что он уже прошел. Я, например, после окончания детской музыкальной школы по классу “фортепиано” прошел специальность “классическая гитара” за 2,5 года (вместо 5), и при этом занимался, откровенно признаюсь, весьма расслабленным образом.

Предположим, что ребенок пошел в 1-й класс общеобразовательной и музыкальной школы одновременно — в 7 лет. Значит, гитарист окончит обучение в музыкальной школе в 12 лет, а пианист – в 14 лет. Поскольку сразу после окончания музыкальной школы часто учиться музыке не хочется, то прибавим 1 год для отдыха. Предположим, что за этот год подросток осознал, что ему хочется научиться играть на другом инструменте – гитаристу на пианино, а пианисту – на гитаре. Если гитарист пойдет в музыкальную школу в 13 лет, а пианист в 15 лет, то они теоретически должны её окончить в 20 лет, то есть в армии или институте. Но с практической стороны вопроса шансы досрочно окончить обучение у пианиста намного выше, чем у гитариста, потому что у него и общая подготовка лучше, да и обучаться игре на гитаре намного проще, чем на пианино. То есть, у пианиста есть большой шанс освоить ещё один музыкальный инструмент до окончания школы, а у гитариста – нет.

Теперь предположим, что в процессе учебы в детской музыкальной школе пианист и гитарист увлеклись сочинением музыки. После окончания детской музыкальной школы они решили продолжить самостоятельное обучение и сочинять эстрадную музыку. Как в этом вопросе помогут им их умения?

Если посмотреть на элементарную теорию музыки, то она практически полностью основана на фортепиано. Применительно к другим музыкальным инструментам она имеет определенные сокращения и ограничения. Конечно, пианист не сможет сыграть гитарную партию лучше гитариста, но это во многих случаях и не нужно. Гитаристу также во многих случаях нет необходимости записывать партию клавишных и с этой точки зрения мы наблюдаем как бы равенство. Но синтезатор – электроника и мощнейший по функционалу и звуку музыкальный инструмент, который предоставляет пианисту такие возможности, которых не будет у гитариста, даже если он купит с десяток цифровых гитарных процессоров и ритм-машин. Пианист может создать с помощью синтезатора партии любых инструментов и даже всё произведение, а гитарист – нет. Гитарист сможет только создать партию ударных в компьютер и записать гитарные партии бас-гитары и электрогитары. Согласитесь, что разница в их возможностях ощутима. Если же говорить об аранжировке, то разница станет вообще огромной, потому что основной инструмент аранжировщика – синтезатор или MIDI-клавиатура+компьютер, а освоить синтезатор пианисту на порядок проще, чем гитаристу.

Теперь давайте посмотрим на современную музыку. Чем она характерна? Построением от ритма и синтезированными звуками – опять пианист-клавишник в плюсе. Добавив сюда “формат современной популярной музыки” становится понятно, что синтезатор используется везде, а вот электрогитара – авторская песня, тяжелая музыка и выступления в клубах. Клавишнику для сольного выступления достаточно включить автоаккомпанемент и играть соло правой рукой, а гитаристу придется сначала создавать файл с аккомпанементом.

Подводя итог можно сказать, что теоретический музыкальный фундамент и практические перспективы у пианиста намного разнообразнее и реалистичнее в наше время, чем у тех, кто выбрал другой музыкальный инструмент.

Ещё один важный момент касается того, что иногда ребенок проявляет интерес не к пианино, а к другим музыкальным инструментам. Тут нужно всё хорошо обдумать, потому что музыкальный инструмент воспринимается ребенком как игрушка и стоит ли на это обращать внимание – вопрос. Я помню, что в детстве мне очень нравился аккордеон, и очень не нравилось пианино. Поэтому мама рассматривала также и вариант моего обучения игре на аккордеоне. Однако директор музыкальной школы изумилась и сказала: “Да Вы что? Только фортепиано!” С тех пор прошло много лет, и только сейчас я по-настоящему понял, что в 5 лет за меня сделали единственно правильный для меня выбор.

Когда ребенок начинает заниматься музыкой, то неизвестно, какой результат получится на выходе: он бросит занятия через год или после окончания музыкальной школы, или он поступит в музыкальное училище, или он станет барабанщиком. Но, если стоит вопрос о том, чтобы ребенок просто занимался музыкой, то выбор специальности “фортепиано” — будет одним из лучших вариантов. Если пианист захочет, то потом он сможет без труда освоить игру и на электрогитаре, и на бас-гитаре, и на ударной установке, потому что полученные при обучении знания позволят ему это сделать.

Источник

Музыкальная школа фортепиано или скрипка

Nevalyashka
Рейтинг: 1015 / -320

Nevalyashka
Рейтинг: 1015 / -320

quote: Originally posted by albaniaya:

поэтому пошла туда где больше народу — в хор

quote: школа хоровая, это обязательный предмет. ))

quote: Originally posted by albaniaya:

всё равно автоматом ходили на урок фортепиано.

Nevalyashka
Рейтинг: 1015 / -320

quote: Originally posted by polykarp:

Я бы флейту выбрала. Легкие развивает.

quote: Originally posted by albaniaya:

в том виде как существует хорошая школа я ребенка без способностей бы не отдавала. У меня их не было и я страдала.

quote: Originally posted by Nevalyashka:

дочка хочет фортепиано и скрипку

Nevalyashka
Рейтинг: 1015 / -320

quote: Originally posted by Monika**:

я сама на скрипку ходила + фортепиано для всех)))

Nevalyashka
Рейтинг: 1015 / -320

quote: Originally posted by albaniaya:

говорят, что для скрипачей нужен идеальный слух.

quote: Originally posted by polykarp:

От скрипки сколиоза не будет? Из детства воспоминания о девочке-скрипачке с приподнятым плечом.

quote: Originally posted by albaniaya:

говорят, что для скрипачей нужен идеальный слух.

quote: Originally posted by albaniaya:

и потом у них типа частые простуды на горло, т.к. при скрипке большой резонанс идет на горло именно.

quote: Originally posted by albaniaya:

всё равно автоматом ходили на урок фортепиано.

А самое любимое для меня было — ансамбль. Вот это супер, это вещь. Мы Удмуртию изъездили с концертами.

quote: Originally posted by albaniaya:

говорят, что для скрипачей нужен идеальный слух.

quote: Originally posted by Nevalyashka:

5 лет дочке, вожу на подготовительное отделение.

quote: особенно фортепиано- всегда пригодится умение играть на нем.

Nevalyashka
Рейтинг: 1015 / -320

quote: и ор преподавателей и оскобления детей меня всегда вводили в стресс хотя платили же мы деньги за учебу. хотя можно всё это списать на начало 90х, когда и преподаватели были в стрессе

Nevalyashka
Рейтинг: 1015 / -320

quote: Originally posted by але4ка:

в нашей такого никогда не было

quote: я иногда во сне еду в музыкалку, утром не помню ,что ее закончила. ))
#21 IP

quote: Originally posted by Nevalyashka:

а где скрипки покупают и сколько они стоят?

quote: Originally posted by Nika10:

Училась на фортепианном отделении муз школе #1. Все учителя были прекрасными интеллигентными людьми. Никакого ора не было. Спустя годы вспоминаю их с огромной благодарностью.

Nevalyashka
Рейтинг: 1015 / -320

quote: Originally posted by Nika10:

Эти кошмарные сны мне снились тысячу раз

Nevalyashka
Рейтинг: 1015 / -320

quote: Originally posted by Vesta:

у некоторых участников нашего ансамбля тех лет уже свои дети играют в новом составе ансамбля, у тех же преподавателей

quote: Originally posted by Nevalyashka:

а своих учиться отдадите? на скрипку?

quote: Originally posted by Nevalyashka:
а где скрипки покупают и сколько они стоят?

У меня старший учится в 9 школе искусств по классу скрипки. С первого класса берем скрипку в аренду. Покупать будем уже когда до целой дорастет. Не знаю как с другими инструментами, но к скрипке еще и фортепиано нужно для занятий дома (ну или синтезатор хороший).

quote: а своих учиться отдадите? на скрипку?

quote: флейта, скрипка, аккордеон и фортепиано.

quote: Originally posted by anhen:

У Натальи такая Ирина, что встанет в позу и пойдет сама учиться ))) мне кажется, что у Натальи нет шансов, Ирина точно будет заниматься по классу скрипки.

Я бы все-таки порекомендовала хор. Особенно, если речь идет о хоровой школе (это 5-я?).
Во-первых, там всегда были сильные преподаватели.
Во-вторых, голос — это инструмент, который всегда с собой и никуда не денется
В-третьих, требования к слуху там, собственно, такие же, как для скрипачей (ибо на человеческих связках тоже нет ни клавиш, ни кнопок, ни ладов ), соответственно, слух вокал тоже развивает прекрасно.
В-четвертых, общий хор для других специализаций — это ни о чем вообще, скрипачи и пианисты заканчивают музыкалку такими же безголосыми, как пришли)))
В-пятых, вокал — это чрезвычайно полезная для здоровья телесная практика (если, конечно, заниматься им серьезно, а не просто «попеть для души»). У вокалистов всегда великолепный пресс (не веришь — могу выслать по мылу фото своего живота после родов двойни ), что для женщины мастхэв однозначный, и не только по эстетическим причинам. Они владеют разного рода дыхательными техниками и упражнениями (часть из них мне, например, помогали снимать тонус во время беременности).
В-шестых, а в школе-то и во всяких компаниях как их лююююююбят)))))))))

Но дрючат хоровиков, конечно, в хороших школах — маманегорюй.

Nevalyashka
Рейтинг: 1015 / -320

Nevalyashka
Рейтинг: 1015 / -320

А вообще задай себе вопрос: какая у вас мотивация идти в музыкальную школу? Потому что ведь тут масса вариантов. Есть люди, которые «для общего развития» (Албания выше эту точку зрения высказывала). У меня, например, позиция совсем другая — я понимаю только занятия на результат, со всеми вытекающими. Поэтому для меня никогда не стоял вопрос «а орут ли педагоги? А приятно ли ходить на занятия?» По мне так пусть хоть дерутся, если при этом дают действительно отличный результат. У меня был ну очень жесткий педагог в музыкалке, ее все боялись до обмороков, но я ей благодарна по сей день. Для многих это — экстрим и отмороженность)))

Так вот если хочешь результата, занятие надо выбирать по таланту. Тут, как говорится, никакого равноправия: или дано, или — извиняйте. И если не видишь в дочери классного музыкального потенциала — отговаривай от скрипки и «продавай» ей флейту. Или фоно. Или, еще лучше, проконсультируйся насчет ее данных с педагогами (ибо они не всегда очевидны).

А если для общего развития, здоровья и удовольствия — да пусть играет, на чем хочет

Nevalyashka
Рейтинг: 1015 / -320

quote: Originally posted by WIN:

я понимаю только занятия на результат, со всеми вытекающими.

quote: Originally posted by WIN:

проконсультируйся с педагогами

quote: Originally posted by Nevalyashka:
А моя дочь пойдет или на инженерную или экономическую дисциплину в ВУЗ.

ой, ну про это, мне кажется, вообще еще рано говорить))) Как минимум, потому что помимо инженерных и экономических есть еще масса других дисциплин: журналистика, юриспруденция, медщицина и т.д. и т.п., и все еще может не раз измениться в голове у ребенка.

quote: Originally posted by Nevalyashka:

муз талант он все равно в роду. а в моем роду его нет.

эээ. не хочу показаться бестактной, но род — это не только мама))) Может, у папы в роду он есть? У меня, например, маме слон не просто на ухо наступил, но и хорошоооо там потоптался. Ей даже мои окологодовалые дети петь не разрешают Зато в папином роду почти все с очень хорошим слухом и голосом. Моей музыкальной социализацией до школы занимался папа, практически с рождения.

quote: Originally posted by Nevalyashka:

Результат для меня — если спорт — то мастер спорта, ну КМС. Если музыкальная/художественная школа — то аттестат об окончании. т.е .то, что позволит если что заниматься этой профессией на уровне обучения кого-то. вот такой я формалист )

ненуачо, все правильно. Только я не согласна, что это обязательно бывает в ущерб учебе в общеобразовательной школе, даже повышенного уровня. Здесь все тоже зависит от ребенка. Кто-то информацию усваивает быстро и учится легко, а кому-то нужно прилагать усилия. У меня к 11 классу были примерно одинаковые возможности поступить в вуз и музыкальное училище с тем, чтобы дальше ехать в консерваторию. И была даже педагог, ведущая там вокалистов, которая меня прослушивала и сказала «возьму к себе на класс однозначно». Весь 11 класс я думала. Честно говоря, пойти дальше по музыкальной стязе просто сдрейфила, ибо это однозначно означало уехать из родного города (а значит, и родителей) навсегда. Честно говоря, до сих пор иногда об этом жалею.

Но твое мнение решает. Если для общего развития и музыкалка вообще не в приоритете, так пусть на скрипке поиграет, если ей хочется))))

Nevalyashka
Рейтинг: 1015 / -320

quote: Originally posted by WIN:

Может, у папы в роду он есть?

quote: Originally posted by WIN:

журналистика, юриспруденция, медщицина

quote: Originally posted by WIN:

это обязательно бывает в ущерб учебе в общеобразовательной школе, даже повышенного уровня.

quote: Originally posted by Nevalyashka:

ну хореографическое с 10 лет — однозначно в ущерб. в спортшколе тебе с первого класса ставят тренировки в 11 часов 4-хчасовые и говорят — переводить на дом. обучение. точка. и вообще крайне ревнивы. а если еще лучший результат — то спортинтернат, что тоже однозначно в ущерб.

в спорте и хореографии — да, там все еще жестче.

quote: Originally posted by Nevalyashka:
Музыка.. ну вот Вишневская не училась в музыкальной школе. и я хоть заучись — как она бы я не спела. ИМХО имеет смысл делать на это ставку при явной одаренности.

ну я изначально об этом и говорила.
Но и просто для общего развития — похвально. Тем более по инициативе самого ребенка.

Источник

Оцените статью