Музыкальное отделение по классу фортепиано

Поступающим-2018! Поступаем на фортепиано: 7 вопросов Преподавателю

Фортепиано – король инструментов. И не удивительно, что юные любители музыки часто приходят в школу, чтобы подружиться именно с фортепиано!

Но как правильно организовать обучение? Сколько часов в день нужно репетировать, чтобы достойно выступать перед зрителями? И через сколько лет обучения ваш ребенок сможет стать солистом оркестра? Мы собрали самые наивные, актуальные, практичные и полезные вопросы, которые задают родители будущих музыкантов, и адресовали их опытному преподавателю, заведующей отделения Фортепиано Детской музыкальной школы № 11 им. М.А. Балакирева Ольге Васильевне Васиной.

Вопрос от родителей : Какие требования предъявляются к детям, поступающим на фортепианное отделение ДМШ № 11 им. М.А. Балакирева? На что будут обращать внимание преподаватели во время вступительных экзаменов?

Ответ: К поступающим на Фортепианное отделение ребятам нет никаких особенных требований. Во время прослушивания мы обращаем внимание на умение прохлопать несложный ритм, на умение спеть простую песенку на русском языке, на внимательность ребенка, на его память. Оцениваем его контактность, его собственный интерес и желание учиться музыке. Кроме того, мы обязательно смотрим на его руки: важно, чтобы они были свободны, не зажаты. Поэтому я рекомендую родителям поступающих детей немножко потренироваться перед прослушиванием: поиграть с ребенком, пусть повторит прохлопанный вами ритм, музыкальную фразу (кусочек мелодии), выучите с ним пару куплетов песни. Тогда ему будет проще общаться с педагогами во время поступления, его не напугают наши просьбы, и вообще вся процедура прослушивания пройдет с максимальным комфортом.

Вопрос от родителей: Хочу, чтобы мой ребенок учился на фортепиано. Дома уже есть инструмент – японский синтезатор. Можно ли будет заниматься на нем?

Ответ: Наличие дома классического инструмента (не электронного пианино, и ни в коем случае не синтезатора!) – это обязательное требование для всех учащихся отделения Фортепиано. Рядовому слушателю разница между электронным и акустическим пианино может и не видна. Но для профессионалов, — а мы в школе готовим юных исполнителей довольно высокого уровня,- разница очевидна. Разница в звучании, в размерах клавиш, в звукоизвлечении, даже тактильные ощущения от нажатия на клавишу акустического пианино и на клавишу пластикового синтезатора – совершенно различные. Поэтому я настаиваю на том, что ребенок, поступающий в классическую детскую музыкальную школу в класс фортепиано, должен заниматься только на классическом акустическом инструменте.

Читайте также:  Загадай желание ноты для фортепиано

Вопрос от родителей : Моему ребенку 7 лет, в этом году мы хотим поступать на фортепиано. Нужно ли будет ему заниматься на инструменте дома, или в этом возрасте достаточно школьных уроков?

Ответ: Домашние занятия на инструменте для поступающих в класс фортепиано – это ежедневная обязанность с первых дней обучения. Но при системном и регулярном подходе эти занятия будут доставлять лишь удовольствие. Будет очень хорошо, если на первых занятиях по специальности сможет присутствовать кто-то из родителей: педагог во время урока пояснит, как именно нужно заниматься дома, на что маме обратить внимание при контроле домашних заданий и многое другое. Этим родители очень помогут и педагогу, и, главное, своему ребенку. Вообще хотелось бы, чтобы родители были вовлечены в учебный процесс ребенка, их участие очень важно для достижения высоких результатов.

Вопрос от родителей: Хотим поступать на Хоровое отделение. Но и на фортепиано ребенку хочется играть. Как совместить? Можно ли брать дополнительные уроки игры на фортепиано учащимся других отделений?

Ответ: В учебных программах практически всех отделений нашей школы запланированы занятия на фортепиано. На Хоровом отделении эти уроки предусмотрены с первого класса и дети получают достаточно серьезную, «специализированную» пианистическую подготовку. Но, даже поступив на отделение Духовых и ударных инструментов, или на какое-то другое отделение нашей школы, ваш ребенок освоит освоить азы игры на фортепиано. Для этого не нужно ничего предпринимать дополнительно, все уже предусмотрено в учебном плане. Более того, учитывая стабильную популярность фортепиано не только у детей, но даже и у взрослых, мы открыли платные творческие курсы «Любительское музицирование», на которых любой желающий, независимо от возраста, может учиться играть на пианино для себя, для души. Более подробно о платных уроках – посмотрите, пожалуйста, в разделе «Любительское музицирование» на нашем сайте.

Вопрос от родителей : Какова еженедельная нагрузка у
детей-пианистов? Правда ли говорят, что у преподавателей ДМШ № 11 им. М.А. Балакирева настолько серьезные требования к ученикам, что дети не успевают ни погулять, ни отдохнуть?

Ответ: В первый год обучения в музыкальной школе еженедельная нагрузка ребенка состоит из 2 уроков специальности, 1 урока сольфеджио, 1 урока ритмики, 1 урока слушания музыки и 1 урока хора. В старших классах появится гармонизация, ансамблевое музицирование и концертмейстерский класс. Мы работаем в соответствии с федеральными государственными требованиями к образовательным программам, наши нагрузки точь-в-точь такие же, как в других музыкальных школах города. И, судя по нашим ученикам, при грамотном распределении времени и регулярных занятиях, дети успевают и погулять, и отдохнуть с друзьями, и сходить в кино, и выполнить школьные уроки, многие еще занимаются спортом, учат языки, танцуют, занимаются исследовательской деятельностью, одним словом – все успевают! Конечно, если ребенок готовится к поступлению в музыкальное училище и собирается стать профессиональным исполнителем, ему придется больше времени уделять занятиям. Есть среди наших учеников и выпускников и такие, кто сидит за инструментом и по 3, и по 6 часов в день, для таких детей музыка – это не просто хобби, это – любимое дело, их настоящее и будущее. Как результат – эти дети побеждают на престижных конкурсах мирового уровня, выступают с оркестрами и поступают в лучшие музыкальные колледжи и консерватории России.

Вопрос от родителей : Какие перспективы у учащихся
фортепианного отделения? Куда можно поступить с дипломом об окончании музыкальной школы?

Ответ: Если говорить о дальнейшем обучении по творческим направлениям, то среди наших выпускников много студентов Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского, Уральского музыкального колледжа, Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского. Есть среди наших выпускников пианисты, продолжившие свое обучение в Московской консерватории и Центральной музыкальной школе, а это — учебные заведения мирового уровня. То есть, школа дает очень крепкую базу для дальнейшего развития музыканта-профессионала. А вообще навыки и знания, приобретенные в школе, полезны и тем, кто выбирает для себя совершенно нетворческие профессии. Ведь известно, что лидеры многих стран играют на фортепиано и других музыкальных инструментах, да и наш президент, судя по новостям, все чаще и чаще садится за рояль :-).

Вопрос от родителей: Скажите, пожалуйста, какой конкурс на Фортепианное отделение в этом году? Есть ли шанс поступить ребенку, не обладающему, кажется, особыми музыкальными способностями? Очень хотим заниматься музыкой!

Ответ: «Очень хотим заниматься музыкой» — это главный аргумент в пользу поступления. Если хотите – значит все получится, несмотря на конкурс. А уж музыкальные способности мы найдем и разовьем во время учебы. В этом году на отделение Фортепиано подано уже 30 заявлений. Во время основного набора, который начинается в июне, мы планируем набрать 6 учеников. Соответственно, конкурс на Фортепианное отделение – 5 человек на место. Но имейте ввиду, что традиционно при наличии свободных мест после основного проводится дополнительный набор — вторая попытка для тех, кто не успел, не сумел, или передумал и выбрал для себя другой инструмент. И если у вас не получится поступить с первого раза, то прослушивание можно будет пройти повторно.

Уважаемые родители! Если хотите больше узнать о жизни нашего Фортепианного отделения – посмотрите подборку наших новостей и побед за минувший учебный год!

Напоминаем вам, что подать документы на поступление в Детскую музыкальную школу №11 им. М.А. Балакирева можно до 25 мая! Приемные экзамены начнутся уже с 4 июня. Если вы не успели подать заявление — не забывайте, что по итогам основного прослушивания будет организован дополнительный набор в 1 класс на вакантные места. Все подробности – здесь.

Источник

Типовой учебный план музыкальной школы

Часто меня спрашивают – что учат в музыкальной школе, сколько лет учатся, когда и какие сдают экзамены. Самый лучший вариант ответа – продемонстрировать типовой учебный план и в нем найти ответы.

Для начала разберемся, что такое ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН?

ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Это документ, определяющий задачи и содержание образования. В типовом учебном плане музыкальной школы перечисляются учебные предметы, указывается объем изучения этих предметов и распределение на учебные недели, полугодия. Приводится перечень экзаменов, сроки каникул, планируется учебный процесс.

Общие положения

1. На основе типовых планов руководитель учебного заведения разрабатывает рабочие учебные планы с расчетом количества учебных часов и ставок. Расчет производится исходя из бюджета, который выделен на учебный год.

2. Руководителем учреждения определяется количество групп по изучению групповых предметов. Расчет производится от количества учащихся учебного заведения или отдела, которые должны изучать данный предмет. При этом учитывается количество часов по данному предмету в учебном плане – их не должно быть больше, чем предусмотрено учебным планом.
3. Учащийся может быть освобожден руководителем учебного заведения от изучения предмета по выбору без уменьшения платы за обучение.

4. Не выходя за рамки учебного рабочего плана, руководитель может:
— перераспределять количество часов между предметами, исходя из региональных особенностей и профессионального направления учащихся
— уменьшать или увеличивать количество часов для изучения конкретного предмета, учитывая специфику учебного заведения

— увеличивать количество часов (как преподавательских, так и концертмейстерских) сводных репетиций массовых коллективов учащихся при подготовке к конкурсам и концертам

5. В основе учебно-воспитательного процесса государственных музыкальных школ –
программы Государственного методического центра, разработанные и утвержденные для учебных заведений культуры и искусств
6. Учебное заведение имеет право, взяв за основу утвержденные программы, разработать свои учебные программы, учитывая региональные особенности и специфику работы. При этом программы должны утвердить местные органы управления культуры

7. Считается, что учащиеся, которые закончили 8 класс по восьмилетнему сроку обучения, и учащиеся, которые закончили 6 класс по шестилетнему сроку обучения и выполнили учебный план и программу обучения, освоили полный курс и программу начального художественного образования.

8. В учебном заведении возможен набор учащихся в подготовительный — 0 класс (в рамках запланированного контингента)

9. Недельная нагрузка преподавателя и концертмейстера составляет 18 часов, что соответствует одной тарифной ставке.

Типовой учебный план музыкальной школы
для инструментальных классов

Обучение в инструментальных классах музыкальной школы – это обучение игре на фортепиано, струнно-смычковых, народных, духовых и ударных инструментах. Рассмотрим типовые учебные планы для данных инструментальных классов.

Возможно обучение сроком 8 и 6 лет. Привожу таблицу изучаемых предметов и количества учебных часов.

Срок обучения – 8 лет

Срок обучения — 6 лет

Предметы, изучаемые учащимися по выбору:

Индивидуальные уроки:
Обучение дополнительному музыкальному инструменту,
чтению нот с листа, постановке голоса,
изучение импровизации, композиторского творчества, элементарной теории музыки, сольфеджио, основ дирижирования, аккомпанемента, ансамбля и так далее.

Групповые уроки:
Изучение музыкального фольклора, ритмики, начального курса по истории искусств, занятия по постановке музыкальных спектаклей,
ансамбли (от шести и более участников) и другие предметы.

Разъяснение по планам

1. Учебная программа допускает для подготовительного класса изучение музыкальной грамоты или слушание музыки вместо сольфеджио.
2. При определении количества массовых коллективов учащихся руководителем учреждения учитываются материальная база и ее возможности – оборудование, репетиционные классы.
При формировании ученических коллективов следует учитывать возраст учащихся или уровень их музыкальной подготовки. Это могут быть коллективы учащихся младшего или старшего возраста, коллективы, в которые входят учащиеся разного возраста и разного класса обучения, коллективы учеников определенных классов.

3. На основании типового учебного плана количество учебных часов планируется для каждого предмета коллективного музицирования: хора, оркестра, ансамбля (большого состава). Учащиеся могут заниматься в одном или нескольких массовых коллективах.

4. Количество учащихся в группах сольфеджио, музыкальной литературы в среднем 8 человек, в группах оркестра, большого по составу ансамбля – в среднем 6 человек, в группах хора – 10 человек.
В школах с небольшим контингентом (до 100 человек), на малочисленных музыкальных отделениях школы и в далеко расположенных филиалах группа сольфеджио, музыкальной литературы, большого по составу ансамбля и оркестра состоит в среднем из пяти человек, группа хора – из восьми человек, ансамблевые формы – от двух человек.
Учащиеся могут посещать музыкально-теоретические дисциплины с другими отделами с одинаковым сроком обучения.
5. Учащимся, которые обучаются игре на оркестровых инструментах, рекомендованы уроки по дополнительному музыкальному инструменту. А учащимся, занимающимся в классе бандуры – рекомендуется предусмотреть Постановку голоса как предмет по выбору
6. Для каждого массового ученического коллектива предусматриваются часы сводных репетиций (преподавательские и концертмейстерские – если необходимо музыкальное сопровождение) – по 4 часа в месяц
— Предусматриваются также концертмейстерские часы для предметов по выбору (если требуется музыкальное сопровождение) в объеме 100% для ансамблей, основ дирижирования, ритмики, музыкального фольклора, постановки музыкальных спектаклей.

КЛАСС НАРОДНОЙ МУЗЫКИ

Срок обучения — 6 лет
В классе народной музыки предполагается изучение предметов по выбору.

Индивидуально проходит изучение
дополнительного музыкального инструмента, обучение сольному пению, чтению нот с листа, постановке голоса, импровизации, композиторскому творчеству, элементарной теории музыки, сольфеджио, основам дирижирования, аккомпанементу, ансамблю и так далее.

В групповых уроках проходит обучение
народному танцу, постановке музыкальных обрядов, музыкальному фольклору.
Руководителем учреждения возможно планирование изучения сольного народного пения как альтернатива обучению игре на музыкальном инструменте.

КЛАСС сольного пения

(академическое пение, эстрадное пение)

Срок обучения – 8 лет

Срок обучения – 6 лет

Кроме основных уроков учащимся предлагается на выбор индивидуальное обучение композиторскому творчеству, элементарной теории музыки, сольфеджио, аккомпанементу, основам аранжировки и так далее.

Предметы по выбору предполагают и групповое изучение элементарной теории музыки, основ гармонии, истории вокального искусства, постановки музыкальных спектаклей, ритмики.

Рабочий учебный план предусматривает:
— концертмейстерские часы (для класса эстрадное пение при отсутствии фонограмм)
— занятия ритмикой, уроки ансамблевого музицирования
— сводные репетиции ученических коллективов (больших по составу) – 4 часа в месяц отдельно для каждого коллектива
— концертмейстерские часы для предмета сольное пение (эстрадное пение при отсутствии фонограмм) – один час в неделю каждому ученику

Хоровое отделение (хоровая школа)

Срок обучения – 8 лет

Кроме основных предметов учащиеся изучают предметы по выбору:
Индивидуально обучаются игре на дополнительном музыкальном инструменте, чтению нот с листа, постановке голоса, импровизации, композиторскому творчеству, элементарной теории музыки, сольфеджио, основам дирижирования, чтению партитур, аккомпанементу
В групповых занятиях проходит обучение (дополнительные предметы) музыкальному фольклору, ритмике, постановке музыкальных спектаклей, ансамблевому музицированию (состав ансамбля — шесть и более учеников)

1. В каждой группе хорового класса в среднем должно быть 10 учеников, в группах сольфеджио, музыкальной литературы – в среднем 8 человек.
2. В школах с контингентом до 100 человек, на хоровом отделе отдаленных филиалов или в малокомплектном отделе хорового пения средняя наполняемость групп по хоровому классу — 8 человек, групп по сольфеджио, музыкальной литературе, ансамблю (большого по составу) – 5 человек, ансамблевому музицированию – от 2 человек
3. Часы для изучения музыкального предмета и предмета по выбору руководитель учебного заведения может перераспределять в рамках рабочего учебного плана
4. Планом предусматриваются сводные репетиции коллективов и часы для них – преподавательские и концертмейстерские — 4 часа в месяц для каждого коллектива
5. Для занятий с группами хоров и больших по составу ансамблей выделяются концертмейстерские часы в объеме 100% для каждой группы.

Вот по такому принципу строится образовательный процесс в музыкальной школе.

Прочитав данное сообщение, у Вас, уважаемый читатель, появится понимание того, что музыкальная школа – государственное учебное учреждение со своим учебным планом, который является основополагающим документом, определяющим содержание образования и задачи обучения.

Это своеобразный закон, которому подчиняются и который выполняют как администрация музыкальной школы, так и преподаватели и учащиеся.

Ознакомьтесь более подробно с типовым учебным планом (украинский язык)

Источник

Оцените статью