Музыкальная школа по классу фортепиано что изучают

Типовой учебный план музыкальной школы

Часто меня спрашивают – что учат в музыкальной школе, сколько лет учатся, когда и какие сдают экзамены. Самый лучший вариант ответа – продемонстрировать типовой учебный план и в нем найти ответы.

Для начала разберемся, что такое ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН?

ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Это документ, определяющий задачи и содержание образования. В типовом учебном плане музыкальной школы перечисляются учебные предметы, указывается объем изучения этих предметов и распределение на учебные недели, полугодия. Приводится перечень экзаменов, сроки каникул, планируется учебный процесс.

Общие положения

1. На основе типовых планов руководитель учебного заведения разрабатывает рабочие учебные планы с расчетом количества учебных часов и ставок. Расчет производится исходя из бюджета, который выделен на учебный год.

2. Руководителем учреждения определяется количество групп по изучению групповых предметов. Расчет производится от количества учащихся учебного заведения или отдела, которые должны изучать данный предмет. При этом учитывается количество часов по данному предмету в учебном плане – их не должно быть больше, чем предусмотрено учебным планом.
3. Учащийся может быть освобожден руководителем учебного заведения от изучения предмета по выбору без уменьшения платы за обучение.

4. Не выходя за рамки учебного рабочего плана, руководитель может:
— перераспределять количество часов между предметами, исходя из региональных особенностей и профессионального направления учащихся
— уменьшать или увеличивать количество часов для изучения конкретного предмета, учитывая специфику учебного заведения

— увеличивать количество часов (как преподавательских, так и концертмейстерских) сводных репетиций массовых коллективов учащихся при подготовке к конкурсам и концертам

5. В основе учебно-воспитательного процесса государственных музыкальных школ –
программы Государственного методического центра, разработанные и утвержденные для учебных заведений культуры и искусств
6. Учебное заведение имеет право, взяв за основу утвержденные программы, разработать свои учебные программы, учитывая региональные особенности и специфику работы. При этом программы должны утвердить местные органы управления культуры

7. Считается, что учащиеся, которые закончили 8 класс по восьмилетнему сроку обучения, и учащиеся, которые закончили 6 класс по шестилетнему сроку обучения и выполнили учебный план и программу обучения, освоили полный курс и программу начального художественного образования.

8. В учебном заведении возможен набор учащихся в подготовительный — 0 класс (в рамках запланированного контингента)

9. Недельная нагрузка преподавателя и концертмейстера составляет 18 часов, что соответствует одной тарифной ставке.

Типовой учебный план музыкальной школы
для инструментальных классов

Обучение в инструментальных классах музыкальной школы – это обучение игре на фортепиано, струнно-смычковых, народных, духовых и ударных инструментах. Рассмотрим типовые учебные планы для данных инструментальных классов.

Возможно обучение сроком 8 и 6 лет. Привожу таблицу изучаемых предметов и количества учебных часов.

Срок обучения – 8 лет

Срок обучения — 6 лет

Предметы, изучаемые учащимися по выбору:

Индивидуальные уроки:
Обучение дополнительному музыкальному инструменту,
чтению нот с листа, постановке голоса,
изучение импровизации, композиторского творчества, элементарной теории музыки, сольфеджио, основ дирижирования, аккомпанемента, ансамбля и так далее.

Групповые уроки:
Изучение музыкального фольклора, ритмики, начального курса по истории искусств, занятия по постановке музыкальных спектаклей,
ансамбли (от шести и более участников) и другие предметы.

Разъяснение по планам

1. Учебная программа допускает для подготовительного класса изучение музыкальной грамоты или слушание музыки вместо сольфеджио.
2. При определении количества массовых коллективов учащихся руководителем учреждения учитываются материальная база и ее возможности – оборудование, репетиционные классы.
При формировании ученических коллективов следует учитывать возраст учащихся или уровень их музыкальной подготовки. Это могут быть коллективы учащихся младшего или старшего возраста, коллективы, в которые входят учащиеся разного возраста и разного класса обучения, коллективы учеников определенных классов.

3. На основании типового учебного плана количество учебных часов планируется для каждого предмета коллективного музицирования: хора, оркестра, ансамбля (большого состава). Учащиеся могут заниматься в одном или нескольких массовых коллективах.

4. Количество учащихся в группах сольфеджио, музыкальной литературы в среднем 8 человек, в группах оркестра, большого по составу ансамбля – в среднем 6 человек, в группах хора – 10 человек.
В школах с небольшим контингентом (до 100 человек), на малочисленных музыкальных отделениях школы и в далеко расположенных филиалах группа сольфеджио, музыкальной литературы, большого по составу ансамбля и оркестра состоит в среднем из пяти человек, группа хора – из восьми человек, ансамблевые формы – от двух человек.
Учащиеся могут посещать музыкально-теоретические дисциплины с другими отделами с одинаковым сроком обучения.
5. Учащимся, которые обучаются игре на оркестровых инструментах, рекомендованы уроки по дополнительному музыкальному инструменту. А учащимся, занимающимся в классе бандуры – рекомендуется предусмотреть Постановку голоса как предмет по выбору
6. Для каждого массового ученического коллектива предусматриваются часы сводных репетиций (преподавательские и концертмейстерские – если необходимо музыкальное сопровождение) – по 4 часа в месяц
— Предусматриваются также концертмейстерские часы для предметов по выбору (если требуется музыкальное сопровождение) в объеме 100% для ансамблей, основ дирижирования, ритмики, музыкального фольклора, постановки музыкальных спектаклей.

КЛАСС НАРОДНОЙ МУЗЫКИ

Срок обучения — 6 лет
В классе народной музыки предполагается изучение предметов по выбору.

Индивидуально проходит изучение
дополнительного музыкального инструмента, обучение сольному пению, чтению нот с листа, постановке голоса, импровизации, композиторскому творчеству, элементарной теории музыки, сольфеджио, основам дирижирования, аккомпанементу, ансамблю и так далее.

В групповых уроках проходит обучение
народному танцу, постановке музыкальных обрядов, музыкальному фольклору.
Руководителем учреждения возможно планирование изучения сольного народного пения как альтернатива обучению игре на музыкальном инструменте.

КЛАСС сольного пения

(академическое пение, эстрадное пение)

Срок обучения – 8 лет

Срок обучения – 6 лет

Кроме основных уроков учащимся предлагается на выбор индивидуальное обучение композиторскому творчеству, элементарной теории музыки, сольфеджио, аккомпанементу, основам аранжировки и так далее.

Предметы по выбору предполагают и групповое изучение элементарной теории музыки, основ гармонии, истории вокального искусства, постановки музыкальных спектаклей, ритмики.

Рабочий учебный план предусматривает:
— концертмейстерские часы (для класса эстрадное пение при отсутствии фонограмм)
— занятия ритмикой, уроки ансамблевого музицирования
— сводные репетиции ученических коллективов (больших по составу) – 4 часа в месяц отдельно для каждого коллектива
— концертмейстерские часы для предмета сольное пение (эстрадное пение при отсутствии фонограмм) – один час в неделю каждому ученику

Хоровое отделение (хоровая школа)

Срок обучения – 8 лет

Кроме основных предметов учащиеся изучают предметы по выбору:
Индивидуально обучаются игре на дополнительном музыкальном инструменте, чтению нот с листа, постановке голоса, импровизации, композиторскому творчеству, элементарной теории музыки, сольфеджио, основам дирижирования, чтению партитур, аккомпанементу
В групповых занятиях проходит обучение (дополнительные предметы) музыкальному фольклору, ритмике, постановке музыкальных спектаклей, ансамблевому музицированию (состав ансамбля — шесть и более учеников)

1. В каждой группе хорового класса в среднем должно быть 10 учеников, в группах сольфеджио, музыкальной литературы – в среднем 8 человек.
2. В школах с контингентом до 100 человек, на хоровом отделе отдаленных филиалов или в малокомплектном отделе хорового пения средняя наполняемость групп по хоровому классу — 8 человек, групп по сольфеджио, музыкальной литературе, ансамблю (большого по составу) – 5 человек, ансамблевому музицированию – от 2 человек
3. Часы для изучения музыкального предмета и предмета по выбору руководитель учебного заведения может перераспределять в рамках рабочего учебного плана
4. Планом предусматриваются сводные репетиции коллективов и часы для них – преподавательские и концертмейстерские — 4 часа в месяц для каждого коллектива
5. Для занятий с группами хоров и больших по составу ансамблей выделяются концертмейстерские часы в объеме 100% для каждой группы.

Вот по такому принципу строится образовательный процесс в музыкальной школе.

Прочитав данное сообщение, у Вас, уважаемый читатель, появится понимание того, что музыкальная школа – государственное учебное учреждение со своим учебным планом, который является основополагающим документом, определяющим содержание образования и задачи обучения.

Это своеобразный закон, которому подчиняются и который выполняют как администрация музыкальной школы, так и преподаватели и учащиеся.

Ознакомьтесь более подробно с типовым учебным планом (украинский язык)

Источник

Рабочая программа «Музыкальный инструмент. Фортепиано» (1 год)

Данная программа составлена на основе:

— примерных требований к программам дополнительного образования детей;

-типовых программ «Музыкальный инструмент (фортепиано)» для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. Министерство культуры СССР Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. М. 1991; «Музыкальный инструмент фортепиано» — М., 2008

Скачать:

Вложение Размер
1.docx 45.81 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по культуре и кино администрации Березовского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Игримская детская школа искусств»

на заседании Педагогического совета

от «18» сентября 2013года

Директор МБОУ ДОД

«Игримская детская школа искусств»

_________________ В.И. Михеев

Рабочая программа
«Подготовительный класс»
(«Фортепиано»)

музыкального отделения Детской школы искусств

Срок освоения 1 год.

Возраст обучающихся 6-7 лет.

Составитель: Шагивалеева А.М.,

преподаватель по классу

«Надо сделать интересными для ребят начальные занятия музыкой, избежать атмосферы скуки, которая может надолго вызвать у ребёнка стойкую неприязнь к музыке» А. Ф. Березняк

Данная программа составлена на основе:

— примерных требований к программам дополнительного образования детей;

-типовых программ «Музыкальный инструмент (фортепиано)» для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. Министерство культуры СССР Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. М. 1991; «Музыкальный инструмент фортепиано» — М., 2008

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, играет огромную роль в его общем культурном развитии. Искусство совершенствует и развивает чувства людей, через него человек не только познаёт окружающую действительность, но и осознает и, утверждает себя как личность, так как искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом .

Направленность можно определить как художественно – эстетическая.

Стремясь к гармоничному воспитанию ребёнка, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством. И если встает вопрос, а нужно ли обучать детей игре на инструменте, то, конечно, ответ будет звучать утвердительный. Ведь занятия искусством развивают фантазию, будят воображение, артистичность, интеллект.

Актуальность программы состоит в том, что она ориентирована на приобщение ребёнка к миру музыкального искусства с учётом специфики дошкольного возраста.

Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что обучение игре на фортепиано способствует активизации мышления ребенка и развитию его способностей, расширению представлений о музыке в целом.

Новизна обусловлена тем, что с ее помощью преподаватель прививает культуру и музыкальную компетенцию детям для успешной социализации в жизни.

Обучение игре на фортепиано проходит в тесной взаимосвязи с таким неотъемлемым предметом музыкального цикла как сольфеджио что, несомненно, приносит пользу обучающимся, обогащая их познания, и преподавателям, помогая достигнуть поставленных целей.

Учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности пианистического аппарата ребёнка, его возрастные и индивидуальные характеристики.

В связи с тем, что программа рассчитана на реализацию в условиях учреждения системы дополнительного образования, её методические установки характеризуются рядом принципов:

1. Индивидуальный подход к каждому ребенку;

2. Гибкость, как в формировании репертуара, так и в сроках его реализации;

3. Раскрепощение инициативы ребенка;

4. Работа и тесный контакт преподавателя с родителями воспитанника.

Цель : подготовить детей дошкольного возраста к обучению в ДШИ по основной программе, пробудить интерес и любовь к музыке и к избранному инструменту.

— развитие музыкально – творческих способностей обучающихся (эмоциональной восприимчивости, слуховых представлений, чувства ритма, музыкальной памяти);

— формирование элементарных навыков игры на фортепиано;

-изучение нотной грамоты, игра по нотам.

Структура курса рассчитана на 1 год освоения. Основной формой учебной и воспитательной работы является индивидуальный урок продолжительностью 40 минут (с обязательным пяти минутным перерывом в середине урока: 20+5+20) 2 раза в неделю.

Рекомендуемый возраст для начала занятий 6 лет.

Ожидаемые результаты после I года обучения.

На начальном этапе обучающийся должен:

— основы музыкальной грамоты и сольфеджио;

-словесно охарактеризовать исполняемые в классе музыкальные произведения;

— играть произведения двумя руками, осуществляя предварительную подготовку (просмотр и определение ключей, размеры такта, знаков при ключе, длительностей, прохлопывание ритма со счётом вслух и с названием нот сначала ладошками);

— применять приёмы звукоизвлечения:non legato, legato, staccato;

— управлять своим мышечно-двигательным аппаратом.

В течение года обучающийся должен пройти очень большое количество мелких произведений – свыше 20 пьес и этюдов различного характера: народные песни, пьесы с элементами полифонии. Ко второму полугодию — должен овладеть основными приёмами игры.

Формы контроля и учета успеваемости.

Данная программа предполагает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию. Регулярный текущий контроль за развитием детей по предусмотренным программой направлениям, учет успеваемости обучающихся осуществляется преподавателем на уроках. В нем учитывается старание, прилежание ребенка, проявление самостоятельности как на уроках, так и во время выполнения домашней работы. Также текущий контроль носит стимулирующий и поощрительный характер. Отметки выставляются в дневник и в журнал, на основании текущего контроля выводятся четвертные отметки. Промежуточная аттестация проводится в конце учебных полугодий в форме контрольного урока. На них демонстрируют приобретенные в течение учебного года знания, умения, навыки; исполняют сольную программу, состоящую из двух разнохарактерных пьес. По итогам промежуточной аттестации обучающийся зачисляется в 1 класс. Программой предусмотрена возможность участия обучающегося в концертах, организуемых преподавателем.

По окончании курса обучающиеся должны иметь представление об исполнительских возможностях инструмента, уметь свободно ориентироваться на клавиатуре, овладеть первоначальными навыками игры на инструменте, знать элементарные теоретические понятия. Также должны уметь узнавать на слух и определять характер, настроение изучаемых пьес и основные музыкальные жанры (песня, танец, марш).

Начальный этап обучения

Донотный период. Развитие творческих навыков.

Основы музыкальной грамоты и сольфеджио

Динамические и темповые характеристики музыкальных произведений

Чтение нот с листа

(Игра двумя руками)

Игра в ансамбле с преподавателем.

Всего часов в год

I года обучения

I года обучения

  • Вводное занятие ( организационное занятие)

— Первое знакомство с обучающимися, ознакомление их с тем, как и чем они будут заниматься на уроках фортепиано, режим занятий, необходимые принадлежности для проведения урока;

— Проведение инструктажа по технике безопасности;

— Опрос-беседа по теме «Правила дорожного движения»;

— Инструктаж по поведению детей в условиях чрезвычайных ситуаций.

  • Начальный этап обучения

— Знакомство с фортепиано: виды – рояль и пианино,

— Выработка правильной посадки ученика перед фортепиано;

-Работа над постановкой рук, организация целесообразных игровых движений, упражнений «Радуга», «Домик», «Держу мяч», «Купол» поочерёдно каждой рукой;

— Работа над постановкой и снятием рук с клавиатуры

( маховые упражнения по системе Артоболевской А.Д.).

  • Донотный период. Развитие творческих навыков

— этот раздел подразумевает игру (подбор) обучающимися мелодий по слуху и слушание музыки в исполнении преподавателя (с небольшой пояснительной беседой);

Уроки посвящены развитию музыкального слуха ребёнка и формированию навыков восприятия музыки. Простые песенки запоминаются и подбираются по слуху от разных клавиш. Некоторые мелодии песен исполняются ребёнком под аккомпанемент преподавателя.В данном случае обучающийся должен суметь выявить, напеть мелодию и подобрать её на фортепиано. На материале подобранных мелодий можно развивать простейшие творческие навыки обучающихся.

С этой целью предлагается:

— заполнить (доиграть – додумать – сыграть ) недостающие фразы, придумать другой вариант мелодии для II куплета, определить метроритм

— регулярно знакомить обучающегося с различными музыкальными произведениями, обогащать запас его музыкальных впечатлений, учить слушать и сопереживать музыку, способствовать осмысленному восприятию.

  • Основы музыкальной грамоты и сольфеджио.

Нотный стан, скрипичный и басовый ключ, клавиатура;

Понятия: мелодия, мотив, аккомпанемент, фраза, период, куплет ,формы изложения;

Длительности нот, паузы;.

Динамические оттенки (f, p, ,mf, mp и т.д.);

Лад (мажор, минор, пентатоника);

Тональности, знаки альтерации;

Знакомство с музыкальными образами в музыке;

Умение строить интервалы от заданного звука, различать трезвучия (мажор, минор), уметь правильно интонировать.

Занятия упражнениями в виде различных последований пальцев на non legato, затем legato, staccato; в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещениями по октавам.

  • Гаммы, упражнения. Основы аппликатуры .

Развитие самостоятельности первого пальца, укрепление слабых пальцев ( 4-го и 5-го), а также ловкости руки. Поэтому с этим периодом работы связано прохождение технических упражнений – игра гамм каждой рукой в одну октаву, затем двумя руками в прямом движении, в расходящемся движении от одного звука. Игра аппликатуры, чёткое её соответствие при игре гамм.

Первые пьески очень простые, состоят из 2-3-х нот и исполняются только одним пальцем поочерёдно каждой рукой на non legato.

Главная задача этого периода – научить ребёнка при игре non legato слышать связь между звуками, мелодию, которую они составляют. Затем переход к игре legato и введение более мелких длительностей нот — восьмых, а позже и шестнадцатых. Пьесы играть в порядке их усложнения.

  • Этюды, пьесы (Игра двумя руками).

Осмысленный разбор технических произведений и пьес, переход от игры поочерёдного исполнения каждой рукой к одновременной игре двумя руками. При разборе и выучивании наизусть пьес и этюдов — обращается внимание на свободу пианистического аппарата, правильную постановку рук, кисти, на штрихи legato, non legato, staccato, на фразировки и т.д. – то есть на то, что было пройдено ранее в течение первого года обучения.

Игра в ансамбле с преподавателем — обязательный компонент обучения пианиста. Изучение ансамблей активизирует восприятие музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств музыкальной выразительности. Это может быть игра в четыре руки, в три руки (обучающийся играет мелодию одной рукой) или в две руки (каждый участник играет по одному голосу). При исполнении ансамблей, обучающийся привыкает к гармонической поддержке в партии, которую исполняет преподаватель. Обучающийся исполняет свою партию, при помощи плавного движения всей руки, свободно, мягко, опуская руку на клавиатуру и легко поднимая её после того, как он извлёк нужный звук третьим, вторым, четвёртым пальцами.

  • Наличие специального кабинета
  • Фортепиано
  • Парты
  • Стулья
  • Доска
  • Магнитофон
  • Аудиотека (русская, зарубежная музыка);
  • Нотная библиотека;
  • Иллюстративные материалы (портреты композиторов)
  • Выставочный стенд с познавательной литературой (музыкальные энциклопедии, справочники, биографические книги)

Варианты программ контрольного прослушивания

  • Во саду ли, в огороде. Русская народная песня;
  • Веселые гуси. Русская народная песня.
  • Там за речкой, там, за перевалом. Русская народная песня;
  • Цыплята. Филиппенко А.
  • Калинка. Русская народная песня
  • Ладушки. Русская народная песня

Примерный репертуарный список

Александров А. 6 маленьких пьес для ф-но:

Когда я был маленьким

Антюфеев Б. Детский альбом:

Грустная песенка, Русский напев,

Барток Б. Детям. Тетрадь 1./по выбору/

Беркович И. 25 лёгких пьес:

Украинская мелодия, Вальс,

Волков В. 30 пьес для ф-но / по выбору/

10 пьес для ф-но/по выбору/

Гречанинов А. Соч.98.Детский альбом:

Маленькая сказка, Мазурка,

Скучный рассказ, В разлуке

Королькова И. «Крохе-музыканту», ч.I, II(сборник)

Слонов Ю. Пьесы для детей:

Шутливая песенка, Рассказ,

Разговор с куклой, Сказочка,

Беренс Г. Соч. 70. №№ 1-30

Беркович И. Маленькие этюды: №№ 1-10

Гедике И. Соч. 32 №№ 2,3.7

Гнесина Е. Фортепианная азбука(по выбору)

Черни К. Избранные этюды Ч.1 №№ 1-6

Примерный репертуар для игры в ансамбле

«Петушок» русская народная песня. Обработка А. Гречанинова

  • «Пастушок» русская народная песня. Обработка И. Красева
  • «Тень-тень» В. Калинников
  • «Скок, скок, поскок» русская народная песня. Обработка Е. Туманян
  • «Про Петю» Д. Кабалевский
  • «Дед Мороз» В. Витлин
  • «Мой конёк» чешская народная песня
  • «Киска» В. Калинников
  • «По малину в сад пойдём» А. Филиппенко
  • «Во саду ли, в огороде» русская народная песня. Обработка П. Вейса
  • «Два немецких танца» Л. Бетховен
  • «Как под горкой, под горой». Русская народная песня
  • «Весёлые гуси». Русская народная песня
  • «Журавель». М.Красев
  • «Ёлочка». М.Красев
  • «Едет, едет паровоз». Г.Эрнесакс
  • «Светит солнышко». А.Березняк
  • «Восьмое марта». Е.Тиличеева
  • «Две трубы». Л.Хереско
  • «Листопад». А.Березняк
  • «Сорока». Русская народная песня
  • «Идёт коза». Русусская народная песня
  • «Корова». М.Раухвергер
  • «Маленькая Юлька». Словенская народная песня.
  • «Маляр». Ф.Лещинская.

Примерные репертуарные сборники:

  1. Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой / А.Д.Артоболевская. М.,Советский композитор 1992.
  2. Гнеcина Е. Фортепианная азбука. Музгиз 1959.
  3. Королькова И. Я буду пианистом. Методическое пособие для обучения нотной грамоте и игре на фортепиано. Ростов-на Дону: Феникс,2009.
  4. Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор , 1980.
  5. Королькова И. Крохе – музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Ростов-на Дону: Феникс,2009.
  6. Леонтьева Е. Музыкальный букварь. Саратов: Лицей, 1999.
  7. Маленький пианист: Учебное пособие для начинающих /Составитель М. Соколов. М.: Музыка, 1985.
  8. Малыш за роялем / Составители Лещинская И., Пороцкий В. М.: Советский композитор, 1989.
  9. Новая школа игры на фортепиано / Составители Г. Цыганова, И. Королькова. Ростов-на Дону: Феникс, 2008.
  1. Первые шаги маленького пианиста /Составители Г.Баранов, А.Четвертухина. М.: Музыка, 1995.
  2. Пора играть, малыш. Учебно-методическое пособие для учащихся подготовительного отделения ДМШ. Igraj-poj.narod.ru.2005.
  3. Современный пианист: учебное пособие для начинающих /Составители Кончаловская Н, Натансон В, Соколов М. М.: Музыка, 1979.
  4. Милич Б. Фортепиано. Сборник пьес для подготовительного отделения. М.: Кифара, 2006.
  5. Николаев А. Школа игры на фортепиано. М.: Кифара 1996

Список используемой литературы:

  1. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А.Д.Алекссев. – М., 1978.
  2. Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. М.: Классика, 2005.
  3. Доровская Н.Б. Методическое пособие для преподавателей ДМШ по работе с учащимися подготовительной группы в классе фортепиано. Москва, ДМШ №10 им. Д.Б.Кабалевского.
  4. Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика / В.В.Крюкова. – Ростов-н/Д, 2002.
  5. Либерман, Е. Работа над фортепианной техникой / Е.Либерман. – М.: Классика ХХI, 2003.
  6. Лобанова М.Р. Артикуляция и основы пианистических движений в начальный период обучения. М. 1996.
  7. Милич, Б.Е. Воспитание ученика – пианиста / Б.Е.Милич. – М.: Кифара, 2002.
  8. Стрельбицкая Е. Начинаю играть на рояле или 30 первых уроков маленького пианиста (записки педагога). Учебно-методическое пособие М.: Прест 2007.
  9. Теория и методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. А.Г.Каузовой, А.И.Николаевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  10. Тимакин, Е. Воспитание пианиста / Е.Тимакин. – М., 1984.
  11. Цыпин, Г. Обучение игре на фортепиано / Г.Цыпин. – М., 1984.
  1. Юдовина–Гальперина, Т.Б. За роялем без слез / Т.Б.Юдовина–Гальперина. – СПб., 1996.

Источник

Читайте также:  3 поросенка сказки ноты несложные ноты гаммы
Оцените статью