Музыкальное путешествие по странам западной европы ноты

Методические рекомендации к пьесам цикла В. Коровицына «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы»

преподаватель МБУДО «Детская музыкальная школа №40» г. Новокузнецк

к пьесам цикла В. Коровицына

«Музыкальное путешествие по странам Западной Европы».

Владимир Коровицын – современный российский композитор, пианист, педагог, лауреат международных конкурсов, член Союза композиторов России. Композитор живёт в Великом Новгороде, сочиняет музыку, занимается концертной и педагогической деятельностью.

Его музыка отличается особой мелодичностью, современностью интонаций, тонкой гармонизацией, изысканной «пианистичностью» и » удобно ложащейся на пальцы» фактурой. Благодаря таким качествам музыка новгородского композитора востребована преподавателями многих музыкальных школ страны.

Владимир Коровицын автор девяти сборников: «Радуйся солнцу», «Детский альбом», «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы», «Исполнение желаний», «Предчувствие красоты» и других.

На создание фортепианного цикла «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы», автора вдохновили не только личные впечатления от поездок по Европе. Он продолжил традицию великих русских композиторов — Михаила Ивановича Глинки, Пётра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова, которые в свое время были очарованы красотой и культурой этих стран и отражали свои ощущения в своих гениальных произведениях. Каждая пьеса предваряется небольшим литературным вступлением, которое вводит в круг образов и создает необходимое для исполнения настроение.

Сборник «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы» включает в себя 24 пьесы. Рассмотрим некоторые из них.

Все пьесы написаны в трёхчастной репризной форме, исключение составляет пьеса «Карусельные лошадки».

Приступая к работе над пьесой, необходимо сразу определить жанр, характер, наметить основную исполнительную линию, подобрать отвечающую художественному замыслу аппликатуру, педаль.

Весёлый, шутливый танец «Домареданс» написан в трёхчастной форме.

Первую и третью части нужно играть на форте, подчёркивая четвертные ноты. Середина изящная, звучит на пиано, нужно стремиться играть легко и ловко.

Важно показать звуковой контраст крайних частей с серединой.

Имеется множество фактурных неудобств для ученика, которые придется преодолевать. Главная сложность — умение распределить вес в руках, слышать и вести мелодию в верхнем голосе, легко и цепко поддерживать аккомпанемент. Педаль в пьесе берется только на кадансах.

Полька «Деревянные башмаки» написана в характере народного танца и как бы передает постукивание деревянных башмаков по булыжной мостовой.

Полезна для выработки координации, так как мелодия выстроена вертикалями и требует от ученика навыка прислушиваться к идеально синхронному звучанию левой и правой руки. Исполнение требует ловких, активных кончиков «танцующих» пальцев. Педаль лаконичная, строгая, смысловая.

«Антикварная шкатулка» — пьеса для учащихся младших классов, написана в верхнем регистре и действительно напоминает звучание музыкальной шкатулки.

Важно добиваться в работе над пьесой четкой синхронности и координации в руках. Также необходимо поискать большего разнообразия в динамике.

Для исполнения пьесы «Ветряные мельницы» необходимо выработать независимость артикуляционных приёмов, техническую свободу аппарата.

Движения рук должны быть экономные и точные, близко к клавиатуре, стаккато пальцевое, цепкое, а трели мелодичные, лёгкие. В средней части важно слушать мелодию и гармоническое строение фактуры в секвенционных построениях. Исполнять стараться мечтательно и трогательно, как бы всё время, вращая вперёд мельницу. Педаль колористическая, гармоническая.

В пьесе «Карусельные лошадки» особенности фактуры предполагают владение разнообразными штрихами, в первую очередь стаккатными — в двойных нотах, в пружинном ритме левой руки, в синкопированных и пунктирных тематических фрагментах.

Нужно стремиться создать радостное, праздничное настроение. Играть выразительно, смело в пружинящем ритме марша. Важно слышать звуки духового оркестра. Обратить внимание на мелодию в басу, её играть ярко, нон-легато, подражая тубе.

Аккорды должны звучать собранно и цепко, особенно в пунктирном ритме. Музыка всё время возвращается к рефрену, чередуясь с эпизодами, как — бы кружится по кругу с карусельными лошадками в форме «рондо». Чтобы не перегрузить и без того динамически яркую пьесу, можно использовать короткую лаконичную педаль.

«Прогулка по Парижу»

Уже само название пьесы и трёхдольный метр способны правильно настроить юного исполнителя, помогают почувствовать очарование беззаботной прогулки, найти нужный темп и звучность.

Во время исполнения учащийся должен услышать и передать в исполнении «скрытую» мелодию в верхнем голосе.

Вторая часть – это песня, которую раздается из какого-то уличного кафе, которых много в Париже.

Эффект «отдаленности» должен создаться динамическими оттенками. Педаль обогащает звучание, соединяя бас с гармонией.

Грациозная и порывистая пьеса. Мелодию важно «обнять», при этом играя на нон-легато. В левой руке — постоянно звучащий длинный бас с лёгким акцентом.

Ритмические особенности пьесы – пунктирный рисунок и триольные украшения мелодии, синкопы.

Мелодия характерна для испанского танца, песенная и очень темпераментная, с подчеркнутым синкопированным ритмом, который имитирует испанский инструмент-кастаньеты. Особое внимание нужно обратить на педаль. Иногда при снятии педали на третью долю невольно выталкивается третья нота в левой руке.

Фортепианный цикл «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы», помимо чисто музыкальных задач, обогащает юного пианиста яркими образами городов, стран, достопримечательностей, будит фантазию и желание путешествовать, познавать мир, природу.

Включая в репертуар учащихся яркие и разнообразные пьесы, мы помогаем им вообразить себя художником и музыкантом, почувствовать мир разнообразных звуков.

Источник

Методические рекомендации к лекции-концерту «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы (В.Коровицын)»

Методические рекомендации к лекции-концерту

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к лекции-концерту «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы (В.Коровицын)»»

Музыкальное путешествие по странам Западной Европы

Композитор В. Коровицын

Внеклассная работа со студентами разных специальностей. Методические рекомендации к исполняемым пьесам.

Дорогие друзья, вы любите путешествовать? Я и мои студенты хотим предложить вам отправиться в одно из самых необычных путешествий — музыкальное. Чтобы его совершить, вам не нужно покупать билет, упаковывать чемоданы. От вас потребуется лишь послушать нас.

Едем в Польшу. Проезжаем города Гданьск, Варшава, Краков, Лодзь. И в одном из замков слышим торжественные звуки полонеза. Пары в едином порыве исполняют один из самых горделивых в мире танцев.

Пьеса написана в трёхчастной форме, обратить внимание на ритмическую точность исполнения в левой руке. В середине — плавность мелодии в левой руке, а в правой — оставить ритмическую основу.

Норвегия — наверное, самая красивая из всех северных стран. Ведь только здесь есть фьорды — эти глубоко взрезающие сушу морские языки. Тот, кому хоть раз в жизни посчастливилось увидеть фьорды, вряд ли когда-либо сможет забыть их. Однако теперь наш путь лежит от побережья к центру страны. И, оказавшись в небольшом городке, мы услышим норвежскую песню — чистая и прозрачная, как прозрачен воздух на севере, как чисты пока ещё северные озера.

В мелодии ровное легато, обратить внимание на мягкий аккомпанемент. Средняя часть более подвижная, добиться плавного перехода от первой части к середине.

Мы едем из румынской столицы Бухареста на север. Пирамидальные тополя и нефтяные вышки, а дальше начинаются горы Карпаты. По-румынски они называются «Харгита». В маленьком шахтерском городке нас встречают хозяева в национальных костюмах, и звучит веселый, зажигательный, искрометный румынский танец.

Быстрый темп, динамичный рисунок пьесы. Обозначить акценты и распределить силу их звучания в мелодии. В середине ритмические синкопы в левой руке не должны замедлять темп.

На низких островах, там, где соединяются Балтийское и Северное моря, расположилась столица Дании — Копенгаген. Он славится своим парком Тиволи. По количеству аттракционов ему нет равных в Европе. Именно после посещения парка Тиволи Уолту Диснею пришла когда-то в голову мысль построить свой Диснейленд. И, самое главное, в Копенгагене жил и творил знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен. Кажется, что герои его сказок населяют все улицы этого города. Вот и символом Копенгагена является героиня одной из его сказок — Русалочка. Предлагаем вам прогуляться по набережной, где вы и встретитесь с Русалочкой. Здесь всегда толпятся туристы. Днем — это просто скульптура, и ничего необычного в ней нет. Но, говорят, иногда в ясные ночи, когда по небу рассыплются ясные звезды, а жёлтая полная луна повиснет над горизонтом, Русалочка начинает тихо, вполголоса петь. И тогда звучит пленительная, безумно красивая музыка. Но не всем дано её услышать, а только самым чутким.

Мягкая с большими интервалами мелодия. Уметь аккуратно «достать» высокие ноты. В левой руке сочный бас и пластичный аккомпанемент.

Напев шотландской волынки

Мы на фольклорном фестивале в Шотландии. У мужчин вместо брюк надеты клетчатые юбки-килты, а в руках один из самых древних музыкальных инструментов — волынка. Волынка — инструмент достаточно сложно устроенный. Звук у нее резкий и сильный, ведь это инструмент пастушеский. А Шотландия, как известно, всегда славилась отличными пастбищами и обилием скота. Напевы волынки очень древние. Давайте послушаем один из них.

Веселая задорная мелодия. Обратить внимание на часто повторяющийся мотив в пьесе, продумать динамику — он должен звучать разнообразно.

Австрия – одна из самых красивых стран в Европе. К востоку горы становятся меньше, а затем и вовсе сходят на нет. Здесь течет Дунай, на берегах которого расположился город, в прошлом центр огромной империи и музыкальная столица мира. Этот город называется, как вы уже, наверное, догадались, Вена. Великие композиторы жили и писали свою музыку в Вене. Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс… И разве есть на свете музыкант, не мечтающий побывать в этом городе! Австрийцы — народ обходительный, культурный и большие охотники до всяких развлечений. Наверное, поэтому и возник здесь когда-то такой веселый и наивный танец — Лендлер. Некоторые из вас, послушав его, скажут: «Да ведь, он очень похож на вальс!». И будут совершенно правы. Вальс произошел именно от лендлера, который приходится ему как бы музыкальным прадедушкой.

Трудность в разнообразном исполнении штрихов — non legato, а в середине – staccato.

Неотъемлемая часть голландского пейзажа краснокирпичные дома и многочисленные ветряные мельницы. Ветер без устали вращает их деревянные лопасти. И, кажется, от этого неутомимого кружения рождается музыка — музыка ветряных мельниц.

Стремительная порывистая пьеса требует виртуозности исполнения. В левой руке — острое легкое staccato.

Какой красивый город! Вместо улиц – каналы, вместо машин – лодки да катера. Венеция – царица моря. Дома и дворцы уронили свои отражения в зеленые воды Адриатики и, уже который век, не могут налюбоваться на себя. Самое таинственное и романтическое — это, конечно, покрытые черным лаком, бесшумно скользящие лодки — гондолы. Слышен мерный всплеск весла, и стоящий на корме гондольер запевает одну из многочисленных своих песен — баркаролу.

Важно услышать мелодическую линию во всём интонационном богатстве и цельности и соотнести звучание мелодии и аккомпанемента. В средней части важно сочно и глубоко провести мелодию в басу.

Хорошо отдыхать на озере Балатон. Теплая вода приятно обволакивает тело. В голубоватой дымке виден гористый противоположный берег. Совсем рядом с озером расположилось село. Там готовятся к свадьбе. Но какая же мадьярская свадьба без чарующих звуков чардаша, который захватит всех в свой сладостный плен.

Яркая, эмоционально насыщенная пьеса с разными темпами. Вступление сыграть в медленном темпе, начиная с пиано, сделать большое крещендо до форте. Аллегро играть быстро, с огнём. Важны синкопы в правой руке. При этом сохранить чёткий, упругий бас.

В Бельгии много не просто красивых, а роскошно красивых городов. Брюгге, Гент, и конечно, столица Брюссель. Но большая часть бельгийцев живет в провинциальных двухэтажных, мало, чем отличающихся друг от друга поселениях. Жизнь здесь не очень-то интересная. Один день мало чем отличается от другого. Но иногда заведенный раз и навсегда порядок до неузнаваемости меняется. Случается обычно это, когда в городок приезжает бродячая ярмарка. И тогда скучные и унылые улицы мгновенно преображаются: разноцветные лампочки, киоски со сластями, игры, аттракционы и музыка… Вот скачут карусельные лошадки, и выдувает все также призывно и радостно свой гвардейский марш. И летят, летят карусельные лошадки, унося нас в счастливый мир детства.

Чёткий, призывно-маршеобразный ритм. Важно слышать звуки духового оркестра. Обратить внимание на мелодию в басу, её играть ярко, нон-легато, подражая тубе.

Тихий вечер. Пожилая пара удобно расположилась в мягких креслах и неторопливо беседует. Но и беседа постепенно затухает. Женщина напевает песню. Без слов. Они, конечно, были когда-то эти слова. Но потом потерялись, забылись. И осталась одна только музыка – тихая, светлая, немного грустная.

Мягкие триоли в левой руке обогащают мелодию спокойной лёгкой грустью. Обратить внимание на окончания фраз.

Во всех шведских городах есть две главные улицы: улица Короля и улица Королевы. В Стокгольме улица Королевы длинная-предлинная, давно отдана во владение пешеходам. И кого только здесь нет: праздно шатающиеся горожане, туристы, клоуны, фокусники, люди-памятники и, конечно, музыканты, которые специально для вас сыграют шведский танец Домареданс.

Весёлый, шутливый танец написан в трёхчастной форме. Первую и третью части играть на форте, подчёркивая четвертные ноты. Середина изящная, на пиано. Важно показать звуковой контраст крайних частей с серединой.

Прага — уютный милый город в центре Европы. Как хорошо прогуляться по Староместской площади, по игрушечным улочкам Пражского Града, окунуться в прохладу и полумрак собора Святого Вита и просто постоять на Карловом мосту. Многочисленные скульптуры отражаются в водах широкой Влтавы. Последние лучи заходящего солнца золотят неправдоподобно красивые фасады зданий. И, кажется, ещё немного и польётся тихая музыка, такая же нежная и изящная, как сам город.

Важно соотношение звучаний пластичной мелодии и аккомпанемента. При этом следует мягко «доставать» септимы в мелодии.

Прогулка по Парижу

От главной достопримечательности Франции Эйфелевой башни наш путь лежит через мост и ряд тенистых бульваров к триумфальной арке. Двенадцать улиц лучей разбегаются от нее во все стороны. Самая широкая и красивая из них конечно елисейские поля. Хорошо спокойно прогуляться по ней. И вдыхать этот неповторимый парижский аромат.

В крайних частях в вальсообразном движении нужно сохранить лёгкость и воздушность исполнения при «покачиваниях» в правой руке. В средней части — «капризный» вальс с длинной мелодической фразой.

Барселона. Какой красивый город! Сначала прогуляемся по Лас-Рамблас, посмотрим на бессмертное творение Антонио Гауди — церковь святого семейства. Вокруг звучит музыка. Почему испанская музыка нас очаровывает? Да разве только нас? М. Глинка, Н. Римский-Корсаков, Ж. Бизе, М. Равель. И, когда звучит бессмертное болеро, душа улетает в непостижимой красоты миры.

Грациозная и порывистая пьеса. Мелодию важно «обнять», при этом играя на нон-легато. В левой руке — постоянно звучащий длинный бас с лёгким акцентом.

На лазурном берегу

Мы гуляли по Парижу. А теперь едем на лазурный берег. Узкой и длинной полоской рая протянулся он от марселя до Ниццы. Здесь абсолютно не к чему придраться. Работа творца безупречна. Красивые горы, аметистовое море, ласковое солнышко. Музыки еще нет, но она уже готова родиться. Как Афродита. Из этой вот морской пены…

Яркая, эмоционально насыщенная с элементами полифонии пьеса. Поработать над достаточно сложной в техническом отношении левой рукой («сочный» бас и мягкие, пластичные восьмые). Обратить внимание на динамику — важно подойти к кульминации, играя сексты мягко, звучно, на крещендо.

Примечание: эти пьесы, звучащие в концерте подойдут для учащихся старших классов детских музыкальных школ и студентов музыкальных колледжей разных специальностей.

Источник

Читайте также:  Вила лобос шоро ноты
Оцените статью