Музыкальный инструмент орган
Орган – воплощение грандиозности и величия, его справедливо называют «королем» в мире музыки. Это единственный инструмент, резонатором которого зачастую служит само помещение, а не деревянный корпус. Его ближайшими родственника являются не фортепиано и рояль, как может показаться, а флейта и баян.
Этот потрясающий инструмент великолепен во всем: мощный звук — не оставляющий слушателя равнодушным, внушающий внешний вид — поражающий своими масштабами, необычностью и неким шармом антиквариата, а также сложностью и замысловатостью конструкции.
Устройство органа
Инструмент имеет достаточно сложную структуру, состоящую из огромного количества различных элементов: трубы, мануалы, педальная клавиатура, меха, фильтра и электрические компрессоры (в былые времена их заменяли люди – до 10 человек), регистры с переключателями и многое другое.
Пульт, или кафедра – место, с которого музыкант управляет инструментом, содержит мануалы, педальную клавиатуру, различные переключатели и прочее.
Мануал – ручная клавиатура. Один орган может иметь до семи таких мануалов.
Регистр – определенное количество труб относящихся к одному «семейству», их объединяет тембровая схожесть. Регистровые комбинации называют «копулами» (с лат — «связки», «соединения»). По желанию заказчиков, мастера могут добавлять в орган отдельные регистры, имитирующие звук какого-то определенного инструмента.
Педальная клавиатура – ножная, выглядит так же, как и ручная. С ее помощью исполнитель управляет басовыми трубами. Для игры на педальной клавиатуре, органисты надевают специально изготовленную «чувствительную» и тесную обувь с очень тонкой подошвой.
Трубы органа – металлические, деревянные и деревянно-металлические полые трубы разной длинны, диаметра и формы. По способу звукоизвлечения разделяются на «язычкое» и «лобиальные». Инструмент может содержать до 10 тыс. таких труб, самые большие из них – басовые, их высота может достигать до 10 метров, а вес – до 500 кг. Иногда самым низким звукам инструмента дается название, например «голос кита».
А также орган содержит ножной ролик, подключающий и отключающий регистры, таким образом можно сыграть крещендо или диминуэндо, так как сами мануалы органа не чувствительны – громкость звука не зависит от силы нажатия клавиши, как например в фортепиано.
Фасадная, видимая зрителям сторона органа – только небольшая его часть, остальное же «содержимое» находится за стеной. Несмотря на внешнюю прочность органных труб, их все же достаточно легко погнуть, поэтому посторонних редко допускают «внутрь» инструмента. Абстракты – специальные тонкие деревянные рейки, которые соединяют клавиши с трубными клапанами. Некоторые из них могут достигать в высоту 13 метров.
Самый большой орган в мире находится в американском городе Atlantic Сity в концертном зале Боардволк Холл. Инструмент имеет тридцать три тысячи труб и тысячу двести клавиш. Воздух в трубы нагоняют вентиляторы, которые вращают электромоторы мощностью в 600 л. с. Состояние органа на данный момент не рабочее. В 1944 году он был поврежден во время урагана, а в 2001 году рабочие по халатности уничтожили часть основных труб. Орган подлежит реставрации, но для этого необходимо несколько лет.
Этимология названия инструмента
В переводе с древнегреческого «organum» означает «орудие», или «инструмент». А в средневековой Руси «органом» называли «всякий звучащий сосуд».
Исторические сведения
Орган – один из самых древних инструментов. Точную дату его возникновение определить невозможно. Во II в. до н.э. греческим мастером Ктесебием, был изобретен орган, играющий при помощи гидравлики – нагнетание воздуха водяным прессом. А в римской империи времен правления императора Нерона (I в.), инструмент изображался на монетах.
Древнейшим предшественником органа считается флейта Пана, имеющая схожее строение – соединенные трубки различной длины, каждая из которых издает звук определенной высоты. Затем, решив усовершенствовать систему, к ним добавили меха, нагнетающие воздух и клавиатуру, в которой количество клавиш совпадало с числом труб.
Это были ручные органы, которые музыканты носили на плечевом ремне, одной рукой нагнетая воздух в меха, а другой — играя мелодию, рядом, на специальном подставке стояли трубы, в которые под давлением подавался воздух.
Средневековые органы не отличались тонкостью изготовления – размер клавиш достигал 5-7 см, а расстояние между ними порой было по 1,5 – 2 см.
Поэтому играли на такой клавиатуре не пальцами, как на современном инструменте, а кулаками и локтями, прилагая немалое усилие. Широко распространенным инструментом орган стал после введения его в VII в. католическую богослужебную практику. В этот же период, органы из небольших транспортировочных инструментов, перевозимых на телегах, превратились в большие стационарные музыкальные «орудия»– устанавливаемые в церквях.
В последующие эпохи орган постепенно совершенствовался, (особый вклад в его развитие внесли итальянские и немецкие мастера), что происходит и до сегодняшнего дня – внедряются новые разработки, с целью сделать инструмент еще более удобным для исполнения и увеличить его функциональные возможности.
Разновидности
В зависимости от принципа работы, выделяют слеедующие разновидности органов:
- Духовые;
- Струнные;
- Театральные;
- Механические;
- Электронные;
- Паровые;
- Гидравлические;
- Цифровые
Роль «короля» инструментов в музыкальном искусстве
Со времен своего происхождения, орган занимал определенное место в культурной жизни человечества, имея различные степени популярности и важности в зависимости от исторической эпохи. Временем расцвета, или «золотым веком органа», считается эпоха Барокко – XVII-XVIII ст. В этот период творили такие великие композиторы как Бах, Букстехуде, Фрескобальди и др.
Также, разную роль исполняет орган в Восточной и Западной Европе, или же, если быть точнее – в православных и католических странах.
Если в западноевропейских католических странах, в каждом городе может насчитываться до нескольких сотен органов, находящихся в костелах, то в православных странах – это концертный инструмент, который есть далеко не в каждом городе. Зато здесь, во время органных выступлений залы переполнены желающими насладиться роскошным органным звучанием.
Двух одинаковых органов найти не возможно, поэтому этот инструмент в прямом смысле слова — уникален. Трубы некоторых экземпляров способны издавать не улавливаемые человеческим слухом ультра и инфразвуки.
Орган — инструмент, имеющий настолько уникальные и неповторимые возможности имитации и сочетания разных тембров, что даже самая простая мелодия «в его исполнении» превращается в шикарное музыкальное произведение, яркость восприятия которого усиливается мощностью звучания и завораживающим внешним видом инструмента.
Видео
Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.
Источник
Фортепиано музыкальный инструмент
Пианино — струнно-клавишный музыкальный инструмент с клавиатурой. Обычное пианино имеет 88 клавиш. Хотя основные принципы работы фортепиано просты, утонченность, необходимая для разработки мощного, но чувствительного современного фортепиано, делает его также самым сложным из всех механических инструментов, кроме органа. Струны фортепиано ударяет войлочный молоток, который должен отскочить от струн мгновенно, иначе это ослабит их вибрации в самом процессе их инициации. Таким образом, молоток должен свободно лететь к струнам. Чтобы пианист сохранил максимальный контроль над громкостью, расстояние свободного полета молотка должно быть как можно меньше.
Инструмент бывает двух основных типов: рояль и фортепиано. Фортепиано — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. Пианино было чрезвычайно популярным инструментом в западной классической музыке с конца 18-го века. Человек, который играет на пианино, называется пианистом.
История происхождения пианино
Фортепиано было изобретено в 18-ом веке Бартоломео Кристофори из Падуи, Италия. Свой первый рояль он сделал в 1709 году. Он происходил от клавесина, который выглядит как пианино. В фортепьяно на струны ударяет кусок дерева, называемый молотком.
Ранние инструменты с клавиатурой, такие как клавикорды, клавесины и органы, которые использовались в то время, имели гораздо более короткую клавиатуру, чем сегодня. Постепенно клавиатура стала длиннее, пока в ней не стало 88 нот (7 октав плюс три ноты) современного пианино.
Сначала инструмент назывался «фортепиано». Это означает «громко-тихо» по-итальянски. Ему было дано это имя, потому что его можно было играть громко или тихо, в зависимости от того, как сильно была нажата нота.
Хотя пианино было изобретено в начале 18-го века, только спустя 50 лет оно стало популярным. Первый раз на пианино было сыграно на публичном концерте в Лондоне, это было в 1768 году, когда на нем сыграл Иоганн Кристиан Бах. Вертикальное пианино было изобретено в 1800 году Джоном Исааком Хокингсом. Семь лет спустя Т. Саутвелл изобрел «перетягивание». Это означает, что струны для низких нот проходят по диагонали через деки, чтобы они могли быть длиннее и издавать гораздо больший звук.
У ранних фортепиано были струны, которые были прикреплены к деревянной раме. Они были не очень тяжелыми, но они были не очень сильными или громкими, поэтому их не очень хорошо слышали в большом концертном зале. В 1825 году чугунная рама была изобретена в Америке. Это сделало пианино намного сильнее, чтобы оно могло издавать больший звук, и струны вряд ли бы сломались.
Устройство фортепиано
У пианино есть клавиатура с белыми клавишами и черными. Когда клавиша нажата, демпфер отрывается от струны, и молоток ударяет струну. Он ударяет его очень быстро и отскакивает, так что струна может свободно вибрировать и издавать звук. Когда пианист убирает палец с ключа, демпфер падает обратно на струну, и звук прекращается. Струны натянуты очень плотно по раме, проходя по мосту на пути. Мост касается деки. Это означает, что вибрации отправляются на деки. Дека является очень важной частью фортепиано. Если он поврежден, пианино не издаст звука.
Механизм, который заставляет молот отскочить от струны очень быстро, называется «спуск». В 1821 году Себастьян Эрар изобрел своего рода двойной спуск. Молоток касается струны только около одной тысячной секунды. Молотки покрыты войлоком, который представляет собой смесь шерсти, шелка и волос.
Стандартные пианино имеет две педали, но есть разновидности с тремя.
- Педаль демпфера — эта педаль находится справа. Когда пианист прижимает его правой ногой, любые ноты, которые он играет, будут звучать, даже если он уберет палец с ноты. Это потому, что есть демпферы (они немного похожи на молотки), которые опираются на все струны. Когда пианист удерживает правую педаль, все демпферы отрываются от струн, так что струны могут свободно вибрировать. При воспроизведении ноты эта нота продолжит звучать. Некоторые другие струны также будут вибрировать очень легко (это называется «сочувствующей вибрацией»). Это сделает звук более гладким и богатым. Пианисты должны научиться правильно пользоваться педалью. Это будет зависеть от таких вещей, как стиль музыки, размер пианино, размер комнаты и много ли там обстановки.
- Вторая педаль — мягкая педаль находится слева. Когда пианист прижимает его левой ногой, ноты звучат тише. На рояле вся клавиатура и действие немного смещены влево, так что молотки бьют только по двум струнам вместо трех. Также части войлока, которые поражают нить, мягче, потому что они не стали твердыми при большом количестве использования.
- Средняя педаль, как и правая педаль, она поддерживает звучание, но влияет только на ноты, которые уже воспроизводятся в момент нажатия средней педали. Это позволяет сохранить один аккорд во время исполнения других нот, которые не будут продолжаться. У всех концертных роялей есть такая педаль, а также у некоторых современных пианино.
Знаменитые композиторы и пианисты
Как только пианино стало популярным в конце 18 века, многие композиторы писали музыку для фортепиано. Вольфганг Амадей Моцарт начал учиться игре на клавесине, когда был очень маленьким, но пианино становилось популярным, когда он был молодым, и он написал много сонат и концертов для фортепиано. Франц Йозеф Гайдн также написал много фортепианной музыки. Людвиг ван Бетховен был очень известным пианистом, прежде чем он стал очень известным как композитор. Его фортепианные композиции включают 5 концертов и 32 сонаты. В романтический период многие композиторы писали для фортепиано. Среди них Франц Шуберт, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс, Ференц Лист и Фридерик Шопен. Позднее композиторы — Сергей Рахманинов, Клод Дебюсси, Морис Равель, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бела Барток.
Одни из первых известных пианистов игры на фортепиано Дюссек, Моцарт, Муцио Клементи, Джон Филд и Шопен. В 19 веке Ференц Лист очень сильно повлиял на фортепиано, сочиняя и исполняя очень сложную музыку. Другими великими пианистами являются Клара Шуман и Антон Рубинштейн. Пианисты 20-го века Артур Шнабель, Владимир Горовиц, Иосиф Гофман, Вильгельм Кемпф, Дину Липатти, Клаудио Аррау, Артур Рубинштейн, Святослав Рихтер и Альфред Брендель. Среди величайших пианистов сегодня Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Лейф Ове Андснес, Борис Березовский и Евгений Кисин.
Пианисты, играющие популярную музыку, Либераче, Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард, Элтон Джон, Билли Джоэл, Телониус Монах, Тори Эймос и Рэй Чарльз. Возможно, величайшим джазовым пианистом был Фэтс Уоллер.
Пианино было очень популярным инструментом с середины 18-го века, когда вскоре он заменил клавикорд и клавесин. К началу 19-го века звучание фортепиано было достаточно большим, чтобы заполнить большие концертные залы. Маленькие пианино были сделаны для использования в домах людей.
Пианино не часто используются в оркестрах (если они есть, они являются частью секции ударных). Они могут использоваться для концертов фортепьяно (пьесы для сольного пианиста в сопровождении оркестра). Существует огромное количество музыки, написанной для фортепиано соло. Пианино также можно использовать вместе с другими инструментами, в джазовых группах и для сопровождения пения.
Видео
Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.
Источник