Музыкальная школа направление фортепиано

Рабочая программа по предмету » Общее фортепиано.»
рабочая программа по музыке на тему

Скачать:

Вложение Размер
364193.docx 18.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Детская искусств им. Б. Н. Молчанова.»

по предмету «Общее фортепиано»

Составила: преподаватель Неверли Галина Вениаминовна

г. Дудинка 2014 г.

3.Контроль и учет успеваемости.

4.Годовые требования.7-летнее обучение

6.Годовые требования. 5-летнее обучение.

7.Список методической литературы.

Предмет «Общее фортепиано» наряду с другими дисциплинами учебного плана является одним из звеньев музыкально- педагогического воспитания учащихся-инструменталистов ДШИ.

Данная рабочая программа представляет собой учебный курс по предмету «Общее ф-но» для учащихся 1-7 классов оркестрового, струнно-народного и народного отделений. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических дисциплин (сольфеджио, муз. грамота).

Составлена программа на основе программы «Класс общего ф-но» для детских музыкальных школ, разработанная министерством культуры (1966, 2003); Программа представляет собой адаптированную программу на базе типовой семилетней программы для учащихся ДШИ, с учетом их уровня подготовки.

Отличием данной программы от традиционной является возможность дифференцированного подхода к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, муз. способностям и др. индивидуальным данным.

Обоснованием необходимости и внедрения программы является то, что дети в ДШИ принимаются без конкурсного отбора, что приводит к упрощению программных требований. Возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательной школе, посещение кружков, интернет- все это отвлекает детей от занятий музыкой. Отсутствие дома фортепиано не позволяет детям подготовиться к уроку дома.

Цель и задачи данного курса :

-Обучение игре на ф-но и овладение им как вторым инструментом (дополнительным к основному).

-Развитие муз. способностей, приобретение основных исполнительских навыков игры на фортепиано, исполнение произведений различных жанров и стилей, приобретение навыков ансамблевой игры и необходимых навыков для самостоятельного музицирования, чтение с листа.

— -Помощь в освоении других дисциплин: сольфеджио, муз. литература, хор (умение исполнить на инструменте сольфеджируемый номер, фрагмент изучаемого на муз. литературе произведения знание клавиатуры и т.д.)

В процессе занятий по общему ф—но учащийся овладевает техническими приемами игры на ф— но (двигательные навыки, приемы звукоизвлечения), а также учится правильно понимать характер исполняемых произведений.

Занятия с учащимися проводятся в соответствии с индивидуальным планом, составляющимся по полугодиям и рассчитанного в большей степени на работу на уроке, чем на домашнюю работу. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской, зарубежной и современной музыки.

Учитывая, что далеко не все учащиеся имеют хорошую муз. память, на зачетах разрешается исполнять произведения по нотам. Это позволяет пройти по нотам большее количество полезных и интересных пьес, что гораздо важнее, чем тратить огромные усилия и массу времени на запоминание наизусть.

Работа начинается со знакомства с клавиатурой, постановки рук, знакомства с элементарными приемами звукоизвлечения. Со второго года обучения изучаются гаммы в ознакомительном порядке.

Неотъемлемой частью занятий по общему ф-но с первого года обучения является чтение нот с листа.

Кроме работы над произведениями, подбора по слуху, чтения с листа часто на уроке общего ф-но уделяем внимание заданиям по сольфджио (проигрывание номеров, подбор песенок, построение аккордов, интервалов и т.д.)

Обучение рассчитано на семь лет. Занятия проводятся индивидуально по 0,5(1) академ. часа в неделю. Индивидуальная форма занятий позволяет проводить работу с учетом возможностей каждого ученика.

Обучение ведется по следующим направлениям:

1.Изучение классического репертуара (учитывая индивидуальные способности учащихся, а также то, что данный курс – дополнительный и на него запланировано меньше учебного времени, поэтому и репертуарные требования могут быть на 2-3 класса ниже).

2.Исполнение популярной музыки в переложении для ф—но.

3.Техническое развитие (этюды, гаммы).

4.Чтение с листа.

5.Приобретение навыков ансамблевой игры(с педагогом или учеником).

6.Развитие творческих способностей (подбор по слуху).

7.Самостоятельная работа над произведением, начиная от разбора текста до его исполнения.

Источник

Фортепиано

Обучение на фортепиано по двум видам образовательных программ: предпрофессиональные и общеразвивающие, а также обучение игре на органе по общеразвивающим программам.

Аннотации к программам учебных предметов:

В летопись Детской музыкальной школы имени Эдварда Грига вписана одна из самых значительных страниц — история развития и становления фортепианного отдела. Это одно из самых больших учебных подразделений школы. Т ворческая атмосфера, царящая на отделе, сплоченность коллектива, контроль качества — это заслуга Тураниной Ольги Сергеевны, заведующей отделом фортепиано. Ольга Сергеевна – ответственный и целеустремленный преподаватель. Значительный вклад в становление отдела внесли и продолжают активно работать: Керимова Эльмира Гасановна, Триденская Элеонора Яновна, Смелянская Галина Владимировна, Дьяченко Татьяна Николаевна, Пичкур Людмила Григорьевна, Елисеева Татьяна Вадимовна, Госсе Варвара Николаевна. С теплотой относятся к каждому ученику, воспитывают самостоятельность и любовь к музыке, умеют грамотно вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения. Гаврилова Елена Николаевна работает в нашей школе всего год, но уже успела влюбить в себя каждого ученика. Шмелькина Юлия Альфредовна (преподаватель органа) — творческий человек, умеющий найти подход к каждому ребёнку. Умело подбирает репертуар, помогает детям сочинять и исполнять музыку. Особенно приятно, когда в коллектив приходят молодые, перспективные преподаватели. Мазалова Елизавета Александровна и Харченко Анастасия Васильевна, выпускники ведущих вузов города Москвы, с большим энтузиазмом начали свой педагогический путь в нашей школе.

В этот юбилейный год с теплом и благодарностью вспоминаем преподавателей отдела: Угарова Константина Алексеевича, Гончаренко Валентину Ивановну, Цыба Инну Борисовну, Филиппову Светлану Николаевну, Чиковани Марину Георгиевну, Петровичеву Татьяну Николаевну, Коршунову Ирину Николаевну, Денисову Нину Дмитриевну, Пухову Светлану Александровну, Заслуженного работника культуры РФ Бажалкину Ирину Михайловну, Почетного работника культуры г. Москвы Чистякову Любовь Павловну и других, много лет проработавших в нашей школе.

Источник

Как происходит обучение в музыкальной школе?

Раньше в музыкальных школах учились по 5 или 7 лет — это зависело от выбранной специальности (то есть от инструмента обучения). Сейчас, в связи с постепенным реформированием этой отрасли образования, сроки обучения изменились. В современных музыкальных школах и школах искусств предлагается две программы на выбор — предпрофессиональная (8 лет) и общеразвивающая (то есть облегченная программа, в среднем, рассчитанная на 3-4 года).

Самый главный предмет в музыкальной школе

Два раза в неделю ученик посещает уроки по специальности, то есть по обучению игре на том инструменте, который он выбрал. Эти уроки проходят в индивидуальной форме. Педагог по специальности считается основным педагогом, главным наставником и обычно работает с учеником, начиная с 1 класса и до самого конца обучения. Как правило, ученик привязывается к своему преподавателю по специальности, смена педагога нередко становится причиной, по которой ученик забрасывает занятия в музыкальной школе.

На уроках специальности происходит непосредственная работа за инструментом, разучивание упражнений и различных пьес, подготовка к экзаменам, концертам и конкурсам. Каждый ученик в течение года должен выполнить определенную программу, которую педагог разрабатывает в индивидуальном плане ученика.

Любе отчеты по выполнению программы происходят публично в виде технических зачетов, выступлений на академических концертах и экзаменах. Весь репертуар выучивается и исполняется наизусть. Эта система здорово работает, и за 7-8 лет, как правило, из мало-мальски способного ученика обязательно выходит прилично играющий музыкант.

Музыкально-теоретические дисциплины

Учебный план в музыкальных школах построен таким образом, чтобы дать ученику максимально разностороннее представление о музыке, воспитать в нем не только умелого исполнителя, но и грамотного слушателя, эстетически развитую творческую личность. Решить эти задачи во многом помогают такие предметы, как сольфеджио и музыкальная литература.

Сольфеджио — предмет, на котором много времени уделяется изучению музыкальной грамоты, развитию слуха, музыкального мышления, памяти. Главные формы работы на этих уроках:

  • пение по нотам (развивается навык беглого чтения нот, а также внутреннего «предслышания» того, что записано нотами);
  • анализ элементов музыки на слух (музыка рассматривается как язык со своими правилами и закономерностями, ученикам предлагается определить на слух отдельные созвучия и их красивые цепочки);
  • музыкальный диктант (нотная запись впервые услышанной или хорошо известной мелодии по памяти);
  • пение упражнений (развивает навыки чистого интонирования — то есть чистого пения, помогает осваивать все новые и новые элементы музыкальной речи);
  • пение в ансамбле (совместное пение является эффективным средством развития слуха, так как вынуждает учеников подстраиваться под друг друга, чтобы в результате получалось красивое сочетание голосов);
  • творческие задания (сочинение мелодий, песен, подбор аккомпанемента и много других полезных навыков, которые позволяют чувствовать себя настоящим профессионалом).

Музыкальная литература — прекрасный урок, на котором ученикам предоставляется возможность довольно подробно познакомиться с лучшими произведениями классической музыки, узнать подробности истории музыки, жизни и творчества великих композиторов — Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Шостаковича и других. Изучение музыкальной литературы развивает эрудицию, а знание изучаемых произведений пригодится и на обычных школьных уроках литературы в школе (есть очень много пересечений).

Радость совместного музицирования

В музыкальной школе одним из обязательных считается предмет, на котором учащиеся будут петь или играть на инструментах вместе. Это может быть хор, оркестр или ансамбль (иногда есть все перечисленное). Обычно, хор или оркестр — это самый любимый урок, ведь здесь происходит социализация школьника, здесь он встречается и общается со своими друзьями. Ну и сам процесс совместного занятия музыкой приносит одни лишь положительные эмоции.

Какие факультативные курсы преподают в музыкальных школах?

Очень часто детям преподают дополнительный инструмент: например, для трубачей или скрипачей это может быть фортепиано, для аккордеониста — домра или гитара.

Из новых современных курсов в некоторых школах можно встретить занятия по игре на электронных инструментах, по музыкальной информатике (занятие творчеством с помощью компьютерных программ для редактирования или создания музыки).

Узнать больше о традициях и культуре родного края позволяют уроки по фольклору, народному творчеству. Понять музыку через движение позволяют уроки ритмики.

Если у учащегося ярко проявляется склонность к сочинению музыки, то и эти способности в школе будут стараться раскрыть, по возможности, организуя для него занятия по композиции.

Как видите, план обучения в музыкальных школах достаточно насыщенный, соответственно, посещение ее может принести много пользы. О том, когда лучше начинать обучение в музыкальной школе мы рассказывали в предыдущем выпуске.

Источник

Общее фортепиано как необходимый компонент обучения в ДМШ

автор: Гриднева Наталья Вячеславовна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Волгограда «Детская музыкальная школа №1»

Общее фортепиано как необходимый компонент обучения в ДМШ

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Волгограда
«Детская музыкальная школа №1»

«Общее фортепиано как необходимый компонент обучения в ДМШ»

Выполнила: преподаватель общего фортепиано

Гриднева Наталья Вячеславовна

г. Волгоград 2018

Предмет «Общее фортепиано» является одним из звеньев комплексного учебного плана, направленного на приобретение учащимися инструментальных, вокальных и хоровых отделений знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое нравственное развитие ученика.

Учебный предмет «Общее фортепиано» расширяет представления об исполнительском искусстве, формирует специальные умения и навыки. Фортепиано наряду с другими предметами учебного плана является необходимым уроком для музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся – инструменталистов и вокалистов.

Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов. Поэтому для успешного обучения в детской музыкальной школе учащимся – непианистам необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.

Судьба курса «Общее фортепиано» берет свое начало в истоках профессионального музыкального образования в России, когда А. Г. Рубинштейн в докладной записке Министру образования обосновал необходимость обучения в классе фортепиано музыкантов всех специальностей. На протяжении своей истории курс подвергался различным изменениям, связанным с поисками оптимальных форм преподавания.

В семидесятых годах XX века педагог Ленинградской консерватории Загорный Н.Н. сформулировал основные принципы и основы методики изучения предмета общего фортепиано. Он писал: «Задачи, которые ставит повседневная жизнь музыканту той или иной специальности, являются отправной точкой в определении объема технической программы курсы игры на фортепиано для музыканта — непианиста». Также Загорный Н.Н. определяет круг задач, которые призваны решить курс общего фортепиано: развитие фортепианной техники, разучивание пьес различных стилей, фактуры, игра в ансамбле, аккомпанирование, чтение с листа.

Необходимым условием в классе общего фортепиано является приспосабливаемость к требованиям специальности учащегося, содействие поднятию общей культуры ребенка, отказ от ориентирования на специальные классы и выработка особых методов обучения игре на фортепиано, дабы поставить предмет на равную высоту с другими предметами общеразвивающей программы школы.

Все вопросы специфики работы классе общего фортепиано являются лишь дополнением к знаниям, которыми должен располагать преподаватель. Все элементы обучения в школе тесно взаимосвязаны между собой и отличаются рядом признаков. Учащиеся классов общего фортепиано приходят в музыкальную школу для приобретения музыкальной специальности, кроме специальности пианиста. Весь комплекс музыкально-теоретических дисциплин подчинен основной цели – подготовке специалиста выбранной специальности, т.е. обучение игре на фортепиано помогает воспитывать музыканта данной специальности. Условия обучения в классе общего фортепиано существенно отличаются от специального фортепиано: небольшое число часов в учебном плане, место предмета в бюджетном времени учащегося, ограниченные возможности домашней работы для большинства учащихся, не имеющих дома инструмент.

Особенно важными в процессе обучения становятся межпредметные связи. Взаимодействие всех компонентов обучения играет огромное значение для всестороннего развития. В процессе воспитания исполнителей на различных инструментах необходима общая теоретическая подготовка. Без контакта с фортепианной клавиатурой на уроках сольфеджио невозможно достижение желаемого результата обучения. Отсутствие общения с фортепианной клавиатурой делает невозможными полноценные занятия сольфеджио, где закладываются основы знаний, а также выучивание партий хора, дающего ученикам возможность ощутить свой голос частью звучащего произведения. Без фортепиано невозможно и ознакомление с нотными примерами из произведений музыкальной литературы, что является главным условием для знания музыки. Преодолеть беспомощность перед нотным текстом можно обязав ученика до нажатия звука назвать его. Подобным образом на уроках сольфеджио при разучивании мелодий сначала можно назвать ноты с дирижированием в нужном ритме. Зачастую ученики не справляются с заданиями не из-за отсутствия слуха, а от незнания расположения нот на нотном стане и клавиатуре.

Одна из главных начальных задач общего фортепиано, наряду с работой над техникой игры, развитие слуха и музыкальной памяти. Ученик лучше справляется с произведениями, точно интонируя их голосом. А с интонационными и ритмическими задачами на уроках сольфеджио легче справится ученик, умеющий играть на фортепиано. Для достижения высокого уровня в освоении теоретических предметов необходимо владение навыками игры на фортепиано. Произведения, изучаемые на уроках общего фортепиано, будут помогать преодолению трудностей предмета сольфеджио и развивать музыкальные способности учащихся.

На уроках общего фортепиано важен индивидуальный подход к каждому учащемуся. Для успешной работы в классе фортепиано необходимо убедить ученика в необходимости изучения инструмента, показать и доказать это на практических занятиях. Успешному овладеванию фортепиано способствует доверие к преподавателю, его авторитет, взаимопонимание, чуткое отношение к малейшим жалобам учащихся на трудности, готовность педагога помочь ребенку, разрешить все его проблемы. заинтересовать его в успехах обучения.

Таким образом, важнейшей задачей преподавателя становится гибкий подход, индивидуальная шкала требований и максимально подробное изложение мотивации обучения учащимся – непианистам в классе фортепиано. Ученик должен четко представлять, что без урока общего фортепиано ему не обойтись в своем специальном классе. В результате обучения учащиеся должны приобрести комплекс важных практических навыков:

  1. Освоение основных пианистических навыков;
  2. Игра в фортепианных ансамблях;
  3. Работа с легким аккомпанементом;
  4. Подбор по слуху;
  5. Приобретение навыков чтения с места;
  6. Ориентация на клавиатуре для занятий сольфеджио, музыкальной литературы и разучивание партий по хору.

Контроль успеваемости учащихся должен проводиться в форме контрольных уроков и зачетов, в довольно мягком режиме. А также необходимо в работе сохранять традицию проведения концертов, конкурсов, фестивалей, пропагандирующую значимость и важность урока общего фортепиано. Таким образом, обучение игре на фортепиано делает личность учащегося многогранной, оптимизирует его творческие способности, развивает его фантазию и воображение, артистичность, интеллект, формирует универсальные способности, важные для любой сферы деятельности.

  1. Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано» – М., 1988.
  2. Ляховицкая С. «Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре» — Л., 1970.
  3. Юдовина-Гальперина Т.Б. «За роялем без слез, или я – детский педагог» — Спб., 2002.
  4. Любомудрова Н. «Методика обучения игре на фортепиано» — М., 1982.
  5. Кирнарская Д.К. «Музыкальные способности» — М., «классика XXI», 2005.

Источник

Читайте также:  Гитара за 400 000
Оцените статью