Музыкальные фразы для гитары

Блюз >Пятерка отборных блюзовых фраз от Джими Хендрикса, Ти-Боун Уокера, Элмора Джеймса, Стиви Рэя Вона и Джонни Винтера

Отличная фраза всегда радует слух гитариста — будь то соло Джимми Пейджа (Jimmy Page) в “Whole Lotta Love” или новаторские ходы Марка Нопфлера (Mark Knopfler) в “Sultans of Swing”.

Такие моменты всегда заставляют нас навострить уши и прислушаться повнимательнее.

А иногда бывает даже так, что услышанное само собой пробирается в наше подсознание, и вот, мы уже играем ту или иную фразу вновь и вновь, говоря себе при этом: «Где-то я уже это слышал… Но вот где. »

Фразы такого уровня стали уже своего рода иконами для многих. И как великий писатель всегда находит нужное слово, великие гитаристы всегда имеют наготове ту самую фразу в тот самый момент, чтобы предельно точно выразить свои ощущения.

Великие писатели составляют из этих слов литературные шедевры, а из-под «пера» (или в данном случае медиатора) великих гитаристов выходят живые и эмоциональные музыкальные фрагменты.

Вне зависимости от того, в каком стиле вы играете, фразы, о которых мы будем говорить сегодня, будут вам полезны. Проработайте их и включите их в свой арсенал, чтобы в нужный момент воспользоваться ими.

Читайте также:  Гитара для обучения с нейлоновыми струнами

5 лучших блюзовых фраз

Это будут фразы в духе Ти-Боун Уокера (T-Bone Walker), Джонни Винтера (Johnny Winter), Стиви Рэя Вона (Stevie Ray Vaughan), Элмора Джеймса (Elmore James) и Джими Хендрикса (Jimi Hendrix). К каждой из них мы добавим немного теории и дадим совет по исполнению.

1. Ти-Боун Уокер

• Происхождение: Эта блюзовая фраза в чикагском стиле принадлежит Ти-Боун Уокеру.
• Теория: Фраза основана на блюзовой гамме А (A-C-D-Eb-E-G). Квинта (Е) и большая терция (С#) обыгрываются здесь хроматически.
• Совет по исполнению: Фраза написана в размере 12/8, но она состоит из восьмых нот, которые можно сгруппировать, например, в триоли в размере 4/4, что придаст звучанию плавности.

2. Стиви Рэй Вон

• Происхождение: Возможно, “The Sky Is Crying” и принадлежит Элмору Джеймсу, но в 1991 году Стиви Рэй Вон в буквальном смысле дал этой композиции вечную жизнь, выпустив ее в составе одноименного альбома. Этот бриллиант техасского блюза — дань памяти Джеймсу.
• Теория: Фраза основана на пентатонической гамме С минор (C-Eb-F-G-Bb).
• Совет по исполнению: Сделайте бенд на первой струне от ноты F к ноте G. При этом пусть ваш большой палец обхватит гриф полностью и коснется шестой струны — это даст дополнительный эффект рычага, что особенно полезно в том случае, если вы, как и СРВ, предпочитаете толстые струны.

3. Джонни Винтер

• Происхождение: Блюзовый гитарист Джонни Винтер был по совместительству очень неплохим шреддером. В данном случае Винтер позаимствовал фразу для губной гармошки у Джеймса Коттона (James Cotton).
• Теория: Пониженная седьмая ступень (G) плавно переходит к тонике (А) — сильная доля второго такта — через пониженную пятую ступень и повышенную девятую ступень (B# [C]).
• Совет по исполнению: Бенд на полтора тона в начале фразы потребует от вас определенного усилия, но старайтесь не перенапрягаться при этом и играть расслабленно.

4. Элмор Джеймс

• Происхождение: Большинство своих фраз Элмор Джеймс заимствовал у представителей дельта-блюза, например, у Роберта Джонсона (Robert Johnson) или Сон Хауса (Son House). Наша сегодняшняя фраза очень напоминает “Take Me Where You Go” с альбома Джеймса Dust My Broom.
• Теория: Обратите внимание на элегантный переход в области терции — от ноты С к C#. Это больше похоже на подход пианиста, играющего блюз, ведь гитарист предпочел бы сделать бенд.
• Совет по исполнению: Играйте медиатором, максимально расслабляя при этом запястье звукоизвлекающей руки.

5. Джими Хендрикс

• Происхождение: Эту фразу Роберт Джонсон играл слайдом в “Come on in My Kitchen”, а Джими позаимствовал ее и сделал ее знаменитой, сыграв ее во вступлении ко всем известной композиции «Red House».
• Теория: Основа здесь — блюзовая гамма В (B-D-E-F-F#-A). Во втором такте Хендрикс добавил хроматизма за счет большой септимы (A#[Bb]).
• Совет по исполнению: Бенды в первом такте можно украсить глубоким вибрато. Чтобы фраза запела по-настоящему, придерживайтесь ритма.

Источник

Скоростная медиаторная техника >О том, как “Freebird” научила меня всему, что я знаю о рок-соло на гитаре

“Freebird” — легендарный опус рокеров Lynyrd Skynyrd — это символ всех хороших (и плохих) сторон рок-н-ролла. Эта великая композиция с потрясающей мелодией и гитарным соло на все времена — воистину памятник любви, потерям, сожалению и надежде.

Но сегодня я не намерен обсуждать достоинства или недостатки этого краеугольного камня классического рока. Я просто хочу показать вам, что в этой песне можно найти все, что нужно знать о рок-соло на гитаре (начиная с отметки 4:55).

Первое, что нужно понять, это то, что для игры этого соло требуется недюжинная выносливость. По сути, четырехминутное соло состоит из коротких фраз, которые гитарист повторяет без конца. Да, игра на гитаре требует хорошей физической формы. Но сегодня речь не об этом. Реальная ценность “Freebird” для любого гитариста в том, что фразы из этого соло подходят к практически любой аккордовой прогрессии любого поджанра рока в любом темпе, тональности и в любое время.

В нем нет ничего оригинального — каждую фразу можно найти в соло блюзового гитариста 1940х годов Ти-Боун Уокера (T-Bone Walker). Но особенность соло “Freebird” именно в том, что в нем все эти ходы собраны воедино!

Советы при игре соло “Freebird”:

  • Играйте медленно. Все фразы соло очень легко исполнить в медленном темпе (хотя, конечно, здесь есть пара бендов, которые могут показаться сложными), но особое внимание нужно обращать на ровный ритм, точность бендов и чистоту слайдов. Поверьте, скорость придет со временем сама, а точность игры можно развить, только работая над ней.
  • Играйте как на чистом звуке, так и с искажением. Тренировки на чистом звуке покажут вам, как можно применять эти фразы в кантри и поп-музыке. Игра в режиме дисторшн выведет на поверхность все шероховатости, связанные с неотработанной техникой игры.
  • Играйте фразы в разных тональностях. Это очень просто! Все фразы легко транспонируются, поэтому просто играйте их вверх и вниз по грифу. Композиция написана в тональности G, но я транспонировал соло в Е, потому что это очень распространенная тональность среди гитаристов.
  • Одна гамма — две тональности. Практически все фразы основаны на пентатонической гамме Е минор (E-G-A-B-D). Но те же ноты составляют также и пентатонику G мажор (G-A-B-D-E), что означает, что все эти фразы можно играть как в мажоре, так и в миноре.

А теперь за дело!

Фразы в примерном порядке их появления в соло:

В Примере 1 мы играем вариацию дабл-стопа, при этом третий палец делает бенды на второй струне, а четвертый удерживает ноту G на первой струне.

Казалось бы, простая фраза Примера 2 включает в себя целых три идеи: бенд, выход из бенда и пулл-офф.

Это, пожалуй, одна из самых важных фраз в рок-гитаре — выучите ее! Если вы не ощущаете важность Примера 3 в контексте рока, вам стоит разобрать еще несколько соло.

Пример 4 — отличный способ комбинации медиаторной атаки и легато. Секрет вот в чем: фраза состоит из шести нот, поэтому аккордовая прогрессия повторяется несколько раз. Каждый раз, когда вы играете ноту Е на четвертой струне, рисунок повторяется. Если поначалу вы не поймете идею, не расстраивайтесь! Просто поиграйте фразу и посмотрите, как она сдвигается на фоне прогрессии.

В Примере 5 мы смещаем рисунок Примера 1 по струнам, немного меняя ритм.

Еще одна фраза, повторяющаяся несколько раз на фоне прогрессии, это фраза Примера 6 . Она объединяет в себе восьмые и шестнадцатые ноты, а также прием игры через струну.

В Примере 7 мы добавляем в пентатоническую гамму ноту F# (9 ступень). А вот еще одна фраза, начальная точка которой смещается на каждом повторении.

Пример 8 состоит из быстрой повторяющейся четырехнотной фразы, мелодия и ритм которой остаются прежними, а вот гармония меняется. Этот пример потребует от вашей левой руки хорошей формы!

Заключительная фраза ( Пример 9 ) состоит из трех нот и играется с триольным ощущением. Ее не так просто сыграть ровно, потому что на каждом повторении хочется замедлять или ускорять ее. Попробуйте! У гитариста Lynyrd Skynyrd получилось, а значит, получится и у вас!

Вот все, что вам нужно знать о рок-соло на гитаре. Ну… Не совсем, конечно. Тем не менее, это очень много! Ясно, что соло на гитаре — гораздо более сложная тема, но то, о чем мы говорили сегодня, это основы. И зная их, вы не растеряетесь ни при каких обстоятельствах!

Отличные соло на гитаре!

До этого не очень себе представляла, что такое соло на гитаре. Очень красиво звучит, но пока что сложно для меня.

Рита , тут как раз ничего сложного нет, нужно немного потренироваться , это несколько простых приемов , которые кстати используют достаточно известные гитаристы , как говорится глаза (в данном случае уши) боятся-руки делают.Как правило это «вставки» между частями основного соло, но для тренировки пальцев хорошее подспорье.

Источник

Уроки guitar.ru

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Антон Ильяшенко
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 24 января 2000 г.

Привет! Сегодня у нас на повестке дня пять горячих блюзовых фраз! Одна другой круче! Все они в блюзовом A-мажоре (ля-мажоре). Поскольку нотная запись в данном случае довольно приблизительна, обязательно послушайте звуковые примеры и прочтите инструкцию по исполнению. Итак.

Ф раза номер 1 представляет из себя классический дабл-стоп. Вторая и третья струны зажимаются на VII ладу третьим пальцем левой руки, затем на пятом ладу они же зажимаются первым пальцем. Следующая нота C# (до-диез) на шестом ладу третьей струны берется энергичным хаммером вторым пальцем, после чего играется нота A (ля) на VII ладу третьим пальцем. Для того, чтобы повторить эту фразу ещё раз, третий палец после исполнения как бы перекатывается с VII лада четвертой струны на VII лад третьей и второй струны.


mp3-файл (21кБ)

Фраза номер 2 может послужить примером развития предыдущей. VIII и VII лады на первой и второй струнах берутся 4 и 3 пальцами соответственно. Далее идёт слайд на один лад вверх. Ноты E (ми) и A (ля) берутся первым пальцем. Далее все как во фразе номер 1.


mp3-файл (8кБ)

Третья фраза может послужить как отличным вступлением, так и просто хорошей фишкой на аккорд A-мажор (ля-мажор). Нота C (до) берется первым пальцем, следующая — C (до-диез) — играется хаммером вторым пальцем. Ноты E (ми) и A (ля) на второй и первой струнах берутся первым пальцем. Затем опять идет нота A (ля), но она играется бендом от ноты G (соль) на VIII ладу второй струны. Именно такая игра одинаковых нот на разных струнах и придает звучанию фирменность. C# (до-диез) на IX ладу играется мизинцем и звучит одновременно с предыдущей нотой. Следующая нота — G (соль) представляет собой ребенд (обратный бенд) ноты A (ля). Последнюю ноту — C# (до-диез) на VI ладу третьей струны нужно как следует «покачать»!


mp3-файл (10кБ)

Фраза номер 4 является одной из любимейших в репертуаре Гари Мура, недаром она звучит практически в каждом его соло. Прислушайтесь! Первая нота E (ми) берётся бендом с VII лада третьей струны. Далее ноты играются так же, как и в предыдущих примерах, то есть первым пальцем. Предпоследняя нота C (до) играется четвертым пальцем.


mp3-файл (6кБ)

Фраза номер 5 — в стиле Би Би Кинга, хотя скорее всего авторство принадлежит не ему. Отразить ритмику подобных фраз в нотах не представляется возможным. Поэтому внимательно послушайте пример. Первая нота G (соль) берется полуторатоновым бендом с XII лада первой струны. Далее следует блюзовый хроматизм E (ми), Eb (ми-бемоль), D (ре). Нота C# (до-диез) придаёт фразе мажорный колорит и играется она бендом с XII лада второй струны. Затем следует снова нота D (ре) на X ладу первой струны, бенд от XII лада второй струны. Предпоследняя нота B (си) представляет собой ребенд (обратный бэнд) ноты C# (до-диез). Ну и заканчивается все нотой A (ля) на X ладу второй струны.


mp3-файл (13кБ)

Источник

Рок импровизация >Девять самых популярных клише рок-гитары

Девять фраз, которые мы рассмотрим сегодня, относятся к самым важным элементам языка рока. Разберите их подробно — они вам точно пригодятся. Используя их в первоначальной форме, вы дадите слушателям возможность немного расслабиться, ведь они услышат нечто знакомое и практически родное. Внесите в эти фразы изменения — например, смените тональность или ритмический рисунок — и они сразу вызовут интерес. А если вы зададитесь целью полностью избегать их, вам автоматически придется начать открывать для себя новые музыкальные горизонты. Все в ваших руках! Итак, девять рок-фраз, которые должен знать каждый гитарист. Выучите их. Полюбите их.

Ветер с Миссисипи.

Лесли Уест (Leslie West) из группы Mountain может похвастаться очень интересной техникой игры, которая задействует всего лишь два пальца левой руки. Упражнение 1 построено на основе пентатонической гаммы Е мажор (E-F#-G#-B-C#). В центре фразы — бенд на третьей струне, за которым следует нота на второй струне. Этот ход можно встретить буквально повсюду. Сдвинув рисунок на одну восьмую ноту в любом направлении, вы получите еще пару легко узнаваемых фраз.

Что только гитаристы не делали с этой фразой! И Эрик Клэптон (Eric Clapton), и Тони Айомми (Tony Iommi), да и многие другие склоняют ее на все лады. Очень часто, например, ее исполняют с педалью «вау-вау». Нажатие этой педали на сильные доли создаст иллюзию игры гораздо большего количества нот, чем есть на самом деле. Попробуйте сами. У вас ведь есть такая педаль? Нет? Тогда самое время обзавестисть ей. Про то, как выбрать правильную педаль, читайте здесь. Также можете попробовать сыграть эту фразу в ритме восьмых триолей. Это тоже очень распространенный вариант.

Фраза упражнения 3 уже стала настоящей притчей во языцех. Повторяющийся ход без каких-либо сдвигов в акцентах — просто играйте ее напористо и мощно. По-моему, эту фразу я впервые услышал у Майкла Шенкера (Michael Schenker). С тех пор я часто пользуюсь ей. Если играть ее медленно, она звучит как шестнадцатые ноты, но как только вы начнете наращивать темп, на первую, третью и четвертую ноты будет автоматически падать акцент, что создаст эффект триольности с нотой, исполняемой хаммер-оном, посередине.

Много лет спустя.

Элвина Ли (Alvin Lee) из Ten Years After и Ронни Монтроуза (Ronnie Montrose) можно считать экспертами по фразам в духе упражнения 4 . При триольном ритме нота G смещается с сильной доли на слабую на каждом повторе. Эта фраза также хорошо звучит в форме шестнадцатых нот. Попробуйте и убедитесь.

Сдвигаем упражнение 4 на следующие две струны и получаем кучу новых возможностей (см. упражнение 5 ). Отличный пример этому — соло Вивиана Кэмпбэлла (Vivian Campbell) в “Rainbow in the Dark”. Сыграть ее по-настоящему бысто и агрессивно не так просто, как кажется.

Скачать табы и ноты к упражнениям Вы можете с помощью этой формы:

Напишите свое имя и Email для получения ссылки на скачивание.

Часто бывает так, что гитаристы начинают знакомство со скоростной техникой именно с фразы упражнения 6 . На ней можно хорошо потренировать пулл-оффы и научиться исполнять их четко и ровно. Фразы на одной струне — прекрасная возможность поработать над синхронизацией правой и левой руки, поэтому стоит уделить этому упражнению время.

Джимми Пейдж (Jimmy Page)! Фраза упражнения 7 просто идеальна. Ее можно играть как пулл-оффами, так и извлекая каждую ноту медиатором. Также к ней можно применить ритм шестнадцатыми, что несколько сдвинет акценты.

Упражнение 8 — классическая фраза, характерная для рокабилли. В плане смещения акцентов она очень похожа на упражнение 3, но здесь мы играем хаммер-онами, чтобы сделать фразу еще интереснее. Не забудьте включить метроном, чтобы не отходить от ритма. Только так вы сможете добиться нужного эффекта.

House Burning Down.

Джими Хендрикс (Jimi Hendrix)! А теперь — хит от мастера. Часто говорят, что Джими настолько опередил свое время, что и сейчас он еще впереди. Огромное количество его фраз и ходов уже стали клише. Но назвать игру Джими клишированной никак нельзя. И в этом весь парадокс. Фраза упражнения 9 состоит из групп по пять нот, но я решил не записывать их в форме квинтолей, чтобы не превратить сегодняшнее занятие в урок джаз-гитары. Сделайте ее!

Мне довелось работать в той самой студии звукозаписи, где записывался Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen). Он приходил туда дважды в день, чтобы проверить миксы и поиграть в видео-игры. Однажы он сказал, что самое важное в игре на гитаре — это «скорчить рожу покруче», чтобы все видели, насколько ты погружен в музыку и как упорно ты работаешь. Так вот, к каждой из этих фраз обязательно отработайте такую «рожу». Для этого можете порепетировать перед зеркалом.

Кто еще не подписан на Гитаршколу? У нас уже более 2000 учеников, подпишись и ты.

здравствуйте. я купила пару уроков. провела оплату. ничего не прислали

Здравствуйте. Уроки отправлены на Ваш e-mail. Так же проверьте папку «спам» на всякий случай. Если письма с уроками попали туда, отметьте их как «Не спам» пожалуйста.

Источник

Оцените статью