Музыкальное произведение для голоса исполняемое под аккомпанемент гитары или фортепиано что это
Громкость (динамика) — сила звучания. Другое название — динамика. Для обозначения динамики применяются музыкальные знаки, которые называются «динамические оттенки». Основные динамические оттенки — форте (громко) и пиано (тихо).
Джаз — род музыки чаще увеселительного, танцевального характера. Истоки джаза находятся в негритянской народной музыке, которая была заимствована оркестрами США в 20-е гг. XX в. Выходец из русских эмигрантов американский композитор Д. Гершвин долго изучал негритянские напевы, на основе которых создал ряд произведений, принесших джазовые особенности в классическую музыку («Рапсодия в стиле блюз», опера «Порти и Бесс»).
Диапазон — широта, объем звучания музыкального инструмента или голоса. Например, диапазон звучания рояля — восемь октав, а развитого человеческого голоса — около трех. Песенки для исполнения маленькими детьми обычно пишутся в так называемом «примарном диапазоне», который включает в себя всего 4-6 рядом стоящих звуков.
Дирижер — музыкант, руководитель хорового или инструментального коллектива. С помощью приемов-жестов он указывает вступление и окончание звучания, темп и силу звука, вступления солистов и отдельных групп. Дирижер должен иметь острый слух, высокое чувство ритма, хорошую музыкальную память, знание особенностей каждого инструмента оркестра.
Длительность звука — долгота звучания. Невозможно написать мелодию, если все звуки в ней будут одной продолжительности — все длинные или все короткие. В каждом мотиве одни звуки бывают длинные, другие — более короткие, что при их написании обозначается специальными знаками. При записывании звуков нотами, каждая из них имеет свою длительность — целая, половинная, четверть, восьмая и т. д.
Духовой оркестр — оркестр, состоящий из двух групп инструментов — духовых (в основном — медных) и ударных. Количество участников — от 12 до 100 человек. Благодаря своему звонкому, ликующему звучанию, духовой оркестр является постоянным участником праздников и парадов.
Дуэт — ансамбль из двух исполнителей.
Жанр (вид музыки) — разновидность музыкальных произведений. Жанры подразделяются по характеру, тематике, средствам выразительности, исполнителям. Основные музыкальные жанры — песня, танец, марш, на основе которых впоследствии созданы опера, балет, симфония.
Запев — начало хоровой песни, которое исполняется одним или несколькими певцами. После запева песня подхватывается всеми участниками хора, ведущий певец хора обычно называется запевалой.
Импровизация — сочинение музыки во время ее исполнения. В народном творчестве певцы часто украшают импровизациями свое исполнение. Этим приемом также пользуются в джазовой музыке.
Камерная музыка — инструментальная или вокальная музыка, предназначенная для исполнения в небольшом помещении. В переводе с итальянского «camera» означает «комната». К камерной музыке относятся дуэты, трио, квартеты и другие сочинения, рассчитанные на небольшое число исполнителей.
Кант — вид старинной 3-голосной куплетной песни, распространенной в России в XVI-XVIII вв. Существовали канты разных жанров — торжественные, лирические, шуточные. Стиль канта был использован М. И. Глинкой при создании его знаменитого хора «Славься!» в финале оперы «Иван Сусанин».
Кантата — вокально-симфоническое произведение в нескольких частях. Обычно исполняется хором, солистами и оркестром.
Капелла — профессиональный хоровой коллектив.
Квартет — ансамбль из четырех исполнителей.
Квинтет — ансамбль из пяти исполнителей.
Классика — термин, применяемый по отношению к образцовым, совершенным произведениям искусства. Происходит от латинского слова «classicum» — образцовый. К области музыкальной классики относятся не только сочинения великих композиторов, но и лучшие образцы народного музыкального творчества. Классические произведения отличаются богатством содержания и красотой и совершенством формы. Про классические произведения всегда можно говорить, что они современны, так как обычно они существуют на земле уже несколько веков и всегда доставляют удовольствие своим слушателям. Это вечная музыка.
Классицизм — художественное течение в культуре европейских стран XVII-XVIII вв. Представители классицизма в живописи, скульптуре и архитектуре взяли за образец лучшие произведения, которые были созданы еще в Древней Греции. Музыканты-классики стремились к созданию ясных и гармоничных по форме, возвышенно-благородных героических произведений на сюжеты античного искусства. В музыке наибольшую известность получил так называемый «венский классический период», во время которого творили композиторы Гайдн, Моцарт и Бетховен.
Композитор — автор, создатель музыкальных произведений. Слово произошло от латинского «compositor» — составитель, сочинитель. Профессиональные занятия композицией требуют от музыканта, помимо творческой одаренности, большой культуры и разносторонних музыкально-теоретических знаний.
Композиция — сочинение музыки, вид художественного творчества. Кроме общей культуры и одаренности композиторская деятельность требует знания многих специальных дисциплин: теории музыки, гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, оркестровки. Эти дисциплины изучаются будущими композиторами в консерваториях и училищах. Часто под композицией имеют в виду строение музыкального произведения, соотношение и расположение отдельных его разделов. Латинское слово «composition» означает не только «сочинение», но и «составление». В этом смысле, изучая музыкальное произведение, про него говорят «стройная композиция», «ясная композиция» или, наоборот, «рыхлая композиция».
Консерватория — высшее музыкальное учебное заведение. Итальянское слово «concervatorio» означает «приют». Первые консерватории появились в начале XIX в. в крупных городах Европы, а до этого существовали лишь в Париже. Консерватории имеются во всех музыкальных центрах мира. Старейшие русские консерватории — Петербургская, основанная в 1862 г., и Московская, основанная в 1866 г. В настоящее время высшие музыкальные заведения именуются не только консерваториями, но и музыкальными академиями, высшими музыкальными школами, институтами и т. д.
Контральто — самый низкий по звучанию певческий женский голос. Иногда композиторы в операх поручают этому голосу мужские роли — Ваня в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин», Лель в опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова.
Концерт — публичное исполнение музыкальных произведений. По видам исполнения различаются концерты симфонические, камерные, сольные, эстрадные и т. д. Слово это произошло от двух источников: от латинского «concertare» — состязаться и от итальянского «concerto» — гармония, согласие. Концертом также называют виртуозное произведение для солирующего инструмента, с сопровождением оркестра.
Концертмейстер — первый, «главный», музыкант в какой-либо группе оркестра. Например, концертмейстер первых скрипок, вторых скрипок, альтов, виолончелей и т. д. Ведя за собой участников свей группы, концертмейстер указывает им приемы исполнения, ему же обычно поручают ответственное соло. Концертмейстером также называют пианиста, который помогает исполнителям (певцам, инструменталистам) при разучивании репертуара и выступает с ними на концертах.
Концертный зал — специальное помещение, предназначенное для проведения публичных концертов. Первые концертные залы появились в начале XIX в. Раньше концерты проводились в церквях, театрах, салонах, дворцах и частных домах.
Краковяк — польский народный танец. Краковяки — название жителей Краковского воеводства в Польше; отсюда произошло и название танца. Краковяк возник из старинного воинственного танца, поэтому сохранил темперамент, горделивость, женщины пляшут плавно, изящно, а мужчины — с резкими притоптываниями и выкриками. В XIX в. краковяк был распространен как бальный танец и нередко встречался в операх и балетах. Очень популярным является, например, краковяк М. И. Глинки, который звучит в «польском» действии его оперы «Иван Сусанин».
Кульминация — эпизод музыкального произведения, где достигается наивысшее напряжение, наибольший накал эмоций. От латинского слова «culmen» — «вершина». Обычно композиторы стараются подчеркнуть кульминацию произведения громким звуком, особенными музыкальными эффектами.
Куплет — раздел куплетной формы. Обычно мелодия куплета остается неизменной при ее повторении в других куплетах. Однако словесный текст каждого куплета разный. Слово произошло от французского «couplet» — строфа. Если в песне есть куплет и припев, то куплетом называется та часть, текст которой при повторении изменяется.
Куплетная форма — распространенная форма вокальных произведений, в которых одна и та же мелодия повторяется в неизменном виде или слегка варьированном, но при каждом повторении исполняется с новым текстом. В куплетной форме мелодия должна отражать общий характер песни и подходить к тексту всех куплетов. Куплетными являются большинство народных песен — русские, немецкие, итальянские ит. д.
Лад — взаимосвязь музыкальных звуков, их слаженность, согласованность между собой. Звуки, из которых складывается мелодия, сочиненная на ладовой основе, обладают различной степенью устойчивости по отношению друг к другу, и слух реагирует на них по-разному.
Лейтмотив — музыкальная тема или часть ее, характеризующая какой-либо образ, идею, явление. Применяется в крупных музыкальных формах — операх, балетах, симфониях, повторяясь при появлении данного образа. Например, лейтмотив Снегурочки в опере Н. А. Римского — Корсакова «Снегурочка».
Либретто — литературный текст, лежащий в основе музыкально — сценического произведения, главным образом оперы. Часто словом «либретто» называют пересказ краткого содержания оперы или балета. От итальянского «libretto» — книжечка.
Мажор — один из двух (наряду с минором) наиболее распространенный в музыке ладов. Наиболее распространенным мнением является присвоение музыке, написанной в мажорном ладу, характера решительного, твердого, волевого. На итальянском языке слово «мажор» обозначается словом «dur», что значит жесткий.
Мазурка — польский народный танец. Название происходит от слова «мазуры» — так называют жителей Мазовии. Для исполнения танца мазурки характерны подскоки, постукивание каблучками и шпорами. При сочинении мазурки композиторы используют пунктирные ритмические фигуры.
Марш — пьеса в четком ритме для сопровождения военных походов, демонстраций и других шествий. Слово происходит от французского «marche» — ходьба. Часто государственные гимны пишутся в жанре маршей. В жанре марша написаны многие популярные песни, например «Песня о Родине» композитора И. О. Дунаевского.
Мелодия — осмысленно-выразительная одноголосная последовательность звуков, объединенных посредством ритма и лада. От греческого слова «melodia» — пение, напев.
Меломан — страстный любитель музыки, пения. В прошлом меломанами называли людей, пылко увлекающихся музыкой, но, по существу, не очень глубоко.
Менуэт — танец французского происхождения, популярный в Европе в XVII-XVIII вв. Исполняется мелкими шажками (название происходит от французского «menu» — мелкий).
Меццо-сопрано — женский певческий голос, средний между контральто и сопрано. По характеру звучания и тембровой окраске этот голос близок к контральто. Для меццо-сопрано написаны многие ведущие партии в известных операх, например Кармен в одноименной опере Ж. Бизе.
Минор — один из двух (наряду с мажором) наиболее распространенных в музыке ладов. Окраска минорного лада — мягкая элегическая. По латыни обозначается словом «moll», что в переводе означает «мягкий». Но в минорном ладу написано и большое количество музыки веселой, радостной, юмористической.
Мотив — мельчайший элемент музыкальной формы, любой наименьший отрезок мелодии, который обладает ясным, определенным музыкальным содержанием. Порой по мотиву мы можем вспомнить известную музыкальную пьесу или рассказать о ее характере.
Музыкальная форма — построение музыкального произведения, соотношение его частей.
Музыкант — человек, профессионально занимающийся каким-либо видом музыкальной деятельности: сочинением, дирижированием, исполнением.
Напев — небольшая вокальная мелодия. В обиходе часто заменяется словом «мотив».
Ноктюрн — мечтательная, певучая пьеса, навеянная образами ночи. Ноктюрн пишется главным образом для фортепиано. Происходит от французского «nokturn» — ночной.
Нота — условный графический знак, находящийся на нотном стане и указывающий высоту и относительную длительность какого-либо звука. Нота состоит из белой или затушеванной головки и небольшой палочки — хвостика, идущей вверх или вниз. Слово происходит от латинского «nota» — письменный знак.
Нотация — способ записи музыки с помощью особых графических знаков. Слово происходит от латинского «notatio» — записывание.
Одночастное произведение — произведение, в котором отсутствует деление на самостоятельные части.
Опера — вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно связано с музыкой — вокальной и оркестровой. В переводе с итальянского «ореrа» — сочинение. Первые оперы были созданы в Италии на рубеже XVI-XVII вв. В XIX в. одно из ведущих мест в мировом искусстве заняла русская музыка, в которой основы национальной оперы заложил композитор М. И. Глинка. Традиции М. И. Глинки были блестяще развиты его продолжателями — композиторами А. С. Даргомыжским, Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, а также композиторами XX века — Д. Б. Кабалевским, С. С. Прокофьевым, Т. Н. Хренниковым, Р. К. Щедриным, Д. Д. Шостаковичем.
Оперетта — музыкальная комедия. Музыкально-сценическое произведение комедийного содержания с вокально-танцевальными сценами в сопровождении оркестра и разговорными эпизодами.
Оратория — вокально-симфоническое произведение из многих частей. Оратория обычно состоит из чередования хоровых эпизодов, симфонических фрагментов и вокальных номеров — арий, ансамблей, речитативов. Отличается от кантаты большим масштабом и развитостью сюжета. Возникла на рубеже XVI-XVII вв. Жанру оратории близки произведения под названием «Реквием». Образцы русской оратории возникли в начале XIX в., этот жанр стал достаточно популярен в XX в. К нему обращаются С. С. Прокофьев (оратория «На страже мира»), Д. Д. Шостакович («Песнь о лесах»), Д. Б. Кабалевский («Реквием»).
Оркестр — многочисленный коллектив музыкантов-инструменталистов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава. Иногда оркестры состоят из однородных инструментов, однако чаще они составлены из разных инструментальных групп. В зависимости от состава оркестры имеют различные выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования — духовой, камерный, народных инструментов, симфонический, эстрадный.
Партитура — нотная запись многоголосного произведения для хора, оркестра или камерного ансамбля. В партитуре сведены воедино партии отдельных голосов и инструментов. Партитура представляет собой толстую объемную книгу в жестком переплете, которая при исполнении музыкального произведения кладется на дирижерский пульт. Партии в партитуре располагаются одна над другой, построчно. Слово происходит от итальянского «partitura» — разделение, распределение.
Переложение, аранжировка — переработка музыкального произведения, написанного для определенных голосов или инструментов, с целью приспособить его к исполнению другими средствами, например, переложению симфонии для исполнения на фортепиано, хоровое переложение одноголосной песни и т. д. Слово «аранжировка» происходит от французского «arranger» — обрабатывать.
Песня — одна из форм вокальной музыки, широко распространенная в народном музыкальном творчестве, музыкальном быту, а также в профессиональной музыке. В наши дни песня бывает эстрадной, хоровой, массовой, народной и адресована широкому кругу любителей музыки.
Полонез — танец польского происхождения. Полонез носит характер блестящего шествия. Танцующие движется плавно, величаво, слегка приседая на 3-й четверти каждого такта. Слово происходит от французского «polonaise» — польский танец.
Припев — часть куплетной формы. Обычно в песне припев следует после запева. Но при повторении припева его слова и мелодия не меняются.
Программная музыка — инструментальная музыка, в основе которой лежит программа, т. е. какой-либо конкретный сюжет. Программность музыки может излагаться в ее названии (например, сюита «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, увертюра «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского), в эпиграфе (Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича: «Моему родному городу Ленинграду, нашей грядущей победе над фашизмом посвящается») или в специальной программе, которая подробно рассказывает о содержании музыки («Фантастическая симфония» Г. Берлиоза).
Ритм — чередование различных длительностей звуков в музыке, коротких и длинных. Один из основных элементов выразительности мелодии. Слово происходит от греческого «rhythmos» — соразмерность.
Романс — произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Жанры романса разнообразны — лирика, сатира, повествование и др. Большое распространение в России романс получил в XIX-XX вв. Классические образцы романсов создали композиторы М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский.
Романтизм — художественное течение в культуре на рубеже XVIII — XIX вв., которому свойственны пылкость, возвышенная устремленность идей. Романтизм стал прародителем новых музыкальных жанров — баллада, фантазия, поэма. Крупнейшие музыканты-романтики: Ф. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист.
Рондо — музыкальная форма, состоящая из многократного построения основного раздела — рефрена, с которым чередуются другие эпизоды. Рондо начинается и заканчивается рефреном, образуя как бы круг. Оно и происходит от французского слова «rond» — хоровод, хождение по кругу.
Симфонический оркестр — музыкальный коллектив, наиболее совершенный и богатый по своим выразительным возможностям. Крупные симфонические оркестры насчитывают более 10 музыкантов. Возможности этого оркестра очень велики. Современный оркестр состоит из четырех основных групп: струнная группа, группа деревянных духовых, группа медных духовых и группа ударных инструментов. Симфонический оркестр — непременный участник музыкальных спектаклей (опер, балетов, оперетт), а также кантат, ораторий.
Симфония — произведение для оркестра, написанное в форме сонатного цикла. Встречаются симфонии в виде расширенного цикла — до 6-7 частей, и в виде неполного — вплоть до одночастных. Слово происходит от греческого «simphonia» — созвучие. Широкой известностью пользуются симфонии В.-А. Моцарта, Л. Бетховена, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича. Некоторые симфонии являются программными — «Фантастическая» Г. Берлиоза, «Патетическая» П. И. Чайковского, «Пасторальная» Л. Бетховена.
Солист — исполнитель музыкального произведения, предназначенного для одного голоса или инструмента. В опере солист — исполнитель ответственной роли.
Соло — эпизод в вокально-симфоническом, камерном, хоровом произведении, выполняемый одним певцом или инструментом. Слово происходит от итальянского «solo» — единственный, один.
Соната — произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме сонатного цикла. Слово происходит от итальянского «sonare» — играть на каком-либо инструменте.
Сопрано — самый высокий женский певческий голос. В музыкальной практике бывает сопрано драматическое, лирическое и колоратурное. Слово происходит от итальянского «sopra» — наверху, выше.
Тема — мелодия, обычно короткая, выражающая основную мысль произведения и являющаяся материалом для дальнейшего развития. По-гречески «thema» — то, что лежит в основе.
Тембр — специфическая окраска звука, свойственная данному музыкальному инструменту или голосу. Характер тембра зависит от обертонов, сопровождающих звук, и их относительной силы. Тембр может быть глухим, звонким, ясным и др.
Темп — скорость движения. Темп произведения зависит от его характера, настроения, содержания. Отклонение от правильного темпа ведет к искажению содержания. Слово происходит от латинского «tempus» — время.
Тенор — самый высокий по звучанию мужской певческий голос. Различаются две основные разновидности тенора: лирический — мягкий по тембру, нежный, и драматический — более сочный, крепкий. Кроме певческого голоса тенором еще называют медный духовой инструмент среднего регистра, отличающийся теплым и насыщенным тембром.
Трио — ансамбль из трех исполнителей с самостоятельной партией у каждого из них. Трио также называются произведения для такого ансамбля. Вокальные трио именуются терцетами, существуют как камерный жанр. Слово «трио» также означает среднюю часть в некоторых музыкальных пьесах 3-частной формы — танцах, маршах, скерцо.
Трубадур — странствующий поэт и певец во Франции в эпоху Средневековья. Слово произошло от провансальского «trobar» — изобретать, слагать стихи. Главные темы в искусстве трубадуров — воспевание любви, подвигов, красоты природы.
Труппа — творческий коллектив артистов театра.
Туш — краткое музыкальное «приветствие» фанфарного склада. Исполняется обычно на торжественных церемониях.
Увертюра — оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением и вводящая в круг идей и настроений предстоящего зрелища. По-французски слово «ouverture» — означает «открытие».
Фольклор — устное народное творчество (староанглийское слово «folklore» — означает «народная мудрость»). Музыкальный фольклор включает в себя песенное и инструментальное творчество народа, отражающее его историю, быт, стремления, думы. Основная область музыкального фольклора — народная песня.
Фуга — многоголосное полифоническое произведение, в котором главная тема проходит в разных голосах. В переводе с латинского слово «фуга» означает «бег». Высшего своего развития фуга достигла в творчестве немецкого композитора И.-С. Баха. Часто фуга исполняется в сочетании с другими музыкальными пьесами — прелюдией, токкатой, фантазией.
Хор — певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку, преимущественно многоголосую. Различаются однородные (мужские и женские), смешанные и детские хоры. Слово происходит от латинского «chorus» — толпа, собрание. По манере исполнения хоры делятся на академические и народные.
Хормейстер — дирижер в хоре. Обычно хормейстером называют помощника руководителя хора, который работает с коллективом при разучивании репертуара. Ответственный руководитель хорового коллектива в оперном театре также именуется хормейстером.
Хота — испанский народный танец, исполняется в быстром темпе, сопровождается игрой на гитаре, мандолине, щелканьем кастаньет. Жанр хоты использован М. И. Глинкой при создании его испанской увертюры «Арагонская хота».
Частушки — русские народные песни, основанные на многократном повторении небольшого куплета. Появились в начале XX в. Слово «частушка» произошло от слова «частый», много раз повторяющийся. По содержанию частушки бывают сатирические, озорные, лирические и др. Медленные любовные частушки обычно называются страданиями.
Шарманка — механический духовой инструмент, получивший распространение в среде бродячих музыкантов Европы в начале XVIII в. Шарманка — небольшой ящик, внутри которого помещен механизм из трубки, меха и валика. При вращении рукоятки звучит какая-либо музыкальная пьеса, обычно очень простая по мелодическому рисунку. Пьеса «запрограммирована» в шарманке, поэтому игра на ней не требует особых навыков.
Шумовой звук — звук не имеющий (в отличие от музыкального) ясно выраженной высоты. К шумовым звукам относятся гул, треск, звон, шорох и др. Некоторые шумовые звуки нашли применение в музыке: барабанная дробь, щелканье кастаньет, удары тарелок и др.
Элегия — пьеса печально-задумчивого характера. По-гречески «elegeia» — жалоба.
Эстрадный оркестр — укоренившееся в нашей стране название оркестра, который исполняет «легкую» музыку. В такой оркестр входит группа духовых инструментов, набор ударных, фортепиано, гитары, иногда несколько скрипок.
Юмореска — небольшая пьеса юмористического, причудливого характера. В музыке популярностью пользуются музыкальные пьесы под названием «Юмореска» композиторов А. Дворжака, Э. Грига, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова.
Источник