Музыкальное произведение записанное нотами

Записать и распечатать ноты на компьютере

Задал себе вопрос, а как же написать, а затем распечатать ноты на компьютере? Я, конечно, не музыкант и в нотной записи понимаю мало, поэтому моё исследование свелось лишь к практической части, а именно, не к профессиональным платным программам, а к доступным и, надеюсь, понятным для большинства начинающих или студентов. Есть три способа делать нотные записи: распечатать нотную тетрадь и в традициях старых мастеров делать это от руки, повторяя красивые изгибы скрипичных ключей; использовать программу установленную на компьютере с обширным функционалом; превратить нажатие клавиш в ноты — расширение для браузера google chrome. Об этих способах и поговорим отдельно.

Способ первый • Ручная запись

Отличный сервис всевозможных шаблонов, которые доступны для скачивания, generatedpaper.com о нем я уже рассказывал. Так вот тут есть прекрасный раздел для музыкантов, есть и просто нотная тетрадь, но бланки для записи аккордов скачивайте в в формате PDF и распечатывайте.

Способ второй • Программа MuseScore

Популярная программа с богатым функционалом работы с нотным станом, также есть поддержка MIDI файлов. Вы можете сразу прослушать результат. Инструкции по работе с программой и весь функционал описан на этой странице, к сожалению, не все инструкции переведены на русский язык, но думаю встроенный переводчик вам поможет исправить недостающий текст. А несколько видео-уроков наглядно покажут работу программы.

Читайте также:  Видеоуроки алексея по гитаре

Способ третий • приложение google chrome

Когда почти все задачи переместились в облака, и главным инструментом становится браузер, а, по моему мнению, google chrome лучший представитель. В богатом выборе приложений нашлось место и для музыкантов, которые могут творить композиции, записывая произведения в ноты, не прибегая к помощи программ. Flat, красота материального дизайна приложения и его возможности могут соперничать с профессиональными программами и, честно говоря, меня просто восхитили. Все абсолютно понятно, при том, что русского языка нет, к сожалению. Установка в один клик, регистрация через аккаунт google или facebook, и вам доступен мир творчества и сообщество музыкантов по всему миру. Вы можете поделится музыкой или послушать произведения других авторов. Можете использовать приложение, или просто добавить сайт в закладки.

В итоге лучшим на мой взгляд является последний Flat особенно его последнее преображение, которое сделало его еще стильней и удобней, а платная, хотя и не совсем дешевая делает этот замечательный сервис и вовсе для профессионалов.

Распознать ноты и сохранить на смартфоне

Нашел приложение My Sheets Music (Мои музыкальные партитуры), которое поможет отсканировать нотный лист и хранить его в электронном виде. Другими словами, всякий раз, когда вы захотите изучить новую мелодию или просто поиграть на музыкальном инструменте, не имея под рукой планшета с большим экраном, просто откройте это приложение, выберите понравившуюся нотную запись и начните играть.

Источник

Как появление системы записи нот изменило саму музыку

Сохранить и прочитать потом —

Роб Уэйр (Rob Weir): Система записи определяют связь между композитором и музыкантом. Чем подробнее музыкальная нотация, тем сильнее влияние композитора на выступление. Чем менее подробна запись, тем больше у исполнителя свободы действия.

Изначально музыкальная нотация была не очень подробной, но с течением времени ее точность стала расти. Например, в музыке начала эпохи Возрождения не существовало обозначений для темпа или динамики – выбор оставался за исполнителем.

В музыке Барокко использовался генерал-бас – прием, когда музыкант импровизировал, основываясь на определенных аккордах, как сейчас делают современные джазовые исполнители.

Во времена Бетховена темп задавали с помощью метронома, но даже это оставляло место для импровизации, например, в каденции.

Теперь посмотрите на симфонии Малера, написанные на границе XX века. На каждой странице оставлено огромное количество подробных заметок.

Ивон Карутерс (Yvonne Caruthers): Ответ Роба затрагивает несколько важных тем. Должна добавить, что благодаря музыкальным записям студенты могут обучаться, используя опыт прошлых поколений («открытие» Мендельсоном Баха).

Типы нотации у разных композиторов отличаются друг от друга – как различается и их отношение к нотной записи. Бетховен часто писал партии концертов для фортепиано с оркестром, но не делал подробную записи партии, которую играл сам. Зачем тратить на это время? Она была у него в голове, и он знал, как ее играть. Чтобы этот концерт мог сыграть другой оркестр с другим пианистом, Бетховену все же приходилось записывать партию пианино.

Некоторые композиторы записывали все выступление в виде эскиза партитуры для фортепиано, оставляя оркестровку напоследок (или просили кого-нибудь доделать работу за них), другие – подробно записывали полную версию.

Роб привел в пример симфонию Малера как одно из подробно записанных музыкальных произведений, я же считаю, что наиболее подробно свои сочинения записывал Барток. В конце каждой пьесы для фортепиано он уточнял время на ее проигрывание. Это означало, что если исполнять пьесу строго в заданном темпе, ее длительность составит столько-то секунд (или минут). Это был ответ Бартока на появление экспрессивных исполнителей, которые слишком свободно, по его мнению, изменяли произведения.

Дэвид Ли (David Leigh): Я считаю, что музыкальная нотация сильно повлияла на историю музыки.

Музыка, в отличие от текста в книге, записывается с помощью сокращений. Чтобы понять книгу, достаточно прочитать ее вслух или про себя – порядок, в котором расположены слова, влияет на наше с вами восприятие – мы можем представить себе происходящие события. Что касается музыки, то просто «прочитав» ноты, нельзя получить полное представление о мелодии. Тот факт, что у музыкантов есть специальный набор «стенографических» символов, невероятно важен.

Давайте рассмотрим три способа визуализации музыки, и то, как бы изменилось наше представление о ней, если бы они стали основной формой нотации.

Спектрограмма – представляет соотношение длительности, частоты и амплитуды звука. На картинке ниже представлена спектрограмма простой мелодии, сыгранной на скрипке.

Вот спектрограмма выступления Рашель Гилмор (Rachele Gilmore), которая исполняет каденцию в арии куклы Олимпии из оперы «Сказки Гофмана»:

Очевидно, что этот способ записи хорошо отражает манеру исполнения, но слабо передает высоту звука и ритм. Другими словами, если бы композитор записывал произведения таким образом, то тратил бы очень много времени, уточняя в какой именно тональности нужно играть каждую ноту. Эта система не очень подходит для точной передачи высоты звука и ритма.

Так все исполнители будут звучать почти одинаково. В теории, существовало бы одно идеальное выступление, и все бы равнялись на него. Именно поэтому мы не используем такую систему, но если бы мы все-таки её использовали, то наше представление о музыке было бы совсем другим.

«Гвидонова» рука. Ее использовали в двенадцатом веке, но не для записи музыки, а для обучения.

Суть этой системы в том, что с её помощью можно передавать звуковые переходы, используя язык жестов. Она способствовала развитию контрапункта, популярной музыкальной концепции того времени, так как позволяла строить гармоники очень простым и удобным способом.

«Гвидонова» рука в основном использовалась в многоголосом пении и редко применялась для стандартизации ритма и создания сложных гармоник. Если бы музыка представлялась в таком виде, то импровизировать стало бы проще, и, скорее всего, мы бы не увидели блок-аккордов, которые так популярны сегодня.

«Стандартная музыкальная нотация». Другими словами – то, чем мы сейчас пользуемся.

В сравнении с другими системами, описанными выше, эта имеет четкие обозначения длительности звуков. В ней точно определены их высота и тональность мелодии, а также даются указания относительно характера последней, но строго в рамках заданного ритма. Информация об уровне экспрессивности исполнения передается фигурально и зависит от контекста.

Система не конкретизирует, насколько громким должен быть «форте», или как мягко должен звучать «пиано», что означает «дольче» или «тэнуто». В данной системе у исполнителя меньше контроля, чем в других, но это не мешает импровизировать.

Интересно то, что все могло быть совсем не так. Когда эта система была сформирована, написанной музыки было не так много, и композитор всегда присутствовал при исполнении своего произведения. Исполнителю давалась возможность импровизации, однако система записи четко обозначала силу звука и ритм, тем самым не допуская ошибок в интерпретации.

Сейчас это не так актуально, но мы продолжаем использовать эту систему – она открыла нам ту музыку, которую мы знаем сегодня.

Стоит сказать, что поп-музыку редко записывают подобным образом, потому что те элементы, которые описывает стандартная нотация, в ней не используются. Нотная запись современной классической музыки содержит очень много заметок, касающихся мелодии и ритма (то есть того, что может контролировать композитор), потому что методы обучения музыке остались прежними.

Если, скажем, композиторы начали бы записывать музыку, используя спектрограммы, то обучать исполнителей пришлось бы совсем другим способом. Написанная музыка тоже сильно отличалась бы от существующей.

Источник

Как научиться играть по нотам

Для того чтобы сохранить музыкальное произведение на века, были изобретены ноты. Неподготовленный музыкант не сумеет воспроизвести его, не понимая, как читать ноты. В то время как профессионал без труда воспроизведет любую музыку, лишь заглянув в нотную тетрадь. Все дело в наличии навыка и опыта. С помощью знаний, можно с легкостью играть музыку, складывая ноты как во время прочтения книги.

Краткая историческая справка

Для успешного понимания сути нотной грамоты нужно обратиться к истокам.

Раньше музыка передавалась из уст в уста, как и литературные произведения. Но люди понимали, что ее необходимо сохранять, а соответственно – научиться систематизировать и записывать особым образом. Попытки сделать это были разнообразны.

В III в. н. э. Древнегреческий теоретик музыки Алипий из греческих букв составил список символов, каждый из которых интерпретировал звук конкретной высоты. Римляне также воспользовались данным способом, заменив греческие буквы на латинские.

В Средневековье для фиксации нот использовали невменную нотацию. Особенно часто к данному способу прибегали для фиксации направления движения мелодии при воспевании католических псалмов. Однако данная техника не была совершенной. С помощью нее певцы псалмов могли только вспомнить уже ранее разученную мелодию. Такая система не передавала высоту звука точно.

Решением данной проблемы теоретики музыки занимались долго. В результате, было решено ввести определенный ориентир – линию для звука fa. От нее вели счет остальных звуков вверх и вниз. Позже для звука do была введена еще одна линия.

Педагог Гвидо Аретинский ввел четыре параллельных линии, на которых стали изображать невмы, каждая из которых обозначала определенную высоту звука. Так в истории музыки появился нотный стан. Отличие современного нотного стана от невменной системы той поры лишь в том, что линий стало пять, а невмы заменили нотами.

Основная информация

Современная нотная грамота, знание которой необходимо для написания музыки и ее воспроизведения, основывается на базовых элементах. Музыканту необходимо выучить азы нотного звукоряда, разобраться в интервалах и октавах.

Нотный звукоряд

Музыкальная система вмещает в себя ряд звуков. Они размещены в порядке возрастания. Всего таких звуков 88. Их основная составляющая – ноты. Это своеобразные буквы музыки, которые отражают высоту звука, а также его длительность.

Современная музыкальная система состоит из семи хорошо известных всем звуковых обозначений. Они расположены в определенной последовательности:

Их повторение определенное количество раз и образует в конечном итоге звукоряд из 88 звуков.

Понятие интервалов

Каждая нота обозначает определенную высоту звука. Соответственно, каждая определенная нота выше, чем предыдущая, записанная перед ней.

Для того чтобы правильно читать ноты, необходимо запомнить суть обозначений интервала. Это отношение между одновременно и последовательно взятыми звуками. Существует два вида интервалов:

  • Гармонический (при одновременном звучании);
  • Мелодический (при последовательном звучании).

Интервал вмещает в себя вершину и основание. Между ними есть расстояние, которое в музыкальной грамоте измеряется количеством тонов или ступенями. Интервалы принято обозначать арабской цифрой. А их названия происходят от латинских числительных.

Основные характеристики интервала:

  1. Прима – указывает на расстояние между одной и той же нотой. Как правило, это минимальное или нулевое значение, поэтому прима является формальным интервалом.
  2. Секунда – расстояние, измеряемое в две ступени.
  3. Терция – расстояние, измеряемое в три ступени.
  4. Кварта – расстояние, измеряемое в четыре ступени.
  5. Квинта – расстояние, измеряемое в пять ступеней.
  6. Секста – расстояние, измеряемое в шесть ступеней.
  7. Септима – расстояние, измеряемое в семь ступеней.
  8. Октава – расстояние, измеряемое в восемь ступеней.

Октавы

Согласно пределам возможностей, голос или инструмент может звучать определенно низко или высоко. Расстояние между этими значениями называется диапазоном. В музыке диапазон измеряется октавами. Она выбрана мерой измерения потому что охватывает весь звукоряд из семи нот. Всего в музыке девять октав.

Удобнее всего понять суть нюансов, связанных с октавами на примере фортепиано. Его клавиатура содержит две неполных и 7 полных октав.

Считать их принято в музыке от ноты До. Поэтому первое, чему учат в любой музыкальной школе – находить на пианино именно эту ноту. Для этого необходимо найти группу из двух черных клавиш. Нота До будет слева.

Расположенные правее клавиши звучат выше, те что левее звучат ниже.

Эти правила позволяют нажать нужную ноту в случае необходимости. В том случае, если необходимо просто нажать ноту До, можно нажать любую клавишу, обозначающую эту ноту. Однако если нужно нажать ноту До в определенной октаве, музыкант коснется конкретной клавиши.

Расположение нот на стане

Музыкальные инструменты способны звучать в различном диапазоне. Туба может извлекать звуки контроктавы, а флейта звучит вплоть до пятой октавы. На фортепиано расположено 88 клавиш, и она способна звучать как на пятой октаве, так и на контроктаве.

Современный нотный стан содержит в себе только пять параллельных линий. Вопрос в том, как разместить на них ноты, которые способные обозначить такую разность звуков. Для этого используются скрипичный и басовый ключи.

Скрипичный ключ

Скрипичный ключ в музыкальной грамоте иначе обозначается как ключ Соль из-за того, что рядом с ним расположена нота Соль.

Этот ключ используется для записи высоких нот и подходит не для каждого инструмента. Если записать в этом ключе ноты для фортепиано, музыкант будет играть их правой рукой.

ВАЖНО! Данная нота является нотой именно первой октавы.

В этом ключе в основном пишутся ноты для скрипки, гитары или духовых инструментов, так как они способны воспроизвести ноты с малой октавы и выше.

Басовый ключ

Рядом с данным ключом расположена нота Фа, поэтому его иначе обозначают как ключ Фа. Применение басового ключа используется не так часто, как скрипичного. Басовые линии применяются в музыке для воспроизведения звука, который расположен ниже малой октавы.

В основном такой ключ подходит для записи нот для таких инструментов как фагот, бас-гитара или контрабас.

Существует колоссальное отличие в написании нот в скрипичном и басовом ключе и в том, как это выглядит в нотной тетради. На нотном стане у них совершенно разное расположение. Написание нот на басовом ключе требует отдельного запоминания.

Обозначение нот на линейках

Расположение нот в скрипичном ключе имеет принципиальное значение в музыкальной грамоте. Основные правила расположения таковы:

  • До – располагается на первой добавочной линейке.
  • Ре – под первой линейкой.
  • Ми – на первой линии.
  • Фа – между 1 и 2.
  • Соль – на 2.
  • Ля – между 2 и 3.
  • Си – на 3.
  • До2 – между 3 и 4.

Расположение нот в басовом ключе:

  • До – между 2 и 3.
  • Ре – на 3.
  • Ми – между 3 и 4.
  • Фа – на 4
  • Соль – между 4 и 5
  • Ля – на 5
  • Си – над 5.
  • До – на первой верхней добавочной линии.

Как видно, ноты в басовом и скрипично ключе на нотном стане записываются по-разному.

Дополнительные линейки

Для того чтобы написать низкие звуки, удобнее всего использовать именно басовый ключ. Но многие композиторы и музыканты для записи небольшого количества звуков иногда используют дополнительные линейки. К примеру, для записи ноты До первой октавы используется дополнительная линейка.

СПРАВКА! Если записывать ноту в скрипичном ключе, дополнительная линейка будет расположена ниже обычного нотного стана, если же в басовом – выше нотного стана.

Определенные особенности записи нот

Для записи очень высоких или очень низких нот можно использовать не дополнительные линейки, а знак восьмерки.

Знак восьмерки

В случае расположения специального знака восьмерки выше обычного нотного стана, все ноты, расположенные под пунктиром следует играть на октаву выше. Если знак восьмерки расположен ниже нотного стана – ноты играются на октаву ниже.

Длительность нот

Ноты способны отражать не только высоту звука, но и его длительность – протяженность во времени. Самая продолжительная нота называется «целая». Остальные виды протяженности происходят за счет деления целой.

Виды длительности ноты:

  • Целая. Обозначается в виде прозрачного овала. Например, протяженность ее 4 секунды.
  • Половинная. Обозначается в виде прозрачного овала со штилем. Эта нота будет звучать уже 2 секунды.
  • Четвертная. Обозначается в виде закрашенного овала со штилем. Звучит в четыре раза короче, чем целая – 1 секунду.
  • Восьмая. Обозначается также как и четвертная, только штиль на конце имеет специальный флажок в виде хвостика. По длительности занимает всего полсекунды.
  • Шестнадцатая. Имеет два флажка. Для того чтобы заполнить время целой, таких нот нужно будет шестнадцать.
  • Тридцать вторая. Имеет три флажка. Для заполнения времени целой ноты понадобится уже тридцать две таких нот.
  • Шестьдесят четвертая. Имеет четыре флажка. Шестьдесят четыре таких ноты заполняют одну целую.

Ноты могут группироваться между собой, образуя ребро (похоже на букву П). В зависимости от количества флажков объединенных нот формируется и количество ребер.

Ноты с точкой

Использование точки рядом с нотой необходимо для отображения увеличения или уменьшения продолжительности звучания.

Если точка располагается правее от ноты, на половину от ее обычной длительности должна быть увеличена и продолжительность звучания. Также можно увеличить и паузы.

Динамика и музыкальные штрихи

Также как и в человеческой речи, для того чтобы придать музыке эмоциональности, необходимо увеличить или уменьшить силу звука. Это достигается с помощью специальных динамических оттенков.

Еще одним способом придания музыкальной композиции тех или иных оттенков является метод звукоизвлечения, именуемый штрихом. Для каждого музыкального инструмента он индивидуален. Так, для придания оттенка во время игры на фортепиано, внимание обращено на особый образ прикосновения к клавишам. Во время игры на скрипке – на прикосновение смычка. Такие приемы называются «туше».

В музыкальной грамматике используется два основных вида штрихов:

  • Легато. Обозначается в виде нарисованной под нотами дуги. Извлекаемый звук должен быть плавным и перетекаемым;
  • Стаккато. Обозначается в виде точек, расположенных над каждой нотой. Извлекаемый звук должен быть точным, кротким и прерывистым.

Как считать длительность и такт

Для того чтобы «уловить» процесс счета длительности нот, лучше всего представить механические часы. В них секундная стрелка разделяет минуту на определенные отрезки в равных долях. Такие отрезки можно сравнить с сердцебиением. Измерение обычно происходит проверкой пульса.

Музыка тоже имеет свой пульс, который измеряется количеством ударов в минуту. Для измерения необходимо всего лишь знать соотношение этих длительностей.

ВАЖНО! Для того чтобы научиться играть ритмично, музыкант должен придерживаться чувства равномерной пульсации. Равномерность пульса – основа ритмичности в музыке.

Счет по пульсу

Пульс – это определенные сигналы, отражающие течение ритма музыки, временную разницу между тишиной и нотами, составляющими музыкальное произведение.

Для того чтобы произвести счет по пульсу, необходимо всего лишь взять за основу один интервал между ударами. Деление этого интервала на доли будет осуществляться в зависимости от того, какой ритм у музыки – быстрый или медленный.

Зная интервал, можно просчитать, быстрее или медленнее будет пульс в музыкальном произведении на определенном отрезке в сравнении с предыдущим.

Дополнительные знаки в нотной записи

Помимо нот и ключей в музыкальной грамоте используются дополнительные знаки, которые тоже важно знать. Одной из распространенных разновидностей являются знаки сокращения:

  • Реприза (для повторения определенной части музыкального произведения);
  • Вольта (повторения отрезка с другим концом);
  • Повторение такта (обозначается в виде косых палочек);
  • Повышение или понижение на октаву, что отображается уже знакомой нам восьмеркой.

Как самому записать ноты

Для того чтобы записать ноты, необходимо расчертить нотоносец (нотный стан) или приобрести в магазине тетрадь, в которой он уже расчерчен. Не стоит забывать про скрипичный или басовый ключ, на основе которого будут записаны ноты.

Современные технологии также предоставляют возможность записывать ноты в режиме онлайн в различных программах и приложениях.

Нотная грамота – это своеобразный язык, используемый для чтения музыкальных произведений. Научиться читать, понимать и играть ноты достаточно просто. Следует только вникнуть в основные правила, изобретенные уже очень давно, и чаще тренироваться.

Источник

Оцените статью